Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекиия 8 1 страница




МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕХАНИЗМЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА[75]

Цели. Изучив данную тему, Вы должны уметь:

1. Объяснить, что собой представляет процесс адаптации человека, в чем ее сущность.

2. Показать взаимосвязь биологической, психической и социальной адаптации в жизнедеятельности человека.

3. Сравнить процессы адаптации и социализации человека, указать их сходства и различия.

4. Раскрыть суть адаптивно-развивающей концепции социализации.

5. Показать место образования в механизме реализации социализации индивида.

АДАПТАЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Возникновение термина адаптация относится ко второй по­ловине XVIII века. Введение его в научный оборот связывают с именем немецкого физиолога Ауберта (Н.АуЬей), который использовал этот термин для характеристики явления приспо­собления чувствительности органов зрения (или слуха), выра­жающегося в повышении или понижении чувствительности в ^ [76]

ответ на действие адекватного раздражителя.

Вместе с тем широкий интерес к проблеме адаптации чело­века позволяет говорить о многосторонности, скорее даже, универсальности класса адаптивных явлений. Поэтому важно с междисциплинарных позиций взглянуть на многоуровневое явление еложноорганизованной биологической, психической и социальной природы, выделив в нем социальную обуслов­ленность как ведущую в адаптации человека. Такой подход отражает утвердившийся в качестве ведущего в современной отечественной литературе по проблемам комплексного изуче­ния человека взгляд на человеческую деятельность и поведе­ние, обусловленные взаимосвязью биологических, психиче­ских и социальных закономерностей при ведущей роли по­следних[77]. Однако для осуществления такого интегрированно­го, комплексного рассмотрения адаптации человека необходи­мо, прежде всего, дифференцированно рассмотреть каждый из составных элементов, уровней адаптации — биологиче­ский, психологический и социальный.

Биологическая адаптация человека отражает общую со всеми живыми организмами его биологическую организацию, а так­же особенное, специфическое биологическое в человеке, имеющем социальную сущность.

Большое теоретическое значение для исследования проблем биологической адаптации имеют: положения Ч.Дарвина о том, что адаптации, как и любые другие свойства живого, форми­руются исторически, а потому являются относительными во времени и пространстве; мысль И.М.Сеченова о единстве ор­ганизма и среды, взаимодействие которых является необходи­мым условием возникновения и развития адаптации ("Всегда и везде жизнь, — считал он, — слагается из кооперации двух факторов определенной, но изменяющейся организации и воздействия извне"[78]. Ему принадлежит естественно-научное обоснование теории отражения и связи отражения с адапта­цией); понимание А.Ухтомским организма как целостности, его активности во взаимодействии со средой в процессе адап­тации, которое стало толчком в исследовании поведенческих механизмов адаптации организмов, привело к раскрытию фи­зиологических механизмов адаптации организма к внешней среде; учение И.П.Павлова, в частности, принцип историче­ской (эволюционной) детерминированности отношения орга­низма к среде, а также эволюционной детерминированности любой формы реактивности воздействия внешней среды. Жи­вой организм как система, полагал Павлов, существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному урав­новешиванию этой системы с внешней средой, то есть благо­даря определенным реакциям живой системы на внешние раздражители, причем у более высших животных эти реакции осуществляются через нервную систему в виде рефлексов. На этой базе возникло стройное учение о приспособлении живот­ных и человека на основе безусловных и условных рефлексов, теории второй сигнальной системы как одного из механизмов социальной адаптации. В процессе дальнейшего развития эти и другие идеи нашли свое применение в исследованиях совре­менной биологии, медицины, экологии и других наук. Как и всякая биологическая система, состоящая из клеток, органов и систем, подчиненных общим законам биологической орга­низации, человек не оторван от биологической жизни, в том числе и от важнейшей формы ее проявления — взаимодейст­вия со средой.

В отличие от свойственного неживому пассивного отраже- ния — реагирования _н а внешнйс~возде йст вия, живая "система даже в своей простейшей элементарной форме обладает спо­собностью в известной мере активного избирательного отра­жения. Благодаря этой способности, она может осуществлять приспособительную деятельность, направленную на сохране- ние целостности системы в условиях постоянно изменяющей- ся среды, на установление равновесия со средой. Мотивом поведения живого "^рганй^їа "*всГ "взаимодействии со средой рассматривается в данном случае потребность в восстановле­нии равновесия. Так, на основе принципа гомеостаза (гомео- стазиса) стало возможным детерминистское объяснение само­регуляции жизнедеятельности организмов. Под этот принцип подводилось все многообразие приспособительной деятельно­сти. Действительно, гомеостаз охватывает фундаментальный (хотя и не единственный) уровень взаимодействия живого ор­ганизма со средой, что через посредство естественного отбора закрепилось в качестве механизма сохранения основных кон­стант организма (давление крови, содержание сахара и мине­ральных солей и др.). Эти механизмы включаются при воз­никновении неравновесия и направлены на его восстановле­ние. При этом организму приходится ориентироваться на па­раметры среды, от которых зависит нормальное протекание обмена веществ. Таким образом, направленность на среду от­носится к реакциям организма, которые И.П.Павлов опреде­лил как безусловно-рефлекторные, изначально присущие ор­ганизму, заложенные в его конструкции и передаваемые по наследству. В таком понимании эта часть биологической при­способительной деятельности присуща и человеку и, несмотря на его глубокую социальность, как бы держит его в плену биологической жизни. Дело в том, что в результате прямой преемственности от животных предков человек унаследовал комплекс реакций и инстинктов, возникших в процессе эво­люции: некоторые особенности организма, Ьсзусловные реак­ции, рожден исГразмножсн не. смерть.

Вместе с тем эта общая для всех живых организмов биоло­гическая адаптация, передаваемая по наследству, составляет наиболее консервативную часть в процессе эволюции живого. В своей сущности она способствует стабилизации, сохране­нию качественной определенности вида. Изменчивость же, приспособление к постоянно изменяющейся среде — это та сторона процесса, которая производит изменения. Эта измен­чивость обеспечивалась воздействием на наследственность ре­зультатов прижизненного приспособления, научения, выра­ботки условных рефлексов. Аккумуляция, накопление в орга­низме информации об индивидуальном опыте в виде "памяти" (И.И.Шмальгаузен) или "следов" (И.П.Павлов), являющихся результатом испытанных воздействий, расширяет приспособи­тельные возможности, повышает степень активности, обеспе­чивает его "участие" в биологической эволюции. При относи­тельно неизменных условиях среды организму достаточно имеющихся "следов" для адекватного ответа на ее привычные воздействия. Обмен со средой протекает в рамках, определен­ных наследственным механизмом организма, практически без адаптивных изменений. Поэтому к собственно адаптации ор­ганизма будем относить только ту активную часть его приспо­собительной деятельности, которая в ответ на достаточно но­вые изменения внешней среды вызывает приспособительную активность организма и направляет последнюю как на преоб­разование (изменение) самого организма, так и на преобразо­вание среды.

Выделение из приспособления ее активной части — адапта­ции позволит отойти от взгляда на активность организма по отношению к окружающему миру как на производную от за­ложенного в самой природе живого влечения к равновесию, к тому, чтобы удержать жизнедеятельность на одном и том же стабильном уровне. Тем самым создаются предпосылки для объяснения мотивации активности организма на углубленном теоретическом уровне, что имеет особое значение при рассмо­трении психологической и социальной адаптации человека.

Анализ биологической адаптации человека свидетельствует, что большая ее часть обусловлена, в первую очередь, структу­рами, присущими только человеку. Эти структуры проявляют­ся в биологической организации руки, горла, рта и других ор­ганов; в биологической организации неокортекса и законо­мерностях его функционирования; в функциях второй сиг­нальной системы и др. Подчиняясь биологическим законам, будучи биологическими, эти структуры в то же время являют­ся специфически биологическими, поскольку они определены социальными условиями.

Характер труда, трудовой функции и социальной среды ста­ли главными в формировании специфически человеческих биологических образований. Именно труд как целесообразная деятельность человека создал его телесную организацию. Под влиянием труда человек, сохраняя свою биологическую при­роду, превратился вместе с тем в общественное существо. Следовательно, человеческая действительность вкпочает не только естественные, природные, но и искусственные, "сверх­природные" социальные и культурные факторы. Во многом, порывая ранее существовавшие связи с природой, человек на­чал выражать свою родовую сущность в создании "сверхпри­роды", охватывающей "вторую природу", и культуру. Тем са­мым он в основном освободился из-под эволюционных меха­низмов, приобрел свою "надбиологическую", социальную сущ­ность. Это внесло существенные изменения и во взаимодейст­вие человека с природой. С этого момента его адаптация при­обрела характер не просто приспособления, а также измене­ния этой среды сообразно собственным потребностям. Воз­никла необходимость адаптации как самой природы, так и че­ловека как ее элемента к созданной им "второй природе", к продуктам и результатам его культуры. Однако это не дает ос­нования для абсолютизации социального в человеке, такого понимания, будто только социальное является детерминирую­щим фактором. Для правильного понимания взаимодействия социального и биологического в процессе адаптации, думает­ся, важно учитывать историю возникновения самого человека, динамику изменений в доминировании биологического и со­циального в процессе развития человеческого общества.

Такого рода изменения характерны и для современного эта­па научно-технической революции. Воздействуя на социальные и природные условия жизни человека, она способствует появ­лению у людей новых признаков человечески биологического. Такими признаками можно считать ускоренные темпы физи­ческого развития и раннее половое созревание юношества, увеличение средней продолжительности жизни и др. Характе­рно, что такое воздействие может носить не только положите­льный, но и отрицательный характер, как благоприятно, так и негативно сказываться на состоянии организации человека.

Согласно многочисленным физиологическим эксперимен­там воздействие негативных факторов среды проявляется не только на биологическом уровне, но и в различных наруше­ниях морального поведения, привычек, в нейропсихических отклонениях самой разной природы: быстрое утомление, ос­лабление внимания, сильное колебание настроения и т.п.[79]. Подобные отклонения оказывают существенное воздействие на психологический и социальный уровень адаптации челове­ка. Они свидетельствуют также о том, что в адаптации челове­ка все меньше остается "чисто" биологического, т.е. общего с другими живыми организмами. Возникла потребность в рас­ширении понимания мотивирования адаптационной деятель­ности живых систем за рамки, ограниченные принципом го- меостазиса, за пределы представлений об организме как инертной системе, выводимой из равновесного состояния только под влиянием внешних толчков.

Научные предпосылки для углубленной разработки проблем мотивации биологической (а также, как будет показано выше, психологической и социальной) адаптации возникли в связи с появлением новых методик и технических возможностей изу­чения функционирования человека.

Результаты проведенных исследований привели к выводу, что в такой же, если не в большей степени, как потребность в сохранении основных физиологических констант (обозначим ее как "гомеостатическую") организму свойственна и так на­зываемая "исследовательская" потребность в приобретении новой информации об окружающем мире. Подобно тому, как гомеостатическое приспособление реализуется путем включе­ния ряда физиологических механизмов через возбуждение со­ответствующих рецепторов, "исследовательское" поведение обусловлено реакцией активизирующей системы высших нервных центров (локализованной в мозговом стволе). Раз­дражители при этом выполняют две функции — сигнальную (информационную) и активизирующую (энергетическую). Кроме того, обусловливающая "исследовательское" поведение реакция активирующей системы высших нервных центров представляет собой ни что иное, как проявление высшей нервной деятельности мозга, относящейся к сфере психики. Это свидетельствует о наличии диалектической взаимосвязи между биологической и психической адаптацией.

Таким образом, диалектическое единство организма и сре­ды проявляется в процессе биологической адаптации через нераздельную связь двух доминант поведения организма при их взаимодействии: во-первых, направленную на сохранение организма как системы и, во-вторых, на обеспечение изуче­ния среды. Сочетание этих двух доминант в приспособитель­ной деятельности присуще всем живым существам, однако их соотношение различно для разного уровня развития живого. Чем выше организм находится на эволюционной шкале, тем значительнее доля "исследовательской" доминанты.

Итак, человеку присуща биологическая форма приспособи­тельной деятельности по отношению к внешней среде. В силу того, что биологическое в нем является специфическим чело­веческим, включает результаты социальной детерминирован­ности, эта приспособительная деятельность как на гомеоста- тическом, так и на "исследовательском" уровне носит актив­ный характер, то есть является биологической адаптацией.


Мотивация биологической адаптации обусловлена, как уже отмечалось, диалектическим единством мотивов гомеостатиче- ского и негомеостатического вида. В отличие от животных, где выбор мотивов, их соотнесенности осуществляется на уровне сложных условных рефлексов, у человека проявление мотивации опосредовано функцией сознания. Поэтому в ак­туализации того или иного выбора у человека решающую роль играет так называемый сознательный мотив. Относясь к сфере изучения психологии, мотивация деятельности человека, в том числе адаптационной, обусловливает необходимость изу­чения психологической адаптации.

Проблемы адаптации человека активно разрабатываются в западной психологии в рамках специального направления, возникшего в 30—40-х годах XX века на базе необихевиоризма (Н.Миллер, Дж.Даллард, Р.Сире и др.) и ответвлений психо­аналитической психологии, связанных с культурной антропо­логией (Р.Бенедикт, М.Мид), психосоматической медициной (Ф.Александер, Т.Френч). При всех различиях между этими психологическими школами и направлениями их объединяет взгляд на мотив деятельности индивида как на величину, воз­никающую и развивающуюся по единственной причине: из-за нарушения гомеостатического равновесия между организмом и средой, и, как реакции на это, стремления его восстановить. Таким образом, испытываемая организмом потребность в вос­становлении равновесия со средой рассматривалась как глав­ный двигатель адаптивного поведения.

Подобный подход долгие годы господствовал в представле­ниях об адаптации западных и отечественных психологов. Од­нако, взгляд на сущность психологической адаптации, пред­полагающей в качестве доминанты адаптационного поведения человека мотив достижения равновесия с окружающей средой в ответ на внешние возмущения, сужает понимание роли пси­хологической адаптации до обеспечения целостности биологи­ческой системы, организма человека вопреки разрушающим воздействиям среды (другими словами, роль психологической адаптации сводится к обеспечению успешного протекания биологической адаптации).

Конечно, нельзя недооценивать значимость результатов обеспечения биологической адаптации человека, целью кото­рой является сохранение его жизни, а следовательно, и воз­можности его жизнедеятельности (в том числе и адаптацион­ной: психологической и социальной). Однако недопустимо и сведение всей многогранной и многоуровневой адаптации че­ловека к его сохранению как биологического вида.

Предпосылки для дальнейшего развития концепции психо­логической адаптации были созданы развитием передовой биологической мысли в направлении преодоления взгляда на организм как на систему, вся деятельность которой подчинена задаче поддержать свое равновесное состояние в ответ на воз­мущающее воздействие среды. Кроме того, в обществе нарас­тала потребность в исследовании движущих сил творческой деятельности человека, ее мотивации.

Рассматривая психологическую адаптацию в качестве особо­го вида психической деятельности человека в ответ на изме­нения внешней среды, важно прежде всего выяснить, почему, в результате проявления каких потребностей активизируется психика человека, на что эта активность направлена, какие причины определяют именно адаптивную активность психи­ки? Ответить на эти вопросы — значит исследовать мотива­цию адаптивного поведения человека, которое, как и любой другой вид поведения, должно быть мотивировано, иначе оно никогда не свершится.

Вместе с тем мотив как осознанное побуждение к опреде­ленному образу действия сам по себе не является причиной целенаправленного действия. Посредством его в психике че­ловека отражаются потребности, вызванные объективными явлениями внутреннего или внешнего свойства. Таким обра­зом, путь для определения сущности психологической адапта­ции лежит через изучение потребностей, которые эту адапта­цию вызывают.

Одна из детерминирующих психологическую адаптацию по­требностей уже рассматривалась. Она носит гомеостатический характер и ее влияние ограничено. Нацелены такие потребно­сти главным образом на психическое подкрепление биологи­ческой адаптации. Направленность же их на среду носит без­условно рефлекторный, изначально присущий организму и за­ложенный в его конструкцию в процессе естественного отбо­ра характер. Поэтому при достаточно новых изменениях внешней среды действие этих приспособительных механизмов малоэффективно. Более того, при резком отличии ранее неиз­вестных изменений внешней среды, выходящих за пределы наследственной программы" человека, мотивация приспосо­бительного механизма не происходит. В силу этого, мотивиро­ванная под воздействием гомеостатической потребности дея­тельность носит ограниченный приспособительный характер.

Среди потребностей негомеостатического характера непо­средственно связаны с психологической адаптацией так назы­ваемые ориентировочные потребности*.

Само название этих потребностей весьма точно отражает их роль в процессе саморегулирования поведения. Основываясь на ранее усвоенной информации от различного рода раздра­жителей, адекватно реагируя на величину сигнальных значе­ний, живые организмы на воздействие ориентировочных по­требностей, возникших в результате появления новизны в ок­ружающей (или внутренней) среде, отвечают мотивацией адап­тивного поведения. Тем самым ориентировочные потребности позволяют всем живым организмам выбирать такие формы поведения, которые дают возможность достичь полезной цели и избежать вредных последствий. Применительно к адаптации организма в ответ на воздействие окружающей среды ориен­тировочные потребности не только приводят в действие про­цесс адаптивной деятельности организма, но и помогают выб­рать тактику адаптивного поведения. Учитывая, что по такому же принципу регулирует свое отношение с физической средой и человек, отметим, что благодаря развитому интеллекту мо­тивация адаптивного поведения у него имеет осознанный ха­рактер. Реализуя заложенные в нем возможности познания, предвидения, планирования и организации своего поведения, человек обеспечивает свою значительную независимость от окружающей среды, придает своей приспособительной дея­тельности адаптивно-адаптирующий характер, изменяющий как собственное поведение, так и окружающую среду. Следо­вательно, адаптация человека, мотивированная ориентировоч­ными потребностями, носит активный характер и направлена на устранение недостаточной ориентированности человека, вызванной появлением новизны в окружающей среде.

Исследования показывают, что ориентировочные потребно­сти имеют свою структуру, включающую познавательную по­требность, потребность в эмоциональном контакте, а также потребность смысла жизни**. Каждая из них обусловливает

См.: Обуховский К. Психология влечений человека. — М.: Наука, 1972.

См.: Г р и м а к Л. П. Резервы человеческой психики: введение в психо­логию активности. — М.: Политиздат, 1987. — С.157.

соответствующий ввд адаптивного поведения человека. Так, под воздействием познавательной потребности мотивируется стремление к познанию непонятных для индивида явлений. Потребности в эмоциональном контакте соответствует регули­рование поведения человека в зависимости от эмоциональных отношений других людей. А в ответ на потребность смысла жизни формируется стремление соотносить ценность собст­венной личности с различными уровнями коллективных и об­щечеловеческих ценностей. Как видим, все три составляющие ориентировочных потребностей непосредственно связаны с образованием. С его помощью осуществляется научное позна­ние новых для индивида явлений, происходит адекватная оценка эмоциональных отношений окружающих, проводится соотнесение собственных ценностей с общепринятыми в об­ществе.

Таким образом, реализация ориентировочных потребностей мотивирует поведение человека, направленное на исследова­ние и анализ складывающейся новой ситуации среды как с участием предметных соотношений, так и опираясь на эмо­циональные оценки людей, а также с помощью абстрактных понятий, соотнесения с совокупностью общественных ценно­стей. В итоге возникает возможность не только констатиро­вать события, но и предвидеть, планировать их. Завершаю­щим этапом и результатом мотивации адаптивного поведения является формирование цели деятельности, а также програм­мы, включающей средства реализации цели.


Проведенный анализ сущности психологической адаптации человека подводит к следующему пониманию этого явления. Касающиеся конкретного человека изменения в окружающей природной или социальной среде создают элемент новизны ситуации, являющейся источником возникновения у индивида ориентировочных потребностей. Под воздействием последних осуществляется мотивация поведения человека (назовем его адаптивным), направленного на удовлетворение ориентиро­вочных потребностей, формируется в сознании цель и про­грамма этого поведения. Целью поведения предстает достиже­ние адекватной оценки изменений среды и новой ситуации в целом, определение значимости этих изменений для себя и для успешного взаимодействия со средой, необходимости кор­рекции этого взаимодействия, путей ее осуществления. Про­грамма поведения опирается на уровень образования индиви­да и включает такие виды образовательной деятельности, как изучение и анализ информации об изменениях, расширение для этого уровня эмоциональных контактов, соотнесение лич­ных интересов и ценностей с общественной значимостью и ценностями изменений. Следует подчеркнуть, что собственно психическая адаптация ограничивается только осознанием це­ли и программы адаптивного поведения. Реализация же этой программы, то есть само адаптивное поведение, лежит вне ра­мок психической адаптации.

Таким образом, психологическая адаптация представляет со­бой возникающий в ответ на значимую новизну в окружаю­щей среде процесс мотивации адаптивного поведения челове­ка, формирования цели и программы его реализации. При этом необходимо отметить, что в каждом конкретном случае протекание этого процесса приобретает эмоциональную окра­ску и динамику в соответствии с особенностями характери­стик психики индивида.

Психологическая адаптация самым непосредственным обра­зом связана с другими уровнями адаптации человека.

С одной стороны, через психологическую адаптацию осу­ществляется подкрепление биологической адаптации на пси­хическом уровне. С другой, — сама психическая адаптация как продукт функционирования мозга осуществляется на био­логической основе.

Неоднозначными являются и взаимозависимости психоло­гической и социальной адаптации. Будучи социально обуслов­ленной общественным характером вызывающих ее изменений окружающей среды и человеческого сознания, психики, пси­хологическая адаптация, в свою очередь, через формирование целей и программы воздействует на эффективность адаптив­ной деятельности, а также придает динамике этой деятельно­сти индивидуальную эмоциональную окраску. Без психологи­ческой адаптации, побуждающей человека к адаптивной дея­тельности, как бы "дающей старт" социальной адаптации, по­следняя была бы просто невозможна.

Таким образом, изложенное выше понимание биологиче­ского и психологического уровней адаптации с необходимо­стью требует обогащение индивида целенаправленными зна­ниями о биологических и физиологических закономерностях его жизнедеятельности, о биологических и психических меха­низмах человеческого поведения о других аспектах человеко­ведения. Это позволит адаптанту участвовать в процессе адап­тации осознанно, управлять своим адаптивным поведением. В полном объеме такими знаниями должны владеть педагоги. И не только владеть, но и уметь применять их в процессе обра­зования и воспитания. Формирование здорового организма человека, легко адаптирующегося к динамизму изменений ок­ружающей природной и социальной среды, а также устойчи­вой психики, гибко реагирующей на изменения социально- психических условий среды, являются органичной составляю­щей всей системы образования и воспитания. Тем самым за­кладываются возможности для успешной социальной адапта­ции и социализации человека.

АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Исследования социальной адаптации показывают, что в на­учной литературе сложились различные точки зрения на сущ­ность этого понятия. Всю совокупность отраженных в них по­зиций можно свести к двум подходам: широкому, более обоб­щенному пониманию и узкому, специфическому.

Переходя к рассмотрению собственно социальной адапта­ции, то есть в узком ее понимании, необходимо прежде всего отметить, что в отечественной общественной литературе су­ществуют различные взгляды по этому поводу. Одни авторы понимают социальную адаптацию как процесс освоения и ус­воения индивидом общественных отношений, норм поведе­ния и системы ценностей, существующих в данном обществе и преломленных через материальные и духовные компоненты среды*. Другие** видят в ней процесс усвоения личностью со­циального опыта общества в целом и той микросреды, к кото­рой она принадлежит. Исследователи третьей группы*** рас-

См., например: Борискин А. Н. К вопросу об адаптации молодых ра­бочих на производстве. В кн.: Личность и проблемы коммунистического вос­питания. - Воронеж: ВГУ, 1973. — С. 112.

См., например: Медведев Г. П., Рубин Б. Г., Колесни­ков Ю. С. Адаптация — важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика. — 1969. - N 3. — С.65.

См., например: Ермоленко Н. А. Некоторые вопросы содержания оциальной адаптации // Молодые ученые — науке. — Ростов-на-Дону, 1974.

— Вып.2. - с. 18.

сматривают адаптацию как процесс постепенного перевода общественных норм и идеалов в личные установки и ценно­сти. Некоторые авторы[80] видят в ней практическую деятель­ность, основное содержание которой составляет приспособле­ние и привыкание личности (и общностей) к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преоб­разование конкретной социальной среды и самих себя в соот­ветствии с личными и общественными потребностями.

Наиболее общим, на наш взгляд, признаком приведенных (как и абсолютного большинства остальных) определений яв­ляется признание социального характера этого явления. Вме­сте с тем вряд ли оправдано абсолютизировать этот признак, забывая о биологическом и психологическом уровнях адапта­ции человека, на которых базируется социальная адаптация. На наш взгляд, социальную адаптацию необходимо рассмат­ривать как завершающий, итоговый, этап адаптации человека в целом, основывающийся и содержащий в себе в диалектиче­ски снятом виде предшествующие этапы биологической и психической адаптации. Думается, что такой подход позволит выяснить как место и роль социальных факторов (и образова­ния в их числе) в адаптационной деятельности, так и взаимо­связь, взаимообусловленность всех уровней адаптации челове­ка.

Адаптивная деятельность по освоению социальной действи­тельности, как и всякая человеческая деятельность, "сменила" свою биологическую сущность на социальную еще со времени создания человеком первого орудия труда. Свойственное для животного мира пассивное приспособление к окружающей природе у человека постепенно было вытеснено активной адаптивно-преобразующей деятельностью по приспособлению природы для нормальной жизнедеятельности людей. Возник­новение первых проявлений социального действия — произ­водство средств для удовлетворения потребностей в самом не­обходимом для жизни — пище и питье, жилище, одежде и т.п., порождение на этой основе новых потребностей и произ­водство других людей — следует считать также началом и в то же время первым результатом социальной адаптации челове­ка. Потому что в процессе освоения человеком этих новых видов социальной деятельности уже с самого начала обнару­живается материалистическая связь людей между собой, обу­словленная потребностями и способом производства. Эта связь, осуществляемая в процессе социальной деятельности, содержит в себе причину — "двигатель" социальной адаптив­ной деятельности будучи одновременно и результатом этой деятельности. Возникнув в процессе адаптации человека к ок­ружающей среде, эта связь, такая же старая, как и сами люди, непрерывно и неизбежно принимает новые формы благодаря развитию новых потребностей и новых средств производства. Тем самым с необходимостью воспроизводится потребность в адаптации человека к непрерывно меняющейся социальной деятельности, в ее познании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.