КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев И. Я. 281 1 страница
І!
§ 2. ПРИМИРИТЕЛЬНО-ТРЕТЕЙСКИЙ МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ Мирное разрешение коллективных трудовых споров осуществляется с помощью согласительной, примирительно-третейской процедуры, которая включает четыре самостоятельных разновидности: переговоры сторон; примирение (посредничество); трудовой арбитраж; работа комиссии, которая расследует обстоятельства спора и предлагает его решение. Эти примирительно-посреднические процедуры могут применяться последовательно либо самостоятельно. Первая, наиболее элементарная форма поиска компромисса — неформальные переговоры между сторонами конфликта. Третье (нейтральное) лицо в эти переговоры не вмешивается, но обычно создается механизм, облегчающий контакты между сторонами и побуждающий их обсудить разногласия и найти взаимоприемлемое решение. Будучи наиболее мягкой формой побуждения сторон к достижению соглашения, переговоры, как правило, не подвергаются законодательному регулированию, а осуществляются в соответствии с согласительной процедурой, установленной в коллективных договорах. Урегулирование конфликта путем неформальных переговоров рассматривается как простой, гибкий и во многих случаях дающий хороший результат способ устранения разногласий. Обычно процедура примирения (посредничества) начинается только после исчерпания возможностей урегулирования спора путем непосредственных переговоров. Примирение (посредничество) — это деятельность третьего (нейтрального) лица в целях оказания помощи сторонам конфликта в уменьшении разногласий и в достижении соглашения. Однако посредник не выдвигает каких-либо обязательных для сторон ре- комендаций. Хотя в работах западных авторов термины "примирение" и "посредничество" нередко трактуются как синонимы, а в законодательстве и на практике во многих странах различия между ними не проводятся, в отдельных государствах, например во Франции и Великобритании, эти два понятия различаются. Примирением считается более мягкая форма вмешательства посредника. Оно сводится к облегчению коммуникаций между сторонами, к установлению контакта между ними, к побуждению их обсудить разногласия и достигнуть компромисса в ходе направляемого посредником диалога. Посредничество предполагает более активное вмешательство третьей стороны, при котором посредник может предложить сторонам формулу решения конфликта, однако она рассматривается не как обязательная рекомендация, а скорее, как дружеский совет мудрого, беспристрастного, заинтересованного наблюдателя. Посредничество можно рассматривать как своего рода промежуточную стадию между примирением и арбитражем, когда стороны еще не желают прибегнуть к арбитражу, но уже готовы принять советы посредника как базу для дальнейших переговоров. Учитывая, что различие между примирением и посредничеством не имеет четких границ, мы будем трактовать примирение и посредничество как единое понятие (с учетом указанных оттенков значения). Суть примирительно-посреднической процедуры в том, что стороны под руководством посредника подробно обсуждают разногласия. Применяя приемы убеждения и психологического давления, апеллируя к здравому смыслу, справедливости, чувству ответственности сторон, посредник помогает им достичь компромисса. Стремясь найти и сформулировать решение, которое устроит обе стороны, посредник не навязывает его как собственное, а изыскивает и предлагает возможные варианты примирения. Стороны сами выбирают приемлемый вариант, и именно они принимают окончательное решение. Посредники могут назначаться для рассмотрения данного спора либо действовать постоянно для определенных категорий работников и конфликтов. Чаще всего в качестве посредника выступает один человек: правительственный чиновник либо частное лицо. Исторически посредничество в трудовых конфликтах зародилось как функция именно частных лиц. Стороны соглашаются назначить посредника по общему выбору для оказания помощи в решении споров, особенно путем председательствования на совместных дис- куссиях. Частное посредничество в трудовых спорах сохранилось до сих пор; оно осуществляется по соглашению между профсоюзами и организациями предпринимателей. Однако в настоящее время важная роль в осуществлении посредничества принадлежит государственным чиновникам и правительственным органам — министерствам труда и примирительным органам, имеющим автономный статус. Наряду с правительственными чиновниками, в том числе отставными, в качестве посредников (частных и государственных) выступают профессора университетов, занимающиеся преподавательской и научной деятельностью в области трудовых отношений, социологи, экономисты, юристы, деятели церкви, журналисты, парламентарии. Посредниками в наиболее крупных конфликтах бывают министры труда, а иногда главы правительств и даже государств. В ряде случаев примирение осуществляет коллегия посредников, состоящая из независимого председателя и двух (или равного числа) членов — представителей сторон. Лиц, назначенных в коллегию посредников от сторон, избирают по согласию председателя. Если согласие не достигнуто, то назначение производится государственным органом либо должностным лицом. Иногда индивидуальное и коллегиальное посредничество используется как две последовательные ступени единой процедуры. Спор, не урегулированный индивидуальным посредником, переходит на рассмотрение в коллегию. Когда коллегия посредников назначается для конкретного спора, ее состав формируют стороны конфликта; когда же такие коллегии функционируют на постоянной основе, они создаются профсоюзами и организациями предпринимателей для всех возможных конфликтов. Нередко соответствующий правительственный орган составляет список потенциальных посредников, из которых стороны отбирают кандидатов для рассмотрения конкретного спора. Ведущую роль в деятельности коллегии посредников играет ее председатель, который обычно является правительственным чиновником — работником государственной службы примирения либо инспектором труда. Посредничество может быть принудительным и добровольным. В первом случае обязательно присутствие сторон, их участие в процедуре. Во втором случае стороны могут отвергнуть предложение о посредничестве. Однако и при добровольном и при принудительном посредничестве разрешение трудового спора требует согласия сторон. В обоих случаях стороны не обязаны принимать предложение посредника об урегулировании конфликта. Посредник может только убеждать стороны принять добровольно его предложение и согласиться на компромисс. Действуя в соответствии с конкретными обстоятельствами, посредник каждый раз применяет особые подход, стратегию и тактику. Техника примирительно-посреднической процедуры в трудовых конфликтах получила на Западе значительное развитие. Она отражает достижения прикладной социологии, психологии труда, конфликтологии; учитывает данные и методику других наук: экономики, этики, физиологии, антропологии; использует приемы, доказавшие свою эффективность при осуществлении торгового и международного посредничества. Техника посредничества в трудовых конфликтах включает требования к личным и профессиональным качествам посредника, методику его подготовки к участию в конкретном споре, организацию самого процесса посредничества, способы давления на стороны с целью побуждения их к достижению соглашения. Эта техника, с которой мало знакомы в нашей стране, заслуживает серьезного внимания. О личных качествах, необходимых для успешной деятельности посредника в трудовых конфликтах, в книге, изданной Международным бюро труда, говорится так: "...Посредник должен обладать способностью общения с людьми. В известной степени ему надлежит быть специалистом в области человеческих отношений. Он должен быть честным, вежливым, тактичным, уверенным в себе, уравновешенным и терпеливым... иметь терпение выслушивать то, что стороны говорят и желают сказать, длительные и подчас утомительные и не относящиеся к делу дискуссии и перебранки, обладать даром убеждения, включая хорошее владение устной речью, легкость в выражении мыслей, и уметь общаться со сторонами на языке, который им понятен"1. Положительное влияние на успешный исход примирительной деятельности посредника имеют такие его личные качества, как дружелюбие, чувство юмора (для снятия напряжения во время дискуссий), быстрота реакции, дающая возможность вовремя схватывать и оценивать суть разногласий сторон. Что касается профессиональных знаний посредников, то наибольшее значение для них, как утверждается в литературе, име- 1 ILO. Conciliation in Industrial Disputes. A Practical Guide. Geneva, 1978. P. 27. ют знания в области трудовых отношений, социологии, психологии и физиологии труда, экономических и правовых аспектов трудовых отношений, истории и современного состояния профсоюзного движения. Он должен разбираться в организации производства и труда, знать в основных чертах технологию производственных процессов. Особенно важно для посредника владеть приемами прикладной психологии, уметь применять их к межличностным отношениям и прежде всего обладать искусством убеждения, которое предполагает использование различных методов давления на стороны конфликта. Эти методы обычно подразделяются на личные, социально-политические и экономические. Личное давление исходит от самого посредника, основано на его отношениях со сторонами. Давление может проявляться как в простых утверждениях, советах, уговорах, так и в детальной мотивировке, пространной аргументации с применением приемов риторики, в проведении как коротких бесед, так и встреч, продолжающихся длительное время. Социально-политическое давление включает апелляцию к мнениям посторонних лиц, чьи взгляды авторитетны для сторон, их окружения, а также к общественному мнению. Экономическое давление основано на использовании рыночной конъюктуры, коллективно-договорной силы сторон. Посредник ссылается на экономические факторы, в частности на условия и производительность труда на сопоставимых предприятиях, на рыночную конъюнктуру, чтобы побудить ту или другую сторону к уступкам. Успех посредничества в огромной мере зависит от личности посредника. Он должен завоевать авторитет у сторон, их полное доверие, создать у них твердое убеждение, что он порядочен, независим и беспристрастен. Очень важно поддержание на переговорах атмосферы откровенности, доверительности, конфиденциальности. Благоприятная психологическая атмосфера на переговорах — необходимое условие их успешного исхода. Работа посредника должна начинаться с тщательной подготовки к вступлению в конфликт. Необходимо изучить данные, касающиеся сторон конфликта, его предысторию, обстоятельства возникновения, скрытые пружины, причины конфликта и его повод, готовит соответствующее досье. Сама по себе процедура примирения представляет собой проведение серии встреч и бесед самого различного характера. Это могут быть встречи совместные, с участием представителей обеих сторон, либо раздельные (сепаратные), с представителями каждой из сторон, либо в узком составе (приватные). Совместные и раздельные встречи выполняют различные задачи. Совместная встреча — это по сути дела дискуссия между сторонами под председательством посредника, который выполняет функции модератора. В раздельной встрече посредник вступает в прямой диалог и конфиденциальную дискуссию с каждой из сторон. В совместной встрече посредник должен показать сторонам свой полный нейтралитет и беспристрастие. В раздельных встречах посредник должен быть также нейтральным и беспристрастным, но они предоставляют посреднику большие возможности для проявления инициативы, выдвижения предложений, которые в чем-то учитывают позиции другой стороны. Это зачастую невозможно сделать в ходе совместной встречи без риска подвергнуться подозрению в пристрастии к одной из сторон. Посредник обычно начинает свою миссию с проведения предварительных встреч со сторонами конфликта, чтобы познакомиться с ними и посоветоваться, как лучше организовать работу, обменяться со сторонами информацией в связи с предстоящей процедурой. Эти начальные контакты посредника со сторонами очень важны: они определяют, насколько приемлем посредник для обеих сторон и возможно ли установление с ними отношений на позитивной основе. Наиболее желательны личные встречи, но начинать можно с разговоров по телефону. Во время совместных встреч стороны обсуждают свои разногласия, а посредник руководит дискуссией. На этих встречах обычно присутствуют делегации противостоящих сторон в полном составе. Они садятся за длинный стол напротив друг друга, а посредник занимает место председательствующего. Каждая из сторон излагает и защищает свою позицию, отвечает на аргументацию противника. Полемика может принять весьма острый характер. Посреднику предлагается направлять ее таким образом, чтобы не допускать чрезмерных обострений, грубостей, снимать напряжение. Совместные встречи дают посреднику возможность наблюдать стороны в их непосредственном общении. Такие наблюдения могут привести его к убеждению, что имеются вопросы, по которым возможны сближение и компромисс. Одна из главных целей совместных встреч — выявление пунктов разногласий и предоставление сторонам возможностей сформулировать свои позиции. Такие встречи проходят обычно в медленном темпе и могут продолжаться в течение длительного времени. Эти дискуссии "дают возможность каждой стороне увидеть упрямство другой стороны, почувствовать физическое утомление от постоянного изложения собственных взглядов и от бес- конечного выслушивания мнений, выражающих непреклонную оппозицию другой стороны"1. Процедура совместных встреч может иметь более или менее формальный характер. Менее формальные встречи носят характер научных конференций. Каждая сторона выступает с изложением своих позиций; идут непрерывный обмен мнениями, дискуссии. Более формальная процедура напоминает судебное разбирательство: стороны поочередно излагают свои позиции, задают друг другу вопросы, но апеллируют при этом к посреднику, который также задает вопросы и руководит "прениями сторон". Раздельные встречи посредника имеют различный характер. Они могут созываться по инициативе посредника, который объявляет перерыв в совместной встрече и проводит встречи с каждой из сторон. Стороны также могут просить прервать совместную встречу для того, чтобы организовать закрытое совещание своей команды и посоветоваться. Другая разновидность раздельных встреч не связана с совместной встречей. Стороны в этом случае присутствуют в соседних помещениях, непосредственно не общаются, а посредник переходит попеременно от одной стороны к другой ("челночные рейсы") как часть непрерывной процедуры переговоров. Посредник перемещается между сторонами до тех пор, пока не решит, что пришел черед для совместной встречи. Раздельные переговоры проводятся в неформальной обстановке, без официальных церемоний. Атмосфера обсуждения должна быть спокойной, дружеской, побуждающей стороны к разумной дискуссии, без полемических перехлестов и эмоциональных всплесков. Посредник использует такие встречи для анализа и толкования позиций сторон. Во время раздельной встречи посредник выражает мнения, формулирует предложения и дает советы, которые он не рискнет давать на совместных встречах без опасения вызвать возмущение какой-либо из сторон. Именно во время раздельных встреч стороны передают посреднику конфиденциальную информацию, которую не желают высказывать в присутствии друг друга. Эта информация ни в коем случае не должна передаваться посредником другой стороне. В ходе раздельных встреч посредник имеет возможность ближе познакомиться о людьми, участвующими в примирительной процедуре, получить более или менее точное представление о представителях каждой из сторон, выявить наиболее влиятельных из них, попытаться на них воздействовать. 1 ILO. Conciliation in Industrial Disputes. P. 49. 274 Во время раздельной встречи посредник может установить, что в отсутствие оппонента данная сторона представляет свою позицию несколько иначе. И это относится не только к тону, но и к существу (новые акценты и оттенки). Для посредника важно уловить это и использовать для нахождения компромисса. Посредник должен почувствовать изменения в настроении сторон. Это может проявиться в том, что представители одной стороны полным голосом или вполголоса заявляют, что они в состоянии понять позицию и побуждения другой стороны. Это предвещает возможность сближения; тон сторон становится более дружественным, они начинают проявлять большую гибкость, принимать, хотя бы частично, позиции другой стороны. На этой стадии посредник должен искать области возможного компромисса и, самое главное, "ковать железо, пока горячо", ибо откладывание процедуры посредничества на данной стадии может привести к тому, что мирный дух улетучится. Приватные встречи посредник проводит с участием минимального числа ведущих представителей сторон. Они могут иметь форму совместной встречи с представителями обеих сторон или раздельных встреч с представителями каждой из сторон. В зависимости от конкретных обстоятельств посредник организует различные встречи в разных сочетаниях и с разной последовательностью. Для положительного исхода примирительной процедуры бывает необходимо провести серию встреч, продолжающихся недели и даже месяцы1. Иногда, особенно при общенациональных конфликтах, посредник организует непрерывные переговоры. Тогда встречи — совместные, раздельные, приватные — продолжаются непрерывно днем и ночью. В этом случае частью техники посредничества становятся "голод, жажда и истощение участников переговоров"2. Если спор не разрешен с помощью примирительной процедуры, посредник по инициативе сторон может прибегнуть к некоторым дополнительным действиям, например организовать голосование работников с оценкой последнего предложения предпринимателя по урегулированию конфликта. Если это предложение получает поддержку большинства работников, конфликт завершается. 1 Как правило, максимальные сроки осуществления процедуры примирения (посредничества) не устанавливаются, чтобы не создавать ненужную спешку для посредника и не побуждать его к торопливости, которая может отрицательно сказаться на качестве посредничества. 2ILO. Conciliation in Industrial Disputes. P. 89. Посредникам рекомендуют проявлять гибкость и разнообразие в применении технических приемов посредничества. Таких приемов довольно много, например прием "спасение лица", когда стороны согласны на компромисс, но не доверяют друг другу и опасаются, что согласие с предложением посредника будет казаться для противника проявлением слабости. В этом случае посредник предлагает обеим сторонам ответить на вопрос: "Принимаете ли вы разработанные предложения по урегулированию?" Ответ должен быть "да" или "нет". Он запечатывается в аналогичные конверты. Посредник в присутствии наблюдателей от обеих сторон принимает конверты от каждой из сторон, затем смешивает их среди аналогичных конвертов так, что нельзя определить конверты, содержащие ответы сторон. Если после распечатки конвертов обнаруживается, что имеются два положительных ответа, конфликт считается урегулированным. Обычно выделяют три этапа в работе посредника: уяснение предмета и обстоятельств конфликта; попытки добиться согласия на базе предложений и контрпредложений сторон; разработка собственного предложения и предоставление его на обсуждение сторон. В настоящее время идут поиски путей дальнейшего повышения эффективности посредничества. Доказывается, что посредник должен иметь возможность в случае неудачи посредничества автоматически взять на себя функции судьи (арбитра) и решить спор по существу. Это призвано повысить авторитет посредника и усилить стремление сторон идти на компромисс, чтобы избежать передачи спора в арбитраж. В литературе ставится вопрос о необходимости более широкого использования посредником электронно-вычислительной техники, информатики. Как видно, техника посредничества представляет собой одну из разновидностей социального регулирования и упорядочения. Приемы посредничества сводятся к концентрированному воздействию на стороны конфликта, на их сознание и волю прежде всего в целях обеспечения социального мира, предотвращения забастовок. Одна из основных функций трудового посредничества, его главный результат — не допустить начала забастовки, по крайней мере, до завершения примирительной процедуры либо добиться ее приостановления на период деятельности посредника. Рассмотрим теперь технику трудового арбитража. Ее суть в том, что спор передается на рассмотрение арбитра или их кол- легии, которые принимают решение после выслушивания сторон, свидетельских показаний и других доказательств. Если стороны конфликта по взаимному соглашению передают спор в арбитраж и соглашаются выполнить решение арбитра, то такой арбитраж именуется добровольным (факультативным). Если же определенные юридические нормы обязывают стороны передать спор на рассмотрение арбитра и подчиниться его решению, то такой арбитраж называется принудительным (обязательным). Однако разделение арбитража на добровольный и принудительный носит условный характер. И в добровольном арбитраже имеются элементы принуждения, поскольку стороны, передавшие спор на рассмотрение арбитра добровольно, во многих случаях обязаны все же выполнить его решение. Возможен и такой вариант: стороны обязаны прибегнуть к арбитражу (по требованию одной из сторон или государственного органа), хотя выполнение решения арбитра носит добровольный характер. Существуют три разновидности организации добровольного арбитража: профсоюзы и предприниматели сами создают механизм арбитражного разбирательства и сами выдвигают арбитров; профсоюзы и предприниматели используют государственный орган арбитража; стороны просят государственных чиновников осуществить арбитраж в неформальном порядке. Специфика арбитражного рассмотрения при добровольном арбитраже состоит в праве самих сторон определять рамки рассматриваемого спора и сферу полномочий арбитра. Что касается принудительного арбитража, то он может принять одну из следующих форм: автоматическое обращение к арбитру после провала переговоров или попыток примирения; обращение к арбитру по инициативе одной из сторон вопреки возражениям другой стороны; обращение в арбитраж по инициативе государственных властей. Органы трудового арбитража могут быть постоянными или временными, т.е. создаваться для рассмотрения конкретного конфликта. В качестве арбитров выступают судьи, государственные чиновники, иногда самого высокого ранга, университетские профессора, члены парламента. Обычно они совмещают свою основную работу с выполнением время от времени функций арбитров. Арбитром может быть одно лицо либо коллегия, состоящая целиком из нейтральных лиц или из равного числа представителей сторон и одного или нескольких нейтральных лиц, назначенных с согласия сторон. Часто в число нейтральных лиц включают экономиста, юриста и инженера. Если стороны не могут прийти к согласию относительно нейтральных лиц, их назначает правительственный орган по своему выбору или из списка арбитров. Это же относится к тем случаям, когда стороны не могут прийти к согласию относительно кандидатуры единоличного арбитра. Обычно стороны получают от государственного органа список из нечетного числа арбитров. Каждая сторона поочередно вычеркивает одного арбитра. Тот арбитр, который остается после вычеркивания, принимается сторонами. Практика применения арбитражного метода разрешения трудовых конфликтов выработала определенные правила организации и процедуры трудового арбитража. Важное значение придается квалификации, нравственным качествам и беспристрастию арбитров. Арбитры должны быть в высшей степени организованными и собранными людьми, обладать терпением и терпимостью, способностью к анализу, четкой формулировке своих мыслей, доброжелательностью, способностью к сопереживанию. Особенно подчеркивается в литературе необходимость для арбитров не только проявлять на деле объективность, но и казаться справедливыми и беспристрастными1. Законодательные акты не определяют максимальные сроки арбитражного разбирательства, но существует мнение, что арбитражный орган должен рассмотреть трудовой конфликт как можно быстрее, "чтобы избежать дальнейшего развития недобрых чувств и фрустрации, которые порождает конфликт"2. Арбитр решает спор, как правило, по своему усмотрению и не связан позицией и предложениями сторон. Однако в последние годы в практику арбитражного разбирательства внесены некоторые новые моменты. Получил распространение такой порядок, когда решение не формулируется арбитром, а воспроизводит последнее предложение одной из сторон, которое арбитр считает более предпочтительным. Смысл такого арбитража — побудить стороны сблизить позиции, не завышать требования. Каждая сторона стремится убедить арбитра в разумности и реалистичности своих требований, так как он должен принять наиболее разумные и реалистичные предложения. Своеобразной формой решения трудового конфликта третьей стороной является проведение среди населения публичного референдума относительно путей его решения. Такие публичные голосования, которые проводятся обычно для решения вопроса о целесообразности повышения заработной платы государствен- 1 См.: Gladstone A. Voluntary Arbitration of Interest Disputes. A Practical Guide. 2 Ibid. P. 59. ных служащих, имеют целью внести разлад между государственными служащими и широкими слоями населения, которых убеждают, что на содержание государственных служащих идет слишком большая часть налоговых поступлений. Процесс арбитражного разбирательства состоит из пяти этапов: обращение к арбитру, формулировка позиций сторон, слушание дела, заключительные заявления сторон, принятие решения. Арбитражное разбирательство происходит с большим или меньшим соблюдением процессуальных формальностей. Это зависит от желания сторон либо самого арбитра, типа и предмета спора, положений законодательства, коллективного или трудового договоров, обычаев. Рассмотрение конфликтов права носит обычно более формальный характер, чем конфликтов интересов. При более формальном слушании стороны имеют юридических советников (адвокатов либо функционеров общественных организаций) и представляют преимущественно письменные доказательства. Ведется протокол разбирательства. Свидетели принимают присягу, привлекаются эксперты. В этом случае арбитражное разбирательство напоминает судебный процесс. Чаще всего, однако, применяется неформальная процедура. Юридические советники в процессе не участвуют; все доказательства приводятся устно; протокол не ведется; свидетели, эксперты привлекаются реже, чем при более формальном разбирательстве, и они не принимают присяги. Таким образом, многие элементы судебного процесса здесь отсутствуют. Решение арбитражной коллегии принимается большинством голосов, при этом, как правило, решение арбитража публикуется и должно иметь обоснование, хотя это и не является обязательным. При решении юридического спора арбитры должны опираться на нормативные акты (законы, коллективные договоры и т.п.), а при решении экономического спора — на такие абстрактные понятия, как справедливость, порядочность, дальновидность, реализм, добросовестность, патриотизм и др., а также на конкретные критерии социально-экономического характера, перечень которых зачастую определяется законодательством. Предполагается, что арбитр при решении трудового конфликта должен учитывать государственные и общественные интересы, преобладающую практику, уровень производительности труда, стоимость жизни, платежеспособность предприятия. Арбитр не вправе выносить решение, вступающее в противоре- чиє с экономической политикой правительства, в частности, устанавливающей пределы роста заработной платы. Решение арбитра по конфликту права равноценно решению судьи, а по конфликту интересов как бы заменяет решение сторон, ставшее итогом их переговоров. Юридическая сила арбитражного решения тождественна коллективному договору. Чтобы реализовать это решение, заинтересованная сторона должна обратиться в суд. Суд обычно автоматически принимает решение о принудительном осуществлении решения арбитражного суда, не оценивая его по существу. Отменить арбитражное решение суд может только в случае, если арбитр превысил свои полномочия, т.е. мандат, данный ему сторонами, и в некоторых других чрезвычайных случаях (обман, подкуп и т.п.).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |