Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Киселев и. я. 457 1 страница




ТРУДА

СТАНДАРТЫ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

.


Часть вторая



 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

а

дним из объектов изучения учебной дис­циплины "сравнительное и международное трудовое право" яв­ляются международные стандарты труда, сопоставление их со­держания с национальными системами трудового права ("вер­тикальные сравнения").

Международные трудовые стандарты — главный результат международно-правового регулирования труда, которое пред­ставляет собой регламентацию с помощью соглашений государств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучше­нием его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах, принятых ООН, Международной организацией труда (МОТ), региональными объединениями государств, а также в их двусто­ронних, иногда трехсторонних соглашениях (договорах)1.

Международно-правовое регулирование труда — ровесник нынешнего века. Его зарождение относится к началу XX в. и явля­ется результатом совокупного действия многих факторов, в числе которых борьба трудящихся, требования профсоюзов, влияние идей выдающихся мыслителей XIX в., стремление различных го­сударств, а также предпринимателей уравнять условия конкурен­ции на международных рынках. Важную роль в активизации дея­тельности государств в этой области сыграло давление социал-демократических партий и лево-либеральных кругов, которые рассматривали международное регулирование труда как один из

1 К соглашениям государств, регулирующим вопросы труда, относятся многочисленные двусторонние договоры о трудовой миграции, а также трех­стороннее соглашение между США, Канадой и Мексикой о сотрудничестве в области труда и трудовых отношений (1993 г.).


инструментов смягчения классовых противоречий, внедрения социальных начал в жизнь общества, установления прочного мира между народами, торжества социальной справедливости, эволю­ционного реформирования капитализма.

После октября 1917 г. на международно-правовое регулиро­вание труда стало оказывать значительное влияние соперниче­ство капитализма и социализма.

Мощный толчок развитию международного трудового права дало создание в 1919 г. Международной организации труда, ее активность по изданию нормативных актов (конвенций и реко­мендаций), число которых в межвоенные годы (1919—1939) достигло 133.

После второй мировой войны деятельность ООН по закрепле­нию и защите прав человека, в том числе в социальной и эконо­мической областях, дальнейшая активизация нормотворческой деятельности МОТ, принятие норм труда, создаваемых регио­нальными организациями государств в Европе, Америке, Афри­ке, на Ближнем Востоке, — все это завершило формирование международного трудового права, исследованию которого посвя­щены многие работы у нас в стране и за рубежом1.

Международные стандарты труда — нормативная субстанция международного трудового права, одно из достижений совре­менной цивилизации, отразившее результаты деятельности го­сударств по внесению в рыночную экономику социальных цен­ностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его госу­дарств. Содержание этих стандартов представляет собой концен­трированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых норм и по­ложений национальных систем трудового права, создания ори­гинальных синтетических правил с участием юристов, представ­ляющих существующие системы правового регулирования труда, итог столкновения различных мнений и подходов, разнородных политических сил и интересов, идеологических концепций, нахождения компромиссных юридических формул, трансфор­мируемых в международные нормы.

По сути дела международными усилиями создан свод модель­ных актов по труду, творческое освоение которого является не­обходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям. Эти акты — объект вни­мательного изучения, заимствования, практического использова-

' См. список литературы на с. 586—587 настоящей книги. 448


ния в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда. Он включает весьма разнообразные и разнородные элементы: акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты локального дей­ствия, принятые региональными организациями государств.

Глава 1 СТАНДАРТЫ ООН

§ 1. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Главный вклад нормативных актов ООН в международно-правовое регулирование труда заключается в том, что они сфор­мулировали пакет основных прав человека, которые должны содержаться в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной. Эти права, бесспорно, относятся к общепризнанным принципам и нормам междуна­родного права применительно к п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

В числе провозглашенных ООН основных прав человека — комплекс трудовых прав, закрепленных главным образом в двух актах: во Всеобщей декларации прав человека и в Международ­ном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Следует отметить, что эти акты отличаются по юридической силе. Всеобщая декларация прав человека одобрена Генераль­ной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в виде резолюции. Она не имеет обязательного характера. Это в большей мере программ­ный, политический документ. Но его авторитет и моральная сила велики. Именно он заложил краеугольный камень в междуна­родную защиту прав и свобод человека.

Во Всеобщей декларации прав человека выделен и сформу­лирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудо­вых прав человека:

—право на труд;

—право на свободный выбор работы;

—право на защиту от безработицы;

—право на справедливые и благоприятные условия труда;

—право на равную плату за равный труд без какой-либо дис­
криминации;

—право на справедливое и удовлетворительное вознаграж­
дение, обеспечивающее достойное человека существова-


ниє для него самого и его семьи и дополняемое при необ­ходимости другими средствами социального обеспечения;

—право создавать профессиональные союзы и вступать в них
для защиты своих интересов;

—право на отдых и досуг, включая право на разумное огра­
ничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический
отпуск.

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. По своей юридической природе это многосторонний междуна­родный договор (конвенция), ратифицированный огромным большинством государств—членов ООН, в том числе и СССР. Он обязателен для РФ как правопреемницы СССР.

Среди социальных и экономических прав, провозглашенных и закрепленных в этом акте, трудовые права занимают значи­тельное место. В число основных трудовых прав вошли: право на труд; право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации; удовлетворительные условия существования для работников и их семей; безопасные и здоровые условия труда; одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации; право на от­дых; право на профсоюзную организацию; право на забастовку; особая охрана труда и интересов женщин-матерей, детей и под­ростков.

Как видно, трудовые права в Пакте сформулированы под­робнее, чем в Декларации, круг этих прав шире и, кроме того, в Пакте (в отличие от Декларации) содержатся конкретные обя­зательства государств, ратифицировавших Пакт, по претворе­нию в жизнь содержащихся в нем положений.

Государства, ратифицировавшие Пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязаны периодически пред­ставлять доклады о соблюдении взятых обязательств. Доклады рассматриваются Комитетом независимых экспертов и Эконо­мическим и Социальным советом ООН.

Наряду с Пактом об экономических, социальных и культур­ных правах ООН в 1966 г. приняла второй международный пакт — Пакт о гражданских и политических правах, также ратифициро­ванный нашей страной. Этот Пакт содержит общегражданские права, т.е. права общественно-политического характера. К ним отнесены два права, имеющие отношение к трудовым отноше­ниям: запрет принудительного труда и свободное осуществле-


ниє права на ассоциацию, включая право на создание профсо­юзов.

Установлена особая процедура рассмотрения жалоб на нару­шения государствами этого Пакта. Такие жалобы, в том числе индивидуальные, рассматривает Комитет по правам человека (г. Женева). Однако процедура рассмотрения индивидуальных жа­лоб действует только в отношении стран, ратифицировавших Факультативный протокол к этому Пакту1.

Присоединение нашей страны к указанному Протоколу при­дало реальное наполнение п. 3 ст. 46 Конституции РФ, которая предоставила гражданам России возможность обращаться в меж­государственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства пра­вовой защиты.

Рассмотрим более подробно содержание трудовых прав, вклю­ченных в Декларацию и в пакты о правах человека.

Начнем с права на труд. В Декларации право на труд не рас­шифровывается, но, судя по тому, что в п. 1 ст. 23 единой стро­кой идут права на труд, на свободный выбор работы, на спра­ведливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в понятие права на труд с точки зрения Деклара­ции входят (или по крайней мере неразрывно связаны с ним) следующие элементы: свобода выбора труда, т.е. исключение при­нудительного труда; защита от безработицы, т.е. принятие мер по обеспечению занятости и материальной помощи безработ­ным; право на справедливые и благоприятные условия труда.

В Пакте право на труд трактуется как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно со­глашается. Подчеркивается, таким образом, свобода труда, выбо­ра конкретной работы и далее устанавливается обязанность госу­дарств не только признать право на труд, но и принять надлежащие меры по обеспечению этого права. Это предполагает проведение определенной социально-экономической политики, которая включает программы профессионально-технического обучения, профессиональной ориентации, обеспечение неуклонного эко­номического, социального и культурного развития и полной

1 Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах представляет собой дополнение к указанному Пакту, всту­пившее в силу 23 марта 1976 г. К Протоколу присоединились 74 государства, в том числе с 1 января 1992 г. Россия. См.: Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М., 1996. С. 483.


производительной занятости в условиях, гарантирующих основ­ные политические и экономические свободы человека.

В актах ООН делается особый акцент на том, что право на труд несовместимо с принудительным трудом, а в Международном пакте о гражданских и политических правах принудительный (обя­зательный) труд запрещен отдельной строкой (п. 3 ст. 8).

Заслуживает быть отмеченным, что в Международном пакте о гражданских и политических правах выделены виды труда, которые не включаются в понятие "принудительный труд". Не считаются принудительным трудом каторжные работы в виде наказания за преступление, назначенного компетентным судом; работа, которую, как правило, должно выполнять лицо, нахо­дящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; служба военного характера, а в тех странах, в которых призна­ется отказ от военной службы по политическим или религиоз­но-этическим мотивам, служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по указанным моти­вам; служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населе­ния; работа, которая входит в обыкновенные гражданские обя­занности.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах расшифровывает понятие "право на справедливые и благопри­ятные условия труда", включая в это понятие справедливую за­работную плату и равное вознаграждение за труд равной ценно­сти; вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для трудящихся и их семей; условия труда, отве­чающие требованиям безопасности и гигиены; одинаковую для всех возможность продвижения в работе; отдых и разумное огра­ничение рабочего времени и оплачиваемый периодический от­пуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает свободу ассоциаций и подчеркивает, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Как отдельное право провоз­глашено также право каждого человека создавать профессиональ­ные союзы и вступать в них для защиты своих интересов.

В Пакте о гражданских и политических правах содержится положение о праве каждого человека на свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защи­ты своих интересов. Это право может быть законодательно огра­ничено лишь для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.


В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах выделено право на объединение в профсою­зы, которое получило в данном документе более детальную рас­шифровку. Там отмечено три аспекта этого права:

—право каждого человека для защиты своих экономических
и социальных интересов создавать профессиональные со­
юзы и вступать в них по своему выбору при единственном
условии соблюдения правил соответствующей организа­
ции. Пользование указанным правом не подлежит ника-
ким ограничениям, кроме тех, которые предусматрива­
ются законом и которые необходимы в демократическом
обществе в интересах государственной безопасности или
общественного порядка или для ограждения прав и сво­
бод других;

—право профсоюзов образовывать национальные федерации
и конфедерации и право этих последних основывать меж­
дународные профессиональные организации или присо­
единяться к таковым;

—право профсоюзов функционировать беспрепятственно без
каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусмат­
риваются законом.

Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах провозглашает право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны; не препятствует введению законных ограничений пользования профсоюзными правами, правом на забастовку для лиц, входя­щих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства.

Равенство в отношении осуществления прав и свобод чело­века, равенство всех перед законом и право каждого на равную защиту закона провозглашены как в Декларации, так и в пактах. Это относится и к правам в сфере труда.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах кроме провозглашения равенства всех перед законом и запрещения дискриминации специально подчерки­вается равенство в отношении заработной платы (равное воз­награждение за труд равной ценности). В право на справедли­вые и благоприятные условия труда включают одинаковую для всех возможность продвижения по работе на более высокие сту­пени исключительно на основании трудового стажа и квали­фикации.


В Пакте об экономических, социальных и культурных правах содержатся важные положения, касающиеся труда несовершенно­летних и женщин-матерей. Дети и подростки должны быть защи­щены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование плат­ным детским трудом запрещается и карается законом.

Охрана труда женщин-матерей включает предоставление им оплачиваемого отпуска по беременности и родам в течение ра­зумного периода.

§ 2. ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ РАБОТНИКОВ

ПО МОТИВАМ ПОЛА И РАСЫ,

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ,

ЗАЩИТА ИХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ПРАВ

Рассмотренные выше акты являются главным, но не един­ственным вкладом ООН в создание международных социально-трудовых стандартов.

Важные нормы принципиального характера содержатся в конвенциях ООН о ликвидации расовой дискриминации, диск­риминации женщин и о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отно­шении женщин от 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР 19 декабря 1980 г.1, возлагает на ратифицировавшие ее государ­ства особые обязательства в отношении ликвидации дискрими­нации женщин в области занятости и обеспечения трудящимся женщинам равных прав с мужчинами.

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации принята ООН 7 марта 1966 г. и ратифицирована СССР 22 января 1969 г.2

Она обязывает ратифицировавшие ее государства запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в частности, при реализации трудовых прав.

1 Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII. М, 1983. С. 26—36.

2 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен­
ных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI. М., 1973. С. 109—118.


В свете указанной Конвенции следует считать незаконными требования работодателей при приеме на работу или впослед­ствии сведений о национальном или этническом происхожде­нии работника.

Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и чле­нов их семей одобрена 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г. (Конвенция не ратифицирована РФ). Она содержит сле­дующие основные положения.

   
   
   
   
   
   
   
   

• Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право быть
полностью информированными государством происхож­
дения или государством работы по найму еще до своего
отъезда или самое позднее в момент их въезда в государ­
ство работы по найму о всех условиях их допуска и, в час­
тности, об условиях их пребывания и оплачиваемой дея­
тельности, которой они могут заниматься, а также отно­
сительно требований, которые они должны соблюдать в
государстве работы по найму, и относительно органа, в
который они должны обращаться с целью какого-либо
изменения этих условий.

• Запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и тру­
довых отношений; установлено, что они пользуются не
менее благоприятным обращением, чем то, которое при­
меняется к гражданам государства работы по найму. Это
относится как к индивидуальным, так и к коллективным
трудовым правам. Трудящиеся-мигранты и члены их семей
пользуются правом свободного передвижения по террито­
рии государства работы по найму и свободой выбора мес­
тожительства в нем.

• Трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы
в государстве работы по найму.

• В странах, где прием на работы трудящихся-мигрантов со­
пряжен с ограничениями, эти последние должны пере­
стать применяться к трудящимся-мигрантам, прожившим
в стране трудоустройства более пяти лет.
Трудящийся-мигрант не должен лишаться права на про­
живание или получение работы или высылаться из госу­
дарства приема только на основании невыполнения обя­
зательств, вытекающих из трудового договора, если только
выполнение такого обязательства не представляло собой
одно из условий получения разрешения на работу.

По окончании пребывания в стране работы по найму ра­ботник-мигрант и члены его семьи имеют право перевес­ти все свои заработки и сбережения на родину и вывезти


свое личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработ­ной планы и иных выплат.

• Государства работы по найму должны в случае необходи­
мости выдавать работникам-мигрантам разрешения на вре­
менное отсутствие в стране приема, учитывая их особые
потребности и обязанности в отношении государства про­
исхождения. Это не должно влиять на разрешение пребы­
вания и на работу в стране приема.

• В случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения
брака государство работы по найму должно положительно
решить вопрос о предоставлении членам семьи этого миг­
ранта разрешения на жительство.

• Работник-мигрант и члены его семьи имеют право в лю­
бой момент въехать в государство своего происхождения и
остаться в нем.

• В отношении трудящихся-мигрантов, которые получили
ограниченное по срокам разрешение на работу, государ­
ство работы по найму может:

 

—предоставлять право свободного выбора деятельности при
условии, что трудящийся-мигрант законно проживал на
территории государства работы по найму в течение пре­
дусмотренного в его национальном законодательстве пе­
риода, который не должен превышать двух лет;

—ограничивать доступ трудящегося-мигранта к трудовой
деятельности ввиду предоставления приоритета местным
гражданам. Однако любое такое ограничение неприме­
нимо к трудящемуся-мигранту, законно проживающему
на территории страны приема в течение предусмотрен­
ного в национальном законодательстве периода, кото­
рый не должен превышать пяти лет.

Конвенция ООН следующим образом решает вопрос о пре­бывании работника-мигранта в стране приема, если его трудо­вая деятельность по тем или иным причинам прекращается до истечения срока разрешения на пребывание в стране.

Здесь предусмотрены два варианта.

Работники-мигранты, которым разрешено свободно выби­рать вид трудовой деятельности, не считаются утратившими по­стоянный статус или выданное им разрешение на жительство, если прекращают работу. Разрешение на жительство не аннули­руется по крайней мере на протяжении срока, в течение кото­рого они могут иметь право на получение пособия по безрабо­тице.


Работники-мигранты, которым не разрешено выбирать тру­довую деятельность, не теряют разрешения на жительство в слу­чае прекращения этой деятельности до истечения срока разре­шения на работу, за исключением случаев, когда в разрешении на жительство специально оговаривается конкретная трудовая деятельность, для занятия которой они были допущены. Такие работники имеют право на поиски другой работы по найму, на участие в общественных работах, на переподготовку в течение оставшегося периода действия их разрешения на работу.

Конвенция предусматривает образование международного Комитета по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны регулярно предоставлять в этот Комитет доклады о выполнении своих обязательств. Комитет вправе рассматривать жалобы, в том числе индивидуальные, на нарушения государствами положе­ний Конвенции.

Глава 2 СТАНДАРТЫ МОТ

§ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОТ

И ЕЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наибольшее число нормативных положений, относящихся к труду, содержат устав и акты МОТ — организации, специально созданной для решения задач, связанных с трудом, главного цен­тра международной нормативной деятельности по вопросам труда.

МОТ имеет статус специализированного учреждения ООН, связанного с ней особым соглашением. Это соглашение призна­ло за МОТ основную ответственность за деятельность в области международных трудовых и социальных проблем.

Поскольку формирование международных трудовых стандар­тов — это прежде всего и главным образом результат деятельно­сти МОТ, рассмотрим в самых общих чертах вопрос о структуре и об особенностях функционирования этой организации, о по­рядке принятия МОТ трудовых норм, механизме надзора и кон­троля за их соблюдением.

МОТ была создана в 1919 г. как специализированное учреж­дение Лиги Наций — международной организации, образован­ной после окончания первой мировой войны. В настоящее время в МОТ входят 174 государства. СССР входил в МОТ с 1934 по 1940 г. и с 1954 г.


Структура МОТ включает: Международную конференцию труда (Генеральную конференцию МОТ), Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).

Международная конференция труда собирается на сессии ежегодно. Это главный орган МОТ, включающий представите­лей всех государств—членов этой организации. Каждая делега­ция на Международную конференцию труда состоит из четырех человек: двух правительственных делегатов; одного делегата от работников, назначаемого по согласованию с наиболее пред­ставительными профсоюзами; одного делегата от предпринима­телей, назначаемого по согласованию с наиболее представитель­ными организациями предпринимателей. Каждый делегат голосует в индивидуальном порядке.

С 1919 по 2000 г. состоялось 87 сессий Международной кон­ференции труда (МКТ).

Административный совет, избираемый на Международной конференции труда, состоит из 56 человек: 28 человек представ­ляют правительства; 14 — предпринимателей и 14 — трудящихся.

МБТ — постоянный секретариат МОТ во главе с Генераль­ным директором, назначаемым Административным советом. Пер­сонал МБТ формируется Генеральным директором согласно пра­вилам, утвержденным Административным советом.

Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, т.е. формирование почти всех органов МОТ на основе трехсторон­него представительства: правительств, предпринимателей и ра­ботников по формуле 2+1 + 1 или 1+1 + 1.

Идея трипартизма считается важным вкладом МОТ в соци­альную организацию и в социальную теорию. С помощью три­партизма правительство координирует и объединяет две силы, за которыми стоят два главных фактора производства: труд и капитал.

Трипартизм препятствует принятию решений технократичес­кого характера и обеспечивает демократический контроль за де­ятельностью МОТ.

Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций. Число их к 1999 г. достигло 370 (181 конвенция и 189 рекомендаций).

Конвенции и рекомендации МОТ принимаются Междуна­родной конференцией труда с использованием одинаковой про­цедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух после­довательных сессиях МКТ. МБТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика различных стран. Каждая конвенция (рекомендация) обсужда-


ется специальным комитетом, сформированным Конференци­ей, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствую­щих делегатов.

Хотя процедура обсуждения и принятия конвенций и реко­мендаций одинакова, их юридическая сила и порядок примене­ния различны.

Конвенция после ее ратификации обычно двумя государствами — членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировав­шие, так и на не ратифицировавшие ее государства.

В случае ратификации конвенции государство обязано при­нять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ один раз в 2—5 лет в зависимо­сти от важности конвенции доклады относительно принятых мер для эффективного применения ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязанность информировать по запросам Административного совета о состоянии национального законодательства и практи­ки в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.

Конвенции МОТ содержат правила о порядке их денонса­ции.

Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Она представляет собой обращенное к го­сударствам пожелание, предложение (совет) ввести соответству­ющие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необхо­димый для совершенствования национального законодательства. Иными словами, рекомендация — источник информации и воз­можная модель для совершенствования национального законо­дательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенций, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для госу­дарств при решении вопроса о заимствовании тех или иных меж­дународных норм.

Рекомендация (как и конвенция) должна быть представлена правительством государства—члена МОТ на рассмотрение ком­петентных властей для придания рекомендации силы путем при­нятия закона или иным путем, при этом МОТ должна быть ин­формирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем государства должны предоставлять в МОТ такую же информа­цию относительно реализации рекомендаций и нератифициро-ванных конвенций. В настоящее время в МОТ обсуждается воп-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.