Прокуратура, осуществляя надзор, только ставит вопрос об устранении выявленных им нарушений законодательства. Прокурор приносит протест, вносит предписание или представление об устранении нарушений закона или выносит постановление о дисциплинарное производство, производство по делу об административном правонарушении или о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц, но самостоятельно никаких конкретных действий по ликвидации (прекращения) противоправной ситуации не осуществляет. Конкретные действия по наведению порядка осуществляют компетентные должностные лица - сама лицо, виновное в совершении правонарушения, или высшее должностное лицо, которое имеет право вмешиваться в оперативную деятельность подконтрольного ей объекта.
В ст. 1 Закона Украины «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» законодатель, вопреки названию этого нормативного акта, определяет административный надзор как систему временных мер наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые осуществляют органы внутренних дел. Это свидетельствует о том, что законодатель четко проводит грань между этими двумя видами деятельности государственных органов.Контроль можно охарактеризовать как составную часть (элемент) управления, что обеспечивает систематическую проверку исполнения Конституции, законов Украины, других нормативных актов, соблюдение дисциплины и правопорядка и заключается во вмешательстве контролирующих органов в оперативную деятельность подконтрольных органов, предоставлении им обязательных для исполнения указаний, прекращении, изменении или отмене актов управления, применении мер принуждения по подконтрольных органов.
Надзор же имеет целью выявление и предупреждение правонарушений, устранения их последствий и привлечения виновных к ответственности, без права вмешиваться в оперативную и хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, изменения или отмены актов управления. Обращения граждан является особым способом обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, который существенно отличается от контроля и надзора. Различие между ними заключается в том, что инициаторами проверок здесь выступают не государственные образования (их должностные лица), а граждане. Обращения граждан за защитой своих прав в компетентные органы являются важным средством обеспечения их прав и свобод, законности и дисциплины в целом.
45. Поняття, сутність та види державного контролю. Відмінність контролю від нагляду.
Государственный контроль - это форма осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства. Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политической деятельности, межотраслевое государственное управление. Контроль осуществляют: органы законодательной власти (Верховная Рада Украины); Президент Украины и его Администрация; представительный орган АРК - Верховная Рада АРК; органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, Совет министров, министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, местная государственная администрация, администрация предприятий, учреждений, организаций; судебные органы (Конституционный Суд Украины, суды общей юрисдикции, арбитражные суды); специальные контролирующие органы - государственные инспекции и службы (пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба и т.п.); органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные органы). По сфере деятельности, которая подлежит контролю, контроль подразделяют на: ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный. Ведомственный контроль осуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем). Такой контроль тесно связан с задачами, стоящими перед министерствами и ведомствами. Общие вопросы его организации и проведения регулирует порядок осуществления министерствами, другими центральными органами исполнительной власти внутреннего финансового контроля. Согласно этому акту в министерствах, других центральных органах исполнительной власти создаются и функционируют самостоятельные внутриведомственные контролирующие структуры - контрольно-ревизионные подразделения, задачей которых является проверка финансово-хозяйственной деятельности подчиненных им государственных (казенных) предприятий, учреждений и организаций. Порядок организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций определяется инструкциями, которые утверждают руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти по согласованию с Главным контрольно-ревизионным управлением Украины. Осуществляя руководство соответствующими сферами управления, министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают акты, организуют и контролируют их выполнение. Полномочия этих органов, в том числе и контрольные, закреплены в законах, положениях о соответствующих министерствах и ведомства, управления (отделы) местных органов государственной исполнительной власти, уставах государственных предприятий, учреждений и организаций. В министерствах и ведомствах для осуществления контрольных функций образуют ведомственные инспекции, группы. Контрольные полномочия возлагаются также на юридические службы и юрисконсультов. Сущность межведомственного контроля состоит в том, что его осуществляет орган межотраслевой компетенции за выполнением общеобязательных правил, действующих в соответствующей сфере. Первой особенностью межведомственного контроля является то, что он исключает подчиненность, т.е. осуществляется органом иной ведомственной принадлежности. Вторая особенность такого контроля заключается в том, что круг вопросов, который имеет право проверять орган межведомственного контроля, является узким, специальным, т.е. привязано к задачам, которые стоят перед этим органом. Например, Государственный комитет статистики Украины контролирует только порядок организации и ведения статистической отчетности министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами. Министерство финансов Украины с помощью Глава КРУ осуществляет контроль за использованием денежных средств, материальных ценностей, их сохранностью, контролирует состояние и достоверность бухгалтерской отчетности. Они не вмешиваются в другие функциональные полномочия подконтрольного органа. До межведомственного контроля следует отнести и контроль со стороны различных специализированных государственных инспекций, служб, комиссий, комитетов, управлений и т.д., которые структурно входят в состав соответствующих министерств или ведомств. Это пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, подразделения Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации, таможенной службы, управлений гражданской авиации и др.. Согласно предоставленным им полномочиям они осуществляют контроль за соблюдением общеобязательных правил в различных сферах деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, охране природы и т.п.. Надведомственный контроль осуществляют органы общей компетенции - Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации по вопросам хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, независимо от ведомственного подчинения объектов контроля. Контроль осуществляют в форме проверок (обследование и изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляют справку или докладную записку), ревизий (документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется акт), истребования отчетов и т.п..
46. Поняття, сутність та види адміністративного нагляду, відмінність адміністративного нагляду від прокурорського нагляду.
Административный надзор - это осуществление специальными государственными структурами целевого наблюдения за соблюдением исполнительно-распорядительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями и гражданами правил, предусмотренных нормативными актами. Его субъектами являются специально созданные для этой цели государственные структуры: а) инспекции; б) милиция. Все инспекции зависимости от компетенции можно разделить на две группы: имеющие полномочия межведомственного характера (ГАИ, Госпожнадзор и др.); те, которые не имеют таких полномочий, т.е. осуществляют свои функции только в пределах того или иного ведомства (инспекция полетов гражданской авиации, инспекция личного состава и т.п.). Инспекции, уполномоченных межведомственного (надведомственного) характера, являются государственными инспекциями. Они осуществляют свои функции в пределах предоставленной компетенции независимо от ведомственной подчиненности объектов. Государственные инспекции. Система государственных инспекций по характеру связей с органами государственной исполнительной власти неоднородна. Классифицируя по этому признаку, можно говорить о двух группах государственных инспекций: организационно обособленная группа госинспекций, подчинена напрямую правительству (Держгортехнагляд - по соблюдению правил по безопасному проведению работ в промышленности и горном надзоре); группа инспекций, является полностью или частично структурными подразделениями центральных органов государственной исполнительной власти (министерств, ведомств). Госпожнадзор (ст. 223 КУоАП): ст. 120 - нарушение правил пожарной безопасности на транспорте; ст. 174 - нарушение установленных правил пожарной безопасности. ГАИ (ст. 222): 122, 1221, 124, 126, 127, 128 (превышение скорости, нарушение требований дорожных знаков, других правил движения и т.д.). Госинспекция по маломерным судам (ст. 227): 116, 116 ', 117, 118, 130 (нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах; нарушение правил выпуска судна в плавание; нарушение правил пользования маломерными судами; правил содержание, управление в состоянии опьянения). Главная инспекция по безопасности полетов (ст. 228): 43, 111, 112, 120, 133, 135, 137 (санитарно-гигиенические требования; безопасность полетов, поведение во время полетов и т.д.). Держгортехнагляд (ст. 231): безопасное производство работ. Административный надзор милиции - это систематический надзор за точным и неукоснительным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность в целях предупреждения и пресечения нарушений этих правил, а также выявления нарушителей и привлечения их к установленной законом ответственности (уголовной или административной) или применения к ним мер общественного воздействия.
47. Звернення громадян як спосіб забезпечення законності та дисципліни у державному управлінні.
Одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении является право граждан на обращение в государственные органы власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности, общественных объединений. Обращения граждан представляют совокупность активных волевых действий физических лиц. Их особенность состоит в том, что не все обращения граждан можно отнести к способам обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Только жалобы и заявления о нарушении действующего законодательства и недостатки в работе тех или иных лиц, государственных и негосударственных структур инициируют компетентные органы (полномочных лиц) на проведение контрольно-надзорных действий с целью устранения нарушений и недостатков. Жалобу на противозаконные действия или решения соответствующих органов и их должностных лиц подаются в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, которое не лишает гражданина права на обращение в суд в соответствии с законом, а в случае отсутствия такого (высшего) органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд. Итак, защищая свои законные права и свободы, граждане обращают внимание компетентных органов на нарушения законодательства и таким образом защищают имеющиеся в государстве и обществе правоотношения. Такой контроль в некоторых случаях называют еще индивидуальным.
48. Право громадян на звернення та механізм його реалізації.
Обращения граждан в органы государства по вопросам обеспечения законности является их конституционным правом. Оно закрепляется в ст. 40 Конституции Украины, которая отмечает, что все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок. В развитие конституционных положений действует целый ряд нормативных актов, регламентирующих эти вопросы. Во-первых, это Закон Украины "Об обращении граждан" от 2 октября 1996 p. Кроме него, важнейшими актами, регулирующими правоотношения этой сферы, является Указ Президента Украины "О мероприятиях по обеспечению конституционных прав граждан на обращения" от 19 марта 1997 p. и Инструкция по делопроизводству за обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от сферы собственности, в средствах массовой информации. Следует отметить, что почти все законодательные акты последнего времени содержат нормы, предусматривающие вопросы обжалования действий должностных лиц. Все они регулируют вопрос практической реализации гражданами Украины предоставленного им Конституцией Украины права вносить в органы государственной власти, объединения граждан в соответствии с их статусом предложения об улучшении их деятельности, вскрывать недостатки в работе, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Они также обеспечивают гражданам возможности для участия в управлении государственными и общественными делами, для влияния на улучшение работы органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций независимо от форм собственности, предприятий для отстаивания своих прав и законных интересов и восстановления их в случае нарушения. Под механизмом реализации обращения граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы. Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в органы, имеет право: лично изложить аргументы лицу, которое проверяло заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления; знакомиться с материалами проверки. Согласно прав граждан на жалобу установлены обязанности органов, которые рассматривают. Они в пределах своих полномочий обязаны: объективно, всесторонне и своевременно проверять заявления или жалобы; безотлагательно принимать меры к прекращению неправомерных действий, выявлять, устранять причины и условия, способствовавшие нарушениям. Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения.
49. Поняття та види звернень громадян. Провадження по розгляду звернень громадян.
Под обращениями граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения (замечания), заявления (ходатайства) и жалобы. Предложение (замечание) - обращение граждан, где высказываются советы, рекомендации относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения об урегулировании общественных отношений и условий жизни граждан, совершенствовании правовой основы государственной и общественной жизни, социально-культурной и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление (ходатайство) - обращение граждан с просьбой о содействии реализации закрепленных Конституцией Украины и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства или недостатках в деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, должностных лиц, а также высказывание мнения относительно улучшения их деятельности. Ходатайство - письменное обращение с просьбой о признании за лицом соответствующего статуса, прав или свобод и т.п.. Жалоба - обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, объединений граждан, предприятий, должностных лиц. Обращения адресуются органам или должностным лицам, в полномочия которых входит решение поставленных вопросов и должно содержать фамилию, имя, отчество, местожительство гражданина, суть затронутого вопроса, замечания, предложения, заявления или жалобы, просьбы или требования и подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Оно может быть устным (изложенным гражданином и записанным должностным лицом на личном приеме) или письменным, посланным по почте или переданным гражданином. Оформленное без соблюдения этих требований обращение возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через десять дней со дня его поступления.
50. Поняття та правова природа адміністративної юстиції.
Административная юстиция представляет собой систему судебных органов (судов), которые контролируют соблюдение законности в государственном управлении путем решения в отдельном процессуальном порядке публично-правовых споров, возникающих в связи с обращениями физических или юридических лиц в органы исполнительной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц. В задачи административной юстиции можно отнести: обеспечение законности в процессе децентрализации, содействие ликвидации случаев дублирования полномочий органами исполнительной власти (ликвидация компетенцийних коллизий); обеспечение компетенцийних дисциплины, то есть ликвидация случаев превышения полномочий отдельными органами местного самоуправления, органами исполнительной власти или должностными лицами, а также случаев управленческой бездействия; содействие преодолению пробелов в сферах управленческого воздействия как органов местного самоуправления, так и органов исполнительной власти. Обеспечение гарантий субъективных прав граждан в отношениях с административными органами является обязанностью правового государства, что обусловливает необходимость создания административной юстиции в Украине, которая бы, с одной стороны, защищала субъективные права граждан, а с другой - с помощью судебной практики обеспечивала законность деятельности органов государственной власти и, таким образом, способствовала укреплению правопорядка в государстве. Следовательно, введение административного судопроизводства обусловлено правовой природой публично-правовых споров, где гражданину противостоит мощный административный аппарат. Вместе с тем следует отметить, что назначение административной юстиции заключается в осуществлении только правового контроля, а не контроля за целесообразностью управленческой деятельности. Административно-правовая защита является судебным правовой защитой, потому что именно суды наиболее соответствуют требованиям независимости и беспристрастности, которые ставятся перед правозащитными органами. Благодаря административной юстиции, происходит гарантирования и укрепления правопорядка в сфере управленческой деятельности, предоставляется возможность отдельному гражданину реализовать свои права в отношении органов государственной власти путем обжалования их неправомерных решений, действий или бездействия. В целом административная юстиция представляет одно из средств ограничения исполнительной власти, а административные суды - средство реализации принципа разделения власти, дополнительный защитный механизм субъективных прав и свобод граждан.
51. Поняття, задача та правове регулювання адміністративного судочинства.
Административное судопроизводство - деятельность административных судов по рассмотрению и разрешению административных дел в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства. Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий. Статья 5 КАСУ определяет круг актов законодательства, регулирующих административный процесс, и соотношение между этими актами, а также общее правило действия актов законодательства об административном судопроизводстве во времени. Согласно этой статье законодательство об административном судопроизводстве в Украине состоит из: 1) Конституции Украины, 2) КАСУ и законов, которыми вносятся изменения в него; 3) международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Кодекс административного судопроизводства Украины - акт законодательства (закон), в котором кодифицированы нормы административного процессуального права. Изменения в КАСУ вносятся Верховной Радой Украины путем принятия законов Украины. Изменения включаются в текст КАСУ. Порядок вступления в силу новых положений, как правило, определяется заключительными и переходными положениями закона о внесении изменений. Если такой порядок в законе не определено, то следует руководствоваться частью второй комментируемой статьи. Основным международным договором, который касается административного судопроизводства, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в частности ее статья 6, которая гарантирует право на судебную защиту (с учетом прецедентной практики Европейского Суда по правам человека, в которой толкуются соответствующие положения Конвенции). Статья 6 Конвенции гарантирует право на справедливый суд по делам о гражданских правах и обязанностях, но Европейский Суд по правам человека дает довольно широкое понимание таких дел - значительно шире, чем это может быть следствием национального законодательства. Важное значение для толкования и применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод имеет практика Европейского суда по правам человека. Согласно статье 17 Закона Украины "О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека" от 23 февраля 2006 года суды применяют при рассмотрении дел Конвенцию и практику Суда как источник права. Нормы Конституции Украины имеют высшую юридическую силу. В случае если правила международного договора, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, или КАСУ противоречат Конституции Украины, применяются нормы Конституции Украины как нормы прямого действия (статьи 8, 9 Конституции Украины). Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с законом, действующим на время совершения отдельного процессуального действия, рассмотрения и разрешения дела (часть вторая комментируемой статьи). То есть, до совершения отдельных процессуальных действий, рассмотрения и разрешения дела применяется тот закон, во время действия которого они осуществляются. Производство по административным делам в сфере государственных закупок осуществляется с учетом особенностей, определенных Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок».
52. Принципи адміністративного судочинства.
Принципами административного судопроизводства основные требования относительно справедливого рассмотрения и разрешения административных дел. Принципы административного судопроизводства закреплен в Конституции Украины, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, КАСУ. Конституция Украины закрепляет основные принципы судопроизводства (статьи 8, 129), которые могут быть как общими для всех видов судопроизводства, так и свойственными только одному виду. В административном судопроизводстве суд применяет, в частности, такие конституционные принципы: 1) верховенство права, 2) законность; 3) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом; 4) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности, 5) гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами; 6) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом; 7) обязательность решений суда. Деятельность административных судов основана как на общих принципах судопроизводства, так и на отраслевых принципах, то есть тех, которые присущи только административному судопроизводству. С общими принципами судопроизводства, воплощены и в КАСУ, можно отнести принципы верховенства права (статья 8), законности (статья 9), равенства участников процесса перед законом и судом (статья 10), состязательности сторон, диспозитивности (статья 11), гласности и открытости (статья 12), обеспечение апелляционного и кассационного обжалования судебных решений (статья 13), обязательности судебных решений (статья 14 КАСУ). Особым (отраслевым) принципом, свойственным лишь административному судопроизводству, является принцип официального выяснения обстоятельств по делу, или принцип официальности (статья 11 КАСУ). Значение принципов в том, что их воплощение в судопроизводстве придает ему качества правосудия и наоборот - игнорирование ведет к нарушению права на судебную защиту и, как правило, к неправосудности судебных решений. Кроме того, принципы являются ценностным ориентиром для предоставления толкование правилам административного судопроизводства при их применении, а также устранения пробелов в них.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление