КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев И. Я. 505
полнение функций представителя трудящихся (в том числе в прошлом); подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства, или обращение с жалобой на предпринимателя в административные органы; раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству, а также в связи с болезнью или травмой. Работник, который считает, что его уволили необоснованно, может обжаловать это решение в суд или иной компетентный орган, который выносит решение об обоснованности увольнения. В отношении такого увольнения допустимо установление срока исковой давности. Конвенция не считает возможным возложение бремени доказывания необоснованности увольнения только на работника. Такое бремя может возлагаться исключительно на предпринимателя, либо суд может выносить решение об обоснованности (необоснованности) увольнения с учетом представленных сторонами доказательств. Если суд (или иной компетентный орган) признает увольнение необоснованным и если он в соответствии с национальным законодательством или практикой не считает возможным отменить решение об увольнении и восстановить трудящегося на прежней работе, судебное решение должно возложить на предпринимателя обязанность выплаты трудящемуся соответствующего возмещения. Установлено право работника на предупреждение об увольнении за разумный срок или на денежную компенсацию вместо предупреждения, если только работник не совершил серьезного дисциплинарного проступка, т.е. проступка, в связи с которым было бы нецелесообразно требовать от предпринимателя продолжать с таким работником трудовые отношения в течение срока предупреждения. Еще одно право увольняемого работника — получение выходного пособия, размер которого зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы и которое выплачивается непосредственно предпринимателем или из фонда, созданного за счет взносов предпринимателей. Национальное законодательство может предусмотреть, что при увольнении за серьезный проступок выходное пособие не выплачивается. Специфика регулирования увольнений по экономическим причинам заключается в том, что предприниматель обязан пре- доставить представителям трудящихся информацию о планируемых увольнениях, провести консультации о мерах по их предотвращению и смягчению их последствий, сообщить о предполагаемых увольнениях компетентному государственному органу, снабдив его соответствующей информацией. Национальное законодательство может ограничить это обязательство предпринимателя в случаях коллективного увольнения. Хотя Конвенция № 158 распространяется на все отрасли экономической деятельности и на всех работающих по найму, государства могут исключить из сферы применения Конвенции некоторые категории наемных работников, такие, например, как лица, работающие по срочным договорам, проходящие испытательный срок. При этом должны быть предусмотрены гарантии против использования договоров о найме на определенный срок с целью уклонения от предоставления защиты, предусмотренной данной Конвенцией. Конвенция № 158 допускает исключение в национальном законодательстве из действия Конвенции или ее отдельных положений малых предприятий. Теперь рассмотрим нормы и положения Рекомендации № 166. В ней содержатся четыре группы норм: обоснование прекращения трудовых отношений (А); процедуры, применяемые до увольнения (Б); увольнения по экономическим причинам (В); гарантии против использования срочных трудовых договоров для обхода законодательства (Г). А. Рекомендация расширяет круг причин, которые не могут признаваться законными основаниями для увольнения. Это, во-первых, достижение возраста выхода на пенсию и, во-вторых, отсутствие на работе в связи с прохождением обязательной военной службы или выполнением других гражданских обязанностей. Б. Увольнение не должно производиться в связи с проступком, который в соответствии с национальным законодательством и практикой является основанием для прекращения трудовых отношений лишь в случае его повторного совершения, если только предприниматель не сделал соответствующего письменного предупреждения. Предприниматель не вправе увольнять работника в связи с неудовлетворительным выполнением профессиональных обязанностей, если только он письменно не предупредил работника, что последний будет уволен в случае рецидива. Считается, что предприниматель отказался от своего права прекратить трудовые отношения за совершенный работником проступок, если он не сделал этого в разумный срок после того, как ему стало известно об этом проступке. Предприниматель обязан письменно уведомить трудящегося о решении прекратить с ним трудовые отношения и письменно сообщить работнику по его требованию основания увольнения. Он может консультироваться с представителями трудящихся до принятия окончательного решения по отдельным случаям прекращения трудовых отношений. В течение срока предупреждения работник в целях поиска другой работы вправе получить освобождение от работы разумной продолжительности, предоставляемое без потери в заработной плате в удобное для обеих сторон время. Уволенный работник должен иметь право на получение от предпринимателя справки с указанием дат начала и прекращения с ним трудовых отношений и вида (видов) работы, которую он выполнял; по просьбе работника ему может быть дана письменная характеристика с оценкой его поведения и работы. В. Меры, которые необходимо принять в целях предотвращения увольнений по экономическим причинам, могут включать ограничение приема на работу, растягивание сокращения численности работников на определенный период, ограничение сверхурочных работ и сокращение продолжительности рабочего времени. В случае сокращения нормальной продолжительности рабочего времени нужно рассмотреть возможность частичной компенсации потерь в заработной плате. Отбор увольняемых производится на основе критериев, определяемых заблаговременно и учитывающих интересы как предприятия, так и трудящихся. Трудящимся, уволенным по экономическим причинам, предоставляется преимущество первоочередного обратного приема на работу, если предприниматель вновь нанимает работников аналогичной квалификации и если трудящийся в определенный срок после увольнения выразил желание возвратиться на прежнее место работы. Такая очередность обратного приема на работу может быть ограничена определенным сроком. При экономических увольнениях компетентный государственный орган призван содействовать скорейшему устройству уволенных трудящихся на другой работе и в случае необходимости получению ими профессиональной подготовки и переподготовки, а предприниматель — по возможности помогать уволенным в поисках новой подходящей работы, например, путем прямых контактов с другими предпринимателями. Необходимы защита дохода работника в течение любого срока профессиональной подготовки или переподготовки, а также содействие ему в поисках работы в другой местности. Г. Гарантиями против использования срочных трудовых договоров для обхода законодательства могут быть: —ограничение использования срочных договоров случаями, —оценка трудовых договоров, за исключением случаев, пре —трактовка срочных договоров, продлеваемых один или не В Рекомендации МОТ № 162 о пожилых трудящихся государствам предлагается по возможности принимать меры к тому, чтобы выход на пенсию по старости осуществлялся на добровольной основе. Расторжение трудовых договоров в случае признания предприятия несостоятельным. Еще один аспект трудового договора, получивший международно-правовую регламентацию, — защита прав работников в случае увольнения в связи с признанием предприятия несостоятельным, его банкротством. Этому посвящена Конвенция № 173 и дополняющая ее Рекомендация № 180, а также Конвенция № 95. Базисная норма, предусматривающая минимальные гарантии для работников, содержится в Конвенции № 95. Согласно этой Конвенции, в случае банкротства предприятия или его ликвидации в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов в отношении либо всей заработной платы, которая им причитается за работу в предшествовавший банкротству или ликвидации период, либо заработной платы, которая не превосходит суммы, предписанной национальным законодательством. Заработная плата подлежит выплате до того, как остальные кредиторы смогут потребовать свою долю. Очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита определяется национальным законодательством. Конвенция № 173 предоставляет государствам выбор: взять на себя обязательство защиты работников путем установления привилегий при выплате заработной платы и (либо) сформировать гарантийные фонды, обеспечивающие интересы работников. Возможны и другие варианты. Конвенция № 173 защищает не только заработную плату, но и некоторые дополнительные выплаты: оплату праздничных дней, выходные пособия. Все эти выплаты должны иметь привилегированный характер, т.е. предшествовать выплатам в пользу государства и органов социального обеспечения. Требования работников ограничиваются установленными пределами, при этом предназначенные для них суммы не могут быть ниже социально приемлемого уровня и подлежат индексации в связи с ростом стоимости жизни. Суммы, выплачиваемые работникам гарантийными учреждениями, также не могут быть меньше установленного минимума. Рекомендация № 180 расширяет содержание выплат, включая в них, в частности, оплату сверхурочных работ, повышает их размеры, а также предусматривает, что работники и их представители должны быть заблаговременно информированы о начале процедуры признания предприятия несостоятельным. Эта же Рекомендация определяет принципы деятельности гарантийных страховых учреждений (фондов), из которых осуществляются выплаты работникам обанкротившихся предприятий: а) они должны быть независимы от предпринимателей в ад б) предприниматели должны финансировать эти фонды, если в) фонды должны выполнять свои обязательства перед ра г) фонды несут субсидиарную (дополнительную) ответствен д) средства фондов могут быть использованы только на цели, Защита личных данных о работниках. Одно из новых направлений в международно-правовом регулировании труда — защита личных данных от злоупотреблений и произвола со стороны работодателей и любых третьих лиц и организаций1. Этому вопросу посвящен Кодекс практики по защите личных данных о работнике, разработанный экспертами МОТ2. Распространение этого Кодекса было официально одобрено Административным советом в 1996 г. В Кодексе содержатся нормативные положения, являющиеся первой попыткой сформулировать международные стандарты по данному вопросу3. Цели Кодекса — ориентировать заинтересованные государства, лица и организации в международной практике по защите личных данных о работнике и содействовать разработке соответствующего национального законодательства. Кодекс распространяется на частный и государственный секторы, на ручную и автоматическую обработку информации и регламентирует порядок сбора личных данных, их хранение, обработку и использование, передачу личных данных, устанавливает индивидуальные и коллективные права работников в области обеспечения защиты данных. Наиболее важные положения этого Кодекса заключаются в следующем. • Сбор и обработка личных данных о работнике должны про • Личные данные не должны использоваться для осуществ • Решения работодателя не должны базироваться исключи • Сбор личных данных о работнике не должен вести к его 1 Работодатели собирают личные данные о работниках с самыми различ 2 Кодексы практики, разрабатываемые трехсторонними комитетами экс 3 См.: ILO. Protection of Workers' Personal Data. Geneva, 1997. • Все лица, имеющие доступ к личным данным, обязаны • Все личные данные следует получать у самого работника; • Работодатель не вправе собирать личные данные о работни • Личные данные медицинского характера можно собирать • Если работнику задают вопросы, противоречащие принци • Полиграфы и иное оборудование для определения прав • Личностные тесты должны соответствовать положениям на • Надзор за работниками может осуществляться, если они • Передача работодателем личных данных о работнике воз • В случае медицинского обследования работника работода рые относятся к вопросу о возможности выполнения работником возложенной на него трудовой функции. При этом выводы не должны содержать информацию медицинского характера, за исключением указаний на пригодность или медицинские противопоказания к предполагаемой работе. • В области защиты личных данных индивидуальные работ —на регулярную и полную информацию о хранящихся о —требовать исключения или исправления неверных или —требовать от работодателя известить всех тех, кому ра • Представители работников должны быть информированы, —введения и модификаций автоматических систем сбора —содержания и толкования любых вопросников и тес Представителей работников должны предупреждать о введении электронной системы надзора на рабочих местах. Установление минимальной заработной платы. Международные правила, касающиеся минимальной заработной платы, содержатся в основном в Конвенции № 131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран и в одноименной Рекомендации № 135. Конвенция № 131 обязывает государства ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению; нарушение этого положения влечет за собой соответствующие уголовные или другие санкции. При этом должна полностью учитываться свобода ведения коллективных переговоров. При определении уровня минимальной заработной платы предлагается учитывать потребности трудящихся и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимости жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокой занятости. Определена необходимость создания специальной процедуры, позволяющей устанавливать и время от времени пересматривать минимальную заработную плату. Рекомендация № 135 формулирует цели установления минимальной заработной платы, критерии для определения ее уровня, порядок внесения в нее коррективов. Специальная процедура определения минимальной заработной платы установлена для сельского хозяйства (Конвенция № 99 и Рекомендация № 89). Охрана заработной платы. Конвенция № 95 и Рекомендация № 85, посвященные охране заработной платы, имеют богатое нормативное содержание. В числе установленных правил и процедур — порядок выплаты заработной платы (валюты, выплата натурой); запрет выплаты заработной платы в виде спиртных напитков; обязательность выплаты заработной платы непосредственно заинтересованному трудящемуся; запрет стеснять трудящихся в свободном распоряжении заработком; охрана заработной платы от чрезмерных вычетов; ограничение ареста заработной платы, ее цессии (передачи требования); защита заработной платы в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке по иной причине; регулярность выплат. Важные положения, относящиеся к заработной плате, имеются в Конвенции № 117 об основных целях и нормах социальной политики. Государства должны принимать необходимые меры для обеспечения выплаты надлежащим образом всей заработной платы, а от предпринимателей требуется ведение учета ее выплаты и доведение до трудящихся сведений о ее выплате. Заработная плата должна выплачиваться только законными средствами платежа и обычно непосредственно каждому работнику. Запрещается замена всего вознаграждения или его части спиртом или другими алкогольными напитками. Выплата заработной платы не производится в тавернах или магазинах, за исключением тех случаев, когда она выдается работающим в них сотрудникам. Выплата заработной платы должна производиться регулярно через такие промежутки времени, которые уменьшают вероятность долговой зависимости работников. В тех случаях, когда заработная плата частично выплачивается натурой, должны быть приняты меры для правильной оценки денежной стоимости на- туральных платежей. Должны быть приняты меры для того, чтобы информировать трудящихся об их правах в области заработной платы и не допускать неразрешенных вычетов из нее. Наемные работники должны быть защищены от ростовщичества, в частности, путем снижения процентных ставок по займам, контролирования деятельности заимодавцев, поощрения предоставления денежных ссуд через кредитные кооперативы или через учреждения, контролируемые государственными органами. Рекомендация № 85 содержит большое число технических и процедурных норм, сгруппированных в следующих разделах: удержания из заработной платы; периодичность выплаты; уведомление трудящихся об условиях получения заработной платы, записи в платежных ведомостях; участие трудящихся в управлении заводскими магазинами. Приведем некоторые из этих норм. Установлено, что удержания из заработной платы должны быть ограничены пределом, необходимым для обеспечения содержания трудящегося и его семьи. Удержания из заработной платы в порядке возмещения ущерба, нанесенного имуществу предпринимателя, разрешаются только при доказанности вины работника. Сумма таких удержаний должна быть умеренной и не превышать стоимости причиненного ущерба; заинтересованному работнику предоставляется возможность обосновать причину, по которой это удержание, по его мнению, недопустимо. Удержания из заработной платы за инструменты, предоставляемые работнику предпринимателем, законны лишь в случаях, когда такие удержания допускаются обычаем, или предусмотрены коллективным договором (арбитражным решением), или разрешаются иным образом посредством процедуры, признанной национальным законодательством. Максимальные сроки выплаты заработной платы: а) для трудящихся с почасовым, поденным или понедель б) для служащих — не реже 1 раза в месяц; в) для работников-сдельщиков — не реже 2 раз в месяц через При каждой выплате заработной платы трудящиеся должны информироваться об общей сумме вознаграждения, обо всех удержаниях, о сумме заработной платы, причитающейся к выдаче. Согласно Конвенции № 95, частичная выплата заработной платы натурой допускается в тех отраслях, где такая выплата является обычной или желательной; при этом выплата заработной платы в виде спиртных напитков не разрешается ни при каких обстоятельствах. Нормы заработной платы в договорах госзаказа. Конвенция № 94 обязывает государства включать в хозяйственные договоры, оформляющие государственный заказ, положения, согласно которым подрядчики и субподрядчики—контрагенты государственных органов должны устанавливать для своих наемных работников заработную плату и иные условия труда, не менее благоприятные, чем те, которые установлены законодательством, коллективными договорами для аналогичных работ. В тех случаях, когда в районе, где осуществляется работа, условия труда не регулируются каким-либо из вышеуказанных способов, статьи, включаемые в хозяйственные договоры, должны гарантировать работникам заработную плату не менее благоприятную, чем та, которая установлена предпринимателями, находящимися в аналогичных условиях и принадлежащими к той же профессии или отрасли промышленности. В случае несоблюдения подрядчиками и субподрядчиками трудовых статей, включаемых в такие договоры, должны применяться санкции, в частности, в виде отказа от заключения договора государственного заказа. Продолжительность рабочего времени. Конвенция № 1 устанавливает, что продолжительность рабочего времени лиц, занятых на промышленных предприятиях (за исключением семейных), не может превышать 8 часов в день и 48 часов в неделю. Такая же продолжительность рабочего времени определена Конвенцией № 30 для предприятий торговли и государственных учреждений. Указанные конвенции не применяются к руководящему составу предприятий. От каждого предпринимателя требуется, чтобы он извещал о времени начала и окончания работы объявлением, помещенным на видном месте на предприятии, а в тех случаях, когда работа ведется посменно, — о времени начала и окончания каждой смены. Конвенция № 47 обязывает государства заявить о своем одобрении принципа 40-часовой рабочей недели, применяемого такого образом, чтобы не повлечь понижения уровня жизни трудящихся. На 40-часовую рабочую неделю ориентируется и Рекомендация № 116. Ряд актов МОТ устанавливает сокращенное рабочее время (т.е. менее 48 часов) в отдельных отраслях промышленности и народного хозяйства: на стеклодувных предприятиях, в текстильной промышленности, в угольных шахтах, на общественных работах. Рекомендация № 116 предлагает государствам разработать и последовательно осуществлять политику постепенного сокращения продолжительности рабочего времени и определяет содержание такой политики, методы ее осуществления. Рекомендованные выше нормы относятся к нормальному и к сокращенному рабочему времени. Часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени, акты МОТ рассматривают как сверхурочные, которые допускаются лишь в определенных случаях и пределах и которые подлежат дополнительной оплате (не менее чем на 25% выше, чем за работу нормальной продолжительности). За исключением случаев непреодолимой силы, компетентные государственные органы в каждой стране должны устанавливать предельное число сверхурочных работ, которое может быть проработано в течение определенного периода. Неполное рабочее время. С недавнего времени объектом международно-правового регулирования стало неполное рабочее время. Согласно Конвенции № 175, государства обязаны установить равную защиту и равную охрану труда лиц, занятых неполное и полное рабочее время. Это относится к праву на организацию, на коллективные договоры, а также к безопасности и гигиене труда, к запрету дискриминации, к охране материнства, к порядку увольнений, к ежегодным оплачиваемым отпускам и оплачиваемым праздничным дням, к оплате болезни. Национальное законодательство должно исключить снижение базисной заработной платы (тарифных ставок) работников только из-за того, что они заняты неполное рабочее время. Денежное вознаграждение не полностью занятых должно определяться пропорционально рабочему времени или выработке. Не полностью занятые, чье рабочее время ниже определенного порога, могут быть исключены национальным законодательством из действия положений Конвенции в отношении охраны материнства, увольнений, оплачиваемых ежегодных отпусков, праздничных дней, оплаты болезни. Государства обязаны обеспечить добровольность перехода с полного рабочего времени на неполное и наоборот. Конвенция применяется ко всем частично занятым, однако ратифицировавшим ее государствам предоставляется право исключить из сферы ее действия определенные категории работ- ников или определенные предприятия, если применение к ним положений Конвенции создает существенные проблемы экономического или иного характера. Рекомендация № 182 содержит нормы, дополняющие положения Конвенции № 175. Согласно этой Рекомендации, трудовой стаж, необходимый для применения норм по охране труда к не полностью занятым, не должен быть продолжительнее, чем для полностью занятых работников; отказ работника перейти с полного рабочего времени на неполное рабочее время и наоборот не должен служить основанием его увольнения. Однако такого работника можно уволить в соответствии с национальным законодательством по другим основаниям, связанным, например, с производственными потребностями предприятия. Рекомендация № 182 предлагает письменно информировать частично занятых об их специфических условиях труда. Ночное время. Наиболее общие нормы, касающиеся ночного труда, содержатся в Конвенции № 171. В ней термин "ночной труд" означает любую работу, которая осуществляется в течение установленного периода продолжительностью не менее 7 часов подряд, включая промежуток между полуночью и 5 часами утра, а термин "трудящийся, работающий в ночное время" означает лицо, работающее по найму, работа которого требует осуществления трудовой функции в ночное время в течение значительного количества часов сверх установленного государственным органом предела. Конвенция № 171 допускает в принципе применение ночного труда для всех категорий работников, за теми исключениями или ограничениями, которые установлены в актах МОТ об охране труда женщин и молодежи (об этих актах см. далее). При этом на государства возложена обязанность принимать конкретные меры, требуемые в силу особенностей ночного труда, в отношении трудящихся, работающих в ночное время, с целью охраны их здоровья, содействия в выполнении семейных и общественных обязанностей, предоставления им возможностей для профессионального роста и обеспечения выплаты соответствующей компенсации. Эти меры включают также гарантии безопасности труда и охрану материнства. Продолжительность еженедельного отдыха. Международные стандарты продолжительности еженедельного отдыха, общие для всех отраслей народного хозяйства, отсутствуют. В промышленности персонал предприятия должен пользоваться, как правило, в течение каждых 7 дней периодом отдыха, включающим не менее 24 последовательных часов. По возможности этот отдых предоставляется всему персоналу одновременно и должен совпадать с днями, уже установленными обычаями, традициями страны и региона (Конвенция № 14). На предприятиях торговли и в государственных учреждениях непрерывный еженедельный отдых установлен продолжительностью соответственно не менее суток (Конвенция № 106) и не менее 36 часов, для подростков до 18 лет — не менее двух суток (Рекомендация № lt>3). Ежегодные оплачиваемые отпуска. В настоящее время действуют две Конвенции МОТ (№ 52 и № 132), касающиеся ежегодных оплачиваемых отпусков. Первая Конвенция частично устарела, и большинство развитых стран сочло необходимым ратифицировать более позднюю по времени Конвенцию № 132, учитывающую развитие мирового законодательства после второй мировой войны. Согласно Конвенции № 52, каждое лицо, к которому применяется эта конвенция, имеет право после непрерывной работы продолжительностью один год на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный по крайней мере 6 дням. Лица моложе 16 лет, включая учеников, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, равный по крайней мере 12 рабочим дням. В отпуск не включаются праздничные дни и перерывы в работе в результате болезни. Национальное законодательство может разрешить деление ежегодного оплачиваемого отпуска, но лишь в той части, которая превышает минимальную продолжительность, установленную Конвенцией. Продолжительность отпуска увеличивается пропорционально продолжительности стажа работы на основе правил, установленных в национальном законодательстве. Каждое лицо, уходящее в отпуск, получает отпускные, равные обычному вознаграждению. Порядок их исчисления определяется национальным законодательством или коллективными договорами. Любое соглашение, которое исключает право на ежегодный оплачиваемый отпуск или аннулирует права на такой отпуск, должно быть признано недействительным. Национальное законодательство может предусмотреть, что лицо, которое будет занято на оплачиваемой работе в течение своего ежегодного оплачиваемого отпуска, лишается оплаты за период отпуска. Лицо, уволенное по вине предпринимателя, имеет право на компенсацию за неиспользованный отпуск. Каждый наниматель должен вести записи, регистрирующие дату поступления на работу работника, продолжительность положенного ему отпуска, дату ухода его в отпуск, размеры отпускных. Конвенция № 132 устанавливает, что каждое лицо, к которому она применяется, имеет право на минимальный 3-недель- ный оплачиваемый отпуск за каждый год работы. Минимальный период работы, необходимый для приобретения права на отпуск, не должен превышать 6 месяцев. Воскресенье и праздничные дни, а также время болезни в отпуск не включаются. За время отпуска должны выплачиваться отпускные, равные по крайней мере средней заработной плате. Деление отпуска на части разрешается, но при этом продолжительность каждой части не может быть менее 2 недель. Отсутствие на работе по таким причинам, как болезнь, несчастный случай на производстве или отпуск по беременности и родам, засчитывается в стаж работы. Работник, проработавший минимальное время, требуемое для предоставления отпуска, и увольняющийся с работы, вправе получить после прекращения работы оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности его работы, или вместо этого ему выплачивается компенсация. Соглашение об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска с заменой денежной компенсацией признается недействительным или запрещается. Национальное законодательство может устанавливать специальные правила в отношении тех случаев, когда работающее по найму лицо занимается в период отпуска оплачиваемой деятельностью, противоречащей цели отпуска, т.е. отдыху, восстановлению сил. Рассмотренные выше акты МОТ о ежегодных оплачиваемых отпусках распространяются на основную часть лиц, работающих по найму. В сельском хозяйстве и в морском транспорте действуют специальные конвенции МОТ, устанавливающие особые правила об отпусках. Наконец, Конвенция № 140 и Рекомендация № 148 содержат положения об оплачиваемых учебных отпусках. Государствам предлагается разрабатывать и осуществлять политику, направленную на содействие предоставлению оплачиваемых учебных отпусков для профессиональной подготовки на любом уровне; общего, социального или гражданского образования; профсоюзной учебы. Безопасность и гигиена труда. Основной массив конкретных международных стандартов, детально регламентирующих безопасность и гигиену труда, содержится в конвенциях и рекомендациях МОТ. Многочисленные акты МОТ, принятые по данному вопросу, можно сгруппировать следующим образом. • Принципы национальной государственной политики в области безопасности и гигиены труда (Конвенция № 155 и Рекомендация № 164). • Создание на предприятиях служб гигиены труда (Конвен • Общие и отраслевые правила по технике безопасности и • Правила по гигиене труда (воздух, шум, вибрация), обес • Меры по предотвращению несчастных случаев на произ • Международные стандарты по переноске и передвижению • Медицинский осмотр трудящихся, занятых на особо вред • Инспекция труда в промышленности, торговле, сельском Рассмотрим более подробно стандарты МОТ, относящиеся к инспекции труда. Конвенция № 81 обязывает ратифицировавшие ее государства создать систему инспекции труда и наделяет инспекторов следующими полномочиями: беспрепятственный проход без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; осмотр в дневное время всех зданий, подпадающих под контроль инспекции; осуществление любых проверок, контроля и расследований, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются. Инспекторы вправе наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия; требовать ознакомления с любыми документами, ведение
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |