КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев И. Я. 201
§ 7. ВРЕМЯ ОТДЫХА Правовое регулирование времени отдыха включает регламентацию различного вида перерывов в работе (внутрисменных, междудневных, еженедельных, праздничных дней, отпуска). Мы ограничимся рассмотрением правового регулирования отпусков. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для отдыха колеблется для различных категорий работников от 1 до 8 недель. Она зависит от страны, отрасли, принадлежности к рабочим или служащим, трудового стажа, а в ряде случаев — от возраста и условий труда (см. табл. 9). Таблица 9 Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в странах Запада
В одних странах вовсе отсутствуют законодательные акты об отпусках (США, Великобритания) и этот вопрос для большинства работников регулируется исключительно в коллективных договорах, в других (Италия) имеются законы об отпусках, ка- сающиеся отдельных категорий работников (служащих частных предприятий, железнодорожников, молодежи, домашних работников), а для основной части работников отпуска устанавливаются в коллективных договорах; наконец, в ряде стран (Франция, ФРГ) отпуска для основной части трудящихся регламентируются специальными законодательными актами.
Во Франции, согласно ордонансу от 16 января 1982 г., за один месяц непрерывной работы работник получает 2,5 дня отпуска, при этом общая продолжительность отпуска не может превысить 30 рабочих дней. Отсутствие на работе по неуважительной причине (по личным мотивам, из-за простоя по вине работника, в связи с незаконной забастовкой и т.п.) ведет к пропорциональному сокращению отпуска. Таким образом, только непрерывная, как правило, работа в течение календарного года дает право на 5-недельный оплачиваемый отпуск. Молодежь до 21 года и ученики производственного обучения имеют право на отпуск 30 рабочих дней независимо от предшествовавшей работы, но оплачивается отпуск пропорционально фактически отработанным месяцам. По коллективным договорам продолжительность отпуска может быть увеличена и дифференцирована в зависимости от трудового стажа либо возраста работника. Закон определяет порядок предоставления отпусков, который детализируется в коллективных договорах. Период отпусков для несельскохозяйственных отраслей: 1 мая — 31 октября. Отпуск предоставляется одновременно всем работникам с закрытием предприятия либо поочередно в соответствии с графиком отпусков. Супруги, работающие на предприятии, вправе уходить в отпуска одновременно. Если работнику предоставляется отпуск вне отпускного периода, он имеет право в порядке компенсации на дополнительный отпуск (1—2 дня). Отпуск может быть разделен. Дата отпуска не может быть изменена администрацией в течение одного месяца перед его началом. В ФРГ федеральный Закон об отпусках от 8 января 1963 г. провозглашает право на ежегодный оплачиваемый отпуск для всех рабочих и служащих, а также лиц, проходящих производственное обучение. Право на отпуск возникает через 6 месяцев работы. Продолжительность отпуска — 24 рабочих дня. Если после 6 месяцев непрерывной работы работник увольняется, то он приобретает право на отпуск продолжительностью '/,2 часть годового отпуска, умноженную на число фактически проработанных полных месяцев. Отпуск предоставляется по желанию работника полностью или по частям. Перенесение очередного отпуска на последующий год допускается только в исключи-
тельных случаях, и он должен предоставляться не позднее первых трех месяцев следующего года. При прекращении трудового отношения возможна денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Болезнь во время отпуска, подтвержденная медицинской справкой, не входит в продолжительность отпуска. Во время отпуска работник не вправе работать по найму. Законодательство ФРГ запрещает в принципе увольнение работника по инициативе нанимателя в период нахождения в отпуске. Однако из этого правила установлено исключение. Согласно решению Федерального суда по трудовым делам ФРГ, работодатель вправе принять решение об увольнении работника, находящегося в отпуске, и послать ему извещение об этом. Такое извещение имеет силу, даже если работник уехал отдыхать, но оставил заявление на почте о передаче ему корреспонденции. Оплата отпуска производится перед его началом по среднему заработку за 13 недель, предшествующих отпуску. Уменьшение заработка, происшедшее в этот период не по вине работника, не влияет на размеры отпускных. Согласно Закону ФРГ Об охране труда молодежи от 23 января 1976 г., ежегодный оплачиваемый отпуск для подростков до 15 лет — 30 рабочих дней, до 16 лет — 27, до 18 лет — 25 рабочих дней. Увеличение во многих странах продолжительности отпуска сопровождается усилением многообразия в порядке его использования. Так, в Финляндии пятая неделя отпуска может быть реализована только в осенне-зимний период (между 30 сентября и 2 мая); в Швеции пятая неделя отпуска по желанию работника может накапливаться в течение пяти лет, т.е. каждый шестой год работник в этом случае имеет отпуск продолжительностью 10 недель (5 недель очередного текущего отпуска плюс 5 накопленных недель отпуска).
Наряду с ежегодным оплачиваемым отпуском для отдыха законодательство и коллективные договоры западных стран предусматривают оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска, имеющие самые разнообразные цели: отпуска, связанные с событиями семейной жизни (рождение ребенка, вступление в брак, смерть члена семьи и т.п.), учебные отпуска и даже дополнительные отпуска для некурящих, нетучных людей. Специфические задачи выполняет законодательно закрепленный в 80-х годах во Франции отпуск для создания собственного предприятия. Это неоплачиваемый отпуск. Он предоставляется лицам, имеющим непрерывный стаж работы на данном предприятии не менее трех лет. Продолжительность отпуска — один год (в виде исключения — два года) с правом одноразового продления. После окончания отпуска работник вправе претендовать на свою прежнюю или равноценную работу (без понижения заработной платы). Цель указанного отпуска — создать условия для увеличения числа бизнесменов. Это по существу одно из средств побуждения к предпринимательству, к созданию мелкого бизнеса, малых предприятий, играющих все большую роль в странах Запада. Еще одна функция отпусков — стимулирование "регулярной посещаемости работы". Так, на автомобильных заводах французских фирм "Пежо" и "Ситроен" каждая неделя непрерывного посещения работы (без прогулов и опозданий) дает право рабочему на 15 баллов, а служащему — на 9 баллов. За работу в ночное время и в воскресные (праздничные) дни начисляются дополнительные баллы. Пятьсот начисленных баллов дают право на один день оплачиваемого отпуска. Работник, пропустивший по любой причине более 15 дней в году, теряет все начисленные ему баллы. Часть заработанного таївш путем дополнительного отпуска работник должен использовать в течение последующего года, а часть — отложить. Соотношение этих двух частей зависит от возраста работника. Например, если ему до 35 лет, У3 дополнительного отпуску он должен использовать немедленно, У3 — между 35 и 50 годами, У3 — после 50 лет. Теоретически регулярная (без прогулов) посещаемость предприятия в течение трудовой жизни даст работнику право на полностью оплаченный дополнительный отпуск за 16 месяцев до достижения пенсионного возраста.
Своеобразная разновидность отпуска — "сэбетикл", который, как правило, регламентируется в коллективных договорах. Это длительный (до 11 месяцев), обычно оплачиваемый, а иногда неоплачиваемый отпуск, который предоставляется при достаточно продолжительном стаже работы на данном предприятии один раз в 7—10 лет. В 60—70-х годах такой отпуск получали почти исключительно высшие менеджеры (для полного отдыха и разрядки)1 и научно-педагогические работники (для проведения дополнительных исследований, в частности, путем поездок за рубеж и обдумывания на досуге новых идей). В 80 — 90-х годах наблюдается расширение использования этого вида отпуска. В ряде отраслей промышленности США, 1 На предприятиях такой отпуск нередко использовался для практического апробирования кандидатов на должность, находившихся в резерве и готовых заменить в будущем отпускников. например в сталеплавильной, он стал предоставляться работникам-ветеранам — 13-недельный дополнительный оплачиваемый отпуск каждые пять лет при 10—16-летнем стаже непрерывной работы на предприятии. Хотя в настоящее время "сэбетикл" в чистом виде, т.е. как длительный оплачиваемый отпуск, в большинстве стран имеет ограниченное распространение, в западной литературе выдвигаются предложения о его более широком внедрении как средства усиления трудовой мотивации высококвалифицированных работников и для обеспечения более рационального распределения рабочего времени и времени отдыха в течение трудовой жизни. Отмечается, что такой отпуск необходим не только для отдыха, но и для самообразования, повышения квалификации, физической и духовной разрядки и оздоровления. Поскольку эти отпуска предоставляются обычно работникам, имеющим длительный трудовой стаж, их можно рассматривать как своего рода переходную ступень от полной загрузки к выходу на пенсию по старости. В заключение отметим, что в странах Запада в последние десятилетия все большее распространение получает отпуск по уходу за ребенком, который предоставляется любому из родителей (или поочередно) до достижения ребенком возраста одного—трех лет, а в отдельных странах — до достижения ребенком возраста обязательного школьного обучения (6—8 лет). Отпуск предоставляется либо без сохранения заработной платы, либо с частичной оплатой (за счет средств социального страхования). Небезынтересно, что в Швеции 25% родителей, пользующихся отпуском по уходу за ребенком, составляют отцы1. § 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ - ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ В последние десятилетия в проблематику трудового права все чаще включаются вопросы обеспечения прав и интересов работников — изобретателей и рационализаторов на производстве. Вопросы авторства и патентования изобретений (рационализаторских предложений) решаются на основе применения гражданского права. Согласно законодательству об интеллектуальной собственности, авторство на служебные изобретения принадлежит работо- 1 International Labour Review. 1997. N 1. P. 125. 206 дателю, а изобретатель — наемный работник имеет право на поощрение и на участие в прибылях, полученных от внедрения изобретения. Авторство на "свободное изобретение", т.е. на изобретение, сделанное вне работы и без использования оборудования работодателя, принадлежит работнику-изобретателю, однако, если такое изобретение связано прямо или косвенно с трудовой деятельностью работника, его работодатель имеет приоритетное право на приобретение (покупку) патента. Предметом трудового права являются главным образом поощрение изобретателей и рационализаторов на производстве, защита их материальных и иных интересов как работников. Соответствующие нормативные положения включаются как в отраслевые, так и в заводские коллективные договоры. Заключаются и специальные соглашения. В тех странах, где действуют законы об изобретениях, они устанавливают обычно только общие принципы и правила, которые конкретизируются и дополняются в коллективных договорах. Центральным вопросом в них является стимулирование рационализаторства, т.е. прежде всего выплата работникам-рационализаторам достойного вознафаждения. Оплата рационализаторского предложения представляет собой фиксированный или подвижный процент экономии от внедрения предложения в течение первого (иногда второго и третьего) года, следующего непосредственно после принятия данного предложения. Иногда для определения ценности рационализаторского предложения применяется балльная оценка по ряду критериев, в числе которых должность и уровень заработной платы работника-рационализатора, связь рационализаторского предложения и его трудовых функций, затраты труда, оригинальность предложения, возможность практического применения, коммерческая ценность. Вознаграждение за рационализаторское предложение, которое не дает прямой материальной отдачи, но улучшает безопасность труда, его гигиенические условия, качество продукции, обслуживания клиентуры предприятия, определяется с помощью абстрактных критериев, таких, как оригинальность, серьезность, эффективность. Иногда предусматривается, что, если результаты предложения трудно оценить в денежном выражении, работник должен быть поощрен "в разумных размерах". Если предложение работника-рационализатора содержит интересные идеи, но не может быть по той или иной причине реализовано, ему должно быть выплачено символическое вознаграждение "за идею", "за инициативу". Вопрос об установлении максимального предела вознаграждения за рационализаторское предложение по-разному решается в различных странах. Хотя в ряде стран размер такого вознаграждения ограничен максимальной суммой, нередко выдвигаются аргументы против этого; утверждается, что такие ограничения подрывают стимулы к рационализаторству и должны быть отменены. В некоторых странах это уже сделано. Премии за рационализаторские предложения не выплачиваются, когда рационализаторство составляет неотъемлемую часть служебных функций. Это связано с определением интеллектуальной собственности. Чаще всего устанавливается, что изобретение (рационализаторское предложение), сделанное в ходе обычной трудовой деятельности (или если оно составляет специальное содержание работы), принадлежит предпринимателю. Однако работник имеет право на специальное вознаграждение. Зачастую это фиксируется в коллективном договоре, определяющем отличительные черты служебного изобретения и порядок компенсации за него. Нередко в коллективных договорах предусматривается, что при любом решении вопроса об авторстве должно быть указано, что изобретение (рационализаторское предложение) связано с деятельностью конкретного работника и является его интеллектуальным достижением. В оценке рационализаторских предложений в ряде случаев участвуют профсоюзы и органы представительства персонала. Иногда создаются оценочные комиссии с паритетным представительством администрации предприятия и персонала. Для развития и стимулирования духа коллективного рационализаторства, привлечения к нему как можно большего числа работников на предприятиях создаются кружки рационализаторства или по примеру Японии кружки качества. В ряде стран это закреплено в законодательстве. Например, во Франции действует Закон от 4 августа 1982 г., который предусматривает образование таких кружков. Конкретные их функции и формы деятельности, в частности касающиеся поощрения рационализаторства и изобретательства, определены в специальных коллективных договорах, заключаемых на предприятиях. § 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Заметным явлением в правовом регулировании труда в странах развитой рыночной экономики стало усиление законодательной и коллективно-договорной активности в области про- фессиональной подготовки. Это результат углубляющегося противоречия между развивающейся техникой и отстающим от нее качеством рабочей силы. На Западе исторически сложились следующие главные формы профессиональной подготовки: профессиональное обучение в средних общеобразовательных школах; государственные и частные профессионально-технические школы и курсы; производственное ученичество; неформальное кратковременное обучение непосредственно на рабочем месте. В рамках настоящей книги мы рассмотрим некоторые общие вопросы правового регулирования профессиональной подготовки и остановимся подробнее на правовом регулировании производственного ученичества. В последние десятилетия в большинстве стран Запада появились нормативные акты (законы, коллективные договоры), которые содержат много нового в отношении как принципиального подхода к профессиональной подготовке, так и зафиксированных в них конкретных норм. Исходной основой является признание того, что профессиональная подготовка должна обязательно осуществляться в течение всей трудовой жизни работника и обеспечивать связь и непрерывность первоначального обучения и последующей переподготовки. Такая постановка вопроса отражает то обстоятельство, что с ускорением темпа научно-технического прогресса происходит быстрый моральный износ знаний и устаревание профессии. Если работник не проходит в той или иной форме профессионального переобучения, его квалификация в течение 10—15 лет утрачивается полностью. Появилось понятие "профессиональная пластичность рабочей силы", т.е. умение работника постоянно обновлять свои навыки и знания путем многократного в течение трудовой жизни повышения квалификации или переобучения. Это вызвало изменение самого содержания понятия "профессиональное обучение". Получило распространение понятие "непрерывное профессиональное обучение", которое включает первоначальное обучение, дальнейшее обучение и переобучение. Первоначальное обучение призвано осуществить широкую профессиональную подготовку и вооружить навыками для работы по определенной специальности. Дальнейшее обучение направлено на то, чтобы дать возможность закрепить и расширить профессиональные знания и навыки, приспособиться к техническому развитию, к новым условиям труда и получить возможность профессионального роста по избранной специальности. Переобучение имеет цель обучить работника новой профессии. На всех этапах обучения должна осуществляться профессиональная ориентация. Эти исходные положения определили комплексность в подходе к профессиональной подготовке, которая ныне включает совокупность трех отмеченных выше компонентов: первоначального обучения, дальнейшего обучения и переобучения. К этому приспособлена во многих странах общенациональная система профессиональной подготовки, причем профессиональное обучение и переподготовка рассматриваются как единое целое. Реальность непрерывного обучения обеспечивается системой законодательных мер, в частности введением специальных отпусков для переобучения. Наиболее развито законодательство такого рода во Франции1. Там, в частности, введен особый вид учебного отпуска, призванный обеспечить любому работнику на каждом этапе его трудовой жизни возможность приобретения новой специальности, учитывающей требования быстро развивающегося производства. Цель этого отпуска сформулирована в Кодексе труда следующим образом: "Учебный отпуск имеет целью дать всем работникам возможность пройти обучение в индивидуальном порядке и по собственной инициативе... Такой отпуск должен позволить работнику повысить квалификацию, изменить род деятельности и профессию и более активно участвовать в социальной и культурной жизни общества" (ст. L931-1). Продолжительность такого отпуска, как правило полностью или частично оплачиваемого, зависит от вида обучения и предусмотренной программы, не может превышать 1 года (при непрерывном обучении и с полным отрывом от производства) или 1200 часов, если обучение представляет собой прерывающийся цикл с частичным отрывом от работы. Законодательство детально регламентирует условия и порядок предоставления такого отпуска (необходимый трудовой стаж, очередность, оплата, оформление и т.п.). Он является сугубо добровольным. Каж- 1 Во французском Кодексе труда книга IX именуется "Непрерывная профессиональная подготовка в рамках постоянного образования". О богатстве нормативного содержания этой книги свидетельствуют названия основных ее титулов: "Об учреждениях профессиональной подготовки"; "О договорах профессиональной подготовки"; "Об индивидуальных и коллективных правах работников в области профессиональной подготовки"; "О помощи государства"; "Об участии предпринимателей в развитии непрерывной профессиональной подготовки"; "О финансовой помощи и социальной защите стажеров, проходящих профессиональную подготовку"; "О специальных видах профессиональной подготовки для молодежи". дый работник имеет право воспользоваться им по своему желанию, выбирая наиболее подходящий для себя тип обучения. Французские юристы подчеркивают, что такого рода отпуск вводит в законодательство совершенно новое для наемных работников правомочие, которому соответствуют конкретные обязанности, возложенные на работодателя1. Можно утверждать, что сама идея непрерывного профессионального обучения отражает реальности наступающей постиндустриальной эры, императивы научно-технического прогресса, которые настоятельно требуют осуществления соответствующих реформ трудового законодательства. Это можно проиллюстрировать еще на одном примере — реформах законодательства о производственном ученичестве, которое во многих странах используется для профессиональной подготовки определенных категорий работников на производстве, особенно в некоторых отраслях промышленности. Отношения по производственному ученичеству, как уже отмечалось, юридически оформляются в виде договора, содержащего основные признаки трудового договора: подчинение ученика распорядку предприятия, его трудовая деятельность за вознаграждение и т.п. Вместе с тем договор ученичества имеет специфику, заключающуюся в обязанности нанимателя обучить профессии. Возникшее еще в средние века на базе ремесленного производства заводское ученичество в его традиционной форме до середины нынешнего века сохранило архаичные черты. Оно продолжалось длительный период (до семи лет), в течение которого происходило индивидуальное обучение главным образом навыкам ручного труда. Теоретические дисциплины в самом ограниченном объеме изучались на курсах или в школах, расположенных вне предприятия, причем во внерабочее время (вечерами). В самом оформлении договора, в характеристике прав и обязанностей его сторон обнаруживались пережитки взаимоотношений средневекового мастера и его учеников. Понятно, что в таком виде производственное ученичество изжило себя. После второй мировой войны обнаружился его кризис. Число учеников стало сокращаться. Возникла необходимость модернизации производственного ученичества2. Она была осуществлена в большинстве стран в после- 1 См.: Lyon-Caen J., PelissierJ., Supiot A. Droit du travail. Paris, 1998. P. 217. 2 На Западе признано, что производственное ученичество должно сохра дние десятилетия на основе законодательства, во многом по-новому регулирующего этот вид профессионального обучения. Основные положения этого законодательства в обобщенном виде таковы: —ученичество рассматривается как форма профессиональ —детально регламентируются оформление договора произ —устанавливается минимальный и, как правило, максималь —в ряде стран предусматривается обязательная профессио —для определения пригодности ученика к обучению по из —законодательство многих стран определяет требования к
моральным качествам лиц, которым поручено обучать учеников, а также к помещениям, где производится обучение. В ряде стран прием на производственное обучение требует согласия государственного органа. В законодательных актах регламентируется процедура проведения выпускных экзаменов (состав экзаменационных комиссий, порядок допуска к экзаменам, требования к экзаменующимся и т.п.); —продолжительность производственного ученичества уста —новые моменты внесены в организацию и методику про Новые законодательные акты повышают роль теоретической подготовки, продолжительность которой составляет '/,—'/5 общего времени, отводимого на производственное обучение. Это время, как правило, оплачивается. Предусматривается возможность выделять для такого обучения либо полный день (а иногда два дня) в неделю, либо два раза по половине дня, либо отзывать учеников на специальные учебные сессии (несколько недель в году). Теоретические занятия, дополняющие практические знания, приобретаемые на предприятиях, включают обучение основам физики, химии, электротехники, электроники. Занятия проходят обычно в центрах обучения учеников, расположенных вне предприятий и подлежащих государственному контролю. Новой тенденцией, получившей законодательное закрепление, является обучение учеников практическим навыкам работы в учебных цехах или в учебных уголках предприятий. Необходимость создания в обязательном порядке специальных учебных мастерских (цехов, уголков) обосновывается следующими соображениями. Учебный цех, будучи свободен от напряжения и опасностей, свойственных производству, облегчает молодому человеку адаптацию на предприятии, постепенный переход из школы на завод. Обучение профессии идет эффективнее, если его осуществляет освобожденный опытный преподаватель, применяющий новейшие дидактические приемы. Напряженный ритм труда оставляет в обычных условиях мало времени для рабочего или мастера, чтобы следить за учеником, направлять его активность. Ученик в обычных условиях производства может мешать персоналу, отвлекать людей от работы. В некоторых странах законодательно определен порядок подготовки учеников школ к производственному ученичеству. Для этих целей в рамках средних общеобразовательных школ созданы для подростков 14 лет специальные классы, имеющие целью подготовить их к прохождению производственного ученичества. В течение двух лет ученикам этих классов преподают по расширенной программе предметы, связанные с конкретным производством, их обучают также практическим трудовым навыкам. Это рассматривается как своеобразный мост от школы к производству. Такие классы создаются по специальным договорам предприятий со средними школами, причем эти договоры должны включать обязательство предприятий принять выпускников в качестве учеников производственного ученичества. Предприятия, заключающие подобные договоры, материально стимулируются государством. Производственное ученичество ныне открыто не только для молодых людей: в некоторых странах повышен максимальный возраст поступления в ученичество (до 28—29 лет), а в отдельных случаях возрастные пределы и вовсе отменены. Важным новшеством, характеризующим правовое регулирование профессионального обучения на производстве, является распространение в некоторых странах наряду с договорами производственного ученичества разнообразных договоров специального типа, призванных обеспечить повышение квалификации и профориентацию молодых людей. Эти договоры имеют некоторые общие черты с договором производственного ученичества, но не тождественны ему. По сути дела они дополняют договор производственного ученичества, обслуживая широкие круги молодежи, испытывающие трудности с вхождением в рынок труда из-за изъянов первоначальной общеобразовательной и/или профессиональной подготовки. Особенно большое внимание уделяется этим видам договоров во Франции, где законодательство предусматривает, что они могут иметь продолжительность от 6 месяцев до 2 лет и должны отвечать потребностям самых различных категорий молодежи, содействуя приведению уровня ее профессиональной подготовки требованиям производства, технического прогресса и одновременно облегчая молодым людям нахождение работы "по душе". § 10. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТРУДА Безопасность и гигиена труда. В странах Запада существует развитое законодательство, устанавливающее большое число правил, технико-юридических стандартов, касающихся требований к производственным помещениям, оснащению предохранительными устройствами станков и машин, сидений для рабочих, электро- и взрывобезопасности, содержанию и эксплуатации паровых котлов, защите от радиоактивного излучения, пожаро-безопасности, средствам индивидуальной защиты, режиму температуры и влажности, состоянию воздушной среды, шуму и вибрации, освещенности, питьевому режиму, столовым и буфетам, санитарно-бытовым помещениям и устройствам (туалеты, душевые, раздевалки и т.п.). Установлены критерии классификации предприятий по степени их вредности для здоровья работающих, ответственность производителей и поставщиков производственного оборудования, нормы по обучению работников безопасным методам труда. Во многих странах имеются достаточно обоснованные с точки зрения науки и техники правила, обеспечивающие поддержание чистоты и соблюдение требований санитарии, определяющие минимальный объем производственных площадей на одного работника, конструкции лестниц, проходов и проездов, персональных шкафов для одежды, организацию коллективных и индивидуальных средств защиты от производственного риска. В последние годы появились нормативы, касающиеся защиты от ионизирующего и радиоактивного излучения. Они включают предельно допустимые дозы облучения, а также порядок хранения радиоактивных материалов и меры по защите работников от вредного воздействия ионизирующей и радиоактивной радиации; действуют нормативы предельно допустимого содержания в воздухе вредных веществ, а также производственного шума в помещениях; особенно подробные и тщательно разработанные нормы посвящены пожаро-безопасности. В ряде стран в последние годы приняты законы о запрете применения в строительстве асбеста как канцерогенного материала. Крупной вехой в развитии трудового законодательства было принятие в 70-х годах в Скандинавских странах, а в 1980 г. в Нидерландах законов, осуществивших комплексное регулирование охраны производственной среды. Они содержат ряд новых принципиальных положений. Суть их заключается в следующем: провозглашается, что производственная среда должна быть приспособлена к физическим и умственным потребностям человека, его возрасту, умениям и сноровке; работа организуется так, чтобы человек сам мог оказывать воздействие на условия своего труда; должны быть учтены особые проблемы и трудности лиц, работающих в изоляции; предприниматель обязан принимать во внимание личные наклонности каждого работника, развивать его инициативу; должны быть предприняты усилия для сокращения повторяющихся операций и работ, развития контактов между работниками; труд должен носить осмысленный характер и создавать возможности для самовыражения каждого работника; сдельная система заработной платы в тех случаях, когда она негативно влияет на безопасность труда, не допускается; работник вправе прекратить работу, если считает, что ее нельзя продолжать без риска для жизни или здоровья; в этом случае он должен немедленно информировать администрацию, делегата по безопасности труда и других подвергающихся опасности работников. Во всех странах Запада созданы специальные государственные органы, призванные обеспечивать реализацию законодательства по охране труда, технике безопасности, издавать соответствующие правила и стандарты, координировать работу в этой области всех государственных органов и неправительственных учреждений (например, Федеральная администрация по техни- ке безопасности и производственной санитарии в США, Управление по технике безопасности и гигиене труда в Швеции). Хотя именно законодательство играет решающую роль в определении норм по технике безопасности и производственной санитарии, некоторые положения по этим вопросам содержатся в коллективных договорах, которые конкретизируют, а иногда и дополняют соответствующие законодательные нормы, например нередко регулируют процедурные вопросы регистрации производственных травм, выплаты компенсации пострадавшим работникам и т.п. Наконец, согласно общему праву, наниматель обязан обеспечивать своим работникам здоровые и безопасные условия труда как контрагент трудового договора, носитель определенных обязанностей в договорном отношении. В западной литературе они обычно трактуются как совокупность следующих обязанностей: —обеспечивать безопасность производственных помещений, —снабжать работников средствами индивидуальной и кол —предоставлять работнику необходимую информацию и —проводить в случае необходимости медицинские осмотры Следует отметить, что указанные договорные обязанности действуют независимо от обязательств по охране труда, возлагаемых на предпринимателя законодательством, и наряду с последними. Законодательство в принципе допускает передачу (делегирование) обязанностей работодателя (предпринимателя) по охране труда руководящему составу (менеджеров) организации. Порядок такого делегирования различается в законах различных стран, однако оно полностью не освобождает предпринимателя в большинстве стран от договорной (гражданско-правовой) ответственности за нарушение обязанности обеспечения работникам здоровых и безопасных условий труда. В законодательстве стран Запада в той или иной форме зафиксирована обязанность работников соблюдать инструкции по охране труда, определена мера их ответственности за его безопасность. Например, во французском Законе о гарантиях против профессиональных рисков 1991 г. установлена обязанность ра-
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |