КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев И Я 233
значную реакцию в литературе1. На сегодня "новозеландская модель" является исключением. § 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В сферу правового регулирования труда и проблематику трудового права на Западе входит регламентация деятельности организаций работодателей (предпринимателей). В соответствии с конвенцией МОТ № 87 к объединениям работников и предпринимателей применяются в принципе одинаковые нормы, а объединения второго типа трактуются как "профсоюзы предпринимателей", специфика которых состоит в том, что они представляют и защищают социальные и экономические интересы предпринимателей и состоят в большинстве случаев не из индивидуальных лиц (как профсоюзы работников), а из отдельных предприятий. Отсюда делается вывод, что при трактовке вопроса о сторонах коллективного трудового правоотношения следует рассматривать обе стороны: как профсоюзы работников, так и "профсоюзы предпринимателей". Предпринимательские организации расцениваются некоторыми авторами на Западе как преемники средневековых гильдий, но в отличие от последних это добровольные ассоциации, представляющие организации, свободно конкурирующие друг с другом. Современные объединения предпринимателей начали создаваться в более поздний, чем профсоюзы, период — в начале XX в., а общенациональные объединения еще более позднего происхождения (Франция — 1920 г., Великобритания — 1965 г.). Предпринимательские организации, вступающие в разнообразные отношения как с государством, так и с противостоящими им на рынке труда профсоюзами, выполняют три главные функции. Функция защиты членских организаций. Эта функция реализуется как путем оказания воздействия на правительство (лоббистская деятельность), так и осуществлением диалога с профсоюзами. Функция представительства интересов предпринимателей. Эта функция осуществляется в рамках политических структур, например путем дачи советов правительству, оказания экспертной помощи правительственным органам. 1 См.: Ніпсе К., Vranken M. A Controversial Reform of New Zealand Labour Law: the Empoyment Contracts Act 1991 // International Labour Review. 1991. N 4. Если в одних странах, например в США, Японии, ассоциации предпринимателей ограничивают свои функции активностью в политической сфере, то в других (Скандинавские страны, ФРГ, Франция, Бельгия, Италия) организации предпринимателей наряду с политической активностью выступают стороной в коллективных договорах. Информационная, образовательная и консультативная функции. Организации предпринимателей проводят обследования, опросы, готовят статистические сборники, издают информационные, справочные материалы для менеджеров, организуют обучение бизнесу и менеджменту, проводят консультации и экспертизы, оказывают предпринимателям юридическую помощь. Структура предпринимательских организаций неодинакова в разных странах и в группах стран. В Скандинавских странах, ФРГ, Швейцарии, Ирландии созданы организации предпринимателей двух типов. Одни осуществляют только экономические функции (регулирование внутренней и внешней торговли, налоги), а другие — только социально-трудовые. В Великобритании, Франции, Италии, Бельгии экономические и социально-трудовые функции выполняет единая организация предпринимателей (например, в Великобритании — Конфедерация британской промышленности). В некоторых странах законодательная регламентация деятельности профсоюзов дополнена аналогичной регламентацией деятельности организаций предпринимателей. Например, британский Консолидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г. имеет специальный раздел (часть II), посвященный организациям предпринимателей. В этом разделе содержится определение таких организаций, установлен порядок внесения их в особый реестр, их статус, порядок владения собственностью, управления, слияния. По многим из перечисленных вопросов установлены нормы, аналогичные тем, которые регулируют положение профсоюзов. § 3. ОРГАНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ: ПРАВОВОЙ СТАТУС На предприятиях многих западных стран наряду с профсоюзами функционируют органы представительства, избираемые всеми работниками независимо от профсоюзного членства1. 1 В англосаксонских странах, Японии, Финляндии, Швейцарии представительство работников на предприятиях осуществляют в большинстве случаев исключительно профсоюзы. Такие органы существуют почти во всех западноевропейских странах, что в определенной степени вызвано тем, что в этих странах традиционно получили развитие главным образом отраслевые коллективные договоры. Отсутствие или недостаточное развитие коллективно-договорного регулирования труда на предприятиях привело к тому, что вакуум заполнили представительства работников (персонала предприятий). Взаимоотношения профсоюзов и органов представительства трудовых коллективов, их взаимная связь, сотрудничество и воздействие друг на друга, разделение правомочий и юрисдикции, элементы соперничества составляют серьезные проблемы как политического, так и юридического характера. С точки зрения трудового права первостепенное значение имеет разделение полномочий между этими двумя органами. Преобладающее в западной литературе мнение, в известной мере базирующееся на законодательстве, заключается в том, что профсоюзы осуществляют прежде всего и главным образом защитные функции, используя для этих целей коллективные переговоры, а также стачки и другие методы давления на предпринимателей, а органы представительства коллективов предприятий являются по преимуществу инструментом соучастия работников в управлении, налаживания сотрудничества с администрацией. Функции профсоюзов на предприятии в условиях "двухка-нального представительства" в наибольшей мере очерчены в законодательстве ФРГ. Профсоюзы в стране контролируют проведение выборов в производственные советы, многие аспекты их деятельности. Им предоставлено право ставить перед судом вопрос о ликвидации производственного совета, если он не выполняет своих обязанностей, нарушает закон. Профсоюзы организуют обучение членов производственного совета (в рабочее время, за счет предпринимателя). Представитель профсоюза участвует в заседаниях производственного совета. Конкретные формы организации и функционирования органов представительства трудовых коллективов различны в зависимости от страны1. В одних странах существует лишь один представительный орган коллектива (ФРГ, Австрия), в других (Франция, Люксембург) на предприятиях функционируют два органа представительства: орган представительства трудового коллектива и двусторонний 1 В большинстве стран (ФРГ, Франция, Австрия, Испания, Португалия, Финляндия, Греция) деятельность органов представительства работников на предприятиях отрегулирована особыми законами. В некоторых странах эти вопросы регулируются в коллективных договорах. орган, в котором заседают представители коллектива и администрации, а также профсоюзов (с правом совещательного голоса). Наконец, есть страны, где на предприятиях наряду с профсоюзом легализованы двусторонние органы представительства персонала, т.е. органы, в которых участвуют на паритетных или иных началах представители работников и администрации (Бельгия, Дания, Норвегия, Израиль). Полномочия органов представительства коллективов предприятий затрагивают три главные сферы управления: экономическую; распоряжение рабочей силой (кадровые вопросы); социально-бытовое обслуживание работников. Эти полномочия включают право на информацию; право на консультацию (право обсуждать действия администрации и предлагать альтернативные решения); право на участие в решении (предварительное согласие органа рабочего представительства либо — в определенных случаях — право вето); полномочия по управлению социальными учреждениями на предприятии. Объем этих прав различен в каждой стране, однако общим является то, что наибольшие права органы представительства трудовых коллективов имеют в решении кадровых вопросов, в управлении социальными учреждениями и наименьшие — в отношении технических и экономических проблем. Как пример приведем права, которыми пользуются по закону производственные советы в ФРГ. К их полномочиям относятся: установление времени начала и окончания рабочего дня и перерывов в работе, режима рабочей недели; временное сокращение или увеличение продолжительности рабочего времени; определение места и периодичности выплаты заработной платы; составление графиков отпусков; введение и использование технических средств, с помощью которых осуществляется надзор за поведением работников и результатами их труда; организация работы по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; охрана здоровья работников; организация профессионального обучения на предприятиях; управление социальными учреждениями; определение принципов подбора персонала; распределение жилья; регулирование правил поведения работников; установление норм выработки, критериев введения новых методов оплаты труда, размеров премий; разработка принципов организации работы по сбору рационализаторских предложений. По всем перечисленным вопросам администрация должна действовать по соглашению с производственным советом. Если между ними соглашение не достигнуто, обязательное решение выносится посреднической комиссией с участием представителей сторон и "нейтрального" председателя, а при отсутствии согласия и на этой стадии — судом. Производственные советы предприятий с числом работников более 20 имеют дополнительные права в области найма, увольнений и перемещений работников. Эти права заключаются в правомочии требовать от предпринимателя информации и в возможности наложения вето (в перечисленных законом случаях) на решение администрации. В случае спора окончательное решение выносит суд. В отношении экономических, финансовых, а также технических аспектов деятельности предприятия, в частности изменения его производственного профиля, структуры, внедрения новой техники, производственному совету принадлежит лишь право требовать информацию, высказывать свое мнение. Оно необязательно для предпринимателя, которому принадлежит окончательное решение. Законодательное и коллективно-договорное определение полномочий органов трудового коллектива в странах Запада отражает, как я полагаю, определенный баланс сил и интересов в сфере управления производством, сочетание единоначалия, прав и полномочий собственника, которому принадлежит последнее слово в решении принципиальных технических, организационных и экономических вопросов, и подключения в той или иной форме и степени представителей персонала к решению многих социальных и кадровых вопросов. Такой порядок не только не подрывает нормальной деятельности предприятий, но и способствует во многих случаях повышению эффективности их работы. § 4. СОУЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ И ПРОФСОЮЗОВ В УПРАВЛЕНИИ КОРПОРАЦИЯМИ Во многих странах Запада участие работников и профсоюзов распространяется на более высокий, чем предприятие, уровень хозяйственного управления, т.е. на уровень компаний, фирм, концернов, где принимаются многие стратегические решения, относящиеся к хозяйственной деятельности предприятий, структуре, порядку их работы, технической и кадровой политике, инвестициям. Особенно развитая и дифференцированная система такого соучастия сложилась в ФРГ. Она имеет три модели. В горнодобывающей и металлургической промышленности наблюдательные советы компаний, имеющих форму акционерных обществ, компаний с ограниченной ответственностью, холдинговых компаний, насчитывающих более 1 тыс. работников, состоят наполовину из представителей владельцев капитала (акционеров), наполовину из представителей трудящихся. Во главе наблюдательного совета стоит "нейтральный" председатель, кандидатура которого подлежит одобрению обеих сторон. Его голос имеет решающее значение при равном соотношении голосов делегатов от акционеров и работников. Он выполняет также посреднические функции при возникновении разногласий между двумя представительствами (от акционеров и работников). В состав правления компании вводится особая должность — директор по труду, чье назначение или увольнение требует согласия большинства членов наблюдательного совета от работников. Он занимается социальными и кадровыми вопросами. Вторая модель, которая распространяется на все отрасли промышленности, кроме горнодобывающей и металлургической, предусматривает, что наблюдательный совет крупных компаний с числом занятых более 2 тыс. человек состоит из равного числа представителей акционеров и работников. Председатель наблюдательного совета избирается большинством в 2/3 голосов членов совета. Если ни один из предложенных кандидатов не может набрать такое большинство, председателя наблюдательного совета избирают представители акционеров. В случае патовой ситуации при голосовании решающим является голос председателя наблюдательного совета. В отличие от соучастия в горнодобывающей и металлургической промышленности директор по труду избирается наблюдательным советом в обычном порядке, как и остальные члены правления, не считается представителем работников и не подвергается их контролю. Наконец, в рамках третьей модели в компаниях с числом занятых до 2 тыс. человек наблюдательные советы состоят из представителей работников на '/3- Должность директора по труду не предусмотрена. Система соучастия профсоюзов и трудящихся в управлении делами концернов и иных корпораций существует в Австрии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Дании, Швеции, Люксембурге1. Однако только в Люксембурге в полной мере воспринят германский опыт "соучастия". В частности, предусмотрена дол- 1 Во всех перечисленных странах в избрании представителей трудящихся в наблюдательные советы участвуют органы трудовых коллективов. жность директора по труду. В других странах германский вариант воспринят лишь частично. Представители трудящихся составляют У3 состава наблюдательных (административных) советов крупных и средних фирм. Должность директора по труду отсутствует. В Австрии для избрания правления требуется большинство голосов не только наблюдательного совета, но и входящих в него представителей акционеров. В некоторых странах (Ирландия) профсоюзы выдвигают своих представителей в совет директоров только на государственных предприятиях. Оценивая законодательство об участии профсоюзов и работников в управлении корпорациями, следует отметить, что оно вместе с другими формами приобщения наемных работников и их организаций к управлению производством на разных уровнях выполняет важные функции по уменьшению отчуждения работников от средств производства, повышению их заинтересованности в труде, причастности к деятельности предприятия или, иными словами, по активизации человеческого фактора. В числе прочего соучастие работников повышает легитимность и эффективность управления, авторитет управленческих решений, учитывающих законные интересы и чаяния работников. Возможность оказывать влияние на управленческие решения улучшает трудовую мораль. Наиболее умные и проницательные деятели Запада давно доказывают насущную необходимость демократизации и очеловечивания формализованных иерархических структур, присущих применению наемного труда. Соучастие работников рассматривается как один из важнейших рычагов экономического роста и социальной стабильности. При этом отмечается, что традиционные формы соучастия работников в управлении производством (косвенные, коллективные, осуществляемые через представителей и чрезмерно формализированные и юридизированные) постепенно заменяются прямыми, индивидуализированными, неформальными и гибкими формами участия. В свете указанных размышлений представляет интерес опыт Франции. В этой стране 4 августа 1982 г. был принят в порядке эксперимента Закон, который внес определенные новшества в традиционно сложившуюся на Западе институциональную организацию производственной демократии на предприятиях. Работники получили право на самовыражение, т.е. санкционированную законом возможность высказывать непосредственно администрации свое мнение по поводу содержания и орга- низации работы, производственным вопросам, предлагать меры по улучшению условий труда. За такого рода мнения и критические замечания преследовать работников, наказывать их запрещалось. Согласно Закону, работники реализуют право на самовыражение путем активного участия в производственных собраниях и совещаниях, которые проводятся в рабочее время на рабочих местах. Конкретный порядок проведения таких собраний (совещаний) должен определяться в специальных заводских соглашениях, заключаемых путем переговоров руководства предприятия и наиболее представительных профсоюзов. На предприятиях с числом работников более 200 такие соглашения должны были заключаться в обязательном порядке и предусматривать способы организации, периодичность и продолжительность таких собраний (совещаний), а также возможность свободы самовыражения работников и гарантии того, что их замечания и мнения дойдут до руководства и они будут информированы о принятых мерах (обратная связь). На предприятиях с числом работников менее 200, где не заключались обязательные соглашения по данному вопросу, предприниматель обязан был консультироваться с наиболее представительными профсоюзами или с делегатами персонала с целью обеспечения права работников на самовыражение. Анализ практики применения указанного Закона показал целесообразность такого законодательства, особенно с точки зрения интересов производства. 3 января 1986 г. был принят новый Закон о самовыражении работников на предприятии. Он не изменил принципиального содержания прежнего закона, а лишь уточнил некоторые формулировки, внес в него небольшие поправки и дополнения. Согласно новому Закону, право на самовыражение должно предоставлять любому работнику реальные возможности высказывать без боязни свое мнение относительно содержания, условий осуществления и организации труда на предприятии и добиваться от администрации осуществления своих предложений. Закон 1986 г. распространил право работников на самовыражение на все предприятия при условии существования на них профсоюзной организации. Еще одна законодательная новелла. Если на предприятии отсутствует соглашение о самовыражении работников, администрация должна ежегодно проводить переговоры с профсоюзами о его заключении, а при наличии соглашения оно должно перезаключаться один раз в три года.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |