КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Противоречия культуры. Правовая культура и её проблемы в нашем обществе
Основные концепции культуры В современной культурологии, среди не поддающихся решению вопросов на первом месте оказался вопрос «что есть культура?». Дискуссии ведутся между сторонниками трех основных подходов к пониманию культуры – аксиологического, технологического и гуманистического. Смысл подходов понятен: аксиологический рассматривает культуру как совокупность ценностей, технологический относит к культуре только созданное человеческой деятельностью с только ей присущей технологией, а гуманистический считает, что смысл культуры человеческий и главным носителем культуры является человек. Важно иметь в виду, что эти подходы – концепции культуры появились еще в античности. В Греции культура обозначалась словом «пайдейя» (образованность, воспитанность) – здесь явно было соединены гуманистический и аксиологический подходы: речь идет о человеке, его интеллектуальных и нравственных качествах (кстати, Зенон Китийский, основатель стоицизма, первый заговорил о ценностях). А в древнем Риме тон задавал технологический подход, на что указывает сам термин «культура» (возделанный, обработанный). Таким образом, можно сказать, что два основные понимания культуры – гуманистическое и технологическое – зародились еще в античности. Поскольку все основные современные концепции культуры (аксиологическая, технологическая и гуманистическая) реалистичны, у каждой есть своя фактическая основа, но нет никаких принципиальных препятствий для того, чтобы объединить эти концепции в одну, желательно - целостную концепцию культуры. Никаких затруднений с точки зрения логики мы не встречаем, и у нас получается следующее определение культуры: культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим трудом и необходимых для существования и развития человека и общества. По жизни всем хорошо известно, что явления культуры сплошь и рядом превращаются в свою противоположность, а тут еще понятие культуры насквозь противоречивое. Вот почему культурологи озабочены поисками возможно более простых и ясных определений культуры, чтобы не утонуть в этом море противоречий, но цель эта достигается очень дорогой ценой – утратой ясного разделения, размежевания культуры и ее антиподов. Словом, стремление избавиться от противоречий проводит к бедам, для культуры катастрофическим. просвещения. В обществе всегда есть противоречия между культурой общества и личностной, индивидуальной культурой. Очень актуальным и острым является сейчас противоречие между общечеловеческой природой культуры и национальными и социально-классовыми формами ее, - новейшее издание этого противоречия связано с американизированным глобализмом. Чрезвычайно острой является проблема так называемых «субкультур» (особенно молодежной), «массовой культуры», «элитарной культуры», «поп-культуры» и т.п. Самое важное во всем этом – сохранять ясность понимания, а если это затруднительно, то хотя бы интуицию различения культуры и ее антиподов, для сохранения нравственно здорового чувства культуры и брезгливости к бескультурью. Думается, предложенное понятие культуры будет полезным; ибо оно достаточно универсально и имеет живой характер (по Э. Гуссерлю).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |