КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии приватизационного процесса
Статья 11 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» выделяет следующие стадии приватизационного процесса: 1) опубликование списка объектов, которые подлежат приватизации, в изданиях государственных органов приватизации, местной прессе; 2) принятие решения о приватизации объекта на основании по данного заявления или исходя из заданий Государственной программы приватизации; 3) создание комиссии по приватизации; 4) опубликование информации о принятии решения о приватизации объекта; 5) проведение аудиторской проверки финансовой отчетности приватизируемого предприятия (за исключением объектов малой приватизации); 6) утверждение плана приватизации или плана размещения акций ОАО, созданных в процессе приватизации и корпоратизации; 7) реализация плана приватизации (размещение акций). приватизации и группы объекта процедура приватизации может изменяться. Например, комиссия по приватизации не создается и план приватизации не составляется при приватизации: а) законсервированных объектов; б) объектов незавершенного строительства; в) имущества ликвидированных предприятий; г) объектов малой приватизации; д) акций (частей, паев), которые принадлежат государству в имуществе предприятий со смешанной формой собственности. Однако указанный перечень стадий является типовым для большинства приватизационных процедур. Заявление о приватизации направляется в государственный орган приватизации по местонахождению приватизируемого объекта в письменной форме и в порядке, который устанавливается ФГИУ. Государственный орган приватизации в течение месяца рассматривает заявление, принимает решение о приватизации объекта и в пятидневный срок письменно сообщает об этом заявителю, администрации и трудовому коллективу приватизируемого предприятия, а также соответствующему органу исполнительной власти, уполномоченному управлять этим имуществом. В случае отказа в приватизации орган приватизации сообщает заявителю о причине отказа. Отказ в приватизации возможен только в случаях, если: а) лицо, которое подало заявление, не может быть признано покупателем в соответствии с законодательством; б) законодательством установлено ограничение относительно приватизации этого предприятия; в) имущество в установленном порядке включено в перечень объектов (группы объектов), которые не подлежат приватизации. С момента принятия решения о приватизации функции управления этим имуществом переходят к органу приватизации. В течение месяца со дня принятия решения о приватизации объекта орган приватизации создает комиссию по приватизации объекта и устанавливает срок предоставления проекта плана приватизации. Этот срок не должен превышать двух месяцев со дня утверждения состава комиссии. В состав комиссии входят по принципу одинакового представительства представители хозяйственного общества, трудового коллектива приватизируемого предприятия, иные лица (или их представители), которые подали заявление на приватизацию, представители местных советов, финансовых органов, органа приватизации, Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, органа, уполномоченного управлять данным имуществом. Соответствующие органы и лица обязаны в пятидневный срок с момента получения сообщения о принятии решения о создании комиссии делегировать в ее состав своих представителей. Если в указанный срок они не делегировали своих представителей в состав комиссии, государственный орган приватизации имеет право утвердить ее состав без представителей этих органов. По решению комиссии к ее работе могут привлекаться эксперты, консультанты и другие специалисты, которые пользуются на ее заседаниях правом совещательного голоса. Для обеспечения гласности и прозрачности приватизации в работе комиссии по приватизации объекта могут участвовать народные депутаты Украины. Задачами комиссии являются контроль за проведением инвентаризации имущества объекта приватизации, оценки объекта, а также разработка, при необходимости, рекомендаций по его реорганизации. Основной задачей комиссии является разработка проекта плана приватизации объекта, который должен предусматривать: а) сроки и способы приватизации; б) начальную цену объекта приватизации (размер уставного фонда хозяйственного общества) и определенные формы платежа; в) размеры пакетов акций по направлениям их реализации; г) обеспечение технологического единства производства, недопущение разрушения целостных имущественных комплексов, циклов, технологий; д) порядок использования имущества, не подлежащего приватизации. Определение начальной цены объекта приватизации осуществляется в соответствии с Методикой, утвержденной Кабинетом Министров, экспертным путем или способами, учитывающими потенциальную прибыльность. Общие критерии проведения экспертных оценок и методики оценки определяются отдельным законом. Расходы, связанные с проведением аудиторских проверок, возмещаются за счет приватизируемых предприятий. Проект плана приватизации представляется комиссией на утверждение органа приватизации. Если трудовой коллектив приватизируемого предприятия или иные покупатели не соглашаются с проектом плана приватизации, разработанным комиссией, они могут подготовить альтернативный вариант плана. Проект плана, разработанный комиссией, и альтернативный проект представляются на рассмотрение органа приватизации, который в течение 10 дней обязан рассмотреть поданные проекты, утвердить план приватизации и довести его до заинтересованных лиц. Решение об утверждении плана может быть обжаловано в десятидневный срок в ФГИУ, Верховный Совет Автономной Республики Крым. Деятельность комиссии прекращается после издания приказа об утверждении плана приватизации. Следующей стадией является осуществление процедуры выкупа или проведение конкурса, аукциона (о них речь шла выше). Право собственности на государственное имущество подтверждается договором купли-продажи, который заключается между покупателем и органом приватизации. Проект договора купли-продажи оформляет государственный орган приватизации. Договор включает: • название объекта, его адрес; • сведения о продавце и покупателе; • окончательную цену продажи; • взаимные обязательства продавца и покупателя; • номера их расчетных счетов; • названия и адреса банковских учреждений; • условия внесения платежей. В соответствии с условиями конкурса в договор включаются обязательства сторон, распространяющиеся на определенный срок, но не более чем на два года. Дополнительные условия к договору вносятся только по взаимному согласию сторон. Относительно купли-продажи объектов приватизации применяются примерные и типовые договоры, что позволяет унифицировать их условия, обеспечить равенство прав и обязанностей продавцов и покупателей относительно разных по характеру объектов приватизации. При этом следует учитывать, что договор купли-продажи подлежит нотариальному удостоверению, а договор купли-продажи объектов малой приватизации, кроме того, требует регистрации местным советом. Средства, полученные от приватизации государственного имущества (кроме объектов, для которых предусмотрено отдельное распределение средств) направляются в Государственный бюджет Украины (93 %) и на выполнение Программы приватизации (7%). Средства, полученные от продажи объектов приватизации, в том числе группы Ж (кроме объектов незавершенного строительства), выделенных из балансов предприятий, направляются в Государственный бюджет Украины (60 %), в счет возмещения расходов, связанных с приватизацией (10 %), и в пользу предприятия, на балансе которого находился объект (30 %). Таким образом, стимулируется хозяйственное отношение предприятий, на балансе которых состоит приватизируемый объект. Если объект содержался балансодержателем в надлежащем состоянии, то цена продажи будет высока и он получит 30 % от стоимости продажи. С другой стороны, данное положение стимулирует к приобретению объекта самим балансодержателем, поскольку фактически такой объект обойдется ему на треть дешевле, чем иным покупателям. Анализируя положения приватизационного законодательства, следует отметить, что законодатель действительно закрепляет гарантии и устанавливает меры стимулирования конкурентоспособной экономической среды, защищая при этом работников приватизируемого объекта, арендаторов имущества и иных субъектов, которые заинтересованы в приобретении данного имущества с целью его дальнейшего эффективного использования. А это главная задача, осуществлять которую призвана приватизация. Среди хозяйственно-правовых мер ответственности и способов защиты государственных интересов при нарушении законодательства о приватизации следует назвать применение штрафных санкций (например, за невыполнение условий приватизации объекта при выполнении инвестиционного проекта), о возможности признания недействительными договоров купли-продажи объектов приватизации (при нарушении законодательства о приватизации или прав покупателей), о расторжении договоров купли-продажи объектов приватизации (при неисполнении покупателем договорных обязательств). Данные институты применяются на основании Закона «О приватизации государственного имущества» и условий договоров купли-продажи объектов приватизации. Кроме того, раздел VII Уголовного кодекса Украины («Преступления в сфере хозяйственной деятельности») предусматривает несколько составов преступлений, позволяющих применить меры уголовной ответственности к правонарушителям в сфере приватизации. В частности, уголовная ответственность установлена за занижение стоимости объекта приватизации, за использование поддельных приватизационных документов, за приватизацию имущества, не подлежащего такому отчуждению, за приватизацию неполномочным лицом, за незаконную посредническую деятельность без получения разрешения ФГИУ (ст.ст. 233 и 234 УК Украины). Установлена также уголовная ответственность покупателя за дачу неправдивой информации о происхождении средств для приватизации и иных документов, за несоблюдение требований по дальнейшему использованию приватизированного объекта и иных обязательных условий приватизации (ст. 235 УК Украины). Последнее положение представляется действительно важным, поскольку ранее частыми были случаи перепрофилирования приватизированных предприятия без согласия и даже вопреки условиям договора купли-продажи. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое приватизация? 2. Какова система актов законодательства Украины о приватизации государственного и коммунального имущества? 3. Дайте общую характеристику объектов и субъектов приватизации? 4. Для какой цели законодатель разграничивает различные группы объектов приватизации? В чем состоит различие конкурентных и неконкурентных способов приватизации? 5. Каковы стадии приватизационного процесса? 6. Назовите составляющие договорных и финансовых отношений приватизации. 7. Какие меры ответственности предусмотрены в законодательстве за нарушения в сфере приватизации?
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |