КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И Восточной Европы
В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ТРУДОВОЕ ПРАВО Ч
Глава 9 § 1. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА В странах Центральной и Восточной Европы в 90-х годах происходит широкомасштабное и глубокое реформирование трудового права, ставшее результатом смены общественного строя, осуществления экономических и политических преобразований, движения к рыночной экономике, формирования гражданского общества, плюралистической парламентской демократии западного типа. В прежнее трудовое законодательство внесены серьезные изменения. Из него исключены понятия, положения, конструкции, присущие странам бывшего социалистического лагеря и отражавшие идеологию и практику господствовавшей тогда общественной системы; в прежнее законодательство внесены многочисленные поправки и дополнения; началась активная рецепция многих норм, положений, а иногда целых институтов законодательства западных стран, прежде всего ФРГ и Франции, а также фундаментальных положений ООН о правах человека и норм, закрепленных в конвенциях и рекомендациях МОТ, в актах СЕ и ЕС. Вместе с тем нельзя не отметить, что в действующем законодательстве о труде указанных стран по настоящее время сохранилось немало норм и положений из социалистического прошлого, оправдавших себя, пользующихся поддержкой профсоюзов, популярных среди широких масс наемных работников и вместе с тем не противоречащих фундаментальным началам рыночной экономики, принципам демократии и международным трудовым стандартам. Эволюция трудового законодательства в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы свидетельствует о том, что эти страны, формируя новое трудовое право, не "разрушают до основания" прежнее трудовое законодательство, а осторожно его реформируют, корректируют и переос-
1 Обращает внимание довольно высокий уровень ратификации странами Центральной и Восточной Европы конвенций МОТ: Болгария — 80; Чехия — 62; Словакия — 60; Венгрия — 63; Польша — 81; Румыния — 42; Словения — 67. (Данные на начало 1998 г.) мысливают, стараясь избегать крайностей, резких поворотов. По сути в новом трудовом законодательстве стремятся осуществить своего рода синтез социальных (социалистических) и рыночных (капиталистических) начал. Принципы правового регулирования труда, отвечающие требованиям рыночной экономики и политической демократии, были закреплены в принятых в 90-е годы новых конституциях, в которых, в частности, отсутствует право на труд в его социалистическом понимании, провозглашены свобода труда, право на забастовку. Можно выделить три главных способа реформирования трудового права в рассматриваемых странах: принятие законов по отдельным вопросам трудовых отношений1; внесение поправок и дополнений в действовавшие трудовые кодексы2; осуществление новой кодификации трудового законодательства. Характерно, что новый Трудовой кодекс принят пока только в Венгрии; остальные страны избрали путь постепенного реформирования трудового законодательства путем принятия отдельных законов и внесения поправок в действующие трудовые кодексы. Реформирование трудового законодательства рассматривается как продолжительный по времени процесс преобразований, который сегодня еще далеко не завершен. В Польше предполагается как промежуточная цель издание в ближайшее время Кодекса коллективных трудовых отношений. Рассматривая развитие трудового права стран Центральной и Восточной Европы в целом, можно выделить некоторые общие для них всех черты. • Ограничение определенными пределами государственного вмешательства в сферу труда и трудовых отношений. Такое вмешательство остается необходимым для защиты и обеспечения нужд работников и общественных интересов. Сверх этого минимума и в рамках императивных установлений закона стороны трудовых отношений получили право согласовывать и формировать свои отношения автоном- ' Например, в Польше Закон о профсоюзах 1991 г., Закон об организациях предпринимателей 1991 г., Закон о порядке разрешения коллективных трудовых споров 1991 г., Закон о занятости и защите от безработицы 1991 г., Закон о защите материальных требований работников в связи с банкротством предприятий 1994 г.; в Болгарии Закон об урегулировании коллективных трудовых споров 1990 г.; в Венгрии Закон об обеспечении добровольности при вычетах профсоюзных взносов из заработной платы 1991 г., Закон о технике безопасности и производственной санитарии 1993 г. 2 Значительные изменения в трудовые кодексы были внесены в Чехословакии в 1991 г., в Болгарии в 1992 г., в Польше в 1994 и 1996 гг. но, в соответствии со своими интересами и повседневными нуждами и с учетом меняющейся экономической и рыночной конъюнктуры. • Установление равных прав и обязанностей для предприя • Повышение роли судов как в правоприменении, так и в • Установление автономного статуса для государственных • Усиление гибкости в правовом регулировании труда, кото • Обеспечение свободы объединений как для работников, • Возрождение и активное развитие коллективных догово • Сохранение за профсоюзами монопольного права вести • Передача функций государственного надзора за соблюде • Усиление значения локальных актов предприятий, кото 1 Принцип in favorem означает, что договоры о труде могут только улучшать, но не ухудшать положение работника по сравнению с законодательством. • Повсеместное законодательное закрепление права на ин • Особое внимание, уделяемое при совершенствовании тру В отношении идей промышленной демократии, участия работников, трудовых коллективов в управлении производством в различных странах проявились различные подходы. Например, в Чехии и Словакии участие работников в управлении производством мыслится через наделение соответствующими правами профсоюзов и использование коллективных договоров (англосаксонская модель), в то время как в Польше, Венгрии, Словении права трудовых коллективов, производственных советов на предприятиях закреплены в законодательстве (континентально-европейская модель). Специального рассмотрения заслуживает вопрос о значении идеологии и практики социального партнерства в осуществлении преобразований законодательства стран Центральной и Восточной Европы после крушения социализма. Показательно, что принципы социального партнерства приняты всеми рассматриваемыми странами как важное идеологическое средство, призванное помимо прочего смягчить неизбежные и весьма острые на переходном этапе противоречия, трудовые конфликты, а также обеспечить безболезненное осуществление необходимых стабилизационных экономических реформ, их принятие широкой общественностью на базе консенсуса социальных партнеров. Стержнем механизма социального партнерства стало образование в большинстве стран Центральной и Восточной Европы постоянно действующих органов трехстороннего сотрудничества, на которые были возложены важные задачи по организации соци- 1 Например, в Румынии в соответствии с рекомендациями Совета Европы в 1998 г. была установлена ответственность (до 3-месячного заработка) за сексуальные домогательства на рабочих местах. Сексуальными домогательствами признаны "неуместное или скандальное поведение, как-то: нежелательные физические контакты и прикосновения, неприличные замечания, компрометирующие приглашения, настаивание на сексуальной благосклонности". ального диалога и определенные функции в системе правового регулирования труда. В эти органы вошли представители правительства, предпринимательских организаций и профсоюзов. В Венгрии законодательно определены функции, полномочия, структура Национального совета по примирению интересов, образованного на трехсторонней основе и выполняющего консультативные функции в области экономической и социальной политики1. В новом ТК Венгрии приведен перечень вопросов, которые правительство не вправе решать без согласия этого органа. В числе таких вопросов принятие решений, грозящих вызвать увольнения больших групп работников; размеры государственного минимума заработной платы; реформы инспекции труда, максимальная продолжительность рабочего времени; число праздничных дней. Рекомендации, одобряемые Национальным советом по примирению интересов в рамках его компетенции, приобретают обязательную силу в соответствии с постановлениями Министерства труда. Совет ежегодно разрабатывает и утверждает трехсторонние соглашения по социально-трудовым вопросам. В Болгарии в соответствии с Трудовым кодексом функционирует Национальный совет трехстороннего сотрудничества, имеющий консультативные функции по вопросам труда, социального обеспечения, уровня жизни, приватизации, промышленных отношений. В 1992—1995 гг. Совет разработал и единогласно принял соглашения по социальным аспектам приватизации, заработной плате, другим условиям труда. Заключенное еще в Чехословакии в 1990 г. национальное трехстороннее соглашение предусматривало образование Совета по обеспечению экономического и социального согласия. Этот орган продолжает свое существование в Чешской Республике. Действует он на началах консенсуса трех сторон. Его главные функции: координация мер социальной политики, разрешение трудовых конфликтов, разработка и принятие трехсторонних соглашений, которые социальные партнеры обязаны реализовывать при заключении отраслевых коллективных договоров. В Польше орган трехстороннего сотрудничества — Трехсторонняя комиссия по социально-экономическим вопросам создана в 1994 г. постановлением Совета Министров. В ее рамках 1 Национальный совет по примирению интересов сформировал шесть специализированных комитетов (общеэкономический; политики доходов, заработной платы; рынка труда; социальной политики; информации; трудовой этики) и административный секретариат. образованы шесть экспертных групп (по заработной плате и социальному обеспечению; занятости и предотвращению безработицы; здравоохранению; жилью; культуре и образованию; реформе социального страхования). Одной из приоритетных задач Комиссия ставит разработку Хартии социальных гарантий. Становление механизма социального партнерства в странах Центральной и Восточной Европы еще далеко не завершено, и согласие между социальными партнерами формируется с большими трудностями. Во многих случаях возникают конфликты между правительствами и профсоюзами, особенно по вопросам заработной платы (ее замораживания и индексации), закрытия предприятий, приватизации, направлений структурной перестройки экономики, осуществление которой весьма болезненно для наемных работников. Отсутствие достаточного количества доступных нормативных и литературных источников не позволяет дать детальную характеристику эволюции трудового права всех стран Центральной и Восточной Европы в постсоциалистическое десятилетие. Ограничимся двумя странами — Венгрией и Польшей, в которых развитие трудового законодательства в 90-е годы проходило особенно интенсивно. В Венгрии в 1992 г. был принят новый Трудовой кодекс, а Польша первой из бывших социалистических стран отвергла ленинско-сталинскую концепцию профсоюзов и сформировала коллективное трудовое право западного типа, создав прецедент и модельные акты для других стран региона. В новом трудовом законодательстве Венгрии и Польши, разработанном на высоком профессиональном уровне, найдены в ряде случаев удачные решения, проявились интересные подходы по вопросам, животрепещущим для всех бывших социалистических стран. В Венгрии и Польше в наибольшей мере проявились типичные черты и тенденции развития трудового права стран этого региона после краха социализма. Вот почему именно эти две страны избраны нами для более подробного анализа. § 2. ВЕНГРИЯ: НОВАЯ КОДИФИКАЦИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Трудовой кодекс Венгрии, принятый в 1992 г., на начальном этапе постсоциалистических преобразований, называют кодексом конвергенции социализма и капитализма. В нем сделана попытка синтезировать разумное и ценное из прежнего венгерско- го трудового права и многие положения трудового законодательства развитых стран Запада, прежде всего ФРГ. Трудовой кодекс Венгрии воплощает европейский тип трудового права, т.е. черты трудового права стран так называемого рейнского социализма, четко ориентированных на социальную рыночную экономику1. Для европейского типа трудового права характерно одновременное признание роли капитала, частной собственности, прерогатив предпринимателей и не менее важной роли труда, профсоюзов, трудовых коллективов, установление значительного числа социальных ограничителей хозяйской власти. Новый ТК Венгрии состоит из пяти частей: общие положения; коллективные трудовые отношения; индивидуальные трудовые отношения; трудовые споры; заключительные и переходные положения. Кодекс небольшой по объему (215 статей) и охватывает далеко не все вопросы регулирования трудовых отношений. Его дополняют специальные законы о труде, в числе которых Закон о технике безопасности и производственной санитарии 1993 г.; Закон о забастовках 1989 г.; Закон о защите профсоюзной собственности 1991 г.; Закон о добровольном характере выплаты профсоюзных взносов 1991 г. Своеобразие нового ТК Венгрии, его отличие от законов о труде бывших социалистических стран проявляется как в его структуре, так и в содержании. В новом ТК Венгрии полностью отсутствуют положения декларативного характера, присущие социалистическим кодексам. Из основных трудовых прав остались лишь провозглашение равенства всех работников в сфере труда, запрет дискриминации. В новой кодификации отсутствуют также разделы, которые были включены по примеру КЗоТа РФ в кодексы стран "народной демократии": обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин и молодежи; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; трудовой коллектив; государственное социальное страхование; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде. Отсутствие названных разделов не означает, что по данным вопросам в новом кодексе вообще нет норм. Они имеются, но 1 К странам "рейнского социализма" исследователи-социологи относят прежде всего ФРГ и Францию, трудовое право которых значительно отличается от трудового права стран "либерального капитализма", к которым относят США, Канаду, Новую Зеландию. включены в неожиданные с точки зрения логики социалистического трудового права структурные подразделения. Так, нормы по охране труда женщин включены в раздел о трудовом договоре, по дисциплине труда — в раздел о коллективном договоре. Еще одна особенность заключается в том, что многие нормы социалистического трудового права остались в новом ТК Венгрии, но в переосмысленном и скорректированном виде. Нормативное богатство нового ТК Венгрии значительно шире прежнего венгерского Трудового кодекса 1967 г.1 В него включено большое число норм, неизвестных прежде венгерскому трудовому законодательству. В качестве примера можно привести введение нотификации трудовых правоотношений2; включение в ТК раздела, посвященного регулированию труда высших управляющих; запрет нанимателям раскрывать третьим лицам сведения о работниках и высказывать о них свое мнение без их согласия или в случаях, предусмотренных законом; закрепление оснований признания недействительными договоров о труде; правило о том, что работник не может отказаться от права обеспечивать себе достойную заработную плату и личную безопасность, а всякое соглашение, ведущее к отказу от такого права, признается недействительным. Наиболее важные новшества в новом ТК Венгрии по сравнению с прежним законодательством состоят в следующем. • Четкость в отношении императивности и диспозитивнос-ти каждой конкретной нормы. В кодексе выделены следующие разновидности норм: —абсолютно императивные нормы, которые нельзя ме —абсолютно диспозитивные нормы, которые действуют, —относительно императивные. Эти нормы могут быть в 1 См.: Кодификация законодательства о труде социалистических стран. М., 2 Нотификация — обязанность сторон трудового правоотношения инфор а) нормы нельзя менять во вред работнику, но можно б) нормы могут ухудшать положение работника по срав в) нормы не могут ухудшать положение работников по Важно то, что императивность или диспозитивность нормы, как правило, зафиксирована в тексте соответствующей статьи ТК. • Возможность субсидиарного применения к регулирова • Четко определена территориальная сфера действия ТК. Это • Сформулировано следующее общее правило: коллектив Далее мы рассмотрим более частные положения нового ТК Венгрии, олицетворяющие новые черты постсоциалистического трудового права, складывающегося в этой стране и других странах Центральной и Восточной Европы, и представляющие наибольший интерес с точки зрения ознакомления с зарубежным опытом. Право на ассоциацию. Право на ассоциацию рассматривается как право, равно относящееся как к работникам, так и к работодателям, при этом право на объединение в профсоюз специ^ ально в ТК не выделяется. Закреплено как положительное, так и отрицательное право на ассоциацию ("право входить и не входить в организацию"). Права профсоюзов. Это прежде всего право получать от предпринимателей исчерпывающую информацию по всем вопросам, затрагивающим интересы работников. Кроме того, за профсоюзами закреплено право обжаловать любые незаконные действия или упущения предпринимателей, если они наносят ущерб интересам работников и их представительных организаций. Установлена процедура такого обжалования. Сначала непосредственные переговоры с предпринимателем; затем примирительная процедура, а в случае ее провала — обращение в суд. Меры, обжалуемые профсоюзом, приостанавливаются до завершения примирительной процедуры или принятия судебного решения. Профсоюзным работникам предоставляется оплаченное время для выполнения их функций, а также оплачиваемый отпуск для обучения на курсах, организуемых профсоюзами. Запрещается дискриминация как членов, так и не членов профсоюзов. Последнее означает запрет принудительного юнионизма ("закрытого цеха", "профсоюзного цеха" и т.п.). Перевод неосвобожденного профсоюзного работника на другую работу и обычное его увольнение возможны лишь с согласия вышестоящего профсоюзного органа, а при чрезвычайном увольнении профсоюзного работника вышестоящий профсоюзный орган должен быть своевременно предупрежден. Профсоюзные работники пользуются защитой в период выполнения ими профсоюзных функций и еще в течение года при условии, что они выполняли профсоюзную работу по крайней мере полгода. Важно отметить, что правами, установленными в законе, пользуются только аккредитованные профсоюзы. К ним относятся профсоюзы, получившие на выборах в производственный совет по крайней мере 10% голосов. Аккредитованными также считаются профсоюзы, если по крайней мере 2/3 работников, принадлежащих к одной и той же профессиональной группе, являются членами данного профсоюза. Коллективные договоры. Стороной коллективного договора может быть только профсоюз (профсоюзы). За рядом исключений, коллективные договоры могут заключаться теми профсоюзами, кандидаты которых получили на выборах в производственный совет более 50% голосов. Если на предприятии имеется несколько профсоюзов, коллективный договор заключается ими совместно. Участие работников в управлении производством на предприятии. Венгерский ТК реципировал положения германского законодательства, относящиеся к "соучастию". Предусмотрено создание на предприятиях численностью более 15 человек производственного совета (на более мелких предприятиях — выбор делегата). Однако прерогативы производственного совета в Венгрии уже, чем в ФРГ. Паритетные права предусмотрены только в отношении техники безопасности и распределения средств фондов трудового коллектива. По всем остальным вопросам полномочия производственного совета консультативные. Согласно венгерскому ТК (ст. 70), производственный совет должен оставаться беспристрастным в отношении стачек. Он не должен организовывать забастовки, содействовать или противодействовать им. Члены производственного совета, участвующие в забастовке, должны быть отстранены от работы в производственном совете на период забастовки. Форма трудового договора. Трудовой договор должен заключаться в письменной форме, за исключением случаев, когда он продолжается менее 5 дней. Работник может потребовать признания трудового договора недействительным на том основании, что он не имеет письменной формы, не позднее 30 дней после начала работы. Прием на работу. Работники, поступающие на работу, обязаны заполнять анкеты, подвергаться тестированию при непременном условии: если это не нарушает их человеческие права, не унижает их и необходимо нанимателю для получения информации, существенной для заключения трудового договора. Порядок регулирования индивидуальных увольнений. Увольнения подразделяются на обычные и чрезвычайные. Обычные увольнения производятся с предупреждением и по определенным основаниям, которые сформулированы в ТК весьма общо. Они должны быть связаны с профессиональной непригодностью работника из-за уровня квалификации или состояния здоровья, его поведением, объективными нуждами производства. При чрезвычайном увольнении любая из сторон может прекратить трудовые отношения, если другая сторона умышленно или в виде грубой небрежности нарушает существенные обязанности, вытекающие из трудового договора, или ведет себя так, что продолжение трудовых отношений становится невозможным. Последствия незаконного увольнения. Суд может по желанию работника восстановить его на прежней работе и обязать предпринимателя выплатить заработную плату за весь период вы- нужденного прогула, а также возместить иной нанесенный ущерб. Но если предприниматель категорически возражает против восстановления работника, суд может не настаивать на этом, но предприниматель обязан выплатить выходное пособие в двойном размере. Если сам работник не желает восстановления на работе, то суд, признав его увольнение незаконным, устанавливает для него дополнительные денежные компенсации (двойное выходное пособие, возмещение ущерба). Признание трудового договора недействительным. Трудовой договор может быть признан недействительным, если заключен под влиянием заблуждения, обмана, угроз. В этом случае он должен быть немедленно расторгнут предпринимателем. Если какая-либо из сторон понесла определенные убытки, они должны быть возмещены. Порядок регулирования работы по совместительству. Работник обязан информировать предпринимателя о работе по совместительству. Предприниматель может не разрешить совместительство или прекратить его, если оно затрагивает его законные деловые интересы. Ответственность предпринимателя за вещи работников. Предприниматель несет ответственность за личные вещи работников, принесенные ими на работу, в соответствии с общими правилами о гражданско-правовой ответственности. Предприниматель вправе потребовать, чтобы работник держал свои вещи в безопасном месте (например, в гардеробе) и сообщал о приносимых на предприятие ценных вещах. Предприниматель может также установить офаничительные правила нахождения на предприятии личных вещей работников. Дисциплина труда. Дисциплинарные наказания не должны покушаться на человеческие права работников и унижать их достоинство. Штраф как дисциплинарная мера не допускается. Договор об обучении — это договор, согласно которому предприниматель оплачивает учебу работника в учебном заведении, а работник обязуется работать на данного предпринимателя после завершения учебы. Такой договор должен иметь письменную форму. Срок обязательной отработки после окончания учебы не более 5 лет. Если работник нарушает условия договора, предприниматель вправе требовать у работника возвращения затраченных на его учебу денег. Рабочее время. Суммированный учет рабочего времени не может иметь больший учетный период, чем один год. Режим рабочего времени определяется в коллективном договоре, а при его отсутствии — единолично предпринимателем. Введено понятие "работа в исключительных условиях", которое включает сверхурочную работу, работу в дни отдыха и в праздничные дни, а также дежурства. Сверхурочная работа и дежурство не должны наносить вред здоровью работника или возлагать на него непропорционально большое бремя с точки зрения личной и семейной жизни. Время отдыха. Определен лишь минимальный (20 мин.) перерыв на обед. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска зависит от возраста работника. Установлен базисный отпуск 20 рабочих дней и дополнительные отпуска в зависимости от возраста работника. Максимальная продолжительность отпуска — 30 рабочих дней (для работников старше 45 лет). Отпуск по болезни. Работники имеют право на оплачиваемый за счет предпринимателя (75% среднего заработка) отпуск по болезни продолжительностью 10 дней на каждый календарный год. Наличие нетрудоспособности должно определяться справкой от врача. Один раз в год для получения такого отпуска на срок не свыше 3 дней справка от врача не требуется. Не использованный в данном календарном году отпуск по болезни не может перейти на следующий год. Отпуск для ухода за больными членами семьи (близкими родственниками). Такой отпуск (неоплачиваемый) должен быть предоставлен предпринимателем по просьбе работника сроком до двух лет. Близкими родственниками считаются супруги, родственники по прямой восходящей линии работника или его супруга, приемные дети и родители; братья и сестры. Отпуск для строительства собственного дома. По просьбе работника предприниматель обязан предоставить работнику, строящему собственный дом, отпуск продолжительностью до одного года (без сохранения заработной платы). Заработная плата. При определении государственного минимума заработной платы принимаются во внимание: нужды работников; национальный уровень заработной платы; стоимость жизни; выплаты по социальному обеспечению; относительные жизненные стандарты определенных социальных групп и экономические условия, включая требования экономического роста, уровень производства и желательность поддержания высокого уровня занятости. Министр труда может по согласованию с Советом по примирению интересов освободить предпринимателей от соблюдения требования в отношении государственного минимума заработной платы, если это необходимо для обеспечения занятости, особенно подростков, инвалидов, не полностью занятых.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |