КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основа административно-правового положения – административная правосубъектность
Обращение – направленные в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган МСУ. Правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся на персонально неопределённый круг его исполнителей. Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в других случаях. Применяется к: 1. лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица; 2. членам совета директоров; 3. лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Срок: от 6 месяцев до 3х лет.
7.Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды. Административно-правовая норма – для регулирования управленческих отношений, возникающих в связи с формированием и осуществлением государственного управления и МСУ. Нормами АП: а) устанавливаются права и обязанности субъектов управленческих отношений; б) регулируются взаимоотношения между ними с учётом того, что одна из сторон обладает юридически властными полномочиями, а также прав другой стороны. Особенность: большинство норм императивные, содержат обязательные предписания должного или возможного поведения субъектов в предписанных им границах (связано с властью у одной стороны). Императивность выражается: а) в прямом предписании, обязывающем субъекта поступить определённым образом; б) в предоставлении возможности субъекту правоотношения избрать один из предусмотренных вариантов поведения; в) в предоставлении возможности в рамках одной нормы действовать по своему усмотрению, в установленных пределах (диспозитивно-разрешительная норма).
Структура: а. для нормальных управленческих отношений: гипотеза, диспозиция, санкция; б. нормы, устанавливающие ответственность: диспозиция, санкция. Особенности элементов: Гипотеза – элемент, выражающий условия, при которых необходимо руководствоваться данной нормой. Виды: определённая (конкретная) для данной нормы, относительно определённая, общая для нескольких норм. *Общая в основном для норм, устанавливающих компетенцию органов управления, должностных лиц (в преамбулах). Субъекты сами решают применять ли данную норму в конкретном случае. Диспозиция – само правило поведения, выраженное в правовой норме. Виды: определённая, относительно определённая. Санкция – мера государственного принуждения, предусмотренная за нарушение правил поведения (диспозиции), установленных нормой. Санкция – мера административного принуждения. Виды: определённая, относительно определённая. За одно правонарушение может предусматриваться несколько санкций, но применяться они могут в количестве, определённом нормативными актами. При определённости элементов административно-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соответствии с её предписанием.
Видыадминистративно-правовых норм могут быть подразделены по разным основаниям.
8.Порядок рассмотрения обращений граждан в РФ. Виды обращений
Виды обжалования: а) внесудебное (административный порядок); б) судебное.
По кругу субъектов: а. общее; б. специальное – участники гражданского и уголовного процессов, административного и дисциплинарного производства.
Права гражданина: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержится тайна; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Гарантии реализации: 1. бесплатность рассмотрения; 2. закрепление прав граждан при рассмотрении обращения; 3. запрет преследования; 4. запрет разглашения сведений; 5. запрет направления обращения в орган, на который поступила жалоба; 6. обязательное рассмотрение; 7. в случае ошибки в направлении – перенаправление.
Требования к обращениям: а) указание органа или ФИО должностного лица, ка который жалуется, указание своего ФИО; б) приложение необходимых письменных материалов или их копий. Обращение: а. в орган, в компетенции которого находится рассмотрение такого обращения; б. регистрация в течение 3 дней; в. перенаправление в соответствующий орган – 7 дней.
Рассмотрение обращения – 30 дней. Порядок рассмотрения: 1) государственный орган, орган МСУ или должностное лицо: а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; б) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах МСУ и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; в) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; г) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; д) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой органу в соответствии с его компетенцией; 2) государственные органы по запросу органа, рассматривающего обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения; 3) ответ на обращение подписывается руководителем органа.
Без ответа (государственный орган должен обосновать): 1. анонимные; 2. оспаривающие решения суда; 3. недоступные для прочтения; 4. содержащие нецензурные выражения или угрозы; 5. вторичные обращения в тот же орган, по тому же вопросу; 6. если ответ невозможен без разглашения тайны. *если содержатся сведения о подготавливаемом или совершённом правонарушении лица, причастных к нему – в орган с соответствующей компетенцией.
Личный приём: 1) информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан; 2) руководителями и уполномоченными на то лицами; 3) гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность; 4) содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина; 5) если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки –ответ на обращение с согласия гражданина устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина (в остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов); 6) письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в общем порядке; 7) если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
10.Основные черты административно-правовых отношений. Административно-правовое отношение характеризуется 2 группами признаков: 1. общие для правоотношения, как юридической категории; 2. специфические, выделяющими его как особую разновидность отношений. Черты административных правоотношений: 1) Управленческие отношения, урегулированные нормами АП. 2) Субъекты – любые участники управленческих отношений. В зависимости от субъективного состава правоотношения могут делиться на виды (с учётом того, что они могут возникать между субъектами в различном их сочетании). Однако административные правоотношения не могут возникнуть между 2 гражданами – обязательным участником должен быть субъект, наделённый юридически властными полномочиями. С другой стороны, субъектами могут быть участники, положение которых не предполагает выполнения ими функций управленческих органов (судьи). Бывают правоотношения между: постоянным составом участников, непостоянным составом участников. 3) Юридическое неравенство сторон (обусловлено сущностью управленческой деятельности) – обязательно имеется субъект, уполномоченный принимать решения по вопросам, касающимся субъективных прав, обязанностей и интересов другой стороны. Одна из сторон обязательнореализуетвластные полномочия в отношении другой. Сторона, воля которой доминирует: органы государственного управления и МСУ, их должностные лица (полномочия ограниченны компетенцией). Принятие решения по вопросу инициированному другой стороной – прерогатива участника, наделённого властными полномочиями (это общее правило – существуют исключения). 4) Не являются договорными, возникают по воле любой стороны, даже против воли другой (хотя им может предшествовать соглашение, не имеющее для них обязывающего характера). В некоторых случаях вступление в такие отношения – обязанность сторон. 5) Юридическое содержание административно-правовых отношений всегда выражает взаимную связь субъективных прав и обязанностей сторон по поводу основания их возникновения. Характер связи прав и обязанностей во многом зависит от того, между какими именно субъектами возникают административно-правовые отношения, их правового положения. 6) Споры, возникающие из административно-правовых отношений, как правило разрешаются в административном порядке. В отдельных случаях – судами (по подведомственности). Присутствует тенденция повышения роли судов в этом плане. Также возможна альтернативная подведомственность. 7) Сторона, нарушившая обязанности, отвечает перед государственными органами, органами МСУ (их должностными лицами). Виды: административная, дисциплинарная. Формы: административное наказание, дисциплинарное взыскание.
11.Подведомственность дел об административных правонарушениях.
13.Административно-правовой статус граждан. Административно-правовое положение – система прав и обязанностей гражданина РФ, закрепленная нормами АП, и их гарантий, в том числе их защиту государством и МСУ, отдельными институтами гражданского общества.
На административно-правовое положение влияют нормы права многих отраслей, регулирующие отношения, смежные с АП. Классификация актов, регулирующих административно-правовое положение.
Важна принадлежность к гражданству – связанные с ним вопросы составляют предмет деятельности органов исполнительной власти (МВД, МИД). Гражданин РФ находится в устойчивой правовой связи с государством и между ними существуют взаимные права и обязанности.
Административно-правовое положение гражданина – разновидность общего правового положения личности. Конституция РФ – общий характер правового положения. АП – конкретизация положения (надстройка).
Регулирование положения – не только перечень прав и гарантий, но: 1. условия осуществления прав и свобод; 2. влияние прав и свобод на деятельность органов государственной власти; 3. возможность иметь и другие права и свободы; 4. условия и пределы (их конкретизация) ограничения прав и свобод. Административно-правовое положение гражданина связано с общим и административным статусом личности РФ, в тоже время административно-правовому положению свойственны свои отличительные черты.
Административно-правовой статус: а. установление – Конституцией, актами органов законодательной власти (законодательными органами); б. формирование и реализация – органы исполнительной власти (в своей компетенции в качестве первичных устанавливают права и обязанности граждан) и МСУ, в пределах компетенции они: а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса и его приобретение; б) организуют исполнение законов; в) помогают и содействуют гражданам в реализации их прав; г) осуществляют охрану прав и свобод граждан.
Виды административно-правового положения граждан РФ: 1) общее – равное для всех; 2) специальное – характерное для определённых групп граждан РФ, наделённых дополнительными правами и обязанностями; 3) индивидуальное – лишь у данного конкретного гражданина, персонально наделённому теми или иными правами в данном конкретном случае. Специальное и индивидуальное могут существовать одновременно с общим, индивидуальное может дополнять специальное. Специальное и индивидуальное – на основании специальных правовых норм, в порядке реализации субъективного права или обязанности, на основании иных юридических фактов.
Структура: 1) административная правосубъектность (её объем и характер определяют административно-правовое положение гражданина РФ), состоящая из правоспособности и дееспособности; 2) система прав, свобод, обязанностей гражданина, предусмотренных АП; 3) политические, социально-экономические гарантии; 4) организационно-правовые гарантии, исполнение гражданами обязанностей.
Административная правоспособность – возможность быть субъектом АП, иметь права и обязанности административно-правового характера: 1) возникает с рождением, прекращается смертью; 2) установка и изменения содержания и объема – нормы АП; 3) не тождественна субъективным административно-правовым правам и обязанностям, реально принадлежащим гражданину, равенство –потенциальная возможность иметь указанные права и обязанности, составляющие её содержание и служащие предпосылкой приобретения гражданином конкретных прав и обязанностей; 4) не может быть отчуждена или передана – объём изменяется только законом (временно ограничивает) + есть права и свободы, которые ограничить нельзя (право на жизнь); 5) административная правоспособность – неразрывная связь прав и обязанностей, выражающая сочетаниеинтересов каждого гражданина с интересами других граждан и общества в целом; 6) основная особенность – предполагает различные условия и характер взаимодействия с системой исполнительной власти: а. с системой исполнительной власти (важнейшая сфера реализации, связана с определёнными правами на участие в государственном управлении); б. с системой МСУ; в. с государственными предприятиями, учреждениями, организациями; г. с негосударственными предприятиями (в ограниченных случаях); 7) на осуществление влияют различные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обязанности, они же влияют и на содержание; 8) служит основой административной дееспособности – необходимого условия реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных отношениях.
Административная дееспособность – признанная за гражданином способность своими действиями: а. приобретать права и обязанности административно-правового характера; б. осуществлять их; в. лично нести ответственность за совершённые правонарушения. Дееспособность: 1) момент возникновения чётко не определён законами: · в полном объёме – по достижении 18 лет (совершенолетия); · административная дееспособность – не определено: может до 18 лет(лица, достигшие 16 лет, учащиеся могут быть исключены из школы); 2) граждане имеют разную административную правоспособность из-за особенности управленческих отношений – приобретение и осуществление прав и обязанностей своими действиями предполагает наличия определённого состояния здоровья, развития, жизненного опыта и другие; 3) нет норм ограничения дееспособности в АП – действуют общие нормы:гражданина в соответствии с правилами об общей дееспособности можно признать частично или полностью недееспособным, допускается временная недееспособность; 4) На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-правовые правоотношения: Граждане: а. сторона, обязанная выполнять обращённые к ней нормы АП и основанные на них требования исполнительной власти; б. сторона, вступающая в правоотношения, связанные с реализацией принадлежащих прав/их охраной. Административные правоотношения возникают: а. реализацией гражданами принадлежащих прав; б. выполнением обязанностей; в. нарушением органами государства и МСУ прав граждан; г. нарушением обязанностей гражданами. *как по собственной инициативе, так и по одностороннему волеизлиянию органа исполнительной власти, МСУ, их должностных лиц; 5) возможна помощь представителей, но есть права и обязанности, которые можно приобрести только лично.
14. Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти. Регламенты разрабатываются на основе: 1. ФЗ; 2. актов Президента РФ и Правительства; 3. положения о ФОИВ; 4. Типового регламента. Утверждаются руководителем соответствующегоФОИВ.
ФОИВ разрабатываются: а. административные регламенты исполнения государственных функций; б. административные регламенты предоставления государственных услуг; в. должностные регламенты гражданских государственных служащих ФОИВ. Административный регламент ФОИВ – совокупность общего регламента органа и 3х административных регламентов.
В регламент ФОИВ включаются разделы, определяющие общие правила его деятельности и особенности организации осуществления полномочий: 1) общие положения; 2) порядок планирования и организации работы; 3) порядок подготовки и оформления решений и поручений руководителя федерального органа исполнительной власти и его заместителей; 4) порядок исполнения поручений в федеральном органе исполнительной власти; 5) порядок подготовки проектов актов, вносимых в Правительство; 6) и другие.
Положения не могут противоречить положениям Типового регламента. ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, руководствуются Типовым регламентом.
17.Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения. Орган исполнительной власти (ветвь государственной власти) – учреждение, созданное для участия в осуществлении государственной власти и наделённое в этой сфере полномочиями государственно-властного характера.
Органы исполнительной власти (ОИВ) относятся к: · государственным органам– образование для осуществления функций государства и наделённое для этого государственно-властными полномочиями, сформированное в порядке, установленном законом; · органам государственной власти РФ. Понятие государственного органа в законодательстве отсутствует. Государственный орган – звено государственного аппарата: а) созданное государством для осуществления его функций; б) обладающее юридически властными полномочиями; в) наделённое определённой компетенцией; г) имеющий территориальный масштаб деятельности; д) состоящее из структурных подразделений. ОИВ обособлен: а. организационно – не входит в состав какой-либо другой организации, не является её структурным подразделением; б. функционально – главнымназначениемявляется исполнение законов и иных НПА, состоящее в организационной деятельности по руководству в разных сферах общественной жизни в соответствии с функциями и компетенцией; в. юридически – самостоятельный административно-правовой статус ОИВ, характерный для органов исполнительной власти и её конкретных видов, статус не является производным.
Самостоятельность ОИВ – наличие юридически властных полномочий. Особенности властных полномочий 1. целевой характер – для исполнения его управленческих задач и функций; 2. в качестве элементов включают: 1) право принимать управленческие решения в форме НПА (относятся к источникам российского права); 2) право обеспечивать исполнение принимаемых решений с использованием правомерных актов, форм, методов; 3) право самостоятельно применять административное принуждение за неисполнение его решений, ставить вопрос о его применении.
Реализация власти – государственное управление. ОИВ – исполнительные органы. Перечень ФОИВ устанавливается правовыми актами – не всякий государственный исполнительный орган признаётся органом исполнительной власти. ОИВ отличаются от органов: а) законодательной власти по функциональному назначению – организующий характер деятельности, направленный на исполнение законов; б) исполнительной власти МСУ по своей природе – входят в систему государственных органов, являются государственными образованиями; в) от государственных учреждений, предприятий, организаций по содержанию основной деятельности – субъекты государственного управления.
Основы правового статуса – незначительное число общих позиций (многосубъектность исполнительной власти, множество видов): 1) ОИВ пользуются относительной юридической самостоятельностью – одна из ветвей единой власти (отношения с законодательной и судебной властями); 2) формируются с решающим участием Президента РФ (большинство случаев), его уполномоченных; 3) не являются объектом руководства со стороны органов законодательной власти.
Помимо правоспособности и дееспособности включает компетенцию. Правосубъектность ОИВ – допускаемая нормами АП возможность органа иметь права и обязанности в сфере осуществления задач и функций исполнительной власти. Содержание: права и обязанности, которые он может иметь в соответствии с законом, иным НПА, устанавливающем его положение.
Правосубъектность: · общая – возможность участия в осуществлении государственно-управленческой деятельности; · конкретных видов/отдельных органов исполнительной власти, обусловленная их местом в системе государственного управления, целями, задачами, функциями.
Компетенция – система полномочий ОИВ, включающих конкретные права и обязанности, предоставленные ему для решения возложенных на него задач и функций. Содержание – полномочия, позволяющие ОИВ принимать правовые акты, совершать юридически властные действия. Компетенция – не совпадает с административной правоспособностью и не может её поглощать.
Правоспособность – специальная. Осуществление деятельности ОИВ – в пределах правоспособности. Правило – каждый ОИВ действует в пределах установленной ему правоспособности, в установленном порядке и в определённых формах. Правоспособность – ограничитель административного усмотрения. Органы по своему усмотрению – варианты решений и методы управленческой деятельности (главное, чтобы они не нарушали законов).
Административная дееспособность ОИВ – способность самостоятельно осуществлять установленную ему административную правоспособность, компетенцию, приобретать и осуществлять права и, участвуя в государственно-управленческой деятельности, также предполагается возможность несения ответственности за свои действия. Реализуется (от имени ОИВ) – коллегиальный орган, уполномоченными должностными лицами.
Возникновение/прекращение правосубъектности – момент издания НПА о создании/ликвидации ОИВ. В последующее время – формируется и изменяется.
Административно-правовое положение – многие НПА. Конституирующий правовой акт – на его основе официально действует ОИВ (закон, положение). В НПА – открытый перечень полномочий ОИВ, прямо говорится об осуществлении других полномочий. В НПА – важное место занимают: 1. Типовой регламент взаимодействия ФОИВ – общие правила организации и взаимодействия, предусматривает разработку каждым органов своего регламента, его структура; 2. Типовой регламент внутренней организации ФОИВ – общие правила внутренней организации; 3. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг – общие требования к регламентам. Подзаконность деятельности – должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах компетенции способствовать их исполнению другими субъектами.
Правовое положение – единство системы исполнительной власти РФ и субъектов, ограниченное пределами ведения РФ и субъектов (обеспечивается НПА, регулирующими отношения). Единая система – разграничение компетенции между ОИВ РФ и субъектов. Исключено наделение одинаковыми полномочиями по одним вопросам. ОИВ РФ оказывают влияние на ОИВ субъектов – определение общих направлений, совершенных методов работы.
18. Административный штраф как мера наказания.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |