КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев и. я. 441
Закон о труде КНР ограничивается общей нормой, согласно которой работники имеют право в соответствии с законом организовывать профсоюзы и участвовать в их деятельности. Профсоюзы представляют работников, обеспечивают их законные права и интересы и независимо осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Положение профсоюзов в Китае в наибольшей мере определяется Законом о профсоюзах, принятым 3 апреля 1992 г. Цель этого закона — гарантировать профсоюзам достойное место в политической, экономической и общественной жизни страны. Профсоюзы призваны обучать и воспитывать работников, развивать у них высокие идеалы и мораль, содействовать поддержанию трудовой дисциплины, организовывать социалистическое соревнование. Профсоюзы пользуются правами юридических лиц. Государственные органы всех уровней обязаны создавать профсоюзам необходимые условия для их деятельности. Закон устанавливает права и правомочия профсоюзов, в частности в сфере труда и трудовых отношений. Как правило, они носят консультативный характер. В КНР существует только одна официально зарегистрированная профсоюзная организация — Всекитайская федерация профсоюзов, деятельность которой построена на началах демократического централизма. В СРВ Трудовой кодекс также весьма кратко характеризует правовой статус профсоюзов. Предусмотрено, что на каждом предприятии Всеобщая конфедерация труда Вьетнама создает профсоюзные организации, которые предприниматели обязаны признавать. Они должны тесно сотрудничать с профсоюзами и создавать благоприятные условия для их работы. Предприниматели не вправе дискриминировать работников за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться в деятельность профсоюзных организаций.
Коллективному договору в ЗоТ КНР посвящено всего лишь три короткие статьи. Согласно этим статьям, работники предприятия могут заключать с администрацией коллективные договоры, регулирующие заработную плату, рабочее время, время отдыха, технику безопасности и производственную санитарию, социальное страхование. Проект коллективного договора должен быть представлен на рассмотрение трудового коллектива или его представителей. Коллективный договор представляется немедленно после подписания в местный государственный орган по труду и автоматически вступает в силу через 15 дней после поступления его копии в местный орган по труду, если последний не выдвигает возражений и не требует корректировки договора. Коллективный договор, заключенный в соответствии с законом, имеет обязательную силу как для предприятия, так и для всех работников. Условия трудовых договоров не могут ухудшать положение работников по сравнению с коллективным договором. В КНР коллективные договоры заключаются только на уровне предприятий на срок от одного года до трех лет и подлежат регистрации в органах по труду. Более подробно регламентирует коллективно-договорное регулирование труда вьетнамское законодательство. Согласно ТК СРВ, сторонами коллективного договора являются трудовой коллектив и предприниматель. От имени предпринимателя коллективный договор подписывает директор предприятия или иное лицо, им уполномоченное; от имени работников — председатель профкома либо лицо, уполномоченное профкомом. Каждая сторона имеет право требовать заключения коллективного договора и предлагать его содержание. Не позднее 20 дней после получения предложения начать коллективные переговоры другая сторона должна ответить согласием и назначить конкретный день для начала таких переговоров.
Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. При заключении коллективного договора впервые его срок может быть менее одного года. Подписанный сторонами коллективный договор направляется на регистрацию в орган по труду провинции. Рассмотренные нами правила применяются при заключении как коллективных договоров на предприятиях, так и отраслевых коллективных договоров. В КНР действуют специальные акты, касающиеся участия трудовых коллективов в управлении производством. Права общего собрания трудовых коллективов на государственных предприятиях определены в Правилах 1986 г. Согласно Закону о предпринимательской деятельности 1994 г., представители профсоюза или трудового коллектива должны приглашаться на все заседания совета директоров, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы работников. Государственные предприятия, преобразованные в общества с ограниченной ответственностью, должны включать представителей трудового коллектива в совет директоров. На крупных предприятиях, имеющих организационо-право-вую форму обществ с ограниченной ответственностью или ак- пионерных обществ, должны создаваться наблюдательные советы из представителей собственника (акционеров) и персонала. Трудовые споры. Порядок разрешения трудовых споров регулируется в обоих кодификационных актах. В КНР большинство споров (индивидуальные и коллективные юридические споры) рассматриваются на первом этапе примирительно-посреднической комиссией предприятия (ППКП) и/или комитетом трудового арбитража (КТА). ППКП состоит из представителей работников предприятия, профсоюза и администрации. Ее председателем является руководитель профсоюзной организации. КТА создается при органе по труду провинции и состоит из представителей государственной администрации, профсоюзов и руководства предприятий. Председателем КТА является представитель государственной администрации. Стороны могут избрать двухэтапное рассмотрение спора или сразу же обратиться в КТА. Решение КТА имеет обязательную силу, если дело по инициативе сторон или одной стороны не перешло для рассмотрения в суд. Если одна из сторон не обращается в суд и не выполняет решение КТА, другая сторона может обратиться в суд для проведения в жизнь решения КТА. Суд может отказать в признании за решением КТА обязательной силы, если допущено нарушение закона либо решение основано на недостаточных доказательствах.
Суд принимает к своему рассмотрению трудовое дело, если оно предварительно рассматривалось в КТА и стороны (или одна из сторон) не согласны с его решением. Суды рассматривают трудовые дела с использованием обычной гражданско-процессуальной процедуры, используя нормы ГПК. Коллективные экономические споры рассматриваются в Китае по сути дела с помощью принудительного арбитража, который осуществляют государственные органы по труду. Такая процедура является альтернативой забастовки, право на которую, как уже отмечалось, не признано в КНР ни в Конституции, ни в ЗоТ. Вьетнамское законодательство различает процедуру разрешения конфликтов интересов и конфликтов права, индивидуальных и коллективных трудовых споров. Индивидуальные юридические трудовые споры рассматриваются в первой инстанции Советом трудового примирения (СТП), образуемым на предприятиях с числом работников более 10 из равного числа представителей работников и администрации, а при отсутствии на предприятиях СТП — примирителем местного государственного органа по труду. Во второй инстанции спор рассматривает народный суд. Некоторые виды трудовых споров (по дисциплинарным увольнениям, по материальной ответственности работников) рассматриваются непосредственно в судах, минуя первую инстанцию. Для разрешения коллективных (экономических) трудовых споров установлена трехступенчатая процедура. 1.СТП или примиритель местного органа по труду (при от 2.Совет трудового арбитража при провинциальном органе по
3.Народный суд. В период рассмотрения коллективного трудового спора ни одна из сторон не вправе прибегать к односторонним действиям (стачке, локауту). Трудовой кодекс Вьетнама регулирует забастовочные выступления работников. Решение о забастовке может быть принято профсоюзным органом при условии, что забастовка одобрена большинством трудового коллектива путем тайного голосования. Забастовки запрещены на определенных предприятиях, относящихся к оборонному комплексу и к общественным услугам, по списку, утвержденному правительством. Признаются незаконными стачки, не вытекающие из коллективных трудовых споров и выходящие за рамки трудовых отношений, а также забастовки, охватывающие работников более одного предприятия. Если забастовка представляет собой серьезную угрозу для национальной экономики или общественной безопасности, глава правительства может принять решение о ее прекращении или приостановлении. Принятие решений о признании забастовок незаконными входит в компетенцию народного суда. В заключение хотелось бы отметить особенность трудового законодательства КНР — большое внимание, которое уделяется ответственности предпринимателей за нарушение трудовых прав работников, и конкретный характер этой ответственности. Так, гл. 12 Закона о труде КНР содержит детальные нормы (17 статей) об ответственности за нарушение тех или иных положений этого Закона. Предусмотрены различные виды ответственности, в том числе и уголовная. В частности, уголовная ответственность предусмотрена для предпринимателей, которые принуждают работников к труду путем насилия, угроз, незаконного ограничения личной свободы. Специальное выделение в ЗоТ КНР и конкретизация ответственности за нарушение его норм способствуют усилению эффективности трудового законодательства в целом, но особенно важно, когда речь идет об охране труда работников, технике безопасности и производственной санитарии. Литература Закон о труде КНР (полный текст) // Труд за рубежом. 1996. № 1. С. 103 — 120. International Encyclopaedia for Labour Law and Industrial Relations. Deventer, 1995. China. Labour Act. Dated 5 July 1994 // Labour Law Documents. 1994. N 3. Viet-Nam. Labour Code. Dated 23 June 1994 // Labour Law Documents. 1995. N 1. China. Trade Unions Act. Dated 3 April 1992 // Labour Law Documents. 1993. China: New Trade Union Act // Social and Labour Bulletin. 1992. N 3. Labour in Transition. The Labour Process in Eastern Europe and China / Ed. by Smith Ch., Thompson P. London, 1992. Lois et reglement sur le travail en Republique Populaire de Chine. Pekin, 1987. Ying Zhu. Major Changes Under Way in China's Industrial Relations // International Labour Review. 1995. N 1.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |