КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право на информацию юридических лиц и других хозяйствующих организаций
Закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ относит к числу пользователей таких субъектов, как организации, являющиеся юридическими лицами, и общественные объединения. Судя но формуле «организации (юридические лица)», организации без статуса юридического лица к пользователям не относятся или приравниваются полностью к категории «гражданин (физическое лицо)». Специальной статьи о правах юридических лиц и иных организаций, включая и учреждения негосударственного сектора, в этом Законе нет. Однако ст. 13 все же содержит нормы, которые позволяют отнести их к этой категории субъектов-пользователей. Имеем в виду п. 3, 4 ч. 1 ст. 13. В них указано на необходимость размещения в сети Интернет информации: об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров РФ, и других мероприятиях органов публичной власти; о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, что, по нашему мнению, необходимо для принятия соответствующих решений организациями, имеющими отношение к данной проблеме. Еще один пункт этой статьи важен преимущественно для организации работы с информационными ресурсами. Это п. 5 ч. 1, в котором говорится об информации о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий. Институт права на информацию требует нормативного обеспечения права юридических лиц - различных хозяйственных и нехозяйствующих (коммерческих и некоммерческих) организаций. Сфера деятельности и правовой статус организаций, выступающих в качестве юридических лиц в процессе производства, участия в рыночном обороте, в коммерческой и финансовой области, определяет их права и обязанности в области производства, получения и использования информационных ресурсов. В ст. 8 Закона об информации установлено, что «организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности». Это в принципе правильно. Однако стоит обратить внимание на то, что эта норма не распространяется на хозяйствующие организации, не являющиеся юридическими лицами, а их в стране великое множество в числе малых форм предпринимательства. Здесь необходима координация с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Любая организация имеет право на получение информации по кругу своей деятельности от государственных органов. Эта информация связана с правилами образования организации (регистрационный, разрешительный, лицензионный порядок); с налаживанием своей собственной информационной (производственной) базы — технологии; с ведением деловой, служебной информации (учет, отчетность, отношения договорные, контрактные и т.п.); с обеспечением контрольной деятельности со стороны государства и предоставлением своей информации государственным органам по установленным правилам; с обеспечением безопасности своей деятельности — производственной и личной. Здесь прежде всего имеется в виду ознакомление с действующим законодательством, знание подзаконных нормативных, индивидуальных актов органов государства относительно конкретной сферы деятельности; знания экономические, технические, маркетинговые и т.д. Это проблема доступа и соблюдение правил открытости, платности или бесплатности информации для реализации определенной деятельности. Принятие Закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ в известной мере снимает эти вопросы, так как уравнивает права организаций и граждан в этом отношении. Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства впервые уделил внимание проблеме информационной поддержки этого сектора экономики. Инфраструктура информационной поддержки в данном случае должна выстраиваться на основе специальных федеральных, региональных и территориальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Она реализуется в разных формах информационного обеспечения, инновационных процессов на базе информационных технологий, в консультационной поддержке этой части хозяйствующих субъектов. Совсем мало внимания уделяется в научном и прикладном плане вопросам информационных прав и обязанностей крупных корпоративных организаций и различных холдингов, а также различных экономических и финансовых кластеров. Но именно на этом уровне могут быть заложены основы информационной поддержки предпринимательства на более низком уровне, основы так необходимой стандартизации в информационной сфере. Достаточно острым является вопрос о правах на информацию некоммерческих общественных неправительственных организаций, реализующих право на информацию и в форме их частных интересов, и в форме структур публичного права. Рассматривая проблему юридических лиц публичного права, В. Е. Чиркин уделил большое внимание этим формам организаций1. Таких организаций насчитывается более полумиллиона. И они принимают активное участие в информационном обеспечении своей собственной частной и публичной деятельности. Но еще большее значение имеет аспект деятельности таких организаций в качестве информирующих население по разным аспектам общественной и личной жизни граждан. Этот вопрос один из малоисследованных и требует внимания в правовом аспекте реализации права на информацию. Особое место в системе юридических лиц занимают те, деятельность которых ориентирована на непосредственное участие в процессах информатизации. Это информационная поддержка разработки программного продукта, его реализации, обеспечение услуг через системы связи или системы информации. Здесь важно правильно реализовать решения по организации, развитию и деятельности технопарков и специализированных информационных центров. О специализированной информационной деятельности и о правовом статусе субъектов этой сферы мы уже говорили. У таких организаций особый правовой статус и правила производства, генерации информации и информационных ресурсов. В их деятельности возникают и реализуются процессы, требующие специального правового регулирования. Но эта сторона дела затрагивает и права пользователя информацией. В секторе разработки и распространения программного продукта в настоящее время заняты сотни тысяч программистов и тысячи организаций-посредников. Этот участок требует особого внимания, ибо он связан с формированием технической основы информационного общества в России и его включения в мировое информационное пространство. Здесь не только правовые нормы, определяющие порядок деятельности, статус этих организаций, их права и ответственность. Здесь и масса стандартов и технических условий, связанных со стандартизацией продукции, установлением правил выхода на рынок и т.п. Стандарт — также форма ограничения права отдельного субъекта и всех вместе. Определение обязательности и необходимости стандартов в области информатики — задача закона. Проблемой является и регистрация информационного продукта. Не все производители и авторы понимают ее значение для защиты их прав при передаче, использовании продукта, при оценке объекта информационной системы, выдаче сертификата, при осуществлении функций хранения информации. При этом судьба баз данных, информационных систем, каталогов, картотек справочного характера, служебной и деловой информации, а также права собственника, владельца, пользователя такой информации остаются неурегулированными.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |