Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная аттракция - это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты




Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, то есть более новая информация о нем. Эффект первичности возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты проявляются вследствие того, что определенный порядок предъявления информации о человеке имеет большое знание для того, чтобы составить представление о нем.

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном положительные моменты, а отрицательные недооцениваются. Если же общее впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают воспринимающие партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей (слово каузальный означает причинный, атрибуция - это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия).

Каузальная атрибуция. Познавая друг друга, люди не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся выяснить причины поведения партнеров по общению, их личностные качества. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдений, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнеру по общению. Такая интерпретация причин поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

В межличностном общении могут обнаруживаться неточности социальной перцепции, связанные с восприятием руководителями людей, стоящих на более низком уровне иерархической лестницы. К таким неточностям (особенностям восприятия руководителем подчиненных) можно отнести перенесение общего впечатления о подчиненном на оценку его отдельных характеристик, деловых и личностных качеств. К примеру, позитивно оценив некоторые личностные качества молодого человека (внешнюю привлекательность, скромность, жизнерадостность, широту кругозора и др.), руководитель полагает, что и его деловые качества (трудолюбие, организованность, исполнительность, профессиональная грамотность) также можно оценить достаточно высоко. И руководитель принимает необоснованное решение о перестановке кадров. Такое перенесение общего впечатления о человеке на оценку его деловых и личностных качеств называется генерализацией.

На рисунке 6 точками К1, К2, Копт. Отмечены количественные оценки точности межличностного восприятия. При меньшей точности восприятия (К1) успешность деятельности будет соответствовать значению У1. Эта успешность слишком мала. При достаточно большой точности (К2) успешность деятельности несколько повышается, однако не достигает больших значений. И только при каком-то среднем значении точности межличностного восприятия (Коп.) успешность деятельности будет наивысшей (Умакс.).

Межличностное восприятие может быть неполным, поверхностным, что обусловливается недостатком информации о социальном объекте (субъекте) или недостатком времени на изучение этого объекта (индивида, группы). В других случаях восприятие бывает полным, достаточно точным, всеобъемлющим, однако требует много времени на переработку всей информации о данном человеке (группе), на изучение его психологических особенностей, деловых и личностных качеств. Оказалось, что слишком низкая точность, как и слишком высокая точность социальной перцепции сопровождается меньшей успешностью деятельности. Это отражено на графике

Другая особенность социальной перцепции связана с влиянием, которое оказывает маргинальный статус руководителя на взаимоотношения в группе. Многое здесь зависит от того, ориентирован ли руководитель на требования вышестоящих организаций или в большей степени на управляемую группу (подчиненных). Очевидно, что при прочих равных условия тип руководителя, ориентированного на управляемую группу, предпочтительнее по сравнению с типом руководителя, ориентированного на вышестоящие организации (инстанции).

Важнейшей особенностью социальной перцепции является тесная взаимосвязь познавательных процессов с эмоциональными проявлениями. В социальной психологии изучение социальной перцепции связано с исследованием влияния субъекта управления на регуляцию поведения и деятельности воспринимаемого индивида или воспринимаемой группы (групп).

Таким образом, в социальной перцепции объектом изучения является фактически субъект, который не безразличен к воспринимающему, оказывает на него определенное воздействие и при этом трансформирует представление о самом себе.

В деятельности руководителя, то есть субъекта управления, в поле зрения попадают чаще всего субъекты — личности во всем своем многообразии, противоречивости своих свойств, признаков, состояний и убеждений.

Восприятие всецело зависит от знаний и прошлого опыта, профессиональных интересов, психических состояний, убеждений и мировоззрения субъекта управления,

Восприятие здесь неразрывно связано со всеми другими когнитивными процессами, и прежде всего с памятью и мышлением;

следовательно, восприятию здесь присущ апперцептивный характер, то есть оно зависит от прошлого опыта, общего содержания профессиональной деятельности и

индивидуальных особенностей субъектов управления;

Социальную перцепцию принято подразделять на виды: индивидуальная перцепция (восприятие человека человеком), восприятие человеком группы, самовосприятие человека в группе, межличностное групповое восприятие

Если учесть, что процесс межличностного восприятия распространяется не только на членов своей группы (групп), но и на членов «чужой» группы (групп), то видов социальной перцепции можно насчитать гораздо больше. Кроме того, социальная перцепция дополняется делением ее видов по вертикали и горизонтали, поэтому различают соответственно субординационную и координационную ветви социальной перцепции. Субординационная ветвь может быть представлена субъектами управления, которые стоят на различных уровнях иерархической лестницы. Например, руководитель предприятия — начальники цехов — бригадиры — рабочие. В координационной ветви чаще всего выступают специалисты одного из управленческих уровней иерархии. К примеру, бригадиры, координационная деятельность которых проходит на одном управленческом уровне иерархии.

У такого руководителя (первого типа), как правило, хорошие взаимоотношения с коллегами, стоящими на одной и той же ступени иерархической лестницы, культурные взаимоотношения у него и с работниками, стоящими на более низкой ступени иерархической лестницы, в коллективе обычно здоровая морально-психологическая атмосфера: люди убеждаются, что о них заботятся, стараются по возможности учитывать их запросы и интересы. Подчиненные в свою очередь платят тем же, это сказывается на повышении эффективности деятельности организации или предприятия в целом.

Рис.6 Оптимум точности социальной перцепции

Описанное выше обстоятельство необходимо учитывать в практике отбора и расстановки кадров. Изучение деловых и личностных качеств специалистов, отбираемых на вакантные должности, должно соответствовать оптимуму точности социальной перцепции. Плохо, когда специалисты недостаточно изучены, не проверены их деловые и личностные качества, организаторские и коммуникативные способности. Однако и задержка в изучении индивидуально-психологических особен­ностей, деловых и личностных качеств людей с целью достижения максимальной точности социальной перцепции не способствует успехам в деятельности. Должен соблюдаться принцип оптимума.

Другими особенностями восприятия руководителем своих подчиненных могут быть:

• завышение оценок тех подчиненных, которые поддерживают руководителя или высказывают мнения, схожие с его мнениями;

• занижение оценок подчиненных, которые не поддерживают руководителя или высказывают суждения, противоречащие его мнению;

• блокировка информации, поступающей к руководителю от тех, кто ранее получил от него негативные оценки.

Устранение генерализации и других неточностей в социальной перцепции или значительное ослабление их может быть достигнуто за счет хороших знаний основ психологии общения, особенностей вербальной и невербальной коммуникации, механизмов и эффектов межличностного восприятия (каузальной атрибуции, «ореола», новизны и первичности и др.). Рассмотрим основные эффекты межличностного восприятия.

На основе изучения проблем, связанных с каузальной атрибуцией, исследователи сделали вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия. Показательно, что одни люди склонны в процессе межличностного восприятия в большей мере фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для «приписывания» (Андреева Г. М. Социальная психология. Раздел II, — М., 2002.).

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна роль приписывания при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева [5].

Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на представленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствуют о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости «идти до конца» в преступлении и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок. - о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Ключевым здесь является слово стереотип — упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления делать выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции: поддержание идентификации и оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам. Особенно распространены так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп делаются предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум разным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например: «все бухгалтеры -педанты», «все учителя — назидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 2948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.