КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В Китае и во Вьетнаме
ТРУДОВОЕ ПРАВО § 1. ЗАКОН О ТРУДЕ КИТАЯ И ТРУДОВОЙ КОДЕКС ВЬЕТНАМА - СИМВОЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА ■ Развитие трудового права в Китае и во Вьетнаме в 90-е годы проходит под знаком "социалистической модернизации", имеющей целью формирование "социалистической рыночной экономики". В обеих странах сохранились по настоящее время многие черты сложившейся ранее экономической, политической и правовой системы (преобладание государственной собственности; руководящая роль коммунистических партий; монопольное положение единых профсоюзов, выполняющих ряд функций, характерных для профсоюзов в социалистических странах; отсутствие или серьезные ограничения права на забастовку). Но вместе с тем в новых законах о труде и особенно в новых кодификационных актах: Законе о труде КНР (далее ЗоТ) и Трудовом кодексе СРВ, принятых почти одновременно в 1994 г. и вступивших в силу с 1 января 1995 г., проявились тенденции, свидетельствующие о стремлении сформировать национальные системы трудового права современного типа, соответствующие общепризнанным принципам и нормам международного трудового права, стандартам ООН и МОТ1 и учитывающие императивы формирующейся в этих странах рыночной экономики. 1 К началу 1998 г. Китай ратифицировал 18, а Вьетнам — 12 конвенций МОТ. Налицо, рецепция как Китаем, так и Вьетнамом ряда положений и конструкций, присущих трудовому праву стран развитой рыночной экономики. В новом трудовом законодательстве Китая и Вьетнама находит отражение специфика этих стран, их особый путь постепенного развития от командно-административной системы к рыночной экономике, характерные черты их политических режимов, стремящихся сохранить любыми средствами общественную стабильность, обеспечить максимальную мобилизацию всех имеющихся хозяйственных ресурсов для преодоления вековой отсталости, скорейшей модернизации экономики, подъема жизненного уровня народных масс. В структуре и в содержании новых кодификационных актов по труду Китая и Вьетнама можно обнаружить сходство с советскими кодексами законов о труде. При этом социалистические компоненты в наибольшей степени присутствуют в коллективном трудовом праве, а также в отдельных формулировках, отражающих господствующую в этих странах идеологию ("оплата по труду", "трудовое соревнование", "потребности социалистической рыночной экономики", "стимулирование образцового труда", "участие работников в социальном добровольном труде"). В регулировании же индивидуальных трудовых отношений заметно заимствование западного опыта. Это особенно относится к Вьетнаму. В Китае широкомасштабные реформы трудовых отношений начались еще в 70—80-е годы, одновременно с началом экономических реформ, связанных с именем Дэн Сяопина. В 1986 г. были изданы четыре Временных правила по регулированию трудовых отношений в государственном секторе: о трудовых контрактах; о трудоустройстве; об увольнениях в связи с нарушениями трудовой дисциплины; о страховании по безработице. Эти правила вводили новую модель индивидуальных трудовых отношений, призванную постепенно заменить действовавшую прежде систему пожизненной занятости, при которой наем, перемещение, увольнение значительной части работников допускались только с разрешения государственного органа. Новая система вводила свободу найма и увольнений и предусматривала заключение срочных трудовых контрактов продолжительностью не менее одного года, детально определяющих обязанности, условия труда, способы обеспечения трудовой дисциплины, порядок увольнений. Уважительными признавались увольнения работников вследствие нарушения трудовой 28 Киселев и. я. 425 дисциплины, профессиональной непригодности, выявленной в период испытания, длительной болезни, привлечения работника к уголовной ответственности, банкротства предприятия. Продолжением законодательных реформ в 90-е годы в Китае стало принятие Закона о профсоюзах 1992 г., Закона о безопасности труда в шахтах 1992 г., Закона о технике безопасности и производственной санитарии 1993 г. и ряда других нормативных актов, относящихся к отдельным институтам трудового права (например, Правила установления государственного минимума заработной платы 1993 г., Правила о порядке разрешения трудовых споров 1994 г.). Закон о труде 1994 г. подвел итоги первого этапа реформ трудового права и одновременно создал основу для дальнейшего развития законодательства о труде. В течение ближайших лет в Китае предполагается принять пакет новых законов, дополняющих и детализирующих Закон о труде. В числе разрабатываемых актов законы о трудовом договоре, о содействии трудоустройству, об охране труда, об условиях труда, о заработной плате, о рабочем времени, о трудовых спорах, о социальном страховании. Закон о труде (ЗоТ) КНР состоит из 107 статей, сгруппированных в 13 глав: общие положения; поощрение занятости; трудовые и коллективные договоры; рабочее время и время отдыха; заработная плата; техника безопасности и производственная санитария; специальная охрана труда женщин и молодежи; профессиональное обучение; социальное страхование и благосостояние; трудовые споры; надзор и контроль за соблюдением законодательства; ответственность за нарушение законодательства; переходные положения1. Трудовой кодекс Вьетнама состоит из 198 статей, сгруппированных в 17 глав: общие положения; занятость; профессиональное обучение; трудовой договор; коллективный договор; заработная плата; рабочее время и время отдыха; трудовая дисциплина и ответственность работников за ущерб, причиненный имуществу предприятия; техника безопасности и производственная санитария; труд женщин; труд молодежи и особенности регулирования труда некоторых других категорий работников; со- 1 Для реализации ЗоТ Министерство труда КНР издало 17 постановлений, конкретизировавших, развивших положения ЗоТ и создавших механизмы его практического применения. Среди этих постановлений правила о коллективных договорах, о выплате заработной платы, о профессиональном обучении, об охране труда подростков, о режимах труда, об инспекции труда на шахтах и в строительстве, об ответственности за нарушение норм трудового права. циальное обеспечение; положение профсоюзов; трудовые споры; администрация по труду; государственная инспекция по труду; заключительные положения. Новейшие кодификационные акты КНР и СРВ имеют много общего как по структуре, так и по содержанию. Вместе с тем имеются и некоторые различия. Сравнительно-правовой анализ этих двух законов позволяет отчетливо увидеть специфику развития трудового права государств, осуществляющих по-своему переход от социализма к рыночной экономике. § 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КИТАЯ И ВЬЕТНАМА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ Сфера действия, цели и задачи трудового законодательства, основные трудовые права работников. Трудовое законодательство Китая и Вьетнама регулирует отношения по применению наемного труда и социальные отношения, тесно связанные с трудовыми, распространяется на все организации и на всех работников. Согласно ТК СРВ, условия труда государственных служащих, полицейских, членов кооперативов регулируются специальным законодательством, но ряд положений Трудового кодекса в каждом конкретном случае распространяется и на эти категории работников. Цели трудового законодательства наиболее четко сформулированы в китайском Законе о труде: "Защищать законные права и интересы работников, формировать трудовые отношения в соответствии с потребностями социалистической рыночной экономики, содействовать экономическому развитию и социальному прогрессу". В обеих странах в законодательстве провозглашены признанные мировым сообществом, закрепленные в актах ООН и МОТ основные индивидуальные и коллективные трудовые права, в том числе право на труд. Вместе с тем в китайском ЗоТ, как и в Конституции КНР, отсутствует право на забастовку. Трудовой кодекс Вьетнама признает право на стачку в рамках законов, регулирующих это право, запрещает применение в любой форме принудительного труда. В китайском ЗоТ выделено право работников на участие в управлении производством. Согласно этому акту, работники через посредство собраний трудовых коллективов, их представителей или в иных формах в соответствии с законом участвуют в демократическом управлении предприяти- ем; предприниматели должны консультироваться с представительными органами работников по вопросам, затрагивающим законные права и интересы рабочих и служащих. Вьетнамское законодательство ограничивается провозглашением права работников на участие в управлении предприятиями в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и положениями закона. Большое внимание в обоих кодификационных актах уделено обеспечению права на труд путем осуществления государством активной политики занятости, направленной на создание новых рабочих мест, расширение возможностей получения работы. Трудовое право Вьетнама объявляет первейшей обязанностью государства, предприятий и общества в целом обеспечивать работой всех трудоспособных граждан. Регулирование международного труда. В обеих странах большое внимание уделяется правовому регулированию различных аспектов международного труда, учитывая заинтересованность в иностранных инвестициях и в развитии внешней трудовой миграции, призванной смягчить массовую безработицу. В КНР действует постановление "О регулировании трудовых отношений на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ)"1 от 11 августа 1994 г. Согласно этому постановлению, государственные органы по труду осуществляют надзор за кадровой политикой ПИИ, организацией ими профессионального обучения работников, заработной платой, надтарифными надбавками, техникой безопасности и гигиеной труда, страхованием работников. Локальные правовые акты, издаваемые ПИИ, не должны противоречить китайским законам и административным регламентам. Постановление предусматривает, что само ПИИ решает вопрос о порядке найма своих работников и их численности. Наем работников в ПИИ должен производиться через посредство признанных государством бирж труда. С разрешения местных властей ПИИ могут нанимать работников и непосредственно из любых регионов Китая, но преимущественно китайских работников, проживающих на территории КНР. В случае необходимости найма иностранных граждан или жителей Тайваня, Гонконга и Макао ПИИ должны получить разрешение местной администрации, причем для каждого такого работника. 1 Понятие "предприятие с иностранными инвестициями" включает в Китае как совместные предприятия, так и иностранные инвестиционные предприятия. Предприятие с иностранными инвестициями не вправе нанимать работников, которые фактически работают и срок трудового договора которых не истек; оно обязано организовывать профессиональное обучение нанятых им работников. Профсоюзу, а при его отсутствии другим представительным органам работников должно быть разрешено заключать от имени работников коллективный договор, призванный регулировать заработную плату, рабочее время, время отдыха, технику безопасности и производственную санитарию. Трудовой договор на ПИИ должен обязательно заключаться в письменной форме. Все трудовые договоры, заключенные на ПИИ, должны направляться в управление труда местной администрации на утверждение в течение одного месяца после их подписания. Коллективный договор должен быть зарегистрирован в местной администрации. Он вступает в силу, если в течение 15 дней после получения этого договора местная администрация не выдвинет против него возражений. В постановлении указаны дополняющие китайское законодательство основания расторжения трудового договора работником, занятым на ПИИ. Такой работник вправе расторгнуть трудовой договор, если предприятие принуждает его к труду путем насилия, запугивания или с помощью иных методов, ограничивающих личную свободу, или если предприятие отказывается выполнять трудовой контракт, нарушает китайские законы и административные регламенты, права и интересы работника. В этом случае работник вправе потребовать возмещения нанесенного ему ущерба. Как видно, для китайского законодательства характерны высокая степень надзора и контроля государственных органов за деятельностью ПИИ, установление определенных правовых гарантий соблюдения этими предприятиями национального трудового законодательства, прав и интересов местных работников. Показательно, что семь статей указанного постановления (ст. 27— 34) содержат нормы о специальной ответственности ПИИ за нарушение китайского трудового законодательства. В ТК СРВ содержатся нормы, касающиеся как труда вьетнамских граждан на предприятиях с иностранными инвестициями, расположенными на территории СРВ, так и внешней трудовой миграции. Установлено, что труд вьетнамских граждан, работающих на ПИИ, регулируется вьетнамским законодательством, если иное не предусмотрено международным договором СРВ. ПИИ могут нанимать вьетнамских работников через посредство государственных служб занятости. Если работники, предложенные службой занятости, не отвечают требованиям ПИИ, последние могут нанимать работников непосредственно, поставив об этом в известность государственный орган по труду провинции. В отношении работ, требующих особенно высокого уровня технического и управленческого мастерства, которому не удовлетворяют вьетнамские работники, ПИИ могут нанимать на определенный срок иностранных граждан, но при этом должны быть разработаны учебные программы, которые позволили бы быстро обучить вьетнамских работников для замены иностранцев1. Направление вьетнамских граждан на работу за границу могут осуществлять только службы занятости, получившие лицензию государственных властей. Вьетнамские граждане, работающие за рубежом в соответствии с трудовыми договорами, должны соблюдать трудовое законодательство государства трудоустройства. Если они направлены на работу за границу в соответствии с соглашением Правительства СРВ и иностранного государства, то должны соблюдать как положения трудового законодательства страны трудоустройства, так и соответствующего межправительственного соглашения. Вьетнамские граждане, работающие за рубежом, имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях и на защиту своих интересов со стороны представительства СРВ, на консульскую поддержку. Они вправе посылать свои заработки в иностранной валюте и предметы личной собственности во Вьетнам и имеют право на социальное обеспечение и иные льготы в соответствии с законодательством СРВ и иностранного государства. Вьетнамские граждане, работающие за рубежом, должны из своей заработной платы направлять на родину взносы в Фонд социального страхования. Если они выезжают за рубеж в соответствии с хозяйственным контрактом, выполняемым вьетнамской организацией, труд таких работников регулируется ТК СРВ, если иное не предусмотрено международным договором Вьетнама. 1 В соответствии с Законом об иностранных инвестициях СРВ от 12 ноября 1996 г. предприятия с иностранными инвестициями наделяются правом нанимать рабочую силу, руководствуясь коммерческими соображениями. Однако преимущество при найме должно отдаваться вьетнамским гражданам. Трудовой договор. Трудовые договоры в Китае и во Вьетнаме заключаются в письменной форме1. Во Вьетнаме допускаются устные соглашения о временной работе продолжительностью менее трех месяцев и в отношении домашней работы. Законодательство обеих стран определяет обязательное содержание трудового договора. Согласно ЗоТ КНР, трудовой договор должен обязательно фиксировать следующие элементы: срок, содержание трудовой деятельности; охрану и условия труда; заработную плату; трудовую дисциплину; условия прекращения; ответственность за несоблюдение условий договора. Стороны трудового договора могут включать в него положения, касающиеся охраны коммерческой тайны. Китайское законодательство объявляет недействительными трудовые договоры, нарушающие нормы права (законы и подзаконные акты) или заключенные с использованием обмана и запугивания. В КНР и СРВ трудовые договоры заключаются на определенный срок (в СРВ — до трех лет), на неопределенный и на период выполнения определенной работы. В КНР, если работник проработал на конкретном предприятии десять лет, имея договор на срок определенный, предприятие обязано по требованию этого работника заключить с ним договор на неопределенный срок. Период испытаний устанавливается по договоренности сторон и не может превысить 6 месяцев (в КНР) и 2 месяцев (в СРВ). Согласно ТК СРВ, заработная плата работников в период испытания должна составлять по крайней мере 70% нормальной заработной платы за данную работу. Любая из сторон в течение испытательного срока вправе расторгнуть договор без предупреждения. Вопрос о расторжении трудового договора по инициативе работника решается в рассматриваемых странах следующим образом. В КНР работники имеют право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом администрацию письменно за 30 дней. Работники вправе расторгнуть трудовой договор немедленно в следующих случаях: в период испытания; если предприятие принуждает работника трудиться, прибегая к насилию, запугиванию или незаконному ограничению личной свободы; при невыплате работнику заработной платы и необеспечении ему условий труда в соответствии с трудовым договором. 1 В КНР заключенные трудовые договоры должны быть зарегистрированы в местных органах по труду. Во Вьетнаме работник, имеющий договор на неопределенный срок, вправе в любой момент расторгнуть договор, предупредив предпринимателя за 45 дней. Досрочное расторжение по инициативе работника срочного трудового договора допускается лишь с предупреждением и по уважительным причинам, перечисленным в законе: —работнику не предоставлена работа или не обеспечены —работнику не выплачена полностью и в установленный срок —работник — жертва плохого обращения со стороны пред —работник не в состоянии выполнять условия договора из- —невозможность продолжения работы в связи с беременно Увольнения работников по инициативе предпринимателей допускаются в обеих странах с предупреждением (в КНР — за 30 дней, в СРВ — за 30—45 дней) или без предупреждения и только по уважительным причинам, перечисленным в законе. В КНР увольнение без предупреждения допускается по следующим основаниям: —неудовлетворительный результат испытания; —грубое нарушение трудовой дисциплины или правил внут —нанесение предприятию серьезного ущерба в результате —возбуждение против работника в соответствии с законом С предупреждением за 30 дней работник в КНР может быть уволен по следующим основаниям: —неспособность выполнять свою прежнюю работу или иную —несоответствие занимаемой должности или выполняемой —невозможность реализации трудового договора в связи с стороны не достигли соглашения об изменении условий договора. Не допускается увольнение с предупреждением или в связи с сокращением штатов следующих категорий работников: лиц, потерявших трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; в период временной нетрудоспособности работников; беременных женщин и кормящих матерей. Размер выходного пособия, как правило, месячная заработная плата за год работы на данном предприятии. При увольнении в связи с болезнью работника кроме выходного пособия выплачивается медицинская субсидия в размере 6-месячной заработной платы. При прекращении трудового договора по соглашению сторон или из-за несоответствия работника занимаемой должности в связи с недостатком квалификации размер выходного пособия не может быть более 12-месячной заработной платы. Во Вьетнаме ТК особенно подробно раскрывает понятие "дисциплинарное увольнение". Такое увольнение допускается, если: —работник совершает акт воровства, допускает растрату —работник, переведенный на другую работу в качестве меры —работник отсутствует без уважительных причин на работе Во Вьетнаме расторжение трудового договора по инициативе предпринимателя допускается также в случае неявки работника на работу вследствие болезни в течение более 12 месяцев подряд и при отсутствии перспективы выздоровления в ближайшем будущем (при договоре на неопределенный срок). При договоре на определенный срок период отсутствия на работе по болезни, дающий право на расторжение трудового договора, сокращается до 6 месяцев, а при договоре на срок менее одного года — до более половины срока договора. В случае выздоровления уволенного работника должен быть рассмотрен вопрос о восстановлении его на работе. Еще одно законное основание увольнения — стихийное бедствие или иное форс-мажорное обстоятельство при условии, что предприниматель сделал все возможное, чтобы избежать увольнений, но вынужден все же сокращать производство и персонал. Специальные правила установлены в обеих странах в отношении увольнений работников в связи с сокращением штатов. В КНР, если предприятие переживает серьезные экономические трудности, находится на грани банкротства и сокращение персонала становится неизбежным, предприятие обязано объяснить ситуацию профсоюзу или всему трудовому коллективу за 30 дней до начала сокращений, выслушать их мнение и сообщить о предстоящих сокращениях местным властям (департаменту труда местного правительства). Если предприятие приступает к новому набору персонала в течение 6 месяцев после проведения сокращения, сокращенные работники имеют приоритетное право быть восстановленными на прежней работе. Уволенные работники имеют право на экономическую компенсацию в соответствии с законом (среднемесячная заработная плата за каждый год работы на данном предприятии). При сокращении штатов не допускается увольнение лиц, ставших жертвой несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и получивших полную (частичную) инвалидность; беременных женщин и кормящих матерей; временно нетрудоспособных в результате болезни (в течение установленного максимального периода). Во Вьетнаме при увольнении по сокращению штатов работника, имеющего стаж работы на предприятии один год и более, предприниматель обязан выплатить компенсацию в размере месячной заработной платы за каждый год работы, но не менее 2-месячной заработной платы. Такое увольнение допускается только после информирования о нем местного управления по труду. Ни в Китае, ни во Вьетнаме профсоюзному комитету не предоставлено право вето на решение администрации об увольнении работников, но профсоюзы не отстранены от участия в процедурах увольнений. В КНР профсоюз вправе высказать свое мнение по поводу увольнения конкретного работника. Если предприятие при увольнении работника нарушает законодательство или трудовой договор, профсоюз вправе потребовать пересмотра решения об увольнении. Если работник обжалует увольнение, профсоюз в соответствии с законом должен оказывать ему помощь. В СРВ при увольнениях работников за систематическое неисполнение трудовых обязанностей, за конкретные дисциплинарные нарушения, в связи с длительным отсутствием на работе по причине болезни предприниматель обязан попытаться согласовать это увольнение с профсоюзным комитетом. При отсутствии его согласия решение об увольнении откладывается. Окончательное решение в этом случае предприниматель может принять через месяц после сообщения об увольнении в государственный орган по труду. Решение предпринимателя может быть обжаловано как самим работником, так и профкомом предприятия. Выходное пособие, выплачиваемое (за рядом исключений) увольняемым работникам, имеющим стаж работы на данном предприятии более одного года, составляет полумесячную заработную плату за каждый год работы на данном предприятии. Трудовой кодекс Вьетнама устанавливает, что, если работник уволен незаконно, он должен быть восстановлен на работе с выплатой компенсации за все время вынужденного прогула. Если же работник не желает продолжать работу, трудовой договор с ним может быть расторгнут, но он вправе получить дополнительную компенсацию в размере полумесячной заработной платы за каждый год работы на данном предприятии. Дисциплина труда регламентируется особенно подробно в ТК СРВ. Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Они должны действовать на всех предприятиях с числом работников более 10 человек и не могут противоречить законодательству. Правила разрабатываются предпринимателем (который перед их введением в силу должен проконсультироваться с профсоюзным комитетом) и подлежат регистрации в управлении труда провинции. Правила внутреннего трудового распорядка должны регламентировать следующие вопросы: рабочее время и перерывы на отдых; организацию работы на предприятии; безопасность и гигиену труда; защиту собственности, технологических и деловых секретов предприятий; дисциплинарные проступки и виды ответственности за них; виды материальной ответственности работников за ущерб, нанесенный имуществу предприятия. Указанные локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения каждого работника и вывешены на видном месте. В качестве взысканий за нарушение трудовой дисциплины в СРВ применяются выговор, перевод на нижеоплачиваемую ра- боту на срок не более 6 месяцев, увольнение. Штрафы в качестве меры дисциплинарного наказания не допускаются. Не разрешаются также несколько дисциплинарных санкций за один проступок. Установлены правила дисциплинарной процедуры: предприниматель должен предоставить доказательства вины работника, который вправе приводить доводы в свою защиту и привлечь на помощь себе юриста, работника профсоюза или любое иное лицо. Рассмотрение дисциплинарного нарушения должно производиться в присутствии заинтересованного лица и представителя профсоюза предприятия. Дисциплинарные процедуры должны оформляться протоколом. В случае совершения работником серьезного дисциплинарного проступка, когда нахождение работника на рабочем месте может затруднить расследование или прекращение нарушения, предприниматель имеет право после консультаций с профсоюзным органом временно (до 15 дней, а в отдельных случаях до 3 месяцев) отстранить работника от работы. В период отстранения от работы работник должен получить 50% своей обычной заработной платы в виде аванса. После истечения максимального срока отстранения он должен быть восстановлен на прежней работе. Если работник не признан виновным в проступке, за который он был отстранен от работы, предприниматель обязан выплатить полностью заработную плату за время, в течение которого работник не работал. Дисциплинарное наказание может быть обжаловано работником. Если компетентный орган найдет, что работник не виновен и дисциплинарное взыскание вынесено ему незаконно, предприниматель должен отменить свое решение, публично извиниться перед работником, восстановить его честь и материальные права. В КНР в Правилах об увольнении работников государственных предприятий за нарушение трудовой дисциплины 1986 г. установлено, что работники, которые отказываются от не противоречащего законодательству перевода на другую работу, совершают кражу на предприятии, играют во время работы в азартные игры, постоянно конфликтуют с коллегами по работе и с клиентами, нарушают технические правила, подвергаются дисциплинарным наказаниям, а если это не ведет к их исправлению, увольняются с работы. Перечень дисциплинарных санкций приведен в Правилах о наказаниях и поощрениях работников 1982 г.: предупреждение, выговор, перевод на низшую должность, увольнение с определенной должности и перевод на другую работу на предприятии, сохранение должности, но с обязательной переэкзаменовкой работника1, увольнение с предприятия. Заработная плата, рабочее время, время отдыха. В обеих странах установлен государственный минимум заработной платы. Во Вьетнаме он определяется на основе стоимости жизни и призван обеспечить работнику, выполняющему наиболее элементарную работу при нормальных условиях труда, воспроизводство его рабочей силы и частично аккумуляцию резервов для ее расширенного воспроизводства. Минимальная заработная плата используется как исходная база установления ставок заработной платы всех категорий работ. Правительство устанавливает и регулярно публикует общенациональные ставки минимальной заработной платы и ставки минимальной заработной платы для различных регионов и отраслей после консультаций со Всеобщей конфедерацией труда Вьетнама и представителями предпринимателей. В случае роста цен правительство повышает размеры государственного минимума заработной платы. В КНР государственный минимум заработной платы устанавливают местные власти (департаменты труда) по регионам2. Он может быть месячным, недельным, дневным или часовым. Определение и изменение размеров минимума заработной платы осуществляются с учетом следующих факторов: прожиточного минимума работников и их семей; среднего уровня заработной платы; социальных пособий, производительности труда; ситуации в области занятости; относительного уровня экономического развития различных регионов. Согласно Правилам установления государственного минимума заработной платы 1993 г., минимальные тарифные ставки должны быть выше пособий на вспомоществование и по безработице, но ниже среднего размера заработной платы в регионе (обычно 40—60% средней заработной платы). Если факторы, определяющие размер минимальной заработной платы, изменились или если произошел резкий рост ин- 1 Содержание этой дисциплинарной санкции заключается в следующем: 2 При установлении минимума заработной платы должны быть проведены декса цен, размер государственного минимума заработной платы также подлежит изменению, но не чаще одного раза в год. В минимальный размер оплаты труда не включаются оплата сверхурочной работы, компенсационные выплаты и выплаты по социальному обеспечению. В ЗоТ КНР содержатся лишь самые общие нормы, касающиеся защиты заработной платы. Выплата заработной платы должна осуществляться помесячно непосредственно работникам в национальной валюте. Выплата заработной платы в натуре запрещена. Задержка выплаты заработной платы и вычеты из нее возможны только по серьезным основаниям. Предприятие обязано оплачивать работникам праздничные дни, отпуска, гарантировать среднюю заработную плату в случае исполнения ими общественных обязанностей. Во Вьетнаме эти вопросы регламентируются более детально. В частности, установлено, что работник должен быть информирован о вычетах из заработной платы. Перед тем как делать вычет, предприниматель должен проконсультироваться с профсоюзным органом. Общий размер всех удержаний не может превысить 30% месячной заработной платы. Задержка выплаты заработной платы не может превысить одного месяца, при этом предприниматель обязан выплатить работнику компенсацию за такую задержку в виде уплаты процентов на сумму задержанной заработной платы. Размер процентов определяется учетной ставкой банковского процента, публикуемой государственным банком в день расчетов с работниками. Нормальная продолжительность рабочего времени в КНР — 40 часов в неделю и 8 часов в день, в СРВ — 48 часов в неделю и 8 часов в день. В СРВ для определенных категорий работников установлено сокращенное рабочее время. В отношении сверхурочных работ действуют следующие правила. В КНР сверхурочные работы допускаются в случае производственной необходимости после консультации с профсоюзом и работниками, но максимальная продолжительность их не должна превышать 1 часа в день, а при чрезвычайных обстоятельствах — 3 часа в день при условии ненанесения вреда здоровью работников. Месячная продолжительность сверхурочного времени не должна превышать 36 часов. Однако все эти ограничения не действуют в случае стихийного бедствия, производственной аварии, предотвращения несчастного случая, необходимости проведения срочных ремонтных, либо погрузочно-разгрузочных работ, либо иных работ, затрагивающих общественные интере- сы. Любые ограничения сверхурочных работ могут быть отменены и при возникновении иных обстоятельств, предусмотренных в законах и административных актах. За сверхурочную работу предусмотрена повышенная плата, как правило, не менее чем в полуторном размере; в двойном размере (при сверхурочных работах в дни отдыха); в тройном размере (при сверхурочных работах в праздничные дни). В СРВ, согласно закону, по соглашению работников и предпринимателей допускаются сверхурочные работы, продолжительность которых не может превысить 4 часов в день или 200 часов в год. В отношении времени отдыха ЗоТ КНР содержит в основном отсылочные нормы, а ТК СРВ — конкретные нормы прямого действия. В КНР семь государственных праздников для всех работников. Дополнительные праздничные дни установлены для определенных категорий работников: 8 марта — Международный женский день (только для женщин); 4 мая — День молодежи (только для молодых работников); День детей (только для женщин, имеющих одного ребенка)1; 1 августа — День армии (для военных учреждений). Все государственные праздники оплачиваемые, т.е. за праздничные дни выплачивается заработная плата. В КНР продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска до двух недель в зависимости от непрерывного трудового стажа работы на данном предприятии. Наряду с обычным ежегодным оплачиваемым отпуском в КНР существует специальный оплачиваемый отпуск "для посещения дома". Он предоставляется работникам государственных предприятий для посещения супруги или родителей, которые живут в другом городе, на большом расстоянии от места работы работника. Такой отпуск предоставляется одному из супругов продолжительностью в 30 календарных дней. Замужние (женатые) работники имеют право на 20-дневный отпуск для посещения родителей один раз в четыре года. Холостые работники имеют право на 20-дневный отпуск ежегодно для посещения родителей. Предусмотрены оплачиваемые отпуска по семейным обстоятельствам (свадьба — 3 дня, похороны близких родственников — 1 В этот день женщины, имеющие одного ребенка, отрабатывают половину рабочего времени. Женщины, имеющие более одного ребенка, этим праздником воспользоваться не могут, так как государство проводит политику ограничения рождаемости и поощрения матерей, имеющих одного ребенка. от 1 до 3 дней. В связи с поощрением государством поздних браков для вступающих в брак женщин (после 23 лет) и мужчин (после 25 лет) предоставляются в связи со свадьбой дополнительно 7 дней оплачиваемого отпуска. В КНР оплачивается время, которое работник тратит на общественную работу, предусмотренную законом (политическая учеба, посещение собраний, дежурства в народной дружине и т.п.). Во Вьетнаме установлено, что обеденный перерыв продолжительностью по крайней мере 30 мин. (в ночные смены — 45 мин.) включается в рабочее время и оплачивается. Междусменный перерыв на отдых не может быть менее 12 последовательных часов, а еженедельный перерыв на отдых — 24 часов. В особых случаях, когда предоставление работнику еженедельных перерывов на отдых невозможно, предприниматель обязан обеспечить работникам, по крайней мере, 4 дня отдыха ежемесячно. Основной ежегодный оплачиваемый отпуск во Вьетнаме составляет 12 рабочих дней (14—16 рабочих дней для работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда). Дополнительные отпуска предоставляются за непрерывный стаж работы на одном предприятии — 1 дополнительный день отпуска за каждые 5 лет работы. Отпуск за первый год работы предоставляется по истечении 12 месяцев непрерывной работы на данном предприятии. Охрана труда. В кодификационных актах обеих стран содержатся общие положения, касающиеся безопасности и гигиены труда1, и специальные нормы об охране труда женщин, женщин-матерей и молодежи. Следует особо отметить, что в обеих странах большое внимание уделяется охране труда женщин. В Китае в 1992 г. был принят Закон о защите прав и интересов женщин, в котором провозглашено, что женщина имеет право пользоваться льготами и защитными нормами трудового законодательства в пяти случаях: во время менструации; в связи с беременностью; в связи с родами; в связи с кормлением ребенка; во время менопаузы. Установлена административная ответственность работодателей за следующие виды ущемления прав и интересов работающих женщин: отказ от найма женщины или установление для женщин особо повышенных требований; нарушение принципа равенства мужчин и женщин при оценке труда, продвижения по службе; увольнение женщины в связи с вступлением в брак, беременностью, родами, кормлением ребенка. 1 По этим вопросам действуют специальные законы. 440 Закон о труде КНР запрещает привлекать женщин к труду на подземных, тяжелых физических работах и других работах, не подходящих для женщин в соответствии со специальными законами. Специально запрещен труд женщин в менструальный период на некоторых видах работ: на высоте, в холодной воде, при низкой температуре, на работах, требующих больших физических нагрузок. Беременные женщины должны быть переведены на легкие работы, не наносящие вреда их здоровью. После седьмого месяца беременности запрещено привлекать женщин к сверхурочным и ночным работам. Отпуск в связи с беременностью и родами не может быть менее 90 дней. Женщины, имеющие детей до одного года, не могут привлекаться к работам, могущим нанести вред их здоровью, а также к сверхурочным и ночным работам. В СРВ наряду с изложенными выше стандартами охраны труда женщин, обычными для современного трудового законодательства, действует ряд норм и положений, устанавливающих высокий даже по мировым стандартам уровень охраны женского труда, заботы об интересах и благополучии женщин-работниц. Например установлено, что предприниматель обязан отдавать предпочтение женщинам, отвечающим критериям профессионального подбора на вакантное рабочее место, если на него претендуют как женщины, так и мужчины. Государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, которые нанимают большое число женщин. Предпринимателям запрещено не только дискриминировать труд женщин, но и оскорблять их честь и достоинство. Важно и то, что имеется специальный запрет увольнения женщин в связи с вступлением в брак. На предприятиях с большим числом работающих женщин должен быть выделен один из руководителей, призванный специально заниматься женскими проблемами. При принятии руководством предприятия решений, затрагивающих интересы женщин и их детей, должны быть проведены консультации с представителями женщин. Минимальный возраст приема на работу в Китае — 16 лет. Молодые работники (до 18 лет) не могут привлекаться к подземным, тяжелым, вредным и опасным работам. Они должны регулярно проходить медицинские осмотры. Минимальный возраст приема на работу во Вьетнаме — 15 лет. Профсоюзы, коллективные договоры, участие работников в управлении производством. Вопросам коллективных трудовых отношений уделено в кодифицированных актах обеих стран минимальное внимание.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |