Поскольку в странах Запада акцент в правовом регулировании труда смещен в сторону локального регулирования (в рамках отраслей и предприятий), коллективные договоры выступают как равный или почти равный законодательный источник трудового права, а в некоторых странах их значение в правовом регулировании труда превосходит роль законодательства.
Система коллективных договоров, действующих в каждой отдельной стране, представляет собой сочетание так называемых крупномасштабных и заводских коллективных договоров. Крупномасштабные коллективные договоры — это общенациональные отраслевые договоры, а также межконфедеральные соглашения, охватывающие промышленность в целом. В отдельных странах (ФРГ, Франция) распространены региональные коллективные договоры, включающие в сферу своего действия предприятия определенной отрасли в рамках земли или департамента.
Традиционное отличие структуры коллективно-договорного труда в США и в европейских странах заключалось в том, что в первом случае преобладали заводские (фирменные) коллективные договоры, а во втором — общенациональные отраслевые договоры, дополненные в ряде стран межконфедеральными соглашениями. Хотя это отличие остается, за последние десятилетия в структуре коллективно-договорного регулирования труда произошли изменения. Чрезмерная децентрализация коллективных договоров в США и их чрезмерная централизация в европейских странах вошли в противоречие с современными экономическими и социальными условиями, и прежде всего с требованиями научно-технического прогресса. Отсюда противоположная тенденция: в США — к централизации, в европейских странах — к децентрализации. Очевидно, оптимальная структура коллективно-договорного регулирования труда находится где-то посредине между американской и европейской моделями.
В настоящее время во всех странах Запада существует в определенном сочетании централизованное и децентрализованное коллективно-договорное регулирование труда, причем соотношение между этими двумя моделями коллективно-договорного регулирования весьма подвижно и зависит от многих производственных, экономических и социальных факторов.
Типичный для многих западных стран коллективный договор — это объемный документ, имеющий весьма богатую по содержанию нормативную часть. Она включает регламентацию
вопросов заработной платы (тарифные ставки, надтарифные надбавки, дополнительные выплаты), рабочего времени, времени отдыха и других условий труда. Но наряду с этим коллективные договоры содержат нормативные положения, касающиеся пенсионного обеспечения (заводские пенсии и пособия), социально-бытового обслуживания работников, нормирования и организации труда, режима работы, структуры и обеспечения занятости, распределения рабочей силы, охраны труда и техники безопасности, дисциплинарных правил, прав профсоюзов на предприятиях, производственного обучения и профессиональной подготовки кадров, условий найма и увольнения, порядка рассмотрения трудовых споров, ограничения подрядных договоров. Нередко в законах отмечается, что коллективные договоры могут содержать любые положения, касающиеся взаимоотношений предпринимателей и работников.
Для реализации права на коллективный договор важны легальные рамки коллективно-договорного процесса, т.е. юридические нормы, определяющие права на коллективные переговоры и на заключение коллективного договора, его содержание, форму, юридическую силу, процедуру коллективно-договорного регулирования труда в целом.
Рассмотрим эти нормы в обобщенном виде.
• Право на коллективные договоры в большинстве случаев либо прямо закреплено в конституциях (Франция, Япо ния, Греция, Италия, Испания, Португалия), либо трак туется как право, производное от права на ассоциацию (ФРГ, Австрия, Дания, Люксембург). Во многих странах это право регулируется в законодательстве (США, ФРГ, Япония, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швеция, Португалия, Испания, Канада, Новая Зеландия). В отдельных странах право на коллективный договор опи рается на обычай, прецедент, судебную практику, а также закреплено в общенациональных соглашениях, заключае мых между центральными объединениями профсоюзов и предпринимателей (Дания, Норвегия).
• Законодательство ряда стран (ФРГ, Франция, Австрия) предусматривает возможность заключения коллективных соглашений органами представительства трудовых коллек тивов предприятий по вопросам, не урегулированным в коллективных договорах, заключенных с участием проф союзов. В отдельных странах коллективные договоры могут заключать любые представительные организации работни ков, независимые от предпринимателей.
• Сфера действия коллективных договоров зависит, в частно сти, от того, на какие категории работников распространя ется по закону право на коллективный договор. Это право имеет немало исключений. В США оно не распространяется на сельскохозяйственных рабочих, домашних работников; в ФРГ, Японии — на государственных чиновников. Ограни ченное право на коллективные договоры в отношении со держания, процедуры заключения, юридической силы име ют государственные служащие в США, Франции, Италии, Новой Зеландии. В Японии правом на коллективные догово ры в урезанном виде пользуются работники национализиро ванных предприятий (в коллективно-договорном порядке им запрещено регулировать вопросы, решаемые государством, например размеры ставок заработной платы).
• Имеется значительная национальная специфика в отноше нии процедуры заключения коллективных договоров, юри дического положения профсоюза как стороны такого дого вора. В большинстве стран (США, Франция, Канада, Швеция, Люксембург, Япония, Португалия) законодатель ство обязывает предпринимателей вступать в переговоры о заключении коллективного договора и вести их добросове стно1, но не устанавливает обязанности заключать такие договоры. В немногих странах, например в Великобритании (в национализированном секторе), предусмотрена обязан ность не только вести коллективные переговоры, но и зак лючать коллективные договоры. В Великобритании (в част ном секторе), Ирландии, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии отсутствует юридическая обязанность предприни мателей даже вести коллективные переговоры.
• В ряде стран (США, Испания, Португалия) процедура кол лективно-договорного регулирования подчинена контро лю административных властей. В Италии и ФРГ админист ративные власти не вмешиваются в процесс коллективных переговоров.
• В США, Канаде после проведения соответствующих выбо ров организация работников, в том числе профсоюз, со бравшая большинство голосов работников, получает пра во исключительного представительства всех работников
1 В США обязанность добросовестно вести коллективные переговоры рассматривается как совокупность четырех обязанностей: встречаться с контрагентом с разумной регулярностью во взаимно приемлемом месте; вести с контрагентом разумное обсуждение всех вопросов, входящих в предмет коллективных договоров; аргументированно доказывать, почему те или иные требования другой стороны не могут быть приняты; выдвигать собственные контрпредложения.
коллективно-договорной единицы1; в европейских странах стороной коллективного договора могут быть несколько профсоюзов, причем в ряде случаев лишь "наиболее представительные профсоюзы".
• Как правило, коллективно-договорная единица включает как рабочих, так и служащих, но в Швеции, Бельгии для служащих формируются отдельные коллективно-договор ные единицы.
• В США принято заключать один коллективный договор, включающий все вопросы коллективно-договорного регу лирования труда. В европейских странах нередко заключа ются коллективные договоры, посвященные отдельным вопросам, например технике безопасности, профессио нальному обучению.
• В Великобритании большинство отраслевых коллективных договоров заключаются путем переговоров в рамках по стоянного органа совместного промышленного совета, состоящего из равного числа представителей администра ции и профсоюзов с независимым председателем. В госу дарственном секторе коллективные договоры заключают ся в рамках деятельности двусторонних органов — так называемых "комитетов Уитли". В Бельгии отраслевые кол лективные договоры заключаются двусторонними пари тетными комиссиями с "независимым" председателем, формируемыми на постоянной основе королевским дек ретом. Постоянные органы по ведению коллективных пе реговоров и заключению коллективных договоров в рам ках отраслей действуют в Нидерландах.
• В законодательстве (Великобритания, Франция, Швеция, Финляндия) или в коллективных договорах (Италия), или в соответствии с решением административного органа (США) установлена обязанность предпринимателей пре доставлять профсоюзам информацию, необходимую для коллективных переговоров.
• В США, Японии, Франции, Бельгии, Люксембурге зако нодательство либо судебные органы устанавливают содер жание всех или отдельных видов коллективных договоров. Во многих других странах такое содержание определяется самими сторонами.
• В большинстве стран коллективные договоры должны зак лючаться в письменном виде. В Японии, Италии, Дании,
1 Коллективно-договорная единица — коллектив работников, вступающих через своих представители в коллективные переговоры.
Ирландии письменная форма необязательна. В Великобритании на предприятиях некоторые коллективно-договорные правила носят неформальный характер, нигде не фиксируются и опираются зачастую на "обычаи и практику".
• Срок действия коллективных договоров зависит, как пра вило, от усмотрения сторон, но в ряде стран он определен в законодательстве (Франция, Бельгия, Нидерланды, Люк сембург). Обычно устанавливается максимальный срок дей ствия коллективного договора (до 4—5 лет), а в Люксем бурге минимальный срок — 6 месяцев. На практике срок действия коллективных договоров — 1—2 года. В некото рых странах (Великобритания, Франция, Бельгия) мно гие коллективные договоры заключаются на неопределен ный срок. Расторжение коллективного договора требует предварительного предупреждения другой стороны.
• В одних странах (США, Канада, Франция, Греция, Шве ция, Испания, Бельгия, Нидерланды, Португалия) зако нодательство придает коллективным договорам принуди тельную силу. Они исполняются через судебные, админи стративные органы и обеспечены различными формами ответственности за их невыполнение, в том числе уголов ной. В других странах (ФРГ, Дания, Норвегия, Швейца рия) коллективные договоры рассматриваются как обыч ные цивилистические сделки, реализуемые гражданско- правовыми методами. В Италии такими коллективными договорами является большинство действующих коллек тивно-договорных соглашений. В Великобритании коллек тивные договоры, как правило, не наделены обязатель ной юридической силой и считаются "джентльменскими соглашениями", создающими только моральные обязатель ства для сторон. Юридическая обязательность коллектив ного договора существует лишь постольку, поскольку он по четко выраженному или подразумеваемому соглаше нию сторон либо в соответствии с обычаем инкорпориру ется в индивидуальные трудовые договоры — иными сло вами, становится подразумеваемым условием трудовых до говоров тех лиц, на которых распространяется. Сами по себе коллективные договоры в Великобритании приобре тают юридическую силу, только если это четко оговорено в тексте договора. В Бельгии, хотя профсоюзы не наделены статусом юридического лица, они могут от собственного лица подавать иск о нарушении коллективного договора предпринимательской стороной.
• В одних странах, таких, как ФРГ, Швеция, Швейцария, Япония, Бельгия, Ирландия, Дания, Норвегия, Финлян дия, все коллективные договоры, а в Италии большинство из них распространяются по закону лишь на членов орга низаций, заключивших эти договоры; в других странах, в том числе в Испании, Франции, — на всех работников в коллективно-договорной единице независимо от их член ства в профсоюзе, заключившем данный договор. Напри мер, во Франции, если предприниматель связан условия ми коллективного договора, он распространяется на всех его работников. В США коллективный договор распростра няется на всех работников, входящих в коллективно-дого ворную единицу. Во Франции, Бельгии, Нидерландах зако нодательство допускает присоединение к действующему коллективному договору любого профсоюза или предпри нимателя (предпринимательской организации).
• В странах континентальной Европы, а также в Японии, Австралии и канадской провинции Квебек законодатель ство предусматривает механизм принудительного распро странения коллективных договоров, отвечающих опреде ленным условиям, на всех работников какой-либо отрасли или территории, т.е. возможно расширение профессиональ ных и географических рамок коллективного договора. На период действия такой договор приобретает силу публич ного нормативного акта и принудительно осуществляется государственными органами. Его текст обычно публикует ся в официальном органе печати. Процедура заключения обязательных коллективных договоров имеет значительную национальную специфику. Во Франции, например, такие договоры могут заключаться только в рамках комиссий, образованных Министерством труда и состоящих из рав ного числа лиц, выдвигаемых наиболее представительны ми профсоюзами и предпринимательскими организация ми под председательством государственного чиновника. Обязательное содержание этих договоров определено в законе. Прежде чем решать вопрос об их распространении министр труда обязан проконсультироваться с Националь ной комиссией по коллективным договорам и учесть ее заключение. В ФРГ коллективный договор, если он охва тывает своим действием, по крайней мере, 50% соответ ствующего подразделения, может быть распространен ми нистром труда на весь персонал подразделения.
• За неисполнение коллективного договора установлена юри дическая ответственность: гражданско-правовая, админис-
тративная, уголовная. Форма ответственности зависит от юридической природы конкретного коллективного договора. Для рассмотрения споров по осуществлению коллективных договоров законодательство устанавливает специальную процедуру (судебную, административную, примирительную).
• В большинстве стран коллективные договоры могут изме нить к лучшему (но не к худшему) для работников нормы законодательства. Трудовые договоры, противоречащие ус ловиям коллективных договоров, заменяются последними, если только трудовой договор не устанавливает условия более благоприятные для работника. Однако в ряде стран (Вели кобритания, Ирландия) стороны трудового договора по взаимному согласию вправе изменить условия коллектив ного договора как в лучшую, так и в худшую для работника сторону. Во Франции коллективные договоры не могут из менить, в том числе и в более благоприятную для работни ка сторону, нормы и положения, относящиеся к так назы ваемому абсолютному публичному порядку (запрещение индексации заработной платы, соблюдение компетенции трудовых судов, виды уголовных наказаний и т.п.).
• В США, Канаде, ФРГ, Австрии, Новой Зеландии, Норве гии, Швейцарии, Финляндии, Испании, Швеции забас товки в течение действия коллективного договора запре щены законом. Кроме того, в США, Канаде, Швейцарии, Нидерландах в коллективные договоры включено "усло вие о социальном мире", т.е. об отказе от забастовок и локаутов в период действия коллективного договора, или положение об обязательном мирном разрешении трудово го конфликта через арбитраж, означающее фактически отказ от забастовки до исчерпания мирной процедуры рас смотрения конфликта. "Условие о социальном мире" мо жет быть относительным, т.е. действовать только приме нительно к вопросам, урегулированным в коллективном договоре, или в отдельных, относительно редких случаях абсолютным, т.е. полностью исключающим забастовки и локауты в период действия коллективного договора. Мно гие юристы на Западе считают, что "относительная обя занность мира" является подразумеваемым условием лю бого коллективного договора, даже если оно не зафикси ровано в его тексте. Это мнение основано на применении к коллективным договорам общего принципа договорного права pacta sunt servanda (договоры должны выполняться).
• В США и Финляндии регистрация требуется только в от ношении коллективных договоров государственных служа-
щих. В некоторых других странах, например в Швейцарии, какая-либо государственная или иная регистрация коллективных договоров вообще не предусмотрена. Имеются, однако, страны, в которых коллективные договоры регистрируются в государственных органах либо с целью статистической отчетности, либо для проверки законности включенных в них положений.
• В Японии, США, Канаде, Италии уставы профсоюзов, как правило, требуют ратификации коллективного договора членами профсоюза. В Великобритании, ФРГ, Бельгии, Австрии, Швеции такая ратификация обычно не предусмотрена, а во Франции предусмотрена только в отношении заводских коллективных договоров.
Следует отметить совершенно новое явление в практике коллективно-договорного регулирования труда.
В связи с расширением нормативного содержания коллективных договоров, ростом их числа (в США действует около 150 тыс. коллективных договоров, в ФРГ — 45 тыс., во Франции — 2 тыс.) для сбора и обработки информации о содержании коллективных договоров все шире используются современные технические средства, в том числе ЭВМ. Хранящаяся в памяти компьютеров информация постоянно обновляется; это дает возможность получать сведения о действующих коллективно-договорных нормах. Компьютеры используются также при сборе и обработке данных о коллективно-договорных спорах, выборах коллективно-договорных представителей, об организационных единицах по заключению коллективных договоров, датах прекращения действия различных коллективных договоров и т.д. Нередко компьютеры и математические методы (эконометрические модели) применяются для оценки влияния коллективно-договорных требований на различные стороны экономической деятельности компаний. Вокруг этих вопросов во время коллективных переговоров обычно возникают споры между предпринимателями и профсоюзами. Данные, получаемые с помощью компьютеров, используются профсоюзами для обоснования коллективно-договорных требований, а предпринимателями — для их оспаривания.
Рассмотрим теперь регулирование процедуры коллективных переговоров, которая включает следующие стадии: определение коллективно-договорной единицы; взаимное признание сторон переговоров; разработку и предоставление требований и контртребований; ведение переговоров и заключение коллективного договора; одобрение коллективного договора работниками; государственную регистрацию коллективного договора.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление