КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон возрастания потребности в Другом по мере становления человека 3 страница
процессе обучения и воспитания, подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспита- тельную работу с представителями разных этнических групп, в которой глав- ным является реализация демократических норм и прав человека. К у л ь т у р о л о г и ч е с к и й п о д х о д (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская и др.). Основные понятия — культуросообразная среда, диалог культур. При этом культура понимается не как специфическая форма деятельности отдельных лю- дей (например, в сфере искусства) и не как достигнутый отдельными людьми высокий уровень развития, а как совокупность всех жизненных отношений и форм деятельности людей, воплощающая в себе интересы, цели, субъектные смыслы, ценностные ориентации, духовный потенциал и реальные возможно- сти народа и отдельного человека. Главным средством воспитания становится создание особой среды (совокупности внешних условий), наиболее благопри- ятной для самореализации человека как представителя определенной нацио- нальной культуры и предполагающей широкое взаимодействие с другими куль- турами и их представителями. Освоение способов такого взаимодействия — важнейшая задача воспитания. При этом формы, методы, приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры и обеспечивать выход на общечеловеческие ценности. А к с и о л о г и ч е с к и й п о д х о д (А. В. Кирьякова, А. В. Петровский, Л. П. Разбегаева и др.). Основное понятие — ценности. В центре аксиологиче- ского мышления находится концепция взаимосвязанного, взаимодействующего мира целостного человека. Поэтому важно научиться видеть не только то, что объединяет человечество, но и то, что характеризует каждого отдельного чело- века, в том числе и как представителя определенной этнической, религиозной, социальной группы. При организации воспитательной работы с учетом нацио- нальной специфики можно предложить следующую иерархию ценностей: об- щечеловеческие ценности; общенациональные ценности; местные ценности; традиционные ценности определенного воспитательного учреждения; индиви- дуальные ценности, представляющие сферу наибольшей свободы, разнообразия и гибкости. В воспитании особенно велика роль н а ц и о н а л ь н ы х т р а д и ц и й. Многие его нюансы определяются исторически сложившимися у представите- лей различных этнических групп традициями в отношении к педагогической деятельности, установками и стереотипами, закрепленными всем ходом исто- рического и культурного развития. 48 Этнопсихологические и этнокультурные особенности определяют своеоб- разие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; про- должительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогиче- ских требований. К у л ь т у р а м е ж н а ц и о н а л ь н о г о о б щ е н и я — готовность и умение человека общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях, зависящая от общего уровня развития личности. Понятие «толерантность» является первой ступенью развития культуры межнационального общения и в данном случае тождественно понятию «терпимость». К ультура межнационального общения включает в себя: потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного сотрудничества и взаимопонимания в ходе межнационально- го взаимодействия; знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представи- телей разных этнических общностей; соблюдение традиционных форм межнационального общения; способность противостоять антиподам культуры межнационального об- щения — национальной ограниченности и замкнутости, предвзятости и непри- язни, недоверию и отчужденности, эгоизму и тщеславию; 50 умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ обраще- ния, контакта, который, не расходясь с общими представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этносов; социально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения представителей других национальностей. Основными н а п р а в л е н и я м и воспитания культуры межнационального общения в педагогической деятельности являются: а) обучение взаимодействию, взаимопониманию, формированию критиче- ского мышления; б) обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на нацио- нальной почве. В идеале учитель должен знать язык, национальные особенности, диалекты устной речи коренных жителей того региона, на территории которого он живет и работает. В многонациональной, поликультурной среде для воспитателя, чтобы ус- пешно осуществлять свою профессиональную деятельность, необходимо руко- водствоваться п р и н ц и п о м г у м а н и т а р н о с т и. Реализация этого прин- ципа требует от педагога безусловного признания за ребенком таких же прав, которые признаются за взрослым человеком: права иметь собственную точку зрения, высказывать и отстаивать ее, права на сохранение своей индивидуаль- ности, на свободу, на творчество, на выбор способов действия и самовыраже- ния, права на ошибку. Наряду с этим важнейшее право ребенка — право на пе- дагогическую помощь в тех ситуациях, когда он испытывает затруднения, ока- зывается перед сложным выбором, а также тогда, когда его индивидуальные особенности ведут к конфликтам, неприятию его окружающими людьми. Принцип гуманитарности может быть дополнен другими принципами, по отношению к которым он является системообразующим. Среди них один из важнейших — п р и н ц и п п р е з у м п ц и и ч е л о в е ч е с к о г о д о с т о - и н с т в а, сформулированный В. В. Кузнецовым. Ранее этот принцип провоз- глашался А. С. Макаренко в виде своеобразного педагогического кредо: «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему». Руководствуясь принципом презумпции человеческого достоинства, пе- дагог не станет унижать детей, порицать их, высмеивать их недостатки, оказы- вать на них психологическое давление, подчеркивать их невежество. В различ- ных ситуациях взаимодействия с детьми педагогу необходимо удерживать себя от попыток вторжения во внутренний мир воспитанника, от поучений, оценок, указаний, предупреждений, самоутверждения. Иначе говоря, принцип презумп- ции человеческого достоинства совершенно исключает отношение к ребенку как к объекту педагогического воздействия. Ребенок рассматривается как рав- ноправный субъект воспитательного взаимодействия, который не учится жить, а живет и действует «здесь и сейчас». Еще один важный принцип гуманитарного воспитания — п р и н ц и п п р и н я т и я р е б е н к а к а к д а н н о с т и. Н. Е. Щуркова утверждает: «Любить ребенка — значит признавать за ребенком право на существование его таким, каков он есть, со своими характерологическими особенностями». Принять ребенка как данность — значит признать, что другой имеет право быть таким, каков он есть, отнестись с уважением к истории его жизни. Принимая воспитанника, воспитатель не оценивает, не осуждает его лич- ностные, индивидуальные, субъектные качества, особенности поведения или миропонимания — он просто знает, что они существуют. Принять как данность — значит признать право на самобытность, не срав- нивать ни с кем, даже с выдающейся личностью, и не призывать быть похожим на кого-то, утверждает Н. Е. Щуркова. Принять ребенка как данность — вовсе не значит одобрить все его качества, поступки, особенности поведения. Воспи- тание на то и существует, чтобы помогать человеку стать лучше. Если же ка- кая-то черта мешает этому, над исправлением именно этой черты предстоит со- вместно работать педагогу и воспитаннику, но только в том случае, если она не является простым проявлением индивидуальности ребенка, а мешает реализа- ции прав других людей, противоречит требованиям культуры. 17 вопрос: Важнейшим аспектом воспитания гуманитарной позиции и одной из акту- альных задач современной школы становится воспитание веротерпимости — терпимого, уважительного отношения человека к представителям всех веро- ваний, основанного на признании права любого человеке на исповедание любой религии (свобода вероисповедания) и являющегося неотъемлемой частью его собственной религиозной либо атеистической позиции. Веротерпимость, как и гуманитарность в целом, предполагает, с одной сто- роны, терпимое, уважительное отношение к представителям всех религиозных верований, признание права человека на исповедание любой религии, с дру- гой — может существовать только на основе устойчивости собственной пози- ции в отношении религии, что тесно связано со способностью и умением от- стаивать свои религиозные либо атеистические взгляды Существуют различные п о д х о д ы к п о н и м а н и ю в е р о т е р п и - м о с т и. Не все они являются научными; некоторые из них закреплены на уровне обыденного, житейского, повседневного сознания или проповедуются отдельными средствами массовой информации. 1. Веротерпимость как признание права на существование любых религиоз- ных верований, независимо от ценностей или антиценностей, на которые они ориентируют, от наличия в них нравственного и культуросозидающего потен циала. С этой точки зрения право на существование имеют все религии, в том числе и те, которые несут в себе явную опасность для человека и общества (на- пример, деструктивные культы), поскольку человек сам ответственен за свои религиозные убеждения и за последствия исповедания ими той или иной рели- гии. Однако такой подход становится все менее популярным. Общество и госу- дарство становятся на позицию защиты интересов человека от тех религий и псевдорелигий, которые ориентированы на антиценности, учения которых про- тиворечат культурным и нравственным нормам. 2. Веротерпимость как попытка объединения всех религий предполагает, что между существующими в настоящее время религиями нет принципиальных различий — ведь все они утверждают приоритет духовного над материальным, провозглашают необходимость ориентации человека на высшие ценности и мо- ральные нормы. «Слабое звено» такой позиции — в отсутствии оснований для формирования критического мышления и умения отстаивать собственные взгляды и убеждения; «размываются» особенности национальной культуры и, как следствие, искажается культурная идентификация человека. 3. Веротерпимость как снисходительное отношение к носителям иных ре- лигиозных верований базируется на положении о превосходстве одной религии над всеми остальными. Исповедание другими людьми иных религиозных веро- ваний рассматривается как проявление слабости, к которой надо отнестись с пониманием и снисхождением. Уязвимость такого понимания веротерпимости в том, что оно содержит в себе возможность развития в сторону религиозного фанатизма. 4. Веротерпимость как расширение собственного духовного опыта и кон- структивный диалог. Расширение духовного опыта понимается не как включе- ние в состав одной религии духовных практик, составляющих принадлежность другой, а как понимание и принятие многообразия окружающего мира, способ- ность видеть его позитивные и негативные проявления, обнаруживать «точки соприкосновения» с целью решения значимых проблем. Именно на этой основе строится в современном мире диалог религии и науки, религии и философии (к примеру, в состав православного богословского знания включаются выводы философии экзистенциализма, положения синергетики); представители разных конфессий ведут диалог о способах решения глобальных проблем — этических, экологических и социальных, в том числе проблемы терроризма и религиозного экстремизма. К п р и з н а к а м в е р о т е р п и м о с т и в детской среде можно отнести следующие: Отсутствие оскорбительных высказываний и намеков в адрес верующих детей или детей — носителей иной религии, корректное употребление слов, специфичных для той или иной религии Корректные, уважительные отношения между большинством и меньшин- ством, отсутствие стремления доминировать со стороны школьников, пред- ставляющих большинство. Включение всех без исключения детей в диалогическое взаимодействие; во взаимодействии доминируют ценностные отношения. Уважительное отношение к обычаям различных конфессий, чувство так- та, деликатность в отношении к ним. Всем школьникам предоставляется воз- можность познакомить одноклассников со своими верованиями, традициями, обычаями. С другой стороны, такое знакомство не должно превращаться в на- саждение собственной веры. Для предотвращения разнообразных проявлений религиозной нетерпимости, для создания в учебно-воспитательном коллективе среды, благоприятной для воспитания веротерпимости, необходимо соблюдение ряда п е д а г о г и ч е - с к и х у с л о в и й. Формирование у школьников в единстве знаний, умений и отношений. Соблюдение этого условия позволяет создать воспитательное пространство, в котором актуализируются качества школьника, связанные с направленностью на Другого. Этому служат такие формы работы, как круглые столы, националь- ные праздники, беседы о различных религиях, философские столы о роли рели- гии в жизни человека, клубы интернациональной дружбы. Обращенность любого воспитательного воздействия к ценностно- смысловой сфере воспитанника. Стремление к пониманию ценностей той или иной религии, выявление и постижение смысла культурных явлений — текстов, произведений искусства, обрядов, традиций, смысла человеческих поступков и отношений и становление на этой основе индивидуальной системы ценностей помогает воспитаннику выявить то, что объединяет его с окружающими людь- ми, поскольку основой для смыслотворческой деятельности выступают общие для всех ценности бытия. Организация деятельности школьников в контексте диалога культур — религиозной и светской, культуры прошлого и культуры настоящего, различ- ных национальных культур. Благодаря такому диалогу другая культура вос- принимается не как чужая, а как иная, представляющая самостоятельную цен- ность. Классный руководитель по своей должности выполняет следующие обязан- ности: 2.1. Работа с учащимися: организует деятельность классного коллектива учащихся, определяет со- стояние и перспективы его развития, обновляет содержание жизни коллектива класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества; осуществляет изучение индивидуальных особенностей, способностей, инте- ресов и склонностей учащихся, динамику их развития; изучает жилищно-бытовые условия учащихся класса и незамедлительно со- общает администрации о случаях уклонения от родительских обязанностей по обучению, воспитанию и содержанию детей; создает благоприятные микросреду и психологический климат для каждого обучающегося в классе, регулирует межличностные отношения между учащи- мися; способствует развитию коммуникативных качеств учащихся и оказывает им необходимую помощь в преодолении затруднений в общении; защищает права и интересы учащихся класса, уделяя особое внимание «трудным детям» и детям, оставшимся без попечения родителей; выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополуч- ных семей; осуществляет контроль за посещаемостью учебных занятий, с выяснением причин пропусков уроков; организует питание учащихся класса; организует социально значимую, творческую деятельность учащихся в про- цессе индивидуальных, групповых, коллективных форм работы; содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в общеобразова- тельном учреждении, учреждениях дополнительного образования детей; совместно с органами ученического самоуправления ведет активную работу по формированию здорового образа жизни, проводит физкультурно-массовые спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья учащихся класса; совместно с субъектами профилактики организует работу с учащимися клас- са по профилактике правонарушений и безнадзорности, употребления психоак- тивных веществ; обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса; проводит инструктаж учащихся класса по безопасности проведения воспи- тательных мероприятий с обязательной регистрацией в соответствующем жур- нале; организует изучение учащимися класса правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д; оперативно извещает администра- цию о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой довра- чебной помощи; организует дежурство учащихся по классу, школе и другим общественным помещениям; оптимально сочетает разнообразные формы работы с учащимися: индивиду- альные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной по- мощи; совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.), коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др). 2.2. Работа с учителями-предметниками: способствует установлению взаимодействия между учителями и обучающи- мися; посещает уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся; координирует и согласовывает педагогические воздействия на учащихся че- рез проведение педагогических консилиумов, «малых педсоветов» и других ме- роприятий; осуществляет помощь учащимся класса в учебной деятельности, выявляет причины слабой успеваемости, организует их устранение; содействует развитию познавательных интересов, расширению кругозора уча- щихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, НОУ, курсов по выбору, клубов по интере- сам, студий, элективных курсов), организует экскурсии, походы, посещение те- атров, выставок, концертных залов и т. д. 2.3. Работа с родителями (иными законными представителями): изучает условия воспитания в семье; организует индивидуальную работу (консультации, беседы, педагогическая помощь); побуждает родителей (иных законных представителей):к участию в жизни класса; проводит родительские собрания (не реже 1 раза в четверть); организует групповые консультации по вопросам воспитания детей с уча- стием психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования детей. 2.4. Работа с документами: ведение личных дел учащихся; ведение классного журнала; контроль ведения ученических дневников; составление плана работы классного руководителя, социального паспорта класса; сбор документов по предоставлению социальных льгот учащимся; протоколы родительских собраний. 3. Права 3.1. Классный руководитель имеет право: самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески при- менять новые методы, формы и приемы воспитания; присутствовать на уроках и мероприятиях, проводимых учителями- предметниками; использовать помещения и материальную базу общеобразовательного учре- ждения для проведения воспитательной работы с классом; приглашать в необходимых случаях от имени общеобразовательного учреж- дения родителей учащихся; участвовать в работе структур самоуправления: педсовета, методсовета, со- вета общеобразовательного учреждения, профсоюзных и других органов обще- образовательного учреждения; вносить предложения о совершенствовании деятельности общеобразова- тельного учреждения; обращаться в компетентные органы и учреждения для оперативного разре- шения ситуаций жизненного кризиса воспитанников; взаимодействовать со специалистами социально-психологической службы, медицинскими работниками, библиотекарем, педагогами дополнительного об- разования. 18 вопрос: 19 вопрос: 20 вопрос: В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинают уже складываться первые системы воспитания, семейного и общественного, зарождаться первые педагогические теории. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств — полисов. В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой — особенностями развития данной страны. Воспитание детей в Спарте. Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения — агелы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили педономы, люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и их главное занятие — физический труд, быть беспощадными к рабам. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”). Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся. Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14—15 лет в криптиях — ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных празднествах и спортивных состязаниях. Воспитание и школа в Афинах. Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство — демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. Общая направленность афинской воспитательной системы — презрение к физическому труду и рабам. До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13—14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (одновременно или сначала в школе грамматиста, затем кифариста). В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием — учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее. Зарождение элементов педагогической теории в Древней Греции Педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля и др. Педагогические взгляды Демокрита. Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение. Педагогические идеи Платона.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |