Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 4. 1. Классическая западная социология XIX- началаXX в




1. Классическая западная социология XIX- началаXX в.

Ж.Кетле (1796—1874 гг.). Выдающийся франко-бельгийский уче­ный: математик, астроном, географ, социолог, основатель национальных статистических обществ Англии и Франции, организатор Первого между­народного статистического конгресса (Брюссель, 1853 г.). Основные со­циологические идеи Кетле изложены в трудах: «Социальная физика, или Опыт исследования о развитии человеческих способностей» (1835 г., т. 1—2), «Социальная система и законы, ею управляющие» (1866 г.).

Творчество социальных статистиков XIX в. — один из редких при­меров преобразующего влияния социальных наук на естественные. Их исследования способствовали становлению статистической физики. Кетле не считал себя позитивистом и, по-видимому, не был знаком с трудами Конта. Тем не менее, основные идеи «социальной физики» Кетле лежали в русле позитивизма. В отличие от Конта и многих дру­гих социальных философов, разрабатывавших глобальные реформа­торские проекты XIX века, Кетле скорее был социологом-прикладни­ком, сознательно ограничивая область своих интересов частными, но социально значимыми проблемами.

Статистический метод у Кетле выступал как метод социологии, лучше всех других выражающий специфику ее предмета исследова­ния. Отсюда и знаменитая «концепция статистического человека», некоего среднего представителя народа, класса социальной группы. В социологическом плане «статистический человек» представлял норму, более желательное состояние совокупности людей. Полнота и точность знаний об обществе и человеке зависят от технических возможностей статистики, а не от принципиальных трудностей связанных с отличием социальных явлений от природных.

Он внес исключительно большой вклад в разработку методов статистического анализа в социологии, социальной, демографической, медицинской статистики, особенно методов измерения качественных характеристик. Он создал под именем «социальная физика» социологию, значительно близкую к прикладной социологии ХХ века. В историю социальных учений он вошел как один из основателей эмпирической, прикладной школы в социологии.

К.Маркс и Ф.Энгельс. Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно определяеомй как исторический материализм, стала идея материалистического внимания истории. Данный тезис получил теоретическое и эмпирическoe обоснование в знаменитом труде К. Маркса «Капитал». Для внимания социологических идей марксизма большое значение имеют труды К. Маркса «Нищета философии» (1847 г.), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852 г.), «К критике политической экономии» (1859 г.), «Гражданская война во Франции» (1871 г.), работы Энгельса «Крестьянская война в Германии» (1849 г.), «Анти-Дюринг» (1877—1878 гг.). «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), их совместные произведения «Немецкая идеология» (1846 г.), «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). Социологическая концепция марксизма основана на жесткой за­висимости всех сфер жизни общества от экономических условий (ис­торический материализм), признании закономерности классовой борьбы неизбежности замены капитализма коммунистической обще­ственно-экономической формацией посредством насильственной социалистической революции и установления диктатуры пролетари­ата под руководством коммунистической партии. Ее основное проти­воречие состояло в том, что, с одной стороны, она признавала есте­ственный ход исторического прогресса от низшей формации к выс­шей, а с другой — утверждала необходимость ускорения этого процесса посредством насильственной революции.

В целом для социологии марксизма характерны черты: признание классового расслоения общества на основе частной собственности на средства производства, открытая партийность и революционность, признание роли революционного насилия в историческом процессе, построение модели бесклассового коммунистического общества в ин­тересах преодоления отчуждения труда, достижения всеобщего благо­состояния и всестороннего развития личности на базе общественной собственности на средства производства. В дальнейшем социология марксизма явилась теоретической основой социал-демократического и коммунистического движения.

 

2. Особенности выборочного социологического исследования. Виды и репрезентативность выборки.

Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности. В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа. Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.

На первом этапе выбираются какие-либо трудовые коллективы, предприятия, учреждения. Среди них отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются – единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.

Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней.

Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы. Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту, видам обучения.

Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чаще всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться практически невозможным.

Репрезентативность (представительность) - свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности.

 

Билет 5

1. Эволюционная социология Г.Спенсера.

Творчество Г. Спенсера (1820—3 903 гг.) с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Спенсер отличался нео­быкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им на­следие огромно. Фундаментальный десятитомный труд, задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эволюционизма был опубликован в 1862-J 896 гг. Этот труд включал: «Основные нача­ла» (1862 г.), «Основания биологии» (1864—1867 гг.), «Основания пси­хологии» (1870—1872 гг.), «Основания социологии» (1876—1896 гг.) в трех томах, «Социология как предмет изучения» (1903 г.), «Основа­ния этики» (1879—1893 гг.).

Сам термин социология благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и получат второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политической религиозно-утопической доктриной, то, начиная со Спен­сера, он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого.

Теоретические взгляды Г. Спенсера формировались главным обра­зом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращав­шихся к идее эволюции. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизво­дятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. Он потратил много усилий, определяя специфические черты «социально­го организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы, а также отличающие его от них. Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к обществу. В своих исследованиях он сочетал эволюционно-исторический подход со структурно-функциональным анализом. Соци­альный организм, по Спенсеру, состоит из трех главных «систем»: «регу­лятивной», «производящей средства для жизни» и «распределительной». Он первым применил в социологии понятие структуры и функции, си­стемы и института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них прогрессирующую дифференциа­цию социальной активности, естественное разделение труда.

Дня понимания спенсеровского определения предмета социологии большое значение имеет его концепция социальных институтов. Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, которые и изучает социология.

Социальные институты — это механизмы самоорганизации совмест­ной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального но природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным иным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественного договора» как ответ на рост численности популяции согласно общему закону — прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные институты — органы самоорганизации и управления, и так как основное свойство любого организма — взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов.

 

2. Основные методы сбора социологической информации.

· Анализ документов

· метод исторического анализа

· контент-анализ (при сборе материала)

· группировка текстов (анализ материала основывается на определении индикаторов)

· самый распрастраненный сбор информации – опрос.

 

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений. Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

1. Виды наблюдения:

-включенное и невключенное (участие или неучастие исследователя в жизни объекта)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.