КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговая система РФ
Налоговая система и налоговая политика РФ. Систе́ма - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Политика (гос-ные или общественные дела) - сфера деят-сти, связанная с отношениями между классами, нациями и др. соц. группами, ядром которой является удержание и использование гос. власти. Налоговая система (НС) - включает в себя совокупность налогов и сборов, установленных гос-вом и взимаемых с целью создания центрального общегос-го фонда фин. ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основой НС являются налоги и сборы. С ее помощью гос-во реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) фин. потоками в гос-ве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Функции налоговой системы: - Фискальная - заключается в пополнении доходов гос-ва на различных уровнях, необходимых для исполнения гос-ом своих функций. - Распределительная – в распределении совокупного общественного продукта между юр. и физ. лицами, отраслями и сферами экономики, гос-вом в целом и его террит.-админист. образованиями. - Регулирующая - в активном воздействии гос-ва с помощью эконом-их рычагов и методов на экон-ие и соц-ые процессы в обществе. - Контрольная - в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных суб-в экономики. Наличие собственной, независимой от других гос-тв НС является одним из признаков сувер-го гос-ва. Правовую основу НС составляет НК РФ. Кроме того, в НС РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом ФЗ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).
НК содержит описание системы налогов и сборов в РФ, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ): - виды налогов и сборов; - основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; - принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов; - права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов); - формы и методы налогового контроля; - ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах; - порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц. НС РФ основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все НПА в данной сфере. К принципам НС относятся: - законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК), - справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ). - всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. - экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 НК) - установлено, что налоги и сборы должны иметь экон-кое основание, и не могут быть произвольными. - единства экон-го пространства РФ, (п. 4 ст. 3 НК) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экон-кое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или фин. средств и т.д. - установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи не предусмотренные НК (п. 5 ст. 3).
- определенности налоговой обязанности (п. 6 ст. 3 НК). Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы т.о., чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. - презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК). Ст. 8 НК РФ. Налоги -обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый гос-вом (центральными и местными органами власти) с физ. и юр. лиц. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с юр. и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юр. значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). К участникам отношений, формирующихся в рамках НС РФ и регулируемых налоговым закон-ством, принято относить две категории юр. и физ. лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов гос. власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно: - юр. и физ. лица, признаваемые в соответствии с НК налогоплательщиками или плательщиками сборов; - юр. и физ. лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами; - налоговые органы (фед. орган исполн-ной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); - таможенные органы (фед. орган исполн-ной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ); В НС России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только НК. Ст. 17. Общие условия установления налогов и сборов п.1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (в ред. ФЗ от 1999 N 154-ФЗ): объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физ. лиц; налог на прибыль орган-ций; налог на добычу полез. ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами живот. мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; гос. пошлина. Региональные налоги Устанавливаются НК и регион-ми законами. Действуют на территориях соответствующих суб-в РФ (ст. 14 НК РФ): налог на имущество орган-ций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. Местные налоги Устанавливаются НК и НПА представительных органов МО (ст. 15 НК РФ): земельный налог; налог на имущество физ. лиц. Специальные налоговые режимы. Устанавливаются НК. Спец. налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных фед-ых, рег-ных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ). Ст.17: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деят-ти; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Налоговая политика - это составная часть фин. политики гос-ва, ориентированная на формирование такой НС, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование нац. богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать с-э прогресс общества. НП – это целенаправленная деят-ть в области налогообложения. Задачи НП сводятся к обеспечению гос-ва фин-ми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Главная фунция НП – фискальная. Нормативная база НП: 1. Программы с-э развития страны и регионов (долгосрочные, краткосрочные). 2. Бюджетные послания П* РФ, губернаторов. 3. Законы о бюджетах (фед. и регионального уровней). 4. Законод.-нормативные акты касающиеся налогооблажения международного значения (соглашения).
Факторы влияющие на НП: 1. временный – оказывает в первую очередь на цели и задачи, которые нужно достигнуть в опред. срок; 2. ресурсный – определяет возможности для проведения НП. 3. человеческий; 4. общеэкономические условия страны (состояние экономики, инфляционные процессы, фин.-кред. система, научно-тех. прогресс и пр.) Типы НП: - с высоким уровнем налогообложения; с низким уровнем. Методы НП: - изменение налоговой нагрузки на налогоплательщиков; - замена одних способов на другие; - отмена налоговых льгот и преференций (предпочтение); - изменение сферы распространение налогов и пр. Стадии НП: 1. Формирование (формируются цели и задачи): - разработка налогового законодательства, - определяется налоговая составляющая в бюджетном процессе, - институциональные изменения. 2. Реализация НП: обеспечение налогов и сборов, апробирование налогового закон-ва, модернизация налоговых органов, кадровые изменения, внесение корректив. Виды НП: 1. по территориальному признаку: фед-ная, рег-ная, местная (предприятий) – редко. 2. по контролю: стабилизационная, деструкционная (разрушает). 3. по инфляционной составляющей: жесткая – стабилизационная; мягкая НП. С 1.01.2012 года НК РФ будет действовать в новой редакции. В частности, вступят в силу положения нового раздела V.1. Предусматривает новые правила определения рыночных цен для целей налогообложения при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, а также контроля за их соблюдением. НП в РФ принимается на 3-и года. В док-те "Основные направления НП РФ на 2012г. и на плановый период 2013 и 2014гг." определены основные приоритеты в области НП в перспективе до 2014г. НП гос-ва в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита фед. бюджета. В этой связи важнейшей задачей Прав-ва РФ является создание эффек-ой и стабильной НС, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Планируется предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала НС: - повышение доходов бюдж. системы от налогообложения потребления, ренты (при добыче природных ресурсов), а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. - оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. Выделены следующие меры: 1. Налоговое стимулирование инновационной деят-ти и развития челов-го капитала: снижение тарифов страх. взносов, совершен-ние амортиз-ной политики, предоставление налог. преференций на расходы в соц. сферу. 2. Мониторинг эффек-сти налоговых льгот: уточнение перечня доходов, освобожденных от НДФЛ; устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм. 3. Акцизное налогообложение: периодическая индексация ставок акциза; повышение акцизов на спиртосодержащую и табачную продукцию опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции (установлены ставки акцизов, планируемые к введению в период до 2015 года). 4. Совершенствование налогообложения при операциях с цен. бумагами и фин. инструментами срочных сделок, фин. операциями. 5. Налог на прибыль организаций: уточнить порядок признания дохода от реализации имущества, права на которые подлежат госрегистрации. 6. Налогообложение природных ресурсов: корректировка ставок по полезным ископаемым. 7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов. С 2012г. введена в действие "Патентная система налогообложения" для применения индив-ми предпринимателями. Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД (единый налог на временный доход), а с 2014 года ее отмена. 8. Введение налога на недвижимость. Разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с учетом уровня дохода в семье. 9. Налоговое администрирование: внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |