КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поздний периодБ. Акт 1, картина l A. Акт 1, картина 1 В произведениях последнего периода (особенно в 60-е годы) ясно выявляются две противоположные тенденции: к укрупнению масштабов, расширению исполнительского аппарата, совмещению нескольких параллельных драматургических планов или уровней формы и, напротив, к сжатию масштабов, лаконизму, концентрации всех средств выразительности. Первая тенденция ярко проявилась в Виолончельной симфонии (1963) – одной из самых значительных оркестровых работ композитора и самой масштабной композиции среди его инструментальных концертов. Избранный автором симфонизированный тип концертного жанра свидетельствует о концепционности замысла. Бриттен стремится укрупнить членение цикла в слушательском восприятии. Первые три части схожи выдержанностью сумрачного колорита, нагнетанием драматизма и благодаря этому словно объединены; им противопоставлен финал (пассакалья), открытая непосредственность музыки которого мгновенно снимает властвовавшее в предшествующих частях напряжение. Виолончельной симфонии предшествовала Соната для виолончели и фортепиано (1961), а после нее были созданы три сольные виолончельные сюиты. Из них Вторая (1967) драматургией цикла и характером музыки частей более походит на сонатный цикл. Первая ее часть обнажает конфликт; вторая и третья части сближены, поскольку обе выступают в функции скерцо; в четвертой части сосредоточено лирико-философское начало; финал дает разрешение конфликта, заявленного в первой части. В Первой виолончельной сюите (1965) использован оригинальный принцип объединения цикла. Из ее девяти миниатюрных частей первая, четвертая и седьмая представляют собой экспозицию и два варьированных проведения основной темы. Этот вариационный цикл пронизывает сюиту. Тема, чередуясь с жанровыми эпизодами, выступает также и в функции рефрена рондо. Аналогично построен вокальный цикл «Песни и пословицы Уильяма Блейка» (1965): семь интерлюдий (из «Пословиц Ада») служат вариационно развивающимся рефреном, а между его проведениями располагаются песни (из «Песен Невинности»), ариозный и песенный склад которых контрастирует речитативам интерлюдий. Стремление к лаконизму и концентрации средств выразительности обусловило важнейшую тенденцию бриттеновского позднего стиля – к миниатюризации. На разных этапах эволюции европейской музыки (условно говоря, от Шумана до Шёнберга) в жанре миниатюры проявляли себя качественно новые способы отражения действительности. Кульминацией этой тенденции в творчестве Бриттена можно считать три оперы-притчи, предназначенные для исполнения в церкви: «Река Кэрлью» (1964), «Пещное действо» (1966) и «Блудный сын» (1968). В феврале 1956 года в поездке по Японии Бриттен увидел представление театра Но, одной из традиционных разновидностей японского театра. Впечатление от спектакля, стиля актерской игры, музыки, масок врезалось в сознание. Мощность импульса объяснима творческой эволюцией самого композитора: искомый им идеал лаконичного по форме произведения, концентрированно и потому сильно выражающего чувство и духовность мысли, явился ему во плоти. Театр Но не раз вдохновлял крупнейших европейских деятелей театральной культуры (Б. Брехта, Г. Крэга, У. Б. Иейтса) в их реформаторских исканиях. В своих притчах композитор соприкасается с одной из важнейших линий современного искусства, на английской почве нашедшей воплощение в романах У. Голдинга, в драматургии Т. С. Элиота, У. Б. Иейтса. Композитор хотел придать притче характер ритуального действа. Именно так решены три его следующие оперы: «Река Кэpлью», в основе которой лежит переработанный вариант японской пьесы XIX века «Река Сумида» о поисках безумной женщиной похищенного сына и об обретении ею душевного покоя на его могиле; «Пещное действо», построенное на популярном в средние века в Западной Европе и в России представлении эпизода из Ветхого Завета, и «Блудный сын» по распространенной в европейском искусстве притче из Нового Завета. Традиции театра Но Бриттен преломляет сквозь призму европейского средневекового миракля, стремясь воспроизвести синтетичность обеих разновидностей театра. Аллегорической трактовкой персонажей и событий и семантикой музыкального языка он укореняет свои притчи в исполненном символикой искусстве далекого прошлого. Дабы вызвать к жизни атмосферу дооперной театральной практики и средневековых представлений, Бриттен предназначает свои три, по сути, одноактные оперы для показа в церкви, подчиняя непривычное для европейской аудитории XX века зрелище нравственно-дидактической концепции произведения. Сюжет притчи разыгрывается в «центральном действии», которое обрамлено выходом и уходом торжественной процессии артистов, одетых монахами и предводительствуемых Аббатом, прислужниками и мирянами (семь инструменталистов). Обращение Аббата к аудитории с дидактическим наставлением сопровождается в начале произведения переодеванием и превращением монахов в артистов, а в конце – артистов в монахов. Здесь налицо двойное остранение, двойная сценическая условность, являющаяся самобытной чертой бриттеновских притч. В притчах есть пассионные черты. Прежде всего, в них культивируется эмоционально-психологическая сфера страдания и сострадания. Эпический тон и статуарность преобладают. Функции хора могут быть сравнимы с функциями turbae (хоров толпы) и мадригальных хоров в пассионах. Бриттен упрочивает такую ассоциацию: хоры типа мадригальных даны в гомофонно-гармонической фактуре, типа turbae – в имитационно-полифонической. В оригинальном жанровом сплаве притч значительна роль и собственно оперных принципов. Персонажи выступают не только символами (в «Реке Кэрлью», например, аллегорическим воплощением Страдания является Безумная Мать, Рока -
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |