Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Організаційно-правові засади державного управління у галузі державної безпеки. 3 страница




 

15. Принципи державного управління: поняття, види та їхня характеристика.

Принципы государственного управления - это его положительные закономерности, познанные наукой и практикой, закрепленные в правовых нормах или является обобщением действующих в государстве юридических правил.
В учебной литературе приводятся и другие определения. Например, принципы государственного управления-это основополагающие начала, руководящие наставления, определяющие важнейшие правила, по которым управление осуществляется и организуется.
Принято выделять следующие группы принципов государственного управления:
1) социально-политические - демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность); равноправие лиц различных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;
Социально-политические принципы - это общие принципы государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительно-распорядительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Одним из важнейших социально-политических принципов является демократизм. Уже в ст. 1 Конституции Украины указано, что Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Естественно, что определяющая черта государства сводится в важнейший принцип его управленческой деятельности. Одним из важнейших условий успешного построения демократического, правового, социального государства является обеспечение реального участия граждан в решении всего разнообразия вопросов государственной и общественной жизни. Именно поэтому участие населения в управленческой деятельности государства является непременным принципом государственного управления, закрепленным в Конституции, законах Украины и многих подзаконных актах.
Так, ст. 5 Конституции Украины фиксирует положение о том, что народ Украины, будучи единственным источником власти в государстве, осуществляет ее как непосредственно, так и через систему органов государственной власти и местного самоуправления;
в. 38 Конституции предоставляет гражданам право участия в управлении государственными делами; ст. 140 Конституции определяет местное самоуправление как право территориальной громады (жителей сел, поселков, городов) - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.
Действующее законодательство предусматривает различные формы участия населения в управлении государственными делами. Среди них, например, участие в референдумах (статьи 38, 69, 70, 72 Конституции Украины); служба в государственных органах управления (ст. 4 Закона Украины от 16 декабря 1993 p. "О государственной службе"); объединение в политические партии для участия в выработке государственной политики и формирования органов, власти (ст. 2 Закона Украины от 16 июня 1992 p. "Об объединении граждан"); обращение с предложениями и рекомендациями в органы государственной власти, направленные на совершенствование их управленческой деятельности (ст. Из Закона "Об обращениях граждан");
Особое место среди всех принципов государственного управления принадлежит принципа законности. Статья 1 Конституции определяет Украину как правовое государство, в. 8 закрепляет как государственный принцип верховенство права, а статьи 6 и 19 устанавливают, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Это означает, что строгое и неукоснительное соблюдение законов и подзаконных актов.
Гласность позволяет гражданам видеть механизм формирования и реализации государственно-управляющего воздействия и протекания всех управленческих процессов. Важное место среди принципов государственного управления занимает принцип объективности. Он предполагает четкое соблюдение требований объективных закономерностей общественного развития, учета реальных возможностей (материальных, технических, интеллектуальных) государства по реализации 'тех или иных управленческих решений.
2) принципы построения аппарата государственного управления - отраслевой, функциональный, территориальный;
Отраслевой принцип реализуется в такой структурной построении, где однородные по характеру деятельности объекты закреплено за соответствующим органом управления и образуют сферу его управленческой деятельности. Субъектов, осуществляющих управление по отраслевому принципу, принято называть отраслевыми органами государственного управления.
Территориальный принцип получает выражение в такой структурной построении, при которой государственные органы осуществляют комплексное управление на определенных, четко очерченных территориях.
3) принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления - нормативность деятельности, единоначалия, коллегиальности, разделение управленческого труда; ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность.
Принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления применяются для определения содержания деятельности конкретных управленческих структур. Соблюдение этих принципов позволяет наиболее эффективно использовать потенциал государственных служащих, персонала научно-исследовательских учреждений, технических работников. С помощью этих принципов обеспечивается принятие правильных управленческих решений, организация и применение рациональных управленческих процедур, действенный контроль и исполнительская дисциплина. Они фиксируются в соответствующих нормативных актах.
Принцип нормативности используется для правового регулирования деятельности аппарата государственного управления

16. Поняття та види методів державного управління.

Методы государственного управления - это совокупность средств осуществления управленческих функций государства, влияния субъектов государственного управления на объекты.
Особенности методов государственно управления: реализуются в процессе государственного управления; выражают руководящий (упорядочивая) воздействие субъектов управления на объекты управления является содержанием этого влияния и всегда имеют своим адресатом конкретный объект (индивидуальный или коллективный); в методах государственного управления всегда содержится воля государства, выражаются полномочия властного характера органов исполнительной власти; используются субъектами управления как средство реализации их компетенции; имеют свою форму и внешнее выражение.
Наиболее распространенной является классификация методов государственного управления на общие и специальные.
Общие - методы управления, применяемые на важнейших стадиях управленческого процесса;
специальные - методы управления, применяемые при выполнении отдельных функций или на отдельных стадиях процесса управления.
Проанализируем общие методы управления.
1) Контроль и надзор:
Контроль - это активное вмешательство субъекта управления в деятельность
подконтрольного объекта. В целом сущность контроля как социального явления заключается в проверке соответствия деятельности участников общественных отношений установленным в обществе нормам, в пределах которых они должны действовать. Цель такой деятельности состоит в выявлении результатов воздействия субъектов на объект, допущенных отклонений от принятых требований, действующих принципов организации и регулирования, причин этих отклонений, а также определение путей преодоления имеющихся препятствий для эффективного функционирования всей системы.
Надзор - пассивный метод управления, заключающийся в сборе нужных знаний о деятельности объекта управления и их оценки, это юридический анализ положения дел соблюдение законности и дисциплины относительно объекта управления, который осуществляется субъектом управления с применением соответствующих, предоставленных ему законодательством форм, но без непосредственного вмешательства в оперативную и иную деятельность подконтрольного объекта.
2) Метод прямого и косвенного (опосредованного) воздействия. Органы государственного управления могут воздействовать на объекты управления путем прямого или косвенного воздействия.
Прямое влияние - прямое воздействие субъекта управления на объект через приказ, выражающее волю соответствующего субъекта управления.
Косвенный (опосредованное) влияние - создание заинтересованности у объектов управления, влияние через функции, интересы, стимулирование, предоставление возможности выбора варианта поведения.
3) Административные и экономические методы:
Административные методы - это воздействие на объект управления путем установления их прав, обязанностей, через систему приказов, опирающиеся на систему подчинения, властные полномочия. Это односторонний выбор органом управления способа решения задачи или конкретного варианта поведения объекта управления. Базируются на применении нормативных актов (распоряжений, приказов, постановлений органов исполнительной власти).
Экономические методы государственного управления - это система приемов и средств прямого воздействия на субъектов путем внедрения финансово-экономических законов, создание денежно-кредитных отношений с целью создания оптимальных условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результатов.
К экономическим методам государственного управления относятся: индикативное планирование, государственное регулирование; денежно-кредитная и финансовая политика; конкурентная политика.
4) Регулирование, руководство, управление:
Регулирования - определение общей политики и принципов ее реализации через различные направления государственного финансирования, льготы и т.п..
Руководство - практическое проведение в жизнь общей политики и принципов в соответствующей области управления, контроль и разработка направлений деятельности подконтрольных объектов.
Управление - прямой систематическое воздействие субъекта управления на объект повседневного оперативного характера.

17. Поняття, ознаки та види актів державного управління. Вимоги, що висуваються до актів державного управління.

Акты государственного управления - это властные, принятые согласно требованиям законов, предписания органов исполнительной власти по вопросам компетенции всех органов (Должностных лиц), порождающих юридические последствия. Акты государственного управления является средством практической реализации задач исполнительной власти.
Особенности актов государственного управления:
принимаются при осуществлении функций исполнительной власти;
подзаконный характер;
официальный характер; властный характер;
принятые в установленном законом порядке, должным образом оформлены.
Требования, предъявляемые к актам гос. управления:
1) оптимальность, целесообразность, эффективность, социальная справедливость. Акты управления должны обслуживать сферу социальных, духовных, политических и экономических потребностей.
2) соответствие юридическим требованиям (законность).
3) соответствие организационно-техническим требованиям:
- По языку акта (четкость, лаконичность, доступность, грамотность, конкретность, ясность для исполнителей);
- Относительно формы акта (письменный или устный); обязательно наличие реквизитов: наименование органа, выдавшего, дата и место его принятия; территория, на которую распространяется действие акта, перечень установленных обязательств; данные об ответственности за невыполнение документа, перечень государственных органов, осуществляющих контроль за выполнением акта; санкция; срок вступления в силу; подписи лиц от органа, принявшего акт;
- Своевременность доведения до заинтересованных лиц;
- Регистрация (если требуется) в Министерстве юстиции Украины, другие требования.
Виды:
По юридическим свойствам акты государственного управления подразделяются на: нормативные (устанавливают общие правила поведения, нормы права, регламентирующие однотипные общественные отношения в определенных сферах, предназначенные на долгосрочное и многократное применение), индивидуальные (решают конкретные вопросы управления и не содержат в себе норм права, направленные на одноразовое применение относительно конкретных случаев, ситуаций, обстоятельств, осуществляют непрерывное оперативное решение органами исполнительной власти многочисленных дел) и смешанные (содержат и нормы права, и решения по конкретным управленческих дел и ненормативные предписания).
В зависимости от субъектов принятия нормативных актов управления выделяют: Указы и распоряжения Президента Украины; постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины; приказы, инструкции, распоряжения министров; решения местных государственных администраций; положения, правила, инструкции, приказы, распоряжения, издаваемые руководителями государственных предприятий и учреждений.

18. Поняття та види методів державного управління.

Методы государственного управления - это способы и средства воздействия органов государственного управления и должностных лиц на управляемые объекты. В целом метод государственного управления дает возможность определить как именно тот или иной субъект государственно-властных полномочий осуществляет свою повседневную управленческую деятельность.

Признаки методов государственного управления:

- выражают целенаправленное воздействие органа государственного управления (должностного лица) на управляемый объект;

- осуществляются в пределах властных полномочий руководящего субъекта;

- всегда опосредованные в соответствующей форме государственного управления (правовой или неправовой);

- могут применяться как отдельно, так и в определенной совокупности;

- выбор метода государственного управления зависит от характеристики управляемого объекта (форма собственности, административно-правовой статус и т.п.).

Методы государственного управления является достаточно разнообразными, поскольку разнообразными являются субъекты и объекты государственного управления, а также общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти. В то же время в сегодняшнем административном праве есть возможность классифицировать существующие методы государственного управления.

Различают два критерия для классификации методов государственного управления и, соответственно, два варианта классификации:

1. В зависимости от степени использования властных полномочий: убеждения, поощрения, принуждение.

2. В зависимости от характера воздействия субъекта на объект управления: прямого воздействия (административное), косвенного воздействия (экономические).

Убеждение - метод государственного управления, заключается в применении способов воздействия на сознание и поведение людей и проявляется в использовании разъяснительных и воспитательных мероприятий с целью соблюдения требований действующего законодательства. Основными способами убеждения являются: разъяснение задач и функций государственного управления; воспитания; обучения; агитация за повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан; пропаганда соблюдения требований действующего законодательства и правомерного поведения в целом; обмен передовым опытом. Идеология государственной политики должна строиться с учетом основной роли именно убеждения среди других методов государственного управления. Достижения социально положительных результатов должно осуществляться, прежде всего, использованием указанного метода государственного управления. Соблюдение установленных правил поведения должно стать осознаваемой поведением для субъектов государственного управления. Один из существенных результатов убеждения как метода государственного управления - создание общественного мнения по конкретному вопросу государственной политики, государственного управления.

Поощрения - метод государственного управления, заключается в применении способов воздействия на сознание и интерес людей и проявляется в использовании моральных и материальных мер с целью адекватного оценивания правомерного поведения. Поощрение может применяться также и к юридических лиц (безусловно, через влияние на сознание и интерес их руководителей). Основными способами поощрения являются: благодарность; премия; грамота; награда; льгота; квота; специальный экономический режим и т.д.

Поощрение базируется на использовании естественных человеческих психологических особенностей. Речь идет о том, что движущей силой многих действий для человека есть стимул. Поощрения в этом случае и является тем стимулом, который заставляет человека совершать правомерные действия, полезные для государства и общества. В целом поощрения можно разделить на: экономические (премии, льготы, квоты), организационные (упрощенная процедура отчетности), социальные (спасибо, грамота, награда, льготы, компенсации).

Для примера наград как варианта поощрения приведем некоторые положения относительно государственных наград. Государственные награды Украины является высшей формой отличия граждан за выдающиеся заслуги в развитии экономики, науки, культуры, социальной сферы, защите отечества, охране конституционных прав и свобод человека, государственном строительстве и общественной деятельности, за другие заслуги перед Украиной.

Виды государственных наград: звание Герой Украины; орден; медаль; отличие «Именное огнестрельное оружие»; почетное звание Украины; Государственная премия Украины; президентская награда (Закон Украины от 16 марта 2000 г. № 1549-ИП «О государственных наградах Украины»).

Принуждение около метод государственного управления, заключается в применении от имени государства способов воздействия на сознание и волю с целью предупреждения и пресечения правонарушений. Чаще всего применяемый вариант государственного принуждения - административный будет подробно рассмотрен в дальнейшем параграфе этой темы. В целом же следует отметить, что методы убеждения, поощрения и принуждения не нужно противопоставлять друг другу. их гармоничное сосуществование является гарантией качества осуществления государственного управления.

В зависимости от характера воздействия субъекта на объект управления необходимо различать методы:

а) прямого влияния (административные) методы государственного управления, которые заключаются в прямом одностороннем властном воздействии на объекты управления, при условии обязательности исполнения вынесенных решений. Примеры методов прямого воздействия:

- установление обязательности совершение или запрета определенных действий;

- осуществление контроля и надзора;

- предоставление разрешения;

- осуществление регистрации и т.д.

Административные методы государственного управления на сегодня являются актуальными и востребованными в милитаризованных структурах, где осуществляемое управление должно быть четким, понятным, прямым, недвусмысленным. Результаты именно таких методов управления является более ожидаемыми и быстрыми, государство в значительной мере обеспечивает воплощения в жизнь намеченных планов и задач. В то же время необходимо отметить, что в истории есть немало примеров, когда неадекватное использование административных методов управления приносило большое количество проблем, недостатков, нарушений. Советский период существования нашего государства свидетельствует о наличии некоторых признаков абсолютизации административных методов управления. Это привело к формированию командно-административной системы управления, когда нередко волюнтаристские управленческие решения, не подкрепленные научным и практическим обоснованием, приводили к существенных недостатков в работе государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

б) косвенного воздействия (экономические) методы государственного управления, которые заключаются в применении опосредованного влияния на объекты управления через создание механизмов стимулирования и заинтересованности.

Примеры методов косвенного воздействия:

- льготное кредитование;

- уменьшение налоговых сборов;

- инвестирование тех или иных направлений деятельности;

- поощрения, стимулирования государственных служащих.

Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о повышении роли и значения именно экономических методов государственного управления. Это проявляется в возможности учета материальных интересов управляемого объекта со стороны руководящего субъекта. В управляемого объекта появляется возможность выбора того или иного варианта поведения, что свидетельствует о диспозитивный характер возникающих правовых отношений. Прежде всего, методы косвенного воздействия применяются в сфере государственного управления экономикой. При помощи экономических методов орган государственного управления осуществляет влияние на материальные интересы физического или юридического лица и этим достигает необходимой правомерного поведения в интересах государства и общества.

19. Адміністративні послуги: поняття, правове регулювання, класифікація.

Административная услуга - результат осуществления властных полномочий уполномоченным субъектом, согласно закону обеспечивает юридическое оформление условий реализации физическими и юридическими лицами прав, свобод и законных интересов по их заявлению (выдача разрешений (лицензий), сертификатов, удостоверений, проведения регистрации и т.п.).
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров «О мерах по упорядочению административных услуг» от 17 июля 2009 г. N 737, административная услуга - это услуга, которая является результатом осуществления субъектом полномочий по принятию согласно нормативно-правовыми актами на обращение физического или юридического лица административного акта, направленного на реализацию и защиту его прав и законных интересов и / или на выполнение лицом определенных законом обязанностей (получение разрешения (лицензии), сертификата, удостоверения и других документов, регистрация и т.д.).
К административных услуг не относится контрольная деятельность (проведение проверки, ревизии, инспекции и т.п.), образовательные, медицинские и хозяйственные услуги, которые предоставляются органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями.
Административные услуги могут предоставляться на платной и бесплатной основе.
Административные услуги предоставляются согласно стандартам, которые утверждаются субъектами соответствии с их полномочиями с учетом Методических рекомендаций по разработке стандартов административных услуг, утвержденных Минэкономики. Бюджетные учреждения, которым делегированы закрепленные согласно нормативно-правовыми актами за органами исполнительной власти полномочия по предоставлению административных услуг, предоставляющих такие услуги согласно стандартам, утвержденным органами исполнительной власти, которые делегировали такие полномочия.
Субъекты, предоставляющие административные услуги на постоянной основе, обеспечивают: размещение на стендах и официальных сайтах информации о предоставлении административных услуг, разъяснения по вопросам, касающимся предоставления административных услуг.
Классификаций административных услуг может быть много. По критерию платности административные услуги могут делить на платные и бесплатные для лица.
В зависимости от субъекта, который предоставляет административные услуги, их можно разделить на государственные административные услуги и муниципальные административные услуги. Важны, прежде всего, те классификаций, имеющих практическое значение, то есть дают возможность давать рекомендации по улучшению системы предоставления административных услуг.
Одним из таких критериев классификации можно назвать уровень установления полномочий по предоставлению административных услуг и правового регулирования процедуры их предоставления, в частности: 1) административные услуги по централизованным регулированием (законы, акты Президента Украины, Кабинета Министров и центральных органов исполнительной власти Украины), 2) административные услуги по локальным регулированием (акты органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти), 3) административные услуги по «смешанным» регулировкой (когда осуществляются одновременно и централизованное и локальное регулирование).
Можно классифицировать административные услуги по отраслям законодательства, точнее, за предметом (характером) вопросов, за решением которых обращаются лица в органы. Среди них можно выделить предпринимательские (или хозяйственные), социальные, земельные, строительно-коммунальные, жилищные и другие виды административных услуг. При этом под социальными административными услугами понимаются услуги, связанные с реализацией властных полномочий, например, назначение государственной социальной помощи и тому подобное. Примером земельных административных услуг может быть принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в пользование, а примерами предпринимательской государственной услуги - регистрация субъектов предпринимательской деятельности, выдача лицензий и т.д..

20. Поняття і види суб'єктів адміністративного права, їхня загальна характеристика. Обставини, що впливають на коло суб'єктів адміністративного права.

Субъекты административного права - это участники правовых отношений, которые имеют субъективные права и выполняют юридические обязанности. Для того, чтобы быть субъектом административного права, граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), юридические организации обладают правосубъектностью. В органах исполнительной власти, органах местного самоуправления правосубъектность находит свое выражение в нормативно закрепленной за ними компетенции, то есть в совокупности их прав и обязанностей, предоставляемых им законодательством для выполнения соответствующих функций.
То же самое касается других юридических лиц, предприятий, учреждений, организаций, функционирующих в системе административно-правовых отношений, используя предоставленные им законодательством права и обязательства выполнять возложенные законодательством на них обязанности.
Юридические лица, независимо от того, на основе какой формы собственности они функционируют, могут выступать в качестве субъектов административно-правовых отношений, возникших между этим юридическим лицом и другим субъектом этих отношений.
Административно-правовые отношения могут возникнуть в системе органа исполнительной власти, а также юридического лица (предприятия, учреждения, организации), который функционирует на базе государственной формы собственности. Тогда субъектами административно-правовых отношений могут выступать администрация государственного органа, предприятия, учреждения, организации с одной стороны и сотрудники - с другой.
Юридические лица в одних случаях могут выступать в качестве субъектов административно-правовых отношений, возникших между самим юридическим лицом и другим субъектом, в других случаях отношения этого вида могут возникнуть в системе самого юридического лица. Тогда субъектам административно-правовых отношений могут быть администрация государственного предприятия, учреждения, организации с одной стороны, с другой - работники предприятий, структурные подразделения юридического лица, функционирующий на правах государственной собственности.
Следовательно, субъектами административного права могут выступать граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, администрация перечисленных юридических лиц.
На круг субъектов влияют такие обстоятельства, как: политические, экономические, идеологические.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.