КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика научных теорий. Понятие научной революции и смена научных парадигм
Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание. Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д. Обозначим основные черты научной теории: 1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом. 2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития. 3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов. 4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием. 5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы. Что же касается структуры научной теории, то она включает, во-первых, основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики); во-вторых, законы, выступающие в качестве костяка научной теории, ее базы; в-третьих, узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; наконец, в-четвертых, идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми. В XX веке наука из полулюбительской деятельности стала превращаться в сферу профессионального занятия. В XX в. интерес к философской проблеме в науке возрос. Философская наука изучает природу современного научного знания. Древнейшие цивилизации выработали и накопили большие запасы астрономического, математического, биологического знания. Все это знание имело рецептурный характер — оно было тесно связано с конкретными практическими задачами. Такое знание хранили и передавали из поколения в поколения. В европейской культуре научное знание появилось около 2 тысяч лет назад. Первые античные мыслители, создавшие учение о природе, много почерпнули из Древнего Египта и Востока: они перешли к построению логически связанных и согласованных систем знаний, т.е. к теории. Эти теоретические знания хранили светские люди (им не придавался сакральный характер, обучали всех желающих). Аристотель, 1-й философ науки, создал формальную логику, проанализировал и классифицировал различные виды знания, разграничил философию, математику, науки о природе, отличил от всего этого практическое знание — мастерство, техническое знание, практический и здравый смысл. Каждое явление обусловлено 4 причинами (формальной, материальной, движущей, целевой). Если удается объяснить все причины, то задача науки оказывается полностью выполненной, явление считается познанным и объясненным. С эпохи Возрождения появились попытки разработать новою картину мира. Начало положил Коперник (предложил гелиоцентрическую картину мира). Галилей обосновал учения Коперника, создал новое понимание природы, науки, разработал и применил метод точного экспериментального исследования. Галилей был убежден, что язык математики — подлинный язык, через который м.б. выражены законы природы. Для этого нужно ограничить предмет естествознания только объективными, первичными качествами вещей, такими как: масса, форма тел и т.д. Вторичные качества (запах) не являются объективными свойствами вещей. Возникла новая форма познания природы — математизированное естествознание, опирающееся на точный эксперимент. Структура научного объяснения. Ученые не только устанавливают факты, обобщают их, но и пытаются ответить на вопросы: почему эти факты имели место, чем было вызвано это событие. При этом они пользуются методом науки — объяснением (нечто непонятное мы разъясняем через понятное и общеизвестное). В философии науки, объяснение — это важнейшая процедура научного познания, для которого разработаны более строгие схемы. Наиболее известную модель объяснения разработали Поппер и Гемпель. Она получила название объяснения через охватывающие законы. Согласно им, во всех науках при объяснении используется общая методология. Основой базиса объяснения выступает один или несколько общих законов и описание конкретных условий, в которых протекает объясняемое явление. Из этого базиса нужно с помощью дедукции получить суждение, которое объясняет данное явление. Они (П. и Г.) доказывали, что такая модель подходит не только для объяснения, но и для предсказания фактов. Развитие науки Поппер уподобил дарвиновской схеме. Роль парадигм в науке. С Попперовской концепцией не все были согласны, поскольку в ней отсутствовало объяснение моментов стабильности, устойчивости в научной деятельности. Наиболее ярко это показал Кун. Парадигмой в концепции Куна называется совокупность базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследовательских, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами научного общества. В зрелых научных дисциплинах (физике и др.) в период их устойчивого нормального развития м.б. только одна парадигма. Например, в физике таковой была парадигма Ньютона, на языке которой ученые говорили, поэтому большинство ученых освобождено от размышлений о самых фундаментальных вопросах своей дисциплины. Их уже решила парадигма. В концепции Куна длительные этапы науки прерываются краткими, но полными драматизма периодами (смуты и революции в науке) — периоды смены парадигм. Это происходит потому, что сначала ученым не удается решить одну головоломку, затем 2-ую и т.д. Ученые откладывают эти аномалии (так Кун называл нерешенные головоломки и не укладывающиеся в парадигму явления) на будущие. Когда число аномалий становится слишком большим, ученые пытаются найти контуры новой. Начинается период кризиса в науке, бурных дискуссий. По Куну картина развития науки следующая: длительные периоды поступательного развития и накопления знаний в рамках одной парадигмы сменяются периодами кризиса, ломки старой и поиска новой парадигмы. Критерии демаркации науки и ненауки. В философии науки проблема разграничения науки и ненауки называется проблема демаркации и является одной из центральных проблем. Первый критерий, по которому можно судить о двусмысленности понятия или суждения — требование соотнесение этого понятия с опытом (у позитивистов это требование называется принцип верифицируемости). Поппер критерием научности считал фальсифицируемость (опровержение любого утверждения, относимого к науке). Развитие науки Поппер уподобил дарвиновской схеме.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |