Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Організаційно-правові засади державного управління у галузі державної безпеки. 11 страница




72. Організаційно-правові засади державного управління у галузі науки.

Правовое регулирование управления в сфере науки и научно-технической деятельности. Управления в этой сфере осуществляется на основе Закона Украины "О научной и научно-технической деятельности" в редакции от 1 декабря 1998 p., a также Положением о Министерстве образования и науки Украины, утвержденного Указом Президента Украины 7 июня 2000 г. № 773/2000.
Развитие науки и техники является определяющим фактором прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста. Этим обусловлена ​​необходимость приоритетной государственной поддержки развития науки как источника экономического роста и неотъемлемой составляющей национальной культуры и образования, создание условий для реализации интеллектуального потенциала граждан в сфере научной и научно-технической деятельности, целенаправленной политики в обеспечении использования достижений отечественной и мировой науки и техники для удовлетворения социальных, экономических, культурных и других потребностей.
Объект управления в сфере науки и научно-технической деятельности. Объектом управления в этой сфере является научная и научно-техническая деятельность, а также учреждения науки и другие научные, а также образовательные учреждения, в отношении которых государство в лице органов исполнительной власти принимает определенные регулирующие решения.
Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Основными ее формами являются фундаментальные и прикладные научные исследования.
Научно-техническая деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний во всех областях техники и технологий. ее основными формами (видами) являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, поисковые и проектно-изыскательские работы, изготовление опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы, связанные с доведением научных и научно-технических знаний к стадии практического их использования.
Научное учреждение - юридическое лицо независимо от формы собственности, созданной в установленном законодательством порядке, для которой научная или научно-техническая деятельность является основной и составляет более 70 процентов общего годового объема выполненных работ.
Министерство образования и науки Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Оно является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности.
Полномочия Министерства образования и науки Украины в области науки и научно-технической деятельности. Этот орган разрабатывает основы научного и научно-технического развития Украины, обеспечивает развитие научного и научно-технического потенциала Украины, организует и координирует инновационную деятельность, координирует развитие общегосударственной системы научно-технической информации, координирует деятельность органов исполнительной власти по разработке общегосударственных научных и научно-технических программ и контролирует их выполнение, осуществляет руководство системой научной и научно-технической экспертизы, обеспечивает интеграцию отечественной науки в мировое научное пространство с сохранением и защитой национальных приоритетов. Центральным органом государственной исполнительной власти в области управления наукой является также Высшая аттестационная комиссия Украины. Этот орган проводит анализ и оптимизацию сети диссертационных советов по присуждению ученых степеней с учетом потребностей государства и существующего научного потенциала, утверждает решения специализированных ученых советов по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук, а также решений Ученых советов научных учреждений относительно присвоения ученого звания старшего научного сотрудника. Научную деятельность осуществляют научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения III-IV уровней аккредитации, общественные организации. Каждая организационная форма имеет свои определенные особенности. Непосредственно в сфере организации науки действуют специализированные органы исполнительной власти, а также государственные учреждения.
Органы управления научных учреждений. Органами управления научных учреждений являются: руководство учреждения, его ученый совет, общее собрание Национальной академии наук Украины и общее собрание отраслевых академий наук Украины. Национальная академия наук Украины и отраслевые академии наук - Украинская академия аграрных наук, Академия медицинских наук Украины, Академия педагогических наук Украины, Академия правовых наук Украины, Академия искусств Украины - являются государственными научными организациями, которые основаны на государственной собственности. Средства на обеспечение деятельности академий ежегодно определяются в Государственном бюджете Украины отдельными строками. Финансирование академий может осуществляться за счет других источников, не запрещенных законодательством Украины. В состав академий могут входить научные учреждения, предприятия, организации, объекты социальной сферы, обеспечивающих их деятельность.

73. Організаційно-правові засади державного управління у галузі охорони здоров'я.

Согласно ст. 49 Конституции Украины каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
Право на охрану здоровья - это прежде всего обеспечение соответствующего жизненного уровня. Кроме того, это право предусматривает также наличие безопасной для жизни и здоровья человека окружающей среды.
Охрана здоровья граждан базируется на ряде принципов, которые закреплены в Основах законодательства Украины о здравоохранении. К ним, в частности, относятся: признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины; соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с ними государственных гарантий; общедоступность медицинской помощи и других услуг в области здравоохранения; соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность; ориентация на современные стандарты здоровья и медицинскую помощь, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в области здравоохранения; децентрализация государственного управления, развитие самоуправления и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основаниях подобное.
В целом здравоохранение можно рассматривать как систему мер, направленных на обеспечение сохранности и развитие физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни.
Основы государственной политики здравоохранения определяет Верховная Рада Украины - путем закрепления конституционных и законодательных основ охраны здоровья, определение ее целей, основных задач, направлений, принципов и приоритетов, установления нормативов и объемов бюджетного финансирования, создания системы соответствующих кредитно-финансовых, фискальных, таможенных и других регуляторов, утверждения перечня комплексных и целевых общегосударственных программ здравоохранения.
Реализацию государственной политики здравоохранения возложена на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

74. Організаційно-правові засади державного управління у галузі культури.

Согласно ст. 54 Конституции Украины, гражданам Украины гарантируется свобода литературного и художественного творчества. Культурное наследие охраняется законом. Государство обеспечивает сохранение исторических памятников и других объектов, представляющих культурную ценность, принимает меры для возвращения в Украину культурных ценностей народа, находящихся за ее пределами. Было принято Основы законодательства Украины о культуре, которые вступили в силу, Закон Украины "О физической культуре и спорте", Закон Украины "О туризме", Закон Украины "О курортах".
Кроме того, Президент Украины утвердил своими указами соответствующие положения об органах исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере культуры и искусств: 31 августа 2000 года - Положение о Министерстве культуры и искусств Украины, 26 февраля 2002 года - Положение о Государственном комитете Украины по вопросам физической культуры и спорта, 11 апреля 2002 года - Положение об Государственную туристическую администрацию.
Компетенция Кабинета Министров Украины в сфере культуры.
Кабинет Министров Украины имеет полномочия, определенные Основами законодательства Украины о культуре и другими законодательными актами, в частности он:
обеспечивает реализацию политики государства в сфере культуры;
осуществляет с участием общественных объединений разработку государственных программ развития культуры и их финансировании;
создает условия для возрождения и развития культуры украинской нации, культур национальных меньшинств, проживающих на территории Украины;
устанавливает государственные заказы на выпуск литературы, произведений искусств;
способствует развитию нетрадиционных форм искусства;
осуществляет меры по возврату в собственность народа Украины культурных и исторических ценностей, находящихся за ее пределами;
решает в установленном законодательством порядке вопрос о предоставлении заведениям культуры, которые играют значительную роль в духовной жизни народа, статуса
национальных;
разрабатывает и обеспечивает внедрение научно обоснованных общественно необходимых нормативов культурного обслуживания населения различных регионов Украины,
материальных и финансовых норм обеспечения учреждений культуры.
Области управления в сфере культуры и искусств. Отраслями управления в сфере культуры и искусств можно считать: управление оборотом объектов национального культурного достояния, регулирования в области искусств, реализацию государственной программы развития физической культуры и спорта, управления туристической и курортной делом.
Культурные ценности. К культурным ценностям относятся объекты материальной и духовной культуры, имеющие художественное, историческое, этнографическое и научное значение. Уникальные ценности материальной и духовной культуры, а также объекты (предметы), имеющие исключительное историческое значение для формирования национального самосознания украинского народа, признаются объектами национального культурного достояния и вносятся в Государственный реестр национального культурного достояния.
Местные органы управления культурой входят в соответствующих государственных администраций и создают необходимые условия для культурного развития граждан, руководят учреждениями, предприятиями и организациями культуры.

75. Організаційно-правові засади державного управління засо­бами масової інформації.

В Украине деятельность СМИ регулируется законами «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине», «Об информации», «О рекламе», «О телевидении и радиовещании» и рядом других.
Управление засо бами массовой информации в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины "Об утверждении Типового положения об управлении по делам прессы и информации областной, Севастопольской городской государственной администрации и управления прессы и информации Киевской городской государственной администрации" осуществляет Управление по делам прессы и информации областной, Севастопольской городской, управление прессы и информации Киевской городской государственной администрации (далее - управление) является структурным подразделением госадминистрации, образуется ее председателем, подотчетно и подконтрольно председателю госадминистрации и Госкомтелерадио.
Основными задачами управления являются:
содействие реализации конституционного права граждан на свободу слова и беспрепятственной деятельности средств массовой информации;
- Участие в формировании и реализации государственной политики в сфере информации и издательского дела в целях более полного удовлетворения потребности населения соответствующей территории в информационной и издательской продукции;
осуществление мероприятий по развитию информационного пространства и информационной инфраструктуры на соответствующей территории.
Управление при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с другими структурными подразделениями госадминистрации, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан и средствами массовой информации.
Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождается от должности главой госадминистрации по согласованию с Госкомтелерадио.
Начальник управления имеет заместителей. Заместителей начальника управления и начальников отделов назначает на должность и освобождает от должности глава госадминистрации по представлению начальника управления, согласованному с Госкомтелерадио.
Начальник управления:
осуществляет руководство деятельностью управления, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач, определяет степень ответственности своих заместителей, руководителей структурных подразделений управления;
утверждает положение о структурных подразделениях управления, издает в пределах их полномочий приказы и контролирует их выполнение;
представляет на утверждение главы госадминистрации смету и штатное расписание управления;
Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах Государственного казначейства, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием.

76. Організаційно-правові засади державного управління теле­баченням і радіомовленням.

В правление теле видением и радиовещанием осуществляет Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины (далее - Гостелерадио Украины). Основными задачами Гостелерадио Украины являются:
- Обеспечение реализации государственной информационной политики средствами телевидения и радиовещания;
организация выполнения актов законодательства в сфере телевидения и радиовещания и соответствующих решений Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания;
формирование национального телерадиопространства;
организационное обеспечение распространения телерадиоинформации на зарубежную аудиторию.
координация деятельности государственных средств массовой информации, в частности Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины, государственной телерадиокомпании «Крым», областных телерадиокомпаний, Киевской и Севастопольской региональных государственных телерадиокомпаний, издательств, в целях обеспечения распространения официальной информации о важнейших политических, экономических, а также другие вопросы и общественных процессов в государстве;
разработка и реализация мероприятий, направленных на поддержку и развитие издательского дела, отечественных средств массовой информации, других производителей информационной продукции.
Госкомтелерадио возглавляет Председатель, которого назначает на должность и освобождает от должности Верховная Рада Украины по представлению Премьер-министра Украины. Председатель Госкомтелерадио имеет заместителей, в том числе первого, назначаемых на должность и освобождает от должности в установленном порядке Кабинет Министров Украины.
Председатель Госкомтелерадио:
1) осуществляет общее руководство Комитетом, несет персональную ответственность перед Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины по выполнению возложенных на Госкомтелерадио задач и осуществление им своих функций;
2) распределяет обязанности между своими заместителями, определяет степень ответственности заместителей Председателя и руководителей структурных подразделений Комитета, назначает на должность и освобождает от должности работников Комитета;
3) представляет в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, разработчиком которых является Комитет.
Госкомтелерадио является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах Государственного казначейства, печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием. В структуру Госкомтелерадио входят:
Управление организационно-аналитического обеспечения работы Председателя Комитета, которое является обслуживающим структурным подразделением Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины, подчинен Председателю Комитета. К основным задачам отдела относятся:
разработка и подготовка научно обоснованных вариантов, предложений по росту эффективности работы Комитета;
экспертная оценка возможных последствий реализации государственных решений по вопросам формирования и проведения информационной политики.
Департамент государственной информационной политики является функциональным структурным подразделением Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины без права юридического лица. К главным задачам Департамента относится:
разработка мероприятий по расширению информационной инфраструктуры Украины и повышения ее функциональных возможностей и эффективности;
решение проблем информационного обеспечения и сопровождения инновационных процессов в государстве, развития украинского сегмента сети Интернет.
Департамент телевидения и радиовещания является функциональным структурным подразделением Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины без права юридического лица. К главным задачам Департамента относится:
обеспечение реализации государственной информационной политики в теле-радио пространстве Украины;
координация деятельности государственных телерадиоорганизаций (Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины, Государственной телерадиокомпании «Крым», Киевской и Севастопольской региональных государственных телерадиокомпаний, областных государственных телерадиокомпаний) относительно оперативного и достоверного информирования населения о событиях в стране и за рубежом;
разработка мер, направленных на поддержку и защиту интересов государственных производителей теле-радио продукции и средств телерадиовещания на внутреннем и внешнем рынке.

77. Організаційно-правові засади державного управління у галузі фізичної культури і спорту.

Физическая культура - составная часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования его личности. Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важной потребности взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и укрепления мира. Спорт является органической частью физической культуры, особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и другой подготовки путем соревновательной деятельности. Социальная ценность спорта определяется его действенным стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди различных слоев населения.
Основными задачами физической культуры и спорта являются: постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития населения, содействие экономическому и социальному прогрессу общества, а также утверждение международного авторитета Украины в мировом сообществе.
Государство регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта путем формирования государственной политики в этой сфере, создание соответствующих государственных органов, финансового, материально-технического, кадрового, информационного, нормативно-правового и иного
обеспечение развития физической культуры и спорта, а также признание широкого самодеятельного статуса физкультурно-спортивного движения в Украине и комплексного взаимодействия государственных органов с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности. Государство признает и всесторонне поддерживает олимпийское движение в Украине, деятельность
всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, национальных спортивных федераций, других общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.
Государственный комитет Украины по вопросам физической культуры и спорта. Реализацию государственной политики в сфере физической культуры и спорта обеспечивает Государственный комитет Украины по вопросам физической культуры и спорта (Госкомспорт Украины). Он также несет ответственность за дальнейшее ее развитие.
В пределах своей компетенции Госкомспорт Украины организовывает выполнение актов законодательства, осуществляет систематический контроль за их реализацией. Госкомспорт Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины. Основными задачами Госкомспорта Украины являются:
участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
разработка дроектив концепций, программ развития физической культуры и спорта;
создание условий для реализации права граждан на занятия физической культурой и спортом;
содействие развитию олимпийского, паралимпийского движения и спорта высших достижений в Украине;
международное сотрудничество в вопросах физической культуры и спорта.

78. Організаційно-правові засади державного управління у галузі соціального захисту населення.

Социальное обеспечение и защиту граждан Украины является одним из важных направлений деятельности государства. Государство несет обязанности по материальному поддержания своих граждан, создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки кадров в соответствии с общественными потребностями. Использование принудительного труда запрещается. Гражданам гарантировано защиту от незаконного увольнения, право на своевременное получение вознаграждения.
Граждане Украины имеют право на социальную защиту, включающее право на их обеспечение в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы, по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и иных случаях, предусмотренных законодательством. Это право гарантируется страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также бюджетных и иных источников социального обеспечения, создание сети государственных, коммунальных, частных учреждений для социальных выплат и помощи. Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 6 декабря 1992 гарантирует всем нетрудоспособным гражданам Украины право на социальную защищенность путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики страны.
Для осуществления управления финансами пенсионного обеспечения создан Пенсионный фонд Украины, который является центральным органом исполнительной власти, подведомственным Кабинету Министров Украины. Основной задачей Пенсионного фонда и его органов на местах является обеспечение финансирования расходов на выплату пенсий в соответствии с законами Украины «О пенсионном обеспечении» и «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», пенсий военнослужащим и работникам органов внутренних дел срочной службы, пособия на детей, а также других расходов, финансирование которых согласно действующему законодательству возложено на Пенсионный фонд. Выполнению задач по социальной защите населения Украины способствуют Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 г., законы Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 25 июня 1997 г., «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»от 2 марта 2000 г.,«Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»от 18 января 2001 г. Государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, а также членов их семей.
Минтруда Украины реализует единую государственную политику по социальному обеспечению населения и социальной защищенности инвалидов и пожилых граждан; несет ответственность за развитие этого дела; занимается организацией работы по назначению и выплате пенсий в соответствии с действующим законодательством подобное.
Помощь органам социального обеспечения предоставляют профессиональные союзы. Представители профсоюзных органов входят в состав медико-социальных экспертных комиссий. Комиссии по пенсионным вопросам на предприятиях и в учреждениях совместно с администрацией предприятия или учреждения готовят необходимые для назначения государственных пенсий документы, изучают причины инвалидности и травматизма и разрабатывают меры по их устранению. В городах и районах создают совета пенсионеров, которые оказывают помощь органам социального обеспечения, обследуют бытовые и жилищные условия пенсионеров и других граждан, которым требуется социальная защита. Для трудоустройства инвалидов (глухих, слепых), повышения их культурного и общеобразовательного уровня созданы союзы глухих и слепых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.