Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киселев и. я. 489





Целью трехстороннего сотрудничества является содействие взаимопониманию и хорошим отношениям между государствен­ными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями с целью раз­вития экономики в целом и ее отдельных отраслей, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня населения.

Трехстороннее сотрудничество может быть, в частности, на­правлено на совместное изучение вопросов, представляющих взаимный интерес, на обеспечение того, чтобы компетентные органы власти запрашивали мнение организаций предпринима­телей и трудящихся, обращались к ^им за советом и помощью при подготовке и применении законодательства, затрагиваю­щего их интересы, при разработке и осуществлении планов эко­номического и социального развития, при создании и форми­ровании общегосударственных органов, ведающих вопросами труда.

Конвенция № 144 и Рекомендация № 152 устанавливают про­цедуры трехстороннего сотрудничества для содействия приме­нению международных трудовых норм.

Представители предпринимателей и трудящихся, призывае­мые участвовать в этих процедурах, избираются соответствую­щими органами и должны быть представлены на паритетных началах в органах, ведающих применением международных тру­довых норм. В этих органах проводятся консультации в связи с разработкой повестки дня международных конференций труда, подготовкой и принятием конвенций и рекомендаций, их при­менением, обсуждением предложений о денонсации ратифици­рованных конвенций. Такие консультации должны проводиться через промежутки времени, устанавливаемые по взаимному со­гласию сторон, но не реже одного раза в год.

В заключение отметим, что почти во всех конвенциях и реко­мендациях МОТ содержится указание на то, что государства должны применять положения этих актов после консультаций с организациями трудящихся и предпринимателей.

Примирение, посредничество, арбитраж. Рекомендация № 92 призывает государства создавать органы по добровольному при­мирению с целью способствовать предупреждению и разреше­нию трудовых конфликтов. Такие органы образуются из равного числа представителей от предпринимателей и трудящихся. При­мирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной. Срок рассмотрения трудовых конфликтов сводится к минимуму.

Процедура примирения может начинаться по инициативе либо одной из конфликтующих сторон, либо самого примирительно-


го органа. Итоги примирительной процедуры оформляются в письменном виде и имеют силу коллективных договоров.

Если по соглашению между сторонами применяется прими­рительная процедура, то им рекомендуется воздерживаться от забастовок и локаутов в течение всего времени ведения перего­воров.

Если по соглашению между конфликтующими сторонами спор передан на окончательное решение арбитражного органа, то стороны должны воздерживаться от забастовок и локаутов в те­чение арбитражного разбирательства и безоговорочно признать решение арбитражного органа.

Рекомендация содержит важное положение о том, что пре­дусмотренные в ней процедуры не могут истолковываться как ограничение права на забастовку.

Рекомендация № 130 содержит правила о рассмотрении ин­дивидуальных жалоб работников, вызванных индивидуальными спорами юридического характера (спорами о праве). Процедура, установленная в Рекомендации, воспроизводит процедуру "гри-венс просиджер", распространенную в США и в ряде других стран. Она представляет собой своеобразную разновидность ус­ложненного примирительно-третейского разбирательства. В со­ответствии с этой процедурой вначале должны быть предприня­ты попытки разрешить жалобу путем прямых переговоров между заинтересованным работником и его непосредственным руко­водителем. Если такие попытки не приводят к соглашению или если характер жалобы таков, что рассмотрение ее указанным выше путем не является целесообразным, работник передает жалобу в одну или несколько инстанций в соответствии с пра­вилами, предусмотренными в коллективных договорах. Проце­дура рассмотрения жалобы должна быть как можно более про­стой и по возможности быстрой, а формальности при ее применении — минимальными. На любой стадии разбиратель­ства должна существовать реальная возможность достижения уре­гулирования спора по соглашению сторон.

В случае когда попытки урегулировать жалобу на предприя­тии не имеют успеха, спор может быть разрешен путем прими­рения, обращения в судебный орган или с помощью иных про­цедур, предусмотренных в коллективных договорах, а также путем добровольного арбитража.

Применение рассмотренной процедуры не означает ограни­чения права работника на обращение с жалобой в компетент­ный государственный орган по труду или судебный орган, если такое право признано в национальном законодательстве.


Принципы государственной политики занятости. В актах МОТ можно выделить принципы и рекомендации общего характера о государственной политике в области занятости и специальные рекомендации, относящиеся к определенным группам трудя­щихся: инвалидам, молодежи или к определенным отраслям: сельскому хозяйству, морскому судоходству.

Конвенция № 122 провозглашает в качестве главной цели го­сударственной деятельности активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной за­нятости в целях стимулирования экономического роста и разви­тия, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости.

Эта политика должна быть направлена на обеспечение как можно более продуктивной работой всех, кто готов приступить к ней и ищет ее, а также свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить под­готовку и использовать свои навыки и способности для выпол­нения работы, к которой он пригоден.

При осуществлении политики занятости представители пред­принимателей и трудящихся должны привлекаться к консульта­ции для того, чтобы учесть их опыт и заручиться сотрудниче­ством. Конвенция № 168 определяет методы содействия занятости, включая социальное обеспечение, профессиональ­ную подготовку и профессиональную ориентацию, деятельность служб занятости.

Рекомендации № 122 и № 169 устанавливают основное со­держание политики занятости, причем первая из них уделяет особое внимание проблемам занятости, связанным с недоста­точным экономическим развитием, а вторая трактует политику занятости в наиболее широком аспекте и с учетом принятой МОТ в 70-е годы Всемирной программы занятости.

В Рекомендации № 129 отмечается, что ухудшение возмож­ностей занятости может повредить осуществлению права на труд, которое включает свободный выбор занятости, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

В названных двух рекомендациях сформулированы важные нор­мативные положения, в том числе принципиального характера, имеющие прямое отношение к реализации права на труд. Выде­лим некоторые из них.

• Признание государством права на труд предлагается свя­зывать с осуществлением экономической и социальной по­литики, цель которой — содействие полной, продуктив­ной и свободно избранной занятости.


• Государства должны использовать возможности техничес­
кого прогресса, роста производительности труда и приме­
нять такие методы, как сокращение продолжительного
рабочего времени без уменьшения заработной платы, бо­
лее продолжительные оплачиваемые отпуска, более по­
зднее вступление в состав рабочей силы.

• Государства должны способствовать адаптации трудящих­
ся к структурным изменениям на глобальном, отраслевом
уровнях, на уровне предприятия и содействовать предос­
тавлению другой работы трудящимся, которые стали без­
работными в результате проведения структурных и техно­
логических изменений, а также сохранять работу или
содействовать предоставлению другой работы трудящим­
ся, которых затронула продажа, передача, закрытие или
перемещение компании, предприятия или оборудования.

• В числе методов осуществления политики в области заня­
тости предлагается использовать заключение коллектив­
ных договоров, затрагивающих вопросы, оказывающие
влияние на занятость.

• Государствам следует побуждать организации предприни­
мателей и трудящихся к заключению на национальном и
отраслевом уровнях или на уровне предприятия коллек­
тивных договоров о социальных последствиях внедрения
новой технологии.

• Государствам предлагается поощрять предпринимателей к
тому, чтобы они привлекали трудящихся и/или их пред­
ставителей к планированию, внедрению и использованию
новой технологии, т.е. информировали бы их о возможно­
стях и влиянии новой технологии и заблаговременно кон­
сультировались с ними; содействовали лучшей организа­
ции режима рабочего времени и лучшему распределению
занятости; предотвращали и смягчали неблагоприятное
влияние технологических изменений на трудящихся.

• Предпринимателям рекомендуется принимать меры, на­
правленные на борьбу с безработицей. Они могут вклю­
чать переобучение для выполнения другой работы на том
же самом предприятии; перемещение на другую работу в
пределах того же предприятия; тщательное изучение пре­
пятствий к более широкому применению многосменной
работы и принятие мер к их устранению; заблаговремен­
ное предупреждение трудящихся о предстоящем увольне­
нии и соответствующее уведомление государственных ор­
ганов; защиту доходов уволенных трудящихся.


• Государствам рекомендуется учитывать при проведении на­
циональной политики занятости важное значение малых
предприятий как источника занятости, особенно для тру­
дящихся, которые испытывают сложности при трудоуст­
ройстве. Должны приниматься специальные меры, содей­
ствующие обеспечению доступа малых предприятий к
товарным рынкам, кредитам, передовой технологии, тех­
ническим знаниям, установлению технологических связей
между крупными и малыми предприятиями, подготовке
кадров.

• Предлагается принять меры для удовлетворения специфи­
ческих нужд тех лиц, которые сталкиваются с особыми
трудностями, например, пожилых трудящихся, инвали­
дов и других работников, для которых наиболее сложно
переменить местожительство и занятие.

Некоторые из перечисленных мер подвергаются дополнитель­ной международно-правовой регламентации в других актах. Это относится, например, к общественным работам, которым по­священы Рекомендации № 50, 57 и 73. В них сформулированы предложения относительно национального планирования, вы­бора времени для общественных работ, их финансирования, условий набора работников и труда, о международном сотруд­ничестве в этой области.

На 86-й сессии МОТ (1998 г.) была принята Рекомендация № 189 о стимулировании создания рабочих мест на малых и сред­них предприятиях. В Рекомендации предложен комплекс мер, на­правленных на создание условий, благоприятствующих росту и развитию малых и средних предприятий, в частности, путем при­нятия надлежащего социального и трудового законодательства.

В нормативных актах МОТ уделено большое внимание мерам обеспечения занятости инвалидов, престарелых трудящихся, молодежи. Имеется Рекомендация (№ 11) о предотвращении безработицы в сельском хозяйстве.

Особое значение имеет международно-правовое обеспечение занятости инвалидов.

Конвенция № 159 обязывает государства разработать, осу­ществлять и периодически пересматривать национальную поли­тику в области занятости и профессиональной реабилитации инвалидов, включающую обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе. Должны быть приняты меры на национальном уровне по разви­тию служб профессиональной реабилитации и занятости инва­лидов, по подготовке персонала для таких служб.


Рекомендация № 99 считает необходимым создание специ­альных мастерских для инвалидов, которые должны предостав­лять им не только полезную и оплачиваемую работу, но и воз­можность повышения квалификации. Для инвалидов, которые не могут выйти из дома, должны разрабатываться и применять­ся особые меры, чтобы обеспечить им полезную и оплачивае­мую работу на дому под эффективным медицинским и профес­сиональным наблюдением.

Расширение применения труда инвалидов должно обеспечи­ваться путем найма минимального процента инвалидов; резер­вирования для них определенных занятий; принятия мер, даю­щих лицам, имеющим серьезную инвалидность, возможность поступления на работу или отдающих им предпочтение в неко­торых профессиях, считающихся подходящими для них; поощ­рения создания и облегчения деятельности кооперативов инва­лидов или любых других подобных организаций, управляемых самими инвалидами или от их имени.

Специальные положения, касающиеся обеспечения занятос­ти пожилых трудящихся, содержатся в Рекомендации № 122 о политике в области занятости и в Рекомендации № 150 о разви­тии людских ресурсов. Государствам рекомендовано прилагать усилия для удовлетворения специфических нужд пожилых тру­дящихся, в частности выявлять условия труда, которые могут ускорить процесс физического и умственного старения; органи­зовывать для пожилых трудящихся профессиональную перепод­готовку и профессиональную ориентацию; предоставлять пожи­лым трудящимся другую работу, где они могли бы использовать свои знания и опыт, по возможности без потери в заработке.

МОТ приняла Рекомендации № 45 и 136 о предотвращении безработицы и развитии занятости среди молодежи. В частности, отмечена необходимость создания специальных программ раз­вития молодежной занятости, имеющих целью дать молодым людям квалификацию, необходимую для приспособления к быстрым темпам происходящих изменений и активного участия в развитии своей страны.

Наконец, Рекомендация № 1 призывает государства создать действенную систему страхования по безработице. Этот вид стра­хования, тесно связанный с государственной политикой в обла­сти занятости, детально отрегулирован в Конвенции № 168 и Рекомендации № 176. Рассмотрение этих вопросов выходит за рамки настоящей работы.

Организация трудоустройства. Важная роль в осуществлении государственной политики занятости принадлежит государствен-


ным и частным биржам труда, службам занятости или бюро по найму.

Конвенции № 2 и 68 обязывают государства создавать бес­платные бюро занятости, основная цель которых — обеспечить в сотрудничестве с другими общественными и частными учреж­дениями наилучшую возможность организации рынка труда в качестве неотъемлемой части программы достижения и поддер­жания полной занятости.

Рекомендация № 1 предлагает государствам принять меры для запрещения тех бюро занятости, которые взимают плату за свои услуги, т.е. осуществляют свою деятельность с целью полу­чения прибыли. Если такие бюро существуют, рекомендуется разрешать им осуществлять свою деятельность только по полу­чении лицензии от правительства и одновременно принимать меры для скорейшего упразднения таких бюро.

Функции службы занятости определены Конвенцией № 88. Она допускает параллельное существование бесплатных государствен­ных и частных (коммерческих и некоммерческих) бюро по найму. Последним посвящена Конвенция № 96. Она предлагает государ­ствам два варианта: взять на себя обязательство постепенно лик­видировать имеющиеся платные бюро по найму либо признать необходимость существования таких бюро, но подвергнуть их де­ятельность жесткой государственной регламентации, в частно­сти, путем лицензирования. Тем государствам, которые выбира­ют второй вариант, предложен набор нормативных положений отдельно для коммерческих и некоммерческих бюро по найму.

В 1997 г. на 85-й сессии Международной конференции труда были одобрены Конвенция и Рекомендация, посвященные част­ным агентствам занятости. Цель указанных актов МОТ — отра­зить изменения, происшедшие на рынке труда многих стран в последние годы, сделать регулирование этого рынка более гиб­ким, учесть новые реалии, появившиеся на рубеже веков, в ча­стности технологическую революцию, сдвиги в структуре про­изводства, глобализацию экономики, изменения в методах использования человеческих ресурсов.

Рассматриваемые акты допускают и легализуют деятельность различных по характеру частных бирж труда и одновременно предусматривают меры, направленные на обеспечение социаль­ной защиты работников, пользующихся услугами этих бирж.

Конвенция № 181 дает широкое определение агентствам за­нятости. Таковым является любое физическое или юридическое лицо, независимое от государственных властей, которое предо­ставляет следующие виды услуг на рынке труда:


—посредничество при устройстве на работу, содействие в
поисках работы и трудоустройстве;

—наем работника специально с целью предоставления его
труда третьим лицам (физическим или юридическим),
которые непосредственно организуют и используют труд
этих работников в своих интересах ("заемный труд");

—иные услуги (информационные, консультативные), ока­
зываемые лицам, ищущим работу.

Правовой статус частных агентств занятости определяется в соответствии с национальным законодательством и практикой и после консультаций с наиболее представительными профсо­юзами и организациями предпринимателей.

Государства сами определяют условия функционирования указанных агентств, используя, в частности, систему лицензи­рования или сертификации.

Национальное законодательство может запретить частным агентствам занятости оказывать услуги определенным категори­ям работников или деятельность этих агентств в определенных отраслях и сферах экономики.

Частные агентства занятости должны оказывать услуги ли­цам, ищущим работу, бесплатно. Вместе с тем компетентные государственные органы после консультаций с наиболее пред­ставительными профсоюзами и организациями предпринима­телей могут разрешить в отдельных случаях оказание частными агентствами занятости платных услуг для определенных катего­рий работников.

Частные агентства занятости не должны допускать дискрими­нацию лиц, пользующихся их услугами, по любому из основа­ний, предусмотренных международными и национальными ак­тами, а также наносить ущерб осуществлению права на ассоциацию и коллективные переговоры.

Не рассматривается как дискриминация оказание указанны­ми агентствами льготных услуг по трудоустройству лицам, нуж­дающимся в повышенной социальной и правовой защите.

Собирая личные данные о работниках, частные агентства за­нятости не должны вторгаться в частный, интимный мир соис­кателя работы и должны ограничиваться информацией, имею­щей прямое отношение к определению уровня квалификации и профессиональных знаний.

Государствам предписано принять меры, чтобы не допустить нарушения трудовых прав работников, устраиваемых на работу частными агентствами занятости. Это относится к законодатель-


ству о запрете труда детей, о праве на ассоциацию, о коллек­тивных переговорах; к минимуму заработной платы, рабочему времени и другим условиям труда, технике безопасности и про­изводственной санитарии, компенсациям в случае производ­ственной травмы или профессионального заболевания или в случае банкротства предприятия, к защите прав женщин-мате­рей, к допуску к профессиональному обучению.

Важно установить особые меры ответственности частных агентств, поставляющих предприятиям-пользователям "заемных работников", за нарушение трудовых прав последних. Такую ответственность несут и предприятия-пользователи.

Частные агентства занятости обязаны представлять государ­ственным властям в установленные последними сроки инфор­мацию об их деятельности, необходимую для осуществления государством контроля и сбора статистических сведений. При этом необходимо учитывать конфиденциальность такой инфор­мации. Компетентным государственным органам рекомендуется собирать и регулярно публиковать для всеобщего сведения дан­ные о деятельности частных служб занятости.

Должно быть организовано тесное сотрудничество между ча­стными агентствами по вопросам занятости и государственны­ми биржами труда, основывающееся на том, что именно госу­дарственные власти несут главную ответственность за разработку и осуществление политики регулирования рынка труда и ис­пользования соответствующих государственных фондов.

Государствам надлежит разработать адекватные средства, включая там, где это необходимо, санкции в случае нарушений данной Конвенции.

Рекомендация № 188 детализурует и дополняет рассмотрен­ную Конвенцию. Это особенно относится к двум вопросам: за­щите права работников, пользующихся услугами частных агентств занятости, и взаимоотношению государственных и частных бирж труда.

Рекомендация предлагает государствам принять меры для предотвращения и отмены незаконной и неэтичной деятельно­сти частных бирж труда. Эти меры включают разного рода санк­ции, в том числе роспуск частных агентств по вопросам занято­сти, допускающих нарушение закона и этики.

Работники, воспользовавшиеся услугами частных бирж тру­да, должны оформлять отношения с работодателем путем зак­лючения письменного трудового договора, уточняющего усло­вия труда, о которых их необходимо информировать до начала трудовой деятельности.


Частным агентствам запрещено предоставлять рабочую силу для замены бастующих работников.

Компетентные государственные органы должны принимать меры против нечестной и вводящей в заблуждение рекламы в отношении имеющихся вакансий, включая объявления о при­еме на несуществующие рабочие места.

Частные агентства занятости не имеют права:

—вербовать работников для трудоустройства на рабочие ме­
ста, связанные с неприемлемым риском или опасностью
для жизни работника, или на рабочие места, где работник
может стать жертвой злоупотреблений работодателя или
дискриминационного обращения;

—публиковать рекламу вакансий, если она устанавливает
прямо или косвенно дискриминацию по признакам расы,
цвета кожи, пола, возраста, религии, политических взгля­
дов, национального, социального, этнического происхож­
дения, инвалидности, семейного статуса, членства в проф­
союзе;

—собирать личные данные, которые не требуются для опре­
деления пригодности лица, ищущего работу, к выполне­
нию этой работы. Такие агентства могут хранить собран­
ные ими любыми способами данные о лицах, ищущих
работу, в течение времени, необходимого для трудоуст­
ройства, или столько времени, сколько сам соискатель
желает оставаться в списках потенциальных кандидатов на
должность;

—требовать данные о состоянии здоровья работника или ис­
пользовать эту информацию для определения его пригод­
ности к выполнению определенной работы. Такое исполь­
зование допустимо только в случае, если это необходимо с
точки зрения свойственных данному виду труда требований
и с разрешения заинтересованного работника.

Работнику предоставляется доступ к собранным о нем лич­ным данным, и он вправе требовать, чтобы неправильные или неполные сведения были исключены или скорректированы.

Частным агентствам и компетентным государственным орга­нам рекомендовано разработать справедливые и эффективные методы профессионального подбора; они должны привлекать к работе квалифицированный и обученный персонал.

Рекомендация призывает наладить тесное сотрудничество го­сударственных и частных бирж труда в осуществлении нацио-


нальной политики занятости. Для этих целей могут быть образо­ваны органы, состоящие из представителей государственных служб занятости, частных агентств занятости, а также профсо­юзов и организаций предпринимателей.

Это сотрудничество может включать сбор информации и раз­работку общей терминологии, с тем чтобы усилить прозрачность функционирования рынка труда, обмен сведениями об имею­щихся вакансиях, участие в общих программах, например, в области профессионального обучения, сокращения застойной (долговременной) безработицы, взаимные консультации, со­вместное обучение персонала государственных и частных бирж труда.

Профессиональная ориентация и профессиональная подготов­ка. Этому вопросу посвящены главным образом Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов и одноимен­ная Рекомендация № 150.

В этих актах содержится широкий комплекс норм, направ­ленных на формирование в государствах — членах МОТ разви­тых национальных систем профессиональной ориентации и про­фессионального обучения населения.

Согласно Конвенции № 142, программа профессиональной ориентации и профессиональной подготовки должна учитывать потребности, возможности и проблемы занятости как на регио­нальном, так и на национальном уровнях; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития; взаимо­связь между развитием людских ресурсов и другими экономи­ческими, социальными и культурными целями.

В каждом государстве — члене МОТ должны быть разработаны открытые, гибкие и дополняющие друг друга программы общего и профессионально-технического образования, школьной и про­фессиональной ориентации и профессиональной подготовки не­зависимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее. Эти программы должны быть доступны детям, молодым людям и взрослым, включая лиц с физическими и умственными недостатками, и охватывать вы­бор профессии, профессиональную подготовку и связанные с нею возможности образования, положение и перспективы в области занятости, перспективы продвижения по работе, условия труда, безопасность и гигиену труда и дополняться предоставлением информации по общим аспектам коллективных соглашений, прав и обязанностей заинтересованных сторон в соответствии с трудо­вым законодательством.


Система профессионального образования должна отвечать потребностям молодых людей и взрослых в получении профес­сиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секто­рах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

Рекомендация № 150 отличается широтой содержания и пред­ставляет собой своего рода катехизис (наставление) в области про­фессиональной ориентации и профессиональной подготовки.

Рекомендация четко определяет цели программ профессио­нальной ориентации. Важнейшими из этих целей являются: пре­доставление детям и молодым людям, еще не вступившим в ряды рабочей силы, основы для выбора вида образования или про­фессиональной подготовки с учетом их склонностей, способно­стей и интересов, а также возможностей занятости; содействие лицам, охваченным программами образования и профессиональ­ной подготовки, в получении от этих программ максимальной пользы и в подготовке их либо к получению дополнительного образования или профессиональной подготовки, либо к поступ­лению на работу и продолжению образования и подготовки; содействие лицам, вступающим в ряды рабочей силы, стремя­щимся переменить свою трудовую деятельность или являющим­ся безработными, в выборе профессии и в получении соответ­ствующего профессионального образования; информирование работающих о возможностях расширения рамок их профессио­нального развития, повышения уровня компетентности, зара­ботков, о требованиях в области обучения и профессиональной подготовки.

Развивая систему профессиональной ориентации, государ­ство должно уделять особое внимание:

—оказанию помощи детям и подросткам в школе в дости­
жении правильного понимания ценности и значения тру­
да, в ознакомлении с условиями труда возможно более
широкого круга профессий;

—предоставлению детям и молодым людям, которые никог­
да не посещали школу или оставили школу до ее оконча­
ния, информации о профессиях и о возможностях занято­
сти;

—предоставлению взрослым людям, имеющим работу, ин­
формации относительно тенденций технологического раз­
вития и, в частности, относительно воздействия соци­
альных, технических и экономических изменений на сферу
их деятельности;


—предоставлению безработным и частично безработным не­
обходимой информации относительно возможностей на­
хождения работы;

—оказанию помощи лицам, сталкивающимся с трудностя­
ми в отношении получения образования, профессиональ­
ной подготовки или устройства на работу.

Представляют интерес рекомендации относительно приме­нения в сфере профессиональной ориентации психологических тестов. Такие тесты должны использоваться с согласия лиц, под­вергающихся тестированию. Результаты, получаемые в итоге применения тестов, не должны передаваться третьим лицам без предварительного согласия экзаменуемого лица. Тесты должны быть унифицированы по возрастному признаку, по группам на­селения и уровню культуры; они должны проводиться только специалистами.

Программы профессиональной подготовки рекомендуется организовывать по следующей многоступенчатой системе:

—начальная подготовка для молодых людей и взрослых,
имеющих необходимый трудовой опыт или вовсе не име­
ющих его;

—дальнейшая подготовка для работающих, которая должна
им позволить повысить свою квалификацию, расширить
круг выполняемых операций, перейти на более квалифи­
цированную и высокооплачиваемую работу, пополнить
свои знания в свете достижений технического прогресса;

—переподготовка, имеющая целью дать возможность взрос­
лым работникам получить квалификацию для работы в
другой области профессиональной деятельности;

—специальная подготовка в области техники безопасности
и гигиены труда на рабочем месте, особенно для молодых
людей и взрослых, не имеющих трудового опыта;

—подготовка с целью информировать работника о его тру­
довых правах и обязанностей и о социальном обеспече­
нии.

Трудящиеся, проходящие профессиональную подготовку на предприятии, должны получать соответствующее пособие или вознаграждение и пользоваться правом на социальное обеспе­чение, распространяющееся на персонал данного предприятия.

Большое внимание в Рекомендации уделено особенностям профессиональной подготовки и повышению квалификации менеджеров (руководящих работников), работников тех сфер


деятельности, в которых используется устаревшая техника и методы труда, отраслей промышленности, переживающих спад или переходящих на производство новой продукции.

Так, например, программы профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров предлагается направить на раз­витие:

—соответствующих знаний и понимания экономических и
социальных аспектов, необходимых для принятия реше­
ний;

—подхода и способностей к руководству другими людьми и
к побуждению их активности при обязательном уважении
человеческого достоинства подчиненных с целью форми­
рования здоровых трудовых отношений;

—инициативы и положительного отношения к изменениям
и способности оценивать влияния таких изменений на дру­
гих людей;

—способности принимать на себя новую ответственность на
работе;

—осознания важности предоставления возможностей обра­
зования, профессиональной ориентации и профессиональ­
ной подготовки работников предприятий;

—понимания условий жизни работников, заботы об их бла­
гополучии, а также овладения знаниями трудового права
и социального обеспечения;

—понимания значения усилий по самоусовершенствованию.

В Рекомендации содержатся специальные нормы и положе­ния, касающиеся профессиональной подготовки особых групп населения: пожилых трудящихся; языковых меньшинств (лиц, не знающих языка основного населения); лиц, имеющих физи­ческие недостатки или умственно неполноценных; трудящихся-мигрантов.

Представляют интерес рекомендации относительно профес­сиональной переподготовки пожилых трудящихся. Для обеспе­чения такой переподготовки предлагается принимать меры для преодоления трудностей, встречающихся на работе у пожилых трудящихся. В числе этих мер:

—выявление и изменение по возможности условий труда,
которые могут ускорить процесс физического или умствен­
ного старения;

—создание для пожилых трудящихся возможностей профес­
сиональной переподготовки, в которой они нуждаются, с
учетом необходимости обновления их знаний и навыков


путем своевременного предоставления им соответствую­щей информации, повышения уровня их общего образо­вания и профессиональной квалификации, с тем чтобы он соответствовал уровню лучше образованной и подго­товленной молодежи;

—перевод пожилых трудящихся на другую работу, на кото­
рой они могли бы использовать свои способности и опыт
по возможности без потерь в заработке;

—недопущение того, чтобы возрастные пределы, установ­
ленные без учета реальности, препятствовали возможнос­
ти получения пожилыми трудящимися профессиональной
подготовки и переподготовки;

—разработка методик профессиональной подготовки, при­
способленной к нуждам пожилых трудящихся;

—побуждение пожилых трудящихся к тому, чтобы они
пользовались возможностями получения профессиональ­
ной подготовки или перехода на другую работу, что по­
могло бы преодолеть стоящие перед ними трудности;

—разработка методов труда, конструкций, инструментов и
оборудования, отвечающих особым потребностям пожи­
лых трудящихся.

Рекомендация указывает, что работники, проводящие про­фессиональную подготовку, должны обладать всесторонними те­оретическими и практическими знаниями, иметь значительный опыт выполнения соответствующих функций, а также техни­ческую и педагогическую подготовку, полученную в соответ­ствующих образовательных учреждениях.

Договор производственного ученичества. Международные нор­мы, регулирующие договор производственного ученичества, содержатся главным образом в Рекомендации № 117. Согласно этой Рекомендации, систематическое долговременное обучение профессии, осуществляемое в основном в рамках предприятия или у независимого ремесленника, должно регламентироваться письменным договором об ученичестве и соответствовать нор­мам, установленным в законодательстве и в коллективных дого­ворах каждой страны. Государственными органами определяется перечень профессий, освоение которых требует прохождения производственного обучения. При этом необходимо учитывать степень квалификации и теоретических знаний, требуемых для данной профессии; период обучения; пригодность ученичества как способа обучения данной профессии; положение в области занятости работников, подготавливаемых системой производ­ственного обучения.


Установлены определенные требования к субъектам и к со­держанию договора производственного ученичества.

Приему на производственное обучение в каждом случае пред­шествуют профессиональная ориентация и медицинский осмотр, связанные с требованиями профессии, которая будет приобре­тена в результате обучения.

В тех случаях, когда выполнение работы по данной профес­сии требует особых физических качеств или умственных способ­ностей, они должны быть указаны и проверяться с помощью специальных тестов.

По договоренности между сторонами обеспечивается возмож­ность перевода ученика с одного предприятия на другое, когда это считается необходимым или желательным для завершения обучения, а также из одного вида ученичества в другой, если это соответствует его интересам.

Рекомендация считает необходимым, чтобы государственные органы поддерживали постоянный контакт с предприятиями или лицами, ведущими обучение, и обеспечивали с помощью над­зора и регулярных проверок выполнение целей производствен­ного ученичества.

Прекращение трудовых отношений по инициативе предприни­мателей. По данному вопросу действуют Конвенция № 158 и Рекомендация № 166. Последняя содержит дополнения, разъяс­нения и предложения, направленные на развитие законодатель­ства, более льготного для работников.

Конвенция № 158 содержит нормы общего применения в отношении любых увольнений по инициативе предпринимате­лей и специальный раздел, касающийся прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам, т.е. прежде всего коллективных увольнений.

Основная часть Конвенции относится к обоснованию пре­кращения трудовых отношений, процедуре обжалования реше­ния о прекращении трудовых отношений и сроку предупрежде­ния об увольнении.

Согласно Конвенции № 158, увольнение по инициативе пред­принимателя допускается лишь при наличии законных основа­ний, связанных со способностями или поведением работника или вызванных производственной необходимостью.

Не признаются законным основанием увольнения следующие причины: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной де­ятельности в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время; намерение стать представителем трудящихся, вы-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.