Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Організаційно-правові засади державного управління у галузі державної безпеки. 9 страница




 

59. Організаційно-правові засади державного управління еко­номічною сферою.

Правовой статус органов исполнительной власти, осуществляющих управление экономикой, устанавливается в указах Президента Украины и постановлениях Правительства Украины.
Основной правовой формой реализации государственной политики в различных экономических сферах является утверждены Верховной Радой Украины общегосударственные программы экономического, научно-технического, национально-культурного развития, охраны окружающей среды. Главной тенденцией развития законодательства об экономике становится комплексный характер регулирования общественных отношений.
Программы имеют целью создание хозяйственно-управленческого механизма, отвечающего рыночной экономике: гибких организационных структур управления и хозяйствования, предпринимательства, демонополизации, акционирования, функционирования коммерческих банков, финансового оздоровления экономики, укрепления финансово-кредитной системы. Цель государственного управления экономикой заключается в необходимости обеспечения гармоничного развития общества, создании условий для его внутренней и внешней безопасности.
Задача управления экономикой:
переход от жесткого управления в соответствующих отраслях к государственному регулированию в негосударственном секторе экономики, реорганизация государственных предприятий в акционерные общества с привлечением дополнительных инвестиций как внутренних, так и иностранных инвесторов;
разработка программы экономического и социального развития страны и проектов программ по экономическим проблемам;
создание организационного механизма углубления экономической реформы;
легализация предпринимательской деятельности путем регистрации предприятий, акционерных обществ, банков, бирж, совместных предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности, лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности и квотирования.
Органы управления экономикой.
Кабинет Министров Украины разрабатывает и представляет Верховной Раде на утверждение программу своей деятельности. Этот орган осуществляет общее руководство экономикой, направляет деятельность министерств, государственных комитетов и органов местной государственной администрации на выполнение государственной экономической политики.
Основными задачами Министерства экономики Украины являются:
участие в формировании государственной политики экономического и социального развития Украины, разработка механизмов ее реализации, прогнозов экономического и социального развития на средне-и краткосрочный периоды и соответствующих программных документов;
создание благоприятных экономических условий для функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности, развития рыночных отношений, конкурентной среды, участие в реализации антимонопольной политики;
обеспечение проведения единой внешнеэкономической политики, государственной экономической политики относительно интеграции Украины в мировую экономику, осуществление экономического и социального сотрудничества с Европейскими сообществами (Европейским Союзом).
Местные государственные администрации осуществляют управление экономикой в ​​областях и районах республики, выполняющих государственные и региональные программы социально-экономического развития. Они являются органами общей компетенции, имеют в своем составе структурные подразделения, непосредственно осуществляющих регулирование экономическими процессами (регистрации субъектов предпринимательской деятельности, размещения госзаказов и т.д.).
При осуществлении управления в сфере экономики органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции в разных формах и по многим направлениям реализуют контрольные и надзорные полномочия. Функции контроля и надзора выполняют органы исполнительной власти (должностные лица) как непосредственно в процессе управленческой деятельности, так и через специально создаваемые в системе управления организационно-правовые формы контроля.

60. Організаційно-правові засади державного управління у галузі житлово-комунального господарства.

Державне управління будівництвом і житлово-комунальним господарством здійснюють із урахуванням загальнодержавних інтересів, інтересів регіонів та місцевого самоврядування, що пов'язано з розмежуванням державної власності (на загальнодержавну й місцеву) та закріпленням за органами місцевого самоврядування об'єктів будівельного комплексу й житлово-комунального господарства. В діяльності по здійсненню управління сферами, що аналізуються, в нинішніх умовах господарювання відповідні органи реалізують свої функції переважно шляхом координаційних, дозвільних, контрольно-наглядових повноважень. Слід ураховувати також те, що в управлінні будівництвом і житлово-комунальним господарством переплітаються інтереси не тільки органів, які безпосередньо вирішують ці питання, а й інших, оскільки всі органи державного управління, органи місцевого самоврядування, господарюючі та інші суб'єкти ведуть будівельні роботи, а житлово-комунальне господарство здебільшого передано в підпорядкування місцевим ланкам виконавчої системи та системи самоуправління.

Управління будівництвом і житлово-комунальним господарством охоплює дві важливі складові частини економіки України: будівництво й житлову сферу.

Будівництво є галуззю матеріального виробництва, яка забезпечує створення та реконструкцію об'єктів виробничого, комунально-побутового, соціально-культурного й житлового призначення.

Управління будівництвом охоплює проведення єдиної технічної політики в галузі, планування та розробку організаційно-правових засад проектування й будівництва, їх матеріально-технічне та фінансове забезпечення, нормування, роботу з кадрами, організацію техніки безпеки й охорону праці, проведення заходів щодо підвищення якості архітектурних і будівельних робіт, здійснення контролю за додержанням будівельних правил, норм і стандартів тощо.

Житлова сфера включає управління житловим фондом і об'єктами комунального господарства, їх утримання, будівництво й ремонт.

Житловий фонд — це сукупність жилих будинків, а також жилих приміщень незалежно від форм власності. Він складається з державного житлового фонду, громадського житлового фонду, фонду житлово-будівельних кооперативів і приватного житлового фонду.

Комунальне господарство поділяють на такі групи об'єктів: а) санітарно-технічні (водоводи, каналізація, підприємства по очищенню міст); б) енергетичні (електростанції, котельні, теплові, електричні й газові мережі); в) транспортні (тролейбуси, трамваї); г) об'єкти зовнішнього благоустрою (шляховоди, зелені насадження, мостові, набережні та ін.).

Відповідно до Концепції державної житлової політики, схваленої постановою Верховної Ради України від 30 червня 1995 р., спорудження, реконструкція та утримання житла є одним із пріоритетних напрямів соціально-економічного розвитку країни, важливим фактором зниження соціальної напруженості в суспільстві.

Органи управління житлово-комунальним господарством організовують виконання програм розвитку галузі, забезпечують діяльність житлово-комунальних об'єктів, підбір і розстановку кадрів, проводять єдину технічну політику, здійснюють заходи щодо вдосконалення комунального обслуговування населення, промислових і соціально-культурних об'єктів, розробку й організаційне забезпечення управлінських рішень.

Особливістю управління житлово-комунальним господарством є те, що значні повноваження по управлінню цією галуззю мають місцеві органи виконавчої влади й органи місцевого самоврядування, які, в свою чергу, приймають регіональні програми розвитку підприємств галузі та організовують їх виконання. Слід відзначити, що поступово, в міру продовження економічних реформ, здійснюватиметься перерозподіл функцій між органами виконавчої влади, органами місцевого самоврядування, підприємствами, установами й організаціями в сфері будівництва, реконструкції та утримання житла з метою їх децентралізації.

Правові та організаційні засади управління будівництвом і житлово-комунальним господарством закріплено в низці актів, серед яких головними є Закони України «Про основи містобудування» від 16 листопада 1992 р. та «Про архітектурну діяльність» від 20 травня 1999 р., а також Указ Президента України «Про пріоритетні завдання в сфері містобудування» від 13 травня 1997 р.

61. Організаційно-правові засади управління у галузі вико­ристання й охорони навколишнього природного середовища.

Природа составляет систему взаимосвязанных экологических подсистем, которые охватывают живую и неживую материю и самого человека. Для человека природа выступает в разных качествах. Во-первых, как натуральные условия его жизни и деятельности, во-вторых, как источники и средства производства материальных благ, в-третьих, как объект его хозяйственной и культурной деятельности, в-четвертых, как источник и средство морального воспитания и эстетического удовольствие. Надлежащая реализация этих связей человека и природы во многом зависит от эффективной управленческой деятельности государственных органов и их должностных лиц.
Конституция Украины закрепляет положение о том, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа. Это право от имени Украинского народа осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 13).
Согласно Конституции Украины определение экологической политики осуществляет Верховная Рада Украины, которая утверждает общегосударственные программы охраны окружающей среды, устанавливает основы использования природных ресурсов.
Понятие использования и охраны природных ресурсов во многом взаимосвязаны, но было бы неправильно полностью отождествлять их. Использование природных ресурсов имеет целью извлечения из природных ресурсов определенных полезных как для общества в целом (например, хозяйственных), так и для отдельных индивидов (например, оздоровительные) целей. Целью охраны природных ресурсов является предотвращение экологически вредных последствий их использования, сохранения в первоначальном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, его экологического баланса. Следует отметить особое значение охране природных ресурсов в контексте реализации конституционного положения о праве граждан на безопасную для их жизни и здоровья окружающую среду (ст. 50).

62. Організаційно-правові засади державного управління митною справою.

В современных условиях экономического развития Украины, расширения внешнеэкономических связей особое значение приобретает таможенное дело, основу которой составляет таможенное законодательство. Последнее определяет принципы организации таможенного дела в Украине с целью, с одной стороны, создание благоприятных условий для развития экономики, внешнеэкономических связей, а с другой, - защиты и обеспечения конституционных прав и свобод граждан, государства, субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности и соблюдения ими правил, установленных в этой области.
Таможенное законодательство Украины направлено на решение следующих задач: обеспечение организации и функционирования единой, согласованной, стабильной таможенной системы, закрепление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов, определение общих принципов регулирования таможенных отношений; защита экономических интересов Украины, обеспечение выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Украины таможенного дела; установление правовых норм, обеспечивающих защиту интересов потребителей и соблюдение участниками внешнеэкономических связей государственных интересов на внешнем рынке, создание условий для эффективной борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, контроля за валютными операциями, повышение уровня организационных и правовых гарантий субъектов таможенных отношений, совершенствование их ответственности.
Таможенную политику Украины определяет Верховная Рада Украины.
Основными принципами регулирования являются: верховенство права; законность и верховенство таможенного закона; защита экономических и политических интересов государства; сбалансированность интересов государства, физических и юридических лиц - принцип справедливости; недопустимости двойного налогообложения; единообразие таможенных режимов; единство регулирования таможенных отношений, стабильность таможенного законодательства; соблюдение таможенными органами (должностными лицами) прав юридических и физических лиц и ответственность их за незаконные решения и действия; гласность. Согласно Таможенному кодексу Украины, принятым 11 июля 2002 (далее - ТК), таможенное дело включает: порядок перемещения через таможенную границу товаров и других предметов; таможенное регулирование, связанное с установлением пошлин и таможенных сборов, процедуры таможенного контроля и другие средства проведения в жизнь таможенной политики. К составным частям таможенного дела относятся таможенная статистика и ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, рассмотрение дел о нарушении таможенных правил.
Общая характеристика таможенного дела связано с определением терминов и категорий, таких, в частности, как таможенные органы, таможня, таможенная территория, таможенная граница, таможенный контроль, зона таможенного контроля, таможенное оформление, таможенная декларация.
Таможенные органы - специально уполномоченные органы исполнительной власти в области таможенного дела, на которые в соответствии с Таможенным Кодексом и другими законами Украины возложено непосредственное осуществление таможенного дела.
Таможенная территория Украины - занята сушей, территориальное море, внутренние воды и воздушное пространство, а также искусственные острова, установки и сооружения, создающие в исключительной морской экономической зоне Украины, на которые распространяется исключительная юрисдикция Украины. Они составляют единую таможенную территорию Украины.
Территории специальных таможенных зон, расположенных в Украине, считают такими, находящиеся за пределами таможенной территории Украины, кроме случаев, определенных законами Украины.
Таможенную границу Украины - пределы таможенной территории Украины являются таможенной границей Украины. Таможенная граница Украины совпадает с государственной границей Украины, за исключением границ территории специальных таможенных зон. Границы территории специальных таможенных зон составляют таможенную границу Украины.
Таможенный контроль - совокупность мер, которые осуществляют таможенные органы в пределах своей компетенции в целях обеспечения соблюдения норм Таможенного Кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.
Зона таможенного контроля - место, определенное таможенными органами в пунктах пропуска через таможенную границу Украины или в других местах таможенной территории Украины, в рамках которого таможенные органы осуществляют таможенные процедуры.
Таможенный режим - совокупность норм, установленных законами Украины по вопросам таможенного дела, что в зависимости от заявленной цели перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, определяют порядок такого перемещения и объем таможенных процедур, которые при этом осуществляются.
Таможенное оформление - выполнение таможенными органами действий (процедур), которые связаны с закреплением результатов таможенного контроля товаров и транспортных средств, которые перемещают через таможенную границу Украины, и имеют юридическое значение для дальнейшего использования этих товаров и транспортных средств.
Таможенная декларация - письменное заявление установленной формы, которую подают таможенному органу. Дается обзор товаров и транспортных средств, которые перемещают через таможенную границу Украины, необходимые для их таможенного оформления или переоформления.
Предметы - личные вещи, товары, транспортные средства и отдельные номерные узлы к ним, которые перемещают через таможенную границу Украины.
Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены в Конституции, законах Украины (среди них особое место принадлежит ТК - комплексному закону в сфере таможенного дела), нормативных актах Президента Украины и Кабинета Министров Украины, актах Государственной таможенной службы Украины (далее - Гостаможслужба Украины) и других министерств и ведомств. Исключительно законами Украины определяются основы таможенного дела.
МК составляет основу таможенного законодательства Украины. По своему характеру он является комплексным законом, регулирующим различные отношения, которые затрагивают различные отрасли права - административное, гражданское, финансовое, уголовное и, в определенной части, международное. В МК определены: функции таможенных органов; служба в таможенных органах; принципы перемещения товаров и транспортных средств (право на ввоз и вывоз, запрещение на ввоз и вывоз, ограничения на ввоз и вывоз; таможенные режимы; таможенные платежи; таможенное оформление; таможенный контроль; таможенные льготы; таможенная статистика; ведения Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, ответственность за нарушение таможенных правил, а также правила производства по делам о таких нарушениях и их исполнение).
Источниками таможенного права являются также законы, основным содержанием которых является именно таможенные вопросы, и другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права. К первой группе относятся Законы Украины «О Едином таможенном тарифе» от 5 февраля 1992 г., «О порядке ввоза (пересылки) в Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украина»от 10 октября 2001
В механизме правового регулирования финансовой деятельности таможенных органов важную роль отводят именно Закона о таможенном тарифе. Он устанавливает на единой таможенной территории Украины пути обложения пошлиной предметов, которые перемещаются. Ставки Единого таможенного тарифа Украины являются едиными для всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, организации хозяйственной деятельности и территориального размещения, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины и ее международными договорами. Единый таможенный тариф Украины базируется на международно-определенных нормах и развивается в направлении максимального соответствия общепринятым в мировой практике принципам и правилам таможенного дела.
Ко второй группе относятся, например, Законы Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей» от 21 сентября 1999 г., «О гуманитарной помощи» от 22 октября 1999 г., «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 7 Октябрь 2001
Оперативное регулирование таможенных отношений обеспечивают указы Президента и постановления Кабинета Министров Украины, например, Указом Президента Украины от 10 февраля 1996 г. было утверждено Положение об индикативных ценах в сфере внешнеэкономической деятельности, от 24 августа 2000 г. - Положение о государственной таможенной службе Украины.
Осуществляя регулирование таможенного дела Кабинет Министров Украины издает постановления и распоряжения, которыми утверждает разные правила. Согласно новому ТК Украины постановлениями Кабинета Министров Украины утвержден порядок применения режимов временного ввоза (вывоза), реимпорта, реэкспорта, отказ в пользу государства и уничтожения или разрушения товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенного склада и другое. Постановлениями Кабинета Министров Украины утверждены Правила ввоза транспортных средств на территорию Украины (21 мая 1994 г.), перечень путей и направлений транзита подакцизных товаров через территорию Украины и пунктов на таможенной границе, через которые осуществляют ввоз и вывоз этих товаров, а также предельные сроки транзита подакцизных товаров автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Украины (6 мая 1996 г.).
Значительное место в регулировании вопросов таможенного дела занимают приказы Гостаможслужбы Украины, положения, правила, инструкции, в некоторых случаях - методические рекомендации, указания, распоряжения, информационные письма, которые она издает. Такими актами урегулирован порядок ведения учета субъектов внешнеэкономической деятельности в таможенных органах; порядок транзита внешнеторговых грузов железнодорожным транспортом; порядок декларирования иностранной валюты и тому подобное.
В случае, когда необходимо установить нормы и правила, имеющие значение не только для таможенного регулирования, но и для других отраслей, принимают совместные акты таможенной службы с заинтересованными министерствами и ведомствами. Такие акты являются обязательными для исполнения как в таможенной системе, так и в других структурах исполнительной власти. Так, приказом Гостаможслужбы и Министерства юстиции Украины в соответствии с новым ТК Украины и Закона Украины «Об исполнительном производстве» установлен порядок передачи органам государственной исполнительной службы имущества, изъятого таможенными органами и в отношении которого вынесено решение суда о конфискации.

 

63. Організаційно-правові засади державного управління у галузі фінансів.

Финансовая сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных денежных средств и обеспечивает единство всех ее компонентов (кредитной, налоговой систем и других частей государственных финансов и финансового рынка). Ей присуще императивное законодательное закрепление требований к участникам управленческих отношений, направленных на выполнение распорядительной, контрольной и стимулирующей функций в процессе финансовой деятельности государства.
Согласно ст. 92 Конституции Украины исключительно законами Украины устанавливаются: Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; систему налогообложения, налоги и сборы; основы образования и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы. Бюджетным кодексом Украины урегулирован различные группы финансовых отношений, возникающих в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и отчетности об их выполнении, а также контроля за выполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов; кредитования, государственных долговых обязательств, займов, инвестиций подобное.
Статья 116 Конституции Украины возлагает на Кабинет Министров Украины обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; разработку проекта закона о Государственном бюджете Украины и обеспечения выполнения утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, предоставление Верховной Раде Украины отчет о его выполнении.

64. Організаційно-правові засади державного управління бан­ківською справою.

Банковская система в Украине является двухуровневой и состоит из Национального банка Украины и других банков, созданных и действующих на территории Украины согласно положениям Закона Украины "О банках и банковской деятельности".
Банки - это учреждения, функцией которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлечения средств предприятий, учреждений, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций.
В соответствии со ст. 99 Конституции Украины денежной единицей Украины является гривна. Центральным банком Украины является Национальный банк Украины. Основной функцией этого органа является обеспечение стабильности денежной единицы. Национальный банк Украины предоставляет разрешение на создание коммерческих банков путем их регистрации.
Национальный банк Украины осуществляет также контрольные функции в отношении коммерческих банков за соблюдением ими законодательства Украины и собственных директив Нацбанка Украины. Он выдает коммерческим банкам распоряжения, обязательные для исполнения.
Согласно Конституции Украины основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной единицы Украины.
На выполнение своей основной функции Национальный банк способствует соблюдению стабильности банковской системы, а также, в пределах своих полномочий, - ценовой стабильности.
Национальный банк выполняет следующие функции:
соответствии с разработанными Советом Национального банка Украины Основных принципов денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику;
монопольно осуществляет эмиссию национальной валюты Украины и организует ее обращение;
выступает кредитором последней инстанции для банков и организует систему рефинансирования;
устанавливает для банков правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, защиты информации, средств и имущества;
организует создание и методологически обеспечивает систему денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса;
определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе между банками;
определяет направления развития современных электронных банковских технологий, создает, координирует и контролирует создание электронных платежных средств, платежных систем, автоматизации банковской деятельности и средств защиты банковской информации;
осуществляет банковское регулирование и надзор;
ведет Государственный реестр банков, осуществляет лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законами случаях;
ведет официальный реестр идентификационных номеров эмитентов платежных карточек внутригосударственных платежных систем;
осуществляет сертификацию аудиторов, которые будут проводить аудиторскую проверку банков, временных администраторов и ликвидаторов банка;
составляет платежный баланс, осуществляет его анализ и прогнозирование;
представляет интересы Украины в центральных банках других государств, международных банках и иных кредитных учреждениях, где сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков;
В определенных законом случаях Нацбанк имеет право: ставить перед учредителями коммерческого банка вопрос о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению такого банка, его реорганизации или прекращении деятельности;
повышать нормы обязательных резервов; назначать временную администрацию по управлению банком на период финансового оздоровления; взимать денежные штрафы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.