Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнительная власть и государственное управление




Изложенные положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления.

Единая корневая основа - исполнение. Она в равной мере характеризует как исполнительно-распорядительную деятельность (т.е. государственное управление в его "старом" понимании), так и деятельность по реализации исполнительной власти. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени категория политико-правовая, в то время как государственное управление - организационно-правовая.

 

Система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъек­тов. Поэтому государственное управление по своему назначению и представляет собой не что иное, как вид государственной деятель­ности, в рамках которого практически реализуется исполнитель­ная власть.

Следовательно, государственное управление практически осуще­ствляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как прояв­ление единой государственной власти, приобретает реальный харак­тер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в на­стоящее время именуемых исполнительными органами, а по сущест­ву являющимися органами государственного управления. Следова­тельно, государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

 

Следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" более широкое, нежели понятие "исполнительная власть". Последняя производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. В то же время государственное управление это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Последняя, по существу, составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственной организации либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.

 


6. Исполнительная власть как вид государственной власти: основные признаки.

Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина государственное управление и ввела новый термин — исполнительная власть (например, ст. 10), на основе теории, предложенной Шарлем Луи Монтескье в книге “О духе законов”

Основные признаки исполнительной власти:

1. Исполнительная власть представляет собой относительно само­стоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой.

2. Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть госу­дарственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следова­тельно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Однако, необходимо учитывать, что действующим за­конодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государст­венной организации.

3. Исполнительная власть — непременный атрибут государст­венно-властного механизма, построенного на началах разделения вла­стей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Все субъекты федерации вправе осуществлять собствен­ное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции Российской Федерации.

4. Исполнительная власть, как и любое другое проявление вла­стных полномочий, есть способность и возможность оказывать опреде­ляющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что власть реализуется в отношении к различным (коллективным или индивидуальным) элементам государственно-организованного общества, т.е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.

5. Исполнительная власть, являясь ветвью единой государствен­ной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности — не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной дея­тельности. Исполнительная власть не тождественна и государственному управ­лению, которое всегда характеризовалось как определенный вид госу­дарственно-властной деятельности.

6. Исполнительная власть, выражающаяся в особом виде госу­дарственной деятельности, по своей сути правоприменительна. Для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера (прямое исполнение требований законодательства прежде всего в целях нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т.п.).

7. Исполнительная власть имеет определенное субъектное выра­жение. Она олицетворяется в деятельности специ­альных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией власти.

Ф едеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систе­му исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Консти­туции Российской Федерации).

8. Исполнительная власть, имея субъектное выражение, не мо­жет пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность. Из ст. 77 Конституции Российской Федерации вовсе не вытекает вывод о том, что единая система органов исполнительной власти и есть сама исполнительная власть. Она получает свое выражение в их практичес­кой деятельности.

9. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией РФ организуется и осуществляется на началах феде­рализма. Проводится разграничение предметов ведения и полномочий (т.е. компетенции) между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разг­раничении предметов ведения и полномочий (ст. 11 Конституции Российской Федерации).

10. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредст­венном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее сущест­венные атрибуты государственной власти: финансы; важ­нейшие средства коммуникации; армия и иные воинские форми­рования (например, внутренние, железнодорожные войска), мили­ция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

 


7. Государственное управление как форма исполнительной власти: основные черты.

Алехин:

Исполнительная власть – это ветвь единой государственной власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей. Ее самостоятельность имеет организационное и функциональное выражение. Ее организационная система состоит из органов государственной власти, именуемых по действующему праву органами исполнительной власти. Эти органы выделены: 1) в системе органов гос.власти 2) в системе исполнительных гос.органов.

Функциональное назначение данной власти - исполнение законов, невозможное без организующей= управленческой деятельности ее органов.>>>




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.