Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние разработки проблемы о праве на информацию




Легитимация права на информацию граждан в Рос­сийской Федерации имеет свою историю. В Конституции СССР 1977 г. и в Конституции РСФСР 1978 г. тема права на информацию самостоятельно не выделялась. Она была включена в систему политических прав и свобод. Конститу­ция РСФСР закрепляла свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Косвенно пра­во на информацию конституционно фиксировалось в связи с гарантиями прав на образование, пользование достиже­ниями культуры, участие в государственном управлении, внесение предложений в государственные и общественные органы об улучшении их деятельности. Кроме того, кон­ституционно охранялись права на тайну переписки, теле­фонные переговоры и телеграфные сообщения. Легитимное признание упомянутых гарантий права на информацию в СССР игнорировать нельзя.

Однако в полном объеме право на информацию было зафиксировано конституционно после принятия Верхов­ным советом РСФСР в 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина и включения этого текста в 1992 г. в Конституцию России. В ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. имеется специальная норма о праве на информацию, которая содержится в ч. 4 ст. 29. Она закрепляет, что «каждый имеет право свободно ис­кать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Здесь же зафик­сировано ограничение свободы относительно сведений, от­несенных к государственной тайне: «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется феде­ральным законом». В данной статье содержится еще одна норма — ч. 5 гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Важно обратить внимание на усиление демократической формы при конституционном оформлении права на инфор­мацию. Это прослеживается при сопоставлении формули­ровок трех исходных документов: Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Конституции Российской Федера­ции 1993 г.

Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится о свободе «искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государствен­ных границ» (ст. 19). В Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. сказано: «Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограни­чения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, ком­мерческой и государственной тайны, а также нравственно­сти. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом» (ст. 13).

Обратим внимание на перемещение слова «свободно» в тексте Конституции 1993 г. и на расширение состава пра­ва на информацию. В ч. 4 ст. 29 Конституции установлено: «Каждый имеет право свободно искать, получать, переда­вать, производить и распространять информацию любым законным способом». Речь теперь идет не только о свобод­ном распространении информации, что было зафиксирова­но в Декларации, но и о свободе всех компонентов права на информацию, которое раскрывается уже не через три элемента «искать, получать и распространять», а содержит и такие его формы, как «передавать, производить» (курсив наш — И. Б.).

Иные изменения в тексте Конституции, а именно указа­ние на другие виды информации с ограниченным доступом: личной, коммерческой тайны, кроме государственной тай­ны, и утрата ссылки на цель ограничения по признаку нрав­ственности — упростили текст конституционный, но потре­бовали в дальнейшем восполнять эти позиции через другие законы.

К настоящему времени проблема права на информацию в общем плане затронута многими законами РФ. Так, За­кон об информации одним из направлений регулирования определяет отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и рас­пространение информации (ст. 1). Напомним, что ряд принципов правового регулирования по этому закону фор­мулируется как «свобода поиска, получения, передачи, про­изводства и распространения информации любым закон­ным способом»; «открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправле­ния и свободный доступ к такой информации, кроме случа­ев, установленных федеральными законами», и др.

В силу ряда обстоятельств, специального федерального закона о праве на информацию граждан пока нет. Имеют место проекты на этот счет, но нет единства у законодате­ля и разработчиков этих проектов о точности ориентации на виды субъектов, о содержании права на информацию, о названии и содержании федерального закона.

Нет сомнений, что право на информацию реализуется буквально всеми видами субъектов: общественными, госу­дарственными структурами, юридическими и физическими лицами — все они участники правовых отношений. Речь идет о корректности и возможности создать один закон, в котором были бы предусмотрены общие и специфические условия реализации права на информацию всего разнообра­зия субъектов и многообразия их ролей в информационных процессах. Альтернативой являются законы многих госу­дарств, посвященные доступу к правительственной инфор­мации, обеспечивающие так называемую «прозрачность» власти при установлении многих ограничений в данной об­ласти. Это определяет акцент внимания на сужение переч­ня субъектов отношений и сужение «пространства» до ин­формации официальной.

Следует подчеркнуть, что субъективная сторона права на информацию является весьма важной, сложной и все­проникающей категорией и может быть обеспечена всем множеством законодательных актов. Однако целесообразно рассматривать вопрос об объекте правового регулирования в связи с правом на информацию и о решении данного во­проса в одном федеральном законе комплексно.

Предмет отношений в связи с реализацией права на ин­формацию собирательно обозначен как «информация».

Определений информации существует великое множество, ибо она исследуется в самых разных аспектах. Определе­ние информации философом юристу будет трудно облечь в правовую форму. Определение информации по призна­кам организационной формы (документ, произведение, изображение и т.п.), носителя (бумага, дискета, перфо­карта и т.п.), времени, пространства имеет свои особенно­сти. Но как предмет отношений людей и их ассоциаций информация должна получить однозначное определение, приближенное к стандарту. Понимая многообразие ин­формации прошлой, имеющейся в распоряжении челове­чества сегодня и открываемой в будущем, активное изме­нение форм ее хранения и распространения, законодатель должен подойти к установлению правового определения предмета отношений внимательно. Напомним, что этот вопрос уже рассмотрен в первых главах учебника и в гла­ве о правовом режиме информационных ресурсов как институте информационного права. Здесь об этом важно сказать, имея в виду его значение для определения объ­екта правового регулирования в области реализации права на информацию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.