Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок рассмотрения трудовых конфликтов в странах Запада




««.


Нормы, охраняющие собственность, имущественные права, — особенно серьезная угроза для участников "сидячих" стачек.

Уголовно-правовые наказания могут применяться за участие в некоторых видах "незаконных" забастовок за акты насилия, сопровождающие забастовку, либо за "действия, вытекающие из забастовок". Приведем некоторые примеры. В Японии, согласно Закону о государственной службе (ст. ПО) 1948 г., государствен­ные чиновники — участники стачек караются тюремным зак­лючением до трех лет или штрафом до 10 тыс. иен. По толкова­нию Верховного суда уголовной ответственности подвергаются только зачинщики и руководители таких забастовок. В Италии уголовной ответственности подлежат участники стачек в госу­дарственных и общественных службах, если такие стачки под­рывают порядок и дезорганизуют "существенные услуги". В США забастовка чиновников федеральных государственных учрежде­ний наказывается как уголовное преступление, а забастовщики лишаются права работать в государственном аппарате.

Чаще всего забастовщики становятся объектом уголовных санкций за "действия, вытекающие из забастовки". В этом слу­чае участники подвергаются ответственности за преступления, имеющие подчас косвенное отношение к забастовкам как к та­ковым. К ним относятся преступления против государственных властей (восстание, мятеж, заговор), против общественного порядка, личности (угрозы, оскорбления, запугивание, шан­таж, побои, обман, захват заложников — членов администра­ции, блокирование движения транспорта) или против имуще­ства предпринимателя (захват предприятия, воспрепятствование вывоза продукции). Эти действия иногда именуются промыш­ленным саботажем.

На практике уголовные санкции большей частью применяют­ся в двух случаях: против покушений на "свободу труда", т.е. про­тив действий, предпринимаемых забастовщиками (забастовочными пикетами) с целью не допустить на предприятие штрейкбрехе­ров, и против участников "сидячих" забастовок.

В числе новейших методов борьбы с забастовками в ряде стран (США, Нидерланды, Израиль) — предоставление любым граж­данам, испытавшим неудобство в связи с забастовкой, или за­интересованным организованным группам права требовать при­нятия судом приказа, запрещающего стачку, нанесшую ущерб "общественности", и добиваться возмещения такого ущерба.

Комитет экпертов МОТ по применению конвенций и реко­мендаций охарактеризовал эти законодательные новшества как "еще одно препятствие осуществлению права на забастовку пу-


тем предоставления неопределенному числу третьих лиц, инте­ресы которых косвенно затронуты забастовкой, возможности воевать с забастовщиками и профсоюзами"1.

Хотя в регламентации забастовок на Западе нередко прояв­ляются открыто насильственные аспекты, следует признать, что она далеко не сводится к прямым запретам и подавлению, явля­ется довольно гибкой и подчинена главной стратегической за­даче — институционализировать трудовые конфликты.

Этой же цели подчинена регламентация локаутов. В этой об­ласти наблюдается значительные различия по странам. Суще­ствуют следующие варианты регулирования локаутов:

—локауты незаконны (Италия, Португалия, Греция);

—локауты законны (Швеция, Новая Зеландия).

В остальных странах законность или незаконность локаутов зависит от обстоятельств трудового конфликта и определяется в каждом конкретном случае судом. Обычно наступательный ло­каут, т.е. локаут, используемый предпринимателем для того, чтобы навязать свои условия работникам при отсутствии забас­товки, признается незаконным, а оборонительный локаут, осу­ществленный как реакция на забастовку, — законным.

Во многих странах судами сформулированы критерии закон­ности локаутов и иные регулирующие их нормы. Так, в ФРГ законный локаут должен быть крайней мерой "трудовой борь­бы"1 и не иметь целью уничтожение другой стороны; не выхо­дить за рамки коллективно-договорных споров; быть пропорци­ональным действиям профсоюзов. Во Франции локаут законен, если он является ответом на стачку, которая привела к полному разрушению предприятия или угрожает безопасности персона­ла или других лиц или сохранности собственности предприятия. Как правило, локаут не прерывает, а лишь приостанавливает трудовое отношение. В Испании локауты допускаются, когда они необходимы для защиты жизненных интересов предпринимате-лей.Эта необходимость может возникнуть, когда стачка создает угрозу насилия в отношении персонала или повреждения иму­щества предпринимателя. Предприниматель должен сообщить за 12 часов о предполагаемом локауте, и он может продолжаться только необходимое время. Локауты не прекращают, а приоста­навливают трудовые отношения и могут быть прекращены по

1 Comparative Labour Law and Industrial Relations in Industrialized Market Economies. P. 498.


решению властей. В Ирландии незаконным считается локаут, объявленный в ответ на забастовку, если предприниматель не восстанавливает всех работников после прекращения забастов­ки и возобновления работы.

§ 7. ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: ОРГАНЫ ДВУСТОРОННЕГО И ТРЕХСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Социальное партнерство рассматривается на Западе как со­циологическое и этическое понятие и организационный прин­цип, включающий сотрудничество социальных партнеров сто­рон коллективных трудовых отношений. Одна из глобальных задач трудового права — определить юридические рамки социального партнерства, установить и институциализировать наиболее ра­циональные и действенные методы сопоставления и примире­ния противостоящих друг другу в сфере труда и трудовых отно­шений сил и интересов.

Правовые рамки социального партнерства — это комплекс юридических норм, регулирующих статус и права профсоюзов и организаций предпринимателей, их сотрудничество на пред­приятиях и вне их; коллективные договоры, особенно в той ча­сти, в какой они содействуют смягчению трудовых конфликтов (обязанность социального мира в период действия договора); регулирование коллективных трудовых споров в первую очередь путем переговоров и достижения взаимоприемлемых компро­миссов на основе двустороннего и трехстороннего сотрудниче­ства (бипартизм и трипартизм)1.

Во многих странах Запада двустороннее и трехстороннее со­трудничество социальных партнеров институциально оформле­но в виде особых органов, занимающих важное место как в си­стеме государственной власти, так и в структурах гражданского общества.

Созданные большей частью после второй мировой войны, эти органы достаточно укоренились, по крайней мере, в стра­нах континентальной Европы, доказали свою полезность, при­обрели значительный авторитет и оказывают влияние на право­вое регулирование труда.

1 Подробнее см.: Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства. Ярославль, 1997; Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996.


Такие органы существуют во Франции (Экономический и социальный совет), в Италии (Национальный совет по вопро­сам экономики и труда), в Канаде (Совет по трудовым отноше­ниям), в Бельгии (Национальный совет по труду), в Нидерлан­дах (Экономический и социальный совет, Совет труда), в Австралии (Консультативный комитет по экономическим и со­циальным проблемам), в Дании (Совет сотрудничества), в Пор­тугалии (Постоянный совет социальных консультаций), в Ир­ландии (Экономический и социальный совет и Конференция предпринимательства и труда).

Названные органы формируются на постоянной основе и имеют юридический статус, определенный в законах и в администра­тивных актах, которые устанавливают их задачи, правомочия, а также состав и структуру, как правило, на трехсторонней основе (государственные чиновники или "независимые лица", назнача­емые правительством; представители организаций предпринима­телей и профсоюзов), иногда на двусторонней основе (предста­вители профсоюзов и организаций предпринимателей). В Нидер­ландах, например, Экономический и социальный совет — трехсторонний орган, Совет труда — двусторонний.

Полномочия этих органов носят, как правило, совещатель­ный характер, однако их роль в налаживании социального парт­нерства, двустороннего и трехстороннего сотрудничества, обес­печении социальной стабильности весьма велика.

Создание консультативных органов из представителей орга­низаций, действующих в экономической и социальной сферах, позволяет осуществлять воздействие гражданского общества на государство и его политику. И это весьма важно с точки зрения развития демократии и общественного прогресса.

Глава 4

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ (ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО)

§ 1. ТИПОЛОГИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Типология трудовых споров — исходное начало организа­ции и функционирования трудовой юстиции, выбора наибо­лее целесообразных способов разрешения противоречий в об­ласти труда.


На Западе общепринятой является классификация трудовых споров по субъектному составу и предмету спора на четыре глав­ных вида: коллективные; индивидуальные; конфликты интере­сов (экономические) и конфликты права (юридические)1. Эта типология привязана к характеру и масштабам воздействия кон­фликта на интересы работников, на условия труда, на их юри­дическую регламентацию и, наконец, к тому, соотносится ли данный трудовой конфликт с установлением, изменением либо применением (толкованием) правовых норм.

Конфликты интересов возникают в связи с требованиями установления новых или изменения существующих условий тру­да; конфликты права касаются применения или толкования норм, установленных законами, коллективными договорами либо дру­гими правовыми актами.

Иными словами, экономический трудовой спор возникает в связи не с конкретным правом, зафиксированным в законе, а с претензиями (требованиями) сторон улучшить свое положение по сравнению с законом или иным нормативным актом. Юри­дический же трудовой спор возникает обычно в связи с жало­бой работника (работников) на нарушение прав, закрепленных в законодательстве или в договорах по труду2. Исход экономи­ческого спора зависит от соотношения сил сторон и может дать одной из них экономическую выгоду, дополнительные права и льготы. Исход же юридического спора — осуществление толко­вания и реализация действующего права.

Конфликты интересов должны быть урегулированы в согла­сительном порядке на основании компромисса. Требования сто­рон опираются в этом случае на справедливость, целесообраз­ность, здравый смысл, общественные интересы, реальные возможности и т.п. Конфликты права возникают при наруше­нии (действительном или мнимом) прав, установленных юри­дическими актами. Например, работники требуют восстановле­ния нарушенного права либо устранения препятствия в его реализации. Такие конфликты решаются на основании приме­нения и толкования законодательства.

Индивидуальные и коллективные трудовые конфликты зат­рагивают в первом случае интересы отдельных лиц, а во вто­ром — групп (коллективов).

1 Здесь и далее термины "трудовой спор" и "трудовой конфликт" применя­ются как синонимы.

г Юридический спор может возникнуть и по инициативе предпринимате­ля, например по его жалобе на неисполнение профсоюзом коллективно-дого­ворного условия социального мира.

18 Киселев И. Я. 265


Приведенная классификация характеризуется тем, что грань между двумя группами конфликтов (коллективными и индивиду­альными, экономическими и юридическими) не является чет­кой. Конфликты находятся как бы в разных плоскостях, кото­рые частично пересекаются. Если индивидуальные конфликты обычно являются юридическими, так как столкновение пред­принимателя и работника возникает, как правило, в связи с применением правовых норм, то коллективные могут быть как экономическими, так и юридическими. Отсюда вытекает, что экономические конфликты обычно бывают коллективными, а юридические — как коллективными, так и индивидуальными.

Способы разрешения трудовых конфликтов менее дифферен­цированы, чем их виды. Таких способов только два: рассмотре­ние спора в судебных или административных органах и прими­рительно-третейское разбирательство.

Применение этих двух процедур характеризуется на Западе большой гибкостью: в различных странах можно видеть их са­мые разнообразные сочетания и переплетения, причем в каж­дой стране наблюдается существенная специфика. Единствен­ное общее правило: коллективные экономические споры обычно рассматриваются в рамках примирительно-третейской процеду­ры, поскольку нередко ведут к созданию новых правовых норм. Это выходит за рамки деятельности судебных и административ­ных органов, которые обычно рассматривают юридические спо­ры. В зависимости от страны для рассмотрения каждого вида спора применяется либо одна, либо другая, либо обе процедуры.

Выбор той или иной процедуры зависит в значительной мере от того, каков критерий подразделения трудовых конфликтов в данной стране, и здесь также наблюдаются большие различия (см. табл. И).

Хотя примирительно-третейский метод и сопутствующие ему институты укоренились и имеют широкое распространение, осо­бенно в англосаксонских странах, во многих государствах, осо­бенно в странах континентальной Европы и в Израиле, ведущая роль при разрешении определенных категорий трудовых споров принадлежит специализированной трудовой юстиции.

Рассмотрим подробнее способы рассмотрения и разрешения трудовых споров в странах Запада.



Таблица 11


 

  США
Коллективные экономические конфликты   Примирительно-третейский метод
Коллективные юридические конфликты   Судебно-административное разбира­тельство
Индивидуальные юридические конфликты   Примирительно-третейский метод, судебное разбирательство
  Великобритания
Коллективные экономические конфликты   Примирительно-третейский метод и судебное разбирательство
Коллективные юридические конфликты   Тоже
Индивидуальные юридические конфликты   Тоже
  Франция
Коллективные экономические конфликты   Примирительно-третейский метод
Коллективные юридические конфликты   Примирительно-третейский метод
Индивидуальные юридические конфликты   Судебное разбирательство
  Италия
Коллективные экономические конфликты   Примирительно-третейский метод
Коллективные юридические конфликты   Примирительно-третейский метод
Индивидуальные юридические конфликты   Судебное разбирательство, примири­тельно-третейский метод (факультативно)
  ФРГ
Коллективные экономические конфликты   Примирительно-третейский метод
Коллективные юридические конфликты   Судебное разбирательство
Индивидуальные юридические конфликты   Судебное разбирательство




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.