КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Порядок рассмотрения трудовых конфликтов в странах Запада
««. Нормы, охраняющие собственность, имущественные права, — особенно серьезная угроза для участников "сидячих" стачек. Уголовно-правовые наказания могут применяться за участие в некоторых видах "незаконных" забастовок за акты насилия, сопровождающие забастовку, либо за "действия, вытекающие из забастовок". Приведем некоторые примеры. В Японии, согласно Закону о государственной службе (ст. ПО) 1948 г., государственные чиновники — участники стачек караются тюремным заключением до трех лет или штрафом до 10 тыс. иен. По толкованию Верховного суда уголовной ответственности подвергаются только зачинщики и руководители таких забастовок. В Италии уголовной ответственности подлежат участники стачек в государственных и общественных службах, если такие стачки подрывают порядок и дезорганизуют "существенные услуги". В США забастовка чиновников федеральных государственных учреждений наказывается как уголовное преступление, а забастовщики лишаются права работать в государственном аппарате. Чаще всего забастовщики становятся объектом уголовных санкций за "действия, вытекающие из забастовки". В этом случае участники подвергаются ответственности за преступления, имеющие подчас косвенное отношение к забастовкам как к таковым. К ним относятся преступления против государственных властей (восстание, мятеж, заговор), против общественного порядка, личности (угрозы, оскорбления, запугивание, шантаж, побои, обман, захват заложников — членов администрации, блокирование движения транспорта) или против имущества предпринимателя (захват предприятия, воспрепятствование вывоза продукции). Эти действия иногда именуются промышленным саботажем. На практике уголовные санкции большей частью применяются в двух случаях: против покушений на "свободу труда", т.е. против действий, предпринимаемых забастовщиками (забастовочными пикетами) с целью не допустить на предприятие штрейкбрехеров, и против участников "сидячих" забастовок. В числе новейших методов борьбы с забастовками в ряде стран (США, Нидерланды, Израиль) — предоставление любым гражданам, испытавшим неудобство в связи с забастовкой, или заинтересованным организованным группам права требовать принятия судом приказа, запрещающего стачку, нанесшую ущерб "общественности", и добиваться возмещения такого ущерба. Комитет экпертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций охарактеризовал эти законодательные новшества как "еще одно препятствие осуществлению права на забастовку пу- тем предоставления неопределенному числу третьих лиц, интересы которых косвенно затронуты забастовкой, возможности воевать с забастовщиками и профсоюзами"1. Хотя в регламентации забастовок на Западе нередко проявляются открыто насильственные аспекты, следует признать, что она далеко не сводится к прямым запретам и подавлению, является довольно гибкой и подчинена главной стратегической задаче — институционализировать трудовые конфликты. Этой же цели подчинена регламентация локаутов. В этой области наблюдается значительные различия по странам. Существуют следующие варианты регулирования локаутов: —локауты незаконны (Италия, Португалия, Греция); —локауты законны (Швеция, Новая Зеландия). В остальных странах законность или незаконность локаутов зависит от обстоятельств трудового конфликта и определяется в каждом конкретном случае судом. Обычно наступательный локаут, т.е. локаут, используемый предпринимателем для того, чтобы навязать свои условия работникам при отсутствии забастовки, признается незаконным, а оборонительный локаут, осуществленный как реакция на забастовку, — законным. Во многих странах судами сформулированы критерии законности локаутов и иные регулирующие их нормы. Так, в ФРГ законный локаут должен быть крайней мерой "трудовой борьбы"1 и не иметь целью уничтожение другой стороны; не выходить за рамки коллективно-договорных споров; быть пропорциональным действиям профсоюзов. Во Франции локаут законен, если он является ответом на стачку, которая привела к полному разрушению предприятия или угрожает безопасности персонала или других лиц или сохранности собственности предприятия. Как правило, локаут не прерывает, а лишь приостанавливает трудовое отношение. В Испании локауты допускаются, когда они необходимы для защиты жизненных интересов предпринимате-лей.Эта необходимость может возникнуть, когда стачка создает угрозу насилия в отношении персонала или повреждения имущества предпринимателя. Предприниматель должен сообщить за 12 часов о предполагаемом локауте, и он может продолжаться только необходимое время. Локауты не прекращают, а приостанавливают трудовые отношения и могут быть прекращены по 1 Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized Market Economies. P. 498. решению властей. В Ирландии незаконным считается локаут, объявленный в ответ на забастовку, если предприниматель не восстанавливает всех работников после прекращения забастовки и возобновления работы. § 7. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ОРГАНЫ ДВУСТОРОННЕГО И ТРЕХСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА Социальное партнерство рассматривается на Западе как социологическое и этическое понятие и организационный принцип, включающий сотрудничество социальных партнеров сторон коллективных трудовых отношений. Одна из глобальных задач трудового права — определить юридические рамки социального партнерства, установить и институциализировать наиболее рациональные и действенные методы сопоставления и примирения противостоящих друг другу в сфере труда и трудовых отношений сил и интересов. Правовые рамки социального партнерства — это комплекс юридических норм, регулирующих статус и права профсоюзов и организаций предпринимателей, их сотрудничество на предприятиях и вне их; коллективные договоры, особенно в той части, в какой они содействуют смягчению трудовых конфликтов (обязанность социального мира в период действия договора); регулирование коллективных трудовых споров в первую очередь путем переговоров и достижения взаимоприемлемых компромиссов на основе двустороннего и трехстороннего сотрудничества (бипартизм и трипартизм)1. Во многих странах Запада двустороннее и трехстороннее сотрудничество социальных партнеров институциально оформлено в виде особых органов, занимающих важное место как в системе государственной власти, так и в структурах гражданского общества. Созданные большей частью после второй мировой войны, эти органы достаточно укоренились, по крайней мере, в странах континентальной Европы, доказали свою полезность, приобрели значительный авторитет и оказывают влияние на правовое регулирование труда. 1 Подробнее см.: Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства. Ярославль, 1997; Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. Такие органы существуют во Франции (Экономический и социальный совет), в Италии (Национальный совет по вопросам экономики и труда), в Канаде (Совет по трудовым отношениям), в Бельгии (Национальный совет по труду), в Нидерландах (Экономический и социальный совет, Совет труда), в Австралии (Консультативный комитет по экономическим и социальным проблемам), в Дании (Совет сотрудничества), в Португалии (Постоянный совет социальных консультаций), в Ирландии (Экономический и социальный совет и Конференция предпринимательства и труда). Названные органы формируются на постоянной основе и имеют юридический статус, определенный в законах и в административных актах, которые устанавливают их задачи, правомочия, а также состав и структуру, как правило, на трехсторонней основе (государственные чиновники или "независимые лица", назначаемые правительством; представители организаций предпринимателей и профсоюзов), иногда на двусторонней основе (представители профсоюзов и организаций предпринимателей). В Нидерландах, например, Экономический и социальный совет — трехсторонний орган, Совет труда — двусторонний. Полномочия этих органов носят, как правило, совещательный характер, однако их роль в налаживании социального партнерства, двустороннего и трехстороннего сотрудничества, обеспечении социальной стабильности весьма велика. Создание консультативных органов из представителей организаций, действующих в экономической и социальной сферах, позволяет осуществлять воздействие гражданского общества на государство и его политику. И это весьма важно с точки зрения развития демократии и общественного прогресса. Глава 4 ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО) § 1. ТИПОЛОГИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ Типология трудовых споров — исходное начало организации и функционирования трудовой юстиции, выбора наиболее целесообразных способов разрешения противоречий в области труда. На Западе общепринятой является классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету спора на четыре главных вида: коллективные; индивидуальные; конфликты интересов (экономические) и конфликты права (юридические)1. Эта типология привязана к характеру и масштабам воздействия конфликта на интересы работников, на условия труда, на их юридическую регламентацию и, наконец, к тому, соотносится ли данный трудовой конфликт с установлением, изменением либо применением (толкованием) правовых норм. Конфликты интересов возникают в связи с требованиями установления новых или изменения существующих условий труда; конфликты права касаются применения или толкования норм, установленных законами, коллективными договорами либо другими правовыми актами. Иными словами, экономический трудовой спор возникает в связи не с конкретным правом, зафиксированным в законе, а с претензиями (требованиями) сторон улучшить свое положение по сравнению с законом или иным нормативным актом. Юридический же трудовой спор возникает обычно в связи с жалобой работника (работников) на нарушение прав, закрепленных в законодательстве или в договорах по труду2. Исход экономического спора зависит от соотношения сил сторон и может дать одной из них экономическую выгоду, дополнительные права и льготы. Исход же юридического спора — осуществление толкования и реализация действующего права. Конфликты интересов должны быть урегулированы в согласительном порядке на основании компромисса. Требования сторон опираются в этом случае на справедливость, целесообразность, здравый смысл, общественные интересы, реальные возможности и т.п. Конфликты права возникают при нарушении (действительном или мнимом) прав, установленных юридическими актами. Например, работники требуют восстановления нарушенного права либо устранения препятствия в его реализации. Такие конфликты решаются на основании применения и толкования законодательства. Индивидуальные и коллективные трудовые конфликты затрагивают в первом случае интересы отдельных лиц, а во втором — групп (коллективов). 1 Здесь и далее термины "трудовой спор" и "трудовой конфликт" применяются как синонимы. г Юридический спор может возникнуть и по инициативе предпринимателя, например по его жалобе на неисполнение профсоюзом коллективно-договорного условия социального мира. 18 Киселев И. Я. 265 Приведенная классификация характеризуется тем, что грань между двумя группами конфликтов (коллективными и индивидуальными, экономическими и юридическими) не является четкой. Конфликты находятся как бы в разных плоскостях, которые частично пересекаются. Если индивидуальные конфликты обычно являются юридическими, так как столкновение предпринимателя и работника возникает, как правило, в связи с применением правовых норм, то коллективные могут быть как экономическими, так и юридическими. Отсюда вытекает, что экономические конфликты обычно бывают коллективными, а юридические — как коллективными, так и индивидуальными. Способы разрешения трудовых конфликтов менее дифференцированы, чем их виды. Таких способов только два: рассмотрение спора в судебных или административных органах и примирительно-третейское разбирательство. Применение этих двух процедур характеризуется на Западе большой гибкостью: в различных странах можно видеть их самые разнообразные сочетания и переплетения, причем в каждой стране наблюдается существенная специфика. Единственное общее правило: коллективные экономические споры обычно рассматриваются в рамках примирительно-третейской процедуры, поскольку нередко ведут к созданию новых правовых норм. Это выходит за рамки деятельности судебных и административных органов, которые обычно рассматривают юридические споры. В зависимости от страны для рассмотрения каждого вида спора применяется либо одна, либо другая, либо обе процедуры. Выбор той или иной процедуры зависит в значительной мере от того, каков критерий подразделения трудовых конфликтов в данной стране, и здесь также наблюдаются большие различия (см. табл. И). Хотя примирительно-третейский метод и сопутствующие ему институты укоренились и имеют широкое распространение, особенно в англосаксонских странах, во многих государствах, особенно в странах континентальной Европы и в Израиле, ведущая роль при разрешении определенных категорий трудовых споров принадлежит специализированной трудовой юстиции. Рассмотрим подробнее способы рассмотрения и разрешения трудовых споров в странах Запада. Таблица 11
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |