КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпистемологические проблемы
Четвернин В.А.
К эпистемологяческим проблемам относятся проблемы способа и- метода познания естественного права. Эти вопросы не имеют самостоятельного значения в тех концепциях, В которых естественное право выво-дится в качестве формальных принципов из разума человека, и особенно актуальны в концепциях, претендующих на объяснение происхождения содержательных норм или конкретных юридических требований, источник которых усматривается вне индивидуального разума или сознания. Вопрос о способе познания сводится главным образом к дилемме: рационализм или иррационализм в познания естественного права. Гносеологический иррационализм связан не только с методологическими предпосылками определенных концепций, но и с тенденцией увязывания содержания естественноправовых требований с содержанием конкретного дела, индивидуального правоотношения, где для принятия юридического решения необходимы якобы интуиция, переживание ситуации, психически бессознательная мотивация и т. п. Рациональный же анализ нередко считается «ограниченным». Например, распространено утверждение, что естественноправовые начала содержатся в законе, но разум «недостаточенч для извлечения справедливости из юридической нормы и что познание естественного права осуществляете^ в процессе правоприменительпой деятельности посредством совести. Последняя характеризуется как «специальный орган автоматически инстинктивного управления поведением», действующий аналогично компьютеру. X. Хубман объяснял недостаточность рационализма тем, что посредством разума можно якобы обнаружить или признать лишь само по себе существование объективных и абсолютных первооснов естественного права, существование «царства правовых ценностей». Но в конкретной ситуации реализации и взаимодействия правовых ценностей, где возникает конкретное естественное право, «взвешивание» ценностей становится якобы бесконечно сложным для разума. «И тем не менее все люди, в том числе неопытные и бездарные, должны находить этическое решение в сложных ситуациях, должны без знания законов посту-тать по праву», что возможно лишь на иррациональ-ной основе. Согласно X. Хубману, благодаря правовому чув-ству, которым человек наделен от природы, в сознании отражается ценностное содержание самой сложной са-туации. Когда правовое чувство реагирует на конкретные обстоятельства правоотношения, то не только ценности, как таковые, но и их иерархия, соотношение их «уровней» и «силы» непосредственно постигается чувством. Самое же «чудесное» свойство правового чувства состоит в том, что оно спонтанно и почти моментально «взвешивает» ценностное содержание ситуации. Результат такого «взвешивания» — не субъективная оценка, а объективное естественное право. Если же познаваемые в конкретной ситуации правовые ценности пытаться переводить посредством рациональных мыслительных операций в нормативные установления; то правопорядок все равно окажется дефектным, нуждающимся в постоянной корректировке. Обращаясь к проблеме «взвешивания» судьей ценностей в конкретном деле, X. Хубман затрагивает~не вымышленную проблему. Действительно, «взвешивание» ценностей может показаться «бесконечно сложным», например в отдельных случаях юридической квалификации действий а состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Однако наука не может допускать интуитивного, психически бессознательного познания правомерпости действий в таких ситуациях. Наука исходит из того, что, как бы ни были сложны фактические обстоятельства конкретной ситуации, юридическое решение может быть вынесено лишь на основе тщательного рационального «взвешивания» сталкивающихся ценностей и на основе нормы, закона. Напротив, в буржуазной философии права поворот от рационализма в познании права к иррационализму демонстрирует тенденцию к принижению значения нормы как основы решения в сравнении с решением, «имманентным самому делу», к чрезмерно широкой трактовке—подзаконности—судейской—деятельности. В частности, эта тенденция выражается в так называемой «интуитивно-когнитивной модели» принятия юридических решении в соответствии с которой судья вначале оценивает дело «в первом приближении», руководствуясь иррациональным правовым чувством, а затем уже прибегает к рациональному обоснованию справедливости посредством нормы закона. Поэтому правовое чувство, субъективное и эмоциональное в своем происхождении, якобы претендует на рациональность и интерсубъективнуго доказуемость, а судья воспринимает свое правовое чувство как требование справедливости рационально обоснованных суждений о праве. Наиболее «воинствующими» сторонниками рационализма в познании естественного права до недавнего времени были представители неотомистской доктрины. Однако в действительности их рационализм является существенно ограниченным. Так, на Зальцбургском симпозиуме (1962 г.), посвященном проблемам естественного права, в ответ на утверждение Г. Кельзена, что доктрина, основанная на идее бога, не может не отрицать приоритета рационального познания, католические ученые возражали, что естественным правом эни именуют лишь то, что доступно философско-рациональному познанию: естественное право познается, как я существование бога, чисто рациональным путем, т. е. не через откровение илиСвященное Писание, «но посредством правильно функционирующего рассудка». Такой «рационализм» аналогичен «философскому доказательству бытия бога», в котором сначала на основе веры постулируется, что если бы философским путем нельзя было доказать его бытие, то это противоречило бы вере в бога. Постижение божественного в человеческой природе — вот сущность клерикального рационализма. Тенденция к ограничению рационализма прослеживается и в вопросах происхождения знания о естественном праве. Например, И. Месснер предостерегал от переоценки возможностей человеческого разума как источника естественного права и связывал возникновение у субъекта представлений о правовых принципах со сферой жизненного опыта, в которой происходит удовлетворение трансцендентно обусловленных потребностей человека. Действующие субъект рационально познает содержание естественного права, подчеркивал И. Месснер, но этому предшествует переживание элементарных принципов в процессе семейного общения, в самом начале общественной жизни человека. В семье человек психически и духовно становится полноценной личностью, узнает принципы организации своего общественного бытия, а затем уже «рефлективный разум» фиксирует, что и в большей, чем семья, общности полноценное человеческое существование обеспечивается этими принципами. В этом смысле происхождение естественного права является эмпирическим, хотя и не чисто апостериорным ". Приведенная схема возникновения у человека представлений о правовых принципах общения используется в попытках секуляризации христианско-персона-листской концепции естественного права на основе апелляции к императивам разума и требованию общего блага. Например, по мнению X. Райнера, необходимо более дифференцированное описание процесса познания в социально-психологическом плане, а именно подрастающий человек, во-первых, постигает в семье на основе опыта социальный порядок, который содержит в себе черты признания прав членов семьи и в котором все индивидуальные правовые притязания, вырастающие из естественных влечений человека, взаимно ограничиваются ради общего блага семьи. В эмпирическом поанании играют роль поучения и требования родителей и непосредственное восприятие того, как поддерживается порядок и как его сохранение способствует реализации потребностей. Очень скоро этот опыт выходит за пределы семейного круга. Во-вторых, подрастающий человек постоянно стоит перед необходимостью самому приспосабливаться к требованиям данного порядка или же противопоставить ему себя. При этом он постигает выгодность и невыгодность последствий и учится понимать, что, по меньшей мере, в его собственных интересах порядок не нарушать. Но, в-третьих, он может также понять, что включение в этот порядок правильно и уместно, поскольку он пользуется преимуществами упорядоченного общения, а поэтому признать справедливость перенесения на, себя всех ограничений и запретов, делающих возможным сам порядок. При этом понятие справедливого входит в его жизнь как основное моральное понятие. В-четвертых, человек приходит к тому, чтобы и от других требовать исполнения норм такого порядка. Здесь возникают ситуации, когда он вынужден требовать этого по причине жизненной необходимости. Поэтому, в-пятых, когда он предъявляет подобные требования партнеру, то признает соответствующие нормы действительными и обязательными для обеих сторон ". Лишь путем таких выдвигаемых в конкретных случаях требований и вытекающего из этих случаев признания собственных обязанностей возникают нормы поведения, имеющие характер строгой, «категорической» обязательности, который свойствен праву и отличает эти нормы от моральных требований. Фактически здесь лишь конкретизируется мессне-ровская схема в том плане, что если у И. Месснера принципы порядка уже покоятся на божественном авторитете, то X. Райнер только еще пытается доказать их обязательность. Смысл же обеих схем состоит в том, что рациональное познание справедливости или несправедливости действующего социального порядка считается возможным лишь после того, как происходит моральное и отчасти психически бессознательное усвоение человеком основ этого порядка как данного и необходимого. Вопрос о методе познания естественного права связан главным образом с проблемой «научности» познания, трактуемой в духе позитивистского противопоставления науки и идеологии. Сторонники юридического неопозитивизма обвиняют естественноправовую, доктрину в отсутствии научного метода познания, вследствие чего естественное право должно рассматриваться как продукт религиозной веры или определенной идеологии. Сторонники же естественного права либо отрицают подобную постановку вопроса о «научности», противопоставляя философское познание обыденному представлению о справедливости, либо провозглашают единственно научным феноменологический метод получения знаний о праве, дающий объективное знание, а не этические пожелания. На Зальцбургском симпозиуме католические ученые отмечали, что за исключением основных очевидных принципов лознание естественного права достигается лишь в результате глубокого философского исследования. Однако здесь имелась в виду скорее не «научность» познания, а элитарный момент: «Естественное право... не для ограниченных людей, а для тех, кто способен мыслить»". При этом делалась оговорка, что приведенный тезис нельзя в буквальном смысле применять к правам человека, например отрицать всеобщее равное избирательное право из-за того, что люди наделены интеллектуальными способностями в различной мере. Также высказывалась мысль, имеющая политическую подоплеку: для того чтобы человек мог реализовать свои естественные права, важны пе способности, а его «правильная ориентация», в связи с чем приобретает значение идеологическая обработка масс. Элитарные же положения объяснялись устройством общества, основанного на разделении труда: «... те, кто занимаешься политикой, способны к познанию естественного права, а те, кто доит коров, — нет»". Каков результат попыток доказательства научной познаваемости естественного права? Представляется, что речь должна идти о мистификации, а не о научном объяснении сущности правовых явлений. Все усилия сводятся к доказательству того, что естественное право не является продуктом идеологических установок или субъективных, интерсубъективно недоказуемых оценок. Но одновременно обнаруживается неспособность юс-натурализма к научному объяснению дозаконотвор-ческих предпосылок права и его сущности, являющаяся результатом гносеологического идеализма. Доказывается, что буржуазной философии права не обойтись без понятия естественного права, но, что оно представляет собой в эпистемологическом аспекте, остается рационально-теоретически недоказуемым. В рамках идеалистического правопонимания остается только верить, что естественное право существует. «Скептицизм относительно возможности познания исторического развития общего права выражен в наши дни неудачным термином..эффект Галилея" — единственное, что мы можем сказать об общем праве, — это то, что оно развивается, изменяется (оно все же движется!), но нам не постижимо, как это совершается. Если считать основой правильного общественного строя и права его согласие с законами природы, то это значит, что и сами общество и право должны быть разумными, потому что природа сама по себе разумна и постигается разумом....Для понимания и раскрытия законов общества следует в таком случае переложить на него методы познания природы». В действительности же наблюдается повышение интереса к механизмам иррационального познания естественности в праве. (Четвернин В.А. Современные концепции естественногго права. – М., 1988).
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |