Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды источников административного права




Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовой нормы – это процесс практического претворения в жизнь ее требований. Она выражается в соответствующем поведении субъектов административного права, которым она адресована. Различают несколько форм реализации административно-правовой нормы.

К основным формам реализации административно-правовых норм относят исполнение и применение, а к вспомогательным – соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовой нормы выражается в активных правомерных действиях субъекта по выполнению предписаний, запретов и дозволений. Субъектами данного вида реализации административно-правовой нормы выступают все участники административно-правовых отношений.

Применение административно-правовой нормы свойственно только уполномоченным государственным органам и должностным лицам и выражается в издании индивидуальных правовых актов на основе требований материальных и процессуальных административно-правовых норм. Таким образом, административно-правовая норма реализуется посредством принятия государственно-властного решения по конкретному делу в установленном законом порядке. Примерами правоприменительной деятельности в таких случаях служат издание постановления о наложении административного наказания, регистрация, лицензирование. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, в добровольном воздержании от совершения запрещенных нормой действий. Соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.

Использование административно-правовой нормы характеризуется альтернативными возможностями добровольного совершения субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав. Субъект сам решает, воспользоваться предоставленным уполномочивающей нормой правом или воздержаться от использования.

Источники административного права – это формы закрепления (внешнего выражения) и структурирования административно-правовых норм. Многообразные административные отношения требуют их нормативного регулирования, и этим обусловлено большое количество источников административного права.

Рассматривая систему нормативных актов – источников административного права, следует иметь в виду, что административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Поэтому массив источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также нормативные акты субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, и в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (Конституция РФ, ст. 76, п.5).

К числу источников административного права относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов РФ. Конституция РФ устанавливает основы административно-правового статуса граждан РФ (ст. 22, 24, 25-35), определяет правовой статус Правительства РФ, основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 11, 77, 110-117), разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71-73).

2) Федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Феде­рации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам че­ловека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ.

3) Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. К числу законов – источников административного права можно отнести федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Фе­дерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 – систематизированный законодательный акт, содержащий материальные и процессуальные административно-правовые нормы. В нем кодифицирован самостоятельный институт административного права – институт административной ответственности.

4) Нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые ими документы. Глава государства издает большое количество нормативных актов в форме указов, регулирующих разнообразные общественные отношения, входящие в предмет административного права. Сфера нормотворческих полномочий Президента РФ достаточно широка (оборона, безопасность, внутренние дела, иностраные дела, государственно-служебные отношения, вопросы административной реформы и др.). В основе деятельности федеральных органов исполнительной власти – Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»2.

К источникам отрасли относятся и нормативные акты глав республик, иных субъектов Российской Федерации (указы, постановления и другие акты).

5) Постановления Правительства Российской Федерации, а также утверждаемые ими акты (положения, правила и т.п.). Например, Постановление Правительства РФ от 26 июля 2001 г. №555 «О полномочном представителе Правительства РФ в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ»3; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. №508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов»4; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите»[2].

К источникам административного права относятся и нормативные акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ (правительств, советов министров, администраций и т.д.) в форме постановлений.

6) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты органов специальной компетенции(федеральных министерств, в случае наделения нормотворческими полномочиями – федеральных служб и агентств), в формах постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Органы исполнительной власти специальной компетенции, действующие на уровне субъектов РФ, также вправе издавать нормативно-правовые акты в соответствии с их компетенцией (приказы, инструкции и др.).

7) Нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов системы местного самоуправления - в случае наделения их законом отдельными государственными полномочиями (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).

8) Нормативные договоры (соглашения) – источники административного права. К ним относятся международные договоры, федеративные договоры, административные договоры.

Акты федеральных судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др.), а также акты мировых судей и судов субъектов РФ имеют важное значение при регулировании административно-правовых отношений. Вступившие в силу, они являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Примером может служить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[3].

Иногда к источникам административного права относят нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений и т.д.

Многообразие правовых актов – источников административного права требует их систематизации. Однако эта работа очень сложна, поскольку нормами административного права регулируется большое количество общественных отношений. Речь может идти лишь об инкорпорации нормативно-правовых актов в рамках отдельных административно-правовых институтов либо о специальной кодификации, которая охватывала бы нормы какого-либо административно-правового института (например, Кодекс гражданской службы). На сегодняшний день кодифицирован лишь один институт административного права – институт административной ответственности.

Глава 4. Административно-правовые отношения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.