КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекиия 8 1 страница
МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА[75] Цели. Изучив данную тему, Вы должны уметь: 1. Объяснить, что собой представляет процесс адаптации человека, в чем ее сущность. 2. Показать взаимосвязь биологической, психической и социальной адаптации в жизнедеятельности человека. 3. Сравнить процессы адаптации и социализации человека, указать их сходства и различия. 4. Раскрыть суть адаптивно-развивающей концепции социализации. 5. Показать место образования в механизме реализации социализации индивида. АДАПТАЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Возникновение термина адаптация относится ко второй половине XVIII века. Введение его в научный оборот связывают с именем немецкого физиолога Ауберта (Н.АуЬей), который использовал этот термин для характеристики явления приспособления чувствительности органов зрения (или слуха), выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ^ [76] ответ на действие адекватного раздражителя. Вместе с тем широкий интерес к проблеме адаптации человека позволяет говорить о многосторонности, скорее даже, универсальности класса адаптивных явлений. Поэтому важно с междисциплинарных позиций взглянуть на многоуровневое явление еложноорганизованной биологической, психической и социальной природы, выделив в нем социальную обусловленность как ведущую в адаптации человека. Такой подход отражает утвердившийся в качестве ведущего в современной отечественной литературе по проблемам комплексного изучения человека взгляд на человеческую деятельность и поведение, обусловленные взаимосвязью биологических, психических и социальных закономерностей при ведущей роли последних[77]. Однако для осуществления такого интегрированного, комплексного рассмотрения адаптации человека необходимо, прежде всего, дифференцированно рассмотреть каждый из составных элементов, уровней адаптации — биологический, психологический и социальный. Биологическая адаптация человека отражает общую со всеми живыми организмами его биологическую организацию, а также особенное, специфическое биологическое в человеке, имеющем социальную сущность. Большое теоретическое значение для исследования проблем биологической адаптации имеют: положения Ч.Дарвина о том, что адаптации, как и любые другие свойства живого, формируются исторически, а потому являются относительными во времени и пространстве; мысль И.М.Сеченова о единстве организма и среды, взаимодействие которых является необходимым условием возникновения и развития адаптации ("Всегда и везде жизнь, — считал он, — слагается из кооперации двух факторов определенной, но изменяющейся организации и воздействия извне"[78]. Ему принадлежит естественно-научное обоснование теории отражения и связи отражения с адаптацией); понимание А.Ухтомским организма как целостности, его активности во взаимодействии со средой в процессе адаптации, которое стало толчком в исследовании поведенческих механизмов адаптации организмов, привело к раскрытию физиологических механизмов адаптации организма к внешней среде; учение И.П.Павлова, в частности, принцип исторической (эволюционной) детерминированности отношения организма к среде, а также эволюционной детерминированности любой формы реактивности воздействия внешней среды. Живой организм как система, полагал Павлов, существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой, то есть благодаря определенным реакциям живой системы на внешние раздражители, причем у более высших животных эти реакции осуществляются через нервную систему в виде рефлексов. На этой базе возникло стройное учение о приспособлении животных и человека на основе безусловных и условных рефлексов, теории второй сигнальной системы как одного из механизмов социальной адаптации. В процессе дальнейшего развития эти и другие идеи нашли свое применение в исследованиях современной биологии, медицины, экологии и других наук. Как и всякая биологическая система, состоящая из клеток, органов и систем, подчиненных общим законам биологической организации, человек не оторван от биологической жизни, в том числе и от важнейшей формы ее проявления — взаимодействия со средой. В отличие от свойственного неживому пассивного отраже- ния — реагирования _н а внешнйс~возде йст вия, живая "система даже в своей простейшей элементарной форме обладает способностью в известной мере активного избирательного отражения. Благодаря этой способности, она может осуществлять приспособительную деятельность, направленную на сохране- ние целостности системы в условиях постоянно изменяющей- ся среды, на установление равновесия со средой. Мотивом поведения живого "^рганй^їа "*всГ "взаимодействии со средой рассматривается в данном случае потребность в восстановлении равновесия. Так, на основе принципа гомеостаза (гомео- стазиса) стало возможным детерминистское объяснение саморегуляции жизнедеятельности организмов. Под этот принцип подводилось все многообразие приспособительной деятельности. Действительно, гомеостаз охватывает фундаментальный (хотя и не единственный) уровень взаимодействия живого организма со средой, что через посредство естественного отбора закрепилось в качестве механизма сохранения основных констант организма (давление крови, содержание сахара и минеральных солей и др.). Эти механизмы включаются при возникновении неравновесия и направлены на его восстановление. При этом организму приходится ориентироваться на параметры среды, от которых зависит нормальное протекание обмена веществ. Таким образом, направленность на среду относится к реакциям организма, которые И.П.Павлов определил как безусловно-рефлекторные, изначально присущие организму, заложенные в его конструкции и передаваемые по наследству. В таком понимании эта часть биологической приспособительной деятельности присуща и человеку и, несмотря на его глубокую социальность, как бы держит его в плену биологической жизни. Дело в том, что в результате прямой преемственности от животных предков человек унаследовал комплекс реакций и инстинктов, возникших в процессе эволюции: некоторые особенности организма, Ьсзусловные реакции, рожден исГразмножсн не. смерть. Вместе с тем эта общая для всех живых организмов биологическая адаптация, передаваемая по наследству, составляет наиболее консервативную часть в процессе эволюции живого. В своей сущности она способствует стабилизации, сохранению качественной определенности вида. Изменчивость же, приспособление к постоянно изменяющейся среде — это та сторона процесса, которая производит изменения. Эта изменчивость обеспечивалась воздействием на наследственность результатов прижизненного приспособления, научения, выработки условных рефлексов. Аккумуляция, накопление в организме информации об индивидуальном опыте в виде "памяти" (И.И.Шмальгаузен) или "следов" (И.П.Павлов), являющихся результатом испытанных воздействий, расширяет приспособительные возможности, повышает степень активности, обеспечивает его "участие" в биологической эволюции. При относительно неизменных условиях среды организму достаточно имеющихся "следов" для адекватного ответа на ее привычные воздействия. Обмен со средой протекает в рамках, определенных наследственным механизмом организма, практически без адаптивных изменений. Поэтому к собственно адаптации организма будем относить только ту активную часть его приспособительной деятельности, которая в ответ на достаточно новые изменения внешней среды вызывает приспособительную активность организма и направляет последнюю как на преобразование (изменение) самого организма, так и на преобразование среды. Выделение из приспособления ее активной части — адаптации позволит отойти от взгляда на активность организма по отношению к окружающему миру как на производную от заложенного в самой природе живого влечения к равновесию, к тому, чтобы удержать жизнедеятельность на одном и том же стабильном уровне. Тем самым создаются предпосылки для объяснения мотивации активности организма на углубленном теоретическом уровне, что имеет особое значение при рассмотрении психологической и социальной адаптации человека. Анализ биологической адаптации человека свидетельствует, что большая ее часть обусловлена, в первую очередь, структурами, присущими только человеку. Эти структуры проявляются в биологической организации руки, горла, рта и других органов; в биологической организации неокортекса и закономерностях его функционирования; в функциях второй сигнальной системы и др. Подчиняясь биологическим законам, будучи биологическими, эти структуры в то же время являются специфически биологическими, поскольку они определены социальными условиями. Характер труда, трудовой функции и социальной среды стали главными в формировании специфически человеческих биологических образований. Именно труд как целесообразная деятельность человека создал его телесную организацию. Под влиянием труда человек, сохраняя свою биологическую природу, превратился вместе с тем в общественное существо. Следовательно, человеческая действительность вкпочает не только естественные, природные, но и искусственные, "сверхприродные" социальные и культурные факторы. Во многом, порывая ранее существовавшие связи с природой, человек начал выражать свою родовую сущность в создании "сверхприроды", охватывающей "вторую природу", и культуру. Тем самым он в основном освободился из-под эволюционных механизмов, приобрел свою "надбиологическую", социальную сущность. Это внесло существенные изменения и во взаимодействие человека с природой. С этого момента его адаптация приобрела характер не просто приспособления, а также изменения этой среды сообразно собственным потребностям. Возникла необходимость адаптации как самой природы, так и человека как ее элемента к созданной им "второй природе", к продуктам и результатам его культуры. Однако это не дает основания для абсолютизации социального в человеке, такого понимания, будто только социальное является детерминирующим фактором. Для правильного понимания взаимодействия социального и биологического в процессе адаптации, думается, важно учитывать историю возникновения самого человека, динамику изменений в доминировании биологического и социального в процессе развития человеческого общества. Такого рода изменения характерны и для современного этапа научно-технической революции. Воздействуя на социальные и природные условия жизни человека, она способствует появлению у людей новых признаков человечески биологического. Такими признаками можно считать ускоренные темпы физического развития и раннее половое созревание юношества, увеличение средней продолжительности жизни и др. Характерно, что такое воздействие может носить не только положительный, но и отрицательный характер, как благоприятно, так и негативно сказываться на состоянии организации человека. Согласно многочисленным физиологическим экспериментам воздействие негативных факторов среды проявляется не только на биологическом уровне, но и в различных нарушениях морального поведения, привычек, в нейропсихических отклонениях самой разной природы: быстрое утомление, ослабление внимания, сильное колебание настроения и т.п.[79]. Подобные отклонения оказывают существенное воздействие на психологический и социальный уровень адаптации человека. Они свидетельствуют также о том, что в адаптации человека все меньше остается "чисто" биологического, т.е. общего с другими живыми организмами. Возникла потребность в расширении понимания мотивирования адаптационной деятельности живых систем за рамки, ограниченные принципом го- меостазиса, за пределы представлений об организме как инертной системе, выводимой из равновесного состояния только под влиянием внешних толчков. Научные предпосылки для углубленной разработки проблем мотивации биологической (а также, как будет показано выше, психологической и социальной) адаптации возникли в связи с появлением новых методик и технических возможностей изучения функционирования человека. Результаты проведенных исследований привели к выводу, что в такой же, если не в большей степени, как потребность в сохранении основных физиологических констант (обозначим ее как "гомеостатическую") организму свойственна и так называемая "исследовательская" потребность в приобретении новой информации об окружающем мире. Подобно тому, как гомеостатическое приспособление реализуется путем включения ряда физиологических механизмов через возбуждение соответствующих рецепторов, "исследовательское" поведение обусловлено реакцией активизирующей системы высших нервных центров (локализованной в мозговом стволе). Раздражители при этом выполняют две функции — сигнальную (информационную) и активизирующую (энергетическую). Кроме того, обусловливающая "исследовательское" поведение реакция активирующей системы высших нервных центров представляет собой ни что иное, как проявление высшей нервной деятельности мозга, относящейся к сфере психики. Это свидетельствует о наличии диалектической взаимосвязи между биологической и психической адаптацией. Таким образом, диалектическое единство организма и среды проявляется в процессе биологической адаптации через нераздельную связь двух доминант поведения организма при их взаимодействии: во-первых, направленную на сохранение организма как системы и, во-вторых, на обеспечение изучения среды. Сочетание этих двух доминант в приспособительной деятельности присуще всем живым существам, однако их соотношение различно для разного уровня развития живого. Чем выше организм находится на эволюционной шкале, тем значительнее доля "исследовательской" доминанты. Итак, человеку присуща биологическая форма приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. В силу того, что биологическое в нем является специфическим человеческим, включает результаты социальной детерминированности, эта приспособительная деятельность как на гомеоста- тическом, так и на "исследовательском" уровне носит активный характер, то есть является биологической адаптацией. Мотивация биологической адаптации обусловлена, как уже отмечалось, диалектическим единством мотивов гомеостатиче- ского и негомеостатического вида. В отличие от животных, где выбор мотивов, их соотнесенности осуществляется на уровне сложных условных рефлексов, у человека проявление мотивации опосредовано функцией сознания. Поэтому в актуализации того или иного выбора у человека решающую роль играет так называемый сознательный мотив. Относясь к сфере изучения психологии, мотивация деятельности человека, в том числе адаптационной, обусловливает необходимость изучения психологической адаптации. Проблемы адаптации человека активно разрабатываются в западной психологии в рамках специального направления, возникшего в 30—40-х годах XX века на базе необихевиоризма (Н.Миллер, Дж.Даллард, Р.Сире и др.) и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией (Р.Бенедикт, М.Мид), психосоматической медициной (Ф.Александер, Т.Френч). При всех различиях между этими психологическими школами и направлениями их объединяет взгляд на мотив деятельности индивида как на величину, возникающую и развивающуюся по единственной причине: из-за нарушения гомеостатического равновесия между организмом и средой, и, как реакции на это, стремления его восстановить. Таким образом, испытываемая организмом потребность в восстановлении равновесия со средой рассматривалась как главный двигатель адаптивного поведения. Подобный подход долгие годы господствовал в представлениях об адаптации западных и отечественных психологов. Однако, взгляд на сущность психологической адаптации, предполагающей в качестве доминанты адаптационного поведения человека мотив достижения равновесия с окружающей средой в ответ на внешние возмущения, сужает понимание роли психологической адаптации до обеспечения целостности биологической системы, организма человека вопреки разрушающим воздействиям среды (другими словами, роль психологической адаптации сводится к обеспечению успешного протекания биологической адаптации). Конечно, нельзя недооценивать значимость результатов обеспечения биологической адаптации человека, целью которой является сохранение его жизни, а следовательно, и возможности его жизнедеятельности (в том числе и адаптационной: психологической и социальной). Однако недопустимо и сведение всей многогранной и многоуровневой адаптации человека к его сохранению как биологического вида. Предпосылки для дальнейшего развития концепции психологической адаптации были созданы развитием передовой биологической мысли в направлении преодоления взгляда на организм как на систему, вся деятельность которой подчинена задаче поддержать свое равновесное состояние в ответ на возмущающее воздействие среды. Кроме того, в обществе нарастала потребность в исследовании движущих сил творческой деятельности человека, ее мотивации. Рассматривая психологическую адаптацию в качестве особого вида психической деятельности человека в ответ на изменения внешней среды, важно прежде всего выяснить, почему, в результате проявления каких потребностей активизируется психика человека, на что эта активность направлена, какие причины определяют именно адаптивную активность психики? Ответить на эти вопросы — значит исследовать мотивацию адаптивного поведения человека, которое, как и любой другой вид поведения, должно быть мотивировано, иначе оно никогда не свершится. Вместе с тем мотив как осознанное побуждение к определенному образу действия сам по себе не является причиной целенаправленного действия. Посредством его в психике человека отражаются потребности, вызванные объективными явлениями внутреннего или внешнего свойства. Таким образом, путь для определения сущности психологической адаптации лежит через изучение потребностей, которые эту адаптацию вызывают. Одна из детерминирующих психологическую адаптацию потребностей уже рассматривалась. Она носит гомеостатический характер и ее влияние ограничено. Нацелены такие потребности главным образом на психическое подкрепление биологической адаптации. Направленность же их на среду носит безусловно рефлекторный, изначально присущий организму и заложенный в его конструкцию в процессе естественного отбора характер. Поэтому при достаточно новых изменениях внешней среды действие этих приспособительных механизмов малоэффективно. Более того, при резком отличии ранее неизвестных изменений внешней среды, выходящих за пределы наследственной программы" человека, мотивация приспособительного механизма не происходит. В силу этого, мотивированная под воздействием гомеостатической потребности деятельность носит ограниченный приспособительный характер. Среди потребностей негомеостатического характера непосредственно связаны с психологической адаптацией так называемые ориентировочные потребности*. Само название этих потребностей весьма точно отражает их роль в процессе саморегулирования поведения. Основываясь на ранее усвоенной информации от различного рода раздражителей, адекватно реагируя на величину сигнальных значений, живые организмы на воздействие ориентировочных потребностей, возникших в результате появления новизны в окружающей (или внутренней) среде, отвечают мотивацией адаптивного поведения. Тем самым ориентировочные потребности позволяют всем живым организмам выбирать такие формы поведения, которые дают возможность достичь полезной цели и избежать вредных последствий. Применительно к адаптации организма в ответ на воздействие окружающей среды ориентировочные потребности не только приводят в действие процесс адаптивной деятельности организма, но и помогают выбрать тактику адаптивного поведения. Учитывая, что по такому же принципу регулирует свое отношение с физической средой и человек, отметим, что благодаря развитому интеллекту мотивация адаптивного поведения у него имеет осознанный характер. Реализуя заложенные в нем возможности познания, предвидения, планирования и организации своего поведения, человек обеспечивает свою значительную независимость от окружающей среды, придает своей приспособительной деятельности адаптивно-адаптирующий характер, изменяющий как собственное поведение, так и окружающую среду. Следовательно, адаптация человека, мотивированная ориентировочными потребностями, носит активный характер и направлена на устранение недостаточной ориентированности человека, вызванной появлением новизны в окружающей среде. Исследования показывают, что ориентировочные потребности имеют свою структуру, включающую познавательную потребность, потребность в эмоциональном контакте, а также потребность смысла жизни**. Каждая из них обусловливает См.: Обуховский К. Психология влечений человека. — М.: Наука, 1972. См.: Г р и м а к Л. П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1987. — С.157. соответствующий ввд адаптивного поведения человека. Так, под воздействием познавательной потребности мотивируется стремление к познанию непонятных для индивида явлений. Потребности в эмоциональном контакте соответствует регулирование поведения человека в зависимости от эмоциональных отношений других людей. А в ответ на потребность смысла жизни формируется стремление соотносить ценность собственной личности с различными уровнями коллективных и общечеловеческих ценностей. Как видим, все три составляющие ориентировочных потребностей непосредственно связаны с образованием. С его помощью осуществляется научное познание новых для индивида явлений, происходит адекватная оценка эмоциональных отношений окружающих, проводится соотнесение собственных ценностей с общепринятыми в обществе. Таким образом, реализация ориентировочных потребностей мотивирует поведение человека, направленное на исследование и анализ складывающейся новой ситуации среды как с участием предметных соотношений, так и опираясь на эмоциональные оценки людей, а также с помощью абстрактных понятий, соотнесения с совокупностью общественных ценностей. В итоге возникает возможность не только констатировать события, но и предвидеть, планировать их. Завершающим этапом и результатом мотивации адаптивного поведения является формирование цели деятельности, а также программы, включающей средства реализации цели. Проведенный анализ сущности психологической адаптации человека подводит к следующему пониманию этого явления. Касающиеся конкретного человека изменения в окружающей природной или социальной среде создают элемент новизны ситуации, являющейся источником возникновения у индивида ориентировочных потребностей. Под воздействием последних осуществляется мотивация поведения человека (назовем его адаптивным), направленного на удовлетворение ориентировочных потребностей, формируется в сознании цель и программа этого поведения. Целью поведения предстает достижение адекватной оценки изменений среды и новой ситуации в целом, определение значимости этих изменений для себя и для успешного взаимодействия со средой, необходимости коррекции этого взаимодействия, путей ее осуществления. Программа поведения опирается на уровень образования индивида и включает такие виды образовательной деятельности, как изучение и анализ информации об изменениях, расширение для этого уровня эмоциональных контактов, соотнесение личных интересов и ценностей с общественной значимостью и ценностями изменений. Следует подчеркнуть, что собственно психическая адаптация ограничивается только осознанием цели и программы адаптивного поведения. Реализация же этой программы, то есть само адаптивное поведение, лежит вне рамок психической адаптации. Таким образом, психологическая адаптация представляет собой возникающий в ответ на значимую новизну в окружающей среде процесс мотивации адаптивного поведения человека, формирования цели и программы его реализации. При этом необходимо отметить, что в каждом конкретном случае протекание этого процесса приобретает эмоциональную окраску и динамику в соответствии с особенностями характеристик психики индивида. Психологическая адаптация самым непосредственным образом связана с другими уровнями адаптации человека. С одной стороны, через психологическую адаптацию осуществляется подкрепление биологической адаптации на психическом уровне. С другой, — сама психическая адаптация как продукт функционирования мозга осуществляется на биологической основе. Неоднозначными являются и взаимозависимости психологической и социальной адаптации. Будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений окружающей среды и человеческого сознания, психики, психологическая адаптация, в свою очередь, через формирование целей и программы воздействует на эффективность адаптивной деятельности, а также придает динамике этой деятельности индивидуальную эмоциональную окраску. Без психологической адаптации, побуждающей человека к адаптивной деятельности, как бы "дающей старт" социальной адаптации, последняя была бы просто невозможна. Таким образом, изложенное выше понимание биологического и психологического уровней адаптации с необходимостью требует обогащение индивида целенаправленными знаниями о биологических и физиологических закономерностях его жизнедеятельности, о биологических и психических механизмах человеческого поведения о других аспектах человековедения. Это позволит адаптанту участвовать в процессе адаптации осознанно, управлять своим адаптивным поведением. В полном объеме такими знаниями должны владеть педагоги. И не только владеть, но и уметь применять их в процессе образования и воспитания. Формирование здорового организма человека, легко адаптирующегося к динамизму изменений окружающей природной и социальной среды, а также устойчивой психики, гибко реагирующей на изменения социально- психических условий среды, являются органичной составляющей всей системы образования и воспитания. Тем самым закладываются возможности для успешной социальной адаптации и социализации человека. АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Исследования социальной адаптации показывают, что в научной литературе сложились различные точки зрения на сущность этого понятия. Всю совокупность отраженных в них позиций можно свести к двум подходам: широкому, более обобщенному пониманию и узкому, специфическому. Переходя к рассмотрению собственно социальной адаптации, то есть в узком ее понимании, необходимо прежде всего отметить, что в отечественной общественной литературе существуют различные взгляды по этому поводу. Одни авторы понимают социальную адаптацию как процесс освоения и усвоения индивидом общественных отношений, норм поведения и системы ценностей, существующих в данном обществе и преломленных через материальные и духовные компоненты среды*. Другие** видят в ней процесс усвоения личностью социального опыта общества в целом и той микросреды, к которой она принадлежит. Исследователи третьей группы*** рас- См., например: Борискин А. Н. К вопросу об адаптации молодых рабочих на производстве. В кн.: Личность и проблемы коммунистического воспитания. - Воронеж: ВГУ, 1973. — С. 112. См., например: Медведев Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Адаптация — важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика. — 1969. - N 3. — С.65. См., например: Ермоленко Н. А. Некоторые вопросы содержания оциальной адаптации // Молодые ученые — науке. — Ростов-на-Дону, 1974. — Вып.2. - с. 18. сматривают адаптацию как процесс постепенного перевода общественных норм и идеалов в личные установки и ценности. Некоторые авторы[80] видят в ней практическую деятельность, основное содержание которой составляет приспособление и привыкание личности (и общностей) к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование конкретной социальной среды и самих себя в соответствии с личными и общественными потребностями. Наиболее общим, на наш взгляд, признаком приведенных (как и абсолютного большинства остальных) определений является признание социального характера этого явления. Вместе с тем вряд ли оправдано абсолютизировать этот признак, забывая о биологическом и психологическом уровнях адаптации человека, на которых базируется социальная адаптация. На наш взгляд, социальную адаптацию необходимо рассматривать как завершающий, итоговый, этап адаптации человека в целом, основывающийся и содержащий в себе в диалектически снятом виде предшествующие этапы биологической и психической адаптации. Думается, что такой подход позволит выяснить как место и роль социальных факторов (и образования в их числе) в адаптационной деятельности, так и взаимосвязь, взаимообусловленность всех уровней адаптации человека. Адаптивная деятельность по освоению социальной действительности, как и всякая человеческая деятельность, "сменила" свою биологическую сущность на социальную еще со времени создания человеком первого орудия труда. Свойственное для животного мира пассивное приспособление к окружающей природе у человека постепенно было вытеснено активной адаптивно-преобразующей деятельностью по приспособлению природы для нормальной жизнедеятельности людей. Возникновение первых проявлений социального действия — производство средств для удовлетворения потребностей в самом необходимом для жизни — пище и питье, жилище, одежде и т.п., порождение на этой основе новых потребностей и производство других людей — следует считать также началом и в то же время первым результатом социальной адаптации человека. Потому что в процессе освоения человеком этих новых видов социальной деятельности уже с самого начала обнаруживается материалистическая связь людей между собой, обусловленная потребностями и способом производства. Эта связь, осуществляемая в процессе социальной деятельности, содержит в себе причину — "двигатель" социальной адаптивной деятельности будучи одновременно и результатом этой деятельности. Возникнув в процессе адаптации человека к окружающей среде, эта связь, такая же старая, как и сами люди, непрерывно и неизбежно принимает новые формы благодаря развитию новых потребностей и новых средств производства. Тем самым с необходимостью воспроизводится потребность в адаптации человека к непрерывно меняющейся социальной деятельности, в ее познании.
Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |