КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По инициативе работодателя в странах Запада
При индивидуальных увольнениях Размеры выходного пособия Таблица 5
Процедура оформления увольнений законодательно установлена в большинстве стран. Она включает право работника быть выслушанным во всех случаях увольнения, обязанность нанимателя довести до сведения работника причину увольнения (часто обязательно в письменной форме), указать точную дату прекращения трудовых отношений, информировать о способах обжалования увольнения. Наиболее детальные нормы, касающиеся процедуры увольнения, установлены во Франции. Предприниматель, желающий уволить работника, обязан вызвать его для предварительной беседы, изложить причины и выслушать его объяснения. По желанию работника во время беседы может присутствовать любой из его коллег, который одновременно призван быть ходатаем (защитником) увольняемого, т.е. выдвигать аргументы в его пользу. Увольняемый вправе потребовать, чтобы предприниматель четко сформулировал причины увольнения в письменной форме. Сообщение об увольнении работника и его мотивах должно быть послано работнику заказным письмом с уведомлением о вручении. С момента вручения письма начинается течение срока предупреждения об увольнении. В Великобритании увольняемый работник вправе потребовать от нанимателя письменного обоснования увольнения. Увольнение, как правило, не подлежит согласованиям с представителями работников, будь то профсоюз или орган представительства трудового коллектива. Однако в ряде стран любые или некоторые виды индивидуальных увольнений требуют проведения консультаций с представителями персонала, как правило, с органом трудового коллектива предприятия. К таким увольнениям относятся: —все виды индивидуальных увольнений (ФРГ, Австрия, —дисциплинарные увольнения (Португалия); —увольнения по сокращению численности персонала (Ве В отдельных странах некоторые виды увольнений требуют согласия государственных (административных) органов (например, в Японии). В Нидерландах такое согласие требуется для всех видов индивидуальных увольнений работников по инициативе работодателя. Установлены особые ограничения и процедуры увольнений выборных представителей работников на предприятиях. В ФРГ и Австрии они могут быть уволены лишь за грубые дисциплинар- ные нарушения. Во многих странах для увольнения этих работников (за рядом исключений) требуется согласие органов представительства персонала или административных или судебных органов, иногда участие профсоюзных органов. Специфика защиты от увольнений членов органов трудового коллектива и выборных профсоюзных работников состоит в том, что защита распространяется не только на период пребывания их на выборной работе, но и на определенное время после истечения их полномочий (различное в разных странах, но не более двух лет). В большинстве стран закон запрещает увольнение беременных женщин и женщин-матерей до достижения ребенком определенного возраста (в различных странах от 3 месяцев до 1 года). В отдельных странах не допускается увольнение жертв несчастных случаев на производстве (в течение всего периода их временной нетрудоспособности или в течение определенного срока). В Италии запрещено увольнять работниц в связи с их вступлением в брак. В некоторых странах (Бельгия, Дания, Швейцария) запрещено увольнение работников, призванных на действительную военную службу. Трудовые отношения с ними приостанавливаются. Законы о запрещении дискриминации в сфере труда распространяются, как правило, на сферу увольнений и запрещают дискриминацию работников при увольнениях по указанным в этих законах основаниям. Работники вправе в установленном порядке обжаловать увольнение. В большинстве стран жалобы рассматривает суд. В отдельных странах существует предусмотренный в коллективных договорах особый метод разрешения таких споров — "процедура рассмотрения жалоб" (см. ниже, с. 288—289). Важным новшеством в законодательстве и судебной практике в отношении всех увольнений (Швеция, Норвегия) или некоторых их видов (Великобритания, ФРГ) является признание того, что работник может быть фактически лишен работы только после того, как суд признает законность и обоснованность увольнения и соответствующее судебное решение вступит в законную силу. Установленный порядок выгоден работникам, так как он усиливает их юридические позиции, придает им больше уверенности в период судебного разбирательства, которое может продолжаться и зачастую продолжается (учитывая возможность кассационного и апелляционного обжалования) длительное время. Это важно для работников с точки зрения не только их ма- териального положения, но и психологического настроя (отсутствие "комплекса безработного"). В более широком плане это реализация в сфере трудовых отношений фундаментального демократического принципа — презумпции невиновности. Еще один важный процедурный момент — бремя доказывания несправедливости увольнения. Согласно общему правилу судебной процедуры по гражданским делам, бремя доказывания возлагается на истца по всем приводимым им фактам. Применение этого правила к спорам в связи с увольнениями означает, что работник (истец) должен доказывать отсутствие уважительных причин для увольнения. Это затруднительно и в значительной мере подрывает эффективность судебной защиты. Традиционно законодательство возлагало бремя доказывания при рассмотрении в судах жалоб на несправедливое увольнение на работников-истцов со всеми вытекающими отсюда негативными для них последствиями. Однако в последнее десятилетие приняты законы, согласно которым бремя доказывания наличия уважительной причины увольнения возложено на предпринимателя (ФРГ, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Ирландия) либо предусмотрен какой-либо вариант "плавающего" решения: бремя доказывания возлагается то на одну, то на другую сторону в зависимости от конкретных обстоятельств или одновременно на обе стороны (Франция, Великобритания). Типичным для трудового законодательства на Западе является выплата возмещения ущерба необоснованно уволенному работнику. Это было и остается для большинства стран единственным последствием признания судом увольнения недействительным и средством судебной защиты работника от необоснованного увольнения. После второй мировой войны выявилась тенденция предоставлять суду право издать приказ о принудительном восстановлении необоснованно уволенного работника на работе с оплатой вынужденного прогула за время его отсутствия на работе в качестве единственного либо возможного альтернативного средства судебной защиты интересов неправильно уволенного работника. Однако лишь немногие страны (например, Австрия) дошли до логического конца, т.е. установили общее правило, что при несправедливом увольнении работник во всех случаях должен быть принудительно восстановлен на работе с выплатой возмещения за вынужденный прогул. В США, Франции, Канаде, Испании, Бельгии это установлено только для определенных видов увольнений. В большинстве же стран восстановление на работе — это одно из возможных решений суда1, которое предприниматель может и не выполнять, выплатив дополнительную компенсацию работнику. В Дании, Бельгии, Финляндии, Люксембурге в случае признания увольнения незаконным допустимо только возмещение вреда. Отметим, что восстановление на работе является обычным решением европейских судов в случае увольнения за профсоюзную деятельность и американских арбитражных органов при незаконных увольнениях работников, охваченных коллективными договорами, или увольнениях, являющихся результатом "нечестной трудовой практики". В последнем случае решение о восстановлении работника на прежнем месте принимает НУТО. Размеры компенсации за незаконное увольнение за последние десятилетия возросли и достигают при длительном трудовом стаже и преклонном возрасте работника или при дискриминационном увольнении внушительных размеров (см. табл. 6). Однако эффект этого в известной мере обесценивается установлением обычно максимальной суммы возмещения и ростом длительности безработицы, увеличением трудностей нового устройства на равноценную работу, особенно с определенного возраста. Шансы на реальные возможности нового трудоустройства, например, для лиц после 45—50 лет, особенно на постоянную работу, во многих странах приближаются к нулю. Конкретные размеры возмещения за ущерб, нанесенный работнику увольнением, определяет суд в соответствии с действующим законодательством и с учетом таких факторов, как возраст работника, его трудовой стаж, степень нанесенного увольнением ущерба и т.п. (см. табл. 6). При расторжении трудового договора предприниматели во многих странах обязаны выдать работнику справку (сертификат), в которой должны быть отмечены даты приема на работу и увольнения, занимаемые должности. По просьбе работника ему может быть выдана письменная характеристика. В ряде стран (Франция, ФРГ, Италия) закон допускает оформление при увольнении еще одного документа — своего рода расписки, в которой работник удостоверяет, что получил сполна все положенные ему при расторжении трудового договора суммы (заработную плату, пособия, компенсацию за неиспользованный отпуск и т.п.) и не имеет никаких претензий. 1 В отношении восстановления на работе незаконно уволенного работника в ряде стран допускается по решению суда альтернативное решение: восстановление уволенного на прежнее либо на другое рабочее место на том же либо на другом предприятии (филиале, дочернем предприятии). Таблица 6 Размеры компенсации за незаконное увольнение в странах Запада
Французское законодательство придает такой расписке юридическую силу и устанавливает некоторые правила ее составления и оспаривания: —расписка должна быть составлена в двух экземплярах лич —работник вправе оспаривать ее только в течение двух ме —расписка должна быть составлена после расторжения тру Не позднее двух месяцев после подписания работник может отказаться от расписки заказным письмом с отметкой о вручении, направленным предпринимателю. Отказ должен быть мотивирован. Споры по расчетам в связи с увольнением могут завершиться подписанием мировой сделки на основе правил гражданского законодательства. Этот документ фиксирует все выплаты, полученные работником от предпринимателя, и закрывает путь для дальнейших взаимных претензий. При соблюдении необходимых формальностей мировая сделка не может быть в дальнейшем оспорена в суде. Как видно, регламентация индивидуальных увольнений в странах Запада характеризуется детализацией и продуманностью, значительной гибкостью. Главные основания группировки таких увольнений — отсутствие или наличие уважительных причин увольнения или предупреждения об увольнении. Еще один критерий — выплата или невыплата выходного пособия. Указанные юридические конструкции используются в самых различных сочетаниях. Они придают регулированию увольнений достаточную лабильность и разнообразие, давая возможность смоделировать увольнение таким образом, чтобы в конечном счете были учтены кардинальные потребности нанимателей и в то же время в определенной мере интересы наемных работников, т.е. запросы и законные интересы обеих сторон трудового отношения, потребности общества. Происходят своего рода "нормализация" и "рационализация" процесса увольнений, смягчающие их остроту и взрывоопасность с точки зрения стабильности существующей общественной системы. Порядок регулирования коллективных увольнений. Трудовое право на Западе допускает и легализирует коллективные увольнения по экономическим, техническим и организационным причинам, ведущим к изменениям в численности рабочей силы. Причины эти понимаются весьма широко: технический прогресс, сдвиги в организации производства и труда, в структуре предприятия, сокращение спроса в результате колебаний экономической конъюнктуры, усиление иностранной конкуренции, меры, принимаемые руководством предприятия по повышению эффективности производства. В большинстве стран существует отдельная регламентация индивидуальных и коллективных увольнений. Исключение составляют ФРГ и Израиль, где коллективные увольнения рассматриваются как автоматическая сумма (кумуляция) индивидуальных увольнений. Решение о коллективных увольнениях принимает единолично предприниматель по своему усмотрению, оценка и критика которого не входит в компетенцию судов или иных государственных органов, а также арбитража. Вместе с тем установленные в законах и иных юридических актах правила, касающиеся порядка и процедуры коллективных увольнений, вводят определенные формы общественного контроля и предусматривают меры по упорядочению и смягчению последствий увольнений для работников. Суть этих правил сводится к следующему: во-первых, предупреждение увольняемых работников, профсоюза или органа представительства коллектива предприятия; во-вторых, уведомление об увольнении государственного административного органа или получение его формального одобрения1; в-третьих, проведение переговоров с органом представительства трудового коллектива или профсоюзом о возможности сокращения масштабов и смягчения последствий увольнения для работников; в-четвертых, определение критериев очередности увольнений (учет трудового стажа, семейного положения и т.п.); в-пятых, установление обязанности предпринимателей платить увольняемым работникам специальное пособие или выплаты из государственного централизованного фонда либо то и другое; в-шестых, сохранение за уволенным работником в течение определенного времени (от трех месяцев до двух лет в различных странах) преимущественного права на восстановление на прежней работе. В различных странах установлены различные критерии, позволяющие квалифицировать увольнение как коллективное (см. табл. 7). Таблица 7 Понятие коллективного увольнения в странах Запада
1 Формальное одобрение государственного административного органа при увольнениях по инициативе работодателей требуется в настоящее время только в Нидерландах. Продолжение табл. 7 Италия ФРГ Нидерланды Австрия Дания Бельгия Греция Ирландия
Португалия Увольнение 5 и более работников в любой производственной единице на протяжении 120 дней Увольнение на протяжении 30 дней более 5 работников на предприятиях численностью 20—30 человек; увольнение более 25 работников или 10% работников на предприятиях численностью 30—500 человек; увольнение более 30 работников на предприятиях численностью более 500 человек Увольнение более 20 работников на протяжении 3 месяцев Увольнение, по крайней мере, 5% работников на протяжении 4 недель на предприятиях численностью от 100 до 1 тыс. человек; увольнение более 50 человек на протяжении 4 недель на предприятиях численностью более 1 тыс. человек Увольнение на протяжении 30 дней, по крайней мере, 10 работников на предприятиях численностью от 20 до 100 человек; увольнение, по крайней мере, 10% персонала на предприятиях численностью от 100 до 300 человек; увольнение, по крайней мере, 30 работников на предприятиях численностью более 300 человек Увольнение на протяжении 60 дней 10 работников на-предприятиях численностью от 20 до 100 человек; увольнение 10% персонала на предприятиях численностью от 100 до 300 человек; увольнение 30 работников на предприятиях численностью более 300 человек Увольнение, по крайней мере, 5 работников на предприятиях численностью от 20 до 50 человек; увольнение 2—3% рабочей силы на предприятиях численностью более 50 человек Увольнение на протяжении 30 дней, по крайней мере, 5 работников на предприятиях численностью от 21 до 49 человек; увольнение, по крайней мере, 10 работников на предприятиях численностью от 100 до 299 человек; увольнение, по крайней мере, 30 работников на предприятиях численностью 300 человек и более Увольнение, по крайней мере, 5 работников на протяжении 3 месяцев на предприятиях численностью более 50 человек При наличии схожих или аналогичных положений порядок увольнений в различных странах имеет некоторую специфику. Лишь в отдельных странах предусмотрены все перечисленные меры. В большинстве стран работники, оказавшиеся жертвой коллективных увольнений, получают материальные компенсации в виде выходного пособия (от предприятия) и пособия от государства (из фонда пособий по безработице или иного централизованного государственного фонда). Последнее выплачивается в дополнение к обычному пособию по безработице в течение установленного времени (6 месяцев — 1 год в различных странах). В некоторых странах (например, во Франции) размеры этого пособия понижаются каждый календарный квартал нахождения без работы. В некоторых странах (Франция, Бельгия) предприниматели доплачивают (обычно в течение одного года) определенные суммы к государственному пособию по безработице работникам, оказавшимся жертвами коллективного увольнения. В области правового регулирования коллективных увольнений, осуществления мер по переобучению, трудоустройству, материальному обеспечению увольняемых в западном опыте имеется немало моментов, представляющих особый интерес для нашей страны. Отметим, например, положения законодательства ФРГ, относящиеся к так называемым социальным планам, принятия которых вправе требовать производственные советы предприятий. Цель таких планов, разрабатываемых совместно администрацией и производственными советами, — смягчить последствия увольнений. "Социальный план" должен включать комплекс мер, в том числе выплату пособия от предприятия, порядок переобучения, профориентацию, ранний выход на пенсию и т.п. Если администрация и производственный совет не в состоянии достигнуть согласия по поводу содержания "социального плана", а посредничество председателя земельного управления по вопросам занятости оказывается безрезультатным, обе стороны либо одна из сторон могут обратиться в согласительную комиссию, которая разрабатывает "социальный план", имеющий обязательную силу. Близкие германскому законодательству положения, касающиеся "социальных планов", содержатся во французском Меж-конфедеральном соглашении от 20 октября 1986 г. Такой план разрабатывается администрацией с учетом мнения комитета предприятия. Французский Закон от 30 декабря 1986 г. предусматривает возможность для работников (со стажем не менее 2 лет, имеющих возраст до 56 лет), уволенных по экономическим мотивам, заключения "соглашения о переквалификации" продолжительностью до 5 месяцев. В течение этого периода работник получает пособие в размере 70% заработной платы за счет предприятия и государства и проходит курс профессиональной переподготовки; ему оказывается помощь в подыскании новой работы.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |