КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9 1 страница
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Цели. Изучив данную тему, Вы должны быть в состоянии: 1. Раскрыть сущность феноменов: управление и социальное управление образованием. 2. Обосновать возможности использования известных социологических парадигм управления в своей профессиональной деятельности. 3. Изложить содержание социально-блоковой организации управления образованием. 4. Разбираться в различиях и взаимосвязях основных уровней и видов управления образованием. 5. Самостоятельно выбирать те или иные научные методы управленческой деятельности. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ Управление — неизбежная часть любого совместного труда, любого общественного взаимодействия, относится к одному из древнейших изобретений человечества. Уже в "Ветхом завете" мы находим обоснование необходимости создания определенной управленческой иерархии. Так, Моисей вопрошает: "Как же мне одному носить тягости ваши, бремена ваши и распри ваши?" и сообщает о принятом им решении: "И взял я главных из колен ваших, мужей мудрых и испытанных, и сделал их начальниками над вами, тысяченачальниками, стона- чальниками, пятидесятиначальниками, десятиначальниками и надзирателями по коленам вашим"*. Ныне развитие человеческого общества достигло такого состояния, когда не срабатывают примитивные формы управления. Более того, вдет явный процесс разделения прерогатив системы управления на управление развитием материальной Библия: Пятая книга Моисеева. Второзаконие, 1:12, 1:15. 198 (вещной) и собственно социальной сторон жизни. Первое направление все более автоматизируется (кибернетизируется), второе — довлеет к общественному самоуправлению. Сегодня назначение на руководящие должности, например, образования лучших из лучших учителей, не прошедших школы административной подготовки, — почти нонсенс. Наше отечество с 60-х годов непосредственно занимается решением проблем подготовки управленческих кадров. Так, в 1969 г. в Киевском госуниверситете был создан факультет кибернетики, где изучались различные стороны этой науки, методы и средства использования ЭВМ, системотехника, системное и мультипроцессорное программирование и другие предметы. 1971/72 учебном году были приняты первые студенты на факультет автоматизированных систем управления Киевского политехнического института. В это же время академик М.А.Лаврентьев убеждает общество в том, что неумение специалистов работать с людьми обесценивает любое знание. Начинаются подвижки в пользу подготовки в вузах специалистов-организаторов. В 70-х годах в Киеве создается аспирантура по управлению наукой. В 90-е годы возникла целая система кафедр, факультетов и специализированных высших учебных заведений для подготовки менеджеров в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности. Что же такое управление с научной точки зрения? В строгих философских изданиях можно встретить такое определение этой категории: "Элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качеств специфики, совершенствования и развития есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности"*. Каждый ученый, занимающийся проблемами управления, обязательно Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов.энциклопедия, 1983. - С.704. подчеркивает такие направления этого процесса, как стремление поддерживать устоявшийся стандарт общественного существования и развивать его к определенному общественному идеалу. Для примера сошлемся на В.Г.Афанасьева, одного из теоретиков социологии управления, который пишет: "Под социальным (общественным) управлением понимается воздействие на общество в целом или его отдельные звенья... с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормального функционирования, совершенствования, развития, успешное движение системы к заданной цели"[84]. Кажется, нет ни одной области научных знаний, которая обошла бы вниманием данный феномен. Каждая наука рассматривает его в ракурсе своего интереса, своего инструментария познания. Нас интересует не вообще управление (социальное управление, научное управление), а социология управления. Социология, выполняющая методологическое обеспечение общественных дисциплин, считает управление равноположен- ной среди других важнейших общественных систем, а внутри них — равноположенной среди подсистем. Так, в образовании управление выступает как часть общего и как самостоятельная сфера социальной жизнедеятельности. Социология рассматривает управленческий феномен с различных сущностных основ: во-первых, как социальное явление, во-вторых, как социальный процесс. Мечтой, идеалом общества, притяжением его сознания давно уже являются: всестороннее гармоническое развитие людей; гармония во взаимодействиях, в отношениях между людьми; переход от властного управления к самоуправлению. Общепризнано, что важнейшим фактором достижения целей является образование и воспитание людей. Это обстоятельство убедительно подчеркнул врач-психиатр В.Л.Леви при рассмотрении третьей грани человеческого идеала: "Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы управлять. Управлять, чтобы... Чтобы не управлять. Чтобы быть свободным и дарить свободу"[85]. Таким образом, управление является универсальным способом приближения названных социальных идеалов. Что касается повседневности, то управление как явление предотвращает и разрешает общественные конфликты в связи с производством и распределением материальных и духовных благ с целью их оптимального развития. Итак, управление — это, прежде всего, явление, отражающее оптимизацию развития общества, создающее общественно-исторические предпосылки, исключающие властный характер воздействия на людей. Управление отвечает всем параметрам социального процесса, т.к. содержит социальные действия управленческих структур и их взаимодействие с отдельными индивидами и социальными общностями. Как правило, мы встречаемся с двумя сторонами социального процесса: технологической и социологической. Это естественно: управление не претендует на изменение состояния объекта. Технологическая сторона социального процесса проявляется в выработке целей, программ и планов, в построении модулей повышения эффективности управленческой деятельности и т.п., социологическая выступает как искусство реализации технологических "заготовок". Искусству управления свойственно свое содержание, проявляющееся в методах, приемах, средствах воздействия на индивидов, социальные группы, коллективы и взаимодействия с ними. Оно выражается в различных формах. Например, в системе образования — при разборе проведенных уроков, в ходе встреч за "круглым столом", посредством публикации нормативных документов, обсуждении вопросов на собраниях, конференциях и съездах субъектов образования и т.д. И технологическая, и социологическая стороны управленческой деятельности базируются на фундаментальных ценностях, свойственных системе управления в целом: — знании законов развития и функционирования общества и данного социального института; — понимании тенденций, определяющих основные способы разрешения проблем; — учете интересов индивидов и социальных общностей как субъектов данного социального института. Таким образом, во-первых, управление общественной жизнью — объективная потребность развивающегося социального организма на макро- и микросистемном уровнях. Во-вторых, Управление как важнейший фактор жизни общества является мультинаучным объектом. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ Американский философ и историк Томас Кун в 1962 г. опубликовал свой труд под названием "Структура научных революций". В предисловии к книге он обратил внимание на различия, существующие в этосах ученых общественных и естественных наук. Первые отличаются особой ожесточенностью в спорах по тем или иным вопросам научных знаний, т.к. не встречают основательных преград на пути авторского толкования различных социальных феноменов. Универсальным средством для революционного преодоления существующего положения может быть то, что Кун назвал "парадигмой". "Под парадигмами, — писал он, — я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу"[86]. Парадигма по своему научному значению шире теории и нередко предшествует ей. Формирование общепризнанной парадигмы является признаком зрелости науки. Главной движущей силой развития социологической науки, по мнению Дж. Александера, является соперничество внутри дисциплины между последователями различных школ, течений и традиций. Источником же, побуждающим к движению, выступает постоянно изменяющийся мир. Динамизм общественной жизни, разнообразие способов отражения одного и того же социального явления и прочие факторы делают социологию многопарадигматической наукой. Американский ученый Дж. Ритцер пришел к выводу, что в западной социологии одновременно функционируют три основные парадигмы: фак- туалистская, дефиционистская, бихевиористская[87]. Фактуали- стскую объединяют концепции структурного функционализма и социального конфликта. К дефиционистской относят теоре- тико-методологические направления символического интерак- ционизма, феноменологической социологии, этнометодоло- гии. К парадигме социального бихевиоризма принадлежат концепции социального обмена и бихевиористской социологии. Все они непосредственно сказываются на разработке социологических парадигм управления. В западной социологии управления принято выделять два уровня знаний: теории социального управления; прикладные теории организации и управления. К теории социального управления принадлежат такие концепции, как революция менеджеров (гипотетическое допущение того, что формальный контроль за собственностью и ее развитием отныне принадлежит управленческому и техническому персоналу), социальная ответственность бизнеса, промышленная демократия, человеческие отношения и другие. Прикладные теории организации и управления обеспечивают научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления, анализу и обоснованию решений, применению новейших приемов социально-психологического воздействия на поведение рабочих и служащих, на трудовые и ученические коллективы. Общей теории управления нет. Методологическую функцию управления наряду с теориями, построенными на системе современного знания, выполняют и те, что были новинкой конца XIX — начала XX столетия. Социологию управления также относят к числу по- липарадигмальных. Рассмотрим одну из социологических парадигм управления, известную как школа социальных систем, родоначальником которой считается профессор Людвиг фон Берталанди. Именно он в 1937г. выдвинул идею общей теории систем, получившей обоснование под влиянием концепции структурно-функцио- нального анализа Т.Парсонса и Р.Мертона и концепции социального бихевиоризма. Наиболее видным представителем школы социальных систем считается Честер Барнард. Свой метод целостной теории организации и управления он называл комплексным, основанным на применении философии, политических наук, экономики, социологии, психологии, физики. Всякая организация, по его убеждению, выступает в качестве "системы сознательно координирующей деятельности двух или более лиц". Ему принадлежит выявление сущности мотивации деятельности людей, которая материализуется путем достижения "равновесия" между вкладом и удовлетворением в пользу последнего. Барнард подчеркивал: "Если каждый человек получает обратно только то, что он вкладывает, то отсутствует стимул, т.е. для него нет чистого удовлетворения сотрудничеством. То, что он получает обратно, должно давать ему преимущества в виде удовлетворения, что почти всегда означает выгоду, однако не в той форме, в которой он делает свой вклад"[88]. Барнарду принадлежит разработка "общих стимулов", влияющих на поведение человека в общественной организации. К ним относятся: — привлекательность, присущая работе; — условия труда, соответствующие взглядам и навыкам работы данного лица; — возможность ощущать личное участие в ходе трудовых коллективных событий; — возможность общения с другими лицами, соответствующего представлению индивида относительно норм товарищества и взаимной поддержки. Ему же принадлежит оригинальный взгляд на планирование, подразделяемое по типам: — функциональное (поддержка организационной системы); — "эволюционное" (достижение стратегических целей путем решения промежуточных задач). Д.М.Гвишиани, анализируя системную социологическую парадигму управления, выявляет практическую значимость ее методологической насыщенности. "Системная методология, — указывает он, — представляет собой наиболее упорядоченную основу для управления сложными сферами взаимосвязанной деятельности, позволяя вскрывать и анализировать составляющие систему компоненты и последовательно сочетать их друг с другом"[89]. По своей сущности системный подход концентрирует усилия всей системы управления на узловых вопросах ее функционирования: — формулирует цели и выясняет их иерархическую сопряженность до начала какой-либо деятельности, связанной с управлением, в частности, с принятием управленческих решений; — определяет возможности получения максимальной эффективности в смысле достижения поставленной цели при минимальных затратах путем сравнительного анализа альтернативных средств и методов достижения цели и осуществления соответствующего выбора; — выстраивает количественную оценку (квантификация) целей, методов и средств их реализации как слагаемых результативности возможной и планируемой деятельности*. При использовании данной парадигмы задача сводится к интеграции системообразующих элементов. Однако окончательное ее решение возможно, если управляющая организация в своей деятельности будет придерживаться основных положений системного анализа. Любая социологическая парадигма управления не может рассчитывать на всеобщность, всеядность и исключительность. Да и управленческая система, стремящаяся к поиску эффективных путей своей деятельности, заинтересована в наличии иных научных подходов. Их альтернативность будоражит управленческую фантазию, создает банк для выбора идей, соответствующих реалиям. С этой точки зрения определенный методологический интерес представляет концепция ситуационного подхода Р.Моклера. По методу ситуационного подхода написаны работы Д.Миллера, М.Старро и других исследователей. Этот метод завоевал одно из ведущих положений в американской теории организации и управления в 70-е годы. Ситуация означает такое сочетание условий и обстоятельств, которые создают новую обстановку. Решение ее невозможно на основе общих "матриц" управления, а предполагает применение конкретных, адекватных средств. С этой точки зрения ситуационная теория ориентирует управленческие структуры на следующие этапы профессиональной деятельности: — осуществление диагноза ситуации для определения главных проблем, формулирования управленческих целей и выявления принципиальных путей к ним; — изучение характеристик ситуации и отделение факторов, непосредственно влияющих на принятие решений; — разработка альтернативных курсов действий; — оценка каждой альтернативы и определение той из них, которая наилучшим образом соответствует требованиям ситуации; — перевод намеченного плана в конкретный курс действий, эффективный с точки зрения целей данного производства, заведения и пр. Такой ситуационный алгоритм обеспечивает рационализацию управленческой деятельности. Концепция Моклера не противопоставляется системному подходу, а лишь приземляет его, ориентируя вместо универсальных свойств любых систем управления на более конкретные свойства организационного, информационного и другого порядка. Кроме того, концепция ситуационности оперирует категориями парадигмы системности. А это означает, что она органически связана с последней, в определенной мере дополняет ее, повышает методологическую значимость[90]. Таким образом, содержание социологических парадигм включает несколько научных взглядов, концепций или теорий, построенных на единой методологической основе, с использованием единых научных категорий. Методологическая и понятийная оснащенность гарантируют их научное признание и долговечность. БЛОКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Социология управления рождена как синоним понятия менеджмент, которое употреблялось только в связи с развитием бизнеса. Начиная с 70-х годов это понятие широко используется уже в связи с исследованием системы управления неделовых организаций, таких как здравоохранение, наука, образование и т.п. Это внесло в него новую качественную характеристику. Аналитики социологии управления стали все более склоняться к тому, что категорическим императивом современного общества должна выступать не непосредственная выгода, а "этика благоразумия", ибо управление, базирующееся на принципах производственно-трудовой рациональности, входит в конфликт с реально господствующей в обществе поведенческой мотивацией. Такой подход более всего приемлем для социальных отношений системы образования. Иначе не может и быть: образование — один из немногих социальных институтов, который чутко улавливает и реализует мотиваци- онный настрой общества, особенно подрастающего поколения. Управленческая сфера адекватно реагирует на этот императив. Отсюда проистекает гуманистическая сущность и демократичность в управлении образованием, противодействие силе бюрократизма как неизбежного спутника любой организационно-управленческой системы. Социология управления образованием — составная часть общих научных и эмпирических знаний об управлении обществом и самостоятельная область знания о системе социального действия и социального взаимодействия (социальных отношений) управленческих структур с субъектами образования и между собой, а также с внеобразовательными заинтересованными общественными институтами и социальными общностями в целях оптимизации процесса обучения и воспитания детей и юношества, всех специалистов народного хозяйства. Из этого определения следует, что социология управления образованием: 1) исходит из признания приоритета общесоциологического подхода при анализе учебно-воспитательных явлений и процессов; 2) предполагает единство двух противоположностей: управляющего и управляемого блоков. Социальные отношения между ними рассматривают на двух основаниях: субъект- но-объектном и субъектно-субъектном; 3) изучает иерархическую структуру института, соответствующую властному характеру отношений, принципом которых выступает подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим; 4) субъектом научного и эмпирического интереса имеет не только внутриинститутскую социальную организацию и социальные отношения, но и социальные взаимодействия со смежными общественными институтами. Первоочередными среди них, конечно, являются: государство, семья, религия, средства массовой коммуникации. В сфере социологического интереса социологии управления образования находятся внеобразовательные социальные общности, позитивно влияющие на разрешение учебно-воспитательных проблем; 5) в своей основе сориентирована (и это самое главное) на поиск наиболее эффективных возможностей разрешения задач и вопросов, конфликтов и противоречий с целью выполнения ожиданий, возложенных обществом на образование как социальный институт. Социология управления образованием ориентируется на ту непреложную истину, что без наличия социальной организации нет смысла говорить вообще об управлении. Как и социальная организация немыслима без управления. И все-таки это единство-противоположность исключает неопределенность в первоочередности появления "курицы и яйца". Управление начинает действовать сразу же после определения организационной структуры социального института образования. Всякая социальная организация является функционирующим органом. Управление жестко связано с организацией, но не тождественно ей, ибо является деятельностью, а не органом. По отношению к социальной организации оно выступает интегрированной всеобщей функциональной системой. В центре научно-эмпирического внимания социологии управления образованием находится взаимодействие между двумя блоками: управляющим и управляемым. От слаженности их работы зависит успешность сознательного воздействия на образовательно-воспитательные процессы. Важнейшими принципами их благоприятного рабочего состояния выступают: иерархичность, самоорганизация и саморегуляция. Первый узаконивает степень взаимозависимости и взаимоподчиненности. Второй отражает обеспечение живучести системы, подержания ее "общественно озадаченной нормативности". Третий подчеркивает естественный процесс взаимопонимания, взаимоблагоприятствующего сотрудничества без использования "командных стимулов" в социальном взаимодействии субъектов образования. Социально-блоковая организация управления предполагает наличие субъекта и объекта управления. Здесь как субъектом, так и объектом являются люди, объединенные в организационные социальные образования. С одной стороны, — это районные, городские, областные и центральные органы управления. С другой, — учебные заведения различных типов и подсистем образования. Субъектно-объектные отношения в соци- ально-блоковой организации управления возможны при условии признания обеими сторонами единства целей и задач, стоящих перед образованием в целом, а также перед тем или иным типом школы, учебной группы. Одной из сторон социально-блоковой организации управления является выработка модели взаимопонимания между управляющими и управляемыми. Управляющий блок, как правило, ориентируется на создание предпосылок, при наличии которых управляемые принимают "игру", вернее ее правила. Принято считать, что управление выполняет свое общественное предназначение, если наблюдается и постоянно поддерживается состояние солидарности. Однако необходимо понимать "социальную цену" управленческой успешности, построенной на четкости, неукоснительности работы управленческого персонала, подчиненного единому мнению. В своей работе "О разделении общественного труда" Эмиль Дюркгейм писал: "Солидарность, вытекающая из сходств, достигает своего максимума тогда, когда коллективное сознание точно покрывает все наше сознание и совпадает с ним во всех точках; но в этот момент наша индивидуальность равна нулю"*. Дюркгеймовское предупреждение выглядит как индикатор общественной ценности гармоничности, солидарности, взаимопонимания между блоками. Солидарность не ради утверждения всевластия управленческих структур, а ради целей и задач развития личности, ради обогащения общества за счет многообразия творческих индивидуальностей. Проблема упорядочения субъектно-объектных отношений зависит от решения управленческих задач на различных уровнях социальной организации общества или отдельного общественного института. Согласно Т.Парсонсу, социальная система располагается на четырех уровнях организации общества: на первичном, или техническом, где социальные элементы непосредственно взаимодействуют друг с другом; на управленческом, регулирующем тот процесс общего, который совершается на первичном уровне; на институционном (например, школьный совет, педагогический совет и т.п.), где решаются вопросы общего порядка; на социетальном, который недвусмысленно концентрируется в современном обществе в политических сферах. Используя методологию Парсонса, можно вычленить со- циетальный (государственный), самоуправленческий, родовой Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. ~ М.: Наука. — 1991. — С.126. 14-2235 Социетальный уровень управления образованием олицетворяет целостность образования со всей общественной системой: экономической, политической, духовной. Это высший уровень управления. Его установки являются обязательными для последующих подразделений. Общественные цели и идеалы образования, образовательные доктрины, учебные программы и планы, принципы обучения и воспитания — эти и другие нормативные документы и требования относятся к прерогативе данного уровня. На всю систему управления образованием накладывает свой отпечаток практически каждая идеологема, прошедшая экспертизу на социальную целесообразность именно на социетальном уровне. Здесь безусловно испытывается влияние того противоборства, которое происходит в общественном сознании вокруг моделей, построенных на концепциях прогрессивизма и фатализма, научного подхода и ассоционизма. В украинском обществе, как и во всем цивилизованном мире, периодически проявляются авторитетные мнения в пользу то дешколяризации, то сверхшколяризации. Сторонники дешколяризации отстаивают свободное образование, не обремененное контролем со стороны государства и общества, получаемое в досуговой форме. Носители второго мнения настаивают на всестороннем развитии массовых народных школ, ориентируют на непрерывное образование как важнейшую возможность приобщения народа к элитарному характеру культуры. Общественное брожение вокруг идеоло- гем до тех пор деструктивно воздействует на сознание субъектов образования, пока на социетальном уровне не принимается однозначное решение: "быть по сему". По мнению Н.А.Берштейна, на самом верхнем уровне иерархической системы управления вырабатывается "матрица", ведущая программа, которую он назвал "моделью потребного будущего". Самоуправленческий уровень направлен на решение операционных проблем, когда идеи, программы и требования, закрепленные в качестве нормативных, продвигаются к родовым субъектам системы. Дело в том, что социетальный уровень "спускает" их "вниз" как элементы всеобщего, без учета регионально особенного. На этом уровне социетальная нормативность приспосабливается к областной, районной, городской и непосредственно к школьной организации управления образованием. Все эти звенья часто именуются исполнительскими. По своей иерархической расположенности они действительно являются таковыми. А по существу им нельзя не делегировать соответствующего поля самостоятельности. И это объясняется тем, что они разрабатывают и осуществляют различные способы проведения в жизнь мозговых, центральных установок на развитие обучения и воспитания с учетом массы местных факторов, отражающих особенности культурной жизни, общественного и частного производства, демографическое состояние, социальную структуру региона. Институционные структуры типа попечительских, школьных, педагогических, родительских и ученических советов в наибольшей степени отвечают характеру самоуправленческого уровня. Непосредственно в школьном звене все управленческие идеи, программы и конкретные распоряжения проходят через призму, гранями которой являются: материальная оснащенность школы; обеспеченность высококвалифицированным педсоставом; наполняемость классов, учебных групп; развитость системы шефства-спонсорства; трудоустройство выпускников и т.п.
Родовой уровень управления — первичная форма самоорганизации и самоуправления в рамках социального взаимодействия родовых субъектов образования. По существу и содержанию родовой моделью управления является саморегуляция. Это свойство всего биологического мира. В человеческой среде саморегуляция базируется на витальных потребностях и социальных интересах индивидов и их совокупностей. Саморегуляция здесь выступает как процесс естественного самонаведения на приемлемые способы разрешения противоречий. Пониманию сути и содержания родового уровня управления образованием помогают "Правила, относящиеся к объяснению факта", разработанные Э.Дюркгеймом. В нашем контексте следует обратить внимание на следующие суждения. Первое: "Если общество есть лишь система средств, установленных людьми для достижения определенных целей, то эти цели могут быть только индивидуальными, так как до общества могли существовать только индивиды. От индивида, стало быть, исходят идеи и потребности, определившие формирование общества, а если от него все идет, то им непременно все должно и объясняться". И второе: "Исходными причинами коллективных представлений, эмоций, стремлений являются не состоя- 211 ние сознания индивидов, а условия, в которых находится социальное тело в целом"[91]. В системе образования саморегуляция как управленческий процесс основана на чувственном и осознанном стремлении к личной цели через недопущение или приемлемое для обеих сторон решение возникающих конфликтных ситуаций между учащимися и обучающим. Ведущим агентом саморегуляции являются: на чувственном уровне — удовлетворение от социального общения; на осознанном уровне — совпадение с личными установками на систему ценностей, которые в главном соответствуют "модели потребного будущего".
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |