Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Організаційно-правові засади державного управління у галузі державної безпеки. 12 страница




79. Організаційно-правові засади державного управління у галузі молодіжної політики.

Правовые основы политики по делам семьи и молодежи сформулированы в ст. 51 Конституции Украины, согласно которой семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством. Государство постоянно заботится о материальной поддержке молодежи, о чем свидетельствует ряд законов Украины и других нормативно-правовых актов. Этому способствуют Законы Украины «О социальной работе с детьми и молодежью» от 21 июня 2001 г., «О содействии социальному становлению и развитию молодежи Украины» от 5 февраля 1993 г. и «О содействии социальному становлению и развитию молодежи Украины», которые определяют общие основы создания организационных, социально-экономических, политико-правовых условий, социального становления и развития молодых граждан Украины в интересах личности, общества и государства.
Государство обеспечивает право молодежи на создание молодежных общественных организаций - объединений молодых граждан. Обязательным уставным требованием таких организаций является прекращение членства в них по достижении определенного возраста. К молодежных общественных организаций относятся также объединения граждан и фонды, основными уставными целями которых является решение молодежных проблем и содействии социальному становлению и развитию молодежи. Органы общественных молодежных организаций имеют право вносить предложения по вопросам социального становления и развития молодежи в органы местного самоуправления.
Проведение государственной политики по вопросам семьи, социального становления и развития молодежи осуществляет Государственный комитет Украины по делам семьи и молодежи совместно с министерствами и центральными органами исполнительной власти, местными администрациями, в составе которых действуют структурные подразделения по работе с молодежью, органами местного самоуправления, а также путем взаимодействия с молодежными общественными организациями и их всеукраинскими объединениями.
Министерство совместно с другими органами исполнительной власти разрабатывает, а Кабинет Министров утверждает специальные нормы и нормативы по социальному становлению и развитию молодежи, учет которых является обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности.
Местные государственные администрации реализуют государственную политику в отношении семьи, женщин, молодежи и детей, охраны материнства и детства, создание благоприятных условий для физического, интеллектуального и духовного развития указанных категорий граждан, обеспечения равных прав и возможностей, а также организуют выполнение актов законодательства Украины, осуществляют контроль за их реализацией в пределах своей компетенции.
Социальные службы для молодежи предоставляют молодым людям информационную, правовую, психолого-педагогическую, медицинскую и другие формы социальной помощи, реализующих необходимые меры с целью предотвращения негативных явлений в молодежной среде (правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции и т.п.) и их преодоления, осуществляющие социальную опеку над отдельными категориями молодежи, в частности инвалидами, детьми-сиротами.
Государство гарантирует трудоспособной молодежи равное с другими гражданами право на труд. Особенности труда несовершеннолетних устанавливает законодательство Украины. Государство обеспечивает молодым гражданам равное с другими гражданами право на образование, здравоохранение, занятия физической культурой и спортом и т.п..
Под особой защитой государства находятся несовершеннолетние. Ответственность несовершеннолетних за совершенные ими правонарушения наступает только с определенного законодательством возраста. Принуждения к несовершеннолетним за совершение ими преступления или в других предусмотренных законодательством случаях применяют только по приговору или решению суда.
Государственные органы и должностные лица, педагогические и социальные работники не могут применять в отношении несовершеннолетних меры воздействия, основанные на публичном распространении сведений о совершенных несовершеннолетними деяниях, содержащих признаки преступления или правонарушения, за исключением случаев, когда названные меры являются видом уголовного наказания или административного воздействия (взыскания), которые применены по решению суда.

 

80. Організаційно-правові засади державного управління у галузі туризму.

Согласно Закону Украины «О туризме» под туризмом понимается временный выезд лица с места постоянного жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте пребывания. Туристом является лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок. Туристический продукт - предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.).
Курорт - освоенная природная территория на землях оздоровительного назначения, имеющая природные лечебные ресурсы, необходимые для их эксплуатации здания и сооружения с объектами инфраструктуры, используется с целью лечения, медицинской реабилитации, профилактики заболеваний и для рекреации и подлежит особой охране.
Государственная туристическая администрация Украины (Держтурадмшистрация Украины) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Держтурадмшистрация Украины в установленном порядке вносит предложения по формированию государственной политики в туристической и курортной сферах, обеспечивает ее реализацию, осуществляет управление в этих областях, а также межотраслевую координацию и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к ее ведению.
Основными задачами Гостурадминистрации Украины являются: участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в туристической и курортной сферах;
разработка и реализация общегосударственных программ развития курортов и туристическо-рекреационной сферы, рынка туристических услуг, обеспечение защиты и безопасности туристов;
определение перспектив и направлений развития внутреннего, международного и иностранного туризма, развития материально-технической базы туристической отрасли;
межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам туризма;
организация и развитие системы научного, информационно-рекламного обеспечения туристско-рекреационной и курортной сферы.
Местные органы управления культурой входят в соответствующих государственных администраций и создают необходимые условия для культурного развития граждан, руководят учреждениями, предприятиями и организациями культуры.

 

81. Організаційно-правові засади державного управління у галузі зовнішньополітичної діяльності.

Государственное управление иностранными делами - это деятельность органов государства, направленная на проведение внешней политики Украины. Согласно ст. 18 Конституции Украины внешнеполитическую деятельность Украины направлена ​​на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Президент Украины выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, обеспечивает государственную независимость, национальную безопасность и правопреемственность государства. Как глава государства он представляет его в международных отношениях, осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью государства, ведет переговоры и заключает международные договоры Украины, принимает решение о признании иностранных государств; назначает и освобождает глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств; осуществляет иные полномочия, определенные Конституцией Украины.
Важную роль в осуществлении внешней политики Украины выполняет Кабинет Министров Украины, который обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, реализует внутреннюю и внешнюю политику государства.
Украина как субъект международного права осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается представительствами, участвует в деятельности влиятельных международных организаций (ООН, НБРЕ, СНГ и др.). В объеме, необходимом для эффективного обеспечения национальных интересив.Министерство иностранных дел Украины (далее - МИД Украины) является центральным органом исполнительной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий проведение внешней политики Украины и осуществляет координацию всех участников внешнеполитических связей государства. Положение о Министерстве иностранных дел Украины утверждено Указом Президента Украины от 3 апреля 1999 г. В рамках своих полномочий МИД Украины организует выполнение актов законодательства Украины и осуществляет контроль за их реализацией.
Основными задачами МИД Украины являются: участие в обеспечении национальных интересов и безопасности Украины путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества, содействие обеспечению стабильности международного положения Украины, повышению ее международного авторитета, распространению в мире образа Украины как надежного и предсказуемого партнера.
В ходе своей деятельности МИД Украины: участвует в осуществлении внешнеполитической деятельности государства; разрабатывает предложения относительно основ внешних сношений и в установленном порядке представляет их Президенту Украины; разрабатывает и представляет Президенту и Кабинету Министров Украины предложения относительно инициатив международного характера и мероприятий, направленных на повышение эффективности сотрудничества Украины с иностранными государствами и международными организациями и т.д..
Важные функции МИД Украины связано с руководством собственными органами. Для этого он вносит на рассмотрение Президента Украины предложения о создании, реорганизации и ликвидации дипломатических представительств Украины за границей, консульских учреждений, постоянных представительств страны при международных организациях.
При выполнении возложенных на него функций МИД Украины взаимодействует с другими центральными органами исполнительной власти Украины, органами АРК, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а также с соответствующими органами других государств.
МИД Украины в пределах своих полномочий издает на основании и во исполнение действующего законодательства приказы, организовывает и контролирует их выполнение, а в случае необходимости издает вместе с другими центральными органами исполнительной власти совместные акты.
МИД Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через дипломатические представительства Украины за рубежом, консульские учреждения Украины за рубежом, представительства Украины при международных организациях, представительства МИД Украины на территории Украины, организации и учреждения, которые принадлежат к сфере его управления.
Для согласованного решения вопросов, относящихся к полномочиям МИД Украины, в нем образуют коллегию. Членов коллегии МИД Украины утверждает Кабинет Министров Украины. Решения коллегии проводятся в жизнь, в основном, приказами Министра иностранных дел Украины.
Органами МИД Украины являются дипломатические представительства Украины, консульства, миссии Украины за рубежом.
Дипломатическое представительство Украины является постоянно действующим учреждением Украины за границей, которую призвано поддерживать официальные межгосударственные отношения, осуществлять представительство Украины, защищать интересы Украины, права и интересы ее граждан и юридических лиц.
Руководство дипломатическим представительством осуществляет МИД Украины. Деятельность дипломатического представительства основывается на положениях Венской конференции о дипломатических отношениях от 18 апреля 1961 p., двусторонних и многосторонних международных договоров Украины, законодательства Украины и государства пребывания. Правовой статус дипломатического представительства урегулирован Положением о дипломатическом представительстве Украины за границей, утвержденным распоряжением Президента Украины от 22 октября 1992
К функциям дипломатического представительства Украины относятся: представительство Украины в государстве пребывания и поддержание с этим государством официальных отношений; защиту интересов Украины, прав и интересов ее граждан и юридических лиц в этом государстве; ведение переговоров с его правительством. Дипломатическое представительство Украины возглавляет посол, посланник или поверенный в делах. Он является главным представителем Украины в стране пребывания, осуществляет руководство, координацию и контроль за деятельностью всех учреждений Украины, специалистов, должностных и других лиц, находящихся в этом государстве.
Дипломатическое представительство Украины, членами дипломатического персонала могут быть только граждане Украины, а членами административно-технического и обслуживающего персонала - как граждане Украины, так и граждане страны пребывания за уведомления Министра иностранных дел этого государства.
Консульские учреждения Украины (Консульское управление МИД Украины, представительства МИД Украины в Украине, консульские отделы дипломатических представительств Украины, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства) защищают за границей права и интересы Украины, юридических лиц, граждан Украины, способствуют развитию дружеских отношений Украины с другими государствами, расширению экономических, торговых, научно-технических, гуманитарных, культурных, спортивных связей и туризма, а также выходцам из Украины и их потомкам в поддержании контактов с Украиной.
Консульские учреждения осуществляют свою деятельность соответственно законодательству Украины, международных договоров и обычаев, а также Консульским уставом Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 2 апреля 1994 г. Консульские учреждения подчинены МИД Украины и действуют под общим руководством главы дипломатического представительства Украины в стране пребывания. Генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства возглавляют соответственно генеральные консулы, консулы, вице-консулы и консульские агенты. МИД Украины по согласованию с государством пребывания определяет местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ.

82. Організаційно-правові засади державного управління у галузі оборони.

В адміністративно-правовій теорії та практиці державного управління до сфери адміністративно-політичної діяльності належать такі галузі, як оборона, національна безпека, внутрішні справи, закордонні справи, юстиція. Органи управління (виконавчої влади) цими галузями є складовою частиною єдиної системи органів виконавчої влади й активно здійснюють функції держави. Особливе місце в цій системі посідають оборона та органи, що здійснюють управління нею.

Україна підтримує свою обороноздатність на рівні оборонної достатності для захисту від агресії, прагне до мирного співіснування з усіма державами.

Оборона Українице комплекс політичних, економічних, екологічних, воєнних, соціальних і правових заходів щодо забезпечення незалежності, територіальної цілісності, захисту інтересів держави й мирного життя народу України. Захист Вітчизни є конституційним обов'язком кожного її громадянина, оскільки оборона країни належить до найважливіших функцій держави та є справою всього народу.

Метою оборони України є створення необхідних умов для запобігання воєнному нападу й збройної відсічі можливій агресії проти України в будь-який час і за будь-яких обставин.

Воєнна доктрина України ґрунтується на тому, що держава: не визнає війну як засіб розв'язання міжнародних проблем; прагне до нейтралітету й додержання неядерних принципів не приймати, не виробляти й не набувати ядерної зброї; не має територіальних претензій до кожної держави й не бачить у жодному народові образ ворога; ніколи першою не розпочне бойових дій проти будь-якої країни, якщо сама не стане об'єктом агресії.

Основи організації оборони України та повноваження державних органів щодо її забезпечення, обов'язки підприємств, установ, організацій, посадових осіб стосовно здійснення обороноздатності країни встановлено Законом України від 6 грудня 1991 р. «Про оборону» (зі змінами і доповненнями від 20 жовтня 1994 p., 17 жовтня 1995 p., 21 жовтня 1997 p., нова редакція від 5 жовтня 2000 р.).

Формування й проведення воєнної політики України, законодавче регулювання питань сфери оборони та військового будівництва здійснює виключно Верховна Рада України. Відповідно до ст. 85 Конституції України до повноважень Верховної Ради належить: оголошення за поданням Президента України стану війни й укладення миру, схвалення рішень Президента України про використання Збройних Сил України та інших військових формувань у разі збройної агресії проти України; затвердження загальної структури, чисельності, визначення функцій Збройних Сил України; схвалення рішення про надання військової допомоги іншим державам, про направлення підрозділів Збройних Сил України до іншої держави чи про допуск підрозділів збройних сил інших держав на територію України; затвердження протягом двох днів з моменту звернення Президента України указів про введення воєнного чи надзвичайного стану в Україні або в окремих її місцевостях, про загальну або часткову мобілізацію. Верховною Радою схвалено Концепцію (основи державної політики) національної безпеки України.

Виключно закони України визначають організацію Збройних Сил України, правовий режим воєнного стану й розв'язують інші питання в сфері оборони.

Важливі функції у сфері оборони покладено на Президента України — гаранта державного суверенітету й територіальної цілісності держави. Президент призначає на посади та звільняє з посад вище командування Збройних Сил України, інших військових формувань, здійснює керівництво та приймає рішення в сфері оборони держави, що надалі затверджуються законодавчим органом.

Президент України є головою Ради національної безпеки і оборони України, формує її персональний склад відповідно до Конституції України. Компетенцію та функції Ради національної безпеки і оборони України визначено Законом України від 5 березня 1998 р., Тимчасовим положенням «Про Раду національної безпеки і оборони України», затвердженим Указом Президента України від 30 серпня 1996 р.

Організація оборони, крім формування воєнної політики й воєнної доктрини, включає: розвиток воєнної науки, прогнозування та оцінку воєнної загрози чи загрози воєнного нападу, здійснення відповідних заходів на міжнародній арені для запобігання агресії; підготовку, розвиток, формування структури й забезпечення необхідної чисельності Збройних Сил України, підтримання їх боєздатності, бойової та мобілізаційної готовності; вироблення й проведення військово-технічної політики; підготовку населення та території країни до оборони тощо.

Заходи щодо обороноздатності здійснює Кабінет Міністрів України, який керує діяльністю підпорядкованих йому органів і організацій щодо забезпечення оборони, оснащення Збройних Сил України озброєнням, військовою технікою, іншими матеріальними засобами. Кабінет Міністрів України визначає обсяги для потреб оборони й Збройних Сил, чисельність громадян України, які підлягають призову на строкову військову службу, порядок проходження ними військової служби й ведення обліку військовозобов'язаних і призовників та порядок проходження альтернативної служби. Кабінет Міністрів України розробляє нормативно-правові акти, що конкретизують чинне законодавство: «Положення про проходження військової служби громадянами України» та ін., що затверджує Президент України. Підготовку допризовників і призовників міністерствами й відомствами, які мають навчально-виховні заклади, органами місцевих державних адміністрацій і органами місцевого самоврядування, які використовують кошти, виділені Міноборони України та іншими військовими формуваннями, здійснюють під керівництвом Кабінету Міністрів України. Він визначає джерела й порядок фінансування мобілізаційної підготовки, створення та збереження мобілізаційного резерву, створює й ліквідовує військові навчальні заклади та виконує інші функції в сфері оборони.

Органом державного управління Збройними Силами України є Міністерство оборони України, яке несе повну відповідальність за їх розвиток і підготовку до виконання завдань оборони. Міноборони України оцінює військово-політичну обстановку та визначає рівень воєнної загрози, бере участь у розробці проекту воєнної доктрини й формуванні оборонного бюджету України, розробляє та подає на розгляд Президентові України проекти державних програм будівництва й розвитку Збройних Сил України, розвитку озброєння та військової техніки, загальної структури й чисельного складу Збройних Сил України, обсягу бюджетних асигнувань на потреби оборони.

Міноборони України здійснює керівництво бойовою, оперативно-технічною та морально-психологічною підготовкою військ, воєнною наукою, проводить військово-наукові дослідження, організовує й забезпечує військово-патріотичне виховання особового складу, здійснює координаційні, контрольні та інші повноваження в сфері оборони.

Місцеві державні адміністрації та органи місцевого самоврядування забезпечують: виконання вимог чинного законодавства України з питань оборони посадовими особами, громадянами, підприємствами, установами й організаціями; розв'язують завдання щодо забезпечення потреб оборони та мобілізаційної готовності; організовують призов громадян на дійсну військову службу; сприяють проведенню навчальних зборів, початкової військової підготовки допризовної молоді та виконують інші функції у сфері оборони, передбачені законодавством України.

Підприємства, установи й організації виконують державні замовлення та договори по виробництву й поставці озброєння та іншої продукції для потреб оборони, здійснюють наукові розробки, дослідження, виконують військово-транспортні зобов'язання та інші завдання, визначені чинним законодавством.

83. Організаційно-правові засади державного управління у галузі національної безпеки.

Под национальной безопасностью понимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
Безопасности достигают проведением единой политики в сфере ее обеспечения, системой мероприятий экономического, политического, организационно-правового и другого характера адекватно угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Она охватывает мероприятия не только политического, экономического, правового, но и экологического, медицинского, военного, а также специального характера. Поэтому законодательством предусмотрено, что в осуществлении мероприятий по национальной безопасности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, негосударственные организации и граждане.
Силы (субъекты) обеспечение национальной безопасности тоже разнообразны. Они включают:
Украинский народ - граждане на выборах, референдумах, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления высказывают и реализуют свое видение относительно обеспечения национальной безопасности, привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям, защищают собственную безопасность;
Верховную Раду Украины - в пределах своих полномочий осуществляет законодательное регулирование и контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц относительно осуществления ими соответствующих полномочий в сфере национальной безопасности;
Президент Украины как глава государства - обеспечивает государственную независимость, осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны;
Совет национальной безопасности и обороны Украины как координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины - координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сферах национальной безопасности и обороны;
Кабинет Министров Украины - принимает меры по обеспечению обороноспособности, национальной безопасности и борьбы с преступностью;
Конституционный Суд Украины - решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов в сфере национальной безопасности Конституции Украины и дает официальное их толкование;
Суды общей и специальной юрисдикции - осуществляют правосудие в сфере обеспечения национальной безопасности;
Прокуратуру Украины - осуществляет надзорные полномочия в сфере национальной безопасности;
Национальный банк Украины - разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную политику в интересах национальной безопасности;
министерства и другие центральные органы исполнительной власти - в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию законов, указов, концепций, программ, постановлений органов государственной власти в сфере национальной безопасности, создают и поддерживают в состоянии готовности и применения соответствующие силы и средства безопасности.
Особую роль в этой сфере отведено военной организации государства, к которой относятся Вооруженные Силы Украины, внутренние войска, органы и подразделения МВД Украины, государственная пограничная служба Украины, воинские подразделения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и др..
Согласно Конституции Украины и Закона Украины «О Службе безопасности Украины» от 25 марта 1992 г. общее руководство безопасностью осуществляет Президент Украины. Он возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины, основными задачами которой в соответствии с Законом Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины» от 5 марта 1998 г. является: определение стратегических интересов Украины, концептуальных подходов и направлений обеспечения национальной безопасности и обороны; осуществление текущего контроля деятельности органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны; подготовка оперативных решений, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным социально-политические, экономические, военные и иные последствия, и меры по их ликвидации.
Кабинет Министров Украины осуществляет и контролирует реализацию конкретных мероприятий по национальной безопасности органами государственных служб специальной компетенции.
До основных органов специальных служб безопасности относятся: Служба безопасности Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственная охрана при МВД Украины и Государственная пограничная служба Украины.
Службу безопасности Украины и подчиненные ей органы возглавляет ее Председатель, который несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Службу безопасности Украины. Его назначает на должность Президент Украины.
Общее руководство деятельностью органов Службы безопасности Украины осуществляют Президент и Кабинет Министров Украины.
Органы Службы безопасности Украины составляют целостную централизованную систему, куда входят: Центральное управление Службы безопасности Украины; областные управления, их межрайонные, районные и городские подразделения; Служба безопасности АРК; органы военной контрразведки; воинские формирования; учебные, научно-исследовательские и другие заведения.
Региональные органы безопасности и органы безопасности в войсках непосредственно подчинены Центральному управлению Службы безопасности Украины. В своей оперативно-служебной деятельности они независимы от местных государственных администраций и органов местного самоуправления, должностных лиц, партий и движений.
Органы Службы безопасности Украины располагают учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
Деятельность Службы безопасности Украины, ее органов и сотрудников основывается на принципах законности, уважения прав и достоинства личности, внепартийности, единства системы органов и централизации управления ими, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Деятельность этих органов осуществляется по следующим основным направлениям: 1) контрразведывательная деятельность; 2) борьба с коррупцией и организованной преступностью, 3) разведывательная деятельность.
Контрразведывательная деятельность заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда безопасности Украины.
Сущность борьбы с коррупцией и организованной преступностью составляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, проведение дознания и предварительного следствия по делам, отнесенным к компетенции органов Службы безопасности Украины. Органы Службы безопасности Украины осуществляют также мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, отдельных лиц и общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя Украины; решают другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность - это комплекс мероприятий специального назначения, направленных на информационно-аналитическое обеспечение эффективного решения органами исполнительной власти вопросов внутренней и внешней деятельности, связанных с национальной безопасностью.
В Законе Украины «О Службе безопасности Украины» закреплены обязанности и права ее органов. Соответствии со своими основными задачами они обязаны: осуществлять разведывательную и информационно-аналитическую работу; проводить мероприятия контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и других государственных учреждений; выявлять, пресекать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено к их компетенции; проводить дознание и следствие в этим делам, разыскивать лиц, скрывающихся в связи с совершением указанных преступлений; осуществлять контрразведывательное обеспечение оборонного комплекса, энергетики, транспорта, связи, а также важных объектов других отраслей хозяйства; участвовать в разработке и осуществлении мер по защите государственной тайны; предоставлять помощь Пограничным войскам, органам внутренних дел, таможенной службы в борьбе с преступностью, нарушителями пограничного режима и таможенных правил.
Исходя из этих основных направлений деятельности, Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19 июня 2003 г. определено основные направления государственной политики национальной безопасности Украины: в политической сфере - создание механизмов защиты прав граждан, предотвращение и устранение попыток вмешательства во внутренние дела Украины; в экономической сфере - недопущение незаконного использования бюджетных средств, контроль за экспортно-импортной деятельностью; в социальной сфере - выявление и устранение причин, обусловливающих резкое расслоение общества, принятия своевременных мер по противодействию кризисным демографическим процессам; в военной сфере - создание эффективных механизмов и проведение комплексных мероприятий по предотвращению возможной агрессии или военному конфликту, локализации и ликвидации их последствий, предотвращение попыток и устранение нарушений государственной границы и территориальной целостности Украины; в экологической сфере - внедрение и контроль за соблюдением научно обоснованных нормативов природопользования и охраны окружающей среды, контроль за состоянием окружающей среды; в научно-технической сфере - применение комплексных мер по защите и развитию научно-технического потенциала, выявление и устранение причин научно-технологического отставания; в информационной сфере - применение комплексных мер по защите своего информационного пространства, выявление и устранение причин информационной дискриминации Украины подобное.
Указом Президента Украины «О контроле за деятельностью Службы безопасности Украины» от 22 октября 1998 г. утверждены основы осуществления контроля в этой сфере. Основное внимание уделено мерам, направленным на усиление контроля, применение новых форм его осуществления, в том числе таких, которых раньше не было. Введен также специальная должность - Уполномоченный по вопросам контроля за деятельностью Службы безопасности Украины, который назначается Президентом Украины и ему подчиняется. Уполномоченному предоставлены широкие права в сфере контроля за деятельностью Службы безопасности Украины и ее должностных лиц.
Функции государственной безопасности осуществляют также Управления государственной охраны Украины и служба охраны объектов при МВД Украины.
Управление государственной охраны Украины осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Украины «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц» от 4 марта 1998 г., который определяет назначение государственной охраны, ее объекты, полномочия службы, порядок контроля и надзора за ее деятельностью. Управление предоставляет государственную охрану лицам, занимающим государственные должности на срок их полномочий: Президенту Украины, Премьер-министру Украины, Председателю Верховной Рады, Председателю Высшего хозяйственного суда, Генеральному прокурору и т.д.. Оно обеспечивает охрану глав иностранных государств, правительств и других высших должностных лиц иностранных государств в период их пребывания на территории Украины. Управление государственной охраны Украины - центральный государственный правоохранительный орган со специальным статусом.
В осуществлении мер безопасности объектов государственной и других форм собственности в пределах своих полномочий участвуют органы внутренних дел. Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 августа 1993 г. утверждено положение «О государственной службе охраны при Министерстве внутренних дел» (в редакции от 15 августа 2001 p.), согласно которому она обеспечивает охрану соответствующих объектов на договорных началах.
Важные функции в сфере безопасности Украинского государства осуществляют внутренние войска. Согласно Закону Украины «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Украины» от 26 марта 1992 г. (название в редакции от 31 октября 1995 г.) они обеспечивают охрану и оборону важных государственных объектов, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины, сопровождают специальные грузы, осуществляют пропускной режим на охраняемых объектах и ​​т.п..
Внутренние войска Украины при выполнении возложенных на них задач безопасности имеют широкие полномочия в применении мер воздействия, в том числе: задерживать граждан, проверять у них документы, применять меры физического принуждения, огнестрельное оружие, специальные средства, боевую технику и тому подобное.
Деятельность указанных органов специального назначения в сфере безопасности Украины достаточно полно урегулирована законодательством и осуществляется под контролем государства и общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.