Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды органов исполнительной власти. Понятие органов исполнительной власти




Понятие органов исполнительной власти

Исполнительная власть в Российской Федерации реализуется в деятельности специальных органов, формируемых на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует федеральный закон об органах исполнительной власти, законодательно не закреплено понятие органа исполнительной власти, их организационные формы, система и структура, общие аспекты функционирования. Конституция РФ дает определение единой системы исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77), указывает на то, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ (ст.110) и упоминает о существовании структуры федеральных органов исполнительной власти (ст.112), которые вправе создавать свои территориальные органы (ст.78).

Длительный опыт функционирования органов исполнительной власти и научные разработки позволяют выделить следующие их основные черты:

- это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного механизма, и реализующий задачи и функции исполнительной власти;

- представляет собой часть единой системы органов исполнительной власти Российской Федерации или субъекта РФ;

- наделен государственно-властными полномочиями, действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ;

- обладает правовым статусом, который формируется нормами конституций (уставов), законодательных и подзаконных актов РФ и ее субъектов;

- имеет собственные функции и компетенцию;

- подзаконен, осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона;

- имеет территориальный масштаб деятельности;

- его персонал составляют государственные служащие;

- структурно организован, обеспечен необходимыми материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами;

- его образование, реорганизация и ликвидация осуществляются в порядке, установленном нормативными актами РФ и ее субъектов.

Орган исполнительной власти можно определить как самостоятельный структурный элемент государственного механизма, действующий на определенной территории, наделенный властными полномочиями, правовыми, материальными, финансовыми, информационными и иными ресурсами и реализующий задачи и функции исполнительной власти.

 

В соответствии с федеративным устройством России различаются:

- федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства);

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственные советы, правительства, кабинеты министров, администрации, мэрии, министерства и др.).

Конституция РФ (ст. 77) устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По территориальному масштабу деятельности в Российской Федерации функционируют:

- федеральные исполнительные органы (действуют в масштабе всей страны);

1) исполнительные органы субъектов РФ (действуют на территории одного субъекта РФ);

2) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ);

3) территориальные органы, образуемые органами исполнительной власти субъектов РФ (действуют на территории части субъекта РФ);

4) межтерриториальные исполнительные органы специального назначения (действуют в пределах функционально-территориальных округов, зон и т.д.).

По характеру компетенции выделяются органы общей и специальной (отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой) компетенции.

Органы общей компетенции осуществляют общие административные функции, руководят на подведомственной им территории всеми или большинством отраслей и сфер управления. К ним относятся правительства, администрации и т.д.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями (например, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ).

Органы межотраслевой компетенции выполняют специализированные функции для нескольких отраслей или сфер управления. К таким органам можно отнести Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и т.д.

Органы внутриотраслевой компетенции действуют в рамках отдельных отраслей, выполняя специальные функции (например, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта, находящиеся в ведении Министерства транспорта РФ).

На основе действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов можно выделить следующие организационно-правовые формы органов исполнительной власти: правительства; кабинеты министров, имеющие статус правительств; министерства; комитеты; комиссии; службы, агентства; администрации; главные управления; управления; инспекции; департаменты; мэрии и т.д.

По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делят на две группы: коллегиальные и единоначальные.

В соответствии с принципом коллегиальности решения в коллегиальном органе исполнительной власти (в Правительстве РФ, правительствах субъектов РФ, в федеральных службах и агентствах и др.) принимаются большинством голосов.

В единоначальных органах (например, в министерствах) решающая власть по всем вопросам принадлежит возглавляющему данный орган руководителю.

Следует отметить, что многие органы исполнительной власти в своей работе сочетают принципы единоначалия и коллегиальности. Так, например, в министерствах создаются коллегии в составе министра, других руководящих работников, специалистов, ученых, представителей органов исполнительной власти. Единоначалие в коллегиальных органах проявляется при решении руководителем вопросов внутриведомственного характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.