КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологический проект О.Конта
Билет 3 О. Конт (1798—1857 гг.). Творчество О. Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуальный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии системы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобразований. Переход общества к новому состоянию, по Конту, не может произойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. Свою историческую миссию он видел в том, чтобы создать «Научную Библию» будущего, поставить науку во главе всех форм человеческого существования: религии, политики, социальной практики и т. д. Главными трудами О. Конта были шеститомный «Курс позитивной философии» (1830—1842 гг.) и четырехтомный труд «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества». Позитивизм — это доктрина в области философии науки, характеризуемая требованием того, чтобы наука имела дело только с наблюдаемыми нами объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта. Суть позитивной науки заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные естественным законам. Конт считал, что научно изучались лишь явления физические, химические, астрономические, что научно необходимо объяснять и общественные явления—создать «социальную физику». Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество, в основе которого должны лежать наблюдение и эксперимент. Исходя из того, что принцип деления наук должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяется естественными связями, которые между ними существуют, система наук представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к высшему, от общего к специфическому Каждая последующая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая, однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокого ранга. Иерархия основных наук выглядит так: математика с механикой; науки о неорганических телах (астрономия, физика, химия); науки об органических телах (биология); социальная физика (социология). Идеи системного общества высказывались задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил эту систему для обоснования социологии как самостоятельной науки. Отсюда и его решение использовать особый термин для обозначения новой социальной науки — социология. В основу построения социологии как самостоятельной науки Конт положил идею «социальной системы», т. е. признание факта существования общества как своего рода организма, определенной целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. В концепции Конта индивид является абстракцией, т.е. не существует самостоятельно, изолированно от целого, в то время как общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним естественным законам. Программу изучения социологии О. Конт разделил на две части: 1, Социальную статику, анализирующую равновесное состояние «организма» человеческого общества, взаимосвязь его компонентов (т. е. социальную структуру). Социальная статика — это социальная анатомия, изучающая строение социального организма («структуру коллективного существа»), исследует условия существования и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества). 2. Социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных соци-гх фактов. Социальная динамика—это социальная физиология, изучающая законы функционирования общества (социального организма). Основной единицей общества О. Конт считал семью, представляющую собой элемент социальной структуры, так как она возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями, полами), подчиненности (принцип главенства, старшинства) р, др. Отсюда следует, что семья является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с разделения труда, архичности отношений, власти и т. д.). В существующей иерархии отношений, складывающихся в государстве, он видит не только естественное, но необходимое явление. Как и его предшественники, О. Конт изучает реальную социальную структуру общества (социальную статику). Он выделяет четыре класса: «спекулятивный» класс, в который включены представители науки, философии и эстетики; «практический» класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота (торговцев, предпринимате.лей, банкиров); далее идут представители сельского хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих. Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе. Основные идеи исторической концепции О. Конта были заимствованы из трудов французских мыслителей XVTII века Тюрго, Сен-Симона и других исследователей. Социальная динамика призвана раскрывать универсальные законы развития человечества, действие которых распространяется на все сферы общественной жизни. О. Конт подчеркивал взаимосвязь всех элементов социального организма, однако решающую роль отводил духовной сфере. Развитие общества предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление «закона трех стадий»: • теологическая, стадия в развитии человеческого сознания, а следовательно, и общества продолжалась по Конту до 1300 года. На этой стадии все существующие в мире явления объяснялись как результат прямого и постоянного действия многочисленных сверхъестественных сил; • метафизическая стадия охватывает период с 1300 по 1800 год. На второй стадии действия сверхъестественных сил заменяются отвлеченными силами различного рода абстракций, воплощенных в разных сущностях мира; • позитивная стадия начинается с 1800 года. На третьей стадии человеческий ум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной, равно как и от познания внутренних причин явлений. Конт приходит к убеждению в необходимости сохранения религии и новой церкви, предметом поклонения которых станет человечество как целое, а священным писанием — «позитивная философия». Такая религия объединит разум и чувства. В своей утопии он ставил задачу объединения всех людей, почти полного подчинения индивидуального общественному. В осуществлении своего проекта Конт возлагал надежды на пролетариат при условии его освобождения от развращающего влияния социалистических учений. В этой всемирной федерации будут царствовать мир и согласие, богатство и собственность будут служить общим интересам.
2. Анализ и обобщение результатов социологического исследования Социологическое исследование - это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде г шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным. Даже при таких обстоятельствах описанные ниже этапы обеспечивают полезные вехи проведения научного исследования После того как исследователи получат в свое распоряжение необходимые данные, им предстоит проанализировать их для нахождения ответов на вопросы, заложенные в их исследовательский проект. Анализ предполагает поиск значимых связей между фактами, выяснившимися в ходе исследования. После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке. После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности. На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |