КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7 1 страница
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ИНТЕГРИРУЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ* Цели. Изучив данную тему. Вы должны уметь: 1. Дать определение понятия социализация и объяснить его сущность. 2. Раскрыть смысл основных идей, составляющих современную концепцию социализации. 3. Объяснить суть основных современных моделей социализации, различать их. 4. Сравнить преимущества и недостатки взглядов на социализацию как на длящуюся всю жизнь индивида и как на завершающуюся со взрослением человека. 5. Сравнить возможности одноуровневого и многоуровневого подходов к исследованиям социализации. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА Понятие социализация (от лат. 50с/а/й — общественный) все активнее используется в качестве научной категории представителями широкого спектра наук — философии, социологии, психологии, политологии, педагогики и других. Возникновение этого понятия в американской и французской социологии относят к концу XIX в. и связывают с именами американского социолога Ф.Г.Гидцингса (1855-1931) и французкого социолога Г.Тарда (1843-1904). Габриэль Тард, стремясь освободить социологию от биологизма и органицизма, сам не избежал влияния последнего. Основная идеи и материалы текста лекции перекликаются с их изложением в предыдущем издании этого же автора (см.: Лукашевич Н.П. Социология воспитания. Краткий курс лекций. — К.: МАУП, 1996. — С.128-139). Общество им сравнивалось с мозгом, а основным элементом его понималось сознание отдельного человека. Усвоение индивидуальными сознаниями существующих верований, убеждений, понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе, по Тарду, порождает общество, составляет основу социальной жизни. В ее центре — отношение нашего "Я" к другим "Я", их непрестанное (хотя зачастую незамечаемое) взаимное влияние." В этом действии одного духа на другой и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь, хотя социальная действительность и выходит далеко за пределы умственного мира..."[40]. В качестве основного механизма такого взаимодействия (социализация) рассматривалось подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспитания, семью, общественное мнение и др. Таким путем, считал ученый, общество поддерживает свое существование в качестве целостности, обеспечивает понимание индивидами своих социальных функций. Заслугой Г.Тарда является попытка рассматривать социализацию не только как стабилизирующий общественный механизм, но и увидеть в ней возможности обеспечения развития общества. Возникающие в индивидуальном сознании изобретения как акт творчества, распространяемые в процессе взаимодействия людей, способствуют развитию различных сфер социальной жизни и общества в целом. Образование и воспитание должно создавать предпосылки и условия для подобного творчества. Исключительно важной для понимания педагогических возможностей социализации является попытка ученого описать процесс интернационализации норм поведения через социальное взаимодействие людей. Типовыми социальными отношениями он провозгласил отношения "учитель — ученик". Их воспроизводство на различных уровнях социальной жизни и позволяет, по мнению Г.Тарда, обеспечить реализацию принципа подражания и, на этой основе, сохранение и развитие общества. Влияние воззрений Г.Тарда сказалось на понимании социализации видным американским социологом Франклином Генри Гидцингсом, который, по мнению некоторых авторов[41], впервые ввел в научный оборот понятие социализация. Рассматривая общество как физико-психический особым образом устроенный организм, основным элементом общественной жизни которого выступает "сознание рода", Гиддингс полагал, что социализация как процесс "развития социальной природы или характера"[42] человека происходит как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества согласно "сознательному плану". Подобные воздействия, исходящие от семьи, школы и других элементов общественного организма, носят воспитательную направленность и призваны формировать у индивидов совокупные реакции, адекватные воздействиям социальной среды. Итогом социализации должно быть "плюралистическое поведение", обеспечивающее взаимопонимание и коммуникацию людей и соответствующее "социальному разуму" (понимаемому как общественное сознание). Как видим, ученые, давшие жизнь понятию социализация, четко зафиксировали связь отраженного в нем процесса с образованием и воспитанием. Воспитание и образование в их понимании выступает важным средством социализации индивидов. Общество в лице социальных институтов, а также через разнообразные стороны социальной жизни, различные формы общественного сознания осуществляет свое корректирующее воздействие на образование и воспитание. Эти идеи нашли отражение в дальнейшем развитии американской и французской социологии XX века. Проблема социализации стала одной из ведущих проблем социологии личности. Ее исследования ведутся в университетах США, где, кроме того, читается учебный курс для студентов[43]. Рассматривая основные тенденции этих исследований, прежде всего отметим, что американские социологи в своем большинстве исследуют социализацию с конкретной, прагматической целью: обеспечить превращение ребенка в хорошо приспособленного члена общества, к которому он принадлежит. Нередко приспособившийся к среде ребенок характеризуется как "социализированный" и наоборот. Крайняя позиция такого понимания — считать процесс социализации своеобразной "выпечкой" необходимой для "нужд общества" человеческой продукции с набором стандартных мотиваций и ролевых репертуаров. Типичным является определение социализации как принятие индивидом групповых норм: "принятие личностью убеждений, ценностей и норм высшего либо низшего статуса, характерных для групп, членства в которых личность добивает- ся. В процессе социализации индивид готовится к соответствию требованиям и ожиданиям других членов общества в широком диапазоне возможных жизненных ситуаций. Социализация содержит в себе набор агентов и механизмов, благодаря которым обеспечиваются социально одобряемое поведение и нормы морали. Наряду с идентификацией, понимаемой как отождествление себя с другими, ключевым понятием при описании социализации часто выделяется имитация. Последняя понимается как осознанное стремление детей копировать поведение родителей и учителей, которые являются для них образцами. Существенным вкладом в разработку теории социализации явились работы Толкота Парсонса (1902-1979). Основная идея его концепций связана с пониманием социализации как процесса интеграции индивида в социальную систему путем интернационализации общепринятых норм, "вбирания" в себя общих ценностей, в результате чего следование общезначимым нормам и стандартам поведения становится потребностью, элементом мотивационной структуры. Социализация как обучение социальным ролям — одна из важнейших идей о неразрывной связи процессов воспитания, обучения и социализации, итогом которой должно стать освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в ** роли. Среди плодотворных для образования и воспитания идей социализации в трудах американских социологов следует, на наш взгляд, отметить также: • идею о том, что социализация связана с адаптивными процессами (хотя трактовка адаптации как приспособления придает оттенок пассивности процессу социализации индивида); • мысль об установлении социальных связей как одном из механизмов социализации; • положение о значении для успешной социализации формирования самосознания и системы социальной ориентации, а также развития языка. В отличие от американской, французская социология в развитии теории социализации вышла на более широкую ее трактовку — как всей совокупности взаимопониманий, взаимоотношений с обществом, в которые индивид вступает в процессе формирования в качестве личности. Такое понимание подтверждают и основные тенденции в исследованиях социализации, которые выделил французский социолог Шомбар де Лов[44]. Прежде всего, это общее для всех исследований стремление изучать воздействие группы на индивида и индивида на группу для выяснения, что при этом передается от индивида к группе и в обратном направлении. Плодотворным представляется углубленное внимание к исследованию условий социальной среды с выделением социально-экономических и социальных условий, а также семьи, школы и неформальных групп сверстников. Дифференциация условий на группы переменных позволяет уточнить стадии социального созревания, особенности приспособления индивида к различным элементам среды. Особое значение для исследований педагогических аспектов социализации имеет, на наш взгляд, рассмотрение социализации как процесса социального ученичества и последовательного усвоения ролей и места в этом процессе понимания образцов и моделей, системы ценностей. Изложенные тенденции позволяют, думается, прийти к сложившемуся в западной социологии современному пониманию социализации как приобретения людьми социального опыта и ценностных ориенгаций, требуемых для их социальных ролей[45]. Завершая обзор исследований социализации в зарубежной социологии, подчеркнем, что в ее понимании различными исследователями в большей или меньшей мере присутствует некоторая односторонность, направленность от среды к индивиду при некоторой пассивности последнего. Вместе с тем для социализации индивида остается определенная свобода от стандартизации, типизации, что особо следует учесть при оценке с современных позиций отечественных исследований. Она выражается в том, что при формировании личностей в процессе их интеракции друг с другом возникает огромное количество вариантов воздействия на этот процесс совокупности основных сил в виде: 1) физических особенностей человека; 2) окружающей среды; 3) индивидуального опыта и культуры. Благодаря этому в каждом отдельном случае формируется уникальная личность. Подобный анализ необходим, чтобы реально, с позиций достижений мировой социологической и психологической мысли, оценивать уровень разработки этих проблем в отечественной литературе. Исследование проблем социализации и воспитания в отечественной литературе своими корнями уходит в работы российских философов, социологов, психологов и педагогов. Выдающийся педагог В.П.Каптеров, исследуя развитие русской *+ ч г- педагогики, прослеживает линию социальной обусловленности воспитания и образования. Дело всюду начинается с того, пишет он, что путем воспитания и образования стремятся приспособить подрастающие поколения к окружающей детей общественно-политической организации. Ограниченность такого подхода исследователь видел в очень узком понимании человеческой природы, "в стремлении исчерпать разнообразие и богатство человеческой природы одной социальной группой свойств, соответствующей преобладающему признаку данной общественно-политической организации"*. Вся педагогика при таком подходе является чрезвычайно односторонней, скудной, ограничивающей молодое поколение жесткими рамками норм и правил, вызывающей в нем неудовлетворенность, накапливающуюся по мере взросления. С этих позиций становятся понятными тенденции исследования социализации в послереволюционный период. Так, в 30-е годы термин социализация выступал одним из ведущих в теории социального воспитания. "Отдельный человек, общество сразу не делаются социалистическими, — писал один из разработчиков этой теории Н.Н.Иорданский. — Кроме внешнеполитических условий есть еще быт, есть психологическая подоплека социализации человека, не говоря уже о детской среде, школе..."**. Как видим, автор понимает социализацию как процесс приобретения личностью качеств "социалистич- ности". Подобное понимание социализации было весьма распространено в исследованиях того периода и как нельзя лучше соответствовало утверждавшемуся пониманию воспитания и образования как объективно-закономерных общественных явлений. Подобный подход заложил основы односторонности и ограниченности понимания образования и воспитания в советской педагогике, несмотря на кажущееся многообразие и широту набора качеств социалистичности.
Естественно, что в таком контексте понятие социализация не могло не совпадать с понятием коммунистическое воспитание, поскольку последнее, во-первых, было нацелено на максимальное достижение "социалистичности" в идейном коммунистическом варианте, а, во-вторых, — охватывало своим воспитательным воздействием практически все сферы жизнедеятельности индивида, его социальную среду. В этой связи длительное время парадигма основной цели воспитания была ориентирована на личность как совокупность (набор, модель) определенных характеристик. Тем самым понятие человек сводилось к понятию личность, что "вело к игнорированию в тео Не останавливаясь на анализе подобного понимания социализации, сошлемся на авторитетное мнение русского мыслителя Н.А.Бердяева, который одно время поддерживал идею об объективности процессов социализации обществ в направлении их "социалистичности". "Тяга к социализму, — писал он, — является характерной не только для нас, но и для всей Европы, где, может быть в другой форме, но будут происходить процессы социализации..."[47]. Однако позже в работе "Истоки и смысл русского коммунизма" он с горечью отметил, что "первая попытка осуществления коммунизма на почве марксизма, которую мы видим в России, также рассматривает человека как функцию экономики и также дегуманиз и руст человека, как и капиталистический строй... Если человека рассматривают исключительно как кирпич для строительства общества,...то приходится говорить не столько о явлении нового человека, сколько об исчезновении человека, то есть углублении процесса дегуманизации"[48]. Следует отметить, что подход к социализации как к "социалистичности" длительное время сохранялся в научной литера- , [49] туре не только в косвенном, закамуфлированном виде, но и в прямых призывах возврата к нему, рецидивы которых ***** встречаются и в наши дни Однако, начиная с 60-х годов, на волнах "оттепелей" в общественно-политической жизни в научную литературу стали проникать элементы западных концепций социализации, о которых мы говорили ранее. В основу научных разработок было положено объективное изучение всех поддающихся учету влияний социума на личность. Однако на первых порах социализация понималась как вхождение в социальную среду путем приспособления к ней. Очевидно, не так просто было отойти от понимания человека как "винтика", правда, с определенными функциями и социальными ролями. И, хотя В.Д.Парыгин оговаривает, что это — "не простой процесс автоматического принятия индивидом требований, функций и ролей социальной среды, способов социального общения и взаимодействия"[50], он все же говорит, что эта "автоматичность" заключается лишь в степени слияния с требованиями и нормами общества, принятия или непринятия индивидом традиций и стандартов. Как усвоение индивидом социального опыта, определенной системы социальных ролей и культуры рассматривается социализация в книге И.С.Кона "Социология личности": человек становится личностью, объектом и субъектом общественных отношений, последовательно проходя различные стадии ** социализации. Характеризуя публикации этого периода (в том числе работы Л.В.Сохань, С.С.Батенина, П.К.Кряжева и др.), Н.В.Анд- реенкова считает типичным для них рассмотрение социализации как прогресса человека в его общей форме, т.е. выделение его из мира животных и дальнейший процесс развития человечества[51]. Однако такой подход не мог удовлетворить нарастающую потребность в конкретных данных о воспитании, образовании, формировании и развитии личности. Он был трудно переводим на язык социальных индексов и критериев — язык конкретных социологических исследований, возвращавшихся в общественные науки в связи с некоторой демократизацией социальной жизни. Важным событием в исследовании проблем социализации в нашей стране в 70-е годы можно, на наш взгляд, считать появление статьи И.С.Кона и В.Б.Ольшанского в пятом томе "Философской энциклопедии". Социализация в ней определяется как "процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными личностными задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности"[52] В отличие от близких ему понятий развитие и воспитание, социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний. Конечно, с позиций сегодняшнего дня можно критически относиться к некоторой абстрактности этого определения, явно идеологизированным принципам социализации. Однако это была фактически первая в советской литературе обзорная научная статья по проблеме с серьезным анализом уровней исследования социализации в отечественных и западных источниках. В ней давалась характеристика направлений изучения социализации в русле разных общественных наук в нашей стране. Особо хочется выделить мысль авторов о социализации как процессе взаимодействия индивида с социальным окружением. В этом видится начало отхода от понимания пассивной роли индивида в социализации. Общая картина изученности проблемы послужила в некотором смысле как бы точкой отсчета для последующих исследований, базой для их прогнозирования, основой для расширения аспектов исследования социализации. Так, Н.В.Андреен- ** кова в исследовании социализации как процесса становления человека в качестве общественного существа выделяет аспекта, существенные с точки зрения социальных контактов индивида с окружающими людьми. С этих позиций в структуру социализации включаются: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, интернализация тех или иных форм, позиций и ролей, выработка ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность. Следует отметить воспитательную направленность исследования. Автор четко определяет свою позицию в отношении взаимосвязи процессов социализации, образования и воспитания. Социализация включает в себя воспитание и образование. Целенаправленное воздействие на индивида с целью привития ему определенных навыков, понятий дополняется практикой его социальной деятельности, участием в различных неформальных группах и т.п. Справедливо отмечается большая автономия индивида в процессе социализации. Будучи продуктом общества, он волен самостоятельно выбирать те или иные ценности и установки, ориентируясь не только на общие регулятивные принципы среды, но и на собственные склонности. В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятие ценностей и др.), так и активную (выработка определенной системы ори- ентаций, установок и т.п.) роль. И хотя эта активность сосредоточена лишь на самоусовершенствовании и не распространяется на среду социализации, нельзя не согласиться с утверждением автора, что социализация "немыслима без активного участия самого человека в процессе освоения социального опыта и культуры"*. В конце 70-х годов исследование проблем социализации дополняется новыми аспектами: анализ изменения условий социализации личности под воздействием научно-технической ** революции, междисциплинарное исследование человеческого "Я"[53], изучение содержания и границ процесса социализа- **** ции и др. В 80-е — начале 90-х годов интерес к исследованию проблем социализации возрастает. Продолжается расширение направлений исследования, уточняются структура и функции социализации, углубляется изучение ее социальных механизмов и институтов, уточняются особенности взаимодействия социализации, образования и воспитания в современных условиях. Учитывая, что основные источники этого периода будут проанализированы в ходе изложения авторской концепции, отметим только общее, являющееся типичным в современном понимании сущности социализации. Прежде всего, это стремление учесть всю совокупность социальных и психологических процессов, посредством которых протекает социализация ----- как контролируемых, целенаправленных, так и стихийных, спонтанных[54]. Некоторые авторы понимают эти и [55] процессы как взаимодеиствие. В качестве содержания и результата социализации призна- и V, [56] ется усвоение системы знании, норм и ценностей, социаль- „ [57] ного опыта, социальных качеств и черт, социальных ролей, #— [58] у у образцов и психологических механизмов поведения. Некоторые авторы пытаются объединить совокупность этих признаков в новом интегральном признаке — "социаль- ность, хотя возможности его использования вызывают сомнение из-за предполагаемых сложностей с его качественными и количественными измерениями. Практически все авторы признают в качестве основных институтов социализации систему образования и воспитания. "Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Ядро воспитания составляет процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных и _,.******* л г ценностей, т.е. образование. Многие авторы отмечают, что процесс социализации продолжается всю жизнь и выделяют в нем несколько стадий: дотрудовая, трудовая и послетру- довая[59]. Общим для всех исследователей является признание того, что социализация носит деятельностный характер[60], и главным критерием ее успешности является свободное функционирование индивида в обществе. И, наконец, общепризнанной в отечественной литературе становится активность инд и вида в процессе социализации. Главный вывод современной теории социализации и социологии образования: "формирующаяся личность — не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект самообразования"[61]. В завершение обзора теоретических подходов к пониманию сущности социализации отметим его полезность и необходимость для понимания научной ситуации, в которой проходило формирование современных (в т.ч. отечественных) социологических моделей социализации. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ЕЕ ЭТАПЫ И УРОВНИ Истоки одной из распространенных моделей социализации лежат в теории психоанализа З.Фрейда. Основная идея, на которой построена эта модель, состоит в признании людей изначально, от рождения, асоциальными вследствие врожденных агрессивных инстинктов, поэтому социализация имеет конфликтный характер и требует не только личного, но и об- **** щественного контроля Подобная модель, основанная на признании низменной человеческой природы оставляет мало возможностей для педагогического воздействия, ориентируясь больше на социальные санкции. Более того, совокупность подобных санкций и мер, ориентация на подавление одних и развитие других, "общественно-полезных", инстинктов и рефлексов может выдаваться за "воспитание". Как ни странно, но элементы подобной модели социализации, которая напрочь отрицалась советской наукой как присущая только буржуазному обществу, оставили следы и в отечественной педагогике. Чего стоит признание в одной из брошюр по физической культуре в качестве значимых для формирования "новою человека" рефлекса нападения и обороны, рефлекса борьбы за существование, социального рефлекса — коллективной борьбы за жизнь, рефлекса подражания и приспособления, а также полового рефлекса[62]. Методологические разъяснения при этом уточняют: "Врожденный рефлекс нападения и обороны путем воспитания мы должны соединить с классовой борьбой"[63]. Вместе с тем сторонники данной модели видели возможности изменения как индивида, так и общества в сочетании психоаналитической терапии с адекватной социализацией личности, обеспечить которую, на наш взгляд, может только образование и воспитание, корректирующие процесс социализации. В этой связи вряд ли можно считать исчерпанными возможности этой модели для социализации умственно отсталых детей. Наряду с моделью "личного контроля" (З.Фрейд) и рассмотренной ранее моделью "ролевого тренинга" (Т.Парсонс) в западной социологии весьма распространена модель "социального научения", представленная большинством разновидностей бихевиоризма (Дж.Доллард, Б.Скиннер, Р.Уолтерс и др.). Основанная на известной формуле "стимул — реакция", эта модель под социализацией понимает "модификацию" человеческого поведения путем "дозирования" стимулов, т.е. пропорций наказаний и поощрений для получения желаемой реакции (поведения)[64]. При кажущейся внешней привлекательности и реальности, подобные методы "социальной инженерии", вполне пригодные для дрессировки белых крыс и других животных, вряд ли применимы для нормального, а не репрессивного воспитания. Переходя к модели "межличностного общения", в котором социализация охватывает процесс и результат группового воздействия на личность, отметим, что оно осуществляется путем межличностного общения, происходящего в соответствии с объективными законами, закрепленными в системе социаль ных ролей. Сторонники подобной модели (Ч.Х.Кули Дж.С.Мид и др.), которая иногда называется "Я — теория" или теория "зеркального Я", полагают, что личность вырастав' из множества интеракций людей с окружающим миром, в ре зультате которых она обучается смотреть на себя глазами дру гих, т.е. мыслить о себе, как о других, а также понимать поведение других. Известный интерес для организации учебно-воспитательного процесса представляет положение Дж.Г.Мида о трех стадиях социализации. На первой из них (имитация) дети копируют поведение взрослых, не всегда понимая его. На второй (ролевые игры), исполняя в играх взрослые роли, "примеряя" их на себя, они учатся придавать своим мыслям и действиям те же значения, что и взрослые. На третьей, звершающей стадии (коллективные игры) ребенок к пониманию ожиданий отдельных людей добавляет групповые ожидания. Следование правилам ролевых игр подготавливает детей к выполнению правил игры в обществе, закрепленных в законах и нормах. Тем самым приобретается чувство социальной идентичности. Акцент на развитии интеллекта, на важности овладения речью в процессе социализации позволяет отнести к сторонникам этой модели и представителей психологической школы Л.С.Выготского. Проблема социализации рассматривается им в связи с формированием личности в процессе взаимодействия и взаимовлияния социальных групп, коллективов и личности. Процесс социализации с этих позиций характеризуется как постепенное расширение сферы общения и деятельности индивида в меру приобретения им социального опыта, как процесс развития и саморегуляции становления самосознания и активной жизненной позиции[65]. Дальнейшее развитие эта модель получила в различных направлениях групповой психотерапии, основанной на использовании групповых моделей, "которые акцентируют создание непосредственного жизненного опыта для обучения и личностного роста"[66]. Участники специально создаваемых и работающих под руководством ведущего (психолога) малых групп включаются в своеобразный опыт общения повышенной интенсивности. Целью такого общения является оказание помощи в самосовершенствовании, преодолении трудностей на пути социализации. Подобная модель открывает широкие возможности для воспитания в коллективе и через коллектив, для широкого использования игровых форм обучения и воспитания*. Интерна- лизация при этом исходит не от учителя, а от сверстников-со- учеников. Социализация здесь происходит скорее имплицитными, а не эксплицитными методами. Концентрация на индивиде, отличном от группы, практически отсутствует. Обучение и воспитание выглядят как тренировка одной команды, которая учится корпоративному ведению своей жизненной игры. Хотя не следует забывать об опасности закрепления при таком подходе у индивида конформистского типа поведения и социализации. "Когнитивная" модель социализации (Ж.Пиаже, Л.Кольберг, А.Маслоу и др.) построена на идее о том, что поведение личности детерминировано ее знаниями, совокупность которых образует в сознании образ (картину) окружающего мира. Именно эта картина мира управляет поведением людей, а не сама реальность. Главным аспектом социализации при этом выступает процесс обучения мышлению, развития познавательных, моральных, эмоциональных структур личности. Согласно Ж.Пиаже, когнитивная социализация протекает в несколько стадий, каждая из которых очерчивается новыми навыками, ограничивающими пределы научения человека. Стадии проходятся детьми в определенной последовательности, хотя скорость и результативность социализации на них у разных детей может отличаться. Первая, сенсорно-моторная, стадия (до двух лет) предполагает развитие у детей способности длительно удерживать в памяти образы объектов окружающей среды. На второй, предоперационной (от двух до семи лет), дети учатся различать символы и значения символов, понимать разницу между объектами и их символами. На третьей, конкретных операций (от семи до одиннадцати лет), дети учатся выполнять некоторые действия мысленно, т.е. представлять необходимые действия "в уме", без выполнения их в жизни. Четвертая стадия — формальных операций (от двенадцати до пятнадцати лет) — период обучения анализу абстрактных (математических, нравственных, логических и др.) проблем, умению рассуждать о будущем.
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 1439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |