КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев И. Я. 281 2 страница
В ряде стран суды осуществляют надзор за деятельностью арбитражных органов. Так, во Франции функционирует формируемый правительством Высший суд арбитража, который контролирует работу арбитров, предотвращает нарушение ими закона, превышение полномочий. Он рассматривает жалобы на решения арбитров и вправе их отменять. К процедуре арбитража близко примыкает работа комиссии по расследованию трудового конфликта, образуемой государственными властями при чрезвычайных обстоятельствах и при возникновении крупных конфликтов1. Такие комиссии состоят только из независимых лиц, пользующихся авторитетом среди общественности, либо включают также представителей конфликтующих сторон. Главная задача комиссии — расследовать и оценить все обстоятельства спора. Доклад комиссии представляется правительству, а иногда в парламент. Во всех случаях доклад публикуется. Ожидается, что в этом случае общественное мнение будет побуждать стороны к скорейшему урегулированию конфликта. Если комиссия уполномочена давать рекомендации, она действует по существу как примирительно-третейский орган. Если стороны принимают рекомендации, спор завершается. Если рекомендации отвергаются, они все же могут составить основу для дальнейших переговоров. Деятельность комиссии по расследованию — это по существу нечто среднее между примирением и арбитражем. На практике в странах Запада применяются самые различные сочетания рассмотренных выше процедур разбирательства тру- 1 В некоторых странах функции комиссий по расследованию трудовых конфликтов выполняют государственные органы, занимающиеся вопросами трудовых отношений. довых конфликтов: неформальные переговоры сторон, добровольное (иногда принудительное) примирение (посредничество) и варианты добровольного арбитража. В отдельных случаях применяется принудительный арбитраж. Способы мирного разбирательства трудовых споров обычно фиксируются в той или иной мере законодательством, хотя этому вопросу, особенно в некоторых странах, большое внимание уделяется в коллективных договорах. В Нидерландах вообще отсутствует законодательство по данному вопросу, и стороны коллективных договоров сами определяют порядок рассмотрения своих споров. Переговоры сторон при возникновении трудового конфликта происходят во многих странах, причем их эффективность нельзя недооценивать. Весьма часто они приводят к урегулированию конфликта. В Великобритании государственные органы по трудовому посредничеству вступают в действие только после того, как исчерпана возможность примирения сторон путем их непосредственных переговоров. И это закреплено в законодательстве. Примирение (посредничество) применяется в больших или меньших масштабах во всех западных странах. Наибольшее распространение оно получило в США, где является главным методом улаживания экономических трудовых конфликтов. О значении, которое придается этому методу разрешения трудовых споров, свидетельствует тот факт, что в США создан специальный государственный орган — Федеральная служба посредничества и примирения (ФСПП). Служба берет на себя функции посредничества по просьбе одной или обеих сторон или по собственной инициативе (при крупных трудовых конфликтах). Она должна быстро установить связь со сторонами и приложить максимальные усилия к их примирению. В обязанность службы входит также представление работникам на голосование последних предложений предпринимателя об урегулировании спора. Важнейшим направлением ее работы является предотвращение трудовых конфликтов путем поощрения контактов сторон и сотрудничества между ними (превентивное посредничество). Посредник оказывает помощь сторонам еще до начала коллективных переговоров и после завершения конфликта. О масштабах деятельности ФСПП можно судить по тому, что она ежегодно осуществляет посредничество в десятках тысяч конфликтов. Наряду с государственными органами посредничества в США существуют неправительственные организации — Американская ассоциация арбитража и Национальная академия арбитров, которые также осуществляют посредничество в трудовых конфликтах. Посредничество в США добровольное, за исключением государственной службы, здравоохранения и конфликтов при чрезвычайных ситуациях. Во Франции примирительная процедура при трудовых спорах носит добровольный характер. Она осуществляется постоянными примирительными комиссиями, создаваемыми в соответствии с коллективными договорами и образуемыми сторонами на паритетной основе. Если же примирительная процедура в коллективном договоре не предусмотрена, вступает в силу процедура примирения, осуществляемая государственными органами (эта процедура имеет субсидиарный характер). Попытки примирения в зависимости от уровня и масштабов конфликта предпринимают префект, чиновники органов по труду вплоть до министра труда (при общенациональных конфликтах). Они председательствуют в трехсторонних комиссиях, состоящих из представителей предпринимателей, работников и государственных властей. В рамках этих комиссий делаются попытки примирить стороны. Если конфликт разрешен, то данный факт фиксируется в протоколе, имеющем силу коллективного договора, а протокол передается на хранение в секретариат прюдоминального суда. В случае неудачи примирения, которая также отмечается в протоколе, по инициативе сторон, или председателя примирительной комиссии, или соответствующего министра допускается процедура посредничества. Посредник избирается сторонами, а при отсутствии их согласия назначается министром из списка "беспристрастных и компетентных лиц", составленного после консультаций с наиболее представительными профсоюзами и организациями предпринимателей. Посредник расследует обстоятельства спора, собирает необходимую информацию, может допрашивать свидетелей, прибегать к помощи экспертов и стремится примирить стороны. В итоге он формулирует предложения-рекомендации. Они не носят, однако, обязательный характер, и стороны в течение 8 дней могут их мотивированно отвергнуть. Если они этого не делают, рекомендации приобретают силу коллективно-договорного соглашения. Если же рекомендации отвергнуты, посредник передает их текст вместе с возражениями сторон министру труда, который информирует общественность о результатах работы посредника и может опубли- ковать его доклад. Стороны не обязаны строго следовать установленным стадиям рассмотрения трудового конфликта. По взаимному согласию они могут начать рассмотрение спора со стадии посредничества или после неудачи примирения передать спор в арбитраж (минуя посредничество). Отметим, что в примирительных процедурах активно участвует инспекция труда. В Великобритании посреднические функции в разрешении трудовых конфликтов выполняет Консультативная служба примирения и арбитража. Ее возглавляет Совет, состоящий из 9 членов: трое назначаются министром по вопросам занятости после консультаций с Британским конгрессом тред-юнионов, трое — с Конфедерацией британской промышленности, трое — независимые члены (главным образом представители университетов и научного мира). Председатель Совета — чиновник, назначаемый правительством. Служба осуществляет примирение в связи с возникшим или собирающимся возникнуть трудовым конфликтом по просьбе стороны (или сторон) конфликта или по собственной инициативе. Примирительную процедуру, а также консультации проводят бесплатно опытные посредники, которые добиваются в большинстве случаев примирения. Ежегодно Служба разбирает примерно тысячу трудовых конфликтов и предотвращает до 80% забастовок. В случае неудачи примирения по желанию, по крайней мере, одной из сторон трудового конфликта, при отсутствии возражения другой стороны Служба может назначить одного или нескольких человек (не из штатных работников Службы) для осуществления посредничества, которое считается вторым этапом примирительной процедуры. В Италии функции органов добровольного примирения (посредничества) в трудовых конфликтах осуществляют государственные органы труда — областные и провинциальные управления по труду и максимальной занятости. При этих управлениях создаются примирительные комиссии, состоящие из равного числа представителей от профсоюзов, организаций предпринимателей и председателя — директора указанного управления или его представителя1. В Швеции примирительные (посреднические) функции в коллективных трудовых конфликтах осуществляет Государственное 1 В Италии примирительная процедура используется для разрешения главным образом коллективных трудовых споров и субсидиарно (в редких случаях) — индивидуальных (если стороны предпочитают эту процедуру и не желают обращаться в суд). бюро посредничества и арбитража. При получении сведений о трудовом конфликте это бюро обязано назначить посредника для улаживания спора. Если стороны не пришли к согласию, то посредник вправе предложить им направить спор на рассмотрение арбитража. В ФРГ примирительная (посредническая) процедура при коллективных трудовых спорах экономического характера (конфликтах интересов) предусмотрена в коллективных договорах. Там установлено, что конфликт разрешается с помощью переговоров сторон, а при их неудаче — добровольного примирения и посредничества. Итоги этих процедур фиксируются в протоколе, который имеет силу коллективного договора. Наряду с примирительно-третейской процедурой, осуществляемой в рамках коллективно-договорного регулирования труда, действует процедура посредничества, установленная в законодательстве. Она применяется субсидиарно, если не срабатывает процедура, установленная в коллективных договорах. Специфика Канады и Новой Зеландии состоит в том, что в этих странах различаются примирение, носящее принудительный характер, и посредничество, являющееся добровольным. В Австрии, Бельгии примирение (посредничество) носит добровольный характер, в Дании, Финляндии, Люксембурге, Швеции — принудительный. В заключение отметим все большее распространение на Западе так называемого превентивного посредничества, стремящегося предотвратить возникновение трудового спора с самого начала путем "предупреждающего" вмешательства в трудовые отношения. Такое вмешательство способствует налаживанию сотрудничества между предпринимателями и работниками. В числе прочего органы посредничества оказывают сторонам трудового отношения помощь в налаживании регулярных двусторонних контактов, в формировании и в деятельности совместных органов, проводят информационную, консультационную и просветительскую работу, организуют обследования, опросы, повышение квалификации функционеров профсоюзов и предпринимательских организаций, руководящего персонала предприятий, содействуют заключению коллективных договоров и эффективному функционированию системы коллективно-договорного регулирования труда. Превентивное посредничество — составная часть широкого комплекса организационных, политических, идеологических, пропагандистских и иных мер, направленных на профилактику трудовых конфликтов, на смягчение противоречий между трудом и капиталом. Применение добровольного арбитража при рассмотрении коллективных трудовых конфликтов предусмотрено законодательством и (или) коллективными договорами во многих странах, в том числе в США, Великобритании, Франции, Италии, ФРГ, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Дании, Швеции, Швейцарии, Испании, Португалии, Финляндии, Норвегии, Люксембурге. В этих странах используются различные варианты (модели) добровольного арбитража: добровольное обращение к арбитру и добровольное исполнение арбитражного решения; добровольное обращение к арбитру и принудительное выполнение его решения; принудительное обращение к арбитру и добровольное выполнение его решения. Во многих странах действуют арбитражные органы, государственные и неправительственные. В Великобритании, например, функционирует Центральный арбитражный комитет, состоящий из представителей профсоюзов, предпринимателей и нейтральных лиц. По инициативе одной из сторон трудового конфликта и при отсутствии возражения другой стороны Консультативная служба примирения и посредничества может направить трудовой конфликт на рассмотрение указанного комитета. В США помощь сторонам в осуществлении арбитражной процедуры оказывают уже упоминавшиеся Федеральная служба примирения и посредничества и Американская ассоциация арбитража. Принудительный арбитраж применяется в относительно небольшом числе стран: в США, Канаде, Японии, Дании, Норвегии, ФРГ (в земле Рейнланд-Пфальц) и, как правило, только для разрешения определенных видов трудовых конфликтов (в государственной службе, на транспорте, в сфере услуг, на национализированных предприятиях). Как универсальное средство разрешения трудовых конфликтов принудительный арбитраж используется в Австралии. Обычно принудительный арбитраж осуществляется специальными государственными органами. При возникновении крупного коллективного конфликта, чреватого серьезными потрясениями экономики, функции арбитра нередко берет на себя парламент, принимающий обязательное решение об урегулировании спора. Принудительный арбитраж расценивается обычно как антистачечная мера, которая, формально не запрещая забастовки, ограничивает право на забастовку, наносит удар забастовочному движению. Некоторые общественные деятели на Западе, представители юридической науки рассматривают принудительный арбитраж как ценный инструмент социальной политики с большими потенциальными возможностями. О популярности этой идеи свидетельствуют предложения расширить сферу действия принудительного арбитража. Об этом же говорят участившиеся случаи практического применения принудительного арбитража в США, неоднократные попытки (например, в Италии) ввести в законодательном порядке принудительный арбитраж для подрыва забастовочного движения. Вместе с тем на Западе имеется немало решительных противников принудительного арбитража, которые характеризуют его как ненужное и даже вредное вмешательство государства в экономические и социальные отношения. Они возражают против принудительного арбитража главным образом потому, что он несовместим со свободными коллективными договорами, ибо нарушает традиционный коллективно-договорный процесс, препятствует полюбовному урегулированию разногласий между самими сторонами, затрудняет примирительно-посредническую процедуру и в конечном счете подрывает социальный мир, усиливает трудовые конфликты, напряженность в сфере труда, чрезвычайно политизирует экономическую борьбу, делает ее взрывоопасной. Принудительный арбитраж затрудняет функции посредника и уменьшает эффективность примирительной процедуры. Отражая распространенное на Западе критическое отношение к принудительным формам примирительно-третейского рассмотрения трудовых конфликтов, рекомендация МОТ № 92 ограничивается установлением правил, относящихся только к добровольному примирению и арбитражу (см. с. 490). Создание комиссий по расследованию трудового конфликта предусмотрено в законодательстве США, Великобритании, Канады, Японии. На практике такие комиссии формируются чаще всего при возникновении крупных трудовых конфликтов, особенно на транспорте и в сфере общественных услуг. В Канаде, Новой Зеландии эта процедура включается в коллективные договоры в обязательном порядке в соответствии с требованием законодательства. В США и Великобритании в этом случае требуется согласие сторон. Существует специальный порядок использования примирительно-третейской процедуры для разрешения коллективных трудовых конфликтов на транспорте. Особенно тщательно он разработан в США для железнодорожного транспорта и гражданской авиации. При возникновении в этих отраслях коллективного трудового спора (например, в связи с изменением или перезаключением коллективного договора) стороны должны вначале попытаться достигнуть согласия путем неформальных переговоров без правительственного вмешательства. При этом сторона, требующая изменений в коллективном договоре, должна письменно предупредить другую сторону, по крайней мере за 30 дней, о своих требованиях. До истечения этого периода стороны обязаны установить время и место начала переговоров о разрешении конфликта. В условия труда, установленные в действующем коллективном договоре, не вносятся какие-либо изменения, пока стороны не приходят к согласию или не возникает тупик в переговорах. В случае возникновения такого тупика в течение последующих 10 дней не допускаются изменения в условиях труда. Далее по требованию одной из сторон или по собственной инициативе в конфликт вмешивается Национальное управление по вопросам посредничества (НУП)1, которое помогает сторонам вести коллективные переговоры. Пока НУП осуществляет свои примиренческие услуги, в коллективный договор нельзя вносить изменения; запрещены также забастовки и локауты. Если одна сторона вносит в это время какие-либо изменения в коллективный договор, то другая может аннулировать их с помощью судебного приказа. В случае провала попыток НУП урегулировать спор, оно стремится убедить стороны передать конфликт на разрешение принудительного арбитража. Но это возможно только с согласия сторон. Если стороны (или одна из сторон) возражают, возможны два варианта дальнейшего рассмотрения конфликта. Первый вариант. НУП отказывается от осуществления посреднических услуг. В этом случае статус-кво сохраняется еще 30 дней, после чего стороны свободны прибегнуть к промышленным действиям, т.е. к забастовке или локауту. Второй вариант. НУП информирует президента США, что данный трудовой конфликт угрожает "лишить часть нации существенных транспортных услуг" или "существенно угрожает торговле между штатами". В этом случае президент США может сформировать чрезвычайную комиссию по расследованию, которая в течение 30 дней должна сообщить президенту о результатах работы и сформулировать рекомендации. 1 Национальное управление по вопросам посредничества — административный орган, состоящий из трех человек, назначаемых президентом по совету и с согласия сената сроком на три года. В этот период забастовки запрещены, а президент США, используя формальные и неформальные методы, всячески стремится побудить стороны конфликта достигнуть соглашения. В течение этого периода Конгресс США может принять специальный закон, касающийся вопросов, вызвавших трудовой конфликт: спор решается, таким образом, в конечном счете парламентом путем издания законодательного акта (своего рода принудительный арбитраж). Как уже отмечалось, рассмотренные нами виды примирительно-третейского разбирательства используются главным образом для разрешения экономических (коллективных) трудовых споров. В англосаксонских странах, а также в ряде других стран, например в Италии, Финляндии, Швеции, существует особая разновидность примирительно-третейского разбирательства — "гри-венс просиджер" (grievance procedure) для разрешения юридических (главным образом индивидуальных) споров1. В виде исключения эта процедура применяется и для разрешения коллективных юридических конфликтов (например, в связи с нарушением прав профсоюзных активистов, цеховых старост). Эти споры связаны прежде всего с применением и толкованием коллективных договоров. Рассмотрим применение этой процедуры на примере США. Она предусмотрена в 95% коллективных договоров и устанавливает многоступенчатое рассмотрение споров администрацией или совместно представителями администрации и профсоюзов. Эта процедура завершается обращением к арбитру, решение которого имеет обязательную силу. На первой ступени жалобу работника, которому оказывает помощь цеховой староста или иной представитель профсоюзов, разбирает мастер. Если стороны не приходят к соглашению, то на второй ступени суть спора и решение мастера оформляются в письменной форме и передаются на рассмотрение начальнику цеха. Интересы работника в данном случае защищает главный цеховой староста или представитель профсоюзной организации цеха, хотя сам жалобщик вправе с разрешения профсоюза присутствовать на всех стадиях рассмотрения жалобы. На третьей ступени спор переходит в постоянно действующий заводской комитет по рассмотрению споров, состоящий из представителей администрации (обычно отдела персонала) и профсоюзов. На четвертой ступени спор разрешают руководитель или представитель местного отделения профсою- 1 ILO. Grievance Arbitration: A Practical Guide. Geneva, 1985. 288 за и директор предприятия. В решении особо сложных споров на этой стадии могут принимать участие президент компании и представитель межнационального профсоюза. Число ступеней рассмотрения спора может быть различным в зависимости от отрасли, конкретных обстоятельств дела, размера предприятия и т.п. Урегулирование разногласия на любой стадии разбирательства считается окончательным решением спора, обязательным для сторон. Конфликт считается урегулированным и тогда, когда ни одна из сторон в установленное время не передала спор на дальнейшее рассмотрение на следующей ступени. При неурегулировании спора путем переговоров он передается на окончательное решение арбитру или коллегии арбитров, назначаемых по соглашению сторон. Как видно, многоступенчатое рассмотрение спора представляет собой своеобразную разновидность усложненного примирительно-третейского разбирательства. Спор работника с администрацией рассматривается последовательно различными по уровню коллегиями, образованными на паритетной основе. До самой последней стадии они пытаются путем переговоров найти решение, приемлемое для сторон, а в случае неудачи спор переходит на более высокую ступень. На последней же стадии он становится объектом арбитражного разбирательства и решение арбитра носит обязательный характер и является окончательным. Иными словами, на этой стадии имеет место принудительный арбитраж. Принудительный характер рассмотренной процедуры определяется тем, что устанавливающие ее нормы коллективных договоров, как и решения арбитра, имеют обязательную силу и могут быть принудительно осуществлены судами. Это было подтверждено Верховным судом США в 1957 и в 1960 гг. Он постановил, что соглашение сторон о передаче спора на окончательное решение арбитра (как и само его решение) может получить принудительную силу в федеральном суде. Отмена решения арбитра или пересмотр его судом допустимы лишь в случае, если арбитр нарушил принцип справедливого разбирательства, допустил обман, проявил некомпетентность или превысил полномочия, возложенные на него сторонами. Было установлено, что решение арбитра остается в силе, даже если суд не согласен с его толкованием коллективного договора по существу. Позднейшая судебная практика в США еще более повысила юридическую значимость решений арбитров. Верховный суд по- становил, что любые спорные вопросы, связанные с применением и толкованием коллективных договоров, подлежат арбитражу, если только они не исключены самими сторонами из арбитражного разбирательства. Арбитраж, таким образом, не только служит здесь для разрешения конкретного трудового спора, но и используется как инструмент толкования коллективных договоров, их осуществления на практике. Расширение сферы действия арбитража обосновывается Верховным судом США необходимостью поддержания стабильности системы коллективно-договорных отношений, недопущения забастовок, обеспечения соблюдения закрепленного в коллективных договорах обязательства "социального мира". Рассмотренная нами разновидность примирительно-третейского разбирательства трудовых конфликтов высоко оценивается на Западе. Ее неформальный характер, добровольность, многоступенчатость, гибкость, относительная дешевизна, участие большого числа местных профсоюзных руководителей и активистов, непрерывное функционирование, притом в непосредственной близости от рабочих мест, служат серьезным фактором, смягчающим социальную напряженность. Большая часть споров завершается примирением сторон на второй или третьей ступени, т.е. работники по мере перехода от одной ступени к другой "выдыхаются", их пыл охлаждается, тем более что вся эта процедура продолжается довольно долго. В среднем окончательное решение по спору принимается через 8—9 месяцев после начала процесса. Естественно, что работники зачастую не желают так долго ждать положительного решения своей жалобы и предпочитают идти "на мировую". Зарубежный опыт показывает, что примирительно-третейское разбирательство трудовых конфликтов во всем его многообразии — разумное и действенное средство социального управления и контроля, согласования сталкивающихся интересов в сфере труда и трудовых отношений, предотвращения и профилактики забастовочных выступлений. Канализируя недовольство работников и гармонизируя их отношения с администрацией, эти методы помимо прочего положительно сказываются на эффективности труда, росте выработки. Это неотъемлемая составная часть промышленной культуры, способствующей нормальному функционированию чрезвычайно сложного и хрупкого производственного и общественного организма. Без активного и умелого использования примирительно-третейских методов для мирного разрешения противоречий в сфере труда при отсутствии желания противоборствующих сторон соглашаться на ра- зумные компромиссы цивилизованные формы социального общения невозможны. Об этом свидетельствуют и уроки истории, и опыт современности.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |