КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творческий путь. Курт Вайль родился 2 марта 1900 года в провинциальном немецком городке Дессау, в семье синагогального кантора
Курт Вайль родился 2 марта 1900 года в провинциальном немецком городке Дессау, в семье синагогального кантора. Его отец был строго верующим человеком и образованным музыкантом, сочинителем духовных песнопений. Вряд ли он мог предположить, что сыну предстоит роль современного Оффенбаха, одного из популярнейших мелодистов XX века. Очень рано Курт стал обучаться игре на фортепиано. Едва достигнув восемнадцати лет, поступил в берлинскую Высшую школу музыки, где учился композиции под руководством Э. Хумпердинка, автора широко известной оперы «Гензель и Гретель». В классе дирижирования Вайль приобщился к жанру оперы и уже с девятнадцатилетнего возраста стал работать вторым дирижером в провинциальных музыкальных театрах. Решающую роль в творческом формировании Вайля сыграла его последующая трехлетняя учеба у Ферруччо Бузони -пианиста, композитора, ученого, одного из проницательных музыкантов-мыслителей. Вайль воспринял от своего учителя принципы, ведущие к отказу от ультрасимфонизированной оперы вагнеровского типа, к воскрешению в опере ведущей роли вокальной мелодии. Но прежде, чем прийти к идее «новой простоты», Вайль отдает дань стилистическим новшествам, характерным для германского экспрессионизма первой половины 20-х годов. Следуя утвердившейся тогда традиции, он создает ряд инструментальных и камерно-вокальных опусов в агрессивной атональной манере. Таковы его одночастная Симфония (1921), Струнный квартет (1923), Дивертисмент для камерного оркестра и мужского хора (1922), вокальные циклы на стихи Рильке и средневековых поэтов. Наибольший резонанс в те годы имел его Скрипичный концерт (1926), неоднократно исполнявшийся на международных фестивалях. Несоответствие сложной сольной партии и партии оркестра (из одних духовых), сопоставление «общих форм движения» с элементами неоклассицистской стилизации – все это было типичным для тогдашних вкусов немецкой композиторской молодежи. В те годы молодой Вайль примкнул к левой «Ноябрьской группе». Разочаровавшись в привычных формах «чистой музыки», он стал все чаще обращаться к музыкально-сценическим РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Гуревич Е. Сатирический музыкальный театр Брехта — Вайля // Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1975. Вып. 14. Леонтьева О. Курт Вайль // Советская музыка. 1963. № 1. Луначарский А. «На три гроша» К. Вайля // Вечерняя Москва. 1928. 24 сентября. Малкиель М. Об антибуржуазных тенденциях в литературно-публицистическом наследии К. Вайля // Кризис буржуазной культуры и музыка. Л., 1983. Вып. 5. Нестьев И. История одного содружества (Брехт и Вайль) // Из истории музыки социалистических стран. М., 1975. Третьяков С. Люди одного костра. М., 1962. Ханс ЭЙСЛЕР (1898—1962) Среди виднейших композиторов Германии особую роль сыграл Ханс Эйслер, создатель всемирно известных массово-политических песен революционного содержания. В содружестве с Брехтом и другими литераторами левого направления он выступал как убежденный художник-публицист, боровшийся средствами своего искусства против социального гнета, милитаризма и фашистской реакции. В перечне разнообразнейших сочинений Эйслера – более шестисот названий, в том числе песни, зонги, баллады, кантаты, симфонии, камерные пьесы. Им написана музыка к четырем десяткам кинофильмов и такое же количество партитур для драматических спектаклей. Наряду с этим он создавал сатирические куплеты для эстрады и фортепианные пьесы для детей, обработки народных песен. В его сочинениях представлены очень разные стилистические решения, не скованные никакими догматическими ограничениями. «Музыкальный язык Эйслера, – писал один из исследователей, – соединяет тематическую работу, типичную для классиков, двенадцатитоновые серии, унаследованные от его учителя Шёнберга, элементы джаза, тональность, атональность и преобразует все эти средства, ставя их на службу собственным выразительным задачам». Эйслера ценят не только как пропагандиста политических идей, но и как художника-новатора, обогатившего содержание и стиль современной музыки. Это признавали и те видные деятели искусства, которые не разделяли его политических взглядов, – например, Арнольд Шёнберг, называвший его имя в числе своих наиболее прославленных учеников наряду с именами А. Берга и А. Веберна. В Советском Союзе музыка Эйслера завоевала популярность еще в 30-е годы, когда многие люди с энтузиазмом восприняли его песни «Коминтерн» («Заводы, вставайте...»), «Красный Веддинг», Песня солидарности, звучавшие как живой голос борющегося рабочего класса Германии. Стиль Эйслера послужил образцом для многих советских песен-маршей на революционные и антифашистские темы. И однако же было бы ошибочным судить о нем лишь как о песеннике, ограничившем свое искусство чисто пропагандистскими целями. Чтобы постичь многогранный облик этого универсального художника, необходимо обратиться и к монументальной Немецкой симфонии, и к драме «Мать», и к антифашистским камерным кантатам 1935 года, и ко многим другим сочинениям симфонического или ораториального жанров. Личность Ханса Эйслера привлекает своей активной жизненной позицией. Его встречали в рядах защитников республиканской Испании; он успешно сотрудничал с пролетарскими агитбригадами, рождавшимися в Германии 20-х годов. Его неразрывная связь с современностью не прерывалась на протяжении более чем сорокалетнего творческого пути. Биографы разделяют творчество Эйслера на четыре периода: ранний, венский (до 1925 года), второй – вероятно, самый интенсивный и богатый, – берлинский период (1925—1933), третий – годы изгнания (1933—1948) и послевоенный, четвертый, представленный его последними сочинениями (1949—1962).
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |