Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система РФ




Налоговая система и налоговая политика РФ.

Систе́ма - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Политика (гос-ные или общественные дела) - сфера деят-сти, связанная с отношениями между классами, нациями и др. соц. группами, ядром которой является удержание и использование гос. власти.

Налоговая система (НС) - включает в себя совокупность налогов и сборов, установленных гос-вом и взимаемых с целью создания центрального общегос-го фонда фин. ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основой НС являются налоги и сборы. С ее помощью гос-во реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) фин. потоками в гос-ве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Функции налоговой системы:

- Фискальная - заключается в пополнении доходов гос-ва на различных уровнях, необходимых для исполнения гос-ом своих функций.

- Распределительная – в распределении совокупного общественного продукта между юр. и физ. лицами, отраслями и сферами экономики, гос-вом в целом и его террит.-админист. образованиями.

- Регулирующая - в активном воздействии гос-ва с помощью эконом-их рычагов и методов на экон-ие и соц-ые процессы в обществе.

- Контрольная - в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных суб-в экономики.

Наличие собственной, независимой от других гос-тв НС является одним из признаков сувер-го гос-ва.

Правовую основу НС составляет НК РФ. Кроме того, в НС РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом ФЗ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

НК содержит описание системы налогов и сборов в РФ, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

- виды налогов и сборов;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;

- права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;

- порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.

НС РФ основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все НПА в данной сфере. К принципам НС относятся:

- законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК),

- справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).

- всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Каждое лицо несет равные обязанности перед обществом.

- экономической обоснованности налогообложения (п. 3 ст. 3 НК) - установлено, что налоги и сборы должны иметь экон-кое основание, и не могут быть произвольными.

- единства экон-го пространства РФ, (п. 4 ст. 3 НК) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экон-кое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или фин. средств и т.д.

- установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи не предусмотренные НК (п. 5 ст. 3).

- определенности налоговой обязанности (п. 6 ст. 3 НК). Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы т.о., чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

- презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК).

Ст. 8 НК РФ.

Налоги -обязательный и безвозмездный платеж, взимаемый гос-вом (центральными и местными органами власти) с физ. и юр. лиц.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с юр. и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов гос. органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юр. значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

К участникам отношений, формирующихся в рамках НС РФ и регулируемых налоговым закон-ством, принято относить две категории юр. и физ. лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов гос. власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

- юр. и физ. лица, признаваемые в соответствии с НК налогоплательщиками или плательщиками сборов;

- юр. и физ. лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами;

- налоговые органы (фед. орган исполн-ной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

- таможенные органы (фед. орган исполн-ной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

В НС России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только НК.

Ст. 17. Общие условия установления налогов и сборов

п.1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (в ред. ФЗ от 1999 N 154-ФЗ): объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физ. лиц; налог на прибыль орган-ций; налог на добычу полез. ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами живот. мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; гос. пошлина.

Региональные налоги

Устанавливаются НК и регион-ми законами. Действуют на территориях соответствующих суб-в РФ (ст. 14 НК РФ): налог на имущество орган-ций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Местные налоги

Устанавливаются НК и НПА представительных органов МО (ст. 15 НК РФ): земельный налог; налог на имущество физ. лиц.

Специальные налоговые режимы. Устанавливаются НК. Спец. налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных фед-ых, рег-ных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ). Ст.17: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деят-ти; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговая политика - это составная часть фин. политики гос-ва, ориентированная на формирование такой НС, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование нац. богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать с-э прогресс общества. НП – это целенаправленная деят-ть в области налогообложения.

Задачи НП сводятся к обеспечению гос-ва фин-ми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Главная фунция НП – фискальная.

Нормативная база НП:

1. Программы с-э развития страны и регионов (долгосрочные, краткосрочные).

2. Бюджетные послания П* РФ, губернаторов.

3. Законы о бюджетах (фед. и регионального уровней).

4. Законод.-нормативные акты касающиеся налогооблажения международного значения (соглашения).

Факторы влияющие на НП:

1. временный – оказывает в первую очередь на цели и задачи, которые нужно достигнуть в опред. срок;

2. ресурсный – определяет возможности для проведения НП.

3. человеческий;

4. общеэкономические условия страны (состояние экономики, инфляционные процессы, фин.-кред. система, научно-тех. прогресс и пр.)

Типы НП: - с высоким уровнем налогообложения; с низким уровнем.

Методы НП:

- изменение налоговой нагрузки на налогоплательщиков;

- замена одних способов на другие;

- отмена налоговых льгот и преференций (предпочтение);

- изменение сферы распространение налогов и пр.

Стадии НП:

1. Формирование (формируются цели и задачи):

- разработка налогового законодательства,

- определяется налоговая составляющая в бюджетном процессе,

- институциональные изменения.

2. Реализация НП: обеспечение налогов и сборов, апробирование налогового закон-ва, модернизация налоговых органов, кадровые изменения, внесение корректив.

Виды НП:

1. по территориальному признаку: фед-ная, рег-ная, местная (предприятий) – редко.

2. по контролю: стабилизационная, деструкционная (разрушает).

3. по инфляционной составляющей: жесткая – стабилизационная; мягкая НП.

С 1.01.2012 года НК РФ будет действовать в новой редакции. В частности, вступят в силу положения нового раздела V.1. Предусматривает новые правила определения рыночных цен для целей налогообложения при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, а также контроля за их соблюдением.

НП в РФ принимается на 3-и года.

В док-те "Основные направления НП РФ на 2012г. и на плановый период 2013 и 2014гг." определены основные приоритеты в области НП в перспективе до 2014г. НП гос-ва в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита фед. бюджета. В этой связи важнейшей задачей Прав-ва РФ является создание эффек-ой и стабильной НС, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Планируется предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала НС:

- повышение доходов бюдж. системы от налогообложения потребления, ренты (при добыче природных ресурсов), а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

- оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Выделены следующие меры:

1. Налоговое стимулирование инновационной деят-ти и развития челов-го капитала: снижение тарифов страх. взносов, совершен-ние амортиз-ной политики, предоставление налог. преференций на расходы в соц. сферу.

2. Мониторинг эффек-сти налоговых льгот: уточнение перечня доходов, освобожденных от НДФЛ; устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

3. Акцизное налогообложение: периодическая индексация ставок акциза; повышение акцизов на спиртосодержащую и табачную продукцию опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции (установлены ставки акцизов, планируемые к введению в период до 2015 года).

4. Совершенствование налогообложения при операциях с цен. бумагами и фин. инструментами срочных сделок, фин. операциями.

5. Налог на прибыль организаций: уточнить порядок признания дохода от реализации имущества, права на которые подлежат госрегистрации.

6. Налогообложение природных ресурсов: корректировка ставок по полезным ископаемым.

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов. С 2012г. введена в действие "Патентная система налогообложения" для применения индив-ми предпринимателями. Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД (единый налог на временный доход), а с 2014 года ее отмена.

8. Введение налога на недвижимость. Разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с учетом уровня дохода в семье.

9. Налоговое администрирование: внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.