Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон возрастания потребности в Другом по мере становления человека 2 страница




муляция, торможение, переключение, эмоциональный резонанс, стресс. В вос-

питательной деятельности для организации необходимой ситуации, синхрони-

зации значительной массы людей, распределения совместных действий во вре-

мени и в пространстве используются разнообразные организационные приемы:

деление на микрогруппы, обсуждение проблемы «по кругу», «правило подня-

той руки» для привлечения внимания аудитории. Отдельную группу составля-

ют коммуникативные приемы, связанные с правильным (понимающим) слуша-

нием или постановкой вопросов на понимание.

10 вопрос:

1.Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И.П. Ивановым и его сподвижниками.

Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения,

общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.

В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше чем было.

«Всё творчески, иначе зачем?»

Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»

Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.

КТД имеет следующие этапы (стадии).

-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.

-Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.

-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.

-Непосредственное проведение КТД.

-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.

Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  • Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.

11 вопрос: Образование и различные его составляющие (в том числе и воспитание) мо-

гут быть рассмотрены с точки зрения системного подхода.

Можно выделить следующие х а р а к т е р и с т и к и с и с т е м ы: 1) она

имеет сложный состав (состоит из элементов, компонентов, составляю-

щих); 2) эти элементы находятся в закономерных структурных (т.е. устой-

чивых) связях и взаимозависимостях друг с другом; 3) системе присуща

целостность, единство как относительная автономность, выделенность, не-

зависимость от окружающей среды.

Первой характеристикой системы, через которую раскрывается ее содержа-

ние, является представление о р а с ч л е н е н н о с т и е е н а э л е м е н т ы,

34 которыми могут быть организационные структуры (органы ученического са-

моуправления, актив, творческие группы), применяемые методы воспитания,

организационные формы. В качестве элементов системы могут рассматриваться

воспитательные средства, сочетание которых должно обеспечить индивидуаль-

но-личностное и субъектное становление воспитанника. В воспитательной дея-

тельности принято выделять такие элементы, как цель, принципы, содержание,

методы, организационные формы. Средства в этой системе должны быть

не только необходимыми, но и достаточными.

Свойства системы определяются не только свойствами ее элементов, но в

первую очередь ее структурой. Отсюда с т р у к т у р а с и с т е м ы — следую-

щая важнейшая ее характеристика. По утверждению А. М. Аверьянова, «имен-

но в структуре скрыта тайна отличия части от целого, отличия суммы свойств,

качеств отдельно взятых элементов, частей от свойств и качеств системы».

Структура трактуется как порядок оформления элементов в систему, принцип

ее строения; она отражает форму расположения элементов и характер взаимо-

действия их сторон и свойств.

Ц е л о с т н о с т ь и д и н а м и ч е с к и й х а р а к т е р становления систе-

мы как целого подчеркиваются современной наукой в качестве ведущих ее ха-

рактеристик. Еще древние греки утверждали, что «целое больше суммы частей,

его составляющих», т.е. система — это целостное образование, обладающее но-

выми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его

компонентах. Воспитательная система, следовательно, тоже должна обладать

целостными, интегративными свойствами, благодаря которым воспитание вы-

полняет свои функции в достижении главной цели образования — подготовки к

самостоятельной активной жизни в обществе.

К наиболее сложным типам систем относятся целенаправленные системы,

поведение которых подчинено достижению определенной цели (такой яв-

ляется воспитательная система), и самоорганизующиеся системы, способ-

ные в процессе своего функционирования изменять свою структуру (к та-

ким системам относится человек)

Д л я о п и с а н и я с и с т е м ы воспитания необходимо и достаточно сле-

дующее:

ƒ выделить входящие в нее элементы, составляющие, компоненты (кото-

рые, в свою очередь, могут быть системными объектами);

ƒ определить структуру их взаимосвязей и взаимозависимостей внутри

системы (а также структурные связи системы как целого с элементами внешней

для нее среды, т.е. функции системы);

ƒ выделить системообразующий элемент (в воспитательных системах, как

правило, это цель), несущий на себе основную функциональную нагрузку сис-

темы, объединяющий систему в целое.

Целостность системы воспитания, как и всякого системного объекта, может

быть обнаружена при выявлении обязательных системных признаков —

контекстности, оптимальности и интегративности, которые также от-

носятся к отдельным элементам, их связям и системе в целом.

Целостная система обладает с в о й с т в о м к о н т е к с т н о с т и: всякий

элемент не только влияет на свойства системы, но и сам приобретает свои

свойства, наполняется конкретным содержанием в рамках системы, во взаимо-

действии с другими ее элементами.

Система обладает с в о й с т в о м о п т и м а л ь н о с т и: за счет структуры

она восполняет свойства недостающих элементов. Так, нет необходимости ка-

ждый раз организовывать заново рабочую атмосферу на занятии, если сложи-

лась система взаимоотношений сотрудничества воспитанников с педагогом и

друг с другом.

Система обладает с в о й с т в о м и н т е г р а т и в н о с т и, т.е. у нее обна-

руживаются функции, не присущие ни одному ее элементу в отдельности.

Воспитательная система школы, по мнению Л. И. Новиковой и Н. Л. Селива-

новой, «включает комплекс воспитательных целей; общность людей, их реали-

36 зующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отноше-

ний, складывающихся между участниками этой деятельности, а также ту часть

окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей»

(выделено нами — Н.Б.).

Введение среды в качестве компонента воспитательной системы объектив-

но создает теоретические предпосылки к упорядочиванию всех ее элемен-

тов относительно нового компонента, к технологизации воспитания.

Системный подход позволяет интегрировать понятия «общение», «отноше-

ние», «деятельность» в категорию образа жизни. Моделирование нового образа

жизни — один из способов упорядочения воспитательной системы.

Личность как элемент не только воспитательной, но и социальной системы

является представителем этой системы и лишь в этом качестве получает свою

определенность.

Системные представления позволяют отличить моральность человека от

его нравственности и личность как тип, «слиянность» с обществом от ин-

дивидуальности человека, его выделенности из общественного бытия.

Потребность в оформлении замысла воспитательной системы возникает у

педагогов и руководителей образовательных учреждений по разным причинам: в связи с аттестацией учреждения, при подаче заявки на получение гранта, для

участия в конкурсе воспитательных систем и т.д. В любом случае грамотно

оформленный замысел служит совершенствованию воспитательной работы.

Этот замысел удобнее всего оформлять в виде программы воспитательной ра-

боты образовательного учреждения.

При этом следует иметь в виду, что программа — не отчет о проделанной

работе, а проект предстоящих изменений в воспитательной системе образова-

тельного учреждения. Актуальность этих изменений обосновывается не толь-

ко потребностью в них, но также имеющимися предпосылками для их дости-

жения.

Общая логика, на которой строится предлагаемая схема проектирования

воспитательной работы образовательного учреждения, такова:

ƒ вначале выделяются основополагающие ориентиры, зафиксированные в

документах, регламентирующих воспитательную деятельность образовательно-

го учреждения;

ƒ далее с позиций этих ориентиров проводится анализ условий и результа-

тов предшествующей воспитательной деятельности;

ƒ анализ является основой для выделения приоритетных направлений и це-

левых установок в дальнейшей работе;

ƒ таким образом определяется оптимальный режим организации и содер-

жание воспитательной деятельности образовательного учреждения;

ƒ в заключение определяются способы контроля и корректировки этой дея-

тельности.

12 вопрос: Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения,

складывающиеся у них со сверстниками. От того, какие отношения сложились

у них со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной сто-

роны, адаптации учащихся в обществе, с другой — раскрытие их потенциалов,

сохранение автономности. Включение учеников в различные социальные общ-

ности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, организации, произ-

водственная бригада) создает условия для реальных социальных проб учащих-

ся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные

структуры, включению в разнообразные типы социальных отношений.

К о л л е к т и в (от лат. collectivus — собирательный) — организованная

группа людей, объединенных общими целями, профессиональными и со-

циальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятель-

ностью и общением, взаимной ответственностью. Идея группы отражает

представление о равенстве входящих в ее состав лиц, о ее целостности и

внутреннем единстве.

В ученическом коллективе можно выделить формальную и неформальную

структуры. Первая задается извне педагогами, вторая возникает стихийно.

Формальная структура представляет собой дифференцированное единство

разнотипных первичных коллективов, органов управления и самоуправления.

Неформальную структуру образуют связи и отношения эмоционально-

психологического характера. По признаку симпатии, привязанности образуют-

ся малые контактные группы.

Наиболее значимой задачей является развитие первичных коллективов, ко-

торые должны являться объектом педагогического влияния. В школе наиболее

устойчивой структурой, на которую возможно оказать такое влияние, является

класс.

К основным п р и з н а к а м воспитательного коллектива относятся:

ƒ общие социально значимые цели и перспективы;

ƒ совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели, и

общение;

ƒ сплоченность, благоприятный нравственно-психологический климат, от-

ношения ответственной зависимости;

ƒ равенство прав при разделении ролей и делегировании полномочий орга-

нам самоуправления.

Механизмом преобразования группы в субъект воспитания выступает ро-

левое участие каждого члена группы в общей деятельности. Исполнение

роли каждым ребенком в совместной работе должно стать условием дос-

тижения группой конечного результата. Тогда происходящее проживается

каждым как нечто зависимое от него, как свое дело, в успехе которого он

заинтересован

Детский (ученический) коллектив органично соединяет в себе черты практи-

чески всех видов коллективов:

ƒ по содержанию основной деятельности его членов он является учебным;

ƒ первичный формальный коллектив — класс (учебная группа) выступает

как часть общешкольного (вторичного) воспитательного коллектива;

ƒ в классе и в школе учащийся может становиться членом трудовых, обще-

ственных, художественно-творческих, клубных, спортивных, постоянных, вре-

менных и ситуативных объединений, которые по своим основным признакам

могут рассматриваться как коллективы.

Будучи в коллективе, воспитанник создает для себя некий идеальный образ

поведения самого себя в социуме и имеет возможность более полно узнать

себя, чтобы найти себя в живом взаимодействии с Другими.

Воспитание в коллективе предоставляет возможность каждому воспитан-

нику становиться лидером, по крайней мере, для самого себя. Научившись

решать свои жизненные проблемы в коллективе, намного легче научиться

решать проблемы государственные.

13,14 вопрос: Главная задача классного руководителя — забота о личностном, индивиду-

альном и субъектном становлении каждого школьника на основе помощи в его

взаимодействии с миром. Однако часто классного руководителя воспринимают

как лицо административное, канцеляристское, приказное, надзирательское.

Классный руководитель — истинный педагог в самом полном и исходном

значении этого слова и центральное лицо воспитательного процесса. До-

минантой его работы является самостановление к а ж д о г о ребенка как

субъекта, способного строить свою жизнь на ценностных основаниях в

контексте культуры.

Н. Е. Щуркова выделяет четыре о с н о в н ы е ф у н к ц и и классного руко-

водителя, которые отражают саму сущность его предназначения:

ƒ обустройство школьной жизнедеятельности класса (создание внешних,

материальных условий для комфортного пребывания ребенка в школе);

ƒ организация предметной деятельности класса (познавательной, трудовой,

спортивной, художественной, игровой);

ƒ организация духовной деятельности по осмыслению жизни;

ƒ характеристика и оценка развития ребенка.

Наряду с общими формулируются специфические требования к работе

классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы,

43ее социального окружения, контингента учащихся. Они оформляются в долж-

ностной инструкции классного руководителя, которая после утверждения ее

директором школы становится официальным документом (см. прил. 1). Такой

документ помогает упорядочить работу классного руководителя.

Бессмысленно начинать работу с классом без работы над программным со-

держанием планируемого периода. Бессодержательность воспитания легко

прослеживается, если оно ориентировано на праздники, на погодно-

природные обстоятельства и на события социального или этического пла-

на. Содержание фиксируется в программе, а затем в плане воспитательной

работы с классом.

В результате коллективного анализа на педагогическом совете в качестве

ориентиров могут утверждаться нормы учета рабочего времени

. Ориентиром в

расчете времени могут послужить следующие требования:

ƒ каждый вид работы, включенный в обязанности, должен быть обеспечен

временем на его выполнение;

ƒ суммарное время на работу классного руководителя предусматривается

из расчета 6 час. воспитательной работы (20% от 30 час. педагогической работы

с детьми);

ƒ различные виды деятельности могут выполняться в одно и то же время.

Определив формальные рамки в деятельности классного руководителя, не-

обходимо решить вопросы об оптимизации содержания этой работы. В этом

помогает проектный подход, когда работа планируется как система целевых

проектов.

При планировании работы многие классные руководители вначале опреде-

ляют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть

времени. Такой раздел плана часто называют «циклограмма»

. Главное в плане — это ясная картина р а з н о о б р а з и я видов де-

ятельности, так чтобы каждый ребенок имел возможность вступать с миром в

самые разнообразные взаимоотношения и максимально себя проявить. В план

могут быть внесены коррективы, когда дети придумывают новые дела или ко-

гда свершаются события, требующие ценностного осмысления и привлечения

родителей к жизни детей.

В начале работы с классом классный руководитель и учителя знакомят ро-

дителей со своими установками в профессионально-педагогической деятельно-

сти, с целью, задачами и программой своей будущей работы с классом, с пла-

ном воспитательной работы. В начале каждого учебного года следует познако-

мить родителей со спецификой очередного этапа обучения, новых предметов,

особенностями работы новых учителей. Такая же информация полезна перед

наступлением особо значимых событий — экскурсий, походов в природу, экза-

менов. Недостаток информации — первая причина повышенной нервозности,

конфликтности во взаимоотношениях. При этом об успехах ребенка предпоч-

тительно говорить публично, а проблемы в поведении и развитии обсуждать «с

глазу на глаз».

Психолого-педагогическое п р о с в е щ е н и е родителей проводится в фор-

мах педагогического лектория и консультаций родителей силами специали-

стов: педагогов, психологов, медиков, юристов. Как правило, лекции проводят-

ся перед, а консультации после родительских собраний. Их темы могут быть самыми разнообразными: «Как помочь ребенку учиться?»; «Как распознать,

потребляет ли подросток наркотики?»; «Как организовать досуг и отдых ребен-

ка, подростка в семье?»; «Стиль взаимопонимания родителей и детей в семье»;

«Семейные конфликты и способы их эффективного разрешения»; «Народная

педагогика как основа семейного воспитания».

Программа психолого-педагогического просвещения составляется с учетом

возрастных проблем детей и особенностей этапа их обучения в школе. Особен-

но эффективно, когда просвещение предусматривает обмен опытом семейного

воспитания. Иногда это организуется в виде тематических конференций для ро-

дителей. Их сочетание с выставками творчества детей и их родителей, концер-

том или спектаклем школьного театра повышает эффект сплочения.

Родители могут в к л ю ч а т ь с я во внеучебные дела (КВН, «Веселые стар-

ты», турслет); экскурсии (на производство, в природу, на выставки); трудовые

практики (школьных фирм, лагерей труда и отдыха); профориентационную ра-

боту (встречи, консультирование школьников, кружки и факультативы по про-

филю своей деятельности); соуправление школой (Совет школы, Совет содейст-

вия семье и школе, школьный и классный родительский комитеты, попечитель-

ский совет).

Большая часть направлений может быть реализована в следующих к о м -

п л е к с н ы х ф о р м а х работы с родителями: родительское собрание, «Дни

открытых дверей» в школе и в классе, благодарственные письма родителям,

итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений де-

тей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; раз-

личного рода состязания «взрослые и дети» (интеллектуальные, спортивные,

игровые).

15,16 вопрос: В детях необходимо воспитывать уважительное отношение к национальному чувству людей, к их истории, языку, ценностям культуры, искусства, прививать с рождения любовь к своей Родине, к окружающим людям. Каждый народ имеет право на свою политическую, духовную, нравственную индивидуальность, в той или иной мере развитую национальную автономию и культуру. Все люди испытывают одинаковые чувства, одинаково радуются и печалятся, одинаково переживают горестные и счастливые моменты в жизни, но играют в разные игры, слушают различную народную музыку, разговаривают на разных языках, чтят разные обычаи. Народные традиции, аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, уважение, сопереживание, потребность в творческой созидательной деятельности, выступают важнейшим средством воспитания детей. Научные истины, по мнению К. Д. Ушинского, могут быть общими, психологические приемы и методы, добытые в разных странах, могут быть использованы любым народом, но система воспитания в целом у каждого народа своя, со своими национальными особенностями, она учитывает специфику национального характера и творческие силы различных слоев страны. К. Д. Ушинский писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. Всякая историческая народность есть самое прекрасное Божие создание на земле, и воспитанию только остается черпать из этого богатого и чистого источника». Глубоко веря в самобытность русского народа, он предостерегал от слепого подражания другим нациям. У немецкой нации нужно учиться глубокому познанию основ наук, наклонности к абстрактному мышлению. Французская нация формирует такие профессии, как инженер, техник. Русская нация создала свою культуру, свой язык, свою народную песню, из которой черпает свое вдохновение поэт, музыкант, художник, философ, ученый. Ушинский отмечал, что в западных школах много верных выводов, но и немало ложных и вредных советов. Так, во Французской нации он не приемлет блеск и тщеславие, стремление пустить пыль в глаза. В немецком воспитании не согласен с утверждением о том, что можно быть крупным ученым и вместе с тем безнравственным человеком. Как истинный педагог он понимал, что ни одну из западных систем нельзя перенести на русскую почву. Необходимо предоставить дело народного образования самому народу, построить системы воспитания в соответствии с особенностями различных наций в стране и историческими условиями их жизни.

Отношение человека к национальным и религиозным традициям тесно свя-

занным с отношением к Родине, поскольку становление и того, и другого осу-

ществляется в контексте культуры. Отношение человека к Родине выражается

понятием «п а т р и о т и з м» (от греч. patris — родина, отечество) — любовь к

отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его инте-

ресам.

В с о д е р ж а н и е понятия «патриотизм» включаются любовь к Родине,

родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к тради-

циям и обычаям своего народа, знание его истории и культуры, принятие их в

качестве ценности; понимание своего патриотического долга исходя из задач,

стоящих перед страной, чувство сопричастности судьбам страны; стремление к

укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность за-

щищать Родину; готовность служить интересам Родины, утверждать в общест-

ве высшие ценности (жизнь, труд, красота, познание); активное и сознательное

участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных инте-

ресов.

Патриотизм является неотъемлемой частью того духовного ядра, которое

составляет «человеческое в человеке». Становление патриотизма происхо-

дит в контексте национальной культуры, путем приобщения к ее ценно-

стям, традициям. Следовательно, основной путь патриотического воспита-

ния — включение ребенка в национальную культуру в качестве ее носите-

ля, выразителя и творца.

Л о г и к а патриотического воспитания может быть представлена в виде це-

почки, состоящей из следующих звеньев:

ƒ Воспитание любви к семье, формирование отношения к семье как к цен-

ности. С ранних лет ребенка учат любить и уважать родителей и других близ-

ких людей, заботиться о них, помогать им. В результате рождается привязан-

ность, чувство общности с другим человеком, эмоциональной близости с ним,

что служит истоком всех тех чувств и отношений, которые составляют основу

любви к Родине.

ƒ Воспитание любви к «малой родине» — своему родному городу, селу,

деревне. Именно на этом уровне у ребенка складывается ценностное отношение

к природе, культуре, истории своей страны.

ƒ Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения. На этом уровне

особенно интенсивно идет процесс национальной идентификации, ребенок на-

чинает ощущать себя представителем определенной национальной культуры.

49ƒ Воспитание чувства сопричастности человечеству. При корректном осу-

ществлении патриотического воспитания ребенок ощущает себя не только

представителем определенного народа, но и частью человечества.

Важной составляющей патриотизма является уважение к другим народам,

их обычаям и культуре. Таким образом, важным аспектом патриотического

воспитания является воспитание толерантности.

Педагог при организации патриотического воспитания должен ориентиро-

ваться не только на ценности национальной культуры, но и на гуманитарные

ценности. Принципы гуманитарного воспитания служат общими нормами дея-

тельности педагога при осуществлении патриотического воспитания.

Чтобы между людьми разных национальностей установилось дружественное

общение, нужно понять духовный склад Другого как «особое чувство жизни и

особый склад души», которые глубже и шире национальной принадлежности,

нужно «взаимно полюбить качество народных душ и простить недостатки».

Настоящее общение возможно лишь при равном, независимом друг от друга

положении сторон, утверждает Е. П. Белозерцев

Гармоничное сочетание в содержании воспитания общечеловеческих и на-

циональных ценностей определяет м н о ж е с т в е н н о с т ь образцов и

примеров деятельности, поведения, манер, межличностных отношений

в о с п и т ы в а ю щ е й с р е д ы, обеспечивая формирование культуры

межнационального общения.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концеп-

ций учета национального фактора в процессе воспитания.

Т е о р и я п о л и к у л ь т у р н о г о

о б р а з о в а н и я (Г. Д. Дмитриев,

Г. В. Палаткина и др.). Основное понятие данной теории — толерантность.

Именно формирование толерантности как терпимого отношения к представи-

телям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы явля-

ется, согласно теории поликультурного образования, главным условием внут-

 

Используются также термины «мультикультурное образование» и «многокультурное обра-

зование». В наших рассуждениях они применяются как синонимичные.

47ренней свободы человека и внешних возможностей для самореализации. В рам-

ках теории поликультурного образования рассматриваются проблемы органи-

зации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть предста-

вители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения

конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, ис-

пользования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обога-

щения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.191 сек.