КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев И. Я. 217
ботников в соответствии с инструкциями, полученными от администрации, и правилами внутреннего трудового распорядка заботиться о своей безопасности и здоровье, а также о безопасности других лиц. За нарушение этой обязанности работники в ряде случаев наказываются штрафами. Вместе с тем в США только предприниматели выплачивают штрафы за нарушение правил по безопасности и гигиене труда. Во Франции работник вправе отказаться выполнять опасную для его жизни и здоровья работу. Эффективность применения трудового законодательства в значительной мере зависит от деятельности инспекций труда. Между тем эффективность и действенность инспекций труда, как это широко признано, оставляет желать лучшего. Хотя законодательство предоставляет этой инспекции немало полномочий (право в любой момент посещать предприятия, требовать предъявления необходимых документов и ознакомления с информацией, составлять протоколы, проводить расследования, издавать обязательные распоряжения, налагать штрафы, в ряде случаев прекращать работу предприятий и их подразделений и т.п.), на практике инспекция труда зачастую бессильна что-либо сделать. Причин тому много: недостаточны наказания за действия, препятствующие работе инспекторов; сложна процедура применения законодательства. Во многих случаях инспекция труда лишена права непосредственно привлекать к ответственности виновного предпринимателя, а должна обращаться в административные либо судебные органы, которые далеко не всегда поддерживают позицию инспектора, соглашаются с его доводами и привлекают виновных к ответственности. Только в отдельных странах (в Великобритании, Нидерландах, Норвегии) инспекторам труда предоставлено право при чрезвычайных обстоятельствах временно закрывать предприятия либо издавать обязательные приказы (например, об эвакуации персонала). Во Франции в этих случаях инспектора вправе обращаться в суд, который рассматривает такое обращение в ускоренном порядке.
Но главное даже не в формальных недостатках тех или иных законодательных положений, касающихся функций и полномочий инспекции труда. Эффективность надзора ослабляется прежде всего небольшой численностью этой инспекции, недостатками в ее практической работе. За последние годы во многих западных странах приняты меры по совершенствованию контроля за осуществлением и соблюдением норм по охране труда. В законодательстве предусмотрено обязательное (ФРГ, Австрия, Япония) или факультативное (Ве- ликобритания, Канада, Австралия) создание на предприятиях служб по технике безопасности и назначение администрацией лиц, которые призваны обеспечивать соответствующий контроль (инженеры по технике безопасности). Немало стран, где в обязательном либо факультативном порядке предусмотрено образование служб по производственной санитарии, назначение заводских врачей. Важным новшеством в законодательстве стали предписания о создании на крупных и средних предприятиях комитетов по технике безопасности и производственной санитарии, формируемых на двусторонней основе из представителей администрации и работников и имеющих обычно консультативные функции1. Членам этих комитетов предоставляется по определенным нормативам кредит оплачиваемых часов. Они защищены от произвольных увольнений. Комитеты по технике безопасности и производственной санитарии планируют и координируют работу в данной области, обеспечивают работников информационными материалами, обучают их безопасным приемам труда.
В ряде стран наряду с государственной инспекцией труда введен общественный контроль за охраной труда. В Дании, Финляндии работники избирают общественных инспекторов труда; в Великобритании, Швеции инспекторов труда выделяют (выдвигают) профсоюзы; в ФРГ, Австрии, Испании их назначает администрация из числа работников. Британским профсоюзным инспекторам дано право расследовать причины производственного травматизма, делать представление администрации, защищать интересы работников в спорах, связанных с охраной труда, проводить периодические проверки рабочих мест. Администрация обязана консультироваться с профсоюзными инспекторами по вопросам гигиены и безопасности труда. Они получают оплачиваемое время для выполнения своих функций.,,, Шведские делегаты по безопасности труда представляют работников по вопросам техники безопасности и производственной санитарии и ведут работу по обеспечению безопасных условий труда, соблюдению правил производственной гигиены. Они стараются вовлечь в эту деятельность как можно больше работников. Предприниматель обязан предоставлять делегатам по безо- 1 Во Франции и Бельгии предприниматель обязан регулярно передавать указанным комитетам информацию о потенциальной угрозе для работников производственных вредностей, а в Греции — о предполагаемом влиянии на производственную среду внедрения новой техники. пасности труда необходимую информацию и документы. Если определенная производственная операция создает серьезную опасность для жизни и здоровья работника, а администрация бездействует, делегат по безопасности труда вправе приостановить ее до окончательного решения государственного инспектора труда. Во Франции законодательство предусматривает создание на предприятиях с числом работников более 250 социальной службы по проблемам труда. Персонал службы назначается по соглашению между администрацией и комитетом предприятия, а при отсутствии договоренности — инспектором труда. Цели службы — оказание помощи работникам в решении психологических проблем, особенно женщинам, молодежи, инвалидам, пожилым трудящимся. Эти службы должны координировать и поощрять меры администрации и комитета предприятия по решению социальных вопросов; способствовать созданию на предприятии благоприятного психологического климата, удовлетворенности всех работников трудом, предотвращению стрессов, производственного дискомфорта, "производственной тоски".
Во всех странах нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда влечет дисциплинарную, административную, гражданско-правовую (имущественную), а также уголовную ответственность в виде штрафа или тюремного заключения1. Несчастный случай на производстве, вызвавший серьезные последствия, и особенно со смертельным исходом, может стать основанием применения уголовно-правовых норм, не имеющих прямого отношения к обеспечению охраны труда, например смерть или причинение вреда здоровью по неосторожности. Согласно УК Италии и УК Нидерландов, наказания за эти преступления повышаются, если они совершены в связи с трудовой деятельностью. В некоторых странах за нарушение правил по охране труда допускается уголовная ответственность (штраф) в отношении юридического лица (корпорации). Как доказывает жизнь, содержание законодательства при всем его значении само по себе не в состоянии обеспечить соблюдение его нанимателями, подлинную безопасность труда, здоровье работников. Многочисленные факты, приводимые в периодической печати и специальных исследованиях, публикуемых в западных странах, свидетельствуют, что на большом числе предприятий, особенно мелких и средних, условия труда не соответствуют стан- 1 Уголовные кодексы многих стран содержат специальную статью (или несколько статей), устанавливающую ответственность за нарушение правил охраны труда, в ряде случаев весьма значительную, например, согласно УК Италии (ст. 437), — до 10 лет тюремного заключения. дартам безопасности и промышленной гигиены, что наносит ущерб самочувствию и здоровью работников, а нередко угрожает их жизни. Наиболее красноречивым синтетическим показателем неблагополучия в этой области является распространение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Хотя в ряде стран Запада в последнее десятилетие наблюдается общее сокращение производственного травматизма, повсеместно растет численность сердечно-сосудистых и нервно-психических заболеваний, являющихся прямым или косвенным следствием условий производства и жизни. Большое распространение приобрели ранняя инвалидность среди работников, депрессивные состояния, отражающиеся на трудоспособности. Важным фактором, влияющим на производственную среду, становится общая экологическая обстановка, которая в последние десятилетия ухудшилась во всем мире, а особенно в про-мышленно развитых странах. С одной стороны, окружающая среда во все большей степени подвергается негативному воздействию производственных вредностей; с другой стороны, углубляется пагубное воздействие окружающей природной среды на здоровье, самочувствие и трудоспособность работников. Человечество переживает экологический кризис, являющийся следствием стихийной, нерациональной, хищнической эксплуатации природных богатств. Этот кризис выражается в загрязнении атмосферы, водоемов, эрозии почвы, истреблении лесов и др. Все эти факторы, подрывая здоровье, иммунную систему, уменьшая сопротивляемость организма, усугубляют отрицательное влияние производственных факторов, неблагоприятных условий труда на жизнедеятельность работников, делают их более уязвимыми и к сугубо профессиональным вредностям. В ряде случаев негативные воздействия производственной и природной среды на здоровье работников тесно переплетаются и фактически неразделимы. Это означает, что в современных условиях подлинная эффективность мероприятий по безопасности и гигиене труда возможна только тогда, когда она дополняется действенной "экологической защитой", когда охрана производственной среды сочетается с охраной природной среды. Здесь теснейшим образом переплетаются проблемы трудового и экологического права, охраны труда и общечеловеческие проблемы — необходимость обеспечения трудящимся и всему населению благоприятной среды обитания, экологического благополучия, без наличия которого любые меры по технике безопасности и производственной санитарии теряют свой эффект, а иногда даже сводятся на нет. Специальная охрана труда женщин, молодежи, инвалидов и пожилых работников. Перечисленные категории работников нуждаются в повышенной социальной и правовой защите государства, которая находит отражение в трудовом законодательстве всех стран Запада. Правовая охрана труда женщин и специально женщин-матерей заключается в установлении законодательных норм, предусматривающих ограничение продолжительности рабочего времени, запрет или ограничение использования труда на опасных, вредных, подземных работах, в ночное время, предельных норм переноски и передвижения тяжестей, отпуск по беременности и родам (о продолжительности которого в различных странах можно судить по данным табл. 10), отпуск по воспитанию ребенка, запрет или ограничение увольнений женщин во время беременности и в течение определенного времени после родов (обычно до 4—6 месяцев), обязательный перевод беременных женщин и женщин-матерей на более легкую работу без потери в заработной плате, запрет привлекать к работе в выходные и праздничные дни, к сверхурочным работам, к вредным и опасным работам, специальные перерывы для кормления детей. В последние десятилетия во многих странах Запада идет процесс постепенной отмены юридических актов, устанавливающих специальную охрану труда женщин. (Это не относится к охране труда беременных женщин и женщин-матерей). Главный довод в пользу такой отмены — отрицательное влияние законодательства об охране труда женщин на их занятость и принципиальная неприемлемость в современных условиях джендерной охраны труда, развивающей в женщинах чувство неполноценности. Акты по специальной охране женского труда либо ослабляются исключениями и оговорками, либо прямо отменяются, либо объявляются судами противоречащими законам о запрещении дискриминации по признакам пола и лишенными юридической силы (это типично для США). Особенно далеко дело зашло в Скандинавских странах, где, по словам шведского юриста Р. Нильсена, "действующее законодательство характеризуется почти полным отсутствием специальных норм по охране труда женщин"1. Эрозия специального законодательства об охране труда женщин вызывает разноречивую оценку в общественных кругах. Ее
1 International Labour Review. 1980. N 1—2. P. 39. 222 Таблица 10 Продолжительность отпуска по беременности и родам ■ странах Запада
1 Законы об отпусках по беременности и родам существуют в небольшом числе штатов. 2 Из 29-недельного отпуска частично оплачиваются из средств социального обеспече ' 16 недель — минимальный отпуск, но он увеличивается для женщин, имеющих двух и более детей, при рождении близнецов, при патологических родах и т.п. В случае смерти матери после родов отпуск получает отец на срок до 6 недель после рождения ребенка. * Женщинам, работающим в промышленности и в торговле, во время этого отпуска выплачивается 80% заработной платы; сельскохозяйственные работницы получают на период отпуска единовременное пособие. поддерживают предприниматели и феминистские организации. Профсоюзы же дают обычно отрицательную оценку. Понятно, что отмена ограничений в отношении использования труда женщин расширяет предпринимательские прерогативы при найме, т.е. возможности принять на работу любое подходящее для работодателя лицо независимо от пола, без оглядки на какие бы то ни было запреты. Таким образом расширяется свобода выбора работодателей при наборе персонала. Законодательные положения, регламентирующие охрану труда молодежи, определяют минимальный возраст приема на работу (обычно 15—16 лет, а на опасные и вредные работы — 18, иногда 19 лет)1, а во многих странах устанавливают и некоторые другие нормы по охране труда детей и подростков: запрет на работы тяжелые и вредные, опасные, подземные, ночью, аккордной оплаты; удлиненные отпуска; сокращение продолжительности рабочего времени; обязательные врачебные осмотры (при приеме на работу и после трудоустройства в регулярном порядке до достижения 18 лет, а в отдельных странах — до 21 года). Уровень норм по охране труда молодежи различается от страны к стране. Например, специальный удлиненный отпуск для молодежи существует в ФРГ, Италии, Норвегии и отсутствует в других странах. В Италии, Швеции, Испании имеются запреты или ограничения труда подростков в ночное время. В ряде других стран таких норм нет. В некоторых странах действуют предельные нормы переноски тяжестей для несовершеннолетних. Наконец, существуют специальные нормы по охране труда инвалидов. В большинстве стран Запада установлены минимальная квота приема инвалидов на работу, правила о приспособлении машин и механизмов к особенностям работающих инвалидов; введен дополнительный контроль за увольнением инвалидов (согласование с государственными органами); запрещена дискриминация инвалидов при приеме на работу. В ФРГ каждый работодатель, у которого работает более 10 работников, обязан 6% рабочих мест предоставлять инвалидам. Во Франции на предприятиях с числом работников более 10 3% персонала должны составлять инвалиды труда, 10% — инвалиды войны. В Люксембурге предприятия с числом работников более 25 человек обязаны принять по меньшей мере одного инвалида на полный рабочий день. На предприятиях с числом работников более 50 человек бронь для инвалидов — 2%, более 300 человек — 4%. Работодатели, принимающие на работу инвалидов сверх установленной нормы, освобождаются от уплаты взносов в фонд социального страхования на этих работников, и им предоставляется ряд других льгот (налоговых и прочих). Работодатели, не резервирующие, согласно закону, рабочие 1 Вместе с тем предусмотрена возможность понижения минимального возраста до 13—14 лет в определенных случаях (на "легких работах", на работах в сельском хозяйстве, в уличной торговле, на работах, связанных с обучением, с деятельностью во внешкольное время и т.п.). Снижение в некоторых случаях возраста приема на работу не исключает государственный контроль за применением труда детей. Так, во Франции их работа в зрелищных организациях допускается только при наличии разрешения префекта с учетом мнения парламентской комиссии по охране детства. В цирке детям до 16 лет запрещено работать акробатами, дрессировщиками диких животных. Исключение делается только для детей, помогающих родителям. места для инвалидов, обязаны выплачивать компенсационный налог, обычно в пользу фонда занятости, который направляет эти деньги на расширение занятости инвалидов. Особенно широкий круг льгот и удобств для инвалидов, разнообразные меры по охране их труда предусматривает Закон об инвалидах, принятый в 1990 г. в США. Он провозглашает полное равенство инвалидов с другими работниками во всех сферах трудовых отношений. Предусмотрено обязательное сооружение на производствах, где заняты инвалиды, специальных въездов, лифтов, дверей, подъемников, дорожек для преодоления инвалидами с колясками бордюров и подъемов, особых устройств для нормального доступа лиц с потерей слуха к телефонной связи и т.п. Новым явлением в трудовом праве стран Запада стало появление законодательства, норм коллективных договоров об установлении льгот по охране труда пожилых работников (лиц предпенсионного возраста, особенно имеющих длительный трудовой стаж). Льготы эти весьма разнообразны: сокращение продолжительности рабочего времени при частичной компенсации потерь в заработной плате, перевод на более легкую работу, в частности освобождение от многосменной работы, дополнительные отпуска и т.п. В Швеции с 1976 г. действует закон, согласно которому лица предпенсионного возраста вправе просить о сокращении рабочего времени, по крайней мере, на 5 часов в неделю. При этом им может быть компенсировано 50% потерь в заработной плате. В Японии с 1971 г. действует закон № 68 о стабилизации занятости пожилых работников (в редакции 1994 г.). Это подлинный кодекс прав пожилых работников на производстве. В нем предусмотрены многочисленные меры по обеспечению занятости пожилых, комфортных условий их работы, оказанию им помощи в трудоустройстве. Предусмотрено создание специальных государственных органов, призванных заботиться о пожилых трудящихся (центры по использованию производственного опыта пожилых трудящихся, центры по использованию человеческих ресурсов "с сединами на висках"). Все эти новеллы в трудовом законодательстве отнюдь не случайны. В настоящее время кадровая политика администрации предприятий в развитых странах не строится на перманентном омоложении работников, на вытеснении из производства лиц предпенсионного возраста. Стало выгоднее вкладывать средства в сохранение работоспособности носителей высокой квалификации, проявляющих, как правило, большое усердие в труде, чем менять их на молодых работников, требующих больших затрат на профессиональную подготовку. Многие предприниматели считают целесообразным осуществить переподготовку и производственное перепрофилирование пожилых работников, учитывая их прежний производственный опыт и приобретенные навыки в работе1. Бесспорен факт растущей на Западе производительности труда при резко стареющем составе работающего персонала. ■ Глава 3
РЕГУЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (КОЛЛЕКТИВНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО) § 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ С точки зрения теоретических положений, преобладающих в литературе западных стран, право на объединение в профсоюз включает: право работников без какого-либо разрешения государственных органов и бюрократических формальностей создавать по своему выбору профсоюзы и присоединяться к ним при единственном условии — подчинении их уставам; право образовывать федерации и конфедерации; право членов профсоюза свободно избирать своих представителей, участвовать в регулировании внутренней жизни профсоюзов (внутрипрофсоюзная автономия); право свободно, без какого-либо вмешательства государственных властей осуществлять профсоюзную деятельность. Профсоюзная работа с необходимостью предполагает политическую и финансовую независимость профсоюзов от государства, политических партий, предпринимателей, церкви. Это обычно проверяется при осуществлении государственной регистрации профсоюзов. Независимость профсоюзов от предпринимателей обеспечивается, в частности, запретом объединения в одном профсоюзе 1 Как утверждается в докладе, подготовленном МБТ, "физически здоровый пожилой индивид способен сделать больше, нежели более молодые люди... Эмпирические исследования показали, что благодаря нажитому опыту пожилые работники обычно находят способ компенсировать свои недостатки и часто работают лучше, чем молодые сотрудники. Вывод, сделанный на основе многих исследований, сводится к тому, что различия в производительности между возрастными группами обычно намного меньше, чем колебания в пределах каждой возрастной группы". (МБТ. Труд в мире. Вып. 8. М., 1996. С. 8.) работников и администрации. В США, например, как это установлено в законодательстве, если профсоюз включает в свой состав лиц, относящихся к администрации, даже самого низового звена, он не вправе выступать представителем работников в коллективных переговорах. В Дании руководящему персоналу предприятий запрещено входить в профсоюз, объединяющий рядовых работников. Роспуск профсоюза допускается только по решению суда за грубое нарушение закона. Приобретение профсоюзом прав юридического лица не может быть подчинено ограничительным условиям. В большинстве стран в конституциях провозглашено право граждан на объединение (ассоциацию); в ряде стран (Франция, Италия, Япония, Испания, Португалия) право трудящихся на объединение в профсоюз имеет ранг специально установленного конституционного права. Право на объединение в профсоюз обычно трактуется таким образом, что оно включает так называемое негативное право на коалицию. Согласно распространенному в юридической литературе мнению, закрепленному во многих странах в нормативных актах, право на объединение в профсоюз наряду с его прямым, позитивным смыслом с необходимостью означает право не присоединяться к профсоюзу или выйти из него. Из этого делается практический вывод о неправомерности "обязательного юнионизма" ("закрытого цеха", "профсоюзного цеха" и т.п.), т.е. связывания работы с членством в профсоюзе и незаконности каких-либо льгот и привилегий для членов профсоюза по сравнению с не членами профсоюза1. 1 При "закрытом цехе" все работники должны быть членами профсоюза. Наем не членов профсоюза запрещен. При "профсоюзном цехе" вновь нанятый работник обязан в течение определенного времени (обычно 30 дней) вступить в профсоюз для сохранения за собой работы. При "агентском цехе" работник вправе не вступать в профсоюз, но должен платить в профсоюзную кассу сумму, равную членским взносам. "Поддержание членства" означает, что члены профсоюзов для сохранения работы не могут выходить из него (в течение действия коллективного договора). При "предпочтительном найме" при приеме на работу отдается преимущество членам профсоюза, а при увольнении их освобождают в последнюю очередь. "Профсоюзный наем" означает, что предприниматель обязан сообщать профсоюзу об имеющихся вакансиях и принимать на работу лиц, рекомендованных профсоюзом. Разновидностью "обязательного юнионизма" является порядок, согласно которому работники, не являющиеся членами профсоюза в момент подписания коллективного договора, могут не вступать в профсоюз. Но все лица, принятые на работу после подписания договора, должны стать членами профсоюза, а лица, вступившие в профсоюз до подписания договора, должны оставаться ими. В большинстве западных стран "принудительный юнионизм" полностью запрещен или существенно ограничен. Законодательные и иные юридические акты регламентируют вопросы, касающиеся внутренней структуры и функционирования профсоюзов, порядка их взаимоотношений друг с другом, со своими членами, предпринимателями и государством. Они включают как нормы, предоставляющие профсоюзам права, полномочия и льготы1, так и нормы, устанавливающие обязанности профсоюзов перед государством. Законодательство западных стран допускает (прямо или косвенно.) плюрализм профсоюзных отношений, т.е. право работника присоединиться к любому профсоюзу по своему выбору. Наличие профсоюзного плюрализма требует от законодателя решения ряда проблем, которые неизбежно возникают в связи с существованием соперничающих между собой профсоюзных организаций (запрет фаворитизма со стороны предпринимателей в отношении удобных для них профсоюзов и тем более создание "хозяйских" профсоюзов, порядок рассмотрения и разрешения споров между профсоюзами о распределении работы, сфер влияния, юрисдикционных или демаркационных споров). Можно условно подразделить профсоюзные права на две группы: права профсоюзов вне предприятий (в отраслевом или общенациональном масштабах) и права профсоюзов в пределах предприятия. Первый вид прав предусматривает свободное создание и функционирование профсоюзов (право принимать внутрипрофсоюз-ные нормы, формировать свои органы, разрабатывать программу, образовывать федерации, присоединяться к международным организациям и т.п.), стабильность существования (роспуск профсоюза или приостановка его деятельности возможны только через суд по причине грубого нарушения законодательства). Во многих странах запрещены создание компанейских ("домашних") профсоюзов, договоры "желтой собаки"2, вмешательство пред- ' Например, в Швеции Законом о совместных решениях в трудовых отношениях 1976 г. профсоюзам предоставлено "право преимущественного толкования", которое означает, что, когда между предпринимателями и профсоюзами возникают разногласия по толкованию законов и коллективных договоров, до окончательного разрешения спора приоритет имеет толкование профсоюза. Если предприниматель не желает считаться с позицией профсоюза, он несет ответственность даже тогда, когда суд в конечном счете согласится с толкованием, данным предпринимателем. 2 Договоры "желтой собаки" (термин американского происхождения) содержат обязательство работника не вступать в профсоюз в период работы у данного предпринимателя. принимателей во внутрипрофсоюзные дела, дискриминация профсоюзов и работников за принадлежность к профсоюзу, в частности при увольнениях. В ряде стран, например во Франции, Испании, Португалии, Италии, объявлены незаконными любые действия, имеющие целью воспрепятствовать осуществлению профсоюзных прав, установлено уголовное наказание за их нарушение, запрещено наложение ареста на профсоюзные фонды. В Швеции и Финляндии предприниматели должны консультироваться с профсоюзом, прежде чем вводить изменения на производстве, ведущие к увольнениям и перемещениям работников, а в Швеции даже приостановить свое решение о введении производственных новшеств при отсутствии согласия профсоюза. В этом случае они не вправе осуществлять планируемые изменения до завершения переговоров между организациями предпринимателей и профсоюзами на национальном уровне. Важно подчеркнуть, что при отсутствии согласия сторон, т.е. при провале переговоров на местном и национальном уровнях, предприниматель в конечном счете сохраняет право принять решение по собственному усмотрению. Таким образом, здесь идет речь о праве профсоюзов лишь временно приостановить решения администрации (до завершения переговоров на местном или национальном уровнях), а не о праве отменять их (праве вето). В Италии законом предусмотрено, что в случае антипрофсоюзной деятельности предпринимателя претор (судья низшей инстанции) по просьбе местных профсоюзных органов выносит предварительный приказ о запрещении такой деятельности и об устранении ее последствий. Этот приказ действует до вынесения окончательного решения в итоге судебного разбирательства. В США профсоюзы в случае нарушения прав, установленных в законе (вмешательство предпринимателей в профсоюзную деятельность, дискриминация членов профсоюза и т.п.), вправе обратиться в административный орган — Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО) с жалобой на "нечестную трудовую практику" со стороны предпринимателя и добиваться судебного приказа, пресекающего незаконные действия предпринимателя. Законодательством ряда стран (Франция, Бельгия, Италия, Испания) установлены правила, касающиеся предоставления некоторым наиболее многочисленным и влиятельным профсоюзам, статуса "наиболее представительного профсоюза", получающего определенные преимущества, льготы и полномочия при осуществлении представительства работников перед государственными органами, в ходе коллективных переговоров, трудовых споров, при выборах в органы представительства работников на предприятии и т.д. Необходимость понятия "наиболее представительный профсоюз" вызвана признанием плюрализма профсоюзного движения и наличием различных по своей численности и влиянию профсоюзов. Существуют различные критерии принадлежности профсоюза к категории "наиболее представительный профсоюз". Их можно сгруппировать следующим образом: • количественные (численность членов, общие размеры взно • качественные (независимость, опыт, длительность суще • институциональные (участие в органах функционального • функциональные (участие в заключении общенациональ Профсоюзам предоставлены определенные права на предприятиях. Во-первых, это полномочия, необходимые для нормального осуществления организационной деятельности: вывешивать на особой доске объявления, касающиеся профсоюзных дел; распространять пропагандистские материалы (во внерабочее время); собирать членские взносы во внерабочее время и вне рабочих мест (иногда на рабочих местах)1; вербовать новых членов; проводить профсоюзные собрания (во Франции, ФРГ, Испании — во внерабочее время и вне рабочих мест, в Греции — во внерабочее время на рабочих местах, а в Италии, Португалии — в пределах установленного максимума часов и в рабочее время (т.е. с оплатой потерянных рабочих часов)). На крупных и средних предприятиях в распоряжение профсоюзов передается отдельное помещение. Во-вторых, неосвобожденным профсоюзным работникам на предприятиях предоставляется оплачиваемое время для выполнения своих функций, а в некоторых странах, кроме того, оплачиваемый (или неоплачиваемый) отпуск для профсоюзной 1 Во многих странах допускается с согласия работника автоматический вычет администрацией профсоюзных взносов из заработной платы. Во Франции, однако, это запрещено законом. учебы или участия в работе отраслевых или общенациональных профсоюзных органов. В-третьих, во многих странах работники, избранные в профсоюзные органы предприятий, пользуются дополнительной защитой при увольнениях (а в ряде стран — и при переводе на другую работу). В этих случаях требуется согласие административного органа (инспектора труда), либо профсоюза, либо самого работника. В Финляндии увольнение профсоюзного организатора ("цехового старосты") допускается только с согласия большинства представляемых им работников (за исключением увольнения за грубое дисциплинарное нарушение). Защита профсоюзных активистов, как уже отмечалось, обычно распространяется не только на период пребывания их на выборных должностях, но и в течение определенного времени (до двух лет) после прекращения выборной работы в профсоюзах. Важное значение имеет запрет дискриминации за принадлежность к профсоюзу и профсоюзную деятельность. Это относится к увольнениям, поощрениям и наказаниям, заработной плате. В ряде стран, например во Франции, Японии, законодательство запрещает дискриминацию за принадлежность к профсоюзу и профсоюзную деятельность и при приеме на работу. Обычно предусмотрена консультация с профсоюзами при осуществлении коллективных увольнений. В законодательстве отдельных стран (например, Великобритании) закреплены права профсоюзов в области охраны труда (создание наряду с государственной профсоюзной инспекции труда). Имеются страны, где профсоюзам предоставлены особые процессуальные права. Так, во Франции профсоюзы по собственной инициативе или по просьбе работника могут представлять его в суде и даже заменить его в судебном разбирательстве. Профсоюзам предоставлено право осуществлять в суде защиту коллективных интересов работников определенной профессиональной категории. Коллективные договоры в регулировании профсоюзных прав играют меньшую роль, чем законодательство. Они конкретизируют, уточняют, а иногда и улучшают законодательные положения о правах профсоюзов (Франция), а в странах с развитой системой коллективных договоров или при отсутствии детального законодательства о профсоюзах устанавливают права, дополняющие законодательство или восполняющие его пробелы. Чаще всего в коллективные договоры включаются положения о запрещении дискриминации за принадлежность к профсоюзу и профсоюзную деятельность, о правах профсоюзных представителей на предприятии, о порядке признания профсоюза в качестве коллективно-договорного представителя группы работников, об установлении различных видов принудительного юнионизма "профсоюзной безопасности". Последнее характерно для англосаксонских стран и обычно допустимо в рамках, определенных законами. Профсоюзы, как уже подчеркивалось, имеют не только права, но и обязанности. Они отвечают за их нарушение, за любые антизаконные действия. Профсоюзы подвергаются имущественной ответственности (за счет профсоюзных фондов), а их функционеры — административной и уголовной ответственности. Принимаются меры против монополизации профсоюзами руководства экономической борьбой трудящихся. Это обеспечивается в ряде стран предоставлением права заключать коллективные договоры не только профсоюзам, но и другим представительным органам работников1; это же относится к праву руководить забастовочными выступлениями трудящихся (это право предоставляется обычно любому органу по усмотрению работников). Государственный надзор и контроль за деятельностью профсоюзов осуществляется путем их регистрации в государственном органе и предоставления ему для проверки профсоюзной документации, сведений, касающихся деятельности профсоюзов. Регистрация профсоюзов проводится почти во всех странах. Различия заключаются в категоричности требования о регистрации, в порядке ее проведения, в характере отчетности профсоюзов, в объеме льгот, которыми пользуется зарегистрированный профсоюз. В большинстве стран регистрация факультативна, но не подчинившийся установленному порядку профсоюз не получает определенных льгот. Эти льготы различны в зависимости от страны: например, статус "независимого" профсоюза и налоговые послабления, право быть признанным единственным представителем данной категории работников при коллективных переговорах, принуждать предпринимателя вести коллективные переговоры, право заключать любые коллективные договоры или договоры, имеющие общеобязательную силу, право юридического лица, доступ в государственные органы по разрешению трудовых споров. В США, однако, регистрация профсоюзов строго обязательна, а ее нарушение влечет уголовную ответственность профсоюзных руководителей. 1 Например, в США законодательство предоставляет право заключать коллективные договоры любой "рабочей организации", в том числе профсоюзам. Рассмотрение правового положения профсоюзов в странах Запада было бы неполным, если не затронуть особую трактовку свободы ассоциации и профсоюзных прав в законодательстве Новой Зеландии. Закон 1991 г. относительно договоров о труде полностью исключает из своего содержания понятия "профсоюз", "профсоюзные права". Для обозначения любого объединения трудящихся в Новой Зеландии применяется термин "организация работников". Такая организация не подлежит специальной государственной регистрации, хотя приобретает статус юридического лица как одна из разновидностей организаций некоммерческого характера, и не пользуется правами, традиционно принадлежащими профсоюзам. Из смысла Закона вытекает, что организацией работников может быть не только профсоюз, но и любая иная организация, защищающая права и интересы людей труда. Профсоюзы рассматриваются как одна из многих организаций трудящихся, которые осуществляют в определенной сфере представительские функции на своего рода "коммерческих началах" в рамках гражданско-правового законодательства о представительстве и при наличии выраженного желания работников на такое представительство. При такой постановке вопроса профсоюзы теряют прежний "привилегированный" статус, традиционные профсоюзные права и тем более льготы, выделяющие их из ряда других общественных объединений. Почти все нормы ранее действовавшего в Новой Зеландии законодательства о профсоюзах, предоставлявшие им определенные права и прерогативы в области труда и трудовых отношений, отменены. Это относится и к исключительному праву профсоюзов представлять работников на коллективных переговорах и при рассмотрении трудовых споров. От прежнего профсоюзного законодательства Новой Зеландии после 1991 г. осталось лишь положение Закона 1908 г., которое предусматривает, что профсоюзная деятельность не должна рассматриваться как преступный заговор и не подлежит уголовной ответственности. "Новозеландская модель" считается крайним воплощением в трудовом законодательстве идей либерализма, расценивающего деятельность профсоюзов и традиционные профсоюзные права как анахронизм, пережиток промышленной эры и как препятствие экономическому прогрессу в постиндустриальном обществе. Отметим, что такая трактовка роли профсоюзов рассматривается многими на Западе как экстремизм и вызывает неодно-
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |