КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев и. я. 457 1 страница
ТРУДА СТАНДАРТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ . Часть вторая
■ ВВЕДЕНИЕ
а дним из объектов изучения учебной дисциплины "сравнительное и международное трудовое право" являются международные стандарты труда, сопоставление их содержания с национальными системами трудового права ("вертикальные сравнения"). Международные трудовые стандарты — главный результат международно-правового регулирования труда, которое представляет собой регламентацию с помощью соглашений государств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах, принятых ООН, Международной организацией труда (МОТ), региональными объединениями государств, а также в их двусторонних, иногда трехсторонних соглашениях (договорах)1. Международно-правовое регулирование труда — ровесник нынешнего века. Его зарождение относится к началу XX в. и является результатом совокупного действия многих факторов, в числе которых борьба трудящихся, требования профсоюзов, влияние идей выдающихся мыслителей XIX в., стремление различных государств, а также предпринимателей уравнять условия конкуренции на международных рынках. Важную роль в активизации деятельности государств в этой области сыграло давление социал-демократических партий и лево-либеральных кругов, которые рассматривали международное регулирование труда как один из 1 К соглашениям государств, регулирующим вопросы труда, относятся многочисленные двусторонние договоры о трудовой миграции, а также трехстороннее соглашение между США, Канадой и Мексикой о сотрудничестве в области труда и трудовых отношений (1993 г.). инструментов смягчения классовых противоречий, внедрения социальных начал в жизнь общества, установления прочного мира между народами, торжества социальной справедливости, эволюционного реформирования капитализма. После октября 1917 г. на международно-правовое регулирование труда стало оказывать значительное влияние соперничество капитализма и социализма. Мощный толчок развитию международного трудового права дало создание в 1919 г. Международной организации труда, ее активность по изданию нормативных актов (конвенций и рекомендаций), число которых в межвоенные годы (1919—1939) достигло 133. После второй мировой войны деятельность ООН по закреплению и защите прав человека, в том числе в социальной и экономической областях, дальнейшая активизация нормотворческой деятельности МОТ, принятие норм труда, создаваемых региональными организациями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, — все это завершило формирование международного трудового права, исследованию которого посвящены многие работы у нас в стране и за рубежом1. Международные стандарты труда — нормативная субстанция международного трудового права, одно из достижений современной цивилизации, отразившее результаты деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств. Содержание этих стандартов представляет собой концентрированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых норм и положений национальных систем трудового права, создания оригинальных синтетических правил с участием юристов, представляющих существующие системы правового регулирования труда, итог столкновения различных мнений и подходов, разнородных политических сил и интересов, идеологических концепций, нахождения компромиссных юридических формул, трансформируемых в международные нормы. По сути дела международными усилиями создан свод модельных актов по труду, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям. Эти акты — объект внимательного изучения, заимствования, практического использова- ' См. список литературы на с. 586—587 настоящей книги. 448 ния в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда. Он включает весьма разнообразные и разнородные элементы: акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты локального действия, принятые региональными организациями государств. Глава 1 СТАНДАРТЫ ООН § 1. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Главный вклад нормативных актов ООН в международно-правовое регулирование труда заключается в том, что они сформулировали пакет основных прав человека, которые должны содержаться в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной. Эти права, бесспорно, относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права применительно к п. 4 ст. 15 Конституции РФ. В числе провозглашенных ООН основных прав человека — комплекс трудовых прав, закрепленных главным образом в двух актах: во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Следует отметить, что эти акты отличаются по юридической силе. Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в виде резолюции. Она не имеет обязательного характера. Это в большей мере программный, политический документ. Но его авторитет и моральная сила велики. Именно он заложил краеугольный камень в международную защиту прав и свобод человека. Во Всеобщей декларации прав человека выделен и сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудовых прав человека: —право на труд; —право на свободный выбор работы; —право на защиту от безработицы; —право на справедливые и благоприятные условия труда; —право на равную плату за равный труд без какой-либо дис —право на справедливое и удовлетворительное вознаграж ниє для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения; —право создавать профессиональные союзы и вступать в них —право на отдых и досуг, включая право на разумное огра Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. По своей юридической природе это многосторонний международный договор (конвенция), ратифицированный огромным большинством государств—членов ООН, в том числе и СССР. Он обязателен для РФ как правопреемницы СССР. Среди социальных и экономических прав, провозглашенных и закрепленных в этом акте, трудовые права занимают значительное место. В число основных трудовых прав вошли: право на труд; право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации; удовлетворительные условия существования для работников и их семей; безопасные и здоровые условия труда; одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации; право на отдых; право на профсоюзную организацию; право на забастовку; особая охрана труда и интересов женщин-матерей, детей и подростков. Как видно, трудовые права в Пакте сформулированы подробнее, чем в Декларации, круг этих прав шире и, кроме того, в Пакте (в отличие от Декларации) содержатся конкретные обязательства государств, ратифицировавших Пакт, по претворению в жизнь содержащихся в нем положений. Государства, ратифицировавшие Пакт об экономических, социальных и культурных правах, обязаны периодически представлять доклады о соблюдении взятых обязательств. Доклады рассматриваются Комитетом независимых экспертов и Экономическим и Социальным советом ООН. Наряду с Пактом об экономических, социальных и культурных правах ООН в 1966 г. приняла второй международный пакт — Пакт о гражданских и политических правах, также ратифицированный нашей страной. Этот Пакт содержит общегражданские права, т.е. права общественно-политического характера. К ним отнесены два права, имеющие отношение к трудовым отношениям: запрет принудительного труда и свободное осуществле- ниє права на ассоциацию, включая право на создание профсоюзов. Установлена особая процедура рассмотрения жалоб на нарушения государствами этого Пакта. Такие жалобы, в том числе индивидуальные, рассматривает Комитет по правам человека (г. Женева). Однако процедура рассмотрения индивидуальных жалоб действует только в отношении стран, ратифицировавших Факультативный протокол к этому Пакту1. Присоединение нашей страны к указанному Протоколу придало реальное наполнение п. 3 ст. 46 Конституции РФ, которая предоставила гражданам России возможность обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Рассмотрим более подробно содержание трудовых прав, включенных в Декларацию и в пакты о правах человека. Начнем с права на труд. В Декларации право на труд не расшифровывается, но, судя по тому, что в п. 1 ст. 23 единой строкой идут права на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в понятие права на труд с точки зрения Декларации входят (или по крайней мере неразрывно связаны с ним) следующие элементы: свобода выбора труда, т.е. исключение принудительного труда; защита от безработицы, т.е. принятие мер по обеспечению занятости и материальной помощи безработным; право на справедливые и благоприятные условия труда. В Пакте право на труд трактуется как право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подчеркивается, таким образом, свобода труда, выбора конкретной работы и далее устанавливается обязанность государств не только признать право на труд, но и принять надлежащие меры по обеспечению этого права. Это предполагает проведение определенной социально-экономической политики, которая включает программы профессионально-технического обучения, профессиональной ориентации, обеспечение неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной 1 Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах представляет собой дополнение к указанному Пакту, вступившее в силу 23 марта 1976 г. К Протоколу присоединились 74 государства, в том числе с 1 января 1992 г. Россия. См.: Международное публичное право: Сб. документов. Т. 1. М., 1996. С. 483. производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека. В актах ООН делается особый акцент на том, что право на труд несовместимо с принудительным трудом, а в Международном пакте о гражданских и политических правах принудительный (обязательный) труд запрещен отдельной строкой (п. 3 ст. 8). Заслуживает быть отмеченным, что в Международном пакте о гражданских и политических правах выделены виды труда, которые не включаются в понятие "принудительный труд". Не считаются принудительным трудом каторжные работы в виде наказания за преступление, назначенного компетентным судом; работа, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по указанным мотивам; служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; работа, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности. Пакт об экономических, социальных и культурных правах расшифровывает понятие "право на справедливые и благоприятные условия труда", включая в это понятие справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; вознаграждение, обеспечивающее удовлетворительное существование для трудящихся и их семей; условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; одинаковую для всех возможность продвижения в работе; отдых и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. Всеобщая декларация прав человека провозглашает свободу ассоциаций и подчеркивает, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Как отдельное право провозглашено также право каждого человека создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов. В Пакте о гражданских и политических правах содержится положение о праве каждого человека на свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Это право может быть законодательно ограничено лишь для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах выделено право на объединение в профсоюзы, которое получило в данном документе более детальную расшифровку. Там отмечено три аспекта этого права: —право каждого человека для защиты своих экономических —право профсоюзов образовывать национальные федерации —право профсоюзов функционировать беспрепятственно без Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах провозглашает право на забастовку при условии его осуществления в соответствии с законами каждой страны; не препятствует введению законных ограничений пользования профсоюзными правами, правом на забастовку для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства. Равенство в отношении осуществления прав и свобод человека, равенство всех перед законом и право каждого на равную защиту закона провозглашены как в Декларации, так и в пактах. Это относится и к правам в сфере труда. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах кроме провозглашения равенства всех перед законом и запрещения дискриминации специально подчеркивается равенство в отношении заработной платы (равное вознаграждение за труд равной ценности). В право на справедливые и благоприятные условия труда включают одинаковую для всех возможность продвижения по работе на более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации. В Пакте об экономических, социальных и культурных правах содержатся важные положения, касающиеся труда несовершеннолетних и женщин-матерей. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в областях, вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни или могущих повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом. Охрана труда женщин-матерей включает предоставление им оплачиваемого отпуска по беременности и родам в течение разумного периода. § 2. ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ РАБОТНИКОВ ПО МОТИВАМ ПОЛА И РАСЫ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ, ЗАЩИТА ИХ СОЦИАЛЬНЫХ И ТРУДОВЫХ ПРАВ Рассмотренные выше акты являются главным, но не единственным вкладом ООН в создание международных социально-трудовых стандартов. Важные нормы принципиального характера содержатся в конвенциях ООН о ликвидации расовой дискриминации, дискриминации женщин и о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г., ратифицированная СССР 19 декабря 1980 г.1, возлагает на ратифицировавшие ее государства особые обязательства в отношении ликвидации дискриминации женщин в области занятости и обеспечения трудящимся женщинам равных прав с мужчинами. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации принята ООН 7 марта 1966 г. и ратифицирована СССР 22 января 1969 г.2 Она обязывает ратифицировавшие ее государства запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в частности, при реализации трудовых прав. 1 Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVII. М, 1983. С. 26—36. 2 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен В свете указанной Конвенции следует считать незаконными требования работодателей при приеме на работу или впоследствии сведений о национальном или этническом происхождении работника. Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей одобрена 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 г. (Конвенция не ратифицирована РФ). Она содержит следующие основные положения. • Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право быть • Запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и тру • Трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы • В странах, где прием на работы трудящихся-мигрантов со По окончании пребывания в стране работы по найму работник-мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свое личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработной планы и иных выплат. • Государства работы по найму должны в случае необходи • В случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения • Работник-мигрант и члены его семьи имеют право в лю • В отношении трудящихся-мигрантов, которые получили
—предоставлять право свободного выбора деятельности при —ограничивать доступ трудящегося-мигранта к трудовой Конвенция ООН следующим образом решает вопрос о пребывании работника-мигранта в стране приема, если его трудовая деятельность по тем или иным причинам прекращается до истечения срока разрешения на пребывание в стране. Здесь предусмотрены два варианта. Работники-мигранты, которым разрешено свободно выбирать вид трудовой деятельности, не считаются утратившими постоянный статус или выданное им разрешение на жительство, если прекращают работу. Разрешение на жительство не аннулируется по крайней мере на протяжении срока, в течение которого они могут иметь право на получение пособия по безработице. Работники-мигранты, которым не разрешено выбирать трудовую деятельность, не теряют разрешения на жительство в случае прекращения этой деятельности до истечения срока разрешения на работу, за исключением случаев, когда в разрешении на жительство специально оговаривается конкретная трудовая деятельность, для занятия которой они были допущены. Такие работники имеют право на поиски другой работы по найму, на участие в общественных работах, на переподготовку в течение оставшегося периода действия их разрешения на работу. Конвенция предусматривает образование международного Комитета по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны регулярно предоставлять в этот Комитет доклады о выполнении своих обязательств. Комитет вправе рассматривать жалобы, в том числе индивидуальные, на нарушения государствами положений Конвенции. Глава 2 СТАНДАРТЫ МОТ § 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОТ И ЕЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наибольшее число нормативных положений, относящихся к труду, содержат устав и акты МОТ — организации, специально созданной для решения задач, связанных с трудом, главного центра международной нормативной деятельности по вопросам труда. МОТ имеет статус специализированного учреждения ООН, связанного с ней особым соглашением. Это соглашение признало за МОТ основную ответственность за деятельность в области международных трудовых и социальных проблем. Поскольку формирование международных трудовых стандартов — это прежде всего и главным образом результат деятельности МОТ, рассмотрим в самых общих чертах вопрос о структуре и об особенностях функционирования этой организации, о порядке принятия МОТ трудовых норм, механизме надзора и контроля за их соблюдением. МОТ была создана в 1919 г. как специализированное учреждение Лиги Наций — международной организации, образованной после окончания первой мировой войны. В настоящее время в МОТ входят 174 государства. СССР входил в МОТ с 1934 по 1940 г. и с 1954 г. Структура МОТ включает: Международную конференцию труда (Генеральную конференцию МОТ), Административный совет и Международное бюро труда (МБТ). Международная конференция труда собирается на сессии ежегодно. Это главный орган МОТ, включающий представителей всех государств—членов этой организации. Каждая делегация на Международную конференцию труда состоит из четырех человек: двух правительственных делегатов; одного делегата от работников, назначаемого по согласованию с наиболее представительными профсоюзами; одного делегата от предпринимателей, назначаемого по согласованию с наиболее представительными организациями предпринимателей. Каждый делегат голосует в индивидуальном порядке. С 1919 по 2000 г. состоялось 87 сессий Международной конференции труда (МКТ). Административный совет, избираемый на Международной конференции труда, состоит из 56 человек: 28 человек представляют правительства; 14 — предпринимателей и 14 — трудящихся. МБТ — постоянный секретариат МОТ во главе с Генеральным директором, назначаемым Административным советом. Персонал МБТ формируется Генеральным директором согласно правилам, утвержденным Административным советом. Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, т.е. формирование почти всех органов МОТ на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников по формуле 2+1 + 1 или 1+1 + 1. Идея трипартизма считается важным вкладом МОТ в социальную организацию и в социальную теорию. С помощью трипартизма правительство координирует и объединяет две силы, за которыми стоят два главных фактора производства: труд и капитал. Трипартизм препятствует принятию решений технократического характера и обеспечивает демократический контроль за деятельностью МОТ. Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций. Число их к 1999 г. достигло 370 (181 конвенция и 189 рекомендаций). Конвенции и рекомендации МОТ принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных сессиях МКТ. МБТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика различных стран. Каждая конвенция (рекомендация) обсужда- ется специальным комитетом, сформированным Конференцией, и должна быть одобрена большинством в 2/3 присутствующих делегатов. Хотя процедура обсуждения и принятия конвенций и рекомендаций одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны. Конвенция после ее ратификации обычно двумя государствами — членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее государства. В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ один раз в 2—5 лет в зависимости от важности конвенции доклады относительно принятых мер для эффективного применения ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязанность информировать по запросам Административного совета о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы. Конвенции МОТ содержат правила о порядке их денонсации. Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необходимый для совершенствования национального законодательства. Иными словами, рекомендация — источник информации и возможная модель для совершенствования национального законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенций, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании тех или иных международных норм. Рекомендация (как и конвенция) должна быть представлена правительством государства—члена МОТ на рассмотрение компетентных властей для придания рекомендации силы путем принятия закона или иным путем, при этом МОТ должна быть информирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем государства должны предоставлять в МОТ такую же информацию относительно реализации рекомендаций и нератифициро-ванных конвенций. В настоящее время в МОТ обсуждается воп-
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |