Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Типы и виды личностей




Процессы социализации и индивидуализации

С внутренней стороны общественные отношения представляют собой условия и формы индивидуальной жизнедеятельности людей, т.е. с этой стороны общественные отношения наполняются человеческим содержанием. Здесь есть ряд условий: 1) общечеловеческий как условия совместной жизни и деятельности людей, гарантии жизни и позитивной деятельности каждого индивида – то, что издавна называлось элементарными правилами и задачами человеческого общежития; 2) этно – национальный уровень; 3) уровень малых групп (семья, возрастные, профессиональные и другие группы); 4) уровень межличностных отношений, круг общения индивида. А теперь, когда мы учли внешнюю и внутреннюю стороны общественных отношений, все ли отношения известны нам, чтобы раскрыть сущность человека? Обычно на этом ставят точку и рассматривают как под воздействием среды и воспитании формируется человек. Процесс этот принято называть социализацией, только по новейшим представлениям она двойственна, ибо создает предпосылки для включения лица в круг межсубъективных отношений и одновременно для выключения себя из этого круга. В первом случае имеет место аккультурация, а во втором – индивидуация (собственная стратегия участия, вменяемость, неподопечность). И все это в рамках социализации. Конечно же, социализация, приобщение к социальному опыту и ценностям культуры абсолютно необходима. Но нормальный, живой, интересный человек, а не ходячая схема социальных добродетелей, возникает и развивается в каждом из нас, когда умная и гуманная социализация дополняется процессом индивидуализации человека, в котором в полный голос заявляет о себе сам человек, порой вопреки всем обстоятельствам и воспитательным воздействиям.

Человек – самое широкое, объемное понятие, отличающее нас от всех живых существ. Иван Тимофеевич Фролов, лидер разработки человеческой проблематики в нашей стране, дал такое определение: «Человек – субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием». Индивид (так Цицерон перевел греческое слово «атом» на латинский язык) – отдельный представитель рода человеческого, каждый человек как нечто неповторимое. Мы рождаемся индивидами и становимся индивидуальностями в той мере, в какой осознаем свои задатки, способности, таланты и реализуем их в своей жизни и деятельности. При яркой одаренности и благоприятных условиях это может происходить в раннем возрасте, но может и позднее, в зрелом и даже преклонном возрасте, поэтому от поисков своей индивидуальности никогда не следует отказываться. Когда же индивидуальные, социально-значимые качества человека не только осознаются, но и утверждаются им в общественной жизни, и человек становится субъектом, активным деятелем в своей личной и общественной жизни, он становится личностью. Основные личностные качества: 1) что и как человек умеет делать (человек как субъект деятельности); 2) гражданские качества человека (человек как субъект общественных отношений); 3) нравственные качества человека (человек как субъект общения); 4) интеллектуальные качества человека (человек как субъект познания); 5) способность создавать новое (творческие качества человека). Очень важно понимать, что личность – не обязательно положительная характеристика человека, ведь личностные качества могут быть представлены в разной степени и с разным знаком. В зависимости от того, какое личностное качество доминирует в человеке, различают типы личностей: деловая, гражданственная (общественно-политически активная) высоко нравственная (одухотворенная) личность, интеллектуал, яркая творческая личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.