Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекиия 8 2 страница




К характеристикам, непосредственно вытекающим из этих методологических посылок, на наш взгляд, можно отнести следующие.

Прежде всего, социальная адаптация является непрерыв­ным (в понимании неиссякающим, никогда не завершающим­ся полностью) процессом. Это свойство социальной адапта­ции обусловлено непрерывностью трудовой деятельности че­ловека по развитию средств производства для удовлетворения существующих и порождения новых потребностей, в свою очередь, требующих для своего удовлетворения новых средств производства. Происходящие в результате изменения, разви­тие социальной действительности всегда с необходимостью требуют адаптации к ним человека, расширения его знаний о мире.

Сказанное, однако, не означает, что адаптация должна про­текать все время с одинаковой интенсивностью. Ведь обуслов­ливающие ее изменения социальной действительности также имеют характер: моменты скачкообразного нарастания новиз­ны сменяются периодами постепенного, иногда малозаметно­го количественного накопления новых элементов. Различается и степень познания этих изменений.

Таким образом, социальна адаптация, продолжающаяся всю жизнь человека, носит прерывистый характер. Периоды повы­шенной интенсивности адаптации соотносимы с оживлением социальной деятельности общества. Сменяющие их периоды невысокой интенсивности отражают замедление социального прогресса, при этом ее минимум соответствует застою в обще­ственной жизни, в науке и образовании.

Вместе с тем взаимодействие общественных перемен и со­циальной адаптации неоднозначно. Последняя, в свою оче­редь, также может оказывать воздействие на осуществление этих перемен. Так, основанные на знаниях адекватные пред­ставления о сущности и механизмах социальной адаптации и основанное на них научное управление этим процессом по­зволяют ускорить осуществление инноваций в социальной действительности в то время, как при стихийном протекании социальной адаптации новые явления пробивают себе дорогу в жизнь с большими трудностями. Отсюда вытекает роль об­разования в преобразовании социальной среды.

Наряду с непрерывностью, существенно значимым призна­ком социальной адаптации является ее неразрывная связь с трудовой деятельностью. Они тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают и взаимно определяют друг друга. Для под­тверждения сказанного проанализируем характер этой взаи­мосвязи.

За исходную ситуацию анализа возьмем момент оптималь­ного взаимодействия человека и социальной среды, прояв­ляющегося в эффективной социальной (предметной) деятель­ности, отвечающей интересам как личности, так и социальной среды. Изменения хотя бы с одной стороны взаимодействия, нарушают сложившееся соответствие, что требует коррекции с целью оптимизации взаимодействия. На достижение этой це­ли и должна быть направлена социальная адаптация, завер­шающаяся с ее реализацией.

Понимая процесс адаптации как специфическую адаптив­ную деятельность человека, выясним двигательные пружины этой деятельности, т.е. обусловившие ее потребности. Здесь необходимо, думается, вести речь о потребностях двоякого рода. С одной стороны, это потребность в конкретном виде деятельности, а также в коррекции этой деятельности для достижения оптимального взаимодействия. С другой, — изна­чально присущие человеку ориентировочные потребности, о которых ранее уже шла речь. Этот вид потребности актуали­зируется вследствие элемента новизны ситуации, осознания ее индивидом. Как видим, и те, и другие потребности актуа­лизировались вследствие реальных изменений в сфере пред­метной социальной деятельности и изменения уровня знаний о ней. Причем, воздействие их на индивида носит общий, со­вместный характер. И в этом плане их взаимовлияние, взаи­модействие определяет, во-первых, структуру адаптивной по­требности, и, во-вторых, содержание адаптивной деятельно­сти, обусловленные этой результирующей потребностью.

Под воздействием адаптивной потребности (структурно со­стоящей из корректирующей и ориентировочной потребно­стей) осуществляется полимотивационное (т.е. под общим воздействием потребностей каждого вида) формирование на основе анализа знаний и в соответствии с образованностью индивида в его сознании общей цели и программы адаптив­ной деятельности. Целью при этом является оптимизация взаимодействия индивида и среды в новых условиях. А про­грамма предусматривает ориентацию и оценку этих условий (адаптивной ситуации), а также коррекцию поведения лично­сти и социальной среды для достижения оптимизации их взаимодействия. В результате согласуются интересы личности и социальной среды и на этом новом уровне согласования продолжается социальная деятельности по удовлетворению новых потребностей.

Таким образом, мы пришли к пониманию социальной адап­тации как обусловленной изменениями социальной реально­сти специфической адаптивной деятельности человека по оп­тимизации в ответ на эти изменения взаимодействия индиви­да с окружающей социальной средой. Структура адаптивной деятельности при этом включает в себя оценку характера и значимости изменений, а также осуществляемые на этой ос­нове необходимые коррекции поведения личности и преобра­зование окружающей среды.

Социальная адаптация (адаптивная деятельность) включает в себя совокупность одновременно протекающих видов дея­тельности. С одной стороны, это обусловленные ориентиро­вочными потребностями познание изменений в предметной деятельности, установление для этого необходимых эмоцио­нальных контактов и отношений, а также оценка на этой ос­нове личной и общественной значимости происшедших изме­нений. С другой, — осуществляемая в диалектическом единст­ве с оценочной деятельностью (и на ее основе) коррекция по­ведения личности и ее предметная деятельность по преобра­зованию окружающей среды. Отметим, что обе стороны соци­альной адаптации опираются на образование как в познании и оценке изменений в сфере предметной деятельности, так и в осуществлении самой предметной деятельности, взаимодей­ствии с окружающей средой.

Из понимания единства ориентировочной и предметной деятельности логично вытекает объяснение затруднений соци­альной адаптации в условиях современного этапа научно-тех- нической деятельности масштабами, типом и значимостью происходящих в ней перемен, которые вызывают трудности в познании и оценке личностью общественной значимости этих перемен, а также в выработке программы адекватной коррек­ции взаимодействия личности и среды. Помочь преодолеть эти трудности призваны образование и воспитание.

Вместе с тем, говоря о социальной обусловленности адап­тивной деятельности, не следует ее понимать лишь как жест­ко детерминированную внешними причинами деятельность личности, не оставляющую возможности самой личности вли­ять на ее протекание и результаты. В действительности лич­ность имеет весьма широкие возможности для такого влия­ния. Так, в том, каким способом человек осуществляет адап­тивную деятельность, определяющую роль играют его природ­ные силы. Представляя собой хотя и очеловеченные, но био­логически детерминированные свойства в виде особенностей зрения, слуха, обоняния, вкуса, биологических, анатомиче­ских и других свойств индивида, они являются предпосылка­ми как для психической, так и социальной адаптации. При­чем, общее состояние организма человека может оказывать влияние на социальную адаптацию в довольно широком диа­пазоне — от хорошего самочувствия в процессе преодоления трудностей адаптации до общей усталости, вялости и даже от­каза от адаптации в случае, если характер адаптивной деятель­ности превышает природные возможности человека.

Однако не следует и преувеличивать, абсолютизировать влияние биологического в человеке на его социальную адапта­цию. Ведь, будучи проявлением высших психических функций человека, она не является ни функцией генов, ни физиологи­ей нейронов. Поэтому объяснение социальной адаптации че­ловека, исходя из его биологии, означало бы навязывание ду­ховных свойств всей материи, смешение категорий материи и сознания. Воздействовать на ход социальной адаптации био­логическое в человеке может только благодаря его психике.

Определенное влияние на социальную адаптацию оказывает также уровень психической организации индивида. Прежде всего на характере протекания социальной адаптации сказы­ваются индивидуальные психические признаки личности, про­являющиеся в специфике чувств, эмоций, воли, внимания, мышления, воображения и т.д. Они обогащают процесс соци­альной адаптации, придавая ему разнообразное сочетание эмоциональных оттенков.

В зависимости от свойственного индивиду темперамента социальная адаптация приобретает такие динамичные особен­ности, как интенсивность, скорость, темп и ритм.

Интегральное влияние на ход социальной адаптации оказы­вает характер личности. Меры сочетания в нем таких, напри­мер, черт как пытливость, любознательность, общительность, замкнутость, ответственность, недобросовестность, трудолю­бие, ленность и др. черт могут накладывать отпечаток на эф­фективность процесса социальной адаптации, снижая или по­вышая его результативность.

Необходимо подчеркнуть, что цель и программа социальной адаптационной деятельности также формируются на психоло­гическом уровне адаптации. Однако, чтобы не переоценить влияние психики человека на его социальную адаптацию, сле­дует не забывать, что роль психического в этом процессе сво­дится в основном к обоснованию, мотивации и приданию процессу личностной специфики. Тогда как причины, вызы­вающие социальную адаптацию и определяющие ее сущность, лежат в сфере социальной действительности.

Что касается широкого подхода к пониманию социальной адаптации, то в его основе лежит понимание детерминиро­ванности всех уровней адаптации человека — биологического, психологического и собственно социального. В таком контек­сте социальная адаптация рассматривается как вид взаимодей­ствия личности (или социальной группы) с социальной сре­дой, в ходе которого согласуются требования и ожидания его участников и которое включает в себя остальные уровни взаи­модействия: биологический, психологический и т.д.[81].

Такое определение, хотя и предполагает в качестве его глав­ного аспекта отражение диалектического единства и противо­речивости биологического, психического и социального в адаптивной деятельности человека, в то же время недостаточ­но, на наш взгляд, четко очерчивает характер и масштабы со­циальной адаптации как вида взаимодействия человека и сре­ды. Это создает основу как для неоправданно, по нашему мнению, "зауженной", так и слишком расширенной трактовки этого понятия.

Например, И.Калайков, рассматривая социальную адапта­цию как "форму социального движения", включает в число ее компонентов производительные силы, сознание, познание, формирование потребностей воспроизводства жизни и про­должения рода[82]. С этим трудно согласиться, поскольку объем адаптивной деятельности человека не равен объему его соци­альной деятельности. Точно так же и формирование человека не ограничивается только социальной адаптацией — лишь од­ним из его элементов. На наш взгляд, социальная адаптация и в широком понимании имеет вполне определенный объем и конкретную специфику содержания присущей ей деятельно­сти.

Действительно, биологическая организация человека явля­ется той основой, на которой строится как его психическая, так и социальная деятельность, в том числе и адаптивная. В то же время сама биологическая адаптация либо возникает под воздействием наследственного механизма человека, под­крепленного психической адаптацией, либо мотивируется его психикой в процессе соответственной адаптации. И в том, и в другом случае причины, детерминирующие и биологическую, и психическую адаптацию носят социально обусловленный ха­рактер. Кроме того, и сам человек является продуктом соци­альных отношений. Другими словами, и биологическая, и психологическая адаптации — явления социально обусловлен­ные, и в этом понимании их можно называть "социально-био­логическая", "социально-психологическая" адаптация. Причем, детерминированные социальными причинами, явления обеих видов адаптации имеют социальный характер. С этих позиций социальная адаптация (в широком смысле), включающая в се­бя социально обусловленные биологическую и психологиче­скую адаптации, а также собственно социальную является ни­чем иным, как адаптацией человека в целом.

Однако, взаимодействие биологического, психологического и социального уровней в адаптации человека не является од­носторонне направленным. Оно носит неоднозначный, слож­ный, диалектически противоречивый и в то же время целост­ный характер.

Конечно, в силу социальной обусловленности потребностей (в том числе и биологических), которые мотивируют адаптив­ную деятельность людей, всякая адаптация человека не может не носить социальный характер. Вместе с тем в ней присутст­вует и специфически человеческое биологическое. Как биоло­гические, так и социальные потребности отражаются в психи­ке человека в виде сугубо человеческой мотивации его адап­тивного поведения. Следовательно, адаптация человека пред­стает целостным биопсихосоциальным процессом.

Думается, что такая трактовка адаптации наиболее полно соответствует пониманию человека не только как совокупно­сти всех общественных отношений, но и как непосредственно природного существа. Посредством трудовой деятельности че­ловек осуществляет, регулирует и контролирует особую форму обмена веществом, энергией, информацией, протекающего в процессе адаптации человека к окружающей среде. На основе социальной адаптации само общество производит человека как человека, а человек, в свою очередь, производит общест­во. Тем самым социальная адаптация является базой, на кото­рой осуществляется обогащение человека новым социальным опытом, а также социальной и природной действительности в целом.

Таким образом, социальная адаптация не только является как бы связующим звеном между социальной сущностью че­ловека и общественной действительностью. Она способствует также развитию и обогащению социальной среды и социаль­ной природы человека. При этом сама социальная адаптация развивается и совершенствуется под их влиянием. В этом — одно из главных проявлений диалектики взаимоотношений человека и социальной среды через социальную адаптацию.

В целом же адаптация как природное свойство человека многофункциональна. Во-первых, она является необходимым условием и одновременно средством оптимизации взаимодей­ствия человека с природой и социальной средой. Во-вторых, способствует развитию человека и совершенствованию окру­жающей среды. В-третьих, посредством адаптации формиру­ется социальная сущность человека. В-четвертых, адаптация является необходимой для овладения любым из существую­щих видов деятельности. В совокупности все это позволяет видеть в адаптации один из основополагающих, сущностных признаков человека, рассматривать адаптацию как основное условие и механизм человеческой жизнедеятельности.

В завершение исследования социальной адаптации человека в широком понимании рассмотрим соотношение ее с родст­венным понятием социализация.

Исследователи проблемы адаптации личности по-разному оценивают связь, соотношение, зависимость, понятийные гра­ницы процессов адаптации и социализации личности. Боль­шинство авторов единодушны в одном: процессы социализа­ции и адаптации, несомненно, связаны между собой, влияют друг на друга и находятся в определенных соотношениях. В остальном точки зрения авторов группируются по двум на­правлениям.

Исследователи первой группы" придерживаются взглядов на адаптацию как на составную часть, элемент, вклад в социали­зацию. Так, И.А.Милославова считает, что "социальная адап­тация — это только часть или момент социализации"[83]. По­добная точка зрения нередко встречается и у западных социо- ***

логов.

Противоположная позиция, т.е. понимание адаптации как понятия более широкого, чем социализация, свойственна пре­жде всего авторам, рассматривающим адаптацию как сущ­ность и субстанцию жизни, которая на уровне адаптации че­ловека осуществляется с помощью двух программ наследова­ния: биологической и социальной*. Представители этой груп­пы считают, что более глубоким социальным процессом есть адаптация, а социализация является формой адаптации, ее ча­стью. Например, Т.Шибутани полагает, что, "хотя социализа­ция часто рассматривается как постепенное накопление навы­ков, более плодотворно смотреть на нее как на непрерывную адаптацию живого организма к его окружению"**. "Социализа­ция, — это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям, — считает он, рассматривая при этом со­циализацию как прерывистый процесс, состоящий из ряда приспособлений личности к определенным социальным груп­пам.

Как видим, расхождение в позициях обеих групп связаны со сравнением объемов этих понятий. Однако этим не исчерпы­вается характер взаимоотношений между ними. В действи­тельности он гораздо сложнее, что требует дополнительных исследований.


Будучи определенным конкретными историческими и соци­ально-экономическими условиями общества, процесс социа­лизации не есть механическое принятие индивидом готовой социальной "формы". Индивид, выступающий как "объект" со­циализации, является в то же время "субъектом" обществен­ной активности, творцом новых общественных форм. Поэто­му социализация протекает тем успешнее, чем активнее уча­стие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности. С этих позиций под социализацией мы понима­ем процесс становления личности как общественного сущест­ва, в ходе которого складываются многообразные связи лич­ности с обществом, усваиваются ориентации, ценности, нор­мы, происходит развитие личностных свойств, формируется активность и целостность личности, приобретается социаль­ный опыт, накопленный человечеством за весь период разви­тия. Сравнивая предложенное нами понимание социализации и социальной адаптации в широком смысле (т.е. адаптации человека в целом), нельзя не отметить тесную связь и ряд как общих, сходных, так и различных черт.

Сходство процессов обусловлено, по нашему мнению, сле­дующим: человеческий индивид является как объектом, так и субъектом обоих процессов; оба процесса совершаются под воздействием всех основных сфер общественной жизни — ма­териального производства, духовной культуры, социального управления, педагогической деятельности, образования и др.; важными элементами этих процессов являются приобретение информации об окружающей среде и установление положи­тельных социальных связей и отношений в ней.

Различия процессов социализации и адаптации вызваны следующим. Человек вступает в них на различных уровнях своего развития. Указанные процессы различаются по глубине воздействия на человека — социализация — более длитель­ный, непрерывный процесс, тогда как адаптация связана с из­менениями среды и длится до момента достижения свободно­го функционирования в среде. Социализация — процесс вхо­ждения личности в социальное общество в целом через при­обретение социального опыта человечества; адаптация — про­цесс вхождения личности в конкретную социальную общность через усвоение социального опыта этой общности и использо­вание накопленного ранее социального опыта. Социализация охватывает освоение жизнедеятельности индивида в целом, в то время, как адаптация — освоение конкретной жизненной ситуации в той или иной сфере жизнедеятельности.

Проанализировав проделанное сравнение, мы пришли к за­ключению, что в зависимости от степени завершенности в процессе социализации необходимо выделить определенные этапы, отличающиеся различными уровнями социализирован- ности индивида. Сопоставляя выделяемые в исследованиях периоды социализации с полученными нами показателями интенсивности адаптации в различные периоды жизни адап­тирующихся, мы пришли к выводу о наличии существенных различий в интенсивности адаптации на каждом из уровней социализации. Оказалось, что адаптация и социализация име­ют тенденцию повышать активность протекания от этапа к этапу. Для успешной адаптации личности необходим опреде­ленный уровень социализации. Чем выше уровень социализа­ции, тем успешней, активней происходит адаптация. Протека­ют эти процессы тоже одновременно в ходе дальнейшего об­разования и воспитания, развития и совершенствования лич­ности.

В диалектическом взаимодействии находятся функции со­циализации и адаптации. Так, на определенном уровне социа­лизации во взаимодействии личности и среды возникает мо­мент динамического равновесия, согласования норм и тради­ций среды и поведения человека. Возникшее новое, создавая противоречие между уровнем социализации личности и требо­ванием нетрадиционного поведения в ответ на изменения среды, нарушает это равновесие и мотивирует адаптационное поведение. В ходе адаптации это противоречие снимается, причем в этом "участвует" и социализация, правда, тоже в снятом виде в адаптационных возможностях социализирован­ного в той или иной степени индивида. С завершением адап­тации, когда "новое" становится "привычным", оно в виде но­вых, освоенных в процессе адаптации знаний, умений, при­вычек, закрепляется в новом, более высоком уровне социали­зации индивида, соответствующем изменившейся социальной среде. Достигнутый уровень социализации позволяет индиви­ду свободно функционировать в этой новой, изменившейся среде, опираясь на новый, более высокий уровень своих адап­тационных возможностей. При этом дальнейшее функциони­рование, как и освоение следующей адаптационной ситуации, будет осуществляться более эффективно, чем прежде, обеспе­чивая тем самым безграничность и непрерывность развития личности и преобразования, совершенствования среды.

Такое понимание взаимосвязей и взаимопереходов процес­сов адаптации и социализации легло в основу разработки адаптивно-развивающей концепции социализации*. Ее сущ­ность состоит в рассмотрении социализации как длящегося всю жизнь человека его взаимодействия с окружающей средой путем (посредством) сменяющих друг друга адаптаций в каж­дой из сфер жизнедеятельности. Всякая адаптация как особая

См.: Лукашевич Н. П. Теория социализации как методологическая основа социальной работы с молодежью. В кн.: Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы. 4 1.— К.: УНИИПМ, 1992. — С.84-85.

13-2235 193 деятельность человека по освоению очередной новой социаль­ной ситуации (субъективно новой для конкретного индивида) прибавляет ему социального опыта (объективно существующе­го как элемент культуры этого общества) и тем самым увели­чивает уровень его социализации. Последующая адаптация индивида, опираясь на новый, более высокий уровень его со­циализации, протекает эффективнее, позволяя ему быстрее подниматься на очередную ступеньку социализации и т.д. В ходе совокупного взаимодействия индивида с социальной сре­дой (а следовательно, и воздействия индивида на общество в направлении удовлетворения своих социальных потребностей) осуществляются перемены в обществе в сторону большей ори­ентации на человека, совокупность его социальных интересов. Таким образом, реализуется вторая сторона неразделимого процесса социализации — социализация общества. Очевидно, что социальная адаптация и социализация — неразрывные в своем дополняющем друг друга единстве процессы, имеющие в основе (как и всякое взаимодействие в природе) обмен ин­формацией, энергией и веществом, но отличающиеся друг от друга как содержательными, так и временными параметрами.

Думается, что изложенная концепция социализации создает предпосылки для наиболее полного и адекватного раскрытия места и роли образования в процессе становления личности, позволяет скорректировать (в чем-то по-новому определить) цели и функции образования и воспитания на современном этапе развития нашего общества.

Прежде всего следует учесть, что адаптивно-развивающаяся концепция социализации опирается на взаимодействие биоло­гического, психологического и социального механизмов адап­тации, что позволяет ориентироваться в содержании образова­ния на знания о человеке, необходимые индивиду для успеш­ной адаптации на разных уровнях социализации. Эта модель социализации охватывает все сферы жизнедеятельности инди­вида, что дает возможность группировать содержание и объем знаний, необходимых для адаптации в разных сферах общест­венной жизни, определяя содержание и формы обучения на разных уровнях системы образования. К тому же возможность ориентировать формы и методы образования и воспитания в соответствии с различными периодами социализации индиви­да позволяет полнее обеспечить дифференцированный подход к организации образования и воспитания, придать социализа­ции более управляемый характер.

Адаптивно-развивающаяся модель социализации на основе механизма освоения новых социальных ситуаций ориентирует на формирование творческой, мобильной личности, что особо важно в период кардинальных перемен во всех сферах жизни общества.

Предложенная концепция рассматривает социализацию как процесс, длящийся всю жизнь человека, что создает предпо­сылки для научной организации непрерывного образования и воспитания. Учитывая, что успешная социализация позволяет обеспечить такое развитие и взаимодействие человека и обще­ства, которое в наибольшей степени направлено на самореа­лизацию индивида, обеспечение взаимодействия между людь­ми посредством социальных ролей, а также сохранения обще­ства путем передачи новым членам ценностей и образцов по­ведения*, можно определить такие функции образования:

1. Вместе с другими институтами социализации способство­вать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации.

2. Влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма лично­сти.

3. Вместе с воспитанием выступать важнейшими средствами реализации и оптимизации процесса социализации как целе­направленного управления процессом развития личности. Они составляют механизм процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание усло­вий для целенаправленного систематического развития чело­века как субъекта деятельности, как личности и индивидуаль­ности и составляет то главное, что придает образованию и воспитанию гуманистический характер. Социализация же, в свою очередь, приобщая индивида к социокультурным ценно­стям, создает практическую среду, духовное и предметное пространство образования и воспитания, придавая им тем са­мым реальное жизненное содержание.

,гЯМ': Смелзер Н. Дж. Социология // Социологические исследования. — 1991. - N 6. - С.132.

В заключение следует подчеркнуть, что адаптивно-разви­вающая модель социализации опирается на знания о социаль­ных механизмах адаптации человека, критериях и методике оценки эффективности ее протекания. Регулярные конкрет­но-социологические замеры результативности протекания адаптации позволяют корректировать ход процесса социализа­ции, оказывая управляющие воздействия на сами механизмы социализации — образование и воспитание.

РЕЗЮМЕ

1. Адаптация человека представляет собой сложное соци­ально обусловленное явление, для которого характерно диа­лектически противоречивое единство трех уровней адаптивно­го поведения человека: биологического, психологического и социального при ведущей, определяющей роли последнего.

2. Адаптация представляет собой вызванную изменениями во взаимодействии человека и окружающей его среды дея­тельность по оптимизации этого взаимодействия посредством проводимой на основе оценки характера изменений коррек­ции поведения человека и окружающей среды.

3. Адаптация является составным элементом механизма со­циализации, протекающей как совокупность адаптаций к раз­нообразным жизненным ситуациям, в ходе которых накапли­вается социальный опыт, осваиваются нормы и ценности. Ка­ждая адаптация обогащает социальный опыт человека, делает его более социализированным, что, в свою очередь, облегчает последующую адаптацию человека. В этом суть адаптивно- развивающей модели социализации.


4. С помощью адаптивно-развивающей модели социализа­ции открываются дополнительные возможностей для коррек­ции содержания и форм образования как одного из механиз­мов социализации. Во-первых, появляется возможность соче­тания в образовании совокупности биологических, психологи­ческих и социологических знаний, исходя из ориентации на целостного человека, с учетом конкретных состояний и от­клонений на каждом из уровней его социализации. Во-вто- рых, поскольку модель социализации охватывает все сферы жизнедеятельности индивида, это позволяет группировать со­держание и объем знаний, необходимых для успешной адап­тации в разных сферах жизни, определяя содержание и фор­мы обучения на разных уровнях системы образования. В- третьих, возможность соотносить формы и методы образова­ния с периодами социализации индивида позволяет осуществ­лять образование дифференцированно и конкретно. В-четвер­тых, социализация на основе адаптивного освоения новых жизненных ситуаций ориентирует на формирование творче­ской, мобильной личности, что особо важно для периода ра­дикальных перемен в обществе. В-пятых, концепция рассмат­ривает социализацию как процесс, длящийся всю жизнь чело­века, что создает предпосылки для организации непрерывного образования и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

Айдаралиев А. А., Максимов А. Л. Адаптация человека к экс­тремальным условиям: Опыт прогнозирования. — Л.: Наука. 1988.

К а л а й к о в И. Цивилизация и адаптация. — М.: Прогресс. 1984.

Луговий В. І. Педагогічна освіта в Україні: структура, функціювання, тенденції розвитку. — К.: МАУП, 1994.

Лукашевич Н. П. Производственная адаптация молодежи: сущность, структура, функции. — К.: Изд-во УСХА, 1990.

Лукашевич Н. П. Теория социализации как методологическая основа социальной работы с молодежью. В кн.: Молодежная политика: опыт, пробле­мы, перспективы. 4.1. — К.: УНИИПМ, 1992.

П е т к о в А. Личност и психична адаптация. — София: Наука и изкуство, 1987.

Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. — М.: Феникс, 1994.

Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И.Царедворцева. — М.: Мысль, 1975.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.