Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система гос. финансов и ее роль в гос-ом управлении




Фина́нсы ( доход) — совокупность экон-ких отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Государство -это общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и аппаратом управления в пределах определенной территории.

Гос-ное управление – это реализация гос. политики через систему органов власти, при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.

Гос-ные финансы - совокупность эконом. отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых гос-ву для содержания его органов и выполнения своих функций. Форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает гос-во.

Функции гос. финансов: распределительная, контрольная, регулирующая.

Задачи гос. финансов:

- распределение и перераспределение нац-го дохода между секторами экономики,

- организация и осуществление контроля при таком распределении;

- финансирование выполнения функций, возложенных на гос-во.

В состав гос-ных финансов входят: финансы фед-ных органов гос. власти (фед-ные финансы) и финансы органов гос. власти суб-в РФ (региональные финансы).

В структуру (состав) фед-ных финансов входят: фед-ый бюджет, бюджеты гос-ных внебюджетных соц. фондов (ПФ РФ, ФОМС, ФСС); гос. кредит; финансы гос. унитарных предприятий и гос. корпораций, налоговые поступления.

В структуру рег-ных финансов входят: бюджеты суб-в РФ; террит-ные внебюджетные фонды, заемные средства (кредит, облигации), налоговые поступления.

Фед-ми финансами распоряжаются гос. органы власти фед-го значения, осуществляют распределение гос. финансов и контроль за их целевым и эффективным использованием: закон-ные (Фед. Собрание, принимающее соответствующие законы в области гос. финансов) и исполн-ные (П*, Прав-во, ЦБ, Минфинансов и др.).

К региональным финансам относятся фин-вые операции, осуществляемые суб-ми Федерации в целях выполнения гос-ных функций на регион-ном уровне. Финансы на регион-ном уровне формируются путем извлечения доходов из собственных источников и при использовании ресурсов, выделяемых фед-ным центром. Регион-ми финансами распоряжаются гос. органы власти субфедерального значения, которые также осущесчтвляют распределение гос. финансов и контроль за их целевым и эффективным использованием на региональном уровне.

Муниципальные финансы - это денежные отношения, складывающиеся между органами МСУ, с одной стороны, и органами гос. власти, юр. и физ. лицами, с др. стороны, в процессе распределения и перераспределения нац-го дохода (частично и нац-го богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств МО, обеспечивающих потребности органов МСУ при решении эконом-их и соц-ых задач. Основная задача организации местных финансов - обеспечение органов МСУ фин. ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 12 К* РФ органы МСУ не входят в систему органов гос. власти. Формами использования централизованных фондов денежных средств МО являются бюджетные фонды, предназначенные для реализации функций МСУ. Организация муниципальных финансов «привязана» к МО, в границах которых осуществляется МСУ.

Гос. финансы - это единый комплекс фин. операций органов гос. управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Основной функцией органов гос. управления является проведение гос. политики, выполнение гос. задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства. Гос-во осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. Финансовые ресурсы сектора гос. управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к др. секторам.

Сектор гос. управления по уровням управления подразделяется в федеративных гос-вах на центральный (федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах - на центральный и местный.

К центральному уровню относятся все гос. учреждения, министерства, ведомства и совокупность всех гос. единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегос-ные органы. Этот уровень управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деят-сть закон-ых и исполн-ных органов направлена на реализацию политики в интересах всей нац. экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через финансы центрального правительства осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

К региональным органам управления относятся органы власти областей, краев, республик, штатов (США), земель (ФРГ) и совокупность всех гос. управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и финансируются рег-ными органами власти. Рег-ные органы гос. власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые они осуществляют на соответствующей части территории страны.

Рег-ные органы власти наделены в соответствии с К* (уставами) суб-в определенными полномочиями на основе разграничения ответственности между центральными и рег-ными органами власти. Степень автономности рег-ных органов власти и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемых ими источников. Рег-ные органы власти существуют только в федеративных гос-вах и занимают промежуточное положение между общегос-ными и местными органами власти.

К местным органам власти относятся органы управления в городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством автономными полномочиями и источниками фин. средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, соц. обеспечения, культурные, спортивные и др.).

 

2. Финансовая система РФ: структура и механизм функционирования.

Фина́нсы ( доход) — совокупность экон-ких отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой фин. механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования фин. ресурсов у хоз-ющих субъектов, наёмных работников, гос-ва и органов МСУ.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экон-ких отношений накапливаются различные фонды денежных доходов.

Структура финансовой системы

В зависимости от методов формирования доходов экон-ких субъектов фин. систему принято разделять на две сферы:

1. Централизованные финансы:

- Гос. финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает гос-тво (система бюджетов, внебюдж. фонды, госкредит и фонд страхования);

- Муниц-ные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне МО (местные бюджеты).

2. Децентрализованные финансы - фонды денежных средств, которые формируются вне гос-ных и муниц-ных финансов (на уровне различных предприятий, орг-ций, домохозяйств и населения).

- Финансы хоз-ющих субъектов (предприятий и орг-ций различных форм собственности и сфер деят-ти)

- Финансы домашних хозяйств - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и фин. активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства (группа лиц, чаще всего связанных родственными отношениями (семья), совместно принимающих экон-кие решения)

Разграничение фин. системы на отдельные сферы и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в фин. системе.

Финансы предприятий являются одними из основных звеньев фин. системы РФ. В этом звене фин. системы формируются фин. потоки, создаются ВВП и нац. доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и соц. сферы.

Финансовый механизм – инструмент фин. политики, представляющий собой систему установленных гос-вом форм, видов и методов организации фин. отношений.

Фин. политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Она направлена на обеспечение эффек-го распределения и перераспределения имеющихся фин. ресурсов гос-тва для наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и роста общественного богатства.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует гос-во (налоги, гос. кредит, бюджетный процесс и т.д.). Регулирующий -определяет основные направления функционирования фин. отношений, не затрагивающих напрямую интересы гос-ва (организация внутрихозяйственной деят-ти на предприятиях).

Также фин. механизм можно представить в виде совокупности механизмов функционирования отдельных звеньев фин. системы:

- Функционирование бюджетного механизма

- Механизм функционирования финансов предприятий, учреждений и организаций

- Механизм функционирования внебюджетных фондов

- Механизм функционирования местных финансов

- Функционирование страхового механизма

- Механизм функционирования финансового рынка

Для обеспечения стабильного и эффективного функционирования фин-го механизма гос-ва первостепенное значение имеет правовая регламентация форм и норм фин. отношений. Они являются источником и регулятором фин. системы. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования фин. системы, понять, как аккумулируются, распределяются и перераспределяются фин. ресурсы.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:

1) законы (БК, НК, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);

2) указы П* РФ (по налогообложению);

3) постановления Прав-тва РФ;

4) приказы и письма министерств и ведомств;

5) устав юр. лица.

Механизм фин-го регулирования дает возможность гос-ву сформировать такие условия для субъектов фин. механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Оценка качества работы фин-го механизма происходит в соответствии с его адекватностью современным интересам общества, со способностью его достигать поставленные цели и решать конкретные задачи. Также механизм функционирования должен быть инструментом согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у гос-ва объективных возможностей.

Бюджетная система России - это основанная на экон-ских отношениях и гос-ном устройстве РФ совокупность бюджетов (фед-го, рег-ных и местных) и внебюджетных фондов.

Система гос-ных фин. органов. Гос-во осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет фин. деят-сть через свои закон-ные и испол-ные органы, которые наделены соответствующей компетенцией.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.