КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7 2 страница
Данную концепцию дополнил американский психолог Л.Кольберг. В основу перехода от одной стадии социализации (таких стадий шесть) к другой он положил не только результаты развития когнитивных навыков, но и способность сопереживания (эмпатия), понимания чувств других людей. Ученый считал, что достижение тех или иных стадий не связывается с возрастом, а завершающие этапы доступны далеко не всем. Особое место среди сторонников "когнитивной" модели занимает точка зрения "гуманистических" психологов (А.Мас- лоу, К.Роджерс и др.). Основываясь на идее самоактуализации личности в процессе ее созревания, они полагают, что ее естественные внутренние силы в состоянии самостоятельно реализовать социализацию индивида, а средства, факторы и агенты социализации не должны лишь мешать этим силам. Конечно, трудно поддержать недооценку в этой модели агентов социализации в лице социальных институтов, в частности, образования и воспитания. Однако в этой концепции заложены предостережения от злоупотребления их возможностями для манипулирования сознанием людей. Как видим, "когнитивная" модель социализации непосредственно связана с образованием, благодаря которому создается адекватная (в случае соответствия образования уровню развития общества) или неадекватная (в случае несоответствия) картина мира. В этой связи можно отметить ее повышенную предрасположенность к идеологизации образования и воспитания, когда абстрактная идеологизированная картина мира (в виде какого-либо "изма") может оказаться неадекватной реальному миру, что в результате может привести к исправленному представлению о системе социальных ролей и своем месте в обществе (роль "винтика" в общественном механизме). Одной из влиятельных моделей социализации, положения которой актуализируются в связи с нарастанием национальных проблем, является модель "инкультурации" (Ф.Боас, В.Малиновский и др.). Социализация в ней рассматривается как процесс передачи культурного наследия. Ребенок в нем Соглашаясь с авторами, что в национальном характере действительно закреплены устойчивые психологические черты конкретной этнической группы, нельзя понимать социализацию как бессознательную передачу этих черт от поколения к поколению. Также нельзя не признать взаимовлияния и взаимопереходов этих черт в процессе межнационального общения, как и влияния на эти черты изменений в окружающей социальной среде. Думается, что об этом следует помнить при построении независимой Украины, восстановлении и развитии национальной культуры, осуществлении национальной ориентации в системах образования и воспитания. Это тем более важно, что потребуется преодолевать уже допущенные перекосы при выделении одного общего для всех народов бывшего СССР "национального экрана" в виде русского национального характера в качестве государственно одобряемого. Все рассмотренные ранее модели в той или иной степени признают, что процесс социализации ограничивается периодом достижения ребенком взрослого состояния. Этот процесс социализации, по мнению Н.ВАндреенковой[67], завершается в возрасте 23-25 лет с достижением молодым человеком зрелости. Именно такой период необходим для устойчивой интер- нализации комплекса норм и ролей, для выработки устойчивой системы социальных ориентаций, установок. В зависимости от возраста индивида выделяются три основных этапа социализации: 1. Первичная социализация (ребенка). 2. Маргинальная (промежуточная или псевдоустойчивая) социализация (подростка). 3. Устойчивая (концептуальная) целостная социализация (переход от юношества к зрелости от 17-18 до 23-25 лет).
Анализ совокупности различных факторов на каждом из этапов позволил выделить "критические периоды", особенно Ограниченность такого подхода связана с двумя аспектами проблемы. Во-первых, пониманием детства (а иногда и юношества, молодости в целом) всего лишь как подготовки к "настоящей" жизШг, которая начнется с достижением взрослости. Такой подход существенно искажает содержание социализации, ограничивает активность молодого человека, приучает видеть в настоящем только средство достижения чего-то в будущем. При этом сегодняшняя жизнь воспринимается как нечто вынужденное, временное, принудительное. "Чтобы испытывать полноту жизни, — делает вывод И.С.Кон, — надо, однако, не только уметь видеть в сегодняшнем труде "завтрашнюю радость" (А.С.Макаренко), но и ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т.д."[68]. Во-вторых, ограниченность описываемого подхода обусловлена появлением в отечественной научной литературе взглядов, переоценивающих влияние обучения и воспитания на протекание процесса социализации. Исходя из правильной посылки о том, что обучение и воспитание — важнейшие средства социализации молодежи, В.С.Марков пытается доказать, что "нет ничего фантастического в постановке задачи — сформировать к 15-16 годам людей, обладающих всеми — или „ и[69] почти всеми — признаками социально зрелой личности.... То есть, завершить социализацию досрочно не только можно, но и нужно. Вот как пишет об этом автор: 1. "... Определение уровня и содержания социальной зрелости следует... выводить не из достигнутого состояния..., а из перспективных потребностей и целей общественного развития... 2. "Активнее формировать соответствующие социально- нравственные, гражданские качества". "Естественным результатом всех качеств служит коммунистическое мировоззрение". "Таково...основное содержание той социальной зрелости, которую надлежит формировать в наши дни у подрастающего поколения"[70]. 3. "Практическая же задача состоит в том, чтобы возможно полнее и прочнее сформировать их, и обязательно к определенному сроку, а не "вообще" иметь их в виду как неопределенную во времени и просто желательную воспитательную задачу"[71]. ф Ну чем, скажите, не "кавалерийская атака" на ниве обучения и воспитания? Нужно ускорить социализацию — нет ничего проще. Важно только правильно определить цели, задачи и сроки выполнения и мобилизовать все институты образования и воспитания на их реализацию. От ограничений такого рода избавлены модели социализации, которые можно объединить в рамках социализации взрослых или непрерывной социализации. Одним из первых описал социализацию как процесс, про- должающиися всю жизнь, 0.1.Ьрим-младшии. Ье отличие от социализации детей, по его мнению, состоит в том, что социализация взрослых нацелена на изменение поведения в новой ситуации, тогда как у детей акцент делается на формировании ценностных ориентаций. Кроме того, взрослые, опираясь на свой социальный опыт, способны оценивать нормы и воспринимать их критически, в то время как дети в состоянии лишь усваивать их. И, наконец, социализация взрослого помогает ему приобрести необходимые навыки (часто конкретного характера), а социализация ребенка связана в большей степени с мотивацией. Характерно, что одни социологи акцентируют внимание на различиях социализации в детстве и в зрелом возрасте. Они считают, что жизнь взрослых — это серия ожидаемых и неожиданных кризисов, которые нужно преодолеть. К таким критическим точкам в жизни Д.Клаусен, например, относит выбор профессии, "кризис сорокалетних" и др. Этот взгляд в литературе иногда называется адаптивистским подходом, что, думаем, не совсем точно соответствует содержанию термина адаптация. Поскольку речь идет о преодолении стрессов, возникающих в таких ситуациях, это свидетельствует скорее о том, что адаптация не состоялась, что характеристика ситуации значительно превысила адаптивные возможности индивида, что и привело к стрессу. Ближе к нашему пониманию адаптивной социализации (об этом пойдет речь при изложении концепции) развивающий (или эволюционный) подход, предложенный американским социальным психологом Э.Г.Эриксоном**. Он считает, что индивиду как в детстве, так и во взрослом возрасте приходится преодолевать сложные, иногда критические ситуации, закономерно возникающие на его жизненном пути и носящие специфический характер на каждом этапе (стадии). Преодолевая эти критические ситуации (их восемь) успешно, индивид обогащается новым социальным опытом и переходит к следующей стадии. Если социализация на какой-либо стадии не состоялась (индивиду не удалось разрешить главную для себя на этой стадии проблему индивида) или состоялась частично, это негативно сказывается на последующих стадиях и социализации в целом. Понятно, что представление о важнейших проблемах индивидов на разных возрастных стадиях позволит конкретнее и целеустремленнее вести с ними учебно-воспитательную работу, ориентируясь на оказание помощи в разрешении этих проблем. Поэтому остановимся на изложении эволюционной теории социализации (стадий человеческого развития) подробнее. I стадия — младенческий период. Основная проблема: доверие или недоверие. Младенец на основе уровня заботы и комфорта с первых дней узнает, в какой мере может рассчитывать на удовлетворение основных потребностей: еда, ласка, безопасность. О преодолении кризиса можно судить, если малыши не плачут и не сердятся при уходе заботящихся о них взрослых из поля зрения. При неполном разрешении этой проблемы отстатки недоверия могут сказаться на протекании дальнейших стадий. II стадия — 1-2 года. Основная проблема — автономия либо стыд и сомнение. Ситуация осложняется совпадением нагрузок на ребенка, связанных, с одной стороны, с началом отстаивания им своих прав и неповиновением авторитету и повышенными требованиями родителей относительно контроля работы кишечника, что может закрепить в его сознании чувство стыда и собственной никчемности, существенно подрывая усилия по самоопределению и достижению автономии, с другой. III стадия — от 3 до 5 лет. Основная проблема — инициатива либо чувство вины. Это период развития двигательной активности, любознательности и воображения. Осознается различие между мальчиками и девочками, проявляется дух соперничества. Ребенок нащупывает пределы, до которых инициатива в проявлении новых способностей может распространяться. На этой почве возможны конфликты, которые при излишней жесткости взрослых могут оставить след безынициативности на дальнейшей жизни. IV стадия — младший школьный возраст. Основная проблема — прилежание или нерадивость. На этой стадии вдет обучение индивидуальной и коллективной учебной работе, формируются отношения с учителями и другими взрослыми, происходит первая "примерка" детьми взрослых ролей. На этом фоне главной задачей является приобретение уверенности в себе, в своих способностях, их осознание и развитие. Невыполнение (частичное или полное) этой задачи сказывается в проявлении элементов нерадивости как на этой, так и на дальнейших стадиях. V стадия — подростково-юношеский возраст. Основная проблема — становление индивидуальности (идентификация) либо ролевая диффузия (неопределенность в выборе ролей). Известно, что это — время появления активного полового влечения, а значит, и поиска партнера в интимной сфере. Вместе с тем, это период поиска своего места в жизни, выбор дальнейшего пути (учеба, работа и т.д.). В это время опасны как неудачи в одной из сфер, так и переоценка значимости какой-либо из них. Первая неудача может отрицательно сказаться на выборе работы, друзей, спутника жизни, что, в свою очередь, может привести к стрессу. VI стадия — молодые годы. Основная проблема — интимность или одиночество. Главные цели на этом этапе — ухаживания, брак и другие виды близости. Если поиск искренних и доверительных отношений с постоянным партнером не увенчивается успехом или они приходят к разрыву, в дальнейшем это может проявиться в виде временных, не всегда обоснованных, но всегда нестабильных интимных связей и неудовлетворенности данной сферой жизни. VII стадия — средний возраст. Основная проблема — производительность (творческая продуктивность) или стагнация (творческий застой). Эта стадия связана с реализацией индивида в двух основных ролях: работника и родителя. Причем ощущение творческой продуктивности приносит успех в обеих ролях, в то время как творческий застой может вызвать неудача даже в какой-либо одной из них. На этом этапе реализуется потенциал, который индивид накопил на протяжении предыдущих стадий социализации. VIII стадия (заключительная) — старость. Основная проблема — умиротворение либо отчаяние. На этом этапе социализацию индивида определяет подведение итогов жизни и успешности всех предыдущих этапов. Красивая умиротворенная старость и отчаяние, горькое сожаление о неиспользованных возможностях — таковы границы проявления этой стадии.
Конечно, представленная концепция стадий развития личности вряд ли исчерпывает все прогрессивные подходы в исследовании социализации*, не лишена возможностей для дальнейшего совершенствования. Однако несомненным ее достоинством является, на наш взгляд, отход от понимания детства только как подготовки к будущей жизни. В таком контексте социализация выглядит понятием только для детского возраста, что не только обесценивает роль детства в жизни че- Мы сознательно ограничиваем рассмотрение влияния процессов образования и воспитания на протекание каждого из этапов эволюционной социализации, поскольку эти проблемы достаточно глубоко и подробно изложены в книге английского психолога и педагога Роберта Бернса "Развитие Я-концепции и воспитание", изданной на русском языке в 1986 году. Не обошли вниманием концепцию Э.Эриксона и отечественные исследователи (См.: Кон И. С. Открытие "Я". — М.. 1978; Кон И. С. В поисках себя. — М., 1984; Кон И. С. С чего начинается личность. — М., 1979; С т о л и н В. В. Самосознание личности. — М.: Мысль, 1983 и др.). ловека, но и существенно ограничивает познавательные возможности категории социализация. Неправомочность такого подхода подтверждает сама жизнь. Так, коренные перемены во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, связанные с переходом к рыночным отношениям, поставили перед необходимостью социализации (а также — ресоциализации) практически все население страны. У людей пожилого возраста этот процесс протекает наиболее болезненно. Как видим, выделение этапов и центральных задач социализации для каждого из них дает возможность корректировать содержание образования и воспитательное воздействие, ориентируясь на измерение эмпирических признаков на каждом из этапов, определять их вес и значение, выявлять основные и дополнительные факторы, формы и механизмы их воздействия на становление личности. Идея о социализации как взаимодействии индивида с внешним миром развивается и в других работах. Так, Е.Ф.Рыбалко в этом взаимодействии видит активность ребенка в "преобразовании действительности в своем воображении"[72], особо выделяя при этом роль его познавательного аппарата для социализации. Плодотворной представляется попытка рассмотреть процесс социализации с позиций влияния на соотношение в человеке социального и биологического. Исходя из правильной посылки, что все биологическое в личности в большей или меньшей степени социализировано, а социальное не может быть полностью отделено от биологического, выделяют четыре подструктуры личности: 1. Низшая, биологически обусловленная, в которую наряду с темпераментом входят возрастные, половые, а иногда и некоторые предпатологические и даже исторические свойства психики. Однако даже этот уровень не свободен от влияния социального. 2. Психологическая, включающая индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли. На этом уровне социальная обусловленность почти сравнивается с биологической. 3. Социального опыта, объединяющая приобретенные индивидом в ходе социализации знания, навыки, умения и привычки. Удельный вес социального на этом уровне значительно превышает биологическое. К тому же здесь проявляются существенные различия между отдельными личностями в степени социализации, проявляющиеся в уровне культуры. Подструктура заметно влияет на степень социализации человека. 4. Направленности личности, в которой объединены влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картинка мира и высшая форма направленности — убеждения. Являясь почти полностью социально обусловленной, будучи наиболее существенной для личности, высшим ее уровнем, подструктура направленности определяет социализацию подструктур, а следовательно, и человека в целом. Как видим, в предложенном подходе закладываются основы для рассмотрения влияния социализации на человека в целом, в совокупности его биологического, психического и социального уровней. Такой подход особо ценен для понимания процесса социализации людей с отклонениями не только социального, но также биологического и психического уровней. Здесь же весьма удачно разрабатывается деятельностный подход ко всякому взаимодействию человека с социальной средой[73], хотя согласно выделенным подструктурам личности следовало бы расширить это понимание взаимодействия на всю окружающую среду, а не только социальную. Отметим также возможность рассмотрения социализации как наиболее широкой формы взаимодействия человека с окружающей средой. Для понимания сущности процесса социализации важна разработка межуровневого исследования проблем человека, акцентирующего внимание на внутренних отношениях, взаимопереходах биологического, психического и социального уровней. Общий принцип, которому подчиняются межуровне- вые отношения в формулировке А. Н.Леонтьева, состоит в том, что "наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит"[74]. В преломлении к пониманию механизмов социализации этот принцип на начальных этапах психического развития ребенка проявляется в вынесении на первый план механизма биологического приспособления, благодаря которому происходит становление восприятий и эмоций ребенка. В процессе дальнейшей социализации этот механизм трансформируется, выполняя другие задачи, реализуя более высокие уровни деятельности, ваимодействуя с психическими и социальными механизмами социализации. Другими словами, межуровневые исследования должны изучать многообразие форм реализации механизмов социализации человека. Несхожесть и разновари- антность соотношения этих механизмов в сочетании с индивидуальной структурой личности в каждом объясняет несхожесть людей, социализировавшихся в сходных условиях. Вместе с тем уровень изученности проблем социализации вряд ли можно признать удовлетворяющим современным общественным потребностям. Думается, что наименее изучены роль и возможности систем образования и воспитания в обеспечении успешной социализации. Не выяснены до конца и движущие силы, механизмы социализации индивида. В то же время уровень теоретических наработок содержит много ценных, хоть и разрозненных идей, мыслей, догадок, которые могут и должны быть объединены в новых концептуальных подходах. Плодотворным, на наш взгляд, будет поиск в направлении изучения адаптивных процессов человека в окружающей среде. РЕЗЮМЕ 1. Понятие социализации возникло в западной социологии в конце XIX в. для обозначения основного механизма взаимодействия человека с другими людьми, с обществом в целом. Таким механизмом считалось социальное подражание, регулируемое обществом через систему образования и воспитание, семью и общественное мнение. 2. В процессе развития социологии сформировалась совокупность взглядов на социализацию, объединяющая идеи: о неразрывной связи социализации с образованием и воспитанием; о связи социализации с адаптивными процессами; о социальных контактах как одной из содержательных сторон со- циализадии; о значении самосознания, социальной ориентации и развития языка для успешной социализации. В контексте этих идей социализация рассматривается как приобретение людьми социального опыта и ценностных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей. 3. В совокупность современных моделей социализации входят следующие: психоаналитическая, или "личного контроля" (З.Фрейд); "ролевого тренинга" (Т.Парсонс), "социального научения" (Дж. Доллард, Б.Скиннер и др.), "межличностного общения" (Ч.Х.Кули, Дж.Мид и др.), "когнитивная" (Ж.Пиаже, А.Маслоу и др.), "инкультурации" (Ф.Боас, В.Малиновский и др.), "эволюционная" (Э.Г.Эриксон). Все они рассматривают образование и воспитание как важные механизмы социализации. 4. Большинство моделей исходят из завершения социализации со вступлением индивида во взрослую жизнь. Однако ближе к истине понимание социализации как продолжающейся всю жизнь индивида, что соответствует непрерывному и непрекращающемуся процессу его образования и воспитания. 5. Ведущей тенденцией в развитии научных представлений о сущности социализации является переход от одноуровневого представления о ней как затрагивающей лишь "социальные этажи" человека, то есть личность, к многоуровневому подходу, при котором социализация охватывает также биологический и психический уровни человека. ЛИТЕРАГУРА Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. Глассер У. Школы без неудачников. — М.: Прогресс, 1991. Кон И. С. НТР и проблема социализации молодежи. — М.: Знание, 1987. К он И. С. Открытие "Я". — М.: Политиздат, 1978. Левицкая А. Г. Урбанизация и воспитание: социологический анализ. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. Лукашевич М. П. Соціологізація школи і соціалізація молоді. — В кн.: Національний прогрес України. Сутність. Виміри. Перспективи: Матеріали наукової конференції. — К.: Компас, 1993. Лукашевич Н. П. Социология воспитания: Краткий курс лекций. — К.: МАУП, 1996. Молодежь: проблемы формирования и воспитания. — М.: Молодая гвардия, 1978. Москаленко В. В. Социализация личности (Философский аспект). — К.: Вища шк., 1986. Мудрик А. В. Социализация в смутное время. — М., 1991. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М.: Наука, 1986. С м е л з е р Н. Социология / Пер с англ. — М.: Феникс, 1994. Соціалізація особистості як проблема національної освіти. Тези доповідей Всеукраїнської науково-практичної конференцеї. — 4.1. — Ніжин: Педінститут, 1992. Пеньков Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. — М: Высшая шк., 1990.
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |