Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Організаційно-правові засади державного управління у галузі державної безпеки. 2 страница




 

7. Адміністративно-правові норми: поняття, види та особливості структури.

Административно-правовая норма - это обязательное правило поведения, установленное и охраняемое государством, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления.
Например:
• уклонение лиц, представляющих уполномоченные трудовым коллективом органы, от участия в переговорах по заключению коллективного договора или умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров влечет наложение штрафа (ст. 41 КоАП);
• транспортные средства должны соответствовать требованиям безопасности, охраны труда и экологии, государственным стандартам, иметь соответствующий сертификат (ст. 10 Закона "О транспорте");
Структура административно-правовой нормы - это ее внутреннее строение, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости составных частей нормы.
Структура административно-правовой нормы, как правило, традиционная и состоит из трех компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции. Вместе с тем, нормы административного права могут содержать вместе с санкцией и поощрения.

8. Основні положення Концепції адміністративної реформи в Україні.

Административная реформа является составляющей государственной, экономической, социальной реформы, которые происходят в стране. Она предполагает коренные изменения в организации практического выполнения задач государства и общества.
22 июля 1998 Президент Украины подписал Указ "О мерах по внедрению Концепции административной реформы в Украине".
Для достижения цели административной реформы в ходе ее проведения должен быть решен ряд задач:
- Формирование эффективной организации исполнительной власти как на центральном, так и на местном уровнях управления;
- Формирование современной системы местного самоуправления;
- Внедрение новой идеологии функционирования исполнительной власти и местного самоуправления как деятельности по обеспечению реализации прав и свобод граждан, предоставления государственных и общественных услуг;
- Организация на новых началах государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
- Создание современной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров;
- Внедрение рационального административно-территориального устройства.
Административная реформа должна осуществляться в нескольких направлениях.
Первый - это создание новой правовой базы, регламентировать государственное управление в Украине.
Второй - это формирование новых институтов, организационных структур и инструментов осуществления государственного управления.
Третий - это кадровое обеспечение новой системы государственного управления.
Четвертый - это укрепление и формирование новых финансово-экономических основ функционирования государственного управления.
Пятый - это научное и информационное обеспечение системы государственного управления, формирование механизмов научного и информационного мониторинга ее функционирования.
Процесс реформирования должен касаться системы центральных и местных органов исполнительной власти, системы местного самоуправления и административно-территориального устройства государства, вопросов организационного, кадрового, финансово-экономического, информационного, научного обеспечения.

9. Основні напрямки реформи адміністративного права в Україні.

По реформированию административного права, то существенная особенность заключается в том, что в большинстве европейских стран административное право основывается на ряде общепризнанных демократических принципов. В частности, по ним Советом Европы в 1996 году издан специальный «Справочник по принципам административного права, касающиеся отношений между административными органами и частными лицами».
Правовой стандарт взаимоотношений государства и человека должен исходить из восприятия личности как такого субъекта, перед которым государственная власть ответственна за свою деятельность.
Концептуальная идея внедрения в административное право приоритета принципа верховенства права состоит в том, что согласно ему ключевыми характеристиками должны стать не «управленческие», а тем более его «карательные» функции, на две новые функции:
1) «правозабезпечувальна», которая связана с обеспечением реализации прав и свобод человека;
2) «правозащитная», связанная с защитой нарушенных прав.
Реформа административного права имеет целью:
- Переосмыслить принципиальные научно-методологические основы этой фундаментальной области права с учетом последствий разрушения прежней тоталитарно-государственной системы и утверждение новых политико-идеологических и социально-экономических ориентиров исторического развития украинского общества;
- Трансформировать содержание и систему действующего административного законодательства в соответствии с потребностями качественного изменения роли административного права в регулировании взаимоотношений между государством и человеком, а также более эффективного осуществления государственного управления в различных сферах общественной жизни;
- Способствовать более эффективному использованию административного законодательства как основы правового сопровождения самой административной реформы.

10. Дія адміністративної норми в часі, в просторі та за колом осіб. Порядок дії в Україні законодавства СРСР і міжнародних договорів.

Действие административно-правовых норм связана с наличием определенных пределов их способности осуществлять то или иное влияние на регулируемые общественные отношения. Эти пределы действуют во времени и пространстве, а также: различаются по кругу лиц.
Действие административно-правовых норм во времени, как правило, не ограничено определенными сроками. Это означает, что они действуют до их официальной изменения или отмены. Однако могут предусматриваться временные рамки действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории, т.е. на определенный срок.
Для действия административно-правовых норм существуют общие правила:
а) административно-правовые нормы вступают в силу с момента их доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, определенный в нормативном акте;
б) нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения из этого оговариваются в самом акте.
Вопрос о действии административно-правовой нормы во времени имеет большое практическое значение, поэтому неудивительно, что оно является предметом отдельного исследования ученых. От его правильного решения зачастую зависит, какой именно законодательный или нормативный акт - новый или старый - будет применяться к конкретным отношениям, императивные предписания осуществляться.
Вопрос о вступлении административно-правовой нормы в силу зависит от двух обстоятельств:
1) даты вступления нормы в юридическую силу;
2) пределов действия нормы при поступлении в силу.
Вопрос о пределах действия новой нормы предусматривает три варианта действия:
- Перспективная - действие по фактам, правоотношениям, возникшим после вступления нормы в силу;
- Немедленная - действие по правоотношениям, возникшим снова или раньше, но с даты вступления нормы в силу;
- С обратной силой - действие по правоотношениям, которые вновь возникли, и правоотношениям, возникшим до вступления нормы в силу, но с более ранней даты. По установлению границ приостановления действия нормы, которая существовала ранее, возможны три варианта действия:
Норма переживает себя, если продолжает регулировать отношения, возникшие на ее основе после даты вступления в силу новой нормы; норма немедленно приостанавливает действие в отношениях, которые раньше регулировались ею, с даты утраты нормой юридической силы; норма досрочно приостанавливает действие и таким образом влияет на правоотношения, которые ранее регулировались этой нормой, а потом стали регулироваться новой нормой с обратной силой. Как правило, следует руководствоваться следующим принципом: немедленное действие нормы - это общее правило, а допущение переживания старой нормы, придания обратной силы новой должно быть оговорено актом уполномоченного органа.
Порядок действия в Украине законодательства СССР регулируется Постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» установлено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.
Действие административно-правовых норм в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Такой территорией действия норм могут быть отдельные экономические зоны. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями. Возможен «выход» таких норм за пределы государственной границы, когда они регламентируют деятельность украинских организаций и граждан за рубежом. В пределах Украины действие административно-правовых норм распространяется также на иностранцев.
Действие административно-правовых норм в пространстве связано со статусом органа, издавшего акт. Исходя из этого, различают:
- Нормы, которые действуют на всей территории Украины или в пределах отдельных административно-территориальных единиц;
- Нормы общего и отраслевого характера;
- Нормы актов локального (внутриорганизационного) характера.
Действие административно-правовых норм по кругу лиц различается в зависимости от их распространения на всех граждан или на отдельные их группы (военнослужащих, беженцев, пассажиров, работников отдельных министерств), т.е. на так называемых специальных субъектов административного права.
Международные соглашения (договоры) Украины и международно-правовые акты, действующие, если они ратифицированы Верховной Радой Украины. Согласно ст. 9 Конституции Украины они являются частью национального законодательства. Международно-правовые акты регулируют и вопросы, отнесенные к административно-правовой сферы: защита прав и свобод человека и гражданина; правовом статусе иностранцев; порядок пересечения государственной границы; взаимодействие пограничных войск и таможенных служб соседних государств, международное транспортное сообщение; сотрудничество в различных областях народного хозяйства, борьба с преступностью. Такова, например, Соглашение между Украиной и Республикой Польша «О правовом режиме украинского-польской границы, сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам», ратифицированная Верховной Радой Украины 14 июля 1993
По своей юридической силе нормы международных соглашений и международных документов занимают место между нормами Конституции и обычных законов.

11. Поняття, види та основні тенденції систематизації адміністративного законодавства.

Под систематизацией законодательства понимается упорядочение и совершенствование действующих нормативно-правовых актов путем их обработки, просмотра и изложения в определенном порядке в форме сборников (справочников) актов (предметных, системно-предметных, хронологических и др.). Или сводных кодификационных актов. Систематизация законодательства является объективно необходимым элементом правовой политики государства, средством укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.
Основными формами систематизации законодательства, которые известны в законотворческой практике и юридической науке, является инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация представляет собой внешнее проработки законодательства, учет и объединение действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке - по отрасли правового регулирования, году издания, по алфавиту. Она осуществляется заинтересованными органами, должностными лицами, научными работниками. Подготовленные ими инкорпорированы сборники не подлежат утверждению.
Инкорпорация имеет целью облегчить поиск нормативного материала и проведения научных исследований в области права, содействовать эффективной подготовке специалистов-юристов. К инкорпорированных сборников может быть включено лишь действующее законодательство, нормативные акты в них излагаются со всеми изменениями на момент издания. Так, примером предметной инкорпорации административного законодательства является сборник нормативных актов «Законодательство Украины об административной ответственности», который издан редакцией Бюллетеня законодательства и юридической практики Украины в 1997 г.
Итак, инкорпорация законодательства - это упорядочение нормативно-правового массива путем его обработки и изложения в виде хронологических, предметных, алфавитных сборников. ее можно рассматривать как подготовительную стадию для проведения кодификации законодательства.
Кодификация законодательства - это сложная и совершенная форма систематизации, которая предусматривает переосмысление, творческую переработку и качественное улучшение существующего законодательства. Результатом выступает новый сводный акт кодификационного типа (кодекс, устав, положение), который комплексно регулирует отдельную область общественных отношений, отмечается логической последовательностью, четкостью структуры. Благодаря этому совершенствуется содержание административно-правовых норм, прекращается действие устаревших норм, заполняются пробелы в административно-правовом регулировании, создаются предпосылки для повышения его эффективности. Кодификация всегда носит официальный характер, осуществляется государственными органами, имеющими соответствующую компетенцию.
Для упрощения кодификационных работ, учитывая существенное отличие материальных и процессуальных норм административного права, целесообразно провести их разрешающую кодификацию.
В целом при кодификации административного законодательства следует руководствоваться следующими положениями:
а) предметом кодификационных работ должны стать главные, важнейшие административно-правовые нормы;
б) не следует кодифицировать нормы особенной части административного права, которые имеют межотраслевой характер;
в) необходима раздельная кодификация материальных и процессуальных норм административного правовая.
Административное законодательство может быть кодифицировано как в своих общих принципов (общая кодификация), так и в пределах отдельных подотраслей и институтов права или сфер и отраслей управления (специальная и отраслевая кодификация). Во всех случаях кодификация выступать как обобщающее объединения большого числа существующего нормативного массива действующего административного права.
В теории права выделяют еще одну форму систематизации законодательства - консолидацию, которая предусматривает объединение изданных в разное время актов, регулирующих однородные общественные отношения, в один сводный нормативно-правовой акт, но без изменения содержания. Она целесообразна в условиях, когда одни и те же вопросы, которые урегулированы правильно и полно (нет необходимости изменять новые нормы права), содержащиеся во многих разрозненных актах, что затрудняет их применение.
Консолидация имеет схожие черты как с инкорпорацией, так и с кодификацией. Однако в теории права еще недостаточно основательно освещены самостоятельное значение этой формы систематизации законодательства.

12. Поняття, склад та види адміністративно-правових відносин.

Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, субъекты которых наделены правами и обязанностями в сфере обеспечения органами исполнительной власти и органами местного самоуправления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также в процессе государственного и самоуправляющегося управления в сферах социально-экономической и административно - политического развития и охраны гражданского порядка.
Особенности административно-правовых отношений:
1) они возникают в сфере исполнительной есть властно-организационной деятельности;
2) эти отношения возникают в связи с деятельностью органов исполнительной власти;
3) для них характерно наличие обязательного субъекта - органа исполнительной власти;
4) это обязательный субъект действует всегда властно, следовательно отношения являются публично-властными;
Для возникновения административно-правовых отношений необходимо наличие юридических фактов. При этом юридические факты как основание возникновения административно-правовых отношений, подразделяются на:
- За наступившими последствиями: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;
- По наличию или отсутствию связи факта с волей субъекта - действия (правомерные и неправомерные) и события.
Административно-правовые отношения традиционно состоят из: субъектов, объектов и содержания, как совокупности прав и обязанностей сторон.

13. Поняття, риси та рівні державного управління.

Понятие государственного управления в административном праве следует определять как нормотворческую и распорядительную деятельность органов исполнительной власти для властно-организующего влияния на соответствующие общественные отношения и процессы в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, а также внутриорганизационную деятельность аппарата всех государственных органов по обеспечению надлежащего выполнения возложенных на них задач, функций и полномочий.
Как самостоятельной форме государственной деятельности государственному управлению присущи характерные черты, вытекающие из его природы - осуществление исполнительных и распорядительных полномочий:
а) общегосударственный характер, поскольку оно охватывает важнейшие стороны жизни государства и общества;
б) направленность на выполнение Конституции и законов Украины (подзаконная деятельность);
в) юридически-властный, распорядительный характер;
г) организационное содержание, с помощью которого достигают регулирования и координации совместной работы людей;
г) активность и целеустремленность, имеет непосредственными объектами своего влияния отрасли экономического, социального и административно-политического строительства;
д) непрерывное и постоянное осуществление.
Базовой основой выступает иерархическая организация системы органов, которая обусловливает необходимость существования так называемой управленческой вертикали.
Иерархическую вертикаль исполнительной власти образуют органы уже упоминавшихся ранее трех организационно-правовых уровней. Каждый из этих уровней представлен следующими органами:
1) уровень высшего органа в системе органов исполнительной власти - Кабинетом Министров Украины (правительством);
2) уровень министерств и ведомств - министерствами, государственными комитетами, центральными органами исполнительной власти со специальным статусом;
3) уровень местных органов исполнительной власти - а) местными органами общей компетенции: Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные государственные администрации, б) местными органами специальной (отраслевой, функциональной, смешанной) компетенции, которые как непосредственно подчинены соответствующим центральным органам исполнительной власти, так и находящихся в подчинении местным государственным администрациям.
Между органами этих уровней взаимосвязи строятся на началах субординации, которая означает соподчиненность между: органами высшего и низшего уровней, например: Кабинет Министров и министерства или местные государственные администрации; областная и районная государственные администрации и т.п..

14. Функції державного управління: поняття, види та їхня характеристика.

Функции управления - это относительно самостоятельные и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект. Наиболее распространенной в отечественной литературе является классификация функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.
Общие функции оказывают объективно необходимое влияние на определенные процессы, происходящие в хозяйственной, политической, социально-культурной и других сферах. Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общими функциями государственного управления является прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль. Эта классификация построена на основании внутренней технологии управленческой деятельности.
Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы государственного управления. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи, решение которых будет происходить в условиях некоторой неопределенности, если органы власти не будут иметь прогнозов.
Функция планирования присутствует на всех уровнях иерархии управления. Она заключается в определении цели, направлений, задач, средств реализации тех или иных процессов (социальных, экономических, политических, культурных и др.)., Разработке программ, с помощью которых должна быть достигнута цель.
Функция организации связана с созданием организационного механизма.
Благодаря функции регулирования достигается необходимое состояние упорядочения и устойчивости системы управления
Координация как функция обеспечивает согласование деятельности систем управления.
Функция контроля призвана постоянно предоставлять информацию о действительном состоянии дела по выполнению заданий.
Контроль начинается с получения информации о действительном состоянии управляемого объекта и заканчивается принятием решений, предусматривающих соответствующую коррекцию в системе управления для достижения запланированной цели. Контроль основывается на принципе обратных связей, которые существуют при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления. Каждая общая функция управления находится во взаимосвязи с другими.
Рассмотренные общие функции управления необходимы для осуществления государственного управления как на общегосударственном, так и на региональных, местных, отраслевых уровнях.
Специальные функции характеризуют особенности конкретного субъекта или объекта управления.
К основным специальным функциям государственного управления, осуществляемых на высшем уровне высшим органом (Кабинетом Министров Украины), в системе органов исполнительной власти относятся:
- Обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства;
- Разработка проекта Закона о Государственном бюджете и обеспечение его выполнения;
- Разработка и осуществление общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и культурного развития государства.
Специальные управленческие функции осуществляет Президент Украины как глава государства. Среди них: руководство внешнеполитической деятельностью государства, назначение и увольнение глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; назначение по представлению Премьер-министра членов Кабинета Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных организаций и прекращение их полномочий на этих должностях (расстановка кадров); принятие в случае необходимости решение о введении в государстве или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявления в случае необходимости отдельных местностей Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации; присвоении высших воинских званий и классных чинов, награждение государственными наградами; установление президентских отличий и награждения ими и др..
Разграничение функций существует и на низших уровнях государственной исполнительной власти. Так, местные государственные администрации на соответствующей территории обеспечивают осуществление таких основных функций: выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти; поддержание законности и правопорядка; соблюдение прав и свобод граждан; выполнение государственных и региональных программ социально- экономического и культурного развития; программ охраны окружающей среды, подготовка и выполнение соответствующих областных и районных бюджетов; отчет об исполнении соответствующих бюджетов; взаимодействие с органами местного самоуправления; реализация других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.