Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние еврейской и арабской схоластики на схоластику европейскую. Пути контакта. 1 страница




Иконоборческая смута. Иоанн Дамаскин, защита иконопочитания. История спора об иконах. Феодор Студит и патриарх Никифор. Богословие иконы. Смысл обратной перспективы. Иоанн Дамаскин как учитель («первый схоластик»). «Источник знания».

Иконоборческая смута. Спор об иконах не был обрядовым спором. Это был догматический спор, и в нём вскрылись богословския глубины. Поэтому потребовалось богословское основание иконопочитания. В начале позиции иконоборцев были примитивны: их упрёки исходят из ветхозаветного запрета образов, они обвиняли христиан в идолопоклонстве камням, краскам, доскам и т. д. Но вскоре в иконоборчестве наметились два основных направления (течения): те, кто придерживались первого течения, требовали полного уничтожения изображений, начиная с иконы Спасителя; некоторые из них отрицали и почитание святых мощей, а наиболее нетерпимые доходили до отрицания почитания Богоматери и святых. «Византийский летописец Феофан говорит, что уже император Лев III отказывался почитать Богоматерь и святых. Преподобный Иоанн Дамаскин сразу же ответил на иконоборческий указ Льва III своим Первым Словом в защиту святых икон. Отвечая на одно из ещё умеренных течений иконоборчества, он писал: «… если ты делаешь изображение Христа, а святых никоим образом, то ясно, что ты запрещаешь не изображение, а чествование святых»(2;98). Иоанн Дамаскин ясно видел связь между почитанием икон и почитанием святых, равно как и последствия отказа от их изображений.

Иоанн Дамаскин (ок. 680- ок. 750) – родился в Дамаске в знатной арабской христианской семье. Его отец был казначеем при дворе халифа, поэтому Иоанн воспитывался вместе с будущим халифом Язидом, при котором он позже стал визирем. Когда в 730 г. издали указ об уничтожении икон, Иоанн написал три «Апологии против порицающих святые иконы», выступив в христианской литературе первым защитником иконопочитания. Существует легенда, что за это ему отрубили руку, которая на следующее утро была вновь на месте, восстановленная чудесной силой его молитвы. Благодарный Иоанн написал икону Богородицы, держащей в руках отрубленную руку.

Иконоборческий собор в Константинополе (754) осудил Иоанна Дамаскина, обвинив его в многочисленных ересях и изменах. Но уже VII Вселенский (II Никейский) собор (787) осудил иконоборчество, присчислив Иоанна к лику святых. Уже современники видели в Иоанне несомненный богословский авторитет. Его главное сочинение – «Источник знания», другие: «Элементарное введение в догматику», «О православном образе жизни», «О Св. Троице», ряд сочинений против ересей, а также аскетические сочинения и проповеди.

«Апологии» Дамаскина являются сочинениями, в которых энергично и образно доказывается, что запрещение «творить кумира» было действительно лишь до Боговоплощения, т. е. для иудеев, а не христиан, уже способных различать то, что может быть изображено, и то, что не может. Тем более, что поклонение иконам – очень давняя традиция.

«Источник знания» состоит из «Диалектики», излагающей логику и метафизику Аристотеля, «Книгу о ересях», содержащую описания свыше ста еретических учений (к ересям Иоанн относит и «эллинизм, и «иудаизм», и «ислам»), и «Точное изложение православной веры » - основное догматическое сочинение Дамаскина, кот. состоит из 4 книг.

Книга 1-я посвящена Богу и богопознанию. В ней показывается, что Бог непостижим, и не следует с излишним любопытством доискиваться того, что не дано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами. При этом высказывается мысль, что нет ни одного человека, в душе которого естественным образом не укоренено было бы знание о бытии Бога. Но эта укорененность не имеет врожденного, априорного характера. Она приобретается в наблюдении за торжеством порядка в сотворенном мире, черпается из учений пророков Ветхого Завета и из Откровения, данного в Новом.

Иоанн Дамаскин доказывает бытие Бога. Во-первых, рассуждает Дамаскин, все, что познают наши чувства в окружающем мире, изменчиво. Изменения происходят не только в вещах, но и в душах, и даже в ангелах; из чего следует, что все приходящее к бытию посредством изменения не может считаться нетварным; что все данное нам в чувственном познании тварно, а все тварное должно иметь Творца. Далее Дамаскин выстраивает доказательство бытия Бога, исходя из управляемости и сохраняемости вещей: у сохраняемого должен быть хранитель. Третий аргумент построен на отрицании случайного характера порядка и распределения вещей в мире: этой закономерностью является Бог. Фактически у Дамаскина мы находим индуктивные (выводимые из опыта) доказательства, родственные аристотелевским. Этот тип аргументов станет распространенным в средневековой философии.

То, что Бог есть, Иоанн считает доказанным, но Его сущность абсолютна неуловима и неизвестна. Далее устанавливается, что Бог един; что существуют Слово и Сын Божий, а также св. Дух. Христологическое учение Иоанна выдержано в духе принятого Халкидонским собором утверждения об ипостасном единстве двух природ в Христе; двойственность природ означает – здесь Иоанн следует Максиму исповедникуналичие у Христа двух воль. В последующих главах Дамаскин говорит о Троице и рассматривает тему божественных имен. Бог непостижим, замечает Иоанн, но мы нарекаем Его благом, истиной, праведностью, мудростью, светом и т.д., пытаясь «втиснуть» образ сверхсущего в матрицу наших познавательных способностей. На самом деле, двигаясь путем катафатического богословия, мы постигаем не божественную природу, но то, что соответствует ей в нашем познании или во внешней реальности сотворенного мира. Думая, что мы схватываем природу Бога, мы остаемся на уровне наших представлений.

Книга 2-я последовательно раскрывает космологические вопросы, а также касается морально -антропологической тематики. Книги 3-я и 4-я касаются догматических вопросов. В целом «Точное изложение» представляет собой четко структурированное произведение, которое можно считать не только прообразом, но и образцом схоластического сочинения. Иногда Дамаскина называют первым византийским схоластом.

Феодор Студит (759—826) — византийский монах, преподобный и сын чиновника, получил хорошее образование. В 798 г. он переселился со своими учениками в Студийский монастырь, сделавшийся под его руководством светочем тогдашнего монашества. Студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Феодор дал Студию строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии. К началу XI в. существовал уже полный устав, подробно регулировавший жизнь монахов, с определением епитимий за различные проступки. Студийский устав получил громадное распространение; и д ля Востока, особенно для Руси, в редакции патриарха Алексия (XI в.), имел такое же значение, как для Запада устав св. Бенедикта.

Считая долгом пастыря и монаха идти против всякого беззакония в церковных делах, он выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора Константина VI, хотя этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол родственницу Феодора. Он был подвергнут истязаниям и изгнан, но скоро по смерти Константина вернулся в свою обитель (797). Когда возник вопрос о прощении отрешенного от сана священника, повенчавшего Константина, Феодор восстал против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на два года (809—811).

По смерти императора Никифора I, Феодор опять торжественно вернулся в свой монастырь и вступил в борьбу с иконоборчеством. Когда император Лев V Армянин созывал собор против почитания икон, Феодор сказал ему: «не нарушай мира Церкви; Бог поставил в церкви иных апостолами, других пастырями и учителями, но не упомянул о царях; оставь церковь пастырям и учителям. Если бы сам ангел сошёл с неба и стал извещать истребление веры нашей, то не послушаем и его». Феодор видел в иконоборстве нарушение свободы церкви, а с догматической стороны усматривал в отрицании видимых изображений Христа умаление полноты Его человеческой природы, против воли Его, пославшего Авгарю Свой нерукотворный образ. Феодор не был догматиком оригинальным и глубоким, как Иоанн Дамаскин; но он был первым борцом современного ему православия.

За устроенный им крестный ход с иконами Феодор был заключён и сослан; биография, составленная двумя поколениями позже, много говорит о его мучениях и скитаниях. В темнице Феодор продолжал борьбу, апеллируя к патриархам, прежде всего к папе, которому «Христос вручил ключи веры». Новый император прекратил преследования. Феодор встречен был народом как мученик и чудотворец; он скончался в 826 г., окруженный учениками. Через 2 года он был канонизован, и на соборе 842 г., когда восторжествовали студиты, его имя было прославлено в числе первых. Среди современников Феодор пользовался громадным влиянием; завещание его ежегодно читалось во время службы в Студийском монастыре.

Для потомства Феодор является одним из главных учителей аскетизма и апологетом иконопочитания. Главное теоретическое сочинение Феодора — три книги «Опровержений» (Antirrhetica), из кот. первые две написаны в форме диалога между православным и еретиком, третья излагает учение о видимом образе Христа по пунктам доводов, представленных иконоборцами.

Проповеди Феодора собраны в двух «Катехизисах» — Большом и Малом. Систематичнее Большой, но он был мало известен и издан лишь отчасти; Малый Катехизис, состоящий из 134 поучений к братии, был одной из любимых книг средневекового греческого и, по-видимому, славянского общества. Источниками для автора являются Св. Писание и жизненный опыт; главной темой служат идеалы аскетической добродетели, деятельной, не созерцательной. Ф. отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни.Феодор является врагом византийского цезарепапизма и защитником первенства римской церкви, как главного оплота против тирании иконоборцев.

Никифор (ок. 758—828) — патриарх Константинопольский (806—815). Почитается как святой (память 13 марта). Родился в Константинополе в семье императорского секретаря. Его отец пострадал за иконопочитание при императоре Константине Копрониме и умер в изгнании в Никее. Никифор был сановником при дворе императрицы Ирины (797—802) и участвовал в работе созванного ею VII Вселенского собора. В 806 году был возведен на патриарший престол. Никифор был ревностным защитником иконопочитания и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина (813—820) в 815 году был сослан в монастырь святого Феодора на берегу Босфора, где скончался в 828 году. Мощи патриарха Никифора по преданию оказались нетленными. В настоящее время рука святителя хранится в Хилендарском монастыре на горе Афон.

Труды: " Краткая история со времени после правления Маврикия", "Послание ко Льву III, папе Римскому", "Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон", "Против Евсевия и Епифанида", "Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам", "Обличение и опровержения безбожного и нечестивого определения собора, бывшего в 815".

 

Богословие иконы (бесплотность фигур (они как бы парят, а не стоят на земле, плоскостное изображение — нематериальность). Смысл обратной перспективы (взгляд и свет изнутри иконы, направленный на молящегося).

 

18. Начало схоластики на Западе. Понятие схоластики. Образ и образование. Роль ирландского монашества. Каролингское Возрождение. Деятельность Алкуина. Тривий и квадривий. Иоанн Скот Эриугена и его трактат "О разделении природы".

Схоластический дискурс как код средневековой культуры. Слово "схоласт" впервые употреблено др.греч. ученым Теофрастом, унаследовавшим от Аристотеля Лицей, в смысле кабинентного ученого. Многие рим. авторы называли себя схоластиками, в дальнейшем так стали называть преподавателей 7 свободных искусств. Схоластика формировалась как сугубо рациональный стиль мышления, исходящий из того, что правильно построенная мысль воспроизводит структуру и семантику сущего.

0) Предсхоластика: Боэций, Иоанн Скот Эриугена (Иоанн Дамаскин)

1) Ранняя с. (11—12 вв.) Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцелин (ок.1050-1122), Гийом де Шампо (ок.1068-1121), Пьер Абеляр и др.

2) Зрелая или Поздняя С. (13—14 вв.). Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский (ок. 1240 — ок. 1281), Николай Орем (ок. 1320—1382), Уилльям Оккам, Жан Буридан, Раймунд Луллий (1235—1315) и др.

3) Вторая схоластика (16-17 в.) - Каэтано, Суарес

Если оформ­ление ранней С. ("школьной философии") связано с возникновениями городских школ как центров образованности, то зрелая С. связана с университетским образованием (прежде всего, Па­рижским и Оксфордским университетами). В систему универсистетского образования входили лекции и диспуты, в т.ч. " на свободную тему ", которую заявляли сами студенты. Было принято задавать вопросы и в ходе дискуссии. Мнения основывались на авторитете Свящ. Писания, задававшем ключевые позиции и смыслы, для аргументации использовались логика Аристотеля и его комментаторов.

Теоретич. источники формирования: визант.патристика (Августин); антич. неоплатонизм в христ. переработке ("Ареопагитики" и августин. ре­дакция Прокла), аристотелизм ("Введение" Порфирия к "Категориям", ла­т.перевод Боэция и араб.перевод Ибн Рушда), систематизация патристики Иоанном Дамаскиным.

Метод: Соединение иррационально-мистич. предпосылок с рациональной логикой выводов, и методология герменевтической ра­боты с текстом как познавательная процедура: "вычитывание" ответов на все вопросы из соответству­ющих базовых текстов.

Основные темы и дискуссии: 1 - об универсалиях (номинализм-реализм-концептуализм Абеляра), 2 - о соотношение разума и веры (Фома: концепция двойственной истины), 3 - о свободе воли; док-ва бытия Бога (Ансельм Кентерберийский)

 

В школах в начале средневековья обучали, тому же, чему учили и в римских школах. Несмотря на изменение общественных установок, сохраняющиеся программы и учебники еще долго диктуют прежние нормы образования. Круг дисциплин ограничивался свободными искусствами (artes liberates), включающими тривий: грамматика, риторика и логика, или диалектика, — а также квадривий: геометрия, арифметика, астрономия и гармония-музыка.

Тривий от направления, нашедшего выражение в трудах Платона и Аристотеля, придающего значимость выявлению логических принципов философского размышления. Грамматика и логика рассматриваются как инструмент исследования онтологических структур. Трехчленное деление науки о языке, понимаемой как наука о средствах выражения, с одной стороны, мысли, а с другой — законов бытия, зафиксировано в логике Аристотеля.

Источник квадривия — пифагорейско-платоновская онтология, где 4 мат. дисциплины рассматриваются как ступени к познанию Единого, т.е. к высшему знанию. Из этих четырех высшей и главенствующей является арифметика — учение о числе как таковом; затем следуют музыка — учение о гармонии; геометрия — учение о протяжении и наконец астрономия — учение о космосе, так сказать, о гармонии протяженного мира. Влияние этой традиции столь сильно, что даже в века наибольшего упадка математических наук статус математики неизменно высок и в школьных программах квадривий остается необходимой составляющей.

Тем не менее в образовательном цикле на первое место выдвигаются дисциплины тривия. В античную эпоху этому способствовало то значение, которое придавалось владению словом в государственных и общественных делах. Для христианства важность словесных искусств определялась задачей религиозной проповеди, необходимостью понимать и уметь растолковать другим смысл Священного Писания. Но как раз при обучении словесным дисциплинам, и именно грамматике и риторике, христианские учителя сталкивались с наибольшими проблемами. Ведь имеющиеся в их распоряжении учебники опирались на тексты из римской литературы, неприемлемые для верующих мирян, а уж тем более для клира, в основном и составлявшего образованную часть общества. Однако требование совершенно отказаться от языческой литературы при обучении, выдвинутое в VI в. папой Григорием Великим, было невыполнимым. Преподавание словесности идет с привлечением классических латинских сочинений, хотя канон постепенно смещается в сторону библейских текстов и христианской нравственно-назидательной литературы. Учебники также долго остаются прежними. Грамматику преподают по римским учебникам Доната и Присциана, желающие освоить риторику читают Цицерона и Квинтилиана, а изучающие логику обращаются к Аристотелю и Боэцию.

Порядок обучения в школах был таков. Начальная ступень образования сводилась к изучению азбуки, чтению на латыни и заучиванию псалтири (псалмы Давида); затем шло письмо, большое место в начальном образовании занимало пение. Средняя ступень включала тривий и квадривий. Высшую ступень образования составляла теология.

Из математических дисциплин арифметика и музыка преподавались по учебникам Боэция. Главным приложением расчетной арифметики были календарные расчеты, центральным пунктом которых являлось исчисление пасхи. Эти расчеты требовали сохранения в школьном курсе сведений о способах деления времени, о различии солнечного и лунного календарей, о солнцестоянии и равноденствиях, о движении планет и знаках Зодиака, т.е. астрономии. Этому были посвящены трактаты Бэды Достопочтенного «О временах» и «О счете времени». Элементарные сведения по геометрии чаще всего рассматривались в курсе арифметики. В курсе геометрии излагались географические и космографические сведения, почерпнутые, например, из Орозия (V в.), читались Шестодневы (толкования библейского рассказа о творении мира), бестиарии. Последние представляли собой переложения популярной на Востоке христианского мира книги «Физиолог», относящейся к IV в. компиляции учений о животном мире. «Физиолог» содержал рассказы, большей частью о животных, но иногда о растениях и камнях, содержащие и фактические сведения, и вымысел, но подобранные так, чтобы служить иллюстрацией к текстам Библии. И для Шестодневов,и для бестиариев характерно преобладание символического взгляда на мир, вытеснившего натурфилософский подход. Символизм, который был очень важным элементом раннесредневекового мировоззрения, проявлялся и в области образования, усиливая тенденцию нравственно-аллегорического толкования природы, интерес к чудесному, к мистике чисел, идущие еще от поздней античности, но введенные теперь в контекст библейской экзегезы.

В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковные культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы.

Если на Востоке первым схоластом считать Иоанна Дамаскина, то на Западе формирование «школьной философии» обычно связывают с так называемым «Каролингским возрождением». Историю средневековой культуры, писал А.Ф.Лосев, «можно представить как волнообразную кривую, то более, то менее отдалявшуюся от классической традиции». Одним из таких приближений к ней была каролингская «реновация», обновление, о котором говорили писатели эпохи, употреблявшие слово «возрождение» в сугубо религиозном смысле рождения нового, или духовного, человека, о котором говорится в Евангелии от Иоанна и в письмах апостола Павла). Идеалом Карла Великого было, согласно Л.П.Карсавину, не просто восстановление римской империи, но учреждение теократической монархии, «увенчанный франкским государем Град Божий на земле». Карл управляет франкской церковью и насаждает христианское знание и веру, фактически превращая «Патримоний Петра» в вассальное государство. Светская и духовная власть в «Граде» разделены («у первой в деснице меч смерти, у второй на устах ключ жизни»), но «обе иерархии, и духовная и светская, увенчаны одним наследником ветхозаветных царей – конунгом франков»[7].

Сподвижником Карла в деле просвещения и науки и прежде всего в организации системы образования в империи был англичанин Алкуин, приглашенный ко двору в 781 г. и ставший директором придворной школы. Позже он сделался аббатом. Самым нашумевшим событием в умственной жизни IX века был затеянный монахом Готтшальком спор о предопределении, в который был вовлечен и самый крупный мыслитель каролингского возрождения Иоанн Скот Эриугена (IX в.). С.Аверинцев отмечал, что к собственно нарождающейся схоластике этот мыслитель имел косвенное отношение, что его духовной родиной был Восток, влияние которого было характерным среди ирландского монашества.

об Эриугене см. “Антологию средневековой мысли” с. 161-189 или файл на комп-е

Иоанн Скот Эриугена - во Франции с 20-30 гг., при дворе Карла Лысого. Глоссы к «наставлениям по грамматике» (830-850) Присциана, к ветхозаветным книгам. Комментировал Марциана Капеллу. В 851 исполняя желание короля, вмешался в спор о двойном предопределении (затеянный Готтшальком). «О божественном предопределении»: Бог не только не предопределяет ко злу, но и о предопределении к добрунельзя говорить, ибо для Бога нет ни прошедшего ни будущего. Истинное предопределение есть сотворение человека со свободной волей, злоупотребление свободой – источник зла. Учение осуждено на соборах в Валансе (855) и Лангре (859).

В первой половине 860 гг. по поручению короля перевел св. Дионисия, Максима Исповедника («К Иоанну о трудных местах [у Григория Богослова]”, “Вопросоответы Флласию о трудных местах Св.Писания”, Григория Нисского (“Об устроении человека”). Περι φυσεον, названный в XII De divisione naturae. Потом «Изъяснение «Небесной иерархии» св. Дионисия», «Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна», «Комментарий к Евангелию от Иоанна» и др.

«О разделении природы». Основная идея сочинения «О разделении природы» заимствована вместе с терминологией у Максима Исповедника, но получила особый смысл и самостоятельное развитие в 5 книгах в форме диалога. Вводит четыре деления: а) природа, которая не сотворена, но творит, б) природа сотворенная и творящая, в) природа сотворенная, но не творящая, г) природа не сотворенная и не творящая.

Natura non creata creans – Бог,

Natura creata creans – божественные идеи, посредствующие между Богом и миром,

Natura creata nec creans – мир - как проявление божественных идей и Бога;

Natura non creata nec creans – Бог как последняя цель всего.

В начале XIII в. Амальрик Бенский, парижский магистр, попытался учить по Эриугене, доктрина была признана еретической (1204 г.). Папа Гонорий III в булле от 25.01.1225 требовал уничтожения всех экземпляров сочинения. Впервые напечатано в 1671 г. в Оксфорде.

а) Природа несотворенная и творящая — это Бог. Поскольку он совершенен, он непостижим при помощи конечных и ограничивающих предикатов. Его первое обнаружение лишь условно можно назвать творением. Логос Сын Божий не порожден в пространстве и времени, он совечен и единосущ с Отцом.

б) Природа сотворенная и творящая — это Логос, или всеведение Бога, в коем содержатся архетипы всех вещей. В свете божественной предначертанности всякая тварь вечна. "Все, что в Нем, остается всегда — это вечная жизнь". Модели и архетипы множественны и различны лишь для нас, но не для Бога. Тот, кто делает эти модели действующими причинами, выводя из них все индивидуальное, — Святой Дух. Речь идет о некой субстанции, из которой формируются веши, одновременно естественные и сверхъестественные.

в) Природа сотворенная, но не творящая. Это мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не создающий. Мир, каким его хотел Бог, — его проявление, или теофания. Чувственный и множественный его аспект есть выражение первородного греха, последний же его смысл — человек, призванный стать подобным Богу. Сущность человека — его душа, ее инструмент — тело. "Тело — наше, но мы — не тело".

г) Природа несотворенная и нетворящая — Бог, последний предел в возвратном движении. Призвание человека с момента своего возникновения — уподобиться Сыну Божьему, который воплотился, чтобы развернуть универсум и указать дорогу обратно к Богу. Поэтому факт инкарнации естествен и сверхъестествен одновременно. Путь назад имеет свои фазы: сначала распад тела на четыре элемента, распад телесного человека на дух и изначальные архетипы, затем воскрешение его во славе; наконец, когда человеческая натура окажется вблизи Бога, как воздух вокруг источника света, все пребудет в Боге, и Бог во всем. При этом угрозы утраты индивидуальности нет: как железо не аннигилирует, будучи раскаленным в горне, так всякая тварь сохраняет свою уникальность в более высокой форме. "Бог, сам по себе непознаваемый, частично раскрывает себя в своих созданиях, и создание — чудо невыразимое — обращение в Бога ".

Человек сотворен в животном теле, чтобы понять и вместить в себя все. "Человек есть некое интеллектуальное понятие, извечно сотворенное в Божественном уме". Неизменная субстанция чел. интеллекта: троица "разум, опыт, наука". "как бесконечна божественная сущность, так не ограничивается никаким определенным пределом и ее человеческое замещение (substitutio), созданное по ее образу".

Первой, сугубо божественной части природы соответствует в чел. духе происшедший от этой природы внечувственный разум (intellectus), второй части рассудок (ratio), а третьей – внутреннее чувство (sensus interior), иногда отожд. с памятью. Познание начинается с внешних чувств, кот. передают эстафету внутреннему чувству. Затем рассудок познает уже не вещи, а их прототипы в бож. уме – Логосе. Разум направлен на высшую бож. природу, кот. непознаваема.

Никакая власть, полагает Эриугена, не может отказать разуму в том, что ему предписано. Истинная власть никогда не станет перечить истинному разуму, как и последний не пойдет против законной власти, ведь оба они исходят из одного источника: премудрости всевышнего. Эриугена преодолевает понимание логики как просто языковой техники. Диалектика для него — двухфазовая структура реальности — восходящей и нисходящей: от единого к многому и от многого к единому. Диалектика - это инструмент познания реальности и восхождения к Богу. Поэтому люди не изобретают диалектику, но открывают ее для себя. " Истинная философия ничто иное как религия, а подлинная религия — это правдивая философия ". Поэтому никто да не окажется на небесах, не пойдя через философию: "Nemo mtrat in caelum nisi per pfulosophiam" " Никто не восходит на небо иначе, чем через философию ".

 

Билет № 19. Арабская и еврейская схоластика (общий обзор). Особенности формирования арабской культуры. Священный текст и алгоритм. Начало философии. Влияние христиан-монофизитов. Аль-Кинди, аль Фараби. Суфизм. Метафизика Авиценны. Аверроэс. Авицеброн (Ибн Гебироль) и его "Источник жизни". Рамбам (Маймонид). "Книга о причинах". Влияние еврейской и арабской схоластики на европейскую. Пути контакта. Толедская "школа" переводов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.