КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекиия 8 2 страница
К характеристикам, непосредственно вытекающим из этих методологических посылок, на наш взгляд, можно отнести следующие. Прежде всего, социальная адаптация является непрерывным (в понимании неиссякающим, никогда не завершающимся полностью) процессом. Это свойство социальной адаптации обусловлено непрерывностью трудовой деятельности человека по развитию средств производства для удовлетворения существующих и порождения новых потребностей, в свою очередь, требующих для своего удовлетворения новых средств производства. Происходящие в результате изменения, развитие социальной действительности всегда с необходимостью требуют адаптации к ним человека, расширения его знаний о мире. Сказанное, однако, не означает, что адаптация должна протекать все время с одинаковой интенсивностью. Ведь обусловливающие ее изменения социальной действительности также имеют характер: моменты скачкообразного нарастания новизны сменяются периодами постепенного, иногда малозаметного количественного накопления новых элементов. Различается и степень познания этих изменений. Таким образом, социальна адаптация, продолжающаяся всю жизнь человека, носит прерывистый характер. Периоды повышенной интенсивности адаптации соотносимы с оживлением социальной деятельности общества. Сменяющие их периоды невысокой интенсивности отражают замедление социального прогресса, при этом ее минимум соответствует застою в общественной жизни, в науке и образовании. Вместе с тем взаимодействие общественных перемен и социальной адаптации неоднозначно. Последняя, в свою очередь, также может оказывать воздействие на осуществление этих перемен. Так, основанные на знаниях адекватные представления о сущности и механизмах социальной адаптации и основанное на них научное управление этим процессом позволяют ускорить осуществление инноваций в социальной действительности в то время, как при стихийном протекании социальной адаптации новые явления пробивают себе дорогу в жизнь с большими трудностями. Отсюда вытекает роль образования в преобразовании социальной среды. Наряду с непрерывностью, существенно значимым признаком социальной адаптации является ее неразрывная связь с трудовой деятельностью. Они тесно взаимосвязаны, взаимно обусловливают и взаимно определяют друг друга. Для подтверждения сказанного проанализируем характер этой взаимосвязи. За исходную ситуацию анализа возьмем момент оптимального взаимодействия человека и социальной среды, проявляющегося в эффективной социальной (предметной) деятельности, отвечающей интересам как личности, так и социальной среды. Изменения хотя бы с одной стороны взаимодействия, нарушают сложившееся соответствие, что требует коррекции с целью оптимизации взаимодействия. На достижение этой цели и должна быть направлена социальная адаптация, завершающаяся с ее реализацией. Понимая процесс адаптации как специфическую адаптивную деятельность человека, выясним двигательные пружины этой деятельности, т.е. обусловившие ее потребности. Здесь необходимо, думается, вести речь о потребностях двоякого рода. С одной стороны, это потребность в конкретном виде деятельности, а также в коррекции этой деятельности для достижения оптимального взаимодействия. С другой, — изначально присущие человеку ориентировочные потребности, о которых ранее уже шла речь. Этот вид потребности актуализируется вследствие элемента новизны ситуации, осознания ее индивидом. Как видим, и те, и другие потребности актуализировались вследствие реальных изменений в сфере предметной социальной деятельности и изменения уровня знаний о ней. Причем, воздействие их на индивида носит общий, совместный характер. И в этом плане их взаимовлияние, взаимодействие определяет, во-первых, структуру адаптивной потребности, и, во-вторых, содержание адаптивной деятельности, обусловленные этой результирующей потребностью. Под воздействием адаптивной потребности (структурно состоящей из корректирующей и ориентировочной потребностей) осуществляется полимотивационное (т.е. под общим воздействием потребностей каждого вида) формирование на основе анализа знаний и в соответствии с образованностью индивида в его сознании общей цели и программы адаптивной деятельности. Целью при этом является оптимизация взаимодействия индивида и среды в новых условиях. А программа предусматривает ориентацию и оценку этих условий (адаптивной ситуации), а также коррекцию поведения личности и социальной среды для достижения оптимизации их взаимодействия. В результате согласуются интересы личности и социальной среды и на этом новом уровне согласования продолжается социальная деятельности по удовлетворению новых потребностей. Таким образом, мы пришли к пониманию социальной адаптации как обусловленной изменениями социальной реальности специфической адаптивной деятельности человека по оптимизации в ответ на эти изменения взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Структура адаптивной деятельности при этом включает в себя оценку характера и значимости изменений, а также осуществляемые на этой основе необходимые коррекции поведения личности и преобразование окружающей среды. Социальная адаптация (адаптивная деятельность) включает в себя совокупность одновременно протекающих видов деятельности. С одной стороны, это обусловленные ориентировочными потребностями познание изменений в предметной деятельности, установление для этого необходимых эмоциональных контактов и отношений, а также оценка на этой основе личной и общественной значимости происшедших изменений. С другой, — осуществляемая в диалектическом единстве с оценочной деятельностью (и на ее основе) коррекция поведения личности и ее предметная деятельность по преобразованию окружающей среды. Отметим, что обе стороны социальной адаптации опираются на образование как в познании и оценке изменений в сфере предметной деятельности, так и в осуществлении самой предметной деятельности, взаимодействии с окружающей средой. Из понимания единства ориентировочной и предметной деятельности логично вытекает объяснение затруднений социальной адаптации в условиях современного этапа научно-тех- нической деятельности масштабами, типом и значимостью происходящих в ней перемен, которые вызывают трудности в познании и оценке личностью общественной значимости этих перемен, а также в выработке программы адекватной коррекции взаимодействия личности и среды. Помочь преодолеть эти трудности призваны образование и воспитание. Вместе с тем, говоря о социальной обусловленности адаптивной деятельности, не следует ее понимать лишь как жестко детерминированную внешними причинами деятельность личности, не оставляющую возможности самой личности влиять на ее протекание и результаты. В действительности личность имеет весьма широкие возможности для такого влияния. Так, в том, каким способом человек осуществляет адаптивную деятельность, определяющую роль играют его природные силы. Представляя собой хотя и очеловеченные, но биологически детерминированные свойства в виде особенностей зрения, слуха, обоняния, вкуса, биологических, анатомических и других свойств индивида, они являются предпосылками как для психической, так и социальной адаптации. Причем, общее состояние организма человека может оказывать влияние на социальную адаптацию в довольно широком диапазоне — от хорошего самочувствия в процессе преодоления трудностей адаптации до общей усталости, вялости и даже отказа от адаптации в случае, если характер адаптивной деятельности превышает природные возможности человека. Однако не следует и преувеличивать, абсолютизировать влияние биологического в человеке на его социальную адаптацию. Ведь, будучи проявлением высших психических функций человека, она не является ни функцией генов, ни физиологией нейронов. Поэтому объяснение социальной адаптации человека, исходя из его биологии, означало бы навязывание духовных свойств всей материи, смешение категорий материи и сознания. Воздействовать на ход социальной адаптации биологическое в человеке может только благодаря его психике. Определенное влияние на социальную адаптацию оказывает также уровень психической организации индивида. Прежде всего на характере протекания социальной адаптации сказываются индивидуальные психические признаки личности, проявляющиеся в специфике чувств, эмоций, воли, внимания, мышления, воображения и т.д. Они обогащают процесс социальной адаптации, придавая ему разнообразное сочетание эмоциональных оттенков. В зависимости от свойственного индивиду темперамента социальная адаптация приобретает такие динамичные особенности, как интенсивность, скорость, темп и ритм. Интегральное влияние на ход социальной адаптации оказывает характер личности. Меры сочетания в нем таких, например, черт как пытливость, любознательность, общительность, замкнутость, ответственность, недобросовестность, трудолюбие, ленность и др. черт могут накладывать отпечаток на эффективность процесса социальной адаптации, снижая или повышая его результативность. Необходимо подчеркнуть, что цель и программа социальной адаптационной деятельности также формируются на психологическом уровне адаптации. Однако, чтобы не переоценить влияние психики человека на его социальную адаптацию, следует не забывать, что роль психического в этом процессе сводится в основном к обоснованию, мотивации и приданию процессу личностной специфики. Тогда как причины, вызывающие социальную адаптацию и определяющие ее сущность, лежат в сфере социальной действительности. Что касается широкого подхода к пониманию социальной адаптации, то в его основе лежит понимание детерминированности всех уровней адаптации человека — биологического, психологического и собственно социального. В таком контексте социальная адаптация рассматривается как вид взаимодействия личности (или социальной группы) с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания его участников и которое включает в себя остальные уровни взаимодействия: биологический, психологический и т.д.[81]. Такое определение, хотя и предполагает в качестве его главного аспекта отражение диалектического единства и противоречивости биологического, психического и социального в адаптивной деятельности человека, в то же время недостаточно, на наш взгляд, четко очерчивает характер и масштабы социальной адаптации как вида взаимодействия человека и среды. Это создает основу как для неоправданно, по нашему мнению, "зауженной", так и слишком расширенной трактовки этого понятия. Например, И.Калайков, рассматривая социальную адаптацию как "форму социального движения", включает в число ее компонентов производительные силы, сознание, познание, формирование потребностей воспроизводства жизни и продолжения рода[82]. С этим трудно согласиться, поскольку объем адаптивной деятельности человека не равен объему его социальной деятельности. Точно так же и формирование человека не ограничивается только социальной адаптацией — лишь одним из его элементов. На наш взгляд, социальная адаптация и в широком понимании имеет вполне определенный объем и конкретную специфику содержания присущей ей деятельности. Действительно, биологическая организация человека является той основой, на которой строится как его психическая, так и социальная деятельность, в том числе и адаптивная. В то же время сама биологическая адаптация либо возникает под воздействием наследственного механизма человека, подкрепленного психической адаптацией, либо мотивируется его психикой в процессе соответственной адаптации. И в том, и в другом случае причины, детерминирующие и биологическую, и психическую адаптацию носят социально обусловленный характер. Кроме того, и сам человек является продуктом социальных отношений. Другими словами, и биологическая, и психологическая адаптации — явления социально обусловленные, и в этом понимании их можно называть "социально-биологическая", "социально-психологическая" адаптация. Причем, детерминированные социальными причинами, явления обеих видов адаптации имеют социальный характер. С этих позиций социальная адаптация (в широком смысле), включающая в себя социально обусловленные биологическую и психологическую адаптации, а также собственно социальную является ничем иным, как адаптацией человека в целом. Однако, взаимодействие биологического, психологического и социального уровней в адаптации человека не является односторонне направленным. Оно носит неоднозначный, сложный, диалектически противоречивый и в то же время целостный характер. Конечно, в силу социальной обусловленности потребностей (в том числе и биологических), которые мотивируют адаптивную деятельность людей, всякая адаптация человека не может не носить социальный характер. Вместе с тем в ней присутствует и специфически человеческое биологическое. Как биологические, так и социальные потребности отражаются в психике человека в виде сугубо человеческой мотивации его адаптивного поведения. Следовательно, адаптация человека предстает целостным биопсихосоциальным процессом. Думается, что такая трактовка адаптации наиболее полно соответствует пониманию человека не только как совокупности всех общественных отношений, но и как непосредственно природного существа. Посредством трудовой деятельности человек осуществляет, регулирует и контролирует особую форму обмена веществом, энергией, информацией, протекающего в процессе адаптации человека к окружающей среде. На основе социальной адаптации само общество производит человека как человека, а человек, в свою очередь, производит общество. Тем самым социальная адаптация является базой, на которой осуществляется обогащение человека новым социальным опытом, а также социальной и природной действительности в целом. Таким образом, социальная адаптация не только является как бы связующим звеном между социальной сущностью человека и общественной действительностью. Она способствует также развитию и обогащению социальной среды и социальной природы человека. При этом сама социальная адаптация развивается и совершенствуется под их влиянием. В этом — одно из главных проявлений диалектики взаимоотношений человека и социальной среды через социальную адаптацию. В целом же адаптация как природное свойство человека многофункциональна. Во-первых, она является необходимым условием и одновременно средством оптимизации взаимодействия человека с природой и социальной средой. Во-вторых, способствует развитию человека и совершенствованию окружающей среды. В-третьих, посредством адаптации формируется социальная сущность человека. В-четвертых, адаптация является необходимой для овладения любым из существующих видов деятельности. В совокупности все это позволяет видеть в адаптации один из основополагающих, сущностных признаков человека, рассматривать адаптацию как основное условие и механизм человеческой жизнедеятельности. В завершение исследования социальной адаптации человека в широком понимании рассмотрим соотношение ее с родственным понятием социализация. Исследователи проблемы адаптации личности по-разному оценивают связь, соотношение, зависимость, понятийные границы процессов адаптации и социализации личности. Большинство авторов единодушны в одном: процессы социализации и адаптации, несомненно, связаны между собой, влияют друг на друга и находятся в определенных соотношениях. В остальном точки зрения авторов группируются по двум направлениям. Исследователи первой группы" придерживаются взглядов на адаптацию как на составную часть, элемент, вклад в социализацию. Так, И.А.Милославова считает, что "социальная адаптация — это только часть или момент социализации"[83]. Подобная точка зрения нередко встречается и у западных социо- *** логов. Противоположная позиция, т.е. понимание адаптации как понятия более широкого, чем социализация, свойственна прежде всего авторам, рассматривающим адаптацию как сущность и субстанцию жизни, которая на уровне адаптации человека осуществляется с помощью двух программ наследования: биологической и социальной*. Представители этой группы считают, что более глубоким социальным процессом есть адаптация, а социализация является формой адаптации, ее частью. Например, Т.Шибутани полагает, что, "хотя социализация часто рассматривается как постепенное накопление навыков, более плодотворно смотреть на нее как на непрерывную адаптацию живого организма к его окружению"**. "Социализация, — это продолжающийся всю жизнь процесс адаптации к новым условиям, — считает он, рассматривая при этом социализацию как прерывистый процесс, состоящий из ряда приспособлений личности к определенным социальным группам. Как видим, расхождение в позициях обеих групп связаны со сравнением объемов этих понятий. Однако этим не исчерпывается характер взаимоотношений между ними. В действительности он гораздо сложнее, что требует дополнительных исследований. Будучи определенным конкретными историческими и социально-экономическими условиями общества, процесс социализации не есть механическое принятие индивидом готовой социальной "формы". Индивид, выступающий как "объект" социализации, является в то же время "субъектом" общественной активности, творцом новых общественных форм. Поэтому социализация протекает тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности. С этих позиций под социализацией мы понимаем процесс становления личности как общественного существа, в ходе которого складываются многообразные связи личности с обществом, усваиваются ориентации, ценности, нормы, происходит развитие личностных свойств, формируется активность и целостность личности, приобретается социальный опыт, накопленный человечеством за весь период развития. Сравнивая предложенное нами понимание социализации и социальной адаптации в широком смысле (т.е. адаптации человека в целом), нельзя не отметить тесную связь и ряд как общих, сходных, так и различных черт. Сходство процессов обусловлено, по нашему мнению, следующим: человеческий индивид является как объектом, так и субъектом обоих процессов; оба процесса совершаются под воздействием всех основных сфер общественной жизни — материального производства, духовной культуры, социального управления, педагогической деятельности, образования и др.; важными элементами этих процессов являются приобретение информации об окружающей среде и установление положительных социальных связей и отношений в ней. Различия процессов социализации и адаптации вызваны следующим. Человек вступает в них на различных уровнях своего развития. Указанные процессы различаются по глубине воздействия на человека — социализация — более длительный, непрерывный процесс, тогда как адаптация связана с изменениями среды и длится до момента достижения свободного функционирования в среде. Социализация — процесс вхождения личности в социальное общество в целом через приобретение социального опыта человечества; адаптация — процесс вхождения личности в конкретную социальную общность через усвоение социального опыта этой общности и использование накопленного ранее социального опыта. Социализация охватывает освоение жизнедеятельности индивида в целом, в то время, как адаптация — освоение конкретной жизненной ситуации в той или иной сфере жизнедеятельности. Проанализировав проделанное сравнение, мы пришли к заключению, что в зависимости от степени завершенности в процессе социализации необходимо выделить определенные этапы, отличающиеся различными уровнями социализирован- ности индивида. Сопоставляя выделяемые в исследованиях периоды социализации с полученными нами показателями интенсивности адаптации в различные периоды жизни адаптирующихся, мы пришли к выводу о наличии существенных различий в интенсивности адаптации на каждом из уровней социализации. Оказалось, что адаптация и социализация имеют тенденцию повышать активность протекания от этапа к этапу. Для успешной адаптации личности необходим определенный уровень социализации. Чем выше уровень социализации, тем успешней, активней происходит адаптация. Протекают эти процессы тоже одновременно в ходе дальнейшего образования и воспитания, развития и совершенствования личности. В диалектическом взаимодействии находятся функции социализации и адаптации. Так, на определенном уровне социализации во взаимодействии личности и среды возникает момент динамического равновесия, согласования норм и традиций среды и поведения человека. Возникшее новое, создавая противоречие между уровнем социализации личности и требованием нетрадиционного поведения в ответ на изменения среды, нарушает это равновесие и мотивирует адаптационное поведение. В ходе адаптации это противоречие снимается, причем в этом "участвует" и социализация, правда, тоже в снятом виде в адаптационных возможностях социализированного в той или иной степени индивида. С завершением адаптации, когда "новое" становится "привычным", оно в виде новых, освоенных в процессе адаптации знаний, умений, привычек, закрепляется в новом, более высоком уровне социализации индивида, соответствующем изменившейся социальной среде. Достигнутый уровень социализации позволяет индивиду свободно функционировать в этой новой, изменившейся среде, опираясь на новый, более высокий уровень своих адаптационных возможностей. При этом дальнейшее функционирование, как и освоение следующей адаптационной ситуации, будет осуществляться более эффективно, чем прежде, обеспечивая тем самым безграничность и непрерывность развития личности и преобразования, совершенствования среды. Такое понимание взаимосвязей и взаимопереходов процессов адаптации и социализации легло в основу разработки адаптивно-развивающей концепции социализации*. Ее сущность состоит в рассмотрении социализации как длящегося всю жизнь человека его взаимодействия с окружающей средой путем (посредством) сменяющих друг друга адаптаций в каждой из сфер жизнедеятельности. Всякая адаптация как особая См.: Лукашевич Н. П. Теория социализации как методологическая основа социальной работы с молодежью. В кн.: Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы. 4 1.— К.: УНИИПМ, 1992. — С.84-85. 13-2235 193 деятельность человека по освоению очередной новой социальной ситуации (субъективно новой для конкретного индивида) прибавляет ему социального опыта (объективно существующего как элемент культуры этого общества) и тем самым увеличивает уровень его социализации. Последующая адаптация индивида, опираясь на новый, более высокий уровень его социализации, протекает эффективнее, позволяя ему быстрее подниматься на очередную ступеньку социализации и т.д. В ходе совокупного взаимодействия индивида с социальной средой (а следовательно, и воздействия индивида на общество в направлении удовлетворения своих социальных потребностей) осуществляются перемены в обществе в сторону большей ориентации на человека, совокупность его социальных интересов. Таким образом, реализуется вторая сторона неразделимого процесса социализации — социализация общества. Очевидно, что социальная адаптация и социализация — неразрывные в своем дополняющем друг друга единстве процессы, имеющие в основе (как и всякое взаимодействие в природе) обмен информацией, энергией и веществом, но отличающиеся друг от друга как содержательными, так и временными параметрами. Думается, что изложенная концепция социализации создает предпосылки для наиболее полного и адекватного раскрытия места и роли образования в процессе становления личности, позволяет скорректировать (в чем-то по-новому определить) цели и функции образования и воспитания на современном этапе развития нашего общества. Прежде всего следует учесть, что адаптивно-развивающаяся концепция социализации опирается на взаимодействие биологического, психологического и социального механизмов адаптации, что позволяет ориентироваться в содержании образования на знания о человеке, необходимые индивиду для успешной адаптации на разных уровнях социализации. Эта модель социализации охватывает все сферы жизнедеятельности индивида, что дает возможность группировать содержание и объем знаний, необходимых для адаптации в разных сферах общественной жизни, определяя содержание и формы обучения на разных уровнях системы образования. К тому же возможность ориентировать формы и методы образования и воспитания в соответствии с различными периодами социализации индивида позволяет полнее обеспечить дифференцированный подход к организации образования и воспитания, придать социализации более управляемый характер. Адаптивно-развивающаяся модель социализации на основе механизма освоения новых социальных ситуаций ориентирует на формирование творческой, мобильной личности, что особо важно в период кардинальных перемен во всех сферах жизни общества. Предложенная концепция рассматривает социализацию как процесс, длящийся всю жизнь человека, что создает предпосылки для научной организации непрерывного образования и воспитания. Учитывая, что успешная социализация позволяет обеспечить такое развитие и взаимодействие человека и общества, которое в наибольшей степени направлено на самореализацию индивида, обеспечение взаимодействия между людьми посредством социальных ролей, а также сохранения общества путем передачи новым членам ценностей и образцов поведения*, можно определить такие функции образования: 1. Вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации. 2. Влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности. 3. Вместе с воспитанием выступать важнейшими средствами реализации и оптимизации процесса социализации как целенаправленного управления процессом развития личности. Они составляют механизм процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности и составляет то главное, что придает образованию и воспитанию гуманистический характер. Социализация же, в свою очередь, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и предметное пространство образования и воспитания, придавая им тем самым реальное жизненное содержание. ,гЯМ': Смелзер Н. Дж. Социология // Социологические исследования. — 1991. - N 6. - С.132. В заключение следует подчеркнуть, что адаптивно-развивающая модель социализации опирается на знания о социальных механизмах адаптации человека, критериях и методике оценки эффективности ее протекания. Регулярные конкретно-социологические замеры результативности протекания адаптации позволяют корректировать ход процесса социализации, оказывая управляющие воздействия на сами механизмы социализации — образование и воспитание. РЕЗЮМЕ 1. Адаптация человека представляет собой сложное социально обусловленное явление, для которого характерно диалектически противоречивое единство трех уровней адаптивного поведения человека: биологического, психологического и социального при ведущей, определяющей роли последнего. 2. Адаптация представляет собой вызванную изменениями во взаимодействии человека и окружающей его среды деятельность по оптимизации этого взаимодействия посредством проводимой на основе оценки характера изменений коррекции поведения человека и окружающей среды. 3. Адаптация является составным элементом механизма социализации, протекающей как совокупность адаптаций к разнообразным жизненным ситуациям, в ходе которых накапливается социальный опыт, осваиваются нормы и ценности. Каждая адаптация обогащает социальный опыт человека, делает его более социализированным, что, в свою очередь, облегчает последующую адаптацию человека. В этом суть адаптивно- развивающей модели социализации. 4. С помощью адаптивно-развивающей модели социализации открываются дополнительные возможностей для коррекции содержания и форм образования как одного из механизмов социализации. Во-первых, появляется возможность сочетания в образовании совокупности биологических, психологических и социологических знаний, исходя из ориентации на целостного человека, с учетом конкретных состояний и отклонений на каждом из уровней его социализации. Во-вто- рых, поскольку модель социализации охватывает все сферы жизнедеятельности индивида, это позволяет группировать содержание и объем знаний, необходимых для успешной адаптации в разных сферах жизни, определяя содержание и формы обучения на разных уровнях системы образования. В- третьих, возможность соотносить формы и методы образования с периодами социализации индивида позволяет осуществлять образование дифференцированно и конкретно. В-четвертых, социализация на основе адаптивного освоения новых жизненных ситуаций ориентирует на формирование творческой, мобильной личности, что особо важно для периода радикальных перемен в обществе. В-пятых, концепция рассматривает социализацию как процесс, длящийся всю жизнь человека, что создает предпосылки для организации непрерывного образования и воспитания. ЛИТЕРАТУРА Айдаралиев А. А., Максимов А. Л. Адаптация человека к экстремальным условиям: Опыт прогнозирования. — Л.: Наука. 1988. К а л а й к о в И. Цивилизация и адаптация. — М.: Прогресс. 1984. Луговий В. І. Педагогічна освіта в Україні: структура, функціювання, тенденції розвитку. — К.: МАУП, 1994. Лукашевич Н. П. Производственная адаптация молодежи: сущность, структура, функции. — К.: Изд-во УСХА, 1990. Лукашевич Н. П. Теория социализации как методологическая основа социальной работы с молодежью. В кн.: Молодежная политика: опыт, проблемы, перспективы. 4.1. — К.: УНИИПМ, 1992. П е т к о в А. Личност и психична адаптация. — София: Наука и изкуство, 1987. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И.Царедворцева. — М.: Мысль, 1975.
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |