КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Історичний процес і людські цінності
Особливості екзенстенціальної діалектики Екзистенціальнадіалектика - початок XIX ст. - К’єркегор. Його „якісна діалектика”, або „діалектика парадоксу”, відбивала суперечності екзистенціального мислення - мислення, яке не пускав примирення протилежностей. Несумісність скінченого і нескінченого. Породжує „парадокс”. Екзистенціальна діалектика є вкрай є ірраціоналістична, і у Яс перса вона протистоїть раціональному мисленню. Екзистенціальна діалектика фіксує увагу на суперечностях самого людського існування без вирішення їх, а тому набуває трагічності, що виявляється у негативнійдіалектиці. Адорно, Маркізе. В книзі Адорно „ негативна діалектика ” констатує тотальний антаганізм сучасного суспільства, в цьому пригнічується людська сутність. Відчуження має загальний характер і тому подолати його важко. „ Негативна діалектика ” - саморуйнування поняття, логічності, розумності, понятійного мислення, яке розпадається, як данина традиції Буржуазного Просвітництва. Філософ, православний богослов Флоренський запропонував діалектику „конкретного ідеалізму”. Висхідний пункт - ідея тотального антиномізму, яка тлумачиться як неминуче і внутрішньо зумовлена суперечливість буття і свідомості. Основна постанова „ конкретної діалектики ” - розхитати звичайні уявлення просвіт і ствердити точку зору на об’єкт і на думку про об’єкт як такі, що встановлюються („змінні”). Є верховна істина, що виправдовує існування і призначення діалектики. Ця істина постулюється не самого діалектичного, вона покладається актом релігійної віри як незаперечна догма. Гарантом її достовірності є християнсько-православна Церква.
Цінності – це узагальненні смисли. Смисли – це те, що існує незалежно від людини, але виявляє себе лише завдяки присутності людини, за умови певної ви будови людського буття, певної якості залученості людини до світу. Цінності виступають, як форми утримання і закріплення споріднених смислів – таких, які були б відповідні до якихось повторювальних життєвих ситуацій, а зрештою й таких, які б відповідали б загальній ситуації присутності людини в світі. Цінності виконують в людському бутті такі функції: форми утримання і закріплення споріднених смислів, для кожного є певна міра реалізації цінностей у наших вчинках, діях, переживаннях; 1) „поля взаємності”, грунт для поєднання індивідуальних людських світів, концентруючи в собі спорідненні смисли, вони виступають грунтом для інтеграції індивідуальних інтересів розгортання; 2) підвалини для розгортання певного світу; 3) „мотиви мотивів”, смислове обґрунтування цілей діяльності; цінності – виступають, як конкретизований мотив діяльності; 4) життєві та історичні орієнтири; цим зумовлюють смислову послідовність дій і думок; 5) певні зразки, канони смислотворення: якщо я сповідую добро, як найвищу цінність, то тоді в кожній життєвій ситуації я буду намагатися ствердити її відповідний смисл. Пов’язаність цінностей з життєвими смислами, через них з буттям здійснюється завдяки активності сумління, яка й виявляє остаточно єдність свідомого і неусвідомлюваного в межах свідомості. З іншого боку – від світу – пов’язаність цінностей з буттям здійснюється завдяки культурі: так буття повертається до себе і зберігає свою відкритість, готовність до смислового зростання. Цінності є ситуаційні і універсальні – які є грунтом для розгортанням світу понад конкретними ситуаціями (добро, свобода, істина, життя, користь). Найзагальніший спосіб практичного втілення цінності в бутті звернення їх на норми. Зміст цінності у формі вимог.
Інша форма практичного буття цінностей– символи (символ держави). Спосіб утілення цінностей через діяльність особистостей, котрі виступають для інших зразками. Головні способи обґрунтування цінностей: 1) міфологічний; 2) релігійно-містичний (одкровення); 3) функціонально-логічний (пояснення і доведення); 4) емоційно-образний; 5) життєво-практичний (особистий зразок, демонстрація цінностей на особистому прикладі). Вони є водночас і способами передачі, трансляції цінностей ГЕДОНИЗМ (от греч. hdouh — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия, что делает Гедонизм разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Гедонизм противоположен аскетизму. В Др. Греции одним из первых представителей Гедонихма в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств, удовольствия. В ином плане идеи Гедонизма получили развитие у Эпикура и его последователей, где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Гоббс, Локк, Гассенди, французике материалисты 18 в. в борьбе против религии понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Гедонизма получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее и этике — принцип истолкования и обоснования морали, счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Предпосылкой античного Эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Хотя Эвдемонизм возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном смысле противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармоничное удовольствие (Аристотель), а результат преодоления стремления к чувств наслаждениям путём самоограничения, упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам и достигаемая при этом свобода от внешней необходимости и превратностей судьбы; это разумность, тождественная подлинной добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье зависит не от внешних обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм характеризует внутреннюю свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет только то, что зависит от его отношения к внешним обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
В новое время этот идеал внутренней свободы развивали многие философы, в особенности Спиноза, который с исключит, остротой поставил антитезу разумного познания и чувств, страстей и выдвинул чисто интеллектуальное понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу»). АСКЕТИЗМ (от греч. aschthV — упражняющийся в чём-либо, а также отшельник, монах), ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической. боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью Аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, обретение «сверхъестественных способностей» йога), в христианстве — соучастие в «страданиях» Христа и т. д. Нередкий мотив Аскетизма - отказ от пользования привилегиями в условиях общественного, неравенства (толстовство и др.). Аскетизм представляет собой одну из характерных черт ранних крестьянских движений.
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода): 1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев английской либеральной буржуазии. Бентам, основоположник Утилитаризма, считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и неисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд. лиц Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. С. Милль попытался сгладить эгоистические моменты этики Утилитаризма. и пришёл в итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |