Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжение христологических споров. «Моноэнергизм» патриарха Сергия, монофелитство. Максим Исповедник. Жизнь и труды. Смысл учения о двух волях. Мистагогия




В начале VII в. персы захватили Иерусалим, Египет, Халкидон, осаждали Константинополь. Ираклий нанес им несколько мощных ударов в Армении, что позволило Византии успешно окончить войну в 628 г. При этом империи важно было привлечь население освобождаемых от персов ближневосточных и закавказских земель, разделявшее монофизитскую ересь. Император Ираклий, сам выходец из Армении, и константинопольский патриарх Сергий были заинтересованы в компромиссе с монофизитами; результатом богословских спекуляций патриарха Сергия стала формула, согласно которой в Сыне при двух природах – божественной и человеческой – пребывает одна энергия: моноэнергизм. Этот термин был заимствован у Аристотеля, причем у него он обозначал актуальную действительность индивидуального сущего, а у Сергия – соединение двух природ в одной ипостаси (отчасти он опирался на Псевдо-Дионисия Ареопагита, в учении которого также упоминалась «одна богочеловеческая энергия»). Такая трактовка энергии помогла Сергию установить контакт и достичь примирения с христианами-монофизитами в Египте, Сирии и Армении. «Моноэнергийный» компромисс был закреплен в 633 г. Это теоретическое новшевство требовало философского обоснования, которое нельзя было вывести из учения Аристотеля. И попытка найти точку, в которой удалось бы без противоречия соединить две полноценные природы Христа в одном Лице, привела Сергия к монофелитству, учению об одной воле Христа. Здесь налицо смешение двух понятий: воли как естественного акта духовной природы и воли как личного нравственного решения, конкретного волеизъявления. Но заметить это могли только люди, действительно разбиравшиеся в богословии, которых среди церковных деятелей тогда было очевидное меньшинство.

Одним из таких людей, критиков монофелитства, был Максим Исповедник (580-662), имевший сложную биографию. Предпочтя придворной карьере монашество, он много путешествовал и всюду критиковал моноэнергизм. В 649 г. присутсвовал на Латеранском соборе в качестве секретаря папы Мартина, после ареста папы в 653 г. тоже был арестован и сослан во Фракию. После суда в 662 г. его повторно осудили и сослали на Кавказ, гдеон умер в том же году.

Наиболее крупным его богословским сочинением является собрание очерков-комментариев «О различных трудностях», посвященных истолкованию текстов Григория Богослова и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Кроме того, под влиянием «Ареопагитик» написана « Мистагогия » - подробное истолкование литургии, в котором Максим не столько повторяет и толкует сюжеты, разобранные Дионисием, сколько стремится «упражнять и свои способности в исследовании вещей божественных», посредством чего «всесветлый луч тайнодействий» становится доступным разуму и порождает в нас любовь. Важными являются его «Письма», где рассматрены ключевые понятия («сущность», «ипостась», «природа», «энергия» и т. д.).

Суть антимоноэнергийной доктрины можно представить следующим образом. В Христе действительно существуют две природы (а не одна составная), но это различие не означает разделения. Христос двойственен с точки зрения природ и един в отношении ипостаси. Здесь нет противоречия, так как соединение вовсе не равно смешению.

В трактовке богопознания Максим Исповедник близок «Ареопагитикам». Катафатическое познание возможно лишь частично – через Его творения. Единственное, что можно выразить рационально – факт Его бытия, точнее, «сверхбытия»; сущность же Творца принципиально не постижима умом, но её можно познать экстатически, в порыве, самоотречении, повинуясь любви, которая и приведет к Божественному Мраку. Путь к экстазу – в чистоте веры, аскезе и молитве. Только через откровение, через снисхождение Слова можно понять тайну внутрибожественной жизни – тайну Троицы.

Что касается антропологической стороны этого учения, человек состоит из души и тела, которые невозможно определить друг без друга. Душа «держит» тело, одушевляет его и участвует в его страданиях и страстях. Душа и тело дополняют друг друга в силу внутренней природной необходимости, их цель – участие в завершении устроения сотворенного мира.

Человека следует рассматривать в призме этических понятий. Его составная природа осуществляется в свободном выборе пути грехопадения. Платой за это являются «кожаные ризы» тленного тела, т.е. раздвоение природ, изначально бывших в цельности. Воля человека дает ему и надежду на спасение. Апокатастасис как принципиальное решение Творца становится неотъемлемой частью человеческой природы, но требует от каждого личного подвига. А весь свой путь христианин проходит вместе с Христом, так как живет во Христе, и Христос в нем. Исполнение заповедей соединяет с Христом, ибо они суть его энергии.

Переосмысление и развитие Максимом исповедником ряда идей раннехристианских мыслителей – Оригена, каппадокийцев, Псевдо-Дионисия и др. – во многом предопределили дальнейшую включенность этих учений в контекст средневековой философии и их востребованность как на Востоке, так и на Западе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.