КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Билет 4. 1. Классическая западная социология XIX- началаXX в
1. Классическая западная социология XIX- началаXX в. Ж.Кетле (1796—1874 гг.). Выдающийся франко-бельгийский ученый: математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции, организатор Первого международного статистического конгресса (Брюссель, 1853 г.). Основные социологические идеи Кетле изложены в трудах: «Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей» (1835 г., т. 1—2), «Социальная система и законы, ею управляющие» (1866 г.). Творчество социальных статистиков XIX в. — один из редких примеров преобразующего влияния социальных наук на естественные. Их исследования способствовали становлению статистической физики. Кетле не считал себя позитивистом и, по-видимому, не был знаком с трудами Конта. Тем не менее, основные идеи «социальной физики» Кетле лежали в русле позитивизма. В отличие от Конта и многих других социальных философов, разрабатывавших глобальные реформаторские проекты XIX века, Кетле скорее был социологом-прикладником, сознательно ограничивая область своих интересов частными, но социально значимыми проблемами. Статистический метод у Кетле выступал как метод социологии, лучше всех других выражающий специфику ее предмета исследования. Отсюда и знаменитая «концепция статистического человека», некоего среднего представителя народа, класса социальной группы. В социологическом плане «статистический человек» представлял норму, более желательное состояние совокупности людей. Полнота и точность знаний об обществе и человеке зависят от технических возможностей статистики, а не от принципиальных трудностей связанных с отличием социальных явлений от природных. Он внес исключительно большой вклад в разработку методов статистического анализа в социологии, социальной, демографической, медицинской статистики, особенно методов измерения качественных характеристик. Он создал под именем «социальная физика» социологию, значительно близкую к прикладной социологии ХХ века. В историю социальных учений он вошел как один из основателей эмпирической, прикладной школы в социологии. К.Маркс и Ф.Энгельс. Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно определяеомй как исторический материализм, стала идея материалистического внимания истории. Данный тезис получил теоретическое и эмпирическoe обоснование в знаменитом труде К. Маркса «Капитал». Для внимания социологических идей марксизма большое значение имеют труды К. Маркса «Нищета философии» (1847 г.), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852 г.), «К критике политической экономии» (1859 г.), «Гражданская война во Франции» (1871 г.), работы Энгельса «Крестьянская война в Германии» (1849 г.), «Анти-Дюринг» (1877—1878 гг.). «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), их совместные произведения «Немецкая идеология» (1846 г.), «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). Социологическая концепция марксизма основана на жесткой зависимости всех сфер жизни общества от экономических условий (исторический материализм), признании закономерности классовой борьбы неизбежности замены капитализма коммунистической общественно-экономической формацией посредством насильственной социалистической революции и установления диктатуры пролетариата под руководством коммунистической партии. Ее основное противоречие состояло в том, что, с одной стороны, она признавала естественный ход исторического прогресса от низшей формации к высшей, а с другой — утверждала необходимость ускорения этого процесса посредством насильственной революции. В целом для социологии марксизма характерны черты: признание классового расслоения общества на основе частной собственности на средства производства, открытая партийность и революционность, признание роли революционного насилия в историческом процессе, построение модели бесклассового коммунистического общества в интересах преодоления отчуждения труда, достижения всеобщего благосостояния и всестороннего развития личности на базе общественной собственности на средства производства. В дальнейшем социология марксизма явилась теоретической основой социал-демократического и коммунистического движения.
2. Особенности выборочного социологического исследования. Виды и репрезентативность выборки. Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению. Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа. Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы. На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора. Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения. Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность. При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность. Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным. Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.
Билет 5 1. Эволюционная социология Г.Спенсера. Творчество Г. Спенсера (1820—3 903 гг.) с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Спенсер отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма был опубликован в 1862-J 896 гг. Этот труд включал: «Основные начала» (1862 г.), «Основания биологии» (1864—1867 гг.), «Основания психологии» (1870—1872 гг.), «Основания социологии» (1876—1896 гг.) в трех томах, «Социология как предмет изучения» (1903 г.), «Основания этики» (1879—1893 гг.). Сам термин социология благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и получат второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политической религиозно-утопической доктриной, то, начиная со Спенсера, он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого. Теоретические взгляды Г. Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. Он потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы, а также отличающие его от них. Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к обществу. В своих исследованиях он сочетал эволюционно-исторический подход со структурно-функциональным анализом. Социальный организм, по Спенсеру, состоит из трех главных «систем»: «регулятивной», «производящей средства для жизни» и «распределительной». Он первым применил в социологии понятие структуры и функции, системы и института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них прогрессирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда. Дня понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, которые и изучает социология. Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального но природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным иным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественного договора» как ответ на рост численности популяции согласно общему закону — прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные институты — органы самоорганизации и управления, и так как основное свойство любого организма — взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов.
2. Основные методы сбора социологической информации. · Анализ документов · метод исторического анализа · контент-анализ (при сборе материала) · группировка текстов (анализ материала основывается на определении индикаторов) · самый распрастраненный сбор информации – опрос.
Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме. 1. Виды наблюдения: -включенное и невключенное (участие или неучастие исследователя в жизни объекта)
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |