21. Адміністративно-правовий статус громадян України.
Каждый гражданин Украины владеет на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Украины. Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством. Объем и содержание административной правоспособности определяется законами и принятыми на их основе актами управления, в которых содержатся соответствующие нормы административного права. Конкретный объем прав, свобод и обязанностей граждан в сфере управления определяется рядом обстоятельств: возраст, состояние здоровья, наличие образования и тому подобное. Например, семейные отношения могут служить основанием для ограничения права на занятие должности в государственном органе. Граждане Украины, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в области управления вступают в административно-правовых отношениях с государственными органами и их подразделениями и должностными лицами, а также с другими субъектами административного права. Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права могут возникать: - На основе реализации гражданами принадлежащих им прав в сфере управления; - В связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере управления; - При защите прав, свобод и законных интересов граждан; - При нарушении (невыполнении) гражданами правовых обязанностей. Права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. К ним, например, относится право граждан: - Участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; - На вступление в общеобразовательную школу; - На личную неприкосновенность; Относительными есть такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также от наличия фактических возможностей для их реализации в данном месте и в данное время. К ним, например, относится право граждан на вступление в высшее учебное заведение (его реализация зависит от результатов сдачи вступительных экзаменов, наличия конкурса); на вождение транспортного средства (зависит от состояния здоровья, сдачи экзаменов). Обязанности граждан различают по такому же принципу: Абсолютные обязанности - это те обязанности, которые возложены на гражданина в сфере государственного управления и выполнение которых не зависит от других обстоятельств, поскольку обусловлено нормами действующего законодательства. К таким обязанностям можно отнести: общий долг соблюдать закон, платить налоги. Относительные обязанности - это обязанности граждан в сфере государственного управления, выполнение которых зависит от ряда факторов, которые могут касаться либо волеизъявления гражданина (поступление в вуз - обязанности абитуриента; вступление на государственную службу - обязанности, определенные Законом Украины о государственной службе).
22. Адміністративно-правовий статус іноземців, осіб без громадянства і біженців.
Иностранцы по своему правовому статусу несущественно отличаются от лиц без гражданства. Объем прав и обязанностей этих субъектов уже, чем у граждан Украины, но по общему правилу они пользуются теми же правами и на них возложены те же обязанности, что и на граждан Украины. Отличия связаны с отсутствием гражданства в рассматриваемой категории лиц, которое является важнейшим компонентом административно-правового статуса личности. Правосубъектность этих лиц возникает с момента прибытия в Украину и завершается со времени оставления ее территории. Административно-правовой статус иностранцев регламентирован Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 4 февраля 1994 г.1, а также международными соглашениями. Статус лиц, не имеющих гражданства, но находящихся на территории Украины, определяет законодательство Украины. Для иностранных граждан и лиц без гражданства обязательными являются нормы Конституции и других законов Украины, общеобязательные правила по охране природы, санитарии, пожарной безопасности, общественного порядка, пользования транспортными средствами, въезда и уеду. Вместе с тем, эти лица не пользуются частью прав и обязанностей, составляющих группу исключительных прав и обязанностей граждан Украины (избирательное право, право иметь паспорт гражданина Украины и т.д.). В целом основные ограничения для иностранцев и лиц без гражданства сводятся к таким: 1) они не могут занимать некоторые должности (Президента Украины, судьи, пребывать на должности в составе морских и воздушных экипажей и т.п.); 2) они не имеют доступа к должностям государственных служащих, деятельность которых связана с государственной тайной; 3) эти лица не могут служить в Вооруженных Силах Украины; 4) для иностранных граждан и лиц без гражданства допускаются ограничения в передвижении или нахождении в отдельных местах; 5) для них установлены отдельные правила паспортного режима, поступления в учебные заведения и т.п.; 6) для иностранных граждан и лиц без гражданства установлено особую административную деликтоспособность. При регулировании правового статуса иностранцев Украина исходит из принципа взаимности, который применяется в отношениях с другими государствами. Административно-правовой статус лиц, имеющих дипломатические привилегии, определяется, помимо законодательства Украины, международных правил и международными соглашениями Украины.
23. Центральні органи державної виконавчої влади як суб'єкти адміністративного права.
До центральних органів виконавчої влади (цей термін застосовується Конституцією, див. наприклад, ст. 114) належать ті, що керують відповідними галузями, або здійснюють функціональне (міжгалузеве) управління. Це міністерства (наприклад. Міністерство агропромислового комплексу України); комітети (наприклад, Державний комітет зв'язку та інформації України); відомства (наприклад, Служба безпеки України, Національне космічне агентство України, Державна митна служба України, Державна податкова адміністрація України).
Центральні органи виконавчої влади у своїй діяльності керуються Конституцією та законами України, постановами Верховної Ради України, указами і розпорядженнями Президента України, постановами і розпорядженнями Кабінету Міністрів України, Загальним положенням про міністерство, інший центральний орган державної виконавчої влади (затверджено Указом Президента України від 12 березня 1996 p.), а також положеннями про конкретний орган.
Робота центральних органів виконавчої влади спрямовується і координується Кабінетом Міністрів України (п. 9 ст. 116 Конституції України).
Центральний орган виконавчої влади узагальнює практику застосування законодавства з питань, що належать до його компетенції, розробляє пропозиції про вдосконалення законодавства та в установленому порядку вносить їх на розгляд Президентові України, Кабінету Міністрів України. У межах своїх повноважень міністерство організує виконання актів законодавства, здійснює систематичний контроль за їх реалізацією.
Центральний орган виконавчої влади в межах своїх повноважень на основі та на виконання актів законодавства видає накази, організує і контролює їх виконання. У випадках, передбачених законодавством, його рішення є обов'язковими для виконання іншими центральними та місцевими органами державної виконавчої влади, органами місцевого самоврядування, представницькими органами, підприємствами, установами і організаціями незалежно від форм власності та громадянами.
Центральний орган виконавчої влади, у межах наданої державою компетенції, має право представляти уряд України за його дорученням у міжнародних організаціях та під час укладання міжнародних договорів України.
Центральний орган державної виконавчої влади очолює керівник (міністр, голова, директор), якого призначає Президент України. Він має заступників, які призначаються відповідно до законодавства. Розподіл обов'язків між заступниками провадить керівник.
Центральний орган виконавчої влади є юридичною особою, має самостійний баланс, рахунки в установах банків, печатку із зображенням Державного герба України і своїм найменуванням.
24. Місцеві органи державної виконавчої влади як суб'єкти адміністративного права.
Административно-правовой статус местных государственных администраций Исполнительную власть в областях, районах, районах Автономной Республики Крым, в городах Киеве и Севастополе осуществляют областные, районные, Киевская и Севастопольская госадминистрации. Местные государственные администрации являются единоначальных органами общей компетенции. Особенностью осуществления исполнительной власти в городе Киеве является то, что городские и районные в городе Киеве совета организационно объединены с местными государственными администрациями, поскольку последние являются одновременно исполнительными комитетами соответствующих советов, а председатели советов, которые по Закону Украины "О местном самоуправлении" возглавляют исполнительные комитеты, автоматически назначаются Президентом Украины главой соответствующей местной государственной администрации. Основные задачи местных государственных администраций: 1) выполнение Конституции, законов Украины, актов Президента Украины, Кабинету Министров Украины, других органов исполнительной власти высшего уровня; 2) законность и правопорядок, соблюдение прав и свобод граждан; 3) выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств - также программ их национально-культурного развития; 4) подготовку и исполнение соответствующих бюджетов; Состав местных государственных администраций формируют главы местных государственных администраций. В пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих местных государственных администраций, их главы определяют структуру местных государственных администраций. Примерные перечни управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций, а также типовые положения о них утверждаются Кабинетом Министров Украины.
25. Адміністративно-правовий статус органів місцевого самоврядування.
Конституция Украины наделяет граждан Украины правом непосредственного и самостоятельного управления территорией, на которой они проживают. Такое управление называется местное самоуправление, и определяется как право территориальной громады - жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Местное самоуправление имеет свою систему, состоящую из территориальной общины, сельского, поселкового и городского совета, сельского, поселкового и городского головы, исполнительных органов сельского, поселкового, городского совета, районных и областных советов. Органами местной власти в АРК Закон Украины «Об Автономной Республике Крым» от 17 марта 1995 г. называет сельские, поселковые, районные, городские, районные в городах советы и их исполнительные органы. Проанализировав Закон Украины "О местном самоуправлении", можно выделить следующие группы полномочий органов местного самоуправления в сфере государственного управления: Контрольные полномочия: - Осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением обязательств относительно платежей в местный бюджет на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности; - Осуществление контроля за соблюдением законодательства по защите прав потребителей; - Осуществление контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воссозданием лесов; Организационные полномочия: - Принятие в соответствии с законодательством решений относительно организации проведения референдумов и выборов органов государственной власти; - Координация на соответствующей территории деятельности специально уполномоченных государственных органов управления из охраны природы; - Координация деятельности местных органов земельных ресурсов; Обеспечительные полномочия: - В сфере защиты прав и свобод человека: - Обеспечение в пределах предоставленных полномочий доступности и бесплатности образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории, возможности обучения в школах государственным и родным языком, изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национально - культурные общества; Государство передает часть своих полномочий органам местного самоуправления для их более эффективной реализации. Именно выполняя такие полномочия органы местного самоуправления выступают в качестве субъектов административного права. Среди перечисленных полномочий органов местного самоуправления есть и собственные и делегированные. Подавляющее большинство среди них, конечно, делегированных полномочий, выполнение которых должно быть обязательно материально-финансово и организационно обеспечено государством. В части исполнения делегированных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны и подотчетны соответствующим органам государственной власти.
26. Підприємства та установи як суб'єкти адміністративного права.
Предприятия и учреждения - это организации, которые выполняют экономические, социально-культурные, административно-политические и другие функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Они отличаются друг от друга по содержанию, результатом и целью основной деятельности. Предприятие - самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, который имеет права юридического лица, осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода). Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать, а промышленное предприятие - и товарный знак. Учреждения выполняют социально-культурные или административно-политические функции. Их цель - создание социальных ценностей, преимущественно непроизводственного характера (учреждения культуры, образования, и т.п.). Среди субъектов адм. права предприятия и учреждения занимают особое место, поскольку через их деятельность государство и общество осуществляют свои внешние и внутренние задачи. Выполняя экономические, социально-культурные, административно-политические и другие функции в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан, общества и государства, предприятия и учреждения должны функционировать в пределах, установленных государством. Действующее законодательство установило основы взаимодействия предприятий и учреждений с государством (ведомствами), а именно: порядок проведения гос. регистрации и обоснование ее отказа, перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также порядок получения разрешения (лицензии) для осуществления такой деятельности; осуществление оперативного и бухгалтерского учета результатов работы; ведение статистической отчетности. Независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, предприятия и учреждения обязаны своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение и компенсацию негативного влияния их деятельности на природную среду, здоровье и собственность людей. В нормах права, устанавливающие админ.-правовой статус предприятий и учреждений, принципиальным моментом является форма собственности, поскольку наряду с положением законодательства о том, что независимо от вида собственности и организационно-правовых форм предприятий гарантируются равные условия деятельности, их административно-правовой статус имеет свои особенности. Так, к ведению гос. органов относятся основания, ликвидация и реорганизация гос. предприятий, утверждение их устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей, заключение и расторжение с ними контрактов. Влияние государства на негосударственные предприятия и учреждения более ограничено. Роль государства на них оказывается в установлении правовых основ деятельности и контроля за их соблюдением. Это влияние не носит характера гос. управления.
27. Об'єднання громадян як суб'єкти адміністративного права.
Право граждан на свободу предусмотрено во Всеобщей декларации прав человека и гарантировано Конституцией и законодательством Украины. Статья 36 Конституции Украины закрепляет право граждан Украины на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов. При этом никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям Объединением граждан является добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод. Объединение граждан, независимо от названия (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз) в соответствии с Законом признается политической партией или общественной организацией. Объединением граждан присущи признаки, отличающие их от государственных организаций. При этом можно выделить общие признаки, характерные для всех объединений граждан, а также отдельные специфические признаки, присущие тем или иным объединениям граждан. К общим признакам следует отнести: 1) добровольность объединения. Это отражено в добровольности вступления и выхода из объединения граждан, методах работы, сущностью которых является достижение определенной цели внутренне организационными методами, особых формах принуждения, из которых высшей является исключение из членов объединения граждан; 2) организационные мероприятия, которыми в деятельности объединений граждан выступают самоуправление и саморегуляция; 3) отсутствие у объединений граждан вследствие их природы государственно-властных полномочий (за исключением случаев, когда государство делегирует отдельные полномочия такого рода и закрепляет их законодательно, например, закрепление за общественными инспекторами охраны природы права составлять протоколы об административном правонарушении). Отдельными признаками, присущими отдельным объединениям граждан, являются: 1) членство в объединении и отношения членства вытекающими отсюда; 2) обязательность участия членов объединения граждан в его работе и создании материальной базы объединения путем внесения членских взносов; 3) наличие устава объединения граждан. В деятельности объединений граждан основном отсутствуют коммерческие цели или получение прибыли. Исключение составляет лишь деятельность кооперативных организаций. Кроме того, допускается хозяйственная или иная коммерческая деятельность объединений граждан для выполнения их уставных задач и целей. Взаимоотношения государства и объединений граждан носят исключительно правовой характер. Это проявляется в законодательном закреплении правового статуса объединений граждан рядом нормативно-правовых актов. Государство не вмешивается в деятельность объединений граждан, предоставляя им широкую автономию. Однако это не исключает осуществления со стороны государства контроля за деятельностью объединений граждан. Так, органы, которые проводят легализацию объединений граждан, осуществляют контроль за соблюдением ими положений устава. Законом закреплено право представителей этих органов присутствовать на мероприятиях, которые проводят объединения граждан, требовать необходимые документы и получать в необходимых случаях объяснение. Финансовые органы и органы налоговой администрации осуществляют контроль за источниками и размерами прибыли и других финансовых поступлений, а также за правильностью уплаты объединениями граждан налогов. Со своей стороны, объединения граждан должны представлять финансовым органам декларацию о доходах и расходах. Контроль за выполнением объединениями граждан действующих норм и стандартов могут осуществлять экологические, пожарные, санитарно-эпидемиологические и другие органы государственного надзора и контроля.
28. Правові засади державної служби.
Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств. Эти лица являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные полномочия (Закон Украины от 16 декабря 1993 года "О государственной службе"). Основные направления государственной политики в сфере государственной службы: определение основных задач и принципов функционирования института государственной службы; - Проведение мероприятий по соблюдению этических норм поведения государственных служащих, искоренения коррумпированности в их деятельности, обеспечение эффективной работы всех государственных органов согласно их компетенции. Государственной службе традиционно рассматривают в трех аспектах - социальном, политическом и правовом. В сжатом виде ее социальный аспект характеризуется назначением государственной службы в жизни общества; политический связан с формированием государственной власти, ее осуществлением соответствующими органами; юридический аспект обусловлен необходимостью правового регулирования статуса государственных служащих, порядка прохождения службы и других элементов государственно-служебных отношений Разграничение видов государственной службы возможно по разным основаниям. Например, в зависимости от того, в органах либо ветви власти она осуществляется, выделяются: 1) служба в законодательном органе; 2) служба в органах исполнительной власти; 3) служба в судебных органах. Такие виды, как гражданская служба и милитаризованная служба, выделяются в зависимости от порядка прохождения службы. Гражданская служба, в свою очередь, подразделяется на функциональную и специальную службу, а милитаризованная служба имеет значительное количество подвидов, которые выделяют по характерным признакам. Независимо от видов государственной службы существуют определенные особенности тех правоотношений, которые возникают при ее осуществлении. С одной стороны, государственная служба связана с выполнением задач и функций государства, а потому в ее процессе возникают отношения между государством (в лице его органов, уполномоченных лиц) и государственным служащим, занимающим соответствующую государственную должность. В этих отношениях государственный служащий служит государству, он должен добросовестно относиться к своим обязанностям, честно служить интересам государства, выполнять указания вышестоящих руководителей. Кроме того, возникают отношения между государственным служащим и гражданами, государственными и негосударственными организациями. Здесь государственный служащий выступает как слуга народа, который обязан соблюдать приоритет прав человека и гражданина, уважительно относиться к людям, не допускать действий, которые могут повредить интересам государственной службы или негативно повлиять на репутацию государственных служащих и тому подобное. Но и в первом, и во втором случаях полномочия государственных служащих должны быть четко и однозначно урегулированы законодательно. Правовой статус Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, председателей комитетов Верховной Рады и их замов, народных депутатов Украины, Премьер-министра, других членов Кабинета Министров, Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными законами Украины. Принят ряд законодательных актов, регулирующих отдельные направления государственно-служебной деятельности: о местных государственных администрациях, о Пограничных войсках Украины, о Прокуратуре Украины, о Вооруженных Силах Украины, об образовании, о милиции Украины и др.. Все они в той или иной степени касаются вопросов организации и прохождения государственной службы в соответствующих государственных органах. Для реализации государственной политики в сфере государственной службы и осуществление текущего руководства ею функционирует Главное управление государственной службы Украины. К его компетенции отнесены прогнозирование и планирование потребностей государственных органов и их аппарата в кадрах, обеспечение совместно с другими государственными органами реализации общих направлений политики в сфере государственной службы в государственных органах и их аппарате, разработку и внесение на рассмотрение Кабинета Министров Украины проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, разработку, координацию и контроль осуществления мероприятий по повышению эффективности государственной службы и решение других вопросов организации и правового регулирования государственной службы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление