Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии приватизационного процесса




Статья 11 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» выделяет следующие стадии приватизационного про­цесса:

1) опубликование списка объектов, которые подлежат привати­зации, в изданиях государственных органов приватизации, местной прессе;

2) принятие решения о приватизации объекта на основании по­ данного заявления или исходя из заданий Государственной программы приватизации;

3) создание комиссии по приватизации;

4) опубликование информации о принятии решения о привати­зации объекта;

5) проведение аудиторской проверки финансовой отчетности приватизируемого предприятия (за исключением объектов малой приватизации);

6) утверждение плана приватизации или плана размещения акций ОАО, созданных в процессе приватизации и корпоратизации;

7) реализация плана приватизации (размещение акций).
Следует обратить внимание на то, что в зависимости от способа

приватизации и группы объекта процедура приватизации может изменяться. Например, комиссия по приватизации не создается и план приватизации не составляется при приватизации:

а) законсервированных объектов;

б) объектов незавершенного строительства;

в) имущества ликвидированных предприятий;

г) объектов малой приватизации;

д) акций (частей, паев), которые принадлежат государству в иму­ществе предприятий со смешанной формой собственности.

Однако указанный перечень стадий является типовым для боль­шинства приватизационных процедур.

Заявление о приватизации направляется в государственный орган приватизации по местонахождению приватизируемого объ­екта в письменной форме и в порядке, который устанавливается ФГИУ. Государственный орган приватизации в течение месяца рас­сматривает заявление, принимает решение о приватизации объекта и в пятидневный срок письменно сообщает об этом заявителю, адми­нистрации и трудовому коллективу приватизируемого предприятия, а также соответствующему органу исполнительной власти, уполно­моченному управлять этим имуществом. В случае отказа в привати­зации орган приватизации сообщает заявителю о причине отказа.

Отказ в приватизации возможен только в случаях, если:

а) лицо, которое подало заявление, не может быть признано по­купателем в соответствии с законодательством;

б) законодательством установлено ограничение относительно приватизации этого предприятия;

в) имущество в установленном порядке включено в перечень объектов (группы объектов), которые не подлежат привати­зации.

С момента принятия решения о приватизации функции управ­ления этим имуществом переходят к органу приватизации.

В течение месяца со дня принятия решения о приватизации объ­екта орган приватизации создает комиссию по приватизации объ­екта и устанавливает срок предоставления проекта плана привати­зации. Этот срок не должен превышать двух месяцев со дня утверж­дения состава комиссии.

В состав комиссии входят по принципу одинакового представи­тельства представители хозяйственного общества, трудового кол­лектива приватизируемого предприятия, иные лица (или их пред­ставители), которые подали заявление на приватизацию, предста­вители местных советов, финансовых органов, органа приватизации, Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, органа, уполномоченного управлять данным имуще­ством. Соответствующие органы и лица обязаны в пятидневный срок с момента получения сообщения о принятии решения о созда­нии комиссии делегировать в ее состав своих представителей. Если в указанный срок они не делегировали своих представителей в со­став комиссии, государственный орган приватизации имеет право утвердить ее состав без представителей этих органов. По решению комиссии к ее работе могут привлекаться эксперты, консультанты и другие специалисты, которые пользуются на ее заседаниях правом совещательного голоса. Для обеспечения гласности и прозрачности приватизации в работе комиссии по приватизации объекта могут участвовать народные депутаты Украины.

Задачами комиссии являются контроль за проведением инвента­ризации имущества объекта приватизации, оценки объекта, а также разработка, при необходимости, рекомендаций по его реорганизации. Основной задачей комиссии является разработка проекта плана при­ватизации объекта, который должен предусматривать:

а) сроки и способы приватизации;

б) начальную цену объекта приватизации (размер уставного фонда хозяйственного общества) и определенные формы пла­тежа;

в) размеры пакетов акций по направлениям их реализации;

г) обеспечение технологического единства производства, недо­пущение разрушения целостных имущественных комплексов, циклов, технологий;

д) порядок использования имущества, не подлежащего прива­тизации.

Определение начальной цены объекта приватизации осущест­вляется в соответствии с Методикой, утвержденной Кабинетом Министров, экспертным путем или способами, учитывающими по­тенциальную прибыльность. Общие критерии проведения эксперт­ных оценок и методики оценки определяются отдельным законом. Расходы, связанные с проведением аудиторских проверок, возме­щаются за счет приватизируемых предприятий.

Проект плана приватизации представляется комиссией на ут­верждение органа приватизации.

Если трудовой коллектив приватизируемого предприятия или иные покупатели не соглашаются с проектом плана приватизации, разработанным комиссией, они могут подготовить альтернативный вариант плана. Проект плана, разработанный комиссией, и альтер­нативный проект представляются на рассмотрение органа привати­зации, который в течение 10 дней обязан рассмотреть поданные проекты, утвердить план приватизации и довести его до заинтере­сованных лиц. Решение об утверждении плана может быть обжа­ловано в десятидневный срок в ФГИУ, Верховный Совет Автономной Республики Крым.

Деятельность комиссии прекращается после издания приказа об утверждении плана приватизации.

Следующей стадией является осуществление процедуры выкупа или проведение конкурса, аукциона (о них речь шла выше).

Право собственности на государственное имущество подтверж­дается договором купли-продажи, который заключается между покупателем и органом приватизации. Проект договора купли-про­дажи оформляет государственный орган приватизации. Договор включает:

• название объекта, его адрес;

• сведения о продавце и покупателе;

• окончательную цену продажи;

• взаимные обязательства продавца и покупателя;

• номера их расчетных счетов;

• названия и адреса банковских учреждений;

• условия внесения платежей.

В соответствии с условиями конкурса в договор включаются обязательства сторон, распространяющиеся на определенный срок, но не более чем на два года. Дополнительные условия к договору вносятся только по взаимному согласию сторон.

Относительно купли-продажи объектов приватизации применя­ются примерные и типовые договоры, что позволяет унифицировать их условия, обеспечить равенство прав и обязанностей продавцов и покупателей относительно разных по характеру объектов привати­зации.

При этом следует учитывать, что договор купли-продажи под­лежит нотариальному удостоверению, а договор купли-продажи объектов малой приватизации, кроме того, требует регистрации местным советом.

Средства, полученные от приватизации государственного имущества (кроме объектов, для которых предусмотрено отдель­ное распределение средств) направляются в Государственный бюджет Украины (93 %) и на выполнение Программы привати­зации (7%).

Средства, полученные от продажи объектов приватизации, в том числе группы Ж (кроме объектов незавершенного строительства), выделенных из балансов предприятий, направляются в Государ­ственный бюджет Украины (60 %), в счет возмещения расходов, связанных с приватизацией (10 %), и в пользу предприятия, на балансе которого находился объект (30 %).

Таким образом, стимулируется хозяйственное отношение пред­приятий, на балансе которых состоит приватизируемый объект. Если объект содержался балансодержателем в надлежащем состоянии, то цена продажи будет высока и он получит 30 % от стоимости продажи. С другой стороны, данное положение стимулирует к приобретению объекта самим балансодержателем, поскольку фактически такой объект обойдется ему на треть дешевле, чем иным покупателям.

Анализируя положения приватизационного законодательства, следует отметить, что законодатель действительно закрепляет га­рантии и устанавливает меры стимулирования конкурентоспособ­ной экономической среды, защищая при этом работников привати­зируемого объекта, арендаторов имущества и иных субъектов, ко­торые заинтересованы в приобретении данного имущества с целью его дальнейшего эффективного использования. А это главная за­дача, осуществлять которую призвана приватизация.

Среди хозяйственно-правовых мер ответственности и спо­собов защиты государственных интересов при нарушении за­конодательства о приватизации следует назвать применение штраф­ных санкций (например, за невыполнение условий приватизации объекта при выполнении инвестиционного проекта), о возможности признания недействительными договоров купли-продажи объектов приватизации (при нарушении законодательства о приватизации или прав покупателей), о расторжении договоров купли-продажи объектов приватизации (при неисполнении покупателем договор­ных обязательств). Данные институты применяются на основании Закона «О приватизации государственного имущества» и условий договоров купли-продажи объектов приватизации.

Кроме того, раздел VII Уголовного кодекса Украины («Преступ­ления в сфере хозяйственной деятельности») предусматривает не­сколько составов преступлений, позволяющих применить меры уго­ловной ответственности к правонарушителям в сфере приватизации.

В частности, уголовная ответственность установлена за занижение стоимости объекта приватизации, за использование поддельных приватизационных документов, за приватизацию имущества, не под­лежащего такому отчуждению, за приватизацию неполномочным лицом, за незаконную посредническую деятельность без получения разрешения ФГИУ (ст.ст. 233 и 234 УК Украины). Установлена так­же уголовная ответственность покупателя за дачу неправдивой ин­формации о происхождении средств для приватизации и иных до­кументов, за несоблюдение требований по дальнейшему использова­нию приватизированного объекта и иных обязательных условий приватизации (ст. 235 УК Украины). Последнее положение пред­ставляется действительно важным, поскольку ранее частыми были случаи перепрофилирования приватизированных предприятия без согласия и даже вопреки условиям договора купли-продажи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое приватизация?

2. Какова система актов законодательства Украины о при­ватизации государственного и коммунального имущества?

3. Дайте общую характеристику объектов и субъектов при­ватизации?

4. Для какой цели законодатель разграничивает различные группы объектов приватизации?

В чем состоит различие конкурентных и неконкурентных способов приватизации?

5. Каковы стадии приватизационного процесса?

6. Назовите составляющие договорных и финансовых отноше­ний приватизации.

7. Какие меры ответственности предусмотрены в законода­тельстве за нарушения в сфере приватизации?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.