Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективно-идеалистическая философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли




Отличительная черта античной философии — формирование нового способа духовного самовыражения, к-ый имеет стройную логическую форму, характеризуется рациональным постижением мира. Характеризуется космоцентризмом — стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. До софистов главная задача философии — раскрыть суть окр. мира, софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблемы человеческой жизни, рассмотрели ее в теоретических и практических аспектах. Далее эта тематика стала предметом особого внимания, прежде всего у Сократа.

Платон (ученик Сократа) первый создал концепцию объяснения идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отношению к миру вещей. Существует сверхчувственный мир, к-ый представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Материальное бытие создается Творцом — разум, творческий ум, к-ого формирует материальный мир. Творец (демиург) создал физический мир по идеальным образцам — идеям. Идея — гармоничный и совершенный образ. Материальный мир создан из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, к-ые противопоставляются идеям и демиургу. Космос — шар, в центре к-ого Земля, другие планеты и звезды приводятся в движение их душами. Человек наделен бессмертной, сотворенной Богом душой, соединенной со смертным телом, душа явл. основой разумности человека, дает возможность познавать окр. мир.

Теория познания Платона: человек имеет врожденные идеи, он открывает для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл, т.е умом созерцать идеи. Стимул к знанию — любовь к прекрасному, т.е. а) любовь к красивому телу с целью породить новое тело и удовлетворить стремление к бессмертию; б) любовь к душе — жажда справедливости, законности, увлеченность искусством, наукой; в) любовь к знанию, миру идей (платоническая любовь) возвращает человека в лоно Единого Блага. Знание — смысл, не ощущение: чужой язык воспринимается, но смысл непонятен. Знание — не истина, мнение, т.к. истина соотносится с ложью. Ложь — то, чего нет, небытие, к-ое знать невозможно. Следовательно, неизвестно, что такое истина.

Познание — процесс созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа. 1) познавание осуществляется чистой душой до рождения; 2) после вселения в тело душа сохраняет, но не осознает знания. В процессе рождения душа вспоминает знания, к-ые видела раньше. Чувственно-эмпирический опыт — толчок к воспоминаниям, следовательно, к душе надо обращаться напрямую, минуя по возможности органы чувств, — при помощи речи. Основное средство воспоминания — метод диалектики, беседа.

Человек — единство души и тела, в основе душа. Очищение души возможно с помощью рационального познания. 3 категории души людей в зависимости от преобладающего начала (разум, страсть, воля, вожделение): 1) разумная душа — мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, следовательно, главная функция — управлять гос-вом. Политика — искусство спасения души, к-ым должны заниматься философы, т.к. они обл. разумной душой. 2) Стражники и воины. Природная функция — охранять гос-во, т.к. обладают волей, силой. З) Стремление к материальным, чувственным наслаждениям — крестьяне, ремесленники, торговцы. Их поведение следует регулировать и ограничивать для сохранения благоразумности в обществе. Это концепция идеального гос-ва.

3 слоя людей, выполняющих присущие им функции. Гармоническое общество — результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения. Т.е. социальная справедливость в обществе есть только тогда, когда она есть внутри каждой человеческой души.

Предпочтительная форма идеального гос-ва — монархия. Возможны аристократия и демократия. Чтобы монархия не перешла в тиранию, необходимо правильное воспитание. Правитель обязан изучать философию и соединять ее принципы с реальной действительностью. Право на управление — с 50-60 лет. Для 2-й группы — общее имущество, жены, дети для избегания конфликтов, зависти и ревности. 3-я группа нуждается в воспитании чувства умеренности и самоограниченности. Вывод: философия Платона, особенно о гос-ве, — огромное влияние на ход развития мировой культуры.

 

Большое внимание Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он исп-ет для его опре­деления термин диалектика и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево к-рое в конце концов приводит к возникновению искры позна­ния Осн вопрос ф-фии он решает однозначно- идеалистически.Матер мир к-рый нас окружает и к-рый мы познаем своими чувствами явл-ся согласно Платону лишь “ тенью” и произво­ден от мира идей т.е. матер мир вторичен Все явле­ния и предметы матер мира преходящи, возни­кают, гибнут и изменяются (поэтому не м. б. подлинно сущими, идеи явл-ся неизменными неподвижными и вечными За эти св-ва П признает их подлинным действ. бытием и возво­дит в ранг единств предмета подлинно истин­ного познания П объясняет подобие всех сущ-их в матер мире столов наличием идеи стола в мире идей Все существ. столы-лишь тень от­блеск вечной и неизменной идеи стола В дейст-ти идея стола возникает как абстракция как выражение опред. подобия многих отдель­ных конкретных столов. Идею П. отрывает то реальных предметов(единичных) абсолютизи­рует и провозглашает априорной по отношению к ним же Идеи суть подлинные сущности сущ-ют вне матер мира и не зависят от него, объек­тивны матер мир им лишь подчинен Между миром идей как подлинным, реальным и небытием (материей как таковой материей в себе) сущ-ет по П. кажущиеся бытие, производное бытие(т.е. мир действительно реальных чувственно воспринимаемых явлений и вещей, к-рое отде­ляет истинное бытие и небытия. Реальные вещи представляют собой соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной, бесфор­менной “принимающей” материей (небытием) Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) явл-ся важной ча­стью ф-фии П. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное как подобие, тень в к-рых отражены опред образцы идеи. У П. есть утверждение противоположного хар-ра Он говорит что идеи присутствуют в вещах Это отношение идей и вещей если принимать взгляды последнего периода открывает опред возможность движе­ния к иррационализму. Много внимания П. уделяет вопросу “иерархизации идей” Эта иерархизация представляет опред. упорядоч. систему объективного идеализма Выше всего стоит по П. идея красоты и добра Она не только превосходит все реально сущ-щее добро и красоту тем что совершенна вечна и неизменна (так же как и др. идеи) но стоит выше др. идей Познание или достижение этой идеи явл-ся вершиной действит познания и свидетельством полноценности жизни. Истинное настоя­щее познание, согласно П., -.познание проникающее в мир идей познание разумное. Ядром его гносео­лог концепций явл-ся теория воспо­минания. Душа вспоминает идеи с к-рыми она встречалась и к-рые она познала в то время когда она еще не соединилавсь с телом когда свободно суще­ствовала в царстве Эти воспоминания тем сильней и интенсивней чем больше удается отстраниться от телесности.

Гносеолог и онтолог взгляды П перекликаются с его понятием души. Душа бестелесна бессмертна она не возникает одновременно с телом но сущ-ет извечно Тело подчиняется ей. Состоит она из 3 иерарх-ки упорядоченых частей. Высшей частью явл-ся разум, затем идет воля и благо­родные желания и 3, самая низшая часть,-влече­ния и чувственность. Объективные идеалисты в основном ссылаются на те места в учении П., к-рые направлены против матер. мышления В этом смысле П. платонизм играют опред консер­вативную роль. С др. стороны его диалектика как постижние развития в мире кажущегося бытия (в матер. мире) или как диалектика идей сделала его концепции привлека­тельными для ф-фии Ренессанса.

ПЛАТОНИЗМ - 1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2) включение платоновской философии, особенно теории идей, в др. философские системы. Платонизм, сначала в виде "раннего платонизма", имел своих представителей в трех платоновских Академиях (в первой - Севсипп, Ксенократ; во второй - Аркесилай, Карнеад; в третьей - Антиох из Аскалона, учитель Варрона и Цицерона). К "среднему платонизму" принадлежат, напр., Цельс и Плутарх. Третьей, и наиболее значительной, формой платонизма был неоплатонизм. В средние века платонизм, по сравнению с аристотелизмом, не играл почти никакой роли (см. Европейская философия). Интерес к нему возродился на Западе в результате основания во Флоренции философом Марсилио Фичино платоновской Академии (1459), откуда он через кембриджскую школу распространился в Англии. В Германии платонизм и неоплатонизм возродились под влиянием англ, философии и благодаря немецкому идеализму; однако только с Лейбница начинается историческое понимание первоначального платонизма. В настоящее время философия Платона часто исследуется с точки зрения ее иррационалистического характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.